урок по конституционному праву
план-конспект занятия на тему

Кравцова Екатерина Михайловна

План конспект по конституционному паву с игровой технологией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_s_igrovoy_tekhnologiey.doc194 КБ

Предварительный просмотр:

«ВЫБОР ЕСТЬ ВСЕГДА!»

Игра по теме  избирательное право для студентов 2 курса по дисциплине конституционное право РФ

Цели игры: 

1.Дидакическая:

1. обобщить и закрепить у учащихся знания по ранее изученному материалу;

2. закрепить умение грамотно применять нормы конституционного права при решении конкретных ситуаций.

2. Развивающая:

1.      Знакомство с одним из наиболее важных политических прав граждан РФ – правом на участие в управлении делами государства.

2.      Подведение участников игры к выводу, что способность самостоятельно приходить к политическим решениям – основной элемент политической культуры человека.

3. Воспитательная:

1. Воспитать чувство долга и ответственности

2. Привить уважение к закону

Оборудование и подготовка игры: 

1.      две команды по 7 человек;

2.      мультимедийный проектор, экран;

3.      карточки с заданиями;

4.      слайды с названием игры;

5.      ватман – 4 листа, маркеры – 4 штуки.

ХОД ИГРЫ

Ведущий: Мы рады приветствовать команды-участницы на игре “ ВЫБОР ЕСТЬ ВСЕГДА!”, посвящённой избирательному праву. 

Предлагаем нашим участникам придумать названия своих команд, ориентируясь на тематику встречи

 Представление жюри. 


Первый конкурс: “Блиц-опрос”. (Задаются по очереди вопросы двум командам, ответ дается сразу. Задание проецируется на экран). 

1.      Имеет ли право голосовать человек с двойным гражданством? (Да).

2.      Как называется Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ).

3.      Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня? (Паспорт).

4.      Всенародное голосование по вопросам государственного значения (Референдум).

5.      Кто может быть лишен гражданства? (никто)

6.      Подписи избирателей вправе собирать лица, достигшие какого возраста? (18 лет)

7.      Вправе  ли получать избирательный бюллетень за избирателя его представитель по доверенности? (не вправе)

8. В каком году впервые (после 1917 года) состоялись выборы в Государственную Думу? (1993 г.)

Ведущий: Наш первый конкурс “Блиц-опрос” окончен. 
Предлагаем жюри оценить участников. 

(1 балл за каждый правильный ответ). 

Ведущий: 
Объявляем наш следующий конкурс “Конкурс капитанов”
Каждому капитану задается ряд вопросов в течении 30 секунд, на которые он должен дать как можно быстрее свой вариант ответа. За правильный ответ 1 балл.

1) Как назывался первый парламент в России? (Государственная Дума)
2) Среди законов высшей юридической силой обладает (Конституция)
3) Сколько Конституций принималось в нашей стране (РСФСР, СССР, РФ) после Октября 1917года. (5)

4) Впервые Конституция в России была принята… (1918)
5) Действующая Конституция РФ была принята… (1993)
6) Депутатам Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший какого возраста? (21 год)

7) Торжественный акт введения в должность вновь избранного президента, сопровождающиеся ритуальными действиями (инаугурация)
8) Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с какого возраста?  (18)

9) Президентом РФ может быть избран гражданин не моложе … лет? (35) 

10) Уклонение граждан, обладающих активным избирательным правом, от участия в выборах и референдумах, обозначается термином… (абсентеизм)

11) Высший законодательный орган в США (Конгресс)

12) Автор слов российского гимна (С.В. Михалков)

13) Где находится международный суд по правам человека? (в Стратсбурге)
14) Председатель Государственной Думы РФ (Борис Вячеславович Грызлов)
15) Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является… (многонациональный народ)

16) Конституционный суд состоит из скольких судей? (14)

Ведущий: жюри подводят итоги. А мы объявляем третий конкурс: 
«История избирательного права»

По правилам этого конкурса на обдумывание ответа каждой команде дается 1 минута. За каждый правильный и полный ответ дается по 2 балла. Задача команды дать правильный ответ раньше соперника. Отвечает капитан. Если ответ неправильный, отвечает другая команда. Если команды ответа не знают, могут принять участие в конкурсе зрители. За подсказки с команды снимается 1 балл.

