Моя родословная
статья по теме

Кузьминова Людмила Викторовна

Помочь студентам в  вопросе изучения своей родословной.Пробудить интерес к истории своих предков.Научить самостоятельной работе студентов по поиску своих родственников,систематизируя полученный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvo_vosol.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Моя родословная

Часто ли мы общаемся со своими родными и близкими, даже если живем в одном городе? Знаем ли мы свою семейную летопись, рассказываем ли детям и внукам своим о жизни далеких и близких предков? Висят ли на стенках вашего дома их фотографии? Вопросы эти отнюдь не праздные. Уважение к своей родословной, к семейным традициям - одна из важных основ человеческого бытия.

На уроках « Кубановедение » очень большую самостоятельную работу проводят мои студенты по теме «Моя родословная». Эта работа дает студенту возможность попробовать себя в роли исследователя и хрониста своей семьи. В работе над проектом используется много разнообразных форм и методов учебной деятельности. Но особое место занимает поисковая работа, которая позволяет студенту самостоятельно добывать исторические знания, формировать собственную гражданскую позицию.

История своей семьи волнует каждого человека, особенно молодого ,поэтому студенты с большим интересом и охотой приступают к работе над проектом. Каждый студент получает задание с указанием всех видов поисковой деятельности и сроков их выполнения. Работа над родословной ведется поэтапно.

Первый этап. По заданию преподавателя студенты с помощью родных и близких уточняют и составляют списки своих родственников по восходящей линии (родители, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки, а если возможно, то и прапрабабушки, прапрадедушки). В  список включают фамилию, имя, отчество, годы жизни родственников. Затем собираются фотографии членов семьи. При необходимости студенты пишут письма родственникам, живущим в других городах. Если есть возможность, навещают их во время каникул. Это позволяет пополнить недостающие сведения о предках. В течение всей работы над этой частью преподаватель неоднократно консультирует ребят и их родителей о том, как собираются сведения о родственниках по линии отца и матери, как составляется генеалогическое древо семьи. Работы художественно оформляются, в том числе в виде семейного альбома. Помощь семьи в выполнении поисковой работы рассматривается как важный положительный фактор и поощряется.

При работе над семейной родословной учитываются два момента. Во-первых, некоторые дети живут в неполных семьях и не имеют сведений о втором родителе и его родных. В этом случае студенту разрешается  составить родословную только по одной линии, и это ни в коем случае не отражается на оценке результатов его деятельности. Во-вторых, в некоторых семьях очень низкая культура родственных отношений. Здесь не помнят даже о близких родственников, не имеют их фотографий, поэтому, чтобы не травмировать молодого человека, ему разрешается принести неполную родословную с заданием на будущее: попытаться восстановить недостающие записи.

Второй этап. Под руководством преподавателя студенты на основе законов антропонимики изучают происхождение своих фамилий, имен, отчеств. Эта работа вызывает у ребят большой интерес. Им, как правило, неизвестно значение своего имени и происхождение своей фамилии. Они вновь обращаются за помощью к своей семье для того, чтобы узнать, от кого и как досталась им та или иная фамилия. На этом этапе работы студенты приступают к составлении. Семейной картотеки и заполнению учетных карточек на всех членов семьи в разделе « Фамилия, имя, отчество».

Третий этап. Студенты выясняют места рождения и жительства родственников и при помощи законов топонимики определяют значение географических названий этих мест. Работа завершается составлением маршрутов миграции семьи за последние 50-100 лет и внесение этих сведений в картотеку. Эта работа требует помощи родственников и исследования семейного архива (различные  документы, справки, письма, записи и т.д.). Таким образом, родословная студента пополняется новыми сведениями, и это придает большую значимость  его поисковой работе, так как он становится « летописцем» своей семьи.

Четвертый этап - установление социального статуса родственников: образование, профессии, род деятельности в течение их жизни. Эти сведения также заносятся в картотеку. Карточки в картотеке заполняются по следующему образцу:

     На лицевой стороне                                  На оборотной стороне

1.Имя_____________________           1.Сведения о происхождении

                                                                   фамилии_________________

                                                                    ________________________

                                                                    ________________________

                                                                       ________________________   2.Фамилия_________________           2.Значение имени__________

                                                                    ________________________

                                                                    ________________________  

3.Отчество__________________         3.Значение отчества________

                                                                    ________________________

                                                                    ________________________

4.Степень родства____________         4.Происхождение названия

                                                                    города, деревни___________

                                                                    ________________________

                                                                    ________________________

                                                                    ________________________

                                                                    ________________________

                                                                    ________________________

5.Дата рождения_____________         5.Происхождение названия

                                                                     улицы__________________

                                                                    ________________________

                                                                    ________________________

6.Место рождения____________

___________________________

___________________________

7. Место жительства___________

____________________________

____________________________

8.Образование________________

____________________________

9.Профессия_________________

____________________________

____________________________

10.Род занятий за годы жизни____

_____________________________

_____________________________

Пятый этап. Завершается работа над родословной. В картотеку в виде общего списка с указанием родства вносится все остальные известные семье родственники: тети, дяди, двоюродные братья и сестры и т.д.

На этом этапе проводится работа по составлению семейного герба в соответствии с законами геральдики. Студенты вместе с родителями выбирают форму герба, символику, цвет и девиз. Герб рисуется на листе бумаги и демонстрируется с пояснениями перед группой.

Поисковая работа по составлению родословной длится год и требует от студентов большой затраты времени и сил. Результаты этой деятельности остаются в семьях студентов и, можно не сомневаться, будут бережно храниться, и дополняться потомками. Составляя родословную, студент начинает по-новому смотреть на свою жизнь. Он учится любить, ценить и уважать своих близких и родных. Совместные поиски сведений о родственниках часто восстанавливают давно утраченные родственные контакты и помогают укреплению семейных отношений. Кроме того, эта работа дает большой воспитательный эффект. Ребята начинают ощущать связь истории своей семьи с историей Родины. А это главное в патриотическом воспитании подрастающего поколения, его гражданского становления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Моя родословная-листочки памяти»

История каждой семьи является неотъемлемым кусочком истории нашей страны, изучая историю семьи я изучаю историю страны....

Анализ родословных

Составте родословную по данным задачи. Проведите анализ и определите характер наследование признаков по родословной....

Родословная

Родословная...

КРОССВОРД Для студентов специальности 35.02.15 Кинология Родословные. Формы родословных.

КРОССВОРДДля студентов специальности 35.02.15 КинологияРодословные. Формы родословных....

МОЯ РОДОСЛОВНАЯ Творческий проект

 Рассматривая старые снимки из семейного альбома, я смотрю на лица своих предков. Грустно подумать, что уже спустя несколько поколений мы забываем, кто эти люди, кем они нам приходятся, чт...

Внеклассное мероприятие "Математика и родословная"

Чтобы быть настоящим гражданином своего Отечества, необходимо знать его историю через призму истории своей семьи. Неслучайно 2024 год в России объявлен Годом семьи.  В прошлом каждой семьи можно ...