Методическая разработка семинарского занятия "Общие положения о государстве и праве"
методическая разработка на тему

Полесовщикова Наталья Ивановна

Методическая разработка семинарского занятия  "Общие положения о государстве и праве" по дисциплине "Основы права" предназначена для преподавателей и обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gbou_spo_mr_seminar.docx70.99 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО «Тольяттинский медколледж»

Методическая разработка семинарского занятия

«Общие положения о государстве и праве»

Дисциплина «Основы права»

Специальность: 060301 Фармация (базовая подготовка)

Преподаватель: Полесовщикова Н.И.

Рассмотрено и утверждено

на заседании ЦМК № 2

Протокол № ____ от

„____” ___________ 20     г.

Председатель ЦМК

Визняк Г.А.


Методическая разработка семинарского занятия

Тема. Общие положения о государстве и праве

Учебные цели

После изучения данной темы студент должен знать:

- причины и формы возникновения государства; основные теории происхождения государства, понятие и признаки государства, функции государства: внешние и внутренние; формы  государства: форму правления, форму государственного устройства и политический режим;

- понятие и признаки права; понятие и признаки нормы права, структуру нормы права; формы (источники) права, характеристику различных форм (источников) права;  закон и подзаконные акты: понятие, признаки и виды.

Воспитательные цели 

Изучение данной темы способствует воспитанию:

– правовой культуры студентов;

– трудолюбия и любознательности.  

В результате освоения данной темы у студента должны формироваться следующие общие компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.  

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.  

Общее время занятия – 2 часа (90 минут)

Оснащение занятия: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, варианты тестовых заданий.

Форма организации семинара:  смешанная (беседа по заранее известным вопросам, деловая игра, решение задач в тестовой форме).

План проведения семинара

№/п

Название

этапа

Описание

этапа

Цель этапа

Время

(мин.)

1

Организационный этап

Преподаватель отмечает присутствующих, проверяет наличие формы, объявляет тему, цели занятия, обосновывает актуальность изучаемой проблемы.

Сконцентрировать внимание на изучение данной темы и активизировать познавательную деятельность студентов.

5

2

Обсуждение вопросов семинарского занятия

  1. Беседа по заранее известным вопросам.
  2. Деловая игра «Государство и право» (работа в малых группах).
  3. Решение вариантов заданий в тестовой форме.

Проверить и скорректировать уровень знаний студентов.

Способствовать выработке умения принимать решения в стандартной и нестандартной ситуациях, нести за них ответственность.

Способствовать выработке умения самостоятельно оценивать свою работу, её эффективность и качество, делать выводы.

70

3

Подведение итогов, выводы и обобщения по теме

Преподаватель оценивает активность и качество ответов каждого студента, обсуждаются ошибки и трудности в работе.

Закрепить мотив к дальнейшему углубленному изучению дисциплины для будущей успешной деятельности фармацевта.

8

4

Задание на дом

Преподаватель даёт задание на дом и пояснения к его выполнению.

Закрепить мотив к осуществлению поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на студента задач.

5

5

Резерв времени преподавателя

2

Рекомендуемая литература

Основные источники:

  1. Кашанина Т.В., Сизикова Н.М. Основы права: учебник для ссузов. М.: Юрайт. 2010. – 413 с.
  2. Основы права: учебник //Под ред. М. Смоленского. - М.:Дашков и К. 2012. – 400 с.
  3. Основы права //М.Смоленский, Э. Дригола, В. Казельникова, Е. Маштакова,  Н. Ныркова, А. Подопригора, В. Русских. М.: Кнорус. 2012. –   328 с.
  4. Основы права. Правовое обеспечение медицинской деятельности: учебник для средних медицинских учебных заведений /О.В. Леонтьев, С.Ф.Багненко, А.О. Лядов, И.Ж. Искаков. СПб:СпецЛит. 2010.- 145 с.
  5. Основы права: учебник //Под ред. О.Е. Кутафина. М.:Проспект.2012. – 423 с.

Нормативные правовые акты:

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, 30.12.2008 № 7-ФКЗ, 05.02.2014 № 2-ФКЗ // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237

Дополнительные источники:

1. Радько Т.Н. Основы конституционного права России: учебное пособие. М.: Кнорус. 2012. – 155 с.

Интернет-источники:

  1. www.garant.ru 
  2. www.consultantplus.ru 
  3. www.medinfopravo.ru 

Материал для проведения семинарского занятия

Этап 1. Актуальность темы.

Государство – исторически развивающееся явление. С развитием общества изменяется и государство, его цели, задачи, управляющие структуры и функции. Соответственно, изменяются взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни.

Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития общества, зрелости научной правовой мысли, различных объективных и субъективных факторов.  Право, как явление общественной жизни, сформировалось гораздо раньше, чем государство. С возникновением государства право приобретает новое качество: оно становиться  правом, охраняемым государством, его принудительной силой. Как невозможно существование государства без права, так и права без государства. Государство организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики  конкретного государства. Право устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы.

Цель данного семинарского занятия:  – формирование знаний о государстве, его функциях и формах; о понятии и признаках права,  о норме права, источниках права; выявить  общие закономерности государства и права в их взаимосвязи; формирование самостоятельного мышления студентов в процессе активной учебной деятельности; осуществить контроль знаний студентов.

Уровень знаний студентов оценивается по рейтинговой системе оценок.

Рейтинговый лист

студента________________ группы________

Этапы занятий

Оценка работы в баллах

1

Беседа по заранее известным вопросам.

2 балла

2

Деловая игра

«Государство и право»

Задание 1.Разминка   - 2 балла

Задание 2. Заполни таблицу – 3 балла

Задание 3. Брей-ринг

Вопрос 1. –   1балл

Вопрос 2. –   1 балл

Вопрос 3. –   1балл

Вопрос 4. –   1балл

Вопрос 5. –   1балл

Вопрос 6. –   1 балл

Вопрос 7. –   1 балл

Вопрос 8. –   1балл

Вопрос 9. –   1балл

Вопрос 10. – 1балл

Вопрос 11. – 1балл

Вопрос 12. – 1балл

Вопрос 13. – 1балл

Вопрос 14. – 1балл

Вопрос 15. – 1балл

Вопрос 16. – 1балл

Вопрос 17. – 1балл

Вопрос 18. – 1балл

Вопрос 19. – 1балл

Вопрос 20. – 1балл

Задание 4. «Ты мне - я тебе» - 2 балла

3

Тестирование

10 правильных ответов – 5 баллов

9 правильных ответов – 4 балла

8-7 правильных ответов – 3 балла

менее 7 правильных ответов – 0 баллов

Итого: 20-18 баллов – отлично

              17-16 баллов – хорошо

              15-14 -  удовлетворительно

Этап 2. Беседа по заранее известным вопросам

Вопросы для собеседования по теме:

1. Назовите основные теории происхождения государства. Охарактеризуйте их.

2. Что такое государство? Перечислите его признаки.

3. Что понимается под функцией государства?

4. Охарактеризуйте внешние функции Российской Федерации.

5.Что понимается под внутренними функциями государства?

6. Дайте понятие и определите содержание формы государства.

7. Что понимается под формой государственного правления?

8. Что понимается под формой государственного устройства?

9. Дайте понятие политического режима. Назовите его виды.

10. Охарактеризуйте Российскую Федерацию как форму государства.

11. Дайте понятие права через характеристику его признаков.

12. Назовите основные функции права.

13. Что понимается под нормой права? Каковы ее признаки?

14. Что понимается под санкцией в структуре нормы права?

15.Что понимается под источником права? Назовите основные формы источников права.

16. Какой источник права является  в РФ основным?

17. Чем отличаются законы от иных нормативно-правовых актов?

18. На какой круг лиц распространяется действие закона?

19. Что понимается под действием правового акта в пространстве?

20. Что такое судебный прецендент?

Эталоны ответов

1.Теологическая, патриархальная, психологическая, договорная, теория насилия, органическая, материалистическая.

2. Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть  на всю территорию страны и ее население, имеет специальный аппарат управления,  издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Признаки государства:

- государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории;

- суверенитет;

- наличие символов государства;

- система налогов;

- специальный аппарат управления и принуждения.

3. Функции государства – это основные направления деятельности государства.

4. Внешними функциями РФ является его международные направления деятельности, они связаны с поддержанием отношений с другими государствами: защита страны от агрессии, внешнеэкономическое сотрудничество, сотрудничество в области науки и культуры и пр.

5. Внутренним функциям государства  относятся такие направления деятельности государства, которые направлены на решение внутренних задач государства: экономическая, экологическая, правоохранительная, образовательная, социальная функция и т.д.

6. Форма государства – это совокупность внешних признаков государства, определяющих его содержание. Форма государства подчеркивает  особенности его внутренний структуры, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику  территориальной  организации государства, взаимоотношения органов государственной власти с отдельной личностью и гражданским обществом в целом.

7. Форма правления определяет порядок образования и организации высших органов государственной власти , взаимоотношение органов друг с другом. Форма правления характеризует  устройство высшей (верховной) власти, правовой статус ее субъектов. По форме правления все государства подразделяются на монархии и республики.

8.Форма государственного устройства характеризует территориальную организацию государства, правовое положение отдельных составляющих государство частей (субъектов), характер взаимоотношений между ними, а также между центральными органами власти и органами власти составных частей государства. По форме государственного устройства все государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные).

9. Политический режим представляет собой совокупность средств и способов осуществления государственной (политической) власти, регулирования взаимоотношений государства и общества. В зависимости от средств существования  власти политические режимы подразделяются  на демократический и антидемократический (тоталитарный, авторитарный).

10. Российская Федерация – по форме правления является полупрезидентской республикой; по форме государственного устройства – федерацией; политический режим - демократический.

11. Понятие права раскрывается через его признаки. В числе признаков права можно назвать:

- нормативность;

- общеобязательность;

- формальную определенность;

- государственно-волевой характер;

- системность.

Право – это система общеобязательных , формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений.

12. Сущность и социальное назначение права выражается  в его функциях. Функция права – это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Основные функции права: регулятивная и охранительная.

13. Норма права – это установленное и обеспеченное государством, общеобязательное, формально определенное правило поведения, направленное на урегулирование общественных отношений.

Признаками нормы права является:

- нормативность;

- формальная определенность;

- общеобязательность;

- государственно-властный характер.

14. Санкция – часть правовой нормы, где содержится указание на меры государственного принуждения (воздействия) в отношении  правонарушителя. В санкции определяться виды и пределы наказаний, которые конкретизируются в акте применения права.

15.Одним из признаков права является его формальная определенность, то есть определенность по форме. Правовые нормы должны содержатся  в тех или иных формах, которые являются способом их осуществления. Источники права – это способ выражения, закрепления юридических норм.

Основными формами являются:

- нормативный правовой акт;

- правовой обычай;

- судебный прецендент;

- нормативный договор;

- правовая доктрина.

16. Нормативный         правовой акт является основным (доминирующим) источником права в Российской Федерации.

17. Закон – это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Закон отличается от иных нормативных актов следующими признаками:

- закон принимается только органом законодательной власти или референдумом;

- закон обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

- закон регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

18. На территории Российской Федерации нормативные правовые акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, иностранных граждан, лиц без гражданства, общественных организаций. Вместе с тем существуют специальные нормы, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.

19. Действие правового акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего.  Нормативные правовые акты распространяют свое действие на:

- территорию своей страны;

- территорию субъекта Федерации;

- территорию, указанную в самом нормативном правовом акте;

- локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

20. Судебный прецендент – решение определённого суда по конкретному делу, имеющее силу источника права (устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы). Судебный прецендент распространен преимущественно в Англии, США, Канаде, Австралии  и т.д.

Этап 3.Деловая игра «Государство и право»

Для закрепления изученного материала проводиться деловая игра «Государство и право». Студентам предлагается выполнить задания.

Методические рекомендации к организации и проведению игры

Деловая игра позволит лучше усвоить студентами изучаемый материал, расширить знания о государстве и праве, повысить активность на занятии.

Цели проведения игры:

- углубление знаний по предмету «Основы права»;

- развитие у студентов интереса к дисциплине;

- воспитание правовой культуры студентов;

- развитие творческой активности студентов;

- формирование навыков коллективной деятельности студентов.

Задачи игры:

- закрепление умений и навыков по решению проблемных вопросов;

- развитие правового мышления  и умение выделить главное.

Форма игры:  игра проходит в форме конкурса. Каждая команда сидит за отдельным столом. Побеждает та команда, которая наберет в конце игры большее количество балов. Игра оценивается по рейтинговой системе. За каждое правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

Правила игры.

Подготовительный этап. Команда формируется по желанию студентов. Игроки заранее  знакомятся с правилами игры.

Ход игры. Игра рассчитана на 30 минут. В игре принимают участие 3-4 команды по 4-5 человек. Каждой команде выдаются таблички со словами «Ответ готов», которую они используют для оповещения готовности ответить на вопрос. Преподаватель зачитывает задание и дает время для обсуждения. Ответы студентов на задания записываются в каждой мини-группе в листе ответов. После фразы преподавателя «Время вышло. Ваш ответ» студенты должны поднять табличку «Ответ готов». На некоторые задания ведущий предлагает аргументировать свой ответ. Ведет игру и осуществляет судейство преподаватель.

Задание 1.Разминка.

Каждой команде предлагается дать определения понятиям:

- государство;

- право;

- Конституция;

- закон.

За правильно выполненное задание команде начисляется 2 балла (за каждое правильное определение начисляется по  0,5 балла).

Задание 2.Заполни таблицу

Всем командам предлагается заполнить три таблицы.  Каждая правильно заполненная таблица оценивается в 1 балл.

Задание 1. Заполнить таблицу «Признаки государства».

Признаки государства

             

Задание 2. Заполните таблицу «Внешние функции государства»

Задание 3. Заполните таблицу.

Эталоны ответов

Задание 1.

Признаки государства

Задание 2.

Задание 3.

Задание 3. Брей-ринг.

Преподаватель задает всем командам вопросы исходя из схемы вопросов. За каждый правильный ответ команда получает  1 балл.  

Вопросы к брей-рингу:

Вопрос 1. Сторонники какой теории считали, что государство возникло из разросшейся семьи?

Вопрос 2. О какой теории происхождения государства идет речь: «Государство появляется потому, что у одних людей сильна потребность властвовать, а у других – подчиняться. Народ – пассивная масса, предназначенная для подчинения. Властвуют люди, одаренные качествами лидеров, правителей, хозяев».

Вопрос 3.Как рассматривают государство представители теории насилия происхождения государства?

Вопрос 4. Что из перечисленного является формами государственного устройства:

- монархия;

- федерация;

- авторитаризм;

- унитарное государство;

- республика;

- демократия;

- конфедерация

Вопрос 5. Что относятся к современным формам правления?

1.Олигархия и демократия;

2.Деспотия и полития;

3. Конфедерация и  содружество – монархия и республика.

Вопрос 6. Как определяют право представители теологической теории происхождения права?

Вопрос 7. Что такое суверенитет?

- неприкосновенность территории;

- запрещение оккупации территории;

- нерушимость границ;

- верховенство государственной власти внутри страны и независимость государства в международных отношениях.

Вопрос 8. Верны ли следующие суждения:

А)  Государство и право тесно взаимосвязаны: государство принимает законы и гарантирует их реализацию, а право закрепляет  обязательные правила деятельности органов государства и должностных лиц.

Б) Теорий государства и права много, ученые не имеют однозначного ответа на вопрос, почему возникли государства и право.

Вопрос 9. Какому понятию соответствует определение «это союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических или военных задач»?

Вопрос 10. Охарактеризуйте государство Ватикан по форме правления?

Вопрос 11.Вопрос о сущности политического режима в Российской Федерации вызывает сегодня острые споры. Какой политический режим в России?

Вопрос 12. Какой выдающийся политический мыслитель и правовед считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная?

Вопрос 13. В каком нормативном правовом акте РФ закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную?

Вопрос 14. Когда и кем был введен в употребление термин «правовое государство»:

-  в Древней Греции Аристотелем;

- во Франции просветителями;

- немецкими юристами в 19 веке.

Вопрос 15. Ученые-правоведы называют ее «молекулой права», живой клеткой, из которой формируется правовая материя. Она обладает всеми признаками права и является его исходным элементом. Назовите понятие, о котором идет речь.

Вопрос 16. Дайте правильный ответ. Право представляет собой совокупность общеобязательных норм, действие которых обеспечивается  силой:

- традиции;

- общественного мнения;

- убеждения;

- государства.

Вопрос 17. Каково современное понимание сущности права? Право – это:

а) политическая справедливость;

б) выражение общей воли людей;

в) обеспечение интересов людей;

г) веления государства;

д) общая воля индивидов, социальных групп, классов, выраженная в форме закона и выступающая мерой поведения людей.

Вопрос 18.Верны ли следующие утверждения?

1) Понятие «право» и «закон» тождественны друг другу.

2) Понятие «право» является более широким, чем понятие «закон».

Вопрос 19. Верны ли следующие суждения:

1) граждане РФ имеют право на  выбор  места  жительства  и  рода  занятий;  

2)  закон,  устанавливающий  или  ужесточающий ответственность, обратной силы не имеет.

 Вопрос 20. Верны ли следующие суждения:

1) никто, кроме судов, не вправе  осуществлять судебную власть в РФ;

2) все государственные органы в РФ  обладают правосудием.

Эталоны ответов

Вопрос 1. Патриархальная теория происхождения государства

Вопрос 2. Психологическая теория происхождения государства

Вопрос 3. Государство образовано путем завоеваний и притеснений слабейших племен сильнейшими

Вопрос 4. Федерация, унитарное государство, конфедерация

Вопрос 5. Конфедерация и  содружество – монархия и республика

Вопрос 6. Право - результат божественного воздействия

Вопрос 7. Верховенство государственной власти внутри страны и независимость государства в международных отношениях.

Вопрос 8. Оба суждения верны

Вопрос 9. Конфедерация

Вопрос 10. Теократическая монархия

Вопрос 11. Демократический политический режим

Вопрос 12. Шарль Луи Монтескьё

Вопрос 13. Конституция Российской Федерации

Вопрос 14. Термин «правовое государство» в 1813 году впервые применил в своих работах немецкий ученый К. Велькер, а ввел его в научный оборот в 1832 году также немецкий ученый Роберт фон Моль.

Вопрос 15. Норма права

Вопрос 16. Государства

Вопрос 17.  Общая воля индивидов, социальных групп, классов, выраженная в форме закона и выступающая мерой поведения людей.

Вопрос 18. Верно второе утверждение

Вопрос 19. Верно первое утверждение

Вопрос 20. Верно первое утверждение

Задание 4. «Ты мне - я тебе»

Командам предлагается обменяться одним вопросом по теме «Государство и право». Команда, правильно ответившая на вопрос, получает 2 балла.  

Заключительный этап игры.

Подсчитываются баллы. Подведение итогов игры.

Дисциплина «Основы  права»

Специальность: 060301 Фармация (базовая подготовка)

Тема «Государство и право»

 Задания в тестовой форме для определения уровня знаний студентов.

Вариант 1.

1.

Установите соответствие между понятиями и определениями.

Понятия:

Определения:

1.Президентская республика

А.Форма правления, при которой значительные полномочия принадлежат парламенту

2.Парламентская республика

Б.Форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного лица - монарха

В.Форма правления, при которой значительная власть принадлежит президенту

2.

Понятия:

Определения:

1.Функции государства

2.Форма государства

А.Совокупность государственных органов и учреждений, специально созданных для реализации возложенных на государство функций

Б.Организация и устройство государственной власти, которая находится в неразрывной связи с сущность и содержанием государства

В.Основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач

3.

Понятия:

Определения:

1.Норма права

А.Обособленная и упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующая однородные общественные отношения при помощи специфических методов

2.Отрасль права

Б.Общеобязательное правило поведения властного характера, исходящее от государства

В.Устойчивая группа правовых норм, регулирующая более узкую группу общественных отношений

4.

Понятия:

Определения:

1.Админстративное право

А.Отрасль права, регулирующая семейные права и семейные обязанности, материнство, отцовство

2.Уголовное право

Б.Отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с деятельность исполнительных органов власти

В.Отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с наказанием и преступлением

5.

Понятия:

Определения:

1.Федеральные законы

А.Правовой акт, издается представительными органами субъектов РФ и распространяется только на соответствующую территорию

2.Законы субъектов РФ

Б.Основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий  конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, форму правления и государственного устройства, федеральные органы государственной власти

В.Законодательный акт, принимаемый в соответствии с Конституцией РФ по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов

Инструкция по выполнению заданий № 6 - 10: Выберите цифру, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов.  

6.

Что понимается под государством?

1.Исторически преходящая, выделившаяся из общества и обусловленная его экономическим строем классовая организация политической суверенной власти, обеспечивающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства

2.Естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка

3.Особая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом

7.

Что является внутренними функциями государства?

1.Регулятивная, охранительная, воспитательная, гуманистическая, оборона страны, дипломатические отношения

2.Политическая, экономическая, социальная, культурно-воспитательная, правоохранительная, экологическая

3.Регулятивная, охранительная, воспитательная, торговля с другими странами, воспитательная, экономическая, участие в деятельности ООН, оборона страны

8.

Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в России?

1.Парламент

2.Многонациональный народ

3.Президент

9.

Что понимается под правом?

1.Совокупность законодательных актов, регулирующих общественные отношения

2.Система правоотношений, возникающих в связи с применением законодательных актов

3.Система норм, установленная государством, имеющая общеобязательный характер, охраняемая и обеспечиваемая государством

10.

Что понимается под общеобязательным правилом поведения?

1.Норма морали

2.Правовой обычай

3.Норма нравственности

4.Норма права

Время выполнения задания- 10 минут

Критерии оценки знаний студентов.

10 правильных ответов – 5 баллов

9 правильных ответов – 4 балла

8-7 правильных ответов – 3 балла

менее 7 правильных – 0 баллов

Дисциплина «Основы  права»

Специальность: 060301 Фармация (базовая подготовка)

Тема «Государство и право»

 Задания в тестовой форме для определения уровня знаний студентов.

Вариант 2

1.

Установите соответствие между понятиями и определениями.

Понятия:

Определения:

1.Материалистическая теория происхождения государства

А.Государство возникло как результат насилия (внутреннего или внешнего), например путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными

2.Теологическая теория происхождения государства

Б.Государство по своей сути является результатом проявления как божественной воли, так и воли человеческой

В.Государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними

2.

Понятия:

Определения:

1.Форма правления

А.Система организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, компетенция, взаимоотношение между собой и с населением

2.Федеративное устройство

Б.Методы осуществления государственной власти

В.Система территориальной организации государства

3.

Понятия:

Определения:

1.Федерация

А.Простое государство, подразделяемое по административно-территориальному принципу

2.Унитарное государство

Б.Сложное государство, состоящее из субъектов, обладающих политической и юридической самостоятельностью и объединившихся для решения общих задач и целей

В.Союз суверенных государств, объединившихся для  достижения целей экономического характера

4.

Понятия:

Определения:

1.Нормативный правовой акт

А.Решение по конкретному делу , которому придается сила нормы права и которым руководствуются при решении схожих дел

2.Судебный прецедент

Б.Правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений

В.Исторически сложившееся правило поведения, содержащиеся в сознание людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения

5.

Понятия:

Определения:

1.Санкция

А. Структурный элемент нормы права, который отражает меру воздействия, применяемых к нарушителю установленных норм и правил

2.Диспозиция

Б.Структурный элемент нормы права, который указывает на условия ее действия

В.Структурный элемент нормы права, который раскрывает содержание поведения субъекта права, имеющее юридически значимый характер

Инструкция по выполнению заданий № 6 - 10: Выберите цифру, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов.  

6.

В каких формах осуществляются функции государства?

1.Социальные и классовые

2.Правовые (влекущие правовые последствия) и не правовые (не влекущие правовых последствий)

3.Внутренние и внешние

7.

     Что представляет собой политический режим государства?

     1.Порядок передачи власти по наследству

2.Админстративно-территориальное деление государства

3.Степень политической свободы человека и гражданина

8.

Какая форма правления установлена в Российской Федерации?

1.Конституционная монархия

2.Полупрезидентская республика

3.Парламентская республика

9.

Что понимается под правом?

1.Социальное явление, без которого не возможно существование цивилизованного общества

2.Система общеобязательных формально-определенных, гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения

3.Совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы

10.

Какой источник права в Российской федерации является основным?

1.Судебный прецендент

2. Нормативный договор

3. Нормативный правовой акт

Время выполнения задания- 10 минут

Критерии оценки знаний студентов.

10 правильных ответов – 5 баллов

9 правильных ответов – 4 балла

8-7 правильных ответов – 3 балла

менее 7 правильных – 0 баллов

Эталоны ответов к заданию в тестовой форме для определения конечного уровня знаний студентов

Тема «Государство и право»

Вариант 1

Вариант 2

1

1В, 2 А

1 В, 2Б

2

1 В, 2 Б

1 А, 2В

3

1 Б, 2 А

1Б, 2 А

4

1Б, 2 В

1Б, 2 А

5

1 В, 2 А

1А, 2 В

6

3

3

7

2

3

8

2

2

9

3

2

10

4

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия «Определение положения съёмочной станции методом комбинированной засечки» для 120703

разботанное практическое занятие по ПМ 02 тема "Автоматизация топографо-геодезических работ" 4 курсработа выполняется в AutoCAD и Excelприменяются элементы работы в малых группах...

Методическая разработка семинарского занятия

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯсеминарского занятия поПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям (младшая медицинская сестра по уходу за больными)по ПМ.07 Выполнение работ по ...

Методическая разработка практического занятия «Понятие «биомеханика тела», «эргономика». Причины травм спины и позвоночника сестринского персонала» «Правильная биомеханика и положение тела медсестры и пациента при поднятии тяжестей и в положении сидя. По

Методическая разработка практического занятия по теме «БИОМЕХАННИКА» предназначена для проведения данного занятия  со студентами 1 курса обучающегося по специальности.Актуальность практического з...

Методическая разработка учебного занятия "Практическое применение закона о защите прав потребителей"

1.Цели учебного занятия:1) Образовательные а) применить полученные знания, умения, навыкиработы с Федеральным законом РФ «О защите прав потребителей»при решении конкретных практических сит...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА семинарского занятия ТЕМА 1.4.- 1.7. «РАСТВОРЫ. ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ. ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ. КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ»

Данная методическая разработка составлена в соответствии с требованиями  ФГОС СПО 2021  на основании рабочей программы  общепрофессиональной дисциплины «Общая и неорганическая хим...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Характеристика элементов по их положению в Периодической системе» учебной дисциплины ОП. 08. Общая и неорганическая химия

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.Характеристика элементов по их положению в Периодической...

Методическая разработка практического занятия на тему: Определение основных общих и специальных требований к устройствам безопасности (по ГОСТ 12.2.026.0-93), а также порядок и правила безопасной работы на продольно-строгальных станках.

        Повышение качества профессионального образования предполагает использование таких технологий, которые обеспечили бы обучающемуся развитие мотивационной сферы, и...