Моя родословная
статья по теме
Помочь студентам в вопросе изучения своей родословной.Пробудить интерес к истории своих предков.Научить самостоятельной работе студентов по поиску своих родственников,систематизируя полученный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Моя родословная
Часто ли мы общаемся со своими родными и близкими, даже если живем в одном городе? Знаем ли мы свою семейную летопись, рассказываем ли детям и внукам своим о жизни далеких и близких предков? Висят ли на стенках вашего дома их фотографии? Вопросы эти отнюдь не праздные. Уважение к своей родословной, к семейным традициям - одна из важных основ человеческого бытия.
На уроках « Кубановедение » очень большую самостоятельную работу проводят мои студенты по теме «Моя родословная». Эта работа дает студенту возможность попробовать себя в роли исследователя и хрониста своей семьи. В работе над проектом используется много разнообразных форм и методов учебной деятельности. Но особое место занимает поисковая работа, которая позволяет студенту самостоятельно добывать исторические знания, формировать собственную гражданскую позицию.
История своей семьи волнует каждого человека, особенно молодого ,поэтому студенты с большим интересом и охотой приступают к работе над проектом. Каждый студент получает задание с указанием всех видов поисковой деятельности и сроков их выполнения. Работа над родословной ведется поэтапно.
Первый этап. По заданию преподавателя студенты с помощью родных и близких уточняют и составляют списки своих родственников по восходящей линии (родители, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки, а если возможно, то и прапрабабушки, прапрадедушки). В список включают фамилию, имя, отчество, годы жизни родственников. Затем собираются фотографии членов семьи. При необходимости студенты пишут письма родственникам, живущим в других городах. Если есть возможность, навещают их во время каникул. Это позволяет пополнить недостающие сведения о предках. В течение всей работы над этой частью преподаватель неоднократно консультирует ребят и их родителей о том, как собираются сведения о родственниках по линии отца и матери, как составляется генеалогическое древо семьи. Работы художественно оформляются, в том числе в виде семейного альбома. Помощь семьи в выполнении поисковой работы рассматривается как важный положительный фактор и поощряется.
При работе над семейной родословной учитываются два момента. Во-первых, некоторые дети живут в неполных семьях и не имеют сведений о втором родителе и его родных. В этом случае студенту разрешается составить родословную только по одной линии, и это ни в коем случае не отражается на оценке результатов его деятельности. Во-вторых, в некоторых семьях очень низкая культура родственных отношений. Здесь не помнят даже о близких родственников, не имеют их фотографий, поэтому, чтобы не травмировать молодого человека, ему разрешается принести неполную родословную с заданием на будущее: попытаться восстановить недостающие записи.
Второй этап. Под руководством преподавателя студенты на основе законов антропонимики изучают происхождение своих фамилий, имен, отчеств. Эта работа вызывает у ребят большой интерес. Им, как правило, неизвестно значение своего имени и происхождение своей фамилии. Они вновь обращаются за помощью к своей семье для того, чтобы узнать, от кого и как досталась им та или иная фамилия. На этом этапе работы студенты приступают к составлении. Семейной картотеки и заполнению учетных карточек на всех членов семьи в разделе « Фамилия, имя, отчество».
Третий этап. Студенты выясняют места рождения и жительства родственников и при помощи законов топонимики определяют значение географических названий этих мест. Работа завершается составлением маршрутов миграции семьи за последние 50-100 лет и внесение этих сведений в картотеку. Эта работа требует помощи родственников и исследования семейного архива (различные документы, справки, письма, записи и т.д.). Таким образом, родословная студента пополняется новыми сведениями, и это придает большую значимость его поисковой работе, так как он становится « летописцем» своей семьи.
Четвертый этап - установление социального статуса родственников: образование, профессии, род деятельности в течение их жизни. Эти сведения также заносятся в картотеку. Карточки в картотеке заполняются по следующему образцу:
На лицевой стороне На оборотной стороне
1.Имя_____________________ 1.Сведения о происхождении
фамилии_________________
________________________
________________________
________________________ 2.Фамилия_________________ 2.Значение имени__________
________________________
________________________
3.Отчество__________________ 3.Значение отчества________
________________________
________________________
4.Степень родства____________ 4.Происхождение названия
города, деревни___________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
5.Дата рождения_____________ 5.Происхождение названия
улицы__________________
________________________
________________________
6.Место рождения____________
___________________________
___________________________
7. Место жительства___________
____________________________
____________________________
8.Образование________________
____________________________
9.Профессия_________________
____________________________
____________________________
10.Род занятий за годы жизни____
_____________________________
_____________________________
Пятый этап. Завершается работа над родословной. В картотеку в виде общего списка с указанием родства вносится все остальные известные семье родственники: тети, дяди, двоюродные братья и сестры и т.д.
На этом этапе проводится работа по составлению семейного герба в соответствии с законами геральдики. Студенты вместе с родителями выбирают форму герба, символику, цвет и девиз. Герб рисуется на листе бумаги и демонстрируется с пояснениями перед группой.
Поисковая работа по составлению родословной длится год и требует от студентов большой затраты времени и сил. Результаты этой деятельности остаются в семьях студентов и, можно не сомневаться, будут бережно храниться, и дополняться потомками. Составляя родословную, студент начинает по-новому смотреть на свою жизнь. Он учится любить, ценить и уважать своих близких и родных. Совместные поиски сведений о родственниках часто восстанавливают давно утраченные родственные контакты и помогают укреплению семейных отношений. Кроме того, эта работа дает большой воспитательный эффект. Ребята начинают ощущать связь истории своей семьи с историей Родины. А это главное в патриотическом воспитании подрастающего поколения, его гражданского становления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Моя родословная-листочки памяти»
История каждой семьи является неотъемлемым кусочком истории нашей страны, изучая историю семьи я изучаю историю страны....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/30/picture-980279-1512041330.jpg)
Анализ родословных
Составте родословную по данным задачи. Проведите анализ и определите характер наследование признаков по родословной....
КРОССВОРД Для студентов специальности 35.02.15 Кинология Родословные. Формы родословных.
КРОССВОРДДля студентов специальности 35.02.15 КинологияРодословные. Формы родословных....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/25/picture-487075-1411653715.jpg)
МОЯ РОДОСЛОВНАЯ Творческий проект
Рассматривая старые снимки из семейного альбома, я смотрю на лица своих предков. Грустно подумать, что уже спустя несколько поколений мы забываем, кто эти люди, кем они нам приходятся, чт...
Внеклассное мероприятие "Математика и родословная"
Чтобы быть настоящим гражданином своего Отечества, необходимо знать его историю через призму истории своей семьи. Неслучайно 2024 год в России объявлен Годом семьи. В прошлом каждой семьи можно ...
"Моя родословная"
На Руси, как древней, так и современной, то есть России 20 века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца,...