Методические рекомендации по выполнению практических работ по «Геологии и грунтоведение»
методическая разработка
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине: «Геология и грунтоведение» (раздел 1. Геология). Для студентов специальности "Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68.46 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Директор БУ «Нижневартовский
строительный колледж»
__________________ А.А. Десятов
Приказ № _____________________
«_______»_______________ 2019г.
Методические рекомендации
по выполнению практических работ
по учебной дисциплине: «Геология и грунтоведение» (раздел 1. Геология)
Версия №1
Дата введения _______________
Рассмотрено на заседании МО
___________________________
Протокол №_______
«___»__________________ 2019
Рассмотрено на МС
Протокол № _______
«___»__________________ 2019
Нижневартовск
2019
Оглавление
1. Назначение и область применения 3
3. Термины, определения и сокращения 3
1. Назначение и область применения
Настоящие методические рекомендации предназначены для обучающихся по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов.
Требования процедуры обязательны к применению обучающимися по специальности 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов» и всеми службами БУ «Нижневартовский строительный колледж» (далее – колледж) и работниками колледжа.
Настоящая процедура входит в состав рекомендательных (в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2015) документов, обеспечивающих функционирование колледжа.
2. Нормативные ссылки
Настоящие методические рекомендации разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
- ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь;
- ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования;
- Федеральный государственый образовательный стандарт от 28.07.2014 N 801
среднего профессионального образования по специальности 08.02.05 « Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов»
- МИ СМК 4.2.3.-48-15 Инструкция по делопроизводству БУ «Нижневартовский строительный колледж».
- Уставом Колледжа (утв. Распоряжением № 13-Р-419 от 20.03.2014г.);
- ДП СМК 4.2.3. «Управление документацией», приказ директора №183-а от 05.09.2017г.
3. Термины, определения и сокращения
Водопонижение — это меры по осушению почвы или снижению уровня ее влажности. Сегодня для этого могут применяться различные методы, в зависимости от внешних условий, от требований по понижению влаги. Подобные меры могут понадобиться при планировании строительства, при сооружении колодцев и прочих построек на участке.
Геология-наука о строении и истории развития Земли. Основные объекты исследований - горные породы, в которых запечатлена геологическая летопись Земли, а также современные физические процессы и механизмы, действующие как на ее поверхности, так и в недрах, изучение которых позволяет понять, каким образом происходило развитие нашей планеты в прошлом.
Горные породы – это минеральные соединения постоянного минералогического и химического состава, образующие самостоятельные геологические тела, слагающие земную кору.
Грунтовые воды – это опасное природное явление, которое встречается очень часто. Однако с ними вполне реально бороться, используя современные технологии.
Магматические горные породы образуются в результате застывания магмы в недрах земли или на ее поверхности. В зависимости от условий, в которых происходило формирование магматических пород.
Метаморфические горные породы – это породы, образованные в пластах земной коры вследствие процесса метаморфизма (то есть преобразования магматических и осадочных горных пород под воздействием физико-химических условий).
Минералы – это природные химические соединения (или элементы), представленные однородными по составу, строению и физическим свойствам телами, приразличных физико-химических процессах, протекающих в земной коре.
Осадочные горные породы - горные породы, возникшие путём осаждения вещества в водной среде, реже из воздуха и в результате деятельности ледников на поверхности суши, в морских и океанических бассейнах.
Уровень грунтовых вод, в геологии - уровень, ниже которого порода насыщена водой. После того, как пройдет дождь, вода через поры просачивается под землю. Уровень, на котором все поры заполнены, и есть уровень грунтовых вод.
4. Общие положения
Методические рекомендации к выполнению практических работ по учебной дисциплине «Геология и грунтоведение» для обучающихся по 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов очной формы обучения подготовлены в соответствии с рабочей программой.
Целью методических рекомендаций является оказание обучающимся методической помощи при выполнении практических работ по дисциплине «Геология и грунтоведение» для обучающихся по профессии 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
Методические рекомендации по учебной дисциплине «Геология и грунтоведение» для выполнения практических работ созданы с целью оказания в помощи для работы на занятиях, подготовки к практическим работам.
Приступая к выполнению практической работы, внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню подготовки в соответствии с ФГОС СПО, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Все задания к практической работе выполняются в соответствии с инструкцией, анализируются полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.
Каждая работа содержит тему и цель практической работы, пошаговую инструкцию и задания для выполнения практической работы, которые четко отражают приобретение необходимых умений и практического опыта согласно требованиям ФГОС СПО.
В ходе практических работ, как одной из форм получения систематических учебных занятий, обучающиеся приобретают необходимые умения и практический опыт.
Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине «Геология и грунтоведение»
Перечень практических работ соответствует тематическому плану и содержанию рабочей программы дисциплины
Практическая работа содержит тему и цель практической работы, пошаговую инструкцию и задания для выполнения практической работы, которые четко отражают приобретение необходимых умений и практического опыта согласно требованиям ФГОС СПО.
Практическая работа №1
Тема: Определение класса и свойств минералов
Цель: приобретение знаний по определению главнейших породообразующих минералов, определяющих названия и свойства наиболее распространенных горных поро
Материально – техническое оснащение: Учебник Н.А.Платонов Основы инженерной геологии
Ход работы
В данной работе рассматриваются главнейшие свойства минералов, которые имеют наибольшее диагностическое значение при их визуальном определении. К этим свойствам относятся следующие:
• морфологические особенности – облик кристаллов, габитус, кристаллические двойники, минеральные агрегаты, штриховка на гранях;
• оптические – цвет минерала, цвет черты, блеск, люминесценция, прозрачность, двупреломление;
• механические – спайность, отдельность, излом, твёрдость, хрупкость, ковкость, гибкость, упругость; а также такие свойства , как удельный вес, магнитность и другие.
Задание: Опишите наиболее важные свойства минералов учебной коллекции, заполнив соответствующую таблицу.
Таблица. Форма описания минералов
Наименование минерала | Класс | Проис- хожде- ние | Цвет | Цвет черты | Твердость (по шкале Мооса) | Блеск | Спай ность | Из- лом | Прозрач зрачность |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Контрольные вопросы
1. Что такое минерал?
2. Перечислите важнейшие физические свойства минералов.
3. Что такое спайность? Назовите причины появления спайности.
4. Как оценивается спайность? Шкала спайности.
5. Какой блеск бывает у минералов?
6. Как определяется твердость минералов?
7. Перечислите минералы шкалы твердости Мооса.
8. Чем твердость отличается от спайности?
9. Каким бывает излом минералов?
Практическая работа №2
Тема: Определение магматических горных пород
Цель: Ознакомиться с основными свойствами магматических горных пород.
Материально – техническое оснащение: Учебник Н.А.Платонов Основы инженерной геологии
Ход работы
1.Используя сведения о магматических породах и предоставленных образцов для выполнения практической работы , заполните таблицу.
Дайте ответы на контрольные вопросы.
Таблица. Форма описания магматических горных пород
Наименование горных пород | Тип (по происхождению) | Группа по кис лотности | Цвет | Текстура | Структура | Минеральный состав | Спай ность | Особые свойств, признаки | Формы залегания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2. Гранит и базальт – магматические горные породы. Проанализируйте и выявите сходства и различия горных пород. Результаты работы представьте в виде таблицы. Количество строк , столбцов, а также названия строк и столбцов определите самостостоятельно.
Контрольные вопросы.
- Определение магмы.
- Виды магматизма.
- Химический состав магматических пород.
- Магматические процессы.
- Характеристика магматических пород.
- Строение и классификация магматических пород.
- Особенности магматических горных пород.
Практическая работа № 3
Тема: Определение метаморфических горных пород.
Цель: Ознакомиться с основными метаморфическими свойствами горных пород.
Материально – техническое оснащение: Учебник Н.А.Платонов Основы инженерной геологии
Ход работы
1. Повторив тему «Метаморфические горные породы», дайте ответы на вопросы теста.
1. В каком состоянии оказываются горные породы после метаморфизма?
- Жидкое
- Твердое
- Плазма
- Сверхтекучее
2. Какой из нижеперечисленных факторов не участвует в метаморфизме?
- Химически активные вещества
- Давление
- Температура
- Климат
3. Что в переводе означает «метаморфизм»?
- Превращение
- Уменьшение
- Увеличение
- Усыхание
4. Какое явление играет первостепенную роль в метаморфизме?
- Температура
- Тектонические колебания
- Давление
- Химические вещества
5. Из какого минерала образуется кварцит?
- Глина
- Железная руда
- Песок
- Известняк
2.Используя сведения о метаморфических породах, предоставленных образцов для выполнения практической работы, опишите их главные свойства в таблице
Таблица. Форма описания метаморфических горных пород
Наименование минерала | Группа, подгруппа) | Окрас | Текстура | Структура | Применение в строительстве |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Контрольные вопросы:
1. Что такое метаморфизм?
2. Как подразделяются метаморфические горные породы?
3. Какие структуры характерны для метаморфических горных пород?
4.Метаморфические породы, их особенности.
5.Основные факторы метаморфизма.
Практическая работа № 4
Тема: Определение осадочных горных пород.
Цель: Освоить понятия «процентных вычислений», способы мониторинга основных его индикаторов, приобрести навыки решение задач на проценты. Рассчитать процент отходов, массу «Брутто», массу «Нетто» по формулам.
Материально – техническое оснащение: Учебник Н.А.Платонов Основы инженерной геологии
Ход работы
1) Визуально определить структуру и текстуру породы.
2) Установить генетическую группу породы (обломочные, хемогенные, органогенные).
3) Визуально определяются минеральный состав породы.
4) По размеру, форме и сложению обломков определяется название обломочной породы (таблица).
Виды обломочных пород | Величина обломков и зерен в мм. | Рыхлые (недиагезированные) разновидности пород | Цементированные (диагенезированные) разновидности пород | ||
неокатанные | окатанные | неокатанные | окатанные | ||
Крупно-обломочные породы | Более 100мм. | Глыбы | Валуны | ||
100-10мм. | Щебень | Галечник | Брекчии | Клонгомераты | |
10-1.0мм. | Дресва | Гравий | Дресвяник | Гравелиты | |
Средне-обломочные породы | 1.0-0.1 мм. | Пески | Песчаники | ||
Мелко-обломочные породы | 0.1-0.01 мм. | Алевриты | Аревролиты | ||
Глинистые | Менее 0.01 мм. | Глины | Аргиллиты |
5. Дайте верные ответы на следующие вопросы:
1.Из чего образуются осадочные горные породы?
- Метаморфические породы
- Магма
- Магматические породы
- Смесь всех горных пород
2. Какой процесс лежит в основе образования осадочных пород?
- Выщелачивание
- Нейтрализация
- Осаждение
- Кристаллизация
3. Какой главный признак осадочной породы?
- Цвет
- Прозрачность
- Плотность
- Слоистость
4. Как называются породы, образованные в результате разложения растительных и животных остатков?
- Хемогенные
- Биогенные
- Биохимические
- Обломочные
5. Что влияет на формы залегания осадочных пород?
- Атмосферные осадки
- Антропогенный фактор
- Солнечная радиация
- Сдвиги земной коры
Контрольные вопросы:
- Какие геологические процессы обусловили образование осадочных горных пород?
- Каково применение осадочных горных пород в разных отраслях производства?
- Назовите характерные признаки осадочных пород.
- Какие признаки положены в основу классификации осадочных пород?
Практическая работа № 5
Тема: Способы понижения уровня грунтовых вод
Цель:.Закрепить знания по изучению способов понижения грунтовых вод.
Материально – техническое оснащение: Учебник Н.А.Платонов Основы инженерной геологии
Ход работы
Проанализируйте состояние грунта, тип болот, климматические условия и предложите способ понижения уровня грунтовых вод на конкретной территории. Территория - Тюменская область, ХМАО-Югра, Нижневартовский район, Самотлорское месторождение.
Порядок выполнения работы:
- Выясните, какие грунты преобладают на данной територии.
- В зависимости от уровня залегания грунтовых вод определите их тип.
- Исходя из полученных данных опишите подходящие к данной територии способы понижения грунтовых вод.
- Проведите технико-экономическое сравнение подходящих способов и выберите оптимальный способ.
- Начертите схему выбранного способа понижения уровня грунтовых вод.
- Сделайте вывод о данной практической работе.
Контрольные вопросы:
- Какие варианты дренажных систем вы знаете?
- Как можно расчитать уровень грунтовых вод?
Опишите подробнее методы осушения грунтовых вод?
- Какие главные причины могут вести к высокому уровню грунтовыхм вод?
- Понижение уровня при помощи иглофильтров основывается на
Список литературы
1.Платов Н.А. основы инженерной геологии. – Учебник- 3-е издание - М: ИНФА-М, 2018г.-192с.
2. 1. Ананьев, В.П. Основы геологии, минералогии и петрографии: Учеб. для вузов [текст] / В.П.Ананьев, А.Д. Потапов. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2005
3.ГОСТ 25100-2011 Грунты. Классификация
4.ГОСТ 31436-2011 ПОРОДЫ ГОРНЫЕ СКАЛЬНЫЕ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ЩЕБНЯ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПМ. 03. «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
Рассмотрено и рекомендовано к изданию на заседании методического Совета колледжа (Протокол №10, от 17 июня 2015г.) Составитель: Л.А.Елизарова Методи...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/07/picture-804856-1565178611.jpg)
Методические рекомендациипо выполнению практических работ Маркетинг
Методические рекомендациипо выполнению практических работ Маркетинг...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/07/picture-804856-1565178611.jpg)
Методические рекомендациипо выполнению практических работ Менеджмент
Методические рекомендациипо выполнению практических работ Менеджмент...
Методическое пособие выполнения практических работ 3 курс 08.02.08
В методическое пособие включены практические работы для формирования общих и профессиональных компетенций при работе с приложениями пакета MS Office, САПр Компас-3D и в сети Интернет. Методическ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/10/picture-1238258-1586527633.jpg)
Инженерная графика. 2 курс. Методические рекомендации к выполнению практической работы №45. Построение по двум заданным видам третьего, выполнение необходимых разрезов и выполнение аксонометрической проекции с вырезом передней четверти детали
Освоение последовательности построения и выполнение построения третьего вида и изометрии с вырезом четверти....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/17/picture-1093400-1545041496.jpg)
Методические рекомендации выполнения практических работ по предмету "Охрана труда"
Методические рекомендации выполнения практических работ предназначены для обучающихся, содержат информацию, детально описывающую последовательность и содержание выполнения каждого действия с иллюстрац...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/17/picture-1093400-1545041496.jpg)
Методические рекомендации выполнения практических работ по предмету "Охрана труда"
Методические рекомендации описывают последовательность и содержание выполнения каждого действия и операции с иллюстрациями и фото....
- Мне нравится (1)