Инженерно-геологические изыскания вдоль трассы.
презентация к уроку на тему
Неоходимость геологических выработок вдоль трассы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 839.03 КБ |
Подписи к слайдам:
Инженерно-геологические изыскания должны обеспечивать комплексное изучение инженерно-геологических условий района проектируемой дороги.
Включают в себя : Геологическое строение Сейсмотектонические, геоморфологические, гидрологические условия. Состав и состояние грунтов
А также составление прогноза возможных изменений инженерно-геологических условий в сфере взаимодействия проектируемых объектов с геологической средой с целью получения необходимых материалов для обоснования проектной подготовки строительства, в том числе мероприятий инженерной защиты объекта строительства и охраны окружающей среды.
Состав инженерно-геологических изысканий
Сбор и обработка материалов прошлых лет Рекогносцировочное обследование
Проходка горных выработок. В процессе бурения геолог изучает образцы грунта, производит их визуальное описание в полевом журнале, документирует глубины, с которых они извлечены, и отбирает необходимое количество образцов для дальнейших лабораторных исследований.
Локальный мониторинг компонентов геологической среды
Составление прогноза изменений инженерно-геологических условий
Гидрологические исследования Отмечаются глубины, на которых были вскрыты водоносные горизонты и установившийся уровень подземных вод, отбираются пробы воды.
Полевые исследования грунтов образец грунта тщательно упаковывается в полиэтиленовую пленку для сохранения естественной консистенции и влажности. Образец сопровождается этикеткой, на которой указан адрес объекта, номер скважины и глубина, с которой он был отобран.
Геофизические исследования Полевые виды инженерно-геологических исследований обладают рядом преимуществ перед лабораторными, главным из которых является то, что они изучают свойства пород при естественных условиях их залегания. Одним из основных и распространенных полевых методов является – статическое зондирование.
Лабораторные анализы и испытания В лаборатории изучаются физические, химические и механические свойства грунтов. Выясняется гранулометрический состав, определяются плотность, влажность и пористость, коррозионная активность, пластичность и текучесть. Для образцов ненарушенной структуры (монолитов) в обязательном порядке проводятся испытания на компрессию и сдвиг. Для песчаных грунтов определяется коэффициент фильтрации. Для органоминеральных грунтов выявляется степень их заторфованности.
Камеральная обработка материалов изысканий Последняя фаза инженерно-геологических изысканий – камеральная обработка и составление Технического отчета. Во время камеральной обработки происходит анализ и сопоставление данных, полученных при бурении, материалов полевых испытаний грунтов, лабораторных исследований, строительных норм и правил. Выполняется статистическая обработка, составляются сравнительные таблицы, вычерчиваются геологические колонки и разрезы, делаются выводы и даются рекомендации.
Линейные инженерно-геологические обследования при изысканиях автомобильных дорог
Линейное инженерно-геологическое обследование трассы автомобильной дороги заключается в инженерно-геологической съемке притрассовой полосы. В равнинной местности эта съемка сводится к почвенно-грунтовой профильной съемке полосы трассы шириной 200 м (по 100 м в каждую сторону от оси трассы).
Почвенная профильная съемка заключается в установлении пространственного размещения разновидностей почв вдоль трассы проектируемой дороги и обследовании гидрогеологических условий притрассовой полосы, с заложением для этой цели необходимого количества выработок с подробным попикетным описанием притрассовой полосы.
Геологические выработки
Наиболее распространенными разведочными выработками при инженерно-геологическом обследовании трассы являются шурфы. Шурф представляет собой прямоугольную выработку размером (0,8×1,7 м) или (1,0×2,0) м. При использовании механических шурфокопателей, шурфы имеют круглое сечение различных диаметров. Наименьший диаметр в этом случае может быть рекомендован - 0,8 м.
Шурфы закладываются по оси трассы на глубину - до уровня подземных вод (верховодки или грунтовых вод при близком их залегании), но не менее двух метров. В тех случаях, когда шурфом вскрывается водоносный горизонт и дальнейшая проходка шурфа затруднительна, углубление его производится бурением. Такая комбинированная выработка носит название шурфоскважины. Между шурфами для уточнения границ почвенно-грунтовых разностей закладываются прикопки глубиною 0,75-1,0 м.
Буровые скважины Буровые скважины закладываются при высоком залегании подземных вод, когда требуется установить мощность водоносного слоя, характер водоупорного, слоя и т.д.
Геологические обследования в сложных условиях
Горная местность
Инженерно-геологические обследования в горной местности имеют особое значение. Само проложение трассы здесь в значительной мере диктуется особенностями геологического строения, устойчивостью склонов, наличием современных физико-геологических процессов (оползней, осыпей, обвалов, снежных лавин и т.п.).
Очертания поперечных профилей скальных выемок определяются в зависимости от характера и состояния горных пород, в силу чего правильная оценка их свойств и учет других природных факторов очень важны для проектирования.
Инженер-геолог при работе в горной местности должен уже в поле ясно и отчетливо представлять себе контуры земляного полотна будущей дороги и заранее определить и по возможности точно учесть все неблагоприятные факторы, которые могут возникнуть при строительстве и отрицательно сказаться на устойчивости как земляного полотна, так и других дорожных сооружений.
В попикетном описании трассы должны быть приведены соображения, касающиеся проектирования поперечного профиля насыпи и выемки, которые учитываются при разработке проекта дороги. Плохая обнаженность, залесенность и труднодоступность местности не могут служить оправданием недостаточно полного изучения инженерно-геологическихусловий.
При реконструкции автомобильных дорог производят инженерно-геологическое обследование полосы прилегающей к проектируемой дороге и существующего земляного полотна, а также участков затронутых природными процессами, влияющими на состояние реконструируемой дороги.
Обследование существующего земляного полотна производят с учетом природных особенностей отдельных участков проектируемой дороги с фиксированием состояния откосов насыпей и выемок, водоотводных и укрепительных сооружений; устанавливают границы участков с неустойчивым земляным полотом и пучинистых участков.
При обследовании существующего земляного полотна разведочные выработки закладывают на бровках земляного полотна, откосах, у подошвы насыпей и бровок выемок. Глубина выработок должна быть не менее, чем на 0,5 метра больше высоты насыпи. В тех случаях, когда предусматривается уширение существующего земляного полотна, закладываются дополнительные выработки в притрассовой полосе.
При обследовании существующей насыпи на болоте глубина скважин должны быть достаточными для определения величины посадки насыпи за счет выторфовывания или уплотнения грунтов основания и ее длительной устойчивости. Скважины закладывают и количестве 3 - 5 в пределах поперечного профиля земляного полотна и по одной у его основания.
МЕСТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА Как правило, при изысканиях такие места обходят трассой. Если обход невозможен инженерно-геологические изыскания на таких участках производят по индивидуальным программам. В таких случаях количество, глубина, размещение выработок определяются инженерно-геологическими условиями и указываются в программе работ.
К местам индивидуального проектирования относятся: - насыпи выше 12 метров и насыпи на слабых основаниях;
выемки глубиной более 12 метров в нескальных грунтах и в скальных более 16 метров, а также выемки в глинистых переувлажненных грунтах. Выемки глубиной более 5 м в глинистых грунтах в районах с избыточным увлажнением, а также в глинистых грунтах, резко снижающих прочность и устойчивость в откосах при воздействии климатических факторов;
оползни, осыпи; участки, подверженные селевым выносам; участки, опасные в отношении обвалов и лавин; растущие овраги; места образования наледей; пучинистые участки; участки с погребенными льдами и мерзлотными формами, буграми пучения и т.п.
районы развития карста При обследовании закарстованного участка необходимо установить геологические, гидрологические и геоморфологические условия проявления и развития карста, распространение, характер и интенсивность проявления, историю и закономерность его развития. Отмечается количество, расположение, характер и размеры карстовых пустот. Дается оценка развития карста под влиянием природных и техногенных факторов в период строительства и эксплуатации.
Проявления карста
Карстовые воронки
Инженерно-геологические работы в местах развития оврагов При производстве обследования устанавливается интенсивность роста оврага.
Скважины углубляются ниже дна оврага на 5 - 6 метров. Из пройденных выработок отбираются образцы грунтов для лабораторных определений пластичности, естественной влажности, плотности и содержания солей, агрессивности воды по отношению к бетону, угла внутреннего трения и сцепления. Инженерно-геологическое обследование, необходимое для проектирования укреплений на оврагах, производится в той части оврага, которая может повлиять на устