Урок "Война 1812 г."
методическая разработка по теме

Нечаева Лилия Васильевна

Урок по войне 1812г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_voyna_1812g.docx35.8 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории по теме: «Отечественная война 1812 года».


Цель урока: Сформировать представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных страниц русской истории, об источниках и цене победы народов России в войне, дать портреты ее героев, а также ознакомление с зарубежными походами русской армии 1813-1815годов.

Задачи:

-сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории;

- показать отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во славу Отечества;

-подвести учащихся к пониманию  того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны российского общества;

-на примерах показать связь времен и значение сохранения и преумножения боевых традиций по защите Отечества;

-продолжить работу по совершенствованию умений и навыков работы с картой, текстом, мультимедиасредствами, по анализу и обобщению изучаемого материала.

Оборудование:

-учебник «История Отечества: Часть 1. 1800-1939годы» (Якименко Б.Г.);

-настенная карта;

-Компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация «Отечественная война 1812 года»;

- комплект карточек по теме;

-музыкальное сопровождение-романс на стихи М. Цветаевой «Генералам двенадцатого года».

-демонстрационный материал с использованием репродукций картин художника - баталиста А. Ю. Аверьянова.

План изучения темы:

Мониторинг изученного ранее материала, заполнение таблицы, которая  расположена на доске:

                     Ледовое побоище      Куликовская битва      Полтавская битва      Бородинская битва

Место        Чудское озеро              Куликово поле              Полтава                        Бородино

Дата            5 апр. 1242 г.                8 сент. 1380г.                1709 г.                           26 августа 1812 г.

Противники   Рыцари                     Монголо-татары            Шведы                          Французы

Ком. против.                                     Хан Мамай                     Карл Х11                       Наполеон

Ком. рус. Войск  А. Невский        Дмитрий Донской         Петр 1                           М. И. Кутузов

Последняя колонка заполняется в конце урока.

Изучение новой темы:

-хронология, повод и причины войны, характер, расстановка сил сторон;

-начало военных действий, генералитет русской армии, Смоленское сражение;

-персоналии М. И. Кутузов, М.Б. Барклай де Толли, П. И. Багратион, А. П.  Толмасов, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов;

-ход военных действий по этапам, Бородинское сражение;

-просмотр кадров «Бородинская панорама», Тарутинский маневр;

-малая война (партизанское движение, народное ополчение, положение французов  в Москве) репродукции;

-сражение под Малоярославцем, на Березине;

-изгнание французских войск из России, окончание войны;

-итоги и значение Отечественной войны 1812 года.

Основные понятия: Отечественная война, Генеральное сражение, стратегия, тактика, ополчение, партизанское движение.

Домашнее задание.

Изучение нового материала начинается с причин военного конфликта между Россией и Францией и участие России в антифранцузских коалициях.

Отечественная война явилась следствием серьезных противоречий между Россией и Францией. По мнению современных историков  речь не шла о завоеваниях России - эта задача была трудно осуществимой. Главным противником Наполеон считал не Россию, а Англию. Можно сделать вывод, что Наполеон стремился нанести военное поражение России, заключить мирный договор, в соответствии с которым Россия была бы вынуждена присоединиться к континентальной блокаде, а также принять участие в походе на Индию. Активным устремлениям  французского императора противостоял Александр 1, сам желавший влиять на европейскую политику. Нарушение Россией континентальной блокады стало одной из причин вступления Франции в войну.

Уже в 1810 году и  Франция  и Россия начали подготовку к войне. В июне 1812года на русской границе была сосредоточена французская армия, численность которой достигала около 600 тыс. человек. Перешли границу более 400 тыс. воинов, которые приняли участие в боевых действиях на российской территории с июня по декабрь 1812г. Ядром французской армии являлась старая  (10 тыс. человек) гвардия. В армию «двунадесяти языков» входили контингенты Французской империи, Итальянского королевства, королевств Неаполя и обеих Сицилий, Пруссии, Австрийской империи, Дании, Баварии, Саксонии и др.

Армии вторжения противостояли русские силы, которые насчитывали 590 тыс. человек, но против Наполеона можно было выставить  около 200 тыс. человек. Она была разделена на 3 части, стоящие далеко друг от друга, под командованием М. Б. Барклая де Толли, П. И. Багратиона, А. П. Тормасова.

Александр 1 находился при штабе армии Барклая. «Я не положу оружия,- заявил он,- доколе ни единого неприятельского воина не останется в царствии моем». Россию поддерживали Англия, Испания, Португалия, Швеция.

