классный час "Мамаев Курган-памятник Славы"
классный час на тему

Ольга Николаевна Китаева

классный час разработан к 70летию Сталинградской битвы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mamaev_kurgan.ppsx2.2 МБ
Файл kl.chas_mamaev_kurgan.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час « Застывшие в камне » Посвящается мемориальному комплексу «Мамаев Курган» Автор : преподаватель Китаева О.Н.

Слайд 6

Скульптура 1 Первая скульптура — выстояв, мы победим. Два воина-защитника Сталинграда. Один из них тяжело ранен.Боевой товарищ поддерживает его, не выпуская из рук автомат.

Слайд 7

Скульптура 2 Вторая скульптура — санитарка выносит раненого с поля боя. Этот монумент посвящён подвигам женщин на войне.

Слайд 8

Скульптура 3 Третья скульптура — подвиг моряков. Морской пехотинец идет со связкой гранат на танк противника, и рядом с ним раненый солдат. Прототипом стал матрос-пехотинец 193-й стрелковой дивизии Михаил Паникаха. Объятый пламенем от бутылки с горючей жидкостью, бросился на фашистский танк и второй бутылкой поджёг его.

Слайд 9

Скульптура 4 Четвёртая скульптура — раненый командир не покидает поля боя. Солдат поддерживает тяжело раненого офицера, который продолжает руководить боем.

Слайд 10

Скульптура 5 Солдат берёт знамя из рук раненого воина идёт в бой. Солдаты берегли знамя полка как величайшую ценность. Его защищали ценой собственных жизней, но не сдавали врагу.

Слайд 11

Скульптура 6 Шестая — крах фашизма. Два советских воина уничтожают фашистского змея и разламывают свастику, низвергая их в пучину волжских вод.

Слайд 12

Площадь скорби

Слайд 13

Скорбящая мать Он только спит на ложе рук, Что мать во век не размыкает… Беззвучен сердца скорбный стук, Волною время убегает .

Слайд 14

Зал воинской славы представляет собой цилиндрической формы здание, внутренний диаметр которого 42 метра, высота 13,5 метров.

Слайд 15

Одна из самых главных статуй Одна из самых главных статуй – Родина - мать

Слайд 16

Родина-мать зовёт Высота статуи, находящейся на 16-ти метровом фундаменте, — 52 метра. В правой руке она держит меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. Общий вес монумента составляет около восьми тысяч тонн. Скульптура сделана из блоков бетона. Скульптура «Родина-мать зовёт» входит в число самых высоких статуй мира.

Слайд 17

Скульптурная красота Валентина Изотова позировала для скульпторов Родины-матери метательницу диска Нину Думбадзе также называют одной из прототипов Родины-матери плакат Ираклия Тоидзе "Родина-мать зовет!"

Слайд 18

ЗАЛ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ

Слайд 19

Вечный огонь В самом центре Зала монумент — рука, держащая факел Вечного огня. Это символ вечной памяти обо всех, кто отдал свою жизнь, сражаясь за Сталинград. И пока горит этот огонь, в сердцах людей будет жить память о великом подвиге.

Слайд 20

Викторина 1.Назовите дату начала Сталинградской битвы. 2.Когда закончилась Сталинградская битва. 3. Назовите самый страшный день для города. 4. Сколько дней и ночей длилась Сталинградская битва? 5. Какое место называется главной высотой России?

Слайд 21

6.Назовите высоту Мамаева кургана. 7.Какой подвиг совершил Михаил Паникаха ? 8.Когда началось контрнаступление под Сталинградом? 9.Какое здание осталось не восстановленным после войны и для чего? 10.Чем награжден город за эту битву?

Слайд 22

За всё, что есть сейчас у нас, За каждый наш счастливый час, За то, что солнце светит нам, Спасибо доблестным солдатам, Что отстояли мир когда-то.

Слайд 23

Поклонимся великим тем годам, Всем нашим командирам и бойцам, Всем маршалам страны и рядовым, Поклонимся, всем мёртвым и живым. Всем тем, кого нам забывать нельзя, Поклонимся, поклонимся, друзья. Всем миром, Всем народом, Всей землёй Поклонимся, за тот великий бой.



Предварительный просмотр:

Классный час «Застывшие в камне.», посвященный мемориальному комплексу Мамаев Курган

Актуальность:

В настоящее время одной из самых серьёзных проблем является то, что современные подростки не знают международных исторических и культурных памятников, как и историческое наследие нашего государства. Причин этого явления множество, начиная с низкого уровня жизни, не желание молодежи расти духовно и интеллектуально, отсутствие широкой работы средств массовой информации. Один из путей решения этой проблемы, это активная и постоянная работа преподавателей различных гуманитарных дисциплин образовательных учреждений. Ведь не зная культурных традиций человеческой цивилизации и своей Родины, невозможно научиться любить и гордиться достижениями своих предков. Осмысленно полюбить свою Родину,гордиться ее – стать патриотом, нужно иметь определенный багаж знаний по истории страны, родногокрая, а так же нести ответственность за разрушение и причинение порчи памятникам культуры.

Задачи:

  1. Расширить и углубить знания обучающихся о знаменитом  памятнике  культуры нашего края, имеющего международное значение.
  2. Формировать ценностные ориентации и убеждения обучающихся, на основе постижения опыта по истории культуры.
  3. Развивать личностные качества (умение говорить, принимать решения и реализовывать эти решения).
  4. Расширить культурно-исторический кругозор.
  5. Воспитывать патриотические чувства у подростков.

План:

  1. История создания исторического мемориала Мамаева кургана.
  2. Экскурсия по Мамаеву кургану.
  3. Стихи, посвященные Мамаеву кургану
  4. Отношение к историческому наследию в наши дни за рубежом и в России.
  5.  Дидактическая игра.

Оборудование:

  1. Изображения исторических памятников культуры.
  2.  Видеосалон.
  3.  Демонстрация фотографий памятников международного значения.
  4. Презентация.

                                   Ход урока:

Фоновая музыка: песня «Над Мамаевым курганом тишина»

Ведущие: обучающиеся в гр.ТУ(девушка и юноша)

1 вед.

 От рожденья земля не видала
          Ни осады, ни битвы такой,
          Содрогалась земля,
          И краснели поля,
          Всё пылало над Волгой – рекой.

2 вед.

В зное заводы, дома, вокзал,
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
- Город не сдай врагу.
Верный присяге русский солдат,
Он защитил Сталинград.

1 вед.

Время придёт – рассеется дым,
Смолкнет военный гром,
Шапку, снимая при встрече с ним,
Скажет народ о нём:
- Это железный русский солдат,
Он защищал Сталинград.

1 вед.

Мамаев курган – господствующая над городом высота(102м) – назван так, вероятно потому, что в период татарского нашествия на нём размещались сторожевые дозоры Мамая.

2- й вед.  

В дни Сталинградской битвы Мамаев курган стал ключевой позицией обороны города. Кто держал вершину кургана в своих руках, тот господствовал над округой. Вот почему здесь столько дней и ночей ( с 28 сентября 1942 года по 26 января 1943 года) бушевала жесточайшая битва. В дни боёв, даже зимой, курган чернел, как обугленный.

1-й вед.

Мамаев курган стал символом жизни, бессмертной славы ратного и трудового подвига.

Все скульптурные композиции созданы народным художником СССР Е.В.Вучетичем. Над своими скульптурами мастер работал 7 лет (январь1961 г. – май 1967 г).

15 октября 1967 года на Мамаевом кургане был открыт величественный памятник – ансамбль героям Сталинградской битвы.(просмотр видеофильма)

2-й вед.  А сейчас мы проведём заочную экскурсию по этому мемориальному комплексу.

Вводная композиция. Вход в храм вечной славы героев битвы обозначен водной композицией (горельефом). Она расположена на проспекте им. В.И.Ленина у подножия Мамаева кургана. Тема композиции – память поколений.

В каменной стене высечено торжественное шествие людей разных возрастов и разных национальностей СССР. С венками и знамёнами они идут, чтобы отдать долг светлой памяти героев-воинов.

Аллея пирамидальных тополей. Подъём по ступеням лестницы выводит посетителей в аллею пирамидальных тополей – в мир глубоких и благородных раздумий. Перед взором открывается скульптурное убранство памятника-ансамбля.

Площадь “Стоять насмерть”. Композиция “Стоять насмерть” отражает трудный период Сталинградской битвы. Как бы из самой великой русской реки поднимается советский воин-богатырь и, презирая смерть, становится на защиту города. Его фигура высечена из монолита, из огромной глыбы. Мужественное, волевое лицо.

Стены-руины. За композицией “Стоять насмерть” расположены стены-руины. Сделаны они так, что если смотреть на них внимательно, то из этих “развалин” выступают изображения человеческих лиц в определённом смысловом порядке. Левая сторона посвящена клятве сталинградцев, правая – самой Сталинградской битве.

На торце правой стены образ героя – Михаила Паникахи. Севернее Мамаева кургана на наши позиции шли в наступление немецкие танки. Подпустив головной танк противника как можно ближе, Паникаха поднялся из окопа, чтобы бросить бутылку с зажигательной смесью, но в этот момент пуля разбила её, и пламя охватило одежду. Адская боль не затуманила сознание воина. С последней бутылкой в руке, как пылающий факел, бросился он навстречу, разбил бутылку о решётку надломленного люка, и огромное пламя поглотило героя вместе с танком. “Слава тебе во веки веков, морской пехотинец, комсомолец Михаил Паникаха!” - высечены слова под изображением объятого пламенем героя.

На торце левой стены изображён момент переправы. Высадившись на огненный берег, солдаты вступили в бой. Немного выше слова: “За Волгой для нас земли нет” - это сказал снайпер Василий Зайцев, когда его принимали в партию.

Площадь героев. Зритель выходит на следующую террасу. Перед ним неожиданно открывается панорама площади Героев. В центре – огромный водяной партер. Спокойная гладь воды располагает к раздумью. В воде отражается голубизна неба, зелень деревьев, скульптурные композиции, в которых отображены совершенно конкретные подвиги воинов Сталинградской битвы.

Зал воинской славы. Сурово и строго оформлен вход в Зал воинской славы. Нависшие потолки, серые бетонные плиты напоминают блиндаж. Но вот крутой поворот – и перед глазами великолепный сверкающий золотом зал. Он имеет форму цилиндра. Его внутренние размеры: высота – 13,5м, диаметр – 41м.

На 34 мозаичных знамёнах начертаны имена воинов, павших в Сталинградской битве.

Центр зала занимает большая мраморная рука, держащая факел с пламенем Вечного огня.

Площадь Скорби. На площади – склонившаяся фигура женщины-матери. Перед тем, как похоронить своего погибшего сына, она обняла его и погрузилась в безграничную скорбь.

Главный монумент. Над площадью Скорби поднимается насыпной курган – святая святых памятников – братские могилы. Здесь похоронены защитники города. Венчает весь ансамбль скульптура Родины-Матери. Высоко подняв меч, она призывает к борьбе против фашистских захватчиков.

Величественная скульптура Родины-матери поднялась над курганом на 52 метра и видна со всех концов города.

1-й вед.  Представители иностранных государств, приезжавшие сюда после великой битвы, считали, что город восстановить невозможно. Бывший посол США в Советском Союзе Девис, увидев развалины улиц и заводских корпусов, сказал: “Этот город мёртв, и вы его не восстановите. Что умерло, то умерло. Я не знаю, чтобы кто-то воскрес из мёртвых”.

2-й вед.  Западные дипломаты советовали обнести развалины проволокой и оставить как огромный исторический музей, считая, что на этом можно хорошо заработать.

Но усилиями нашего народа, легендарный город возрождён. И сегодня с вершины кургана виден цветущий город-герой Волгоград.

1-й вед.          А теперь мы поиграем!  Мы проведём викторину

.( На листочках вопросы, ответы на звёздочках. Ответы “звёздочки” прикрепляются к стилизованной стене).

  1. Назовите дату начала Сталинградской битвы? (17 июля 1942 г)
  2. Когда закончилась Сталинградская битва? (2 февраля 1943 г)
  3. Назовите самый страшный для города день? (23 августа1942 г: фашистские бомбардировщики совершили более 2 тысяч самолёто-вылетов)
  4. Сколько дней длилась Сталинградская битва? (200дней)
  5. За какой срок Гитлер хотел овладеть городом? (за 2 недели)
  6. Где находится то место, которое защитники Сталинграда называли главной высотой России? (Мамаев курган)
  7. Назовите высоту Мамаева кургана? (102м)
  8. Какой подвиг совершил Михаил Паникаха? (Пылающий в огне, он бросился на фашистский танк, и огромное пламя поглотило героя вместе с танком)
  9. Когда началось контрнаступление советских войск под Сталинградом?(19 ноября 1942)
  10. Значение Сталинградской битвы? (Коренной перелом в войне)
  11. 11) Какое здание осталось не восстановленным со времён Сталинградской битвы и для чего это сделано? (Мельница)
  12. 12) Чем награждён город за эту битву? (Орденом Ленина и Золотой звездой героя)

1-й вед. Поклонимся великим тем годам,
Всем нашим командирам и бойцам,

Всем маршалам страны и рядовым,
Поклонимся, всем мёртвым и живым.

Всем тем, кого нам забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.

Всем миром,
Всем народом,
Всей землёй
Поклонимся, за тот великий бой.

(МИНУТА МОЛЧАНИЯ)

2-й вед.    За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда-то.

Заключительное слово классного руководителя о исторической памяти, о родном крае.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час ко дню матери (славим женщину)

Праздник ко дню матери, проводимый студентами для мам...

Классный час: «Во славу Отечества!» интеллектуально-творческая игра

«Во славу Отечества!» интеллектуально-творческая игра...

Методическая разработка классного часа «День воинской славы»

27 января в нашей стране объявлено Днем воинской славы.  В этот день в 1944 году была снята блокада города Ленинграда.  Проходят десятилетия, стираются из памяти события и даты, имена и лица...

классный час: "Слава русского штыка не померкнет никогда"

Классый час на целен на воспитание патриотических чувств у подрастающего покаления...

классный час для студентов колледжа "Этих дней не смолкнет слава"

Классный час разработан для обучающихся колледжаТема: "Этих дней не смолкнет слава"Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего покаления,формирования чувства со...

Классный час, посвященный Дню воинской славы России

Классный час , посвященный Дню воинской славы России (5 декабря 1941 г. - день начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой) Дата проведения 5 декабря 2024г...