Двухполюсный мир
план-конспект урока по теме

1. урок на тему:"Двухполюсный мир"

2. урок на тему: " Афганская война"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan.doc31.5 КБ
Office presentation icon ssha_kholodnaya_voyna_vosstanovlennyy.ppt2.04 МБ
Microsoft Office document icon urok_afgan.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по истории на тему: « Двухполюсный мир».

Цели:

Образовательные: подвести учащихся к пониманию предпосылок и причин “холодной войны”; характера международных отношений, значения исторических событий второй половины 40-х – 50-х гг. XX века.

Развивающие: развитие познавательной активности, информационной грамотности, коммуникативной компетентности, умения оформлять и представлять результаты познания.

Воспитательные: способствовать воспитанию толерантности, ответственности, инициативы.

Задачи:

Выявить причинно-следственные связи, условия и факторы, смысл и значение изучаемых исторических событий и явлений.

Уяснить определяющие события.

Сформировать понятия: “холодная война”, деколонизация, интеграция, технико-гуманитарный дисбаланс.

Форма урока: Урок изучения нового материала( комбинированный)

Оборудование:  Проектор, экран, ноутбук., презентация. Запись песни И. Кобзона « Солнечному миру да да да – ядерному взрыву нет нет нет»

Альтернативные учебники по Всеобщей истории XX века (На данном уроке наряду с основным учебником - Л.Н. Алексашкина. Новейшая история. 11 кл. М. 2004 - в качестве дидактического материала использовались также следующие учебники: Мир в XX веке. Под ред. О.С. Сороко-Цюпы. М. 1996. А.А. Кредер. Новейшая история зарубежных стран. 9 кл. М. 1998. А.В. Шубин. Новейшая история XX век. М. 2000.).

Политическая карта мира.

Эпиграф урока: “Дайте Миру шанс!” (Джон Леннон).

 Ход урока

1. Этап

Формулирование темы и мотивировка.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Когда закончилась Вторая мировая война?

Чем закончилась Вторая мировая война?

- людские потери

- уничтожение материальных ценностей

- уничтожение культурных ценностей

+ разоблачение фашисткой идеологии

+ упрочение демократических ценностей

+/- изменение соотношения сил

III. Постановка проблемы

Прочитайте высказывание Черчилля:

“Несмотря на все усилия и жертвы, принесенные сотнями миллионов людей, несмотря на победу правого дела, мы все еще не обрели мира и безопасности, и нам грозят опасности большие, чем те, которые мы преодолели”.

Какое противоречие волнует политика?

Учитель. Неужели после победы во Второй мировой войне вместо долгожданного мира вспыхнет новая война? Ответ на этот вопрос волновал миллионы людей. Он же является темой нашего урока. В поисках ответа на него мы узнаем и поймем значение исторических событий и процессов второй половины 40-х – 50-х гг. XX века. А уроки истории помогут каждому из нас делать осознанные выборы, влияющие на наше настоящее и будущее.

2.Этап

Вопросы:

Когда празднуется “День ООН”?

Как изменились границы после Второй мировой войны?

Как были установлены коммунистические диктатуры в Восточной Европе?

Крушение колониальной системы и выбор путей развития стран Азии и Африки.

Вопросы:

Каковы этапы крушения колониальной системы?

Что такое “неоколониализм”?

Двухполюсный мир и “холодная война”.

Вопросы:

К чему стремились США и СССР после окончания Второй мировой войны?

Что такое “доктрина Трумэна”?

Каковы условия и размеры помощи по “плану Маршалла”?

Что такое “гонка вооружений”?

Обобщение и выводы.

VI. Обобщение.

Учитель. Мы видим две тенденции в мировой послевоенной политике: Идеологизация, продолжение политики деления стран и народов на своих и чужих, на “мы – они”.        Глобализация, нарастание взаимозависимости и взаимосвязанности стран и народов.

Политика враждебности и соперничества правящих элит.        

 ЧТО ПОБЕДИТ?

Учитель. Для людей, живших в те годы, это был вопрос жизненно важный. Угроза ядерной войны и взаимоуничтожения переживались очень остро, постоянно держали человечество в напряжении. Мир был хрупок. Объективная историческая закономерность – выравнивание технико-гуманитарного баланса – осуществлялась путем извилистым, требовалось признавать и понимать другие ценности, быть готовым к преодолению противоречий – то есть вырабатывать и проявлять то, что сейчас называется толерантностью. Только субъективная воля людей позволила сохранить мир.

Звучит песня « Солнечному миру да да да….»

VII. Итог урока

Объясните, как вы понимаете название темы урока?

Как вы понимаете слова эпиграфа урока?

VIII. Рефлексия.

Самооценка эффективности работы на уроке.

Что считаете особенно интересным?

Что вызвало затруднения?

Самооценка уровня информационной грамотности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

                                    ГБОУ НПО ПУ № 105 МО.

Открытый урок по дисциплине история на тему: «Афганская война. Причины и последствия».

                                               

Подготовила:  Налбантова М.В. Преподаватель истории и обществознания.

                                    Ногинск 2013 г.

Урок на тему: Афганская война. Причины и последствия.

Цель урока: Расширить знания учащихся по  истории Афганской войны, показать ее агрессивный характер, привлечь внимание учащихся к проблеме возвращения на Родину бывших военнослужащих, пропавших без вести или захваченных в плен при исполнении интернационального долга в Афганистане.

Обоснование проблемы: отсутствие у молодежи знаний о причинах и  последствиях советско-афганской войны

Задачи урока:

Обучающая задача: познакомить учащихся с последствиями советско-афганской войны в процессе исследования данной проблемы;

Развивающая задача: продолжить развить навыки исследовательской деятельности в процессе изучения исторически значимых событий России;

Воспитательная задача: воспитывать чувства сострадания и гордости за прошлое своего Отечества, любви и ответственности за его будущее;

Сопутствующие задачи:  привлечь внимание молодежи к историческим событиям России; активизировать участие учеников в общественной жизни  страны.

Тип урока: урок - изучение нового материала.

Оборудование:  мультимедийная презентация к уроку, пректор, экран.

Применение педагогической техники:

  • Элементы ИКТ
  • Мультимедийная презентация.
  • Разноуровневый подход к изучению темы.

Этапы:

I. Организационный  момент.

II. Объявление эпиграфа урока.

III. Вступительное слово учителя.

IV Сообщения учащегося.

V. Историческая справка.

VI. Сообщение учащегося о ходе войны.

VII. Статистические данные, подготовленные учащимся.

VIII. Обобщение и итоги выступлений учащихся.

IX. Слово учителя.

X. Вопросы для закрепления материала.

ХI. Подведение итогов.

Ход урока

I. Организационный момент( 1мин.)

II. Обсуждение и аргументация  учеником эпиграфа к уроку (из стихотворения, посвященного Афганской войны).

«Хранит земля войны минувшей шрамы,

 Погибших имена, бесчувственный гранит,

 Гвоздики красные, холодный мрамор,

 Рыданье женщин у могильных плит.

 Афган, Чечня, Таджикская граница-

 И снова сыновей мы отправляем в бой,

 Безусых, не успевших опериться

 И костыли уже вновь стучат по мостовой.

 О, Русь моя, о, боль моя- Россия!

 Где мне слова такие отыскать

 И где мне взять такие силы

 Чтоб о судьбе твоей без слез сказать…»

А.  Коволев

 III.Мотивация в учебную деятельность:  

2. Тема нашего урока «Афганская война». 15 февраля 2013 года исполнится 24 года со дня вывода советских войск из Афганистана. Афганская война – это не простая и во многом драматичная история. Взаимоотношения между  Афганистаном и Россией существуют на протяжении нескольких столетий. В последние десятилетия противоречиво переплелись традиционно дружественные отношения народов этих двух стран и их вооружённое противостояние, искренняя взаимопомощь друг другу и грубейшие просчёты политиков, и ещё многое, многое другое. Но сегодня мы хотим поговорить еще об одной из проблем афганской войны – это проблема возвращения на Родину бывших советских военнослужащих, пропавших без вести или  захваченных в плен при исполнении интернационального долга в Афганистане.

Сегодня мы вновь возвращаемся к событиям этой страшной войны.

IV. Давайте послушаем сообщение, подготовленное ученицей  .(Галеева Настя)

В восемнадцатую годовщину вывода советских войск из Афганистана, в стенах Государственной Думы РФ должна была открыться фотовыставка «Не забывай нас, Родина!». На ней 250 фотографий наших солдат и офицеров. Они и сегодня остаются на том берегу реки Пяндж: кто живым, кто мертвым, в плену у душманов или просто сгинувшие без вести. Но этих солдат еще ждут матери, близкие люди. Пока существует  проблема военнопленных, афганская война для нас не окончена. Существует моральная сторона этой проблемы. Мир с осуждением  смотрит на пребывание наших солдат в Афганистане. Но не стоит забывать о том, что юные солдаты дали присягу на верность Родине и до конца выполняли свой долг. Мы должны уважать всех, кто мужественно сражался, не жалея собственной жизни, и склонить головы перед памятью тех, кто не вернулся с далеких полей сражений. Для прошедших Афганистан, эта война – часть их жизни, вычеркнуть которую никто не вправе. Все это, безусловно, говорит о важности и актуальности афганской проблемы сейчас и, по крайней мере, в ближайшем будущем.Мы хотим, чтобы наше поколение, поколение наших детей, внуков знало о войне только из книг. Мы за мирное будущее, мы за мир на Земле.

Сегодня   афганскую войну называют крупнейшей внешнеполитической ошибкой  Советского руководства. В гражданский конфликт различных политических сил оказался вовлеченным Ограниченный контингент советских войск, вступивших по приказу советского руководства СССР 25 декабря 1979 г. на территорию Афганистана. Тогда еще никто не знал, во что выльется этот конфликт.

V. Историческая справка. Причины войны.

(Щербаков Валентин)

Более 20 лет назад закончилась десятилетняя война в Афганистане. В учебниках истории еще не полностью описаны эти события, хотя они сыграли существенную роль в истории нашей Родины. А знание истории необходимо, так как тот, кто не знает прошлого, осужден на повторение пройденных человечеством ошибок.

(На экране демонстрируются военные действия ограниченного контингента советских войск в Афганистане.)

 Как известно, в результате апрельской революции 1978 года в Афганистане был создан новый национально - прогрессивный строй, устранен деспотичный королевский режим, привлечены широкие народные массы на сторону революции, осуществлена земельная реформа, большое количество земли передано крестьянству, проведены многие другие преобразования в интересах народа. Однако революционные события в Афганистане встретили ожесточенное сопротивление внешних врагов, реакционных сил. Со стороны Пакистана, Ирака и Китая была развернута непрерывная подрывная деятельность. В свою очередь, реакционные остатки старого режима (помещики, лишенные земли, часть мусульманского духовенства) развернули борьбу против революционного строя. Все это создало угрозу ликвидации того, что принесла афганскому народу апрельская революция.

Новое государственное и партийное руководство обратилось к СССР с просьбой об оказании политической и материальной помощи, включая военную поддержку.

Советский Союз решил оказать такую поддержку, опираясь на межгосударственный договор, заключенный между СССР и Афганистаном. Советский Союз дал согласие афганскому правительству на ввод на некоторое время небольшого военного контингента. 24 декабря 1979 года советским руководством принято решение о вводе войск (ограниченного контингента) в Афганистан. 25 декабря в 15 часов советские войска вошли в Афганистан. Надолго ли? На этот вопрос не мог ответить никто! Так оно и вышло: война в Афганистане длилась 9 лет и 10 месяцев.

 VI. О ходе войны ( Кукарев Андрей.)

В самый сложный период войны командующим 40-й армией, то есть ограниченного контингента, был назначен Борис Всеволодович Громов - генерал майор. Планируя любые военные операции, командование армии вплотную столкнулось с единственной проблемой: как сохранить жизнь людей? И советских, и афганских! Как избежать гибели солдат?

Подчас приходилось идти на обман для того, чтобы вытащить противника на переговоры и попытаться убедить его отказаться от вооруженной борьбы. Только если усилия командования на мирных переговорах не достигали своей цели, а угроза для жизни советских специалистов и военнослужащих становилась реальной , им приходилось начинать боевые действия, которые не имели больших масштабов и проводились преимущественно в горных массивах, ущельях и тех местах, где не проживало мирное население. Более 70 % сил и средств 40-й армии было постоянно задействовано для перевозки по территории Афганистана гуманитарных грузов. Эта работа не прекращалась вплоть до вывода войск. Благодаря чему экономика страны окрепла, встала на ноги.

14 апреля 1988 года министры иностранных дел Афганистана, Пакистана, Советского Союза и США подписали в Женеве пять документов по политическому урегулированию положения вокруг Афганистана. Согласно Женевским соглашениям, вступавшим в силу через месяц, советские войска должны были покинуть территорию Афганистана через 9 месяцев.

Первый вывод наших войск состоялся в июне-июле 1980 г. В 1983 году на территорию Советского Союза возвращено еще несколько подразделений. Крупномасштабный вывод советских войск из Афганистана был проведен в три этапа. Первый - октябрь 1986 года. Второй - 15 мая 1988 года. Третий - 15 февраля 1989 года.

Учитель: С территории Афганистана войска уходили в боевой обстановке. Главная проблема заключалась в организации боевого охранения колонн на марше.

. Окончание войны подразумевает Победителя и Побежденного. Для ограниченного контингента советских войск Афганская война завершилась 15 февраля 1989 года. Победой или поражением? Б.В.Громов так ответил на этот вопрос: "Я глубоко убежден: не существует оснований утверждать о том, что 40-я армия потерпела поражение, равно как и о том, что мы одержали победу в Афганистане. Советские войска беспрепятственно вошли в страну, выполнили свои задачи и организованно вернулись на Родину.

VII. Инга Игитханян подготовила некоторые статистические данные к нашей теме:

40-я армия делала то, что считала нужным, а душманы - лишь то, что могли. Нашими задачами были: оказание помощи правительству Афганистана в урегулировании внутриполитической ситуацию. Эта помощь заключалась в борьбе с вооруженными отрядами оппозиции. Мы должны были предотвратить агрессию извне. Эти задачи были выполнены. Перед нами никто не ставил задачу одержать военную победу в Афганистане. Мое отношение к тем, кто служил и воевал в Афганистане, пронизано искренним и глубоким уважением. Самым скорбным итогом афганской войны является гибель наших солдат и офицеров. Убито и умерло от ран и болезней 13833 военнослужащих, в том числе 1979 офицеров и генералов, погибло 572 военнослужащих КГБ, 28 сотрудников МВД, 190 военных советников, из них 145 офицеров, инвалидами стали 6669 афганцев, из них 1479 человек инвалиды 1-й группы. Гепатитом поражено 115309 человек, брюшным тифом 31080 солдат и офицеров. Во время вывода советских войск из Афганистана были эвакуированы на Родину все обелиски, которые были установлены на местах гибели солдат и офицеров 40-й армии. Государство в неоплаченном долгу перед семьями погибших".

VII. Итог всех выступлений подведет Трофимова Катя:

Матери, рожавшие сыновей в мирные 60-е, не могли предполагать, что в мирные 80-е их сыновья, отправляясь на боевую операцию и возвращаясь с нее, будут буднично говорить о себе: «Уходим на войну», «Пришли с войны». Если бы мать могла, она прикрыла бы его от пуль и осколков, первой прошла бы по тропам, начиненными минами, напоила бы сына водой, умыла бы его лицо, измученное знойным ветром и пылью. Но ничего этого она не могла сделать. Могла только ждать. Афганская война самая долгая война в истории Советского Союза, но осталась в сердцах незаживающим ожогом памяти. Не извлеченные осколки, не долеченные раны, не вернувшиеся  друзья, останутся с нами, пока ходит по земле поколение, вынесшее и выстрадавшее эту войну. Советские воины, выполняя приказ, проявили себя, как мужественные защитники интересов мира и дружбы, взаимопомощи. Они показали себя беззаветно преданными сынами родного Отечества.

Афганистан – это наша боль, это наши слезы, это наша гордость, это наша слава и вечная память. По официальным данным, в этой необъявленной войне погибли около 14 тыс. советских солдат, ранены 35 тыс. . , пропали без вести или попали в плен более 300 человек.

В разные годы честно и мужественно выполняли свой воинский долг на афганской земле и наши земляки.

Спасибо всем учащимся, которые подготовили сообщения.

IX. Слово учителя:

15 февраля 1989 г. произошло событие, которого ждали советские люди и весь мир, - завершился вывод советского воинского контингента из Афганистана. Колонны бронетехники 40-й армии по мосту Пяндж катили домой. Последним по мосту прошел командарм Герой Советского Союза Борис Громов и на весь мир сказал в телекамеры: « За моей спиной нет ни одного нашего солдата». На самом деле стало известно, что позади Громова остались сотни его подчиненных. Тридцать два утонули при форсировании горных рек в ходе боевых операций. Тела девятерых из-за плотного вражеского огня не удалось эвакуировать с поля боя. Тридцать пять погибли в плену. Двадцать два после 1992 года вернулись в Россию. Еще про восемьдесят ничего  не известно и поныне. Но семьдесят два бывших советских солдата, по данным компетентных органов, и теперь удерживаются в зоне свободных кочевых племен. Нельзя сказать, что их никто не ищет. Ищет Комитет воинов-интернационалистов. Ищет общероссийская организация «Боевое братство».. Они ищут и находят, но проблема еще не решена. Созданная в 90-х годах правительственная комиссия по делам военнопленных и пропавших без вести практически прекратила работу. Первыми обеспокоились не мы – американцы. Они сейчас  фактически хозяйничают в Афганистане и поэтому имеют больше возможностей, чем наши. Свидетельства той войны - там на каждом шагу. Пентагон, в котором подобные программы имеют ранг государственных, готов делиться с Москвой полученными данными о советских военнопленных.

Государство на эту деятельность средств не выделяет. Между тем согласно решениям международной Женевской конференции 1949 года, под которыми подписалось и правительство нашей страны каждый военнослужащий имеет право возвращения на Родину, и оно должно быть обеспечено государством. Однако до сих пор между Россией и Афганистаном нет соответствующего соглашения о проведении поисков, эксгумации и возвращения на Родину останков защитников Отечества. Отсутствие международных договоренностей в этой области делает нелегитимным не только поисковую работу, но даже само присутствие в Афганистане сотрудников Комитета. Пока все до единого солдата, живыми или мертвыми, не вернутся домой,  будет болью отзываться в  сердцах наших людей эта война.  

В декабре1989 года 2 съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении  советско-афганской войны и признал грубой политической ошибкой участия в ней советских войск. Сегодня много ведется разговоров вокруг афганской темы. Но никому не дано права перечеркнуть эту страницу истории нашего народа. Тысячи и тысячи советских парней достойно выполнили на афганской земле свой долг. Только в минуты испытаний, когда воедино сливалось дыхание жизни и смерти, им довелось  сделать единственный выбор, продиктованный чувством долга, совести, боевого товарищества, братства.

X.Вопросы для закрепления полученного материала.

1.Когда началась война в Афганистане?

2.Каковы ее причины?

3.Каковы ее последствия для СССР?

4.Как в считаете, возвращение военнопленных и погибших россиян из Афгана является важной проблемой современного общества?

5.Кто возглавлял 40-ю армию СССР?

XI. Итоги.

Учитель:  

Работая над этой темой, мы хотим обратиться к сверстникам. Мы – люди, мы – разные. По-разному сложились, и будут складываться наши судьбы. Пусть понятия: долг солдата, честь мужчины, верность присяге и боевой дружбе будут для всех нас не пустыми словами.   Вынося уроки из этой войны, мы надеемся, что мы вступим в эпоху мира и согласия и навсегда сможем уберечься от ужасов войны.

  15 февраля исполнилось 24 года с момента вывода советских войск из Афганистана. Перевернем еще одну страницу нашей истории. Я думаю, что вы не забудете  то, о чем мы говорили на нашем уроке. Потому что нам нужна всем - правда, чтобы понять и оценить то, что случилось на афганской войне. Впереди нам нужна – память, чтобы помнить и знать всех, кто не вернулся оттуда. Не забывать, что каждый из них до конца выполнил свой долг и достоин нашей памяти. Нам нужна – человечность, чтобы матери и отцы тех, кто не вернулся, не чувствовали себя одинокими.

 Звучит музыка.

А.Разенбаум. «Черный тюльпан»

Подведение итогов урока.

 Список используемой литературы.

1. Позови меня, Отчизна. - Саратов: Приволж.Кн.Изд-во, 1989г

2. Труд, 2007г. № 26, 2008г.

3. Комсомольская правда, 2007г.15.02.

4. « История СССР»  Бескуратов А.И. 1991г.СПБ.

5. Энциклопедия войны. 2002г. Дрофа.М.