Французов в великой армии было менее половины.  Большинство французских полков имело много новобранцев. Качество французского вооружения было лучше русского: ружья лучше поддавались ремонту, части ружей были взаимозаменяемые. Лафет артиллерийских орудиях  опирался на металлические оси, что позволяло французам передвигать их с большей скоростью. Командовали армией опытные маршалы Богарне, Удино, Даву, Ней, Мюрат и др.

В отличие от французской армии русская армия комплектовалась на основе рекрутских наборов. Российская промышленность производила больше боеприпасов и вооружения, чем французская. Но по качеству оно уступало французскому вооружению. Имея значительное превосходство в артиллерии, русские солдаты испытывали немало трудностей при передвижении орудий на деревянных осях, которые часто ломались. Русские солдаты отличались военной выучкой, доблестью и стойкостью. Командный состав был не менее опытный, чем французский. Среди талантливых военачальников 1812года: М.Б. Барклай де Толли, П. И. Багратион.

12 июня 1812года французская армия вторглась в пределы России. На защиту Отечества поднялся весь народ.  Война носила освободительный характер. Армия Наполеона насчитывала 600 тыс. человек, а русская 200 тыс. человек и была разделена на 3 группы. Первая армия М.Б. Барклая де Толли защищала петербургское направление, вторая армия генерала П. И. Багратиона прикрывала московское направление, третья армия генерала А. П. Тормасова прикрывала киевское направление. План Наполеона состоял в том, чтобы используя свое численное превосходство разгромить первую и вторую армии, далее захватить Москву и Петербург.

Барклай де Толли принял решение отходить с первой армией на Витебск и там соединиться со второй армией Багратиона. Стратегический план Наполеона был сорван, но соединиться в Витебске армиям не удалось. Тогда русские стали отходить к Смоленску. У Смоленска русские армии соединились, и 4 августа состоялась кровопролитное Смоленское сражение. Солдаты корпусов Раевского и Дохтурова, оставленные для прикрытия отхода главных сил армии более двух суток отстаивали свои позиции, им помогали жители города.

Чтобы поднять боевой дух солдат генерал Раевский водил своих сыновей, одному из которых было всего 11 лет, в атаку против французов. Наполеон два дня штурмовал город, в результате противнику достался разрушенный и сожженный город.

Трагические и славные события пробудили патриотические чувства во всех слоях общества. А. Кайсаров, горой Отечественной войны писал: « Чувство патриотизма не есть преимущества какого-либо сословия: все сыны Отечества им воодушевляются». В Зимнем дворце находится уникальный памятник Отечественной войне 1812 года. (Репродукции): в одном из музейных залов представлено более 300 портретов русских военачальников и офицеров-участников Бородинской битвы. Михаил Илларионович Кутузов возглавил русскую армию в 67 лет.  Для Петра Ивановича Багратиона, любимого ученика Александра Васильевича Суворова, Бородинское сражение 151 на его счету стало последним. Большинство русских  генералов, участвовавших в этом сражении, были очень молоды: Ермолову в 1812 году исполнилось 34 года, Давыдову и Волконскому по 28, самым юным генералом в армии был Александр Иванович Кутуйсов. Этот высокий чин смельчак получил в 22 года, в 27 лет он командовал всей артиллерией на Бородинском поле, где был убит.

Биография Наполеона 1 Бонапарта.(сообщение учащихся)

Наполеон Бонапарт - французский государственный деятель, полководец, император с 1804 по 1814год и с марта по июнь 1815 года. Начал службу в войсках в чине младшего лейтенанта артиллерии. В ноябре 1799года совершил государственный переворот, в результате которого стал первым консулом, фактически сосредоточившим в своих руках всю власть, а в 1804 году провозглашен императором. Провел ряд реформ. Благодаря победоносным войнам значительно расширил территорию империи, поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы. Поражение наполеоновских войск в войне 1812 года против России положило начало крушению империи Наполеона. А в 1814 году Наполеона вынудили отречься от престола. Он был сослан на остров Эльба. Вновь занял французский престол в марте 1815 года. После поражения при Ватерлоо вторично отрекся от престола. Последние годы жизни провел на острове Святой Елены пленником англичан.  