1.      В этой стране первым и последним президентом был один и тот же человек (СССР, М.С. Горбачев)

2.      В основе мажоритарной избирательной системы в РФ лежит принцип… (большинства)

3.      Царь, впервые даровавший народам Российской империи гражданские права и политические свободы (Николай II)

4.      Кто по приказу Николая II в августе 1905г. разработал избирательный закон о выборах в законосовещательную Государственную думу (Министр внутренних дел А.Г.Булыгин)

5.      Когда вышло постановление Верховного Совета Удмуртской Республики о государственных символах УР? (1993 г.)

6.      Какой возрастной ценз был определен «Положением о выборах в Государственную Думу» от 6 августа 1905г. В Российской империи (25 лет)

7.      Какие цвета используются в государственной символике УР? (белый, красный, черный)

8.      Первые выборы в органы местного самоуправления в Удмуртской Республике были проведены (1994 г.)

9.      Председателем Центральной Избирательной комиссии РФ является (Владимир Евгеньевич Чуров)

10. Председателем ЦИК УР является (В.А. Пономарев)

Жюри подсчитывает баллы.

Мы переходим к четвертому конкурсу: «Термины по избирательному праву»

Приведите в соответствие названия и определения (10 баллов).

1. Избиратель

А. Установленное Конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления избирательного права.

2. Избирательные комиссии

Б. Полномочный представитель населения в органах центральной или местной власти.

3. Избирательный ценз

В. Общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов.

4. Депутат

Г. 1.Система правовых норм, регулирующих порядок формирования выбранных государственных норм

   2. Право гражданина избирать и быть избранным в государственные органы.

5. Избирательное объединение

Д. Гражданин государства, обладающий активным избирательным правом.

6. Избирательное право

Е. Денежная сумма, которую кандидат в депутаты обязан внести государству при своей регистрации и которая не возвращается ему, если в итоге выборов он собирает менее определенной доли поданных по округу голосов.

7. Избирательная квота

Ж. Территориальная единица, создаваемая для проведения голосования и подсчета голосов.

8. Избирательный участок

З. Комиссии, организующие проведение выборов на федеральном уровне, уровне Субъектов Федерации и местного самоуправления.

9.Избирательный бюллетень

И. Избирательный документ для тайного голосования утвержденной формы.

10. Избирательный залог

К. Наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата.

Ответ:1______;2_______;3_______;4______;5______;6______;

7_____;8______;9_______;10______.

(1-Д; 2-З; 3-А; 4-Д;  5-В; 6-Г; 7-К; 8-Ж; 9-И; 10-Е.)

Ведущий: Пока команды работают, я обращаюсь к зрителям: в каких важнейших международных и общественных документах зафиксированы права человека?
(“Международный пакт о гражданских и политических правах”, “Всеобщая декларация прав человека”, “Конвенция о правах ребенка”, “Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах”, “Конституция РФ”) 

После конкурса со зрителями – выступление команд, оценки жюри. 

Мы объявляем пятый конкурс по правовой схеме «Система управления Российской Федерацией». (по Конституции 1993г.) (10 баллов).

Впишите необходимые политические институты в указанные столбцы, выстройте их по мере соподчинения:

Президент, Федеральное собрание, Совет Федерации, Верховный Суд, Совет безопасности, Генеральная прокуратура, Государственная Дума, Конституционный Суд, правительство, Администрация Президента.

Исполнительная власть

Законодательная власть

Судебная власть


Схема должна выглядеть следующим образом:

Исполнительная власть

Законодательная власть

Судебная власть

Президент

Федеральное Собрание

Конституционный суд

Правительство

Совет Федерации

Государственная Дума

Верховный суд

Администрация президента

Арбитражный суд

Совет безопасности

Жюри подводит итоги.

Команды приступают к следующему конкурсу (время 6 минут)

«Разгадай кроссворд». (10 баллов)

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

По горизонтали:

1.       Деятельность граждан и общественных объединений по подготовке и распространению информации среди избирателей.

2.       Глава государства.

3.       Форма самоорганизации наиболее активных граждан.

4.       Образ поведения, мышления и действий человека.

5.       Форма государственного устройства.

6.       Высший законодательный представительный орган власти, формируемый целиком или частично на выборных началах.

7.       Депутатские полномочия, а также подтверждающий их документ.

8.       Форма организации политической власти.

9.       Лицо, выдвигаемое для избрания депутатом в законодательное учреждение.

По вертикали:

10.   Человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, установленных в государстве, к которому он принадлежит.

ОТВЕТ:

10

а

Г

И 

т

а 

ц

и

я

п

Р

е

з

и

д

е

н 

т 

п

А

р 

т 

и 

я 

и

м 

и

д

Ж

ф

е

Д

е

р

а

ц

и

я

п

а

р

л

А

м

е

н

т

м

а

Н

д

а

т

р

е

с

п

у

б

л

И

к

а

к

а 

Н

д

и

д

а

т

Жюри подводят итоги по кроссвордам.

Ведущий: Любая избирательная кампания предлагает встречи с избирателями, умение убедить их в чём-либо. 

Название нашего следующего конкурса“Риторика”. На конкурс от каждой команды готовятся по 2 человека. Командам предлагается тема, которую вы должны раскрыть и убедить нас, слушателей в своей правоте. Подумайте и ответьте, согласны ли вы с приведенным ниже утверждением, Свой ответ аргументируйте.«Плохие власти выбираются гражданами, которые не голосуют». Д.Нейтан.  Время на подготовку 3 минуты. На выступление 2 минуты. (10 баллов)

Для других членов команды объявляется следующий конкурс. Он называется “Агиткампания”. Какие же выборы обходятся без агитации: плакаты, листовки, призывы – все это окружает нас в предвыборной кампании. 
Предлагаем командам-участницам придумать свой плакат или листовку, призывающие принять участие в выборах. (На столах подготовлен необходимый инвентарь). Время на выполнении этого задания – 5 минут. Максимальная оценка – 5 баллов. 

Последний конкурс для команд Правовой тест «Выборы в демократическом обществе».(30 баллов).

Обведите кружком правильные варианты ответов.

1.      Свободные и честные выборы являются существенным признаком:

а) тоталитаризма

б) демократизма

в) авторитаризма

2. Выборы в России – это:

а) действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти.

б) действия органов государственной власти по назначению кандидатов на выборные должности

в) закрепление путем голосования заранее определенных сотрудников исполнительных органов.

3. Право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления называется:

      а) активное избирательное право

      б) пассивное избирательное право

      в) классическое избирательное право

4. Право быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления называется:

      а) активное избирательное право

      б) пассивное избирательное право

      в) классическое избирательное право

5. Отметьте основы российского избирательного права:

      а) всеобщее

      б) прямое

      в) принципиальное

      г) элитарное

      д) равное

      е) при тайном голосовании

      ж) при открытом голосовании

6. По закону выбирают в России:

      а) министров

      б) телеведущих

      в) депутатов Государственной Думы

      г) Президента РФ

      д) Генерального прокурора РФ

      е) Патриарха Московского и всея Руси

      ж) членов Конституционного суда РФ

      з) президентов республик в составе РФ

      и) губернаторов областей и краев

      к) директоров школ

      л) депутатов законодательных органов субъектов РФ

      м) депутатов городской Думы

      н) членов органов местного самоуправления

7. По Конституции РФ можно стать кандидатом в депутаты Государственной Думы:

      а) с 18 лет

      б) с 21 года

      в) с 30 лет

8. Избирательная система, при которой в каждом округе большинством голосов избирается один депутат, называется:

      а) пропорциональной системой

      б) селекционной системой

      в) мажоритарной системой

9. Избирательная система, при которой места в парламенте занимают представители партий, получившие на выборах количество голосов, превышающих установленных процентный «барьер», называется:

      а) пропорциональной системой

      б) селекционной системой

      в) мажоритарной системой

10. Заинтересованы в том, чтобы процентный «барьер» при пропорциональной системе выборов был выше:

      а) многочисленные и влиятельные партии

      б) малочисленные, но щедро финансируемые партии

      в) неорганизованные массы избирателей

11. В списке Партии любителей шоколадных конфет 12 человек. За эту партию во всех избирательных округах проголосовало 250 000 избирателей. «Избирательный метр» - 50 000 голосов. Сколько членов этой партии получат мандаты в парламент по пропорциональной системе выборов, если пройдут процентный «барьер»:

      а) 5 членов партии

      б) 25 членов партии

      в) 50 членов партии

12. Избирательные комиссии, участвующие в организации выборов в Российской Федерации:

      а) муниципальные

      б) окружные

      в) кустовые

      г) субъектов РФ

      д) контрольные

      ж) Центральная избирательная комиссия

      з) Президентская избирательная комиссия

      и) территориальные

      к) партийно-государственные

13. Всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения называется:

      а) консилиумом

      б) всероссийским советом

      в) референдумом

14. Нельзя решать путем референдума:

      а) вопрос об объявлении войны

      б) вопрос о принятии Конституции

      в) вопрос о пересмотре действующего закона

15. Гражданам, необходимо участвовать в политической жизни:

      а) потому что это улучшает их материальное положение

      б) потому что отказ, например, от участия в выборах большого количества граждан в республике может парализовать государственную власть

в) потому что право принимать участие в управлении делами государства имеет хорошо ощутимый оттенок обязанности делать это

16. Самая массовая роль гражданина, принимающего участие в политической жизни страны:

      а) кандидата в депутаты

      б) кандидата в президенты

      в) избирателя

17. Совокупность голосующих граждан называется:

      а) конгломерат

      б) электорат

      в) корпорация

18. Для сложившейся политической культуры граждан:

      а) характерно следование рекомендациям политических комментаторов

      б) характерна ориентация в период выборов на гороскоп

в) характерно умение делать самостоятельные выводы из полученной политической информации.

19. Являются основными сторонами политической культуры:

      а) ношение значков с изображением политических деятелей

      б) политические знания

      в) понимание значения политики в общественной жизни страны

      г) участие «за компанию» в демонстрации

      д) цивилизованное участие в политической деятельности на основе четкого собственного выбора

       е)обещание максимальных выгод избирателям в период проведения предвыборной компании

20. Самое мощное средство как повышения политической культуры граждан, так и политического оболванивания их:

      а) детективные романы

      б) средства массовой информации

      в) съезды партий.

Ответы : 1-б; 2-а; 3-а; 4-б; 5-а,б,д,е; 6-в,г,з,л,м; 7-б; 8-в;9-а; 10-а; 11-а; 11-а; 12-б,г,ж,и; 13-в; 14-в; 15-в; 16-в; 17-б;18-в; 19-д; 20-б.

Задание для зрителей на экране кроссворд:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

По горизонтали:

1.         Соглашение о взаимных обязательствах.

3.         Общее обязательное правило.

6.          Прения, обсуждение вопроса.

8.         Лицо, которое предполагается к избранию.

10.      Постановление верховного органа власти, имеющее any закона.

13.      Право заявлять свое мнение при решении государственных вопросов.

15.      Представление о внутреннем облике, внутреннем мире, образе кандидата.

17.      Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения действий в избирательном процессе.

18.      Ящик на избирательном участке с отверстием для бюллетеней.

По вертикали:

2.         Эмблема государства, города, изображаемая на флагах, монетах, печатях.

4.         Деятельность, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей голосовать за кандидата.

5.         Административное политическое подразделение государственной территории. Их «нарезают» в период выборов депутатов.

7. Правовое положение участников избирательной кампании.

9.         Его выдают избирателям в день голосования на избирательном участке.

11.      Действие, предпринимаемое для какой-нибудь цели.

12.      Собрание, обычно сельское.

14.      Что вы берете с собой, отправляясь голосовать

16.      Процентный камень преткновения для политических партий

По горизонтали

1

Договор

3

Закон

6

Дебаты

8

Кандидат

10

Указ

13

Голос

15

Имидж

17

План

18

Урна

По вертикали

2

Герб

4

Агитация

5

Округ

7

Статус

9

Бюллетень

11

Акция

12

Сход

14

Паспорт

16

Барьер

Дополнительный вопрос: В чем разница между понятиями «правоспособность» и «дееспособность»? (1-е с рождения, 2-е с 18 лет; дееспособность – это способность самостоятельно распоряжаться своей правоспособностью, а правоспособность – это присвоение прав и распространение на человека обязанностей)

Поведение итогов (максимальное количество баллов - 116); награждение команд, активных зрителей.

Ведущий: Итак, наша игра окончена.

Большинство великих людей, которые добились больших успехов в науке и творчестве, были любопытными в детстве. Любопытство не что иное, как жажда знать больше. Разве не любопытно побольше узнать о том, о чём взрослые могут говорить часами – о политике?

Вы уже не просто дети. Вы самостоятельные личности, которые могут принимать решения, делать выбор и влиять на решение серьёзных вопросов! В вашей жизни будет ещё много выборов – маленьких и больших, простых и сложных. Будете ли вы голосовать за кандидата в Президенты, или решать по какой дороге пойти – вы будете делать выбор, от которого, так или иначе, будет зависеть ваша дальнейшая судьба в следующие несколько минут или лет. Ты сам отвечаешь за все! Выбор есть всегда! Главное сделать его правильно!

Список литературы:

1.      Конституция Российской Федерации:

2.      Комментарий Конституционного Суда РФ – 3-е изд., доп. и переработанное – М., Юрайт, 2000 г.

3.      Юридический энциклопедический словарь. М., Большая Рос. Энциклопедия, 2002 г.

4.      Никитин А.Ф. Избирательное право М. “Открытый мир”, 2000 г.

5.      Шабельник Е.С. “Ваши права”, М., “Вита-Пресс”, 1996.

6.      Никитин А.Ф. “Политика и право” М., “Просвещение”, 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...

Календарно - тематический план дисциплины Конституционное право для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Календарно - тематический план дисциплины Конституционное право для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...

Конспект урока на тему "Конституционное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина"

Конспект первого урока по дисциплине "Конституционное право"...

Тема урока: Конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации

Цели:  подвести учащихся к пониманию ценности прав и свобод человека и гражданина, их гарантированности государством....

Учебно-методический комплекс для самостоятельного изучения дисциплины ОП.02 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО Составлен с применением дистанционных технологий для студентов заочной формы обучения Для специальности 40.02.01 Право и организация социального обесп

УМК для самостоятельного изучения дисциплины «Конституционное право» разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 40.02.01 Право и организ...

Учебно-методический комплекс для самостоятельного изучения дисциплины ОП.02 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО Составлен с применением дистанционных технологий для студентов заочной формы обучения Для специальности 40.02.01 Право и организация социального обесп

УМК для самостоятельного изучения дисциплины «Конституционное право» разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 40.02.01 Право и организ...

Методическая разработка урока по дисциплине «Конституционное право» на тему: «Президент Российской Федерации как глава государства»

Методическая разработка урока на тему "Президент РФ как глава государства" предназначена для преподавателей, работающих на отделении "Право и организация социального обеспечения" п...