Методические указания по написанию и оформлению эссе, доклада, реферата и проектного исследования.
учебно-методический материал на тему
Цель методических рекомендаций - помочь студенту в организации внеаудиторной самостоятельной работы. Данная работа является методическими рекомендациями по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов, которая предусмотрена рабочей программой дисциплины «История». Предлагаемые методические рекомендации посвящены помочь студентам в написании и оформлении научно-исследовательских работ: эссе, докладов, проектов и рефератов, которые предусмотрены учебным планом. Методические рекомендации предназначены для студентов, они помогут выполнению работы во внеаудиторное время по заданию при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
treb._k_sostavleniyu_dokladareferataesse.docx | 108.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение среднего профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Нижневартовский строительный колледж»
Принято педагогическим советом БУ «Нижневартовский строительный колледж» от _____________2013г. протокол №______ | УТВЕРЖДАЮ Директор БУ «Нижневартовский строительный колледж» ________________А.А. Десятов Приказ №____от «_____» 2013г |
Методические указания по написанию и оформлению эссе, доклада, реферата и проектного исследования.
Нижневартовск, 2014
Аннотация
Цель методических рекомендаций - помочь студенту в организации внеаудиторной самостоятельной работы. Данная работа является методическими рекомендациями по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов, которая предусмотрена рабочей программой дисциплины «История». Предлагаемые методические рекомендации посвящены помочь студентам в написании и оформлении научно-исследовательских работ: эссе, докладов, проектов и рефератов, которые предусмотрены учебным планом. Методические рекомендации предназначены для студентов, они помогут выполнению работы во внеаудиторное время по заданию при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Составители рабочей программы: | Мищенко Марина Викторовна -преподаватель высшей категории Семкина Нина Ивановна -преподаватель высшей категории |
(ФИО)
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании социально-гуманитарной МК от года, протокол № ____.
Фамилия, имя, отчество______________________________________
Должность_________________________________________________
Название организации________________________________________
Пояснительная записка
Современное среднее профессиональное образование ориентируется на модель выпускника, который должен в современных условиях быть подготовлен к самостоятельной профессиональной деятельности, требующей специальных умений, знаний, навыков. Поэтому особое внимание уделяется организации самостоятельной творческой работы студентов, развитию навыков критического мышления с опорой на существующие научные подходы, теоретические школы, концепции.
Одним из способов формирования навыков самостоятельной работы является выполнение студентом исследовательских работ: подготовка научных докладов, написание рефератов, проектов, эссе.
Еще одной причиной, обуславливающей внимание к самостоятельной работе студента, являются изменения, происходящие в системе высшего образования, включение России в Болонский процесс. Это приводит не только к необходимости повышения качества и конкурентоспособности в сфере образования, но и к сокращению аудиторной нагрузки студентов, увеличению объема часов, отводимых на самостоятельную работу. Это повышает значимость текущего контроля знаний студентов, в том числе с использованием письменных работ, эссе, рефератов, тестов, домашних заданий.
Подготовка и выступление с докладом, выполнение и защита рефератов — важные и сложные виды учебно-исследовательской работы, которые способствуют углублению и расширению знаний в области общеобразовательных дисциплин, формированию умения творчески применять полученные теоретические знания на практике, развитию у студентов интереса к научному исследованию. Полноценное становление специалиста высшей квалификации невозможно без осуществления научной работы. Кроме того, такие виды работ дают возможность преподавателю оценить умения студентов самостоятельно работать с учебным и научным материалом.
Содержание
I. Эссе .................................................................................................................4
1.1 Структура эссе ............................................................................................4
1.2 Критерии оценивания эссе ........................................................................5
1.3.Примерные темы эссе ................................................................................6
I. Доклад.............................................................................................................8.
2.1 Правила и порядок написание доклада.....................................................8.
2.2 Образец оформления титульного листа……………………………….11
2.3 Критерии оценивания докладов ……………………………………….12
2.4 Примерные темы докладов........................................................................14
III. Реферат.........................................................................................................18
3.1 Порядок написания реферата…………………………………………...18
3.2 Требования к оформлению реферата…………………………………...20
3.3 Образец оформления титульного лиcта ...................................................23
3.4 Критерии оценивания реферата ..............................................................24.
3.5 Примерные темы рефератов……………………………………………..25
IV. Проект…………………………………………………………………….28
4.1 Содержание и требование к проектной работе………………………...28
4.2 Критерии оценки проектной работы……………………………………29
4.3 Правила создания мультимедийной презентации к поддержке проекта………………………………………………………………………...30
4.4 Критерии оценки мультимедийной презентации ....................................33.
4.5 Примерные темы проектов………………………………………………34
V. Литература............................................................ ………………………...35
I. Эссе
Эссе (от франц. еssai) - жанр критики, публицистики и др. прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.
- Структура эссе
Эссе должно иметь следующую структуру:
1. Вступление (введение) определяет тему эссе и содержит определения основных встречающихся понятий.
2. Содержание (основная часть) - аргументированное изложение основных тезисов. Основная часть строится на основе аналитической работы, в том числе - на основе анализа фактов. Наиболее важные обществоведческие понятия, входящие в эссе, систематизируются, иллюстрируются примерами. Суждения, приведенные в эссе, должны быть доказательны.
3. Заключение - это окончательные выводы по теме, то, к чему пришел автор в результате рассуждений. Заключение суммирует основные идеи. Заключение может быть представлено в виде суммы суждений, которые оставляют поле для дальнейшей дискуссии.
1.2 Критерии оценивания эссе
Критерии оценки эссе по истории:
Четкость постановки проблемы в рамках заявленной темы.
Эрудиция: знание и логическое изложение фактического материала, знакомство с именами известных историков.
Понимание отличия между источниками и историографическим материалом.
Понимание отличий между учебным, публицистическим, научно-популярным и научным текстами.
Умение вычленять причинно-следственные связи. Способность анализировать исторические знания.
Умение формулировать выводы.
Проявление творческого и самостоятельного мышления.
Наличие навыков владения литературным языком. Стиль и форма изложения материала.
1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. 2. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием научных терминов и понятий в контексте ответа. 3. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты социально-экономической действительности. | 5 |
1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. 2. Проблема раскрыта с корректным использованием научных терминов и понятий в контексте ответа, но теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются. 3. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты социально-экономической действительности или личный социальный опыт. | 4 |
1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. 2. Проблема раскрыта при формальном использовании научных терминов. 3. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты социально-экономической действительности или личный социальный опыт. | 3 |
1. Представлена собственная позиция при раскрытии проблемы. 2. Проблема обозначена на бытовом уровне. 3. Аргументация неубедительная или отсутствует. | 2 |
1. Не ясно выражена собственная позиция. 2. Проблема не раскрыта, или сформулировано мнение без аргументов. 3. Аргументация своего мнения дана вне контекста проблемы. | 1 |
Максимальный балл | 5 |
1.3 Примерные темы эссе
- В какой мере самобытна цивилизация России?
- Изменило ли характер государственности Руси монголо-татарское иго?
- Почему Иван III стал именовать себя «Государь всея Руси»?
- Правомерно ли утверждение, что опричнина - первый серьезный кризис государственной власти в России?
- В чём сильные и слабые стороны России в XVI веке?
- Почему Смутное время в истории России называют социальной катастрофой?
- Модернизация в России XVIII века: воля власти или историческая закономерность?
- «Екатерина II была истинной преемницей величия Петрова и второю преобразовательницей новой России». Прокомментируйте эту оценку историка Н. М. Карамзина.
- Почему идеи декабристов были утопичны для России?
- Почему реформы Александра II в нашей истории называют эпохой «великих реформ»?
- Почему именно в России получили широкое распространение идеи революционного марксизма?
- Была ли Российская империя «тюрьмой народов»?
- Могла ли Россия развиваться без революций?
- Октябрь 1917 года - революция или переворот?
- Нэп - вынужденная мера Советской власти или план строительства социализма?
- Перестройка в СССР: победа или крах социалистического реформаторства?
- Распад СССР: закономерный или спровоцированный процесс?
- Мусульманский мир и Западная Европа в Средние века: точки соприкосновения и зоны конфликта.
- Христианская церковь в Средние века: в чём неоднозначность влияния на развитие Западной Европы?
- Раскол и Реформация – общее и особенное.
- Французская революция: «деспотизм свободы против тирании». Прокомментируйте это высказывание.
- Тоталитаризм ХХ века: российская и европейская модели. Общие и отличительные черты
- Почему в Германии стал возможен приход к власти А. Гитлера?
- Формирование транснационального гражданского общества в XXI веке: реальная возможность или иллюзия?
- Проблемы человека в информационном обществе: ваша точка зрения
II. Доклад
Доклад – развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично, в присутствии слушателей.
Темами доклада обычно являются вопросы, не освещенные в полной мере или вообще не рассматриваемые на лекциях, предполагающие самостоятельное изучение студентами. Обычно студенты выступают с докладами на семинарских занятиях или конференциях, по результатам которых публикуется сборник тезисов докладов.
Тезисы докладов являются самостоятельной разновидностью научной публикации и представляют собой текст небольшого объема, в котором кратко сформулированы основные положения докладов. Тезисы доклада обычно имеют объем до 3 страниц, содержат в себе самые существенные идеи, сохраняют логику доклада и его основное содержание.
2.1 Правила и порядок написание доклада
Написание доклада предполагает основательное изучение студентами какой-то отдельной темы, основанное на использовании научной литературы. Работа над докладами имеет важное дидактическое значение:
- развивает умение обращаться с научной литературой;
- формирует способность анализировать и обобщать разнородную информацию по выбранной теме;
- вырабатывает навыки самостоятельной научно-исследовательской работы;
- способствует более глубокому ознакомлению студентов с важнейшими проблемами истории народов.
Для написания доклада каждый студент должен взять одну из предложенных тем.
Начальной фазой работы по выполнению доклада является ознакомление студента с научной литературой с целью подбора необходимого материала по предложенной теме. Изучать научную литературу следует внимательно, прослеживая основные выводы и точки зрения различных авторов по исследуемым проблемам. При изучении литературы не стоит стремиться лишь к заимствованию материала. Параллельно следует осмысливать полученную информацию, вырабатывать собственное мнение по изучаемой теме.
Следующим этапом работы является составление плана доклада, который способствует более полному и последовательному изложению материала, что, в свою очередь, позволит глубже раскрыть изучаемую тему
Подготовка доклада включает в себя следующие этапы:
- изучение наиболее важных работ по данной теме, перечень которых обычно устанавливается преподавателем;
- анализ изученного материала, выделение наиболее значимых с точки зрения раскрытия темы доклада фактов, мнений различных ученых и научных положений;
- обобщение и логическое построение материала доклада, написание развернутого плана;
- написание текста доклада в научном стиле.
Доклад выполняется на стандартных листах (формат А4). Текст размещается на одной стороне листа. Объем доклада должен составлять не менее 10 страниц. План должен отражать внутреннюю логику рассматриваемой темы и состоять следующих разделов:
- Титульный лист.
- Содержание.
- Введение.
- Основная часть.
- Заключение.
- Список литературы.
Во введении раскрывается значение темы доклада, обосновывается ее актуальность, показывается степень изученности, формулируются цель и содержание поставленных задач. Определяя актуальность темы, следует объяснить, чем (какими событиями, явлениями, юбилейными датами и т.д.) вызван интерес к ее изучению на современном этапе.
Основная часть доклада предполагает глубокое и последовательное изложение фактической стороны событий, рассмотрение различных точек зрения по исследуемой проблеме, анализ изучаемых фактов, процессов и явлений. Основную часть доклада целесообразно разделить на параграфы, каждый из которых должен завершаться кратким выводом.
Заключение должно содержать выводы, сделанные при раскрытии основных вопросов темы, а также оценку рассмотренных событий, процессов, явлений, деятельности исторических личностей. Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки всей проделанной работы.
Список литературы должен включать в себя только те источники (не менее двух), которые использовались при написании доклада. Все источники располагаются в алфавитном порядке.
Например:
- Анисимов Е.В. В борьбе за власть: Страницы политической истории XVIII в. / Е.В.Анисимов, Н.Я. Эйдельман. - М., 1988. - 606 с.
- Волкова И.В. Феномен дворцовых переворотов в политической истории России XVIII-XX вв. / И.В. Волкова, И.В. Курукин // Вопросы истории. - 1995. - № 5/6. - С.40-61.
- Дворцовые перевороты в России. 1725-1825 / Сост. М.А. Бойцов. - Ростов на Дону, 1998. - 640 с.
- Десятков С.Г. Смерть Петра Первого: Интриги, заговоры, измены / С.Г. Десятков. - М., 1992. - 79 с.
- Империя после Петра: 1725-1765 / Я.П. Шаховской, В.А. Нащокин, И.И. Неплюев и др. - М., 1998. - 579 с.
Ссылки на электронные ресурсы оформляются следующим образом:
- Петр I // Имя Россия. Исторический выбор 2008. URL: http://www.nameofrussia.ru/person.html?id=97 (дата обращения: 09.10.2011).
- Петр I // Википедия – свободная энциклопедия. URL: http://www.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_I (дата обращения 05.09.2011).
В тексте доклада возможно использование библиографических ссылок, которые представляют собой совокупность библиографических сведений о цитируемом источнике. С этой целью используются знаки сносок в виде звездочки «*» или цифры. Если на одной странице располагается более двух ссылок, то использование звездочки нецелесообразно. Знак сноски размещается в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора. Например:
Как полагает известный историк Б.Д. Греков, «при Иване Грозном, в самом начале 80-х годов XVI в., правительство издало Указ о заповедных годах, в силу которого крестьяне лишились права выхода в Юрьев день»[1] .
При повторных ссылках полное описание источника дается только в первой сноске. В последующих сносках вместо заглавия используют условное обозначение. Например: «Указ. соч. С. 56.». Если несколько ссылок на один и тот же источник приводится на одной странице доклада, то в сносках проставляются слова «Там же» и номер страницы, на которую делается ссылка. В случае, когда текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию, ссылку следует начинать словами «Цит. по:…».
2.2 Образец оформления титульного листа
Бюджетное учреждение
среднего профессионального образования
«Нижневартовский строительный колледж»
ДОКЛАД
по дисциплине «История»
на тему: «____________________________________________»
Выполнил:
студент __ курса группы _____
специальности ______________
Бойко И.А.
Проверил:
преподаватель
__________________________
Нижневартовск, 2014
2.3 Критерии оценивания докладов
№№ п/п | Критерии оценивания | 0 | 1 | 2 |
1. | Соответствие темы и содержания доклада. | |||
2. | Содержание доклада соответствует поставленным целям и задачам исследования проекта. | |||
3. | Доклад отвечает на основополагающий вопрос проекта и проблемный вопрос конкретного исследования. | |||
4. | В докладе отражена достоверная информация. | |||
5. | Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок. | |||
6. | Содержание разделов выдержано в логической последовательности | |||
7. | В докладе содержатся ссылки на использованные печатные источники и Интернет-ресурсы. | |||
8. | Доклад имеет законченный характер, в конце имеются четко сформулированные выводы. | |||
ИТОГО |
Шкала оценивания:
0 – содержание доклада не удовлетворяет данному критерию
1 – содержание доклада частично удовлетворяет данному критерию
2 – содержание доклада в полной мере удовлетворяет данному критерию
2.4 Примерные темы докладов
По разделу История древнего мира. История России с древнейших времён до 15 века.
- Особенности первобытной культуры.
- Проблемы антропогенеза.
- Древний Рим на пути к республике
- Военное дело Древнего Востока
- Античность и культура
- Роль рабства в экономическом развитии Древней Греции и Древнего Рима
- Хозяйственный механизм античного рабства (на примере Древней Греции и Древнего Рима)
- Политические и правовые учения в Древнем Риме
- Роль античной цивилизации в мировой истории
- Александр Македонский и эллинизм
- Языческие верования древних славян.
- Полководцы Древней Руси.
- Владимир I и проблема выбора монорелигии.
- Дискуссии о «варяжском факторе» в образовании Древнерусского государства.
- Динамика социокультурного развития Древней Руси.
- Первые Рюриковичи.
- Эволюция древнерусской общины.
- Города Древней Руси.
- Разложение первобытного строя у германских племен.
- Падение Западной Римской империи и образование варварских государств.
- Франкское завоевание Галии. Государство Меровингов.
- Франкская монархия Каролингов. Германия X-XI веков.
- Испания в VIII – середине XI в.
- Возникновение и рост средневековых городов.
- Средневековые ереси.
- Культура Византии IV-XV вв.
- Арабский халифат.
- Русские города в период монгольского владычества.
- Русское крестьянство в период ига: дискуссии последних лет.
- Русская культура в период монгольского ига.
- Экспансия с Запада и Востока на Русь в XIII в.
- Феодальная война в России XV в. и ее последствия.
По разделу Россия и мир 1615-19 век.
- Культура европейского Просвещения.
- Великие географические открытия и их влияние на ход мировой истории.
- Просвещенный абсолютизм в странах Западной Европы.
- Век Просвещения и преобразование традиционного общества в общество нового времени.
- Социальный протест в России XVI в.: истоки, сущность, последствия.
- Иван Грозный: личность и политик.
- Опричнина Ивана Грозного.
- Русская православная церковь XVI в.
- Россия XVI в. глазами иностранцев.
- Города России в XVII в.: традиционные и новые черты.
- Политическая система России в Смутное время.
- Первые Романовы.
- Новые черты экономики России XVII в.
- Церковный раскол и его влияние на русскую культуру.
- Соборное уложение 1649 г. Идеология европейского Просвещения.
- Теория естественных прав человека.
- Социальная и политическая направленность европейских буржуазных революций.
- Реформация и возникновение капитализма.
- Рационализм как философская основа Просвещения.
- Гуманизм и антропоцентризм в эпоху Возрождения.
- «Птенцы гнезда Петрова».
- Социально-экономические преобразования Петра Великого.
- Государственные и административные реформы Петра.
- Петровская «революция» в области культуры и быта.
- Альтернативы политического развития России в 1730 г.
- «Просвещенный абсолютизм»: предпосылки, содержание, противоречия.
- Особенности и значение российской модернизации в XVIII в.
- Общие черты и различия в идеологии российского и европейского абсолютизма.
- Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в.: апогей или кризис феодально-крепостнической системы.
- Общественно-политическая мысль России в XVIII в.
- Внешняя политика России в XVIII в.: концепции, направления, итоги, последствия.
- Россия и Запад в XVIII в.
- Страны Западной Европы и США в первой половине XIX века.
- Политика реформизма в странах Европы и США.
- Политические партии и общественные движения в конце XIX века.
- Колониальная экспансия европейских держав на Восток и ее последствия.
- Борьба народов Востока за национальное освобождение.
- Китай в конце XIX века.
- Синьхайская революция в Китае.
- Япония в начале XX века.
- Реформы Мэйдзи в Японии и их итоги.
- Элементы государственного либерализма в политике Александра I.
- Декабристская альтернатива: утопия или упущенная возможность?
- Политический портрет М.М. Сперанского.
- Проект «Уставной грамоты Российской империи» Н. Новосильцева.
- Современные дискуссии об А. Аракчееве.
- Западники и славянофилы.
- Промышленный переворот в России.
- Реформа 1861 г. в современной исторической литературе.
- Современники о буржуазных реформах 60-70-х гг. XIX в.
- Земское и городское самоуправление в пореформенный период
- Внутренняя политика в годы правления Александра III
- «Прусский» и «американский» пути развития капитализма в сельском хозяйстве пореформенной России.
- Революционное народничество.
- Теоретики российского либерализма второй половины XIX в.
По разделу Россия и мир в 20 веке.
- XX в лицах и событиях.
- Россия и мировое сообщество на заре XX века.
- Первая мировая война: причины и характер противостояния.
- Россия в Первой мировой войне.
- «Новый курс Ф. Рузвельта: поиск путей выхода из мирового экономического кризиса».
- Б. Муссолини и итальянский фашизм.
- Приход А. Гитлера к власти в Германии.
- Природа германского фашизма.
- Территориальный передел мира после Первой мировой войны.
- Страны Европы в начале XX века.
- Политическая карта мира до и после Первой мировой войны.
- Международные отношения после Первой мировой войны.
- Реформы С.Ю. Витте.
- Реформы П.А. Столыпина.
- Проекты реформ П.Д. Святополк-Мирского.
- Особенности экономического развития России в начале ХХ в.
- Внешняя политика России в 1894-1914 гг.
- Эволюция политической системы России в 1905-1907 гг.
- Россия в Первой мировой войне.
- Либеральные партии в дни Февральской революции.
- Партия большевиков в феврале-марте 1917 г.
- Кризисы власти в 1917 г.
- Выступление генерала Корнилова.
- Альтернативы политического развития России осенью 1917 г.
- Формирование однопартийной политической системы: предпосылки, особенности, последствия.
- Убийство царской семьи.
- Красный и белый террор.
- Проблема немецких денег в русской революции.
- Эволюция большевистской партии в годы гражданской войны.
- Нэповская общественная модель.
- Внутрипартийная борьба в РКП(б) – ВКП(б) в 1920-е гг.
- Роль РСФСР в объединении государств в единый Советский Союз.
- Советский метод индустриализации.
- «Строительство социализма» глазами «строителей».
- Культурная революция в СССР: научные версии о содержании и итогах.
- Сталинский режим: проблема типологии.
- Истоки массовой поддержки тоталитарного режима в СССР.
- Политические репрессии в СССР: истоки, масштабы, последствия.
- Советско-германское сближение в 1939–1940 гг.: причины проявления, последствия.
- Переговоры в Берлине в ноябре 1940 г. в воспоминаниях участников.
- Первый период Великой Отечественной войны в мемуарах.
- Советский тыл в годы войны.
- Власть и общество в годы Великой Отечественной войны.
- СССР на международных конференциях период Второй мировой войны.
- Роль лэнд-лиза в победе над общим врагом.
- «Новый порядок» фашистов в оккупированных районах СССР.
- Репрессивная политика сталинского режима в годы войны.
- Нюрнбергский трибунал: возмездие и уроки агрессии.
- Изменения в мире после Второй мировой войны.
- «Холодная война»: истоки и уроки.
- Формирование «социалистического лагеря»: предпосылки, методы, противоречия.
- Усиление идеологической изоляции СССР после окончания Второй мировой войны. Ю.В. Андропов: политический портрет.
- Конституция СССР 1977 г.
- Диссидентское движение в СССР: причины, направления, этапы развития.
- Противоречия и достижения советской культуры в 1964–1984 гг.
- Политика разрядки: идеология, основные направления и результаты.
- Отношения СССР–Запад в 1964–1984 гг.: характер, основные этапы итоги.
- Экономические дискуссии в послевоенном СССР.
- Н. Хрущев глазами современников и историков.
- ХХ съезд КПСС и разоблачение сталинских преступлений.
- Советская космическая программа.
- Экономика СССР в начале 1960-х гг.: проблемы и пути их преодоления. «Гласность» и раскрепощение общественного сознания.
- «Новое политическое мышление»: предпосылки, проявления, последствия.
- Исламский фундаментализм – как мусульманский ответ на вызов меняющегося мира.
- Август 1991 г.: характер, последствия, уроки событий, версии и оценки.
- Конституция Российской Федерации 1993 г.
- Изменение геополитического положения России.
- Глобальные проблемы современности.
- Причины складывания имперской тенденции в современных международных отношениях и формы еѐ проявления.
- Имперские начала во внешней политике США: гегемония или лидерство.
- Проблема преодоления имперской тенденции и роль России.
- Энергетический диалог России и Европейского Союза.
- Россия и Болонский процесс.
- Россия – Европейский союз и проблемы постсоветского пространства.
- Имидж современной России.
- Роль России в урегулировании современных международных конфликтов.
III.Реферат
Реферат (от лат. reffere - сообщать) – краткое изложение в письменной форме определенного научного материала: содержания книги, учения, научной проблемы и пр. «Реферат» в переводе с латинского означает следующее - «пусть он доложит». Поэтому, по сути, это обобщенная запись идей (концепций, точек зрения) на основе самостоятельного анализа различных рекомендованных источников и предложение авторских (оригинальных) выводов. Чтобы изложить свое собственное мнение по определенной проблеме, требуется: во-первых, хорошо знать материал, а, во-вторых, быть готовым умело передать его содержание в письменной форме.
В практике БУ «НСК» студенту чаще предоставляется право самостоятельно выбрать тему реферата из списка, рекомендованного преподавателем. Допускается, что студент может предложить свою тему, в этом случае выбор темы согласуется с преподавателем. При определении темы учитывается ее актуальность, научная разработанность, наличие базы источников, а также опыт практической деятельности, начальные знания студента и его личный интерес к выбору проблемы.
Цель реферата – расширить представления студентов по определенной теме и добиться освоения не разрозненных научных идей, автономных по своему исполнению и представлению, а охватить по возможности широкий круг научных мнений и подходов к одной и той же проблеме, вскрыть противоречия, основанные на несовпадении оценок и точек зрения различных авторов.
Реферат является итогом самостоятельного изучения студентов одной (монографический реферат) или нескольких (обзорный реферат) научных работ и должен отражать их основное содержание. При его написании студент должен уметь выделить главное в научном тексте, видеть проблемы, которым посвящены работы, пути и способы их решения, предлагаемые автором или авторами.
3.1 Порядок написания реферата
Написание реферата требует использование следующих специальных приемов научно-исследовательской работы:
- подбор и изучение основных источников по теме, составление библиографии;
- составление плана реферата – прием, широко используемый в школе, но в условиях среднего-специального обучения имеющий ярко выраженную специфику, связанную с тем, что в научно-исследовательской работе принято не литературное оформление пунктов и подпунктов, а цифровое обозначение двух - трех и более ступенчатых сложных планов;
- цитирование мыслей, положений, фрагментов содержания использованного источника, основанное на обязательной связи с контекстом во избежание искажений смысла сообщений и точных ссылках на источник на основе записи выходных данных;
- составление понятийного аппарата по рассматриваемой проблеме как упорядоченного множества базовых и производных понятий в форме алфавитного или тематического словаря;
- написание реферата;
- публичное выступление с результатами исследования
Порядок подготовки реферата.
Студенту следует:
- получить от преподавателя тему (или выбрать самостоятельно, но обязательно согласовать ее с преподавателем);
- ознакомиться по учебнику с периодом, к которому эта тема относится, чтобы получить общее представление о ней, о ее месте и значении в истории нашей страны;
- найти и проработать рекомендованную научную литературу, чтобы глубже понять специфику вопроса;
- внимательно изучить текст источника, отобрать факты и свидетельства, относящиеся к теме;
- составить план работы;
- оформить работу.
План (оглавление) работы должен содержать следующие части:
- введение, в котором определяется те6ма работы, место изучаемых проблем в истории страны, дается характеристика и оценка использованных источников и литературы;
- разделы (главы, параграфы и т.п.), на которые разбит основной текст;
- заключение, где делаются основные выводы.
Образец плана должен находиться на первой странице реферата:
Критика дворянского общества и крепостничества в сатирических журналах Н.И. Новикова.
Введение
- Жизнь и журнальная деятельность Н.И. Новикова
- Нравы дворянского сословия в изображении сатирических журналов Н.И. Новикова.
- Антикрепостнические мотивы в сатире Н.И. Новикова.
Заключение
Список источников и литературы.
Текст реферата пишется по составленному плану. Заголовки плана повторяются в тексте работы.
Когда приводятся цитаты, факты, утверждения, заимствованные из источников и научных работ, то на использованные публикации обязательны ссылки (сноски). Их помещают, как правило, на той же странице, внизу под чертой.
Когда ссылка делается в первый раз, то обязательно указываются фамилия и инициалы автора, полное название книги, место и год издания, том или часть (если они имеются), страница, с которой взят текст или другой материал.
Пример:
- Паллас П.С. путешествие по разным провинциям Российской империи. Ч.1. СПб., 1773. с. 228-229.
Если ссылка на одну и ту же работу делается неоднократно, то во второй раз и во всех последующих ссылках название книги можно указать сокращенно, без выходных данных.
Пример:
Паллас П.С. Путешествие. Ч.1. С. 222.
Список источников и библиография помещаются в конце реферата. Вначале под заголовком «Источники» перечисляются законодательные акты, документы, письма, записки и прочие памятники прошлого, а затем по заголовком «Библиография» указывают сочинения историков (книги и статьи).
Издания внутри списка источников и библиографии располагают в алфавитном порядке.
Страницы должны быть пронумерованы.
Рефераты чаще пишут по предметной дисциплине, предполагая вести коллективное обсуждение (дискуссия, круглый стол и т.п.) более широкой проблемы, а также для того, чтобы показать уровень знаний по отдельному вопросу данной предметной дисциплины.
3.2Требования к оформлению реферата
3.2.1 Оформление реферата
Процесс выполнения реферата делится на три основных этапа:
подготовка; выполнение и оформление; защита.
3.2.2 Этап подготовки
На этапе подготовки выбирается и согласуется с преподавателем тема реферата, собирается статистический и нормативный материал по теме, подбирается необходимая литература.
3.2.3 Этап выполнения и оформления реферата
Выполненный студентом реферат должен состоять из пояснительной
записки, которая в обязательном порядке должна включать:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- содержание;
- заключение;
- список используемой литературы;
- приложения (если имеются)
Перечисленные материалы указаны в той последовательности, в какой их следует располагать в работе.
Титульный лист - является первой страницей, оформляется на типовом бланке академии (см. приложение 1) и выполняется на принтере персонального компьютере с соблюдением установленной формы.
Оглавление - должно включать названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки плана должны полностью соответствовать заголовкам глав и параграфов в тексте реферата. Представление их в тексте в другой (сокращенной) редакции не допускается. Номер страницы проставляется в центре верхней части листа – это первый пронумерованный лист.
Содержание - должно точно соответствовать теме реферата и полностью ее раскрыть. Названия глав и параграфов должны быть краткими, состоящими из ключевых слов, несущих необходимую смысловую нагрузку. Особое внимание должно быть уделено языку и стилю написания реферата. Следует избегать повторений, перегрузки текста пояснительной записки цитатами. Вместе с тем, все цитируемые материалы должны сопровождаться ссылками на литературные источники.
Структура реферата включает в себя небольшое введение, в котором обосновывается важность данной научной работы; основную часть, раскрывающую содержание проблемы; заключение, в котором студент кратко формулирует выводы; список использованной литературы.
Введение — обосновывается выбор темы, показывается ее актуальность и практическая значимость. Необходимо определить теоретическую основу реферата. Реферат может быть подготовлен по заданной теме на основе одного-двух источников. В других случаях требуется работа с большим количеством книг, статей, справочной литературы. В реферате должны присутствовать характерные поисковые признаки: раскрытие содержания основных концепций, цитирование мнений некоторых специалистов по данной проблеме, текстовые дополнения в постраничных сносках или оформление специального словаря в приложении и т.п. При этом важно использовать личные картотеки выписок, справок, документов. Стиль написания свидетельствует об общем уровне подготовки-будущего специалиста, его профессиональном уровне.
Основная часть монографического реферата может быть различной:
- конспективной, т.е. ее содержание полностью соответствует структуре монографии, анализируемой студентом, и отражает основные ее разделы, главы или параграфы;
- фрагментарной, т.е. содержание реферата включает в себя рассмотрение только определенных частей изучаемой монографии;
- аналитической, т.е. содержание реферируемой работы раскрывается вне связи с ее структурой и определяется планом реферата.
Обзорный реферат в целом имеет аналогичную структуру. Разница заключается в том, что при его написании студент осуществляет более сложную аналитическую работу, связанную с необходимостью серьезного обобщения, сопоставления и осмысления материала, изложенного в разных научных источниках. Необходимо показать сходство и различия в изложении одних и тех же аспектов проблемы разными авторами.
Композиционно обзорные рефераты могут строиться различно: последовательно, т.е. когда каждый из источников рассматривается по отдельности, или аналитически, т.е. когда рассматриваются аспекты проблемы, нашедшие отражение в различных источниках.
Заключение - в заключении кратко и логически последовательно излагаются теоретические предложения, они должны вытекать из содержания реферата и носить обобщающий характер. Из текста заключения должно быть ясно, что цель и задачи реферата полностью выполнены. Последовательность изложенных выводов должна соответствовать порядку представления материала в тексте работы. Заключение — это связный, четкий, компактный текст. Заключение завершается оценкой перспектив исследуемой проблемы в целом.
Реферат должен быть оформлен в соответствии с общими требованиями к правилам оформления отчетов о научно-исследовательской работе и должен составлять не менее 20-25 страниц компьютерного текста.
Правила оформления текстового материала
Оформление работы должно соответствовать требованиям
ГОСТ 2.105–95 ЕСКД. «Общие требования к текстовым документам». При оформлении работы с использованием персонального компьютера необходимо руководствоваться следующим.
Размещение текста дипломной работы осуществляется на одной
стороне белой бумаги форматом А4 (297 мм х 210 мм).
Поля: слева — 30 мм; справа — 10 мм; сверху —15 мм, снизу — 20 мм.
Номера страниц проставляются в правом верхнем углу.
Параметры основного текста работы:
Текст набирается и печатается гарнитурой Times New Roman.
Кегль (размер шрифта) составляет 14 пунктов (обычное начертание).
Используется полуторный межстрочный интервал.
Абзац: выравнивание — по ширине; первая строка — отступ 1,25 см;
интервал перед и после абзаца — 0 пунктов.
- Образец оформления титульного листа
Бюджетное учреждение среднего профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«НИЖНЕВАРТОВСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Реферат
по предмету:
тема:
Выполнил(а) обучающийся гр. ПГС-5 Сидоров И.И. Проверил(а) Иванов И.И. Отметка о сдаче___________ |
Нижневартовск, 2014
- Критерии оценивания реферата
Защите реферата предшествует ее проверка руководителем. Для этого реферат сдается преподавателю за десять дней до предполагаемого срока защиты. Проверка определяет степень соответствия работы, предъявляемым к ней требованиям. В результате проверки реферата - работа либо допускается к защите, либо возвращается на доработку.
Оценка реферата производится по пятибалльной системе и оформляется преподавателем в ведомости, хранящейся на отделении по формам обучения.
При оценке реферата учитываются:
- соответствие материала работы выбранной теме, качество, глубина, полнота проработки, новизна подходов, методов решения проблем, рассматриваемых в работе;
- качество проведенного анализа и предлагаемых решений по ситуационной задаче;
- своевременность выполнения работы и представления к защите.
Зашита реферата работы осуществляется в форме собеседования.
Оценка реферата осуществляется на основе следующих критериев по четырехбальной системе:
• на «отлично» оценивается работа, выполненная самостоятельно в соответствии с планом, логичная по изложению, полная по содержанию, правильно оформленная, в которой раскрыты все вопросы темы, выявлены характерные тенденции в развитии исследуемой проблемы, сделаны правильные обобщающие выводы. На все вопросы по теме реферата студентом даны исчерпывающие ответы.
• на «хорошо» оценивается работа, в которой некоторые вопросы темы освещены неполно, не все выводы сформулированы четко, но в целом работа оформлена в соответствие с требованиями. При ответах на вопросы по теме реферата допущены незначительные ошибки.
• на «удовлетворительно» оценивается работа, в которой в целом освещены все основные проблемы темы, но тема раскрыта не полностью, нарушена логика изложения, имеются недостатки в оформлении работы. При ответах на вопросы по теме реферата допущены существенные ошибки, указывающие на пробелы в знаниях по программному материалу.
• на «неудовлетворительно» оценивается работа, не отвечающая всем установленным требованиям или выполненная несамостоятельно.
3.5Примерные темы рефератов
1. Российская история как часть мировой истории.
2. Образ жизни людей в позднем каменном веке.
3. Боги и мифы Древнего Египта.
4. Устройство и жизнь Древних Афин.
5. Древняя Спарта: государство и традиции.
6. Боги Древней Греции.
7. Конфуций и его учение.
8. Зарождение буддизма и его основные принципы.
9. Зарождение ислама и его основные принципы.
10. Великое переселение народов: основные вехи.
11. Культурное наследие Византии.
12. Повседневная жизнь западноевропейцев в Средние века.
13. Крестовые походы и их результаты.
14. Варяги в истории Древней Руси.
15. Основные хозяйственные занятия восточных славян в Древности.
16. Князь и вече в Древней Руси.
17. Князь и дружина в Древней Руси.
18. Кочевники в истории Древней Руси: война и мир.
19. Образование государства Киевская Русь. Норманнская теория.
20. Характер международных связей и отношений Киевской Руси.
21. Александр Невский — государственный деятель и полководец.
22. Борьба русского народа с иноземными агрессорами в ХIII в.
23. Государственная и политическая деятельность Ярослава Мудрого.
24. Владимир Мономах и его время.
25. Город и горожане в Древней Руси.
26. Империя Чингисхана и нашествие монголо-татар на Русь.
27. Литература, зодчество, иконописание в Древней Руси.
28. Новгородская республика в XI—XIII вв.
29. Общественный строй Древней Руси.
30. Рождение русской письменности. Кирилл и Мефодий.
31. Русь и наследие Византии.
32. Человек Древней Руси в повседневной жизни.
33. Борьба Руси за свержение ордынского ига: основные вехи.
34. Дмитрий Донской — государственный деятель и полководец.
35. Иван III и его роль в российской истории.
36. Иван Грозный — человек и политический деятель.
37. Опричнина Ивана Грозного. Причины, сущность, последствия.
38. Освоение Сибири. Характер русской колонизации.
38. Борьба русского народа с польской и шведской интервенцией в годы Смуты.
40. Церковь и государство в России XVII в. Раскол в Русской православной церкви.
41. Воссоединение России и Украины.
42. Восстание под предводительством С.Разина.
43. Государственное устройство России в XVII в.
44. Титаны эпохи Возрождения.
45. Реформация и религиозные войны в Германии XVI в.
46. Герои Великих географических открытий (Колумб, Магеллан и др.).
47. Английская революция XVII в.: люди и события.
48. Научная революция XVII в.: основные вехи.
49. Вольтер — «патриарх» Просвещения.
50. Монтескье и теория разделения властей.
51. Руссо и теория «общественного договора».
52. Промышленная революция в Англии: основные вехи.
53. Образование США.
54. Французская революция XVIII в.: причины и результаты.
55. Террор Французской революции XVIII в.
56. Великое посольство Петра I в Европу.
57. Военная реформа Петра Великого.
58.Северная война (1700—1721). Причины, ход событий, историческое значение.
59.Государственные и социальные реформы Петра I, их историческое значение.
60. Культурные преобразования в Петровскую эпоху. Споры о Петре I: личность в оценках современников и потомков.
61. Государство и церковь в XVIII в.
62. Дворцовые перевороты в России ХVIII в. Причины, механизм, итоги.
63. Елизавета I: эпоха и личность.
64. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.
65. М.В.Ломоносов. Становление отечественной науки.
66. Реформа управления (губернская, городская, местная) второй половины XVIII в.
67. Россия в конце ХVIII в. Павел I.
68. Россия в эпоху «просвещенного абсолютизма».
69. Споры о Екатерине II: личность в оценках современников и потомков.
70. Наполеоновские войны: ход и результаты.
71. Отечественная война 1812 г. и ее последствия для России.
72. Объединение Германии в XIX в.: основные вехи.
73. Объединение Италии в XIX в.: основные вехи.
74.Гражданская война в США: причины, ход и результаты.
75. Революция Мэйдзи в Японии: причины, ход и результаты.
76. Реформы Александра I.
77. Внешняя политика Николая I: успехи и неудачи.
78. Крымская война и ее значение для России.
79. Александр II: человек и государственный деятель.
80. Реформы Александра II и их значение.
81. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.
82. Повседневная жизнь дворян в России XIX в.
83. Повседневная жизнь крестьян в России XIX в.
84. Повседневная жизнь разночинцев в России XIX в.
85. Русско-японская война 1904—1905 гг.
86. Революция 1905—1907 гг. в России.
87. Политические партии в России начала ХХ в.
88. Столыпинская реформа: ход, результаты, значение.
89. Первая мировая война: причины, основные вехи, результаты.
90. Версальско-вашингтонская система мирового устройства.
91. Россия в Первой мировой войне: фронт и тыл.
92. Политические партии в Февральской революции 1917 г.
93. В.И.Ленин: человек и политик.
94. Двоевластие в России 1917 г.
95. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде 1917 г.: ход и результаты.
96. Идеология и организация «белого» движения в России 1918– 1922 гг.
97. Гражданская война в России: ход и последствия.
98. «Красный террор» в воспоминаниях современников и оценках историков.
99. Нэп: причины, содержание, результаты.
100. Первые пятилетки в СССР: достижения и их цена.
101. Крах Веймарской республики и приход к власти нацистов.
102. Англо-французская политика умиротворения агрессора и ее последствия.
103. ГУЛАГ и его роль в жизни СССР.
104. Пакт Молотова-Рибентропа: причины его заключения и последствия.
105. Советско-финляндская война: причины, ход, значение.
106. Начальный период Великой Отечественной войны: причины неудач Красной Армии.
107. Битва под Москвой 1941—1942 гг.
108. Сталинградское сражение 1942—1943 гг.
109. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1943 г.
110. Освобождение Советской армией Восточной Европы от нацистов и его последствия.
111.Тегеранская, Крымская и Потсдамская конференции: послевоенное устройство Европы.
112. «Холодная война»: причины и основные вехи.
113. Корейская война: ход и результаты.
114.СССР после Великой Отечественной войны: противоречия общественного развития.
115. Советская культура в эпоху «оттепели».
116. ХХ съезд КПСС и его значение.
117.Состязание капиталистической и социалистической систем: основные вехи и итоги.
118. «Перестройка» в СССР: причины, ход, последствия.
IV Проект
Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата
4.1 Содержание и требования к проектной работе
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической. В роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника).
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами - с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации. Важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз работали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
То есть проект — это «пять П»:
ПРОБЛЕМА — ПРОЕКТИРОВАНИЕ (ПЛАНИРОВАНИЕ) — ПОИСК ИНФОРМАЦИИ — ПРОДУКТ — ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Шестое «П» проекта — его ПОРТФОЛИО, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.
Циклограмма работы над проектом:
1. Определение предмета, темы, цели и задачи проекта, выбор руководителя (один - два месяца).
2. Выполнение работы (два - три месяца).
3. Предзащита работы в своей группе с целью выявления уровня понимания и владения материалом, а также выработки умения понимать вопросы и отвечать на них (один месяц).
4. Собственно защита на экспертном совете НОО (два месяца).
5. Подведение итогов: общешколледжная конференция по итогам года.
В ходе проектной деятельности достигаются следующие цели:
- Углубляются и систематизируются знания обучающихся по определенной теме.
- Формируется информационная культура обучающихся (умение и навыки работы с компьютером, Интернет-ресурсами).
- Развиваются ключевые компетенции.
- Учатся логично, аргументировано представлять результаты своей работы.
- Воспитывается художественный вкус при оформлении продукта проектной деятельности.
Формы выхода проектной деятельности студентов:
- презентации в программе Power Point;
- научные доклады;
- выпуск брошюры, агитлистков;
- видеоролики и т.д.
Студенты защищают свои проекты в рамках проведения уроков-
конференций, круглых столов, урок-дискуссия, урок-защита проектов
4.2 Критерии оценивания проектной работы
Перечень критериев оценивания проектов:
1. Постановка цели и обоснование проблемы проекта.
2. Планирование путей ее достижения.
3. Глубина раскрытия темы проекта.
4. Разнообразие источников информации, целесообразность их
использования.
5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию
проекта.
6. Анализ хода работы, выводы и перспективы.
7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
8. Соответствие требованиям оформления письменной части.
9. Качество проведения презентации.
10. Качество проектного продукта.
Перечень критериев оценивания владения обучающимся ключевых компетенций:
- Владение устным и письменным общением
- Умение использовать различные источники информации
- Умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение
- Способность брать на себя ответственность.
- Правила создания мультимедийных презентаций
к поддержке проекта
Умение хорошо презентовать свою деятельность – одно из самых продуктивных средств привлечения внимания к своей работе.
Удачная и качественная презентация будет влиять на ваш положительный имидж. Презентация сегодня выступает как ваша визитная карточка. Эта технология позволяет визуально воспринимать вашу работу. К сожалению не каждую представленную работу можно назвать настоящей презентацией. Любая технология, в том числе и создание презентаций, компьютерной или другой, имеет свои правила, принципы, приемы.
Презентация (от английского слова - представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением РР. Термин «презентация» (иногда говорят «слайд-фильм») связывают, прежде всего, с информационными и рекламными функциями картинок, которые рассчитаны на определенную категорию зрителей (пользователей).
Типичные недочеты и ошибки при создании презентаций
1. Отсутствие Титульного слайда, содержащего: название проекта или темы урока (занятия); сведения об авторе; дата разработки; информация о местоположении ресурса в сети и др.
2. Отсутствие Введения, в котором представлены: цели и задачи изучения темы, краткая характеристика содержания;
3. Отсутствие Оглавления (для развернутых разработок, при наличии в презентации разделов, подтем) с гиперссылками на разделы / подтемы презентации;
4. Отсутствие логического завершения презентации, содержащего: заключение, обобщения, выводы;
5. Перегрузка слайдов подробной текстовой информацией (не более трех мелких фактов на слайде и не более одного важного);
6. Неравномерное и нерациональное использование пространства на слайде;
7. Отсутствие связи фона презентации с содержанием.
8. Неудачный выбор цветовой гаммы: использование слишком ярких и утомительных цветов, использование в дизайне более 3 цветов(цвет текста, цвет фона, цвет заголовка и/или выделения); использование темного фона со светлым текстом;
9.Использование разных фонов на слайдах в рамках одной презентации;
10.Использование рисунков, фотографий плохого качества и с искажениями пропорций;
11.Отсутствие должного выравнивания текста;
12.Отсутствие или неясность связей в схемах или между компонентами материала на слайде;
13.Наличие различных эффектов переходов между слайдами и других раздражающих эффектов анимации, мешающих восприятию информации;
14.Отсутствие единства стиля страниц:
• одинаковая гарнитура и размер шрифта для всех заголовков (не менее 24 пунктов);
• одинаковая гарнитура и размер шрифта для тестовых фрагментов (не менее 18 пунктов);
• заголовки, номера страниц, кнопки перелистывания должны появляться в одном и том же месте экрана;
• одинаковая цветовая гамма на всех станицах и т.п.
Основные принципы разработки мультимедийных презентаций
Выбор оптимального объема презентации очень важен и зависит от цели, для которой она создается, от предполагаемого способа ее использования.
В общем случае объем презентации не должен быть менее 8-10 слайдов.
Известно, что глаз и мозг способны работать в двух режимах: в режиме быстрого панорамного обзора с помощью периферийного зрения и в режиме медленного восприятия детальной информации с помощью центрального зрения. Следовательно, когда человек читает текст, да еще с экрана компьютера, мозг работает в замедленном режиме. Если же информация представлена в графическом виде, то глаз переключается во второй режим, и мозг работает быстрее.
Именно поэтому в презентациях желательно свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов.
Немаловажную роль в положительном восприятии презентации играют гармоничные цветовые сочетания, выдержанность стиля и эстетичность в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение.
Структура презентации
Презентация состоит из слайдов. Лучше всего придерживаться одного правила: один слайд – одна мысль. Убедительными бывают презентации, когда на одном слайде дается тезис и несколько его доказательств.
Профессионалы по разработке презентаций советуют использовать на слайде не более тридцати слов и пяти пунктов списка. Если на слайде идет список, его необходимо делать параллельным, имеется в виду, что первые слова в начале каждой строки должны стоять в одной и той же форме (падеже, роде, спряжении и т.д.). Обязательно необходимо осмысление целевых заголовков, размер шрифта – не менее 18 пт.
Обычно план содержания презентации выглядит так.
1.Титульный лист. Первый слайд содержит название презентации, ее автора, контактную информацию автора.
2.Содержание. Тут расписывается план презентации, основные разделы или вопросы, которые будут рассмотрены.
3.Заголовок раздела.
4.Краткая информация. (Пункты 3 и 4 повторяются сколько, сколько необходимо. Главное тут придерживаться концепции: тезис – аргументы – вывод.)
5.Резюме, выводы. Выводы должны быть выражены ясно и лаконично на отдельном слайде.
6.Спасибо за внимание.
Основными элементами управления являются:
• кнопки перехода из оглавления на начало тем;
• кнопки перехода со слайда на слайд вперед и назад;
• кнопка возврата в оглавление;
• гиперссылки для вывода на экран иллюстраций, таблиц, графиков и пр.
Основные правила создания презентации
Ниже приведены общие правила, которые необходимо помнить при создании презентации.
ОФОРМЛЕНИЕ мультимедийной презентации
- Соблюдать единый стиль оформления Избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должна преобладать над основной информацией.
- Для фона выбирайте более холодные и спокойные цвета (синий, зеленый, пастельные цвета)
- На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. более трех цветов: Для фона и текста использовать контрастные цвета. Обратить внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
- Используйте возможности анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания презентации.
- Использовать короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории
- Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка (фотография), то надпись должна располагаться под ней.
- ШРИФТЫ Для заголовка – не менее 24 Для информации – не менее 18 Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Для выделения использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. Нельзя злоупотреблять большими буквами, они читаются хуже строчных.
- СПОСОБЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ рамки, границы, заливку разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
- ОБЪЕМ ИНФОРМАЦИИ Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом слайде
- ВИДЫ СЛАЙДОВ Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: виды слайдов: с текстом с таблицами с диаграммами
4.4 Критерии оценки мультимедийной презентации
ОФОРМЛЕНИЕ
Титульный слайд с заголовком
Минимальное количество – 10 слайдов
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)
Библиография
Использование эффектов анимации
Вставка графиков и таблиц
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов
Графики, импортированные из Excel
ОРГАНИЗАЦИЯ
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы
Слайды представлены в логической последовательности
Красивое оформление презентации
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание соответствует заявленной теме
В презентации отсутствуют исторические неточности и ошибки
Прослеживается причинно-следственная связь, хронологическая последовательность описываемых событий
4.5Примерные темы проектов
1. Образ жизни людей в позднем каменном веке.
2. Боги и мифы Древнего Египта.
3. Устройство и жизнь Древних Афин.
4. Древняя Спарта: государство и традиции.
5. Боги Древней Греции
6. Конфуций и его учения.
7. Зарождение буддизма и его основные принципы.
8. Зарождение ислама и его основные принципы.
9. Культурное наследие Византии.
10. Кочевники в истории Древней Руси: война и мир.
11. Рождение русской письменности. Кирилл и Мефодий.
12. Русь и наследие Византии.
13. Человек Древней Руси в повседневной жизни.
14. Литература, зодчество, иконописание в Древней Руси.
15. Великое посольство Петра I в Европу.
16. Военная реформа Петра Великого.
17. Северная война (1700—1721). Причины, ход событий, историческое значение.
18. Культурные преобразования в Петровскую эпоху.
19. Споры о Петре I: личность в оценках современников и потомков.
20. Государство и церковь в XVIII в
21. Культура России в середине и во второй половине XVIII в.
22. М.В. Ломоносов. Становление отечественной науки.
23. Причины Гражданской войны.
24. Споры об Октябре 1917г.: логическое развитие февральских событий или «заговор».
25. Политические программы сторон в Гражданской войне
26. Великие битвы II мировой :
Проект 1. Защитники Брестской крепости.
Проект 2. Битва за Москву.
Проект 3. Сталинградская битва.
Проект 4. Курская битва.
Проект 5. Человек на войне
Проект 6. Цена Победы
Литература для студентов
Основные источники:
1. Анисимов Е. В. Юный град. Петербург времен Петра Великого. -
СПб., 2003.
2. Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. - М., 2002.
3. Анисимов Е. В. Елизавета Петровна. - М., 2001.
4. Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. -
М., 2005.
5. Война в Корее. - СПб.,2000.
6. Волковский Н.Л. История информационных войн. - М., 2003.
7. Галактионов М. Париж 1914. - М., 2001.
8. Генифе П. Политика революционного террора 1789-1794. - М.,
2003.
9. Герцог X. Арабо-израильские войны. - М., 2004.
10. Губер П. Мазарини. - М., 2000.
11. Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории
французской культуры. - М., 2002.
12.Делюмо Ж. Грех и страх: формирование чувства вины в
цивилизации Запада (XIII-XVIII вв.). - Екатеринбург, 2003.
13. ДрозЖ. История Германии. - М., 2005.
14. Дуршмид Э. Победы, которых могло не быть. - М., 2000.
15. Зайончковский А.М. Первая мировая война. - М., 2000.
Дополнительная литература
1. Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах в 3 ч.: учеб,
пособие. - М., 2006.
2. Ивашко М.И. История России. Ч. 1. Вторая половина IX-XVI вв.
Плакаты. - М., 2007.
3. Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в
схемах. - М., 2006.
4. Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVII век. -
М., 2006.
5. Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVIII век. -
М., 2006.
6. Кснигсбергер Г. Европа раннего Нового времени, 1500-1789. -
М., 2006.
7. Лавренев С., Попов В. Советский Союз в локальных войнах
и конфликтах. - М., 2002.
8. Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. - М., 2003.
9. Марчук М.М., Ларин Е.А., Мамонтов С.П. История и культура
Латинской Америки (от доколумбовых цивилизаций до 1918 года).
- М., 2005.
10. Мезин С. А. История русской культуры X - XVIII вв. - М., 2003.
11. Мелин Я., Юханссон А.В., Хеденборг С. История Швеции. - М.,
2002.
12. Метивье Ю. Франция в XVI—XVIII вв. от Франциска I до
Людовика XV. - М., 2005.
13. Мир Просвещения. Исторический словарь. - М., 2003.
14. Мыльников А. С. Петр III: Повествование в документах и версиях.
- М., 2002.
15.Национальная идея в Западной Европе в Новое время. - М., 2005.
16. Озуф М. Революционный праздник: 1789-1799. - М., 2003.
17. Отечественная история. История России с древнейших
времен до 1917г. Энциклопедия. Т. 1-3. - М., 1994-2000.
18. Павленко Н. И. Екатерина I. - М., 2004.
19. Павленко Н. И. Екатерина Великая. - М., 2003.
20. Посконина О.И. История Латинской Америки (до XX века). - М.,
2005.
21. Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола, 1555-
1648. - СПб., 2002.
22. Смирнов А. Арабо-израильские войны. - М., 2002.
23. Сьюк У. Корейская война. - М., 2003.
24. Типельскирх К. Вторая мировая война (любое издание)
25. Тольятти П. Лекции о фашизме. Ч. 1-3. - М., 1991.
26. Хеншелл Н. Миф абсолютизма. - СПб., 2003.
27. Черников И. Гибель империи. - М., 2002.
28. Чудинов А.В. Французская революция: история и мифы. - М., 2007.
16. Шатохина-Мордвинцева Г.А. Нидерланды в новое и новейшее
время. - М., 2002.
17. Шоню П. Цивилизация классической Европы. - Екатеринбург, 2005.
18. Элиас Н. Придворное общество. — М., 2002.
19. Вокруг света: журнал-учредитель ООО «ВОКРУГ СВЕТА»
20. Наука и Религия: научно-популярный журнал. Учредитель - ООО
«НИР Лтд»
21. Электронное учебное пособие. Компакт диск Электронные карты
энциклопедия «Истории России»
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ САЙТЫ ПО ИСТОРИИ
Образовательные порталы
1. Православный образовательный портал «Слово» (Раздел «История») - http://old.portal-slovo.ru/rus/history/.
2. Научный богословский портал «Богослов.Ru» (Раздел «Отечественная история) http://www.bogoslov.ru/journal/22476/index.html
3. Социально-гуманитарное и политологическое образование (система федеральных образовательных порталов) - http://www.humanities.edu.ru/ Библиотека содержит курсы лекций, монографии, авторефераты, журналы и т.п.
4. Федеральный портал «Российское образование» –
http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm
5. Единое окно доступа к образовательным порталам –
6. Хронос. Всемирная история в Интернете - http://www.hrono.ru/
7. Российский общеобразовательный портал - http://historydoc.edu.ru/
8. Руниверс (портал о российской истории и культуре) - http://www.runivers.ru/ Портал содержит электронную факсимильную библиотеку, книги, изданные в России в ХIХ – начале ХХ века, по истории, труды русских философов, энциклопедии, сборники документов, карты, фотографии, которые были выведены из культурного оборота почти на столетие, и не переиздавались более.
Периодические издания
1. «Мир истории» (Российский электронный журнал) - http://www.historia.ru/
2. «Новый исторический вестник» - http://www.nivestnik.ru/
3. Журнал «Новая и новейшая история» -
http://www.hist.msu.ru/Journal/nni.htm
4. «Россия – XXI век» (Общественно-политический журнал) –
http://www.ecc.ru/XXI/RUS_21/rus_21.htm
5. Журнал «Общественные науки и современность» -
http://www.ecsocman.edu.ru/ons/
6. История (приложение к газете «Первое сентября») –
http://his.1september.ru/index.php
7. Журнал «Родина» - http://www.istrodina.com/
8. «Экономическая история» -
http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/obozren.htm
Научные, учебные издания
1. Библиотека исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова –
2. Публикации кафедры истории Саратовского государственного университета - http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/history_rus
3. Федеральный фонд учебных ресурсов «Отечественная история» -
http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/3/
4. Интернет для историков - http://edu.tsu.ru/historynet/ Размещены курсы лекций, учебники, хрестоматии, методические пособия, сборники документов.
5. Материалы русской истории –
http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm Размещены электронные версии некоторых классических трудов по русской истории.
6. История России - http://www.eliseev.ru/istor/h020.htm Представлены книги Скрынникова Р.Г., Вернадского Г.В., Янова А. и др.
7. Нарочницкая.Ru. Россия и русские в мировой истории –
8. Воронин А.В. История Российской Государственности –
http://www.lants.tellur.ru/history/voronin/index.htm
9. История России. Мультимедиа-учебник - http://www.history.ru/histr.htm
10. Национальная историческая энциклопедия –
http://www.interpretive.ru/dictionary/
11. Президентская библиотека - http://www.prlib.ru/Pages/Default.aspx
Тематические проекты
1. Русь Древняя и Удельная - http://avorhist.narod.ru/
2. «1812 год» - http://www.museum.ru/museum/1812/index.html
3. Музей декабристов - http://decemb.hobby.ru/
4. Российский мемуарий - http://fershal.narod.ru/index.html
5. Российские мемуары XVIII века - http://mikv1.narod.ru/
6. Русские мемуары - http://memoirs.ru/
7. ВМФ России - http://www.navy.ru/
8. Как наши деды воевали. Рассказы о военных конфликтах Российской империи - http://grandwar.kulichki.net/
9. Военная литература - http://militera.lib.ru/
10. Антибольшевистская Россия - http://www.antibr.ru/
11. СССР – Финляндия. Советско-финская война –
http://www.aroundspb.ru/finnish/
12. Вторая мировая война 1939 – 1945 – http://www.weltkrieg.ru/
13. Русское православие - http://www.ortho-rus.ru/
14. Научно-образовательный форум по международным отношениям –
http://www.obraforum.ru/pubs.htm
15. Библиотека думающего о России - http://www.patriotica.ru/index.html
16. Библиотека исторической и философской литературы –
http://www.istmat.ru/index.php?menu=1&action=1&item=49&glav=2
17. Хронос. Статьи на исторические темы - http://www.hrono.info/index.php
18. История войн - http://history-of-wars.info/
19. Российская империя - http://www.rusempire.ru/
20. Россия в войнах и вооруженных конфликтах - http://www.allruswars.ru/
Каталоги Интернет-ресурсов
1. Образовательные ресурсы Интернет (аннотированный каталог) –
http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Katalog.htm
2. Фундаментальная электронная библиотека - http://feb-web.ru/
3. Отечественная история - http://lants.tellur.ru/history/index.htm
4. Сайтотека. История России - http://vmoisto.narod.ru/sajtIR.htm
5. Библиотека Максима Мошкова. Lib.Ru: История России –
6. Каталог исторических научно-образовательных ресурсов –
http://www.ab.ru/~kleio/internet/
7. КнигаФонд - http://www.knigafund.ru/
8. Библиотекарь.Ру - http://www.bibliotekar.ru/muzeu.htm
Рецензия
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта СПО и учебной программы дисциплины «История».
Содержание указаний сводится к общим методическим рекомендациям и тематике эссе, докладов, проектов и рефератов по соответствующим разделам. Предлагаемая тематика тем соответствует рабочим программам преподавателей по предмету-история. Работа по содержанию и оформлению соответствует методическим требованиям. Язык и стиль изложения, применяемая терминология, отвечают требованиям, предъявляемым к методическим рекомендациям.
Методические рекомендации по выполнению исследовательской деятельности студентов, разработанные М.В. Мищенко и Н.И. Сёмкиной могут быть рекомендованы для использования и распространения.
Рецензент: преподаватель социально-экономических и гуманитарных дисциплин БУ СПО «» _______________________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания по написанию и оформлению курсовой работы для студентов специальности 21.02.05 – Земельно-имущественные отношения по ПМ.04 Определение стоимости недвижимого имущества
Методические указанияпо написанию и оформлению курсовой работы для студентов специальности 21.02.05 – Земельно-имущественные отношения по ПМ.04 Определение стоимости недвижимого имущества...
Методические указания по написанию и оформлению рефератов
В системе среднего профессионального образования подготовка реферата – один из наиболее частых видов самостоятельной работы студентов.Однако, написание реферата нередко вызывает затруднения пото...
Методические указания по написанию и оформлению контрольной работы для заочной формы обучения по учебной дисциплине ОП 01. ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ по специальности 38.02.06 Финансы
Методические указания по написанию и оформлению контрольной работы для заочной формы обучения по учебной дисциплине ОП 01. ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ основной профессиональн...
Методические указания по написанию и оформлению контрольной работы для заочной формы обучения по ПМ. 03 Участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций МДК 03.01 Финансы организаций по специальности 38.02.06 Финансы
Методические указания по написанию и оформлению контрольной работы для заочной формы обучения по ПМ. 03 Участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций...
Методические указания по написанию и оформлению контрольной работы для заочной формы обучения по ПМ. 03 Участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций МДК 03.02 Организация внешних финансовых отношений
Методические указания по написанию и оформлению контрольной работы для заочной формы обучения по ПМ. 03 Участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций...
Методические указания по написанию и оформлению контрольной работы для заочной формы обучения по ПМ. 04 Организация и управление трудовым коллективом МДК 04.01 Организация и управление трудовым коллективом
Методические указания по написанию и оформлению контрольной работы для заочной формы обучения по ПМ. 04 Организация и управление трудовым коллективом МДК 04.01 Организация и управление ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по написанию и оформлению дипломного проекта
МЕТОДИЧЕСКИЕУКАЗАНИЯпо написанию и оформлению дипломного проектадля студентов специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отра...