Биография Александра 1.(сообщение учащихся)

Александр 1 родился в 1777 году, умер в 1825, российский император с 1801, старший сын Павла 1. В начале правления реформы в 1805-07годах участвовал в антифранцузских коалициях. В 1807-12 годах временно сблизился с Францией. Вел успешные войны с Турцией (1806-12) и Швецией (1808-09). При Александре 1 к России присоединены территории восточной Грузии (1801), Финляндии (1809), Бессарабии (1812), Азербайджана (1813), бывшего герцогства Варшавского(1815). После Отечественной войны 1812 г. Возглавил в1813-14  антифранцузскую коалицию европейских держав Был одним из руководителей Венского конгресса 1814-15г.

Информация о Кутузове Михаиле Илларионовиче (учащиеся):

Назначение и приезд Кутузова в армию вызывают народное ликование. Он любим народом и армией, и умеет использовать моральную силу русских, борющихся за освобождение родной земли. Наполеон, имея численное превосходство, стремился разгромить в генеральном сражении русскую армию. Кутузов же разработал стратегию накопления крупных резервов, истощение врага и окончательный его разгром в ходе контрнаступления. Отступление армии в пределы Подмосковья заставило Кутузова решить вопрос о крупном сражении, которое должно носить оборонительный характер и быть важной вехой в подготовке контрнаступления. Готовясь к нему, Кутузов учитывал патриотический подъем армии и всего народа. Место для сражения было выбрано весьма удачно и Кутузов  пишет царю, что позиция, выбранная им при Бородино, одно из лучших.  (Работа со схемой сражения – ученик показывает на схеме и рассказывает о Бородинском сражении).

 Вы все знаете и помните знаменитое стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино», в котором художник слова описал Бородинское сражение (читает группа учащихся).

Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!..

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки

Французы тут как тут…

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день…

И только небо засветилось,

 Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Ну ж был денёк!

Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И все на наш редут.

Вам не видать таких сражений,

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

 И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля,

Когда б на то не Божья воля

Не отдали б Москвы!

Стихотворение написано к 25-летию Отечественной войны 1812 года.

По приказу Кутузова были сооружены полевые укрепления: батареи Раевского и Багратионовы флеши (батарея-временное сосредоточение орудий на одной позиции; флеши- укрепления в виде стрелы с тупым углом).

Шевардинский редут прикрывал доступ противника ( редут-сомкнутое полевое укрепление в виде многоугольника для круговой обороны). Сочетание естественных и искусственных препятствий значительно усилило оборону Бородинской позиции, которая сильно ограничивала возможности Наполеона в выборе маневра, он вынужден был атаковать на узком участке фланга, что привело французскую армию к большим потерям.

Ранним утром 26 августа 1812года на Бородинском поле развернулась битва. «Застонала земля и пробудила спавших на ней воинов. Дрогнули поля, но сердца покойны были. Так началось беспримерное сражение  Бородинское»-так писал ее участник Ф. Н. Глинка.

Наполеон рассчитывал разгромить русскую армию в предстоящем сражении, завершить военную компанию и принудить Россию подписать продиктованный им мир. Кутузов же видел свою  главную задачу в том, чтобы остановить наступление французов и защитить Москву. Восемь атак произвели французы на Багратионовы флеши, все новые и новые части своей армии бросал Наполеон против защитников  флешей. Изумительную стойкость и чудеса героизма проявляли русские войска. В разгар битвы был тяжело ранен генерал П. И. Багратион. В середине дня кавалерия и пехота Наполеона обрушилась на центр русской позиции. В центре битвы безотлучно находился Барклай де Толли, руководя войсками. Под ним было убито пять лошадей и из восьми адъютантов в живых осталось только трое. Генерал П. Г. Лихачев «обагренный кровью, текущею из ран... ворвался в ряды неприятельские на явную смерть», был захвачен в плен и представлен Наполеону, который, восхитившись мужеством генерала, приказал вернуть ему шпагу. Однако русский генерал отказался принять шпагу из рук врага.

(Звучит романс «Генералам двенадцатого года»).

К концу сражения почти все наполеоновские дивизии и полки лишились командиров.  Численность войска уменьшилась.  Убито и ранено 50 генералов. В 1912 г. французы с разрешения русского правительства  поставили гранитный монумент, увенчанный орлом, с надписью: «Погибшим Великой армии».  

Кровопролитное сражение, продолжавшееся более12 часов, к вечеру затихло.

Очевидно, что поставленной цели не добился никто. Потери: более30 тыс. человек у французов и более 40 тыс. человек у русских. Бородинское сражение ослабило боевой дух наполеоновской армии. Русская армия не была разбита, однако огромные потери заставили М. И. Кутузова отказаться от продолжения сражения.

Русские войска начали отступление к Москве.

1 сентября 1812 года в д. Фили в крестьянской избе состоялся Военный совет русского командования, на котором решалась дальнейшая судьба  русской армии и Москвы. Кутузов решил оставить Москву без боя.  «С потерей Москвы не потеряна Россия, нужно сберечь армию, сблизится с войсками, идущими на подкрепление». Это решение не одобрили многие генералы.

(Показ репродукции картины А. Д. Кившенко «Военный совет в Филях»)

На следующий день после Военного совета русские войска оставили Москву, отступали по Рязанской дороге, а затем перешли на Калужскую дорогу и 21 сентября остановились на берегу Нары, в селе Тарутине.

Наполеон подошел к Москве и остановился на Поклонной горе.

(Стихотворение А. С. Пушкина об этом событии читает учащийся)

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля;

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головой.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Московская депутация с ключами от города не пришла.  Город был пуст.  В различных частях города вспыхнули пожары, которые уничтожал боеприпасы и продовольствие. Потом Наполеон напишет: «Я был готов ко всему, но что народ может сжечь свою столицу…». Пожары бушевали целую неделю, три четверти построек сгорело. Полностью выгорели: Китай-город,  Замоскворечье, Немецкая слобода, Воздвиженка, Тверская, Гостиный двор, Университет, в огне сгорела рукопись «Слово о полку Игореве». Тушить огонь было нечем, пожар принимал чудовищные масштабы. Император Франции перебрался из  Кремля в роскошный Петровский дворец на краю города, где заблудился в дыму и пламени городских кварталов. Спастись удалось чудом: его случайно обнаружили солдаты, занимающиеся грабежом в этом квартале. Для восстановления порядка в городе Наполеон попытался организовать муниципалитет, но не смог. В армии началась нехватка продовольствия, начала  подать дисциплина, развивалось мародерство. В Благовещенском соборе плавили предметы из золота, платины и серебра, слитки переправлялись во Францию. С колокольни Ивана Великого был сорван крест. Архангельский собор превратили в винный склад. В Успенском соборе была устроена конюшня. Через 3 недели в городе  начался страшный голод. Армия, по существу не ведя военных действий, таяла. Наполеон предпринял три попытки вступить в мирные переговоры с Александром 1. Царь не ответил ни на одно из предложений.

Отступив от Москвы, Кутузов собирал ополчение и начал подготовку к контрнаступлению, вдвое  увеличив свою армию.

На рассвете 8 октября 1812 года наполеоновская армия начала отступление из Москвы. Приняв рапорт об уходе французов из Москвы, Кутузов произнес: «С сей минуты Россия спасена!».

Гибельной для захватчиков стала «малая война» - военные действия ополчений, армейских и крестьянских партизанских отрядов, которыми было уничтожено более 30 тыс. человек противника. В памяти русского народа остались имена героев-партизан: Денис Давыдов (поэт и гусар), Дорохов,  Фигнер, крестьянин Герасим Курин, старостиха Василиса Кожина.

Наполеоновская армия двинулась на Калугу, где находились продовольственные склады, но потерпели неудачу в сражении под Малоярославцем. 8 раз город переходил из рук в руки. Наполеон повернул на Смоленск, через который шел к Москве. 14-16 октября при переправе через реку Березину, французы потеряли 30 тыс. человек. Остаток некогда «Великой армии» 9тыс. человек отступали к Вильно (ныне Вильнюс).

Оценив реальную обстановку, Наполеон принял решение уехать в Париж тайно.

Завершение Отечественной войны 1812 года было ознаменовано Приказом генерал-фельдмаршала М. И. Кутузова и Высочайшим Манифестом Александра 1 от 25 декабря 1812года. В честь победы в этой войне был воздвигнут храм Христа Спасителя и Арка.

1 января 1813 года русская армия перешла границу и начала преследование противника, в марте они вошли в Берлин. В Октябре 1813 года под Лейпцигом произошло решающее сражение – «битва народов» В ней участвовали армии России, Англии, Австрии и Швеции. Армия Наполеона потерпела поражение. В марте 1814 года союзные войска вошли в Париж. Наполеон был сослан на о. Эльба. Через год Наполеон восстановил свою власть на 100 дней, но в июне 1815года потерпел поражение под Ватерлоо в Бельгии и Был сослан на о. Святой Елены, где и умер в 1821 году.

Для решения вопросов послевоенного устройства был создан Венский конгресс в 1814 году. России передали часть Польши.

В конце работы Венского конгресса по предложению Александра 1 был создан Священный союз для совместной борьбы с революционным движением в Европе.

Главный итог войны состоит в том, что Россия вышла из нее победительницей, разгромив сильнейшего врага, разрушила планы Наполеона о мировом господстве, отстояла независимость.  Война привела к росту национального самосознания русского народа, ускорила процесс разложения феодального строя в России.

Участники событий 1812 года - это наши предки, которые поднялись на защиту Родины и все свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и память о 1812 годе не должна и не может быть предана забвению.

Вопросы для повторения:

  1. На сколько армий было разделено русское войско?
  2. Почему планы Наполеона были сорваны?
  3. Какой генерал был смертельно ранен?
  4. Сколько часов продолжалось сражение?
  5. Когда Наполеон вошел в Москву?
  6. Какую помощь оказывали армии партизанские отряды?
  7. Была ли уничтожена французская армия?

Работа в группах:

1.Придумайте  2 вопроса по теме урока.

Тест: Внешняя политика Александра 1

1.В результате войны со Швецией (1808-1809) Россия:

1)получила Финляндию;

2)была вынуждена присоединиться к континентальной блокаде;

3)передала земли в Прибалтике;

4)выплатила Швеции значительную контрибуцию.

2.По Бухарестскому мирному договору 1812 года России:

1)выплатила Турции значительную контрибуцию;

2)стала союзницей Турции против Ирана;

3)получила Бессарабию и часть областей Закавказья;

4)получила Молдавию и Валахию.

3.Россия подписала мир с Францией в Тильзите в … году:

1)1803;

2)1805;

3)1807;

4)1810.

4.Третья антифранцузская коалиция (1805) состояла из:

1)Россия, Англия, Австрия, Швеция;

2)Россия, Англия, Пруссия, Швеция;

3)Россия, Австрия, Саксония, Пруссия;

4)Россия, Англия, Австрия, Италия.

5.По условиям континентальной блокады Россия должна была:

1)прекратить торговлю с Англией;

2)прекратить торговлю хлебом;

3)прервать с Англией все дипломатические отношения;

4)поставлять Франции хлеб и оружие.

6.Наполеон сохранил автономию герцогства Варшавского для:

1)создания в будущем независимого Польского государства;

2)формирования в Европе государств-союзников;

3)для накопления сил как плацдарм для войны с Россией;

4)по требованию поляков.

7.В битве при Аустерлице:

1)наша армия разгромила шведов;

2)наши войска разгромили французов;

3)русские разгромили войска Фридриха 11 Прусского.

4) французы разгромили русско-австрийские войска.

8.Одним из направлений внешней политики России в 18-19 веках бала борьба  с:

1)Турцией за Северный Кавказ;

2)Англией за Среднюю Азию;

3)Францией за политическую гегемонию в немецких государствах;

4)Китаем за левый берег Амура.

Ключи к тесту:

1-1,  2-3,  3-3,  4-1,  5-3,  6-3,  7-4,  8-1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Михаила Мизина, посвященная 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года

Исследовательская работа учащегося на конкурс "Недаром помнит вся Россия "...

Об Отечественной войне 1812 года

о событиях отечественной войны 1812,конкурсные работы моих учеников...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.

Основной задачей мероприятия является обогащение знаний учащихся о героическом прошлом своего народа, страны. У современных юношей и девушек необходимо вызывать интерес к прошлому и настоящему с...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с боевыми знаменами калмыцких полков-участников Отечественной войны 1812 года

В исследовательской работе изучены история, символика, техника выпонения калмыцких боевых знамен 1812 года. Подобран иллюстративный материал, краеведческая литература, художественная литература,даны с...

Конкурсная исследовательская работа «1812 год в истории Ставрополья»

Война всколыхнула всю Россию и в Кавказской губернии развернулось широкое движение по сбору средств на ополчение, в пользу разоренных неприятелем губерний, на устройство гостиницы на Кавказских ...

Михаил Андреевич Милорадович – герой войны 1812 года

В 2012 году Россия празднует юбилейную дату – 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. В этой войне было много героев, но некоторые из них совершенно незаслуженно забыты и выброшены за колею ...

Командующие в Отечественной войне 1812 года.

Небольшие характеристики русских и французских командующих, принимавших участие в войне 1812 года. Действия их в основных сражениях....