Рабочая программа учебной дисциплины
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Приложение № ___
к образовательной
программе 08.02. 01
«Строительство и эксплуатация
зданий и сооружений»
утверждённой
приказом директора
№ ___ от _________ 2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины
ОУД.11. «Обществознание ( включая экономику и право)» |
(код, наименование дисциплины)
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» |
(специальность)
техник |
(Квалификация)
Очная |
(Форма обучения)
Нижневартовск, 2015
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.01.«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», утвержденного приказом Министерства образования и науки от 11.08.2014 г.Приказ № 965.
Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины обязательной части общеобразовательного цикла очной формы обучения по специальности 08.02.01.« Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» в 1 и 2 семестрах.
Составитель программы: Сёмкина Нина Ивановна.
Должность: преподаватель высшей квалификационной категории.
Рассмотрена на заседании МК __________________________ «____» от ___________2015 г. Протокол № _____ Руководитель: ________/________ | Рекомендована к утверждению на заседании МС «____» ___________2015 г. Протокол № ____ |
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 8
3. Условия реализация программы учебной дисциплины…………………… 28
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 30
- Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Обществознания».
1.1.Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО специальности 08.02.01.« Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина относится к циклу общеобразовательных дисциплин и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам среднего ( полного) общего образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- развитие личности в период юности, ее духовно- нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
В результате освоения дисциплины обществознания обучающийся должен уметь:
- владеть базовым понятийным аппаратом социальных наук;
- оценивать и анализировать социальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- владеть умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов
- осуществлять поиск социальной информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества как целостной развивающейся системы в единстве и взаимодействии его основных сфер и социальных институтов;
- основные тенденции и возможные перспективы развития мирового сообщества в глобальном мире;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общих компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общеучебными компетенциями по 4 блокам:
Самоорганизация - организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
Самообучение - осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, заниматься самообразованием.
Информационный блок - использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Коммуникативный блок - способность эффективно работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.
Профильная направленность общеобразовательной дисциплины.
В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы. Профильная направленность дисциплины реализуется за счет выполнения обучающимися самостоятельных работ профессионально направленного содержания. Повышению качества реализации программы способствует использование в учебном процессе современных образовательных технологий: проектной и исследовательской деятельности обучающихся, технологии организации самостоятельной работы обучающихся и др.
1.4.Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося -162 часов, в том числе:
аудиторной учебной работы обучающегося ( обязательных учебных за нятий) – 108 часов;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося – 24 часа.
2.Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 162 |
Аудиторная учебная работа ( обязательные учебные занятия) (всего) | 108 |
в том числе: | |
практические работы | 24 |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) | 54 |
в том числе: | |
подготовка сообщений | |
подготовка рефератов, докладов | |
подготовка творческих заданий ( эссе) | |
работа с документальными, электронными источниками информации и дополнительной литературой. | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план
Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
Всего | из них | |||
Теория | Практич. работа | Самостоят. работа | ||
1 семестр. | ||||
Введение | 1 | 1 | ||
| 31 | 18 | 4 | 9 |
| 19 | 12 | 2 | 5 |
| 12 | 6 | 2 | 4 |
| 15 | 8 | 2 | 5 |
| 3 | 2 | 1 | |
| 4 | 2 | 2 | |
| 8 | 4 | 2 | 2 |
| 32 | 17 | 4 | 11 |
| 7 | 5 | 2 | |
3.2 Фирмы в экономике. | 3 | 2 | 1 | |
3.3Бизнес в экономике. | 5 | 2 | 2 | 1 |
3.4.Экономика и государство. Финансы в экономике. | 4 | 2 | 2 | |
Всего в 1 семестре | 66 | 38 | 8 | 20 |
Экономика и государство. Финансы в экономике. | 2 | 2 | ||
3.5.Человек в системе экономических отношений. | 4 | 2 | 2 | |
3.6.Основные проблемы экономика России. Мировая экономики. | 7 | 2 | 2 | 3 |
| 24 | 10 | 5 | 9 |
| 6 | 2 | 1 | 3 |
| 6 | 3 | 3 | |
| 12 | 5 | 4 | 3 |
| 25 | 13 | 4 | 8 |
| 14 | 8 | 2 | 4 |
| 11 | 5 | 2 | 4 |
| 34 | 17 | 5 | 12 |
| 6 | 4 | 2 | |
| 6 | 4 | 2 | |
| 17 | 8 | 3 | 6 |
| 3 | 1 | 2 | |
Дифференцированный зачет | 2 | 2 | ||
Всего во 2 семестре | 96 | 46 | 16 | 34 |
ИТОГО: | 162 | 84 | 24 | 54 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»
Семестр | ||||
Наименование разделов и тем. | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения | |
1 | 2 | |||
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе. | 32 | |||
Введение. | 1. Информационное ( лекционное) занятие. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания. | 1 | 1 | |
Тема 1.1. Природа человека, врождённые и приобретённые качества. | Содержание учебного материала. |
2 | ||
Деятельность и общение. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоиндентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения.
| ||||
2-3. Информационное ( лекционное) занятие. Что такое человек? | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §3 прочитать., выполнить задание1-4; 2) Эссе. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В. Г. Белинский, русский литературный критик) | ||||
4-5.Информационное ( лекционное) занятие. Человек как духовное существо. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить творческое задание: В чем смысл моей жизни. | ||||
Практическое занятие №1. Заполнение таблицы: типы мировоззрения – работа по учебнику, стр. 40-44 и дополнительной информацией. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §4прочитать, ответить на вопросы самоконтроля. | ||||
6-7.Информационное ( лекционное) занятие. Социализация личности. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить план самореализации личности | ||||
8-9..Информационное ( лекционное) занятие. Деятельность как способ существования людей. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §5прочитать, выполнить задание 1-4,стр.55. 2) подготовить сообщение по одной из тем: а)Человек в учебной и трудовой деятельности; б)Почему я выбрал профессию технического профиля. | ||||
10..Информационное ( лекционное) занятие. Многообразие видов деятельности. Деятельность и общение. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) Подготовить сообщение: проблемы и особенности общения в молодежной среде. 2). Составить программу поведения в процессе общения. | ||||
11-12.Информационное ( лекционное) занятие. Познавательная деятельность человека. Истина и ее виды. Критерий истины. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1).§6 прочитать, выполнить задание 1-4,стр. 66-67. | ||||
13..Информационное ( лекционное) занятие. Многообразие мира познания. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Подобрать примеры ненаучного познания мира. |
| |||
Практическое занятие № 2. Особенности научного познания – проработать материал по учебнику: §6 стр. 60-61 и структурировать в виде схемы,( кластера.). | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Составить тест по теме - ( 15 заданий). | ||||
Тема 1.2. Общество как сложная система |
|
12 | 2 | |
14-15. Информационное ( лекционное) занятие. Общество и общественные отношения. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1).§2 прочитать, выполнить задание 1-3,стр.27. 2)Подготовить сообщение о взаимосвязи природы и общества, используя ранее полученные знания, информацию СМИ. 3) Работа над проектом: Глобализация и ее последствия. | ||||
16-17.Информационное ( лекционное) занятие. Многовариантность общественного развития. | 2 | |||
1. Общественный прогресс и его критерии. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. 1).§30 ,стр.334-339 прочитать, проанализировать практические выводы 2-3,стр.340, обосновать свою точку зрения. 2) подобрать примеры противоречивости общественного прогресса. | ||||
2. Цивилизация и формация Типология обществ. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. 1).§29 ( 11кл.), стр.339-340,прочитать, выполнить задание 3-4,стр.344 2) подготовить сообщение: Типы цивилизаций. | ||||
18-19.Информационное ( лекционное) занятие. Особенности современного мира. | 2 | |||
1. Глобализация мира и ее последствия. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. 1).§30 ,стр.329-334, прочитать, привести примеры проявления глобализации, ответить на вопросы к документу,стр.340-341. | ||||
2.Глобальные проблемы современности. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. 1).§29 ( 11кл.), стр.333-337,ответить на вопросы самопроверки 2-3; 2) составить тест по теме(15 заданий) |
| |||
Практическое занятие № 3-4. Рубежный контроль: Начало философских знаний о человеке и обществе. | 2 | |||
Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества | Содержание учебного материала. | 14
|
2 | |
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества | Понятие о культуре. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура - продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. |
3 | ||
20-21.Информационное ( лекционное) занятие. Культура и духовная жизнь общества | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: 1) §8 прочитать, ответить на вопросы к документу, стр.88. 2)подготовить презентацию: духовная культура личности и общества. | ||||
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире. | Содержание учебного материала. | 4 | 2 | |
Понятие наука. Функции современной науки. Значимость труда ученого, его особенности. Ответственность ученого перед обществом. Образование как способ передачи знаний и опыта Система образования в РФ. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления. | ||||
22-23.Информационное ( лекционное) занятие. Наука и образование в современном мире. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: 1) §9 прочитать, ответить на вопросы к документу, стр.98-99; 2) изучить особенности современной образовательной системы;3) заполнить таблицу, используя материал учебника и дополнительную информацию | ||||
Тема 2.3 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | Содержание учебного материала. | 7 | 2 | |
| ||||
24-25.Информационное ( лекционное) занятие. Мораль и религия как элементы духовной культуры. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §10, прочитать; составить схему, используя понятия. 2) дать определения терминам, используя дополнительную информацию. 3) подготовить презентацию: мировые религии. | ||||
26-27.Информационное ( лекционное) занятие. Искусство и его роль в жизни людей. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. . 1) §11прочитать,, ответить на вопросы самопроверки,2) подготовить сообщение о видах современного искусства ( на выбор) 3) написать эссе на одну из предложенных тем. | ||||
Практическое занятие № 5-6. Обобщение и систематизация материала. Рубежный контроль: Основы знаний о духовной культуре личности и общества. | 2 | |||
Раздел 3 Экономика. | 34 |
2 | ||
Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи. | Содержание учебного материала. | 7 | ||
| ||||
28-29. Информационное ( лекционное) занятие. Экономика как наука и хозяйство. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §12( уч. 10кл.) прочитать, ответить на вопрос 1стр.136, ) §1( уч. 11кл), заполнить таблицу, стр.16; 2) подготовить сообщение: особенности экономического развития стран. | ||||
30..Информационное ( лекционное) занятие. Типы экономических систем. Экономика семьи. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §2( уч.11кл.), прочитать, ответить на вопросы самопроверки, стр.28; 2) Составить бюджет своей семьи . |
| |||
31-32.Информационное ( лекционное) занятие. Рыночные отношения в современной экономике. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §2 прочитать, ответить на вопрос 6,стр.42. | ||||
Тема 3.2. Фирмы в экономике | Содержание учебного материала. | 3 | 2 | |
Фирма. Факторы производства и факторные доходы; издержки, доходы, прибыль; производительность труда. | ||||
33-34.Информационное ( лекционное) занятие. Фирма. Факторы производства и факторные доходы; издержки, доходы, прибыль; производительность труда. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §4 прочитать, ответить на вопросы самопроверки, стр.53; 2) найдите информацию использования достижений научно – технического прогресса как фактора увеличения производительности труда в вашей профессии . | ||||
Тема 3.3. Бизнес в экономике. | Содержание учебного материала. | 3 | 2 | |
Предпринимательство, предпринимательские правоотношения Правовые основы предпринимательской деятельности. Организационно-правовые основы предпринимательства. Субъекты предпринимательского права. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга, его принципы. | ||||
35-36.Информационное ( лекционное) занятие. Бизнес в экономике. | 2 |
| ||
Практическое занятие № 7-8. Заполнение сравнительной таблицы: организационно- правовые формы предпринимательской деятельности – работа по тексту учебника, стр.66,задание 1. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §5 прочитать, ответить на вопросы самопроверки ; 2) §5 прочитать, ответить на вопросы к документу, стр.77. | ||||
Тема3.4.Экономика и государство. Финансы в экономике. | Содержание учебного материала. | 4 | 2 | |
37-38.Информационное ( лекционное) занятие. Экономика и государство. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §7, ответить на вопросы самопроверки,стр.102; 2) составить кроссворд: роль государства в экономике, используя термины, указанные в глоссарии электронного учебного пособия. | ||||
Всего в 1 семестре: лекция – 38ч.; практические занятия – 8 ч.; самостоятельная работа - | ||||
2 семестр. | ||||
39-40.Информационное ( лекционное) занятие. Финансы в экономике. Деньги, банки, инфляция. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §8, ответить вопросы самопроверки; 2) выполнить задания 2 и 3. | ||||
Тема 3.5.Человек в системе экономических отношений. | Содержание учебного материала. | 4 | 2 | |
Рынок труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Понятие безработица, причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Рациональное поведение потребителя; рациональное поведение производителя; | ||||
41.Информационное ( лекционное) занятие. Рынок труда и безработица. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §9, ответить вопросы самопроверки; 2) проанализировать рынок труда г. Нижневартовска, вопросы для анализа составить самостоятельно. | ||||
42.Информационное ( лекционное) занятие. Человек в системе экономических отношений. | 1 |
| ||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §11,ответить на вопросы самопроверки; 2) выполнить задание 1, стр.137.2) составить памятку поведения рационального потребителя. | ||||
Тема 3.6. Основные проблемы экономики России. Мировая экономика | Содержание учебного материала. | 7 | 2 | |
Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, её экономические институты. Основные проблемы экономики России и её регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Мировая экономика. Россия в мировой экономике. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы. | ||||
43.Информационное ( лекционное) занятие. Становление современной рыночной экономики России | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §3, стр.38-39, прочитать; 2) подготовить реферат: Экономические реформы в РФ: от экономики сырьевой к экономике инновационной. | ||||
44.Информационное ( лекционное) занятие. Мировая экономика. Глобальные проблемы экономики. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §10 прочитать , дать определения понятиям и терминам.2) повторить основные вопросы тем раздела: экономика. | ||||
Практическое занятие № 9-10. Обобщение и систематизация материала по темам раздела. Рубежный контроль, тема |
2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Повторить социальные институты и их признаки. | ||||
Раздел 4. Социальные отношения | 21 |
2 | ||
Тема 4.1. Социальная роль и стратификация. | Содержание учебного материала. | 7
| ||
| ||||
45.Информационное ( лекционное ) занятие. Социальная структура общества. |
1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. §14прочитать, ответить на вопросы к документу, стр.160. 2) Работа над проектом: Путь к профессиональному мастерству. | ||||
46.Информационное ( лекционное) занятие. Социальный статус и социальная роль личности. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §14прочитать, ответить на вопросы к документу, стр.160. 2) подготовить перечень своих социальных ролей; | ||||
Практическое занятие № 11. «Круглый стол» - защита мини-исследования и проекта «Путь к профессиональному мастерству» | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Повторить понятия темы: социальная структура общества. | ||||
Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты. | Содержание учебного материала. | 6 | 2 | |
. |
| |||
47-48.Информационное ( лекционное) занятие. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §16 прочитать, ответить на вопросы самопроверки 1-3,стр.183. ,проанализировать практические выводы -1, стр.181, аргументировать свой ответ;2) подготовить презентацию по теме: Социальные нормы. | ||||
49.Информационное ( лекционное) занятие. Социальный конфликт. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §16,стр.176-181 прочитать, ответить на вопросы самопроверки ; 2) подготовить алгоритм поведения в конфликтной ситуации. |
| |||
Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы. | Содержание учебного материала. | 13 | 2 | |
| ||||
50-51.Информационное ( лекционное) занятие. Нации и национальные отношения. | 2 | |||
Практическое занятие №12-13. 1) Работа по статье В.В.Путина - Национальный вопрос. Примерный план: проблемы, причины обострения, пути решения. 2) Работа с документом. Конституция РФ. Ст. 2, 19, 29, 68, 69. – составить ответ на вопрос: государственная национальная политика в РФ | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §17 прочитать, ответить на вопросы самопроверки, отработать новые понятия. | ||||
52.Информационное ( лекционное) занятие. Семья как малая социальная группа. |
1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §18 прочитать, ответить на вопросы к документу, стр.206,свою точку зрения аргументировать. 2) подготовить реферат по теме: семья как малая социальная группа. | ||||
53.Информационное ( лекционное) занятие. Демографическая ситуация в современной РФ. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §18( 11 кл.) прочитать, ответить на вопросы к документу, стр.200, выполнить задание 2-3,стр.201, ответ аргументировать. |
| |||
54.Информационное ( лекционное) занятие. Социальное развитие и молодежь. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §18 прочитать, выполнить задание 1,стр.217, ответ аргументировать. 2) подготовить сообщение и презентацию: молодежная культура. | ||||
Практическое занятие № 14-15. Обобщение и систематизация материала по темам раздела. Рубежный контроль, тема: социальные отношения. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Повторить структуру деятельности. | ||||
Раздел 5. Политика как общественное явление | 25 |
2 | ||
Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе. | Содержание учебного материала. | 14 | ||
| ||||
55-56.Информационное ( лекционное) занятие. Политика и власть. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §20 прочитать, ответить на вопросы самопроверки, стр.228. | ||||
57.Информационное ( лекционное) занятие. Политическая система общества. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §21, стр.229-232 прочитать, ответьте на вопросы самопроверки 1-4, стр.240. | ||||
58-59.Информационное ( лекционное) занятие. Государство как политический институт. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §21 стр.232-237 , 243- 244 прочитать; 2) составить схему: признаки государства и его функции. | ||||
60-61.Информационное ( лекционное) занятие. Демократия, ее признаки и ценности. Демократические выборы. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §23. Стр.251- 256 прочитать; 2) проанализировать практические выводы 1- 4, стр.259-260, аргументировать свою точку зрения.3) подготовить материал о системе выборов в г. Нижневартовске. | ||||
62.Информационное ( лекционное) занятие. Правовое государство и гражданское общество. | 1 | |||
Практическое занятие № 16-17. Демократические преобразования в современной России - работа в группе по Конституции РФ. 1993г. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §22 прочитать; 2) проанализировать практические выводы 1-4 стр.249, уметь аргументировать свою точку зрения.3) подготовить схему: государство и его граждане. | ||||
Тема 5.2. Участники политического процесса | Содержание учебного материала. | 11 | 2 | |
| ||||
63-64.Информационное ( лекционное) занятие. Политический статус личности. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §12 ( 11 кл.) прочитать, ответить на вопросы к документу, стр.147, аргументировать свою точку зрения ; §15(11 кл.) прочитать; 2) составить схему, используя предложенные понятия | ||||
65.Информационное ( лекционное) занятие. Политическая элита и политическое лидерство. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §16 ( 11 кл) прочитать, выполнить задание 3-4, стр.193, уметь аргументировать свой ответ. | ||||
66-67.Информационное ( лекционное) занятие. Политические партии и движения, их классифткация. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1)20 стр.256-259,прочитать,2) подготовить презентацию: политические партии и движения. | 1 | |||
Практическое занятие № 18-19. Обобщение и систематизация материала по темам раздела. Рубежный контроль, тема: политика как общественное явление. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Подобрать информацию о роли СМИ в политической жизни. | ||||
| ||||
Раздел 6. Право. | 32 | 2 | ||
Тема 6.1. Право в системе социальных норм. | Содержание учебного материала. | 6 | 2 | |
|
|
| ||
68.Информационное ( лекционное) занятие. Право в системе социальных норм. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §25 (10кл ) прочитать, ответить на вопросы к документу, стр.282. | ||||
69.Информационное ( лекционное) занятие. Источники права. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §26 прочитать, ответить на вопросы самопроверки. | ||||
70-71.Информационное ( лекционное) занятие. Правовые отношения и их структура. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §27 прочитать, ответить на вопросы самопроверки: 2) подготовить сообщение: Правомерное и противоправное поведение. | ||||
Тема 6.2. Основы конституционного права РФ. | Содержание учебного материала. | 6 | 2 | |
Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя РФ. Система государственных органов РФ. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Правоохранительные органы РФ. Судебная система Российской Федерации. Институт президентства. Местное самоуправление. Гражданин РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан России. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Права и обязанности налогоплательщика. | ||||
72-73.Информационное ( лекционное) занятие. Конституционное право как отрасль российского права. | 2 |
| ||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §28 (10кл.) прочитать, выполнить задания 1-4, стр.317-318. | ||||
74-75.Информационное ( лекционное) занятие. Гражданин РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан России. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §20 прочитать, ответить на вопросы самопроверки; 2) подготовить сообщение: порядок приобретения и прекращения гражданства в Р.Ф. | ||||
Тема 6.3. Отрасли Российского права | Содержание учебного материала. | 15 | 2 | |
Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Право вое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля - продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Защита прав потребителей. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовое регулирование образования. Порядок приёма в образовательные учреждения профессионального образования. Трудовое право и трудовые правоотношения. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приёма на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. | ||||
76-77..Информационное ( лекционное) занятие. Гражданское право и гражданские правоотношения.
| 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) § 22 прочитать, ответить на вопросы к документу стр.266. 2) подготовить презентацию: виды договоров, план и содержание презентации. |
| |||
78.Информационное ( лекционное ) занятие. Семейное право и семейные правоотношения.. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §23 прочитать, выполнить задание 1-4,стр.273. | ||||
79-80.Информационное ( лекционное ) занятие. Трудовое право и трудовые правоотношения | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) § 24 прочитать, выполнить задание 1-4,стр.285; 2) подготовить сообщение: трудовое право | ||||
Практическое занятие № 20 . Составить схему: трудовой договор. | 1
| |||
81-82.Информационное ( лекционное ) занятие. Административное право и административные правоотношения. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) § 27 прочитать, ответить на вопросы самопроверки; 2) подготовить реферат: административная ответственность и административное наказание. | ||||
83.Информационное ( лекционное ) занятие. Уголовное право. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §26 прочитать, выполнить задание 3-4. 2) Проработать статьи Уголовного Кодекса РФ. | ||||
Практическое занятие № 21-22. Обобщение и систематизация знаний по теме; Отрасли Российского права. Рубежный контроль. | 2 | |||
Тема 6.4. Международное право. | Содержание учебного материала. | 5 | 2 | |
Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. | ||||
84.Информационное ( лекционное ) занятие. Международное гуманитарное право. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. 1) §28 прочитать, выполнить задание 3,стр.330 Решение тренировочных тестов. | ||||
Практическое занятие № 23-24. Дифференцированный зачет . | 2 | |||
Всего 162 часа: из них лекций -108 часов, практических занятий - 24 часа, самостоятельной работы – 54 часа. | ||||
3. Условия реализации учебной дисциплины.
3.1. Материально – техническое обеспечение дисциплины.
Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета обществознания.
- Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплекс учебно – наглядных пособий обществознания;
- Технические средства обучения: экран проекционный, проектор ;компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Л.Н. Боголюбов. Обществознание, 10 класс. Учебное пособие. М. «Просвещение», 2010.
2. Л.Н. Боголюбов. Обществознание, 11 класс. Учебное пособие. М. «Просвещение», 2010.
Дополнительные источники:
Нормативно – правовые акты.
10. Гражданский кодекс РФ.
11. Кодекс об административных правонарушениях.
12. Конституция РФ.
13. Семейный кодекс РФ.
14. Трудовой кодекс РФ.
15.Уголовный кодекс РФ.
16.Закон РФ об образовании.
17.Закон РФ от 7.02.1992 №2300-1 « О защите прав потребителей»
18. Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1« О занятости населения в РФ» 19. Закон РФ от 28.11.1991 №1948-1 « О гражданстве РФ».
Учебники, учебные пособия, дополнительная литература
1. Л.Н. Боголюбов. Дидактический материал по курсу «Человек и общество», 10-11 классы.
2. Пособие для учителя. М. «Просвещение», 2008.
3. В.Н. Васильев. Словарь исторических и общественно-политических терминов. М. «ОЛМА-ПРЕСС «Образование», 2005.
4. С.Н.Смоленский. Словарь общественных наук. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2007.
5. А.Ю. Лабезникова, М.Ю. Брант. Уроки обществознания. Задания для практической работы. М. «Просвещение», 2008.
6. А.Г. Важенин. Обществознание. Практикум. М. «Академия», 2010.
7. Г.И. Аверьянов. Тестовые задания по темам. (Обществознание, 10-11 классы). М.
«ЭКСМО», 2008.
8. С.В. Краюшкин. Тесты. М. «Экзамен», 2008.
9.Единый государственный экзамен 2010. Обществознание: учебно-тренировочные материалы для подготовки обучающихся. М. «ФИПИ-Центр», 2009, 2010.
10. Гражданский кодекс РФ.
11. Кодекс об административных правонарушениях.
12. Конституция РФ.
13. Семейный кодекс РФ.
14. Трудовой кодекс РФ.
15. И.Ю. Александрова. Обществознание
16. И.Ю. Александрова. Обществознание. Интенсивный курс. М. «Айрис-Пресс», 2010.
17. Л.С. Бахмутова. Методика преподавания. Учебное пособие для студентов ВУЗа. М. «Гуманит. НЦ «Владос», 2009.
18. К.А. Бекешев. Обществознание. Учебное пособие. М. «Проспект», 2010.
19. П.Г. Гречко. Введение в обществознание. М. «Просвещение», 2010.
20. А.Н. Кравченко. Введение в социологию. М. «Просвещение», 2010.
21. П.С. Геревич. Введение в философию. М. «Просвещение», 2008.
22. В.С. Автономова. Введение в экономику. М. «Просвещение», 2007.
23. Л.Н. Карагодона. Тесты по обществознанию. 11 класс. Пособие для учителя. М. «Просвещение», 2011.
24. Г.Г. Сидельникова. Политология: комментарии, схемы. Учебное пособие для студентов ВУЗов. М. Гуманит. НЦ «Владос», 2010.
25. Е.В. Михалкина. Обществознание: пособие для подготовки к ЕГЭ. Ростов-на-Дону.«Феникс», 2011.
26. Г.Г. Корсанов. Репетитор по обществознанию для обучающихся в старших классах. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2010.
27. А.В. Макоткин. Обществознание в схемах и таблицах. М. «ЭКСМО», 2010.
Интернет ресурсы
Форма доступа http://www.openclass.ru/communities/
http:/www.gournal-apologia.ru/rnews.html
Российский образовательный портал: http://www.edu.ru
ФГОУ Федеральный институт развития образования: http://www.firo.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://www school-collection.edu.ru
Сайт. Конституция Российской Федерации.//http//www/constitution.ru/
Международные документы по правам человека на сайте « Права человека в России» // http//www.h r o. org.
Конституция, кодексы, законы РФ .//http//www. gdezakon. ru/
Портал федеральных государственных органов власти РФ. Сайт Президента РФ, Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, высших органов судебной власти .//http//www. gov. ru/
Правовая база данных « Консультант- Плюс .//http//www. consultant. ru/
Библиотека философского портала .//http//www. philosophy. ru/
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, а также выполнение обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (основные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценка результатов обучения |
1 | 2 |
ОК 1; ОК-2; ОК-3. Коммуникативный блок. Знать: биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; Уметь: анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами и совершенствования собственной познавательной деятельности. | Индивидуальные аудиторные задания, ролевые игры, проблемные, познавательные задания, контрольный тест, написание реферата, эссе, устный опрос на каждом занятии, фронтальный опрос по разделам, самостоятельная работа на уроке, анализ документа, текста. |
ОК 2.Коммуникативный блок. Знать: тенденции развития общества и целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов. Уметь: характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. | Текущий контроль, индивидуальный и фронтальный опрос. |
ОК 2; ОК 4;ОК5.Коммуникативный блок; самоорганизация. Знать: необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально – гуманитарного познания. Уметь: устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; - объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества). | индивидуальные задания, контрольный тест, написание рефератов и эссе, составление схем, кластеров. |
ОК 4; ОК5 ОК6.Информационный блок; самоорганизация. Знать: тенденции развития общества и целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов. Уметь: осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы. | Групповые и индивидуальные проектные задания; тестовый контроль. |
ОК 4; ОК5; ОК6; ОК7 Информационный блок; коммуникативный блок; самоорганизации; самообучения. Знать: особенности социально-гуманитарного познания. Уметь: формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; предвидения возможных последствий определенных социальных действий. | Ролевые и деловые игры, дискуссия, индивидуальные задания, контрольный тест. |
ОК6.Самоорганизации;Информационный блок; Коммуникативный блок. Знать: необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования. Уметь: оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; осуществлять конструктивное взаимодействие людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением. | Решение ситуационных заданий; отчеты по самостоятельным заданиямрефераты, сообщения, творческие задания ( эссе). |
ОК 7. Коммуникативный блок; самоорганизации; самообучения. Знать: основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений. Уметь: применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей. | Фронтальный и индивидуальный опрос, беседа, тестовый контроль, решение проблемных задания, написание рефератов, сообщений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация"; Комплект оценочных средств для проведения аттестации по учебной дисциплине; Экзаменационные вопросы и практические задания по дисциплине
Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация";Комплект оценочных средств для проведения аттестации по учебной дисциплине;Экзаменационные вопросы и практические задан...
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 Охрана труда«общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 23.01.09. Машинист локомотива
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 Охрана труда«общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 23.01.09. Машинист локомотива...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 Автоматические тормоза подвижного состава «общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии технического профиля 23.01.09 Машинист локомотива
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 Автоматические тормоза подвижного состава «общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 Правила технической эксплуатации и инструкции «общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии технического профиля 23.01.09 Машинист локомотива
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 Правила технической эксплуатации и инструкции «общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...