Дезинтеграционные процессы 80х-начала 90х годов в России
методическая разработка на тему
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине ОГСЭ.02 История
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка открытого занятия по истории | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 8
имени дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова
(ГАОУ СПО ПК № 8 им. И.Ф. Павлова)
Методическая разработка
открытого учебного занятия по дисциплине
ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ
2 курс
230701 Прикладная информатика
Преподаватель: Чумак Ю.И., преподаватель первой квалификационной категории.
|
Москва
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДанный открытый урок разработан для студентов 2 курса по специальности 230701 "Прикладная информатика". Учебная дисциплина История относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы ОГСЭ.02.
Тема «Дезинтеграционные процессы России 80-х - начала 90х годов» - это вторая тема в изучении раздела «Развитие СССР и его место в мире в 1980-е годы», на его освоение отведено 16 часов. Данный раздел является достаточно сложным для восприятия студентами, поэтому в процессе обучения необходимо пробудить у студентов интерес, мотивировав их на дальнейшее изучение материала.
Этому способствуют следующие приемы: осознанной учебной деятельности студентов с опорой на технологическую карту студента, индивидуального опережающего задания – мини-исследование «Гласность: издержки и достоинства» и на этапе закрепления материала групповой формы организации работы студентов в виде дискуссии.
Цель занятия – создать условия для выведения студентами собственной точки зрения и формирования умения применять полученные знания в профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Для занятия был выбран комбинированный вид урока, т.к. он направлен на решение поставленных на данном уроке задач: повторение основных теоретических положений о дезинтеграционных процессах в России 80-нач 90х годов, изучение нового материала - феномена гласности, систематизация полученных знаний и их применение при решении социальных задач и в ходе дискуссии, а также контроль и коррекцию знаний студентов по изучаемой теме.
На уроке для достижения поставленных задач применяются в совокупности следующие педагогических технологии: технология системно-деятельностного подхода, проблемное обучение, элементы технологии взаимного обучения, технологии критического мышления.
Весь ход занятия сопровождается демонстрацией слайдов по каждому этапу урока, а также видеороликом в самом начале урока для всеобщего привлечения студентов. В кабинете представлен иллюстративный ряд времен Перестройки, а также оформлен тематический стенд для полного возможного погружения студентов в атмосферу Перестройки.
В конце урока студентам предлагается провести самооценку степени усвоения учебного материала и степени формирования ключевых компетенций с последующим предоставлением высказаться по итогам работы.
Открытый урок рассчитан на 45 минут.
Методическая разработка включает в себя технологическую карту преподавателя и приложения:
- Приложение 1. Ход занятия;
- Приложение 2. Технологическая карта студента;
- Приложение 3. Оценочный лист студента.
Приложения 2, 3, являются раздаточным материалом для студентов на уроке.
Технологическая карта учебного занятия
- Паспорт учебного занятия
Преподаватель | Чумак Юлия Игоревна |
Дисциплина | ОГСЭ.02 История |
Группа | 24 ПИ |
Специальность | 230701 Прикладная информатика |
№ занятия по КТП | 13-14 |
Тема урока | Гласность: издержки и достоинства |
Тип занятия | Изучение нового материала, формирование новых знаний, умений и навыков |
Вид занятия | Комбинированный урок |
Форма организация учебного занятия | Фронтальная, групповая |
Межпредметные связи Внутрипредметные связи | Обществознание, русский язык, философия, информатика и МДК.02.01 Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения. Связь с темами об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти ХХ – начала ХХI вв. |
Информационное обеспечение (дидактический материал) | Справочник, раздаточный материал (технологические карты), презентация урока, сообщения студентов, видеоматериал, плакаты, тематический стенд. |
Техническое и программное обеспечение | Проектор, PowerPoint. |
Педагогическая технология (и) | Технология системно-деятельностного подхода Проблемное обучение Элементы технологии взаимного обучения, технологии критического мышления (этапы реализации: вызов, осмысление, рефлексия) |
Цель занятия | Создать условия для выведения студентами собственной точки зрения и формирования умения применять полученные знания в профессиональной деятельности и повседневной жизни. |
Задачи занятия 1.Обучающие: 2. Развивающие: 3. Воспитательные: | - обеспечить восприятие, осмысление и запоминание основных дезинтеграционных процессов России 80х-начала 90х гг; - сформировать навыки использования полученных знаний; - продемонстрировать возможности использования полученных знаний при решении социальных задач и в ходе дискуссии; - развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать делать выводы); - развивать самооценку своей самостоятельной деятельности на учебном занятии; развивать умения анализировать свои ошибки и исправлять их в ходе дискуссии; -развивать коммуникативные навыки; - воспитывать умение слушать друг друга; добросовестное отношение к учебному труду, ответственность, честность, сопереживание успехам и неудачам одногруппников. |
Ожидаемые результаты: | |
Формируемые компетенции:
| ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
Учебный продукт: |
|
Домашнее задание: | Стр 340-345 учебник История России 1945-2007; Данилова, Уткина, Москва "Просвещение", 2008 |
- Структура учебного занятия
(ход занятия)
Дидактическая структура занятия Этапы занятия, время | Цель | Деятельность преподавателя, его функции на данном этапе | Деятельность студента | Методы, приемы | Методы контроля | Форма организации деятельности обучающихся | Формируемые компетенции |
Орг. момент 3 мин. | Сообщение темы, постановка цели, задач занятия, знакомство с планом занятия | Проверка готовности к занятию, сообщение темы, постановка целей учебного занятия, рекомендации по работе с технологической картой Организатор, координатор | Подготовка информации старостой, проверка готовности к занятию, принятие и осмысление целей и задач занятия, ознакомление с ТК занятия | Словесно-наглядный | Наблюдение | Фронтальная | ОК 2 |
Актуализация знаний 7 минут | Подготовка к восприятию нового учебного материала (повторение темы «Перестройка в СССР») | Демонстрация задания на интерактивной доске (презентация- приложение 1), обеспечение контроля за выполнением задания Организатор, координатор, эксперт | Сопоставление правильных ответов при актуализации знаний. При выборе правильного ответа, поднимают руку. | Словесно-наглядный, репродуктивный | Наблюдение, взаимоконтроль | Фронтальная | ОК 2 ОК 6 |
Подготовительный этап 15 минут | Расширить мировоззрение, показать практическую значимость изучаемой темы, мотивировать на дальнейшее изучение темы | Проверка опережающего домашнего задания. Постановка проблемного вопроса: «Перемены = Перестройка» Координатор | Выступление трех студентов с мини-исследовательской работой «Гласность: издержки и достоинства» (презентация). Восприятие информации с экрана, осмысление, поиск ответа на поставленный вопрос. | Словесно-наглядный (диалог) Проблемный вопрос (вызов) | Устный опрос индивидуальный, наблюдение | Фронтальная | ОК 1 ОК 2 ОК 4 |
Изучение Закрепление нового материала в ходе дискуссии 15 минут | Обеспечение уровня осмысления и понимания изученного материала, используя ранее приобретенные навыки, умение применить их в ходе дискуссии | Постановка проблемного вопроса: «Гласность: издержки и достоинства", обеспечение контроля за выполнением задания, координирование работы студентов Организатор беседы, координатор Установление правильности и осознанности усвоения изученного материала, предоставление алгоритмов действий, демонстрация ключей по истечению времени. Организация учебного взаимодействия членов групп. | Восприятие информации, ее анализ. Конспектирование. Заполнение таблицы совместно с преподавателем (с использованием знаний ранее изученных тем) исследование, обобщение с целью выявления закономерности. | Проблемно- поисковый, индуктивный Практический (осмысление), дискуссия | Устный опрос, наблюдение | Фронтальная Работа в группах, индивидуальная | ОК 2 ОК 4 ОК 6 ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 6 ОК 7 |
Подведение итогов занятия, рефлексия, самооценка 5 минут | Рефлексия: осмысление студентами своих действий, развитие способности к самооценке (достижение цели, затруднения, преодоление учебных проблем) | Постановка контрольных вопросов по теме. Качественная характеристика общей работы студентов на занятии, так и отдельных студентов. Организатор, эксперт | Осуществление самооценки соотнесение результатов деятельности с поставленной целью, формулирование конечного результата своей работы на занятии (староста по каждой группе) | Практический, словесный | Наблюдение, Самопроверка, устный опрос | Фронтальная | ОК 2 ОК 6 ОК 7 |
Используемая литература
основная.
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство и год издания | ||||
1 | История России 1945-2007г. | Данилова, Уткина, Филипова | Москва просвещение 2008 г. | ||||
2 | История современной Росси 1991-2003г. | Короткевич В.И. | Издательство Санкт-Петербургский университет 2004 г. | ||||
3 | Россия и мир в ХХ в начале ХХI века | Под редакцией Алексашкиной А.М. | Москва просвещение 2007 г. | ||||
Дополнительная | |||||||
1 | Великая шахматная доска. . | Бжезинский | Международные отношения, 1998. | ||||
2 | Большая энциклопедия России | Современная Россия. М.: ИДДК, 2007 | |||||
3 | Демократическая Россия конца ХХ – начала XXI века. | Д.А. Ванюков | Мир книги, 2007 |
Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кроссворд «Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг.»
Кроссворд является эффективным средством и формой для подготовки к экзаменам, для организации самостоятельной работы обучающихся. Данный кроссворд предназначен для студентов 2 курса колледжа, что соот...
Научно-практическая конференция «История.Литература.Духовность», посвященная 70-летию победы в Великой Отечественной войне и году литературы в России "Труженики тыла в годы войны."
Если завтра война, если враг нападет,...
Советские изобретения периода начала Великой Отечественной войны 1941 года
Советские изобретения периода начала Великой Отечественной войны 1941 года...
«СССР 70-начало 80-х годов»
Политические и экономические изменения в СССР...
Родительское собрание "Начало учебного года-начало нового этапа в жизни детского сада,родителей и его воспитпнников"
Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Задачи: познакомить...