Литературно-музыкальная композиция "Ах, война! Что ты сделала, подлая..." ( Стихи и песни о Великой Отечественной войне).
Разработчик: преподаватель литературы Садовникова Ю.А.
Пояснительная записка. Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках предметной Недели Литературы. Проведение предметной Недели Литературы является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы преподавателя и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся.
Внеклассная работа по предмету – это целенаправленные, организуемые на добровольных началах, на основе познавательных интересов учащихся занятия с ними, выходящие за рамки уроков, а иногда – и за рамки программы.
Основная цель организации и проведения внеклассной работы – развитие у обучающихся интереса к литературе и воспитание потребности изучать её.
Исходя из основной цели, можно выделить задачи, которые решаются преподавателем в процессе такой деятельности:
1) осуществление нравственного, патриотического, эстетического воспитания обучающихся путем вовлечения их в разнообразные внеклассные мероприятия, связанные с приобщением к сокровищнице литературы; 2) развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей;
3) повышение общей языковой культуры;
4) расширение и углубление запаса знаний обучающихся и формирование лингвистической компетенции;
5) поддержка и воспитание веры в свои силы ;
6) развитие и совершенствование психологических качеств обучающихся: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
7) воспитание коммуникативной культуры обучающихся;
8) активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся; 9) воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культура общения.
Цель мероприятия: Познакомить со значением поэзии в годы Великой Отечественной войны. Задачи мероприятия: - Продолжить формирование умений школьников анализировать и интерпретировать художественный текст.
- Способствовать развитию литературных способностей учащихся:
- эмоциональной чуткости к слову; - образной конкретизации и образному обобщению словесных образов. - Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, чувства патриотизма.
Оборудование: мультимедиа, презентация, музыкальные записи. Рекомендуется проводить среди учащихся 1 курса.
Ход мероприятия. I. Организационный момент. II. Объявление темы и цели мероприятия. Эпиграф к уроку: Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне. В.И.Лебедев–Кумач
III. Вводное слово преподавателя. Июнь 1941 года. Мирная жизнь. Лето в разгаре. Страна работала, училась. А многие сотни тысяч выпускников Советского Союза «окончили школьный роман». Перед вами одна из фотографий тех лет. Вглядитесь в эти лица, на них светлая грусть, предвкушение грядущей насыщенной, интересной и обязательно счастливой жизни. А позади: настоящая дружба, яркие победы, первая любовь. Последний аккорд детства и первая нота вступления во взрослую жизнь. Тогда ещё не знали вы, Со школьных вечеров шагая, Что завтра будет первый день войны… (слайд: голос Левитана о начале войны) IV. Актуализация знаний учащихся. - Какие ассоциации вызывает у вас слово «война»? Прочитайте. V. Преподаватель. Мирная жизнь советского народа была прервана вероломным нападением фашистской Германии. Война и песня… Что может быть общего между ними. Казалось бы тяготы военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою, она вдохновляла бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники, поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая. От песни сердцу было тесно: Она вела на смертный бой, Чтобы громить врага под эту песню, Защищая Родину собой. VI. Анализ содержания стихов и песен о Великой Отечественной войне. Гимн сражающегося народа.
Частичный анализ стихотворения В.Лебедева-Кумача «Священная война» - Выступление об истории создания песни «Священная война»
- Фронтальная беседа по содержанию стихотворения «Священная война»:
-Какие строчки были особенно близки людям, услышавшим эту песню перед отправлением на фронт? - В чём, по – вашему, патриотический пафос стихотворения? - Сообщение о памятнике песне «Священная война»
Константин Симонов (1915 - 1979) – известный поэт, прошедший всю войну корреспондентом газеты «Красная звезда». В качестве военного корреспондента он переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри». - Чтение стихотворения К.Симонова «Жди меня»
О чём стихотворение?
Алексей Сурков, которому посвящено стихотворение Константина Симонова, - автор тихой, проникновенной песни «Землянка» («Бьется в тесной печурке огонь»). Это грустное, лирическое стихотворение, положенное на музыку Константином Листовым, выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке.
- Выступление об истории создания песни «В землянке»
- Анализ стихотворения А.Суркова «В землянке»
- В чём секрет любви многих поколений, в том числе и невоенных, к песне «В землянке»? - Сообщение о памятнике песне «В землянке»
- Сообщение о творческой судьбе Б.Ш.Окуджавы.
- Выступление об истории создания «Эх, война...»
- - Какой нарисовал войну в этом стихотворении Б.Окуджава?
- Почему стихотворение можно назвать трагедией? - Прослушивание песни
- Какие картины могли бы нарисовать к прослушанному? - Какие краски при этом использовали бы? Раздумья о предстоящем и свершившемся в стихотворении Л.Ошанина «Дороги» - Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания песни.
- Почему песню называют исповедью?
- О чём она? Песня сердца и души. VI. Прослушивание объявления Левитана о Победе советского народа в Великой Отечественной войне. - Какие чувства, на ваш взгляд, в этот радостный момент испытывал каждый советский человек? VII. Заключительное слово преподавателя. Известно, что в годы войны многие представители мира искусства (писатели, поэты, композиторы, художники, актёры…) встали в ряды защитников Родины. С оружием в руках они защищали Родину, а в короткие минуты отдыха писали, передавая в своих произведениях настроения, переживания участников сражений. В суровое военное время советская песня стала мощным идейным оружием. Она была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала живой отклик в сердцах людей. Не случайно герой Великой Отечественной войны маршал Чуйков сказал, что «ни одна армия в мире не имела такой силы, как наше искусство». VIII. Итоги мероприятия Звучит песня на стихи Р.Гамзатова «Журавли» И озвучиваются статистические данные: 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. 27 миллионов жизней она унесла. Если произвести математические расчёты, то можно представить эти страшные потери так: в среднем ежедневно погибало 19 тысяч человек, в час – 800 человек, в минуту – 13. |