статья "Зона толерантности"
статья на тему

Бурченкова Надежда Ильинична

Сегодня все большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам существовал и ранее, но сегодня он принимает жесточайшие формы и угрожающие размеры, особенно среди молодежи. А ведь проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, уважение, доброжелательность, коммуникабельность. Именно поэтому сегодня особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. К сожалению, несмотря на все разговоры о толерантности, нетерпимость, экстремизм и этнофобия в обществе имеют тенденцию к росту. За примерами интолерантного поведения далеко ходить не надо: почитайте газеты, посмотрите новости по телевидению, послушайте последние известия по радио. Каждый день нам сообщают о криминальных разборках, террористических актах, убийствах, грабежах и других страшных историях.

Как создать зону толерантности? И особенно этот вопрос важен для учебных заведений. Призываю совместно искать ответ на данный вопрс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tolerantnost.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Н.И.Бурченкова

Санкт-Петербургское  государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Академия индустрии красоты «ЛОКОН»

Санкт - Петербург

«Никто не станет мудрым, не будучи терпимым»*

 Сегодня все большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам существовал и ранее, но сегодня он принимает жесточайшие формы и угрожающие размеры, особенно среди молодежи. А ведь проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, уважение, доброжелательность, коммуникабельность. Именно поэтому сегодня особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. К сожалению, несмотря на все разговоры о толерантности, нетерпимость, экстремизм и этнофобия в обществе имеют тенденцию к росту. За примерами интолерантного поведения далеко ходить не надо: почитайте газеты, посмотрите новости по телевидению, послушайте последние известия по радио. Каждый день нам сообщают о криминальных разборках, террористических актах, убийствах, грабежах и других страшных историях.

Причин возросшей нетерпимости и экстремизма множество. Среди них можно назвать:

- социально–экономические факторы, особенно миграцию. Вынужденная миграция заставила тысячи людей покинуть привычные места. Надо понимать: не от хорошей жизни люди семьями уезжают на заработки.

- политические (распад СССР и осложнение межнациональных отношений);

- отсутствие в уголовном законодательстве соответствующих норм об ответственности за преступления экстремистского характера, совершаемые на национальной, расовой и религиозной почве;

- сложившиеся в обществе социальные стереотипы.

 В связи с этим необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности. В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие. Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.

«Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» - так гласит 1-я статья Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в Париже16 ноября 1995г.

Тогда же был утверждён Международный день толерантности. Это ещё один замечательный праздник, который отмечается дружественными акциями, мероприятиями, призванными укреплять дружбу между народами, способствовать утверждению прав

человека, налаживать межкультурное общение и воспитывать уважение к образу жизни, обычаям, мировоззрению, отличными от тех, в которых человек привык существовать.

Толерантность на русском языке – терпимость, способность терпеть что-то или кого-то, быть снисходительным к чему-либо. На английском языке – разрешение мнению личности существовать, не вмешиваясь в их дела и не ущемляя их. На французском языке – отношения, допускающие, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам. На китайском языке – способность позволять принимать, быть по отношению к другим великодушным. На арабском языке – прощение, снисходительность, милосердие, мягкость, сострадание и терпение.

 Определение толерантности можно сформулировать так: помочь разным по мировоззрению, непохожим друг на друга людям жить в мире друг с другом.

Толерантность в обобщающем варианте:

-сотрудничество, дух партнёрства;

-готовность мириться с чужим мнением;

-уважение человеческого достоинства;

-уважение прав других;

-принятие другого таким, какой он есть;

-способность поставить себя на место другого;

-уважение права быть другим;

-признание многообразия;

-признание равенства других;

-терпимость чужим мнениям, верованиям и поведению;

- отказ от доминирования, причинения вреда, насилия.

 

Черты толерантной личности:

-расположение к другим;

-снисходительность;

-терпение;

-чувство юмора;

-чуткость;

-доверие;

-альтруизм;

-терпимость к различиям;

-умение владеть собой;

-доброжелательность;

-умение не обсуждать других;

-гуманизм;

-умение слушать и слышать;

-способность к сопереживанию.

 Работая много лет в учебном заведении и зная все проблемы изнутри, хочется все свои усилия приложить к созданию «территории толерантности»  в нашей «Академии «Индустрии красоты»

 Принцип толерантности: Все работники учебного заведения и родители в общении с детьми должны проявлять доброжелательность, терпение, уважение к ученикам.  Педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних за счет унижения других; Процесс обучения невозможен без продуктивного, позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни.

 Классному руководителю необходимо знать и учитывать: Индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; Национальный состав коллектива учащихся

Толерантность – профессионально необходимая компетентность педагога, диктуемая задачами, содержанием и характером его деятельности. Коммуникативная толерантность как черта человека собирательная, в ней находят отражение факторы воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, эмоциональный стереотип поведения и особенности мышления.

Индивидуумы, обладающие высоким уровнем коммуникативной толерантности, уравновешенны и хорошо совместимы с различными людьми. Толерантная личность: Я - терпимый и терпеливый; считающийся с чужими мнениями и интересами; умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания; приветливый и заботливый, вежливый и деликатный; уважающий окружающих и уважаемый ими; уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать; заботливый, сострадающий, поддерживающий; патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании; человек, берегущий природу и культуру; трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.

Толерантность – категория нравственная, ей можно и нужно овладеть. Причем воспитание толерантного сознания, терпимости необходимо начинать с раннего детства, и начинается оно в семье. Игрушки, мультики, книги, компьютерные игры – все окружение ребенка - не должны провоцировать жестокость и насилие. Но главное - личный пример родителей. Ребенок как губка, он впитывает все, что видит и слышит (даже не предназначенное для его ушей), и если в доме существует двойная мораль, то есть на людях родители говорят о равенстве и братстве, а дома ребенок слышит совсем другое, то усвоит он именно последнее. Вот и получается, что воспитание толерантности надо начинать с себя, от нас с вами зависит, чему мы научим ребенка: милосердию, любви, терпимости или жестокости и ненависти. Следующие уроки ребенок получит в детском саду, в школе, на улице, а начинается все с семьи.

А особенно важно воспитание толерантного поведения в среде подростков.

Подростковый период развития личности характеризуется некоторыми особенностями личности, которые мы относим к интолерантному поведению: повышенная агрессивность, незащищенность, бескомпромистность.

 Российская Академия наук провела исследование «картины мира» наших учащихся и установила, что 5% подростков имеют явно выраженную агрессивную направленность, около 20 % признают агрессию за необходимость, у 30% - «каша» в голове. Иначе говоря, более половины наших подростков могут и готовы поддерживать силовые методы решения конфликтов, мы должны смягчить их сердца (с помощью книги, например) и привить им миролюбие, показать пагубность ожесточения.

От того, как человек преодолеет этот кризисный период, во многом будет зависеть и то, насколько понимающим, терпимым, демократичным станет он в дальнейшем.

Понятие толерантности применимо в любой области жизни. В педагогике, например, толерантность означает необходимость растить, воспитывать, учить всех детей, не отбирая, не ранжируя, не тестируя их, учить всех детей без ущемления их человеческого достоинства. Да, все мы люди разные, кто-то нам нравится, кто-то нет. Но, в конце концов, каждый разумный человек может сказать себе: он мне не нравится, но он просто другой, и это его право. Из этого вырастает толерантный стиль поведения.

Молитва о встрече:

 Я пришел в этот мир не для того, чтобы оправдывать твои надежды, не для того, чтобы отвечать твоим интересам, не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты пришел в это мир не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, не для того, чтобы отвечать моим интересам, не для того, чтобы оправдывать мои надежды. Потому что я - это я, а ты - это ты. Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно! А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.

Используемая литература:

  1. Аракелян, С.С. Формирование этнической толерантности обучающихся /С.С. Аракелян //Социальная политика и социология. – 2010. - № 11. – С. 190-195.
  2. Волков, Н. Д. Этническая толерантность в структуре феномена толерантности /Н.Д. Волков //Социально-гуманитарные знания. - 2011. - № 5. - С. 350-354.
  3. Днепрова, Т.П. Педагогический анализ понятий «национальная толерантность», «этническая толерантность», «межнациональная толерантность» /Т.П. Днепрова //Педагогическое образование в России. – 2010. - №2. – С. 88-98.
  4. Каменчук, И.Л. Толерантность: подходы к проблеме /И.Л. Каменчук //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2012. - №3. – С. 11-14.
  5. Клименко, Е.В. Этнические различия и толерантность: к проблеме разработки социально-культурных программ формирования межэтнической толерантности /Е.В. Клименко //Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2012. - №3. – С. 46-50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности подрастающего поколения"

Проект создан студентами колледжа и защищен на конкурсе студенческих проектов Саратовской области. По данной программе многие школы города и области работают....

«Формирования толерантности обучающихся как средство профилактики экстремизма, жестокости, агрессивности или формирование умения строить отношения с теми , кто не похож на тебя» Социальный проект

В среде обучающихся  проявилась невосприимчивость друг  друга, которая выражается через отрицание интересов партнера, неумение разрешать конфликтные ситуации мирным путем, доминировани...

Сценарий мероприятия "Толерантность- важнейшая ценность нашего общества.

Сценарий мероприятия"Толерантность- важнейшая ценность нашего общества....

Классный час на тему: "Толерантность - дорога к миру"

«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толера...

Классный час "Мир, добро, толерантность"

Проживая в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабел...

Кпассный час по теме "Толерантность"

Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками…Скоро вы заметите, что люди гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них бегло и торопливо ( К. Паустовский )...

классный час на тему "Твори добро" (посвящён Всемирному Дню толерантности)

Целенаправленная работа по воспитанию толерантности  у подрастающего поколения велась всегда, во все времена,  история человечества помнит разноцветные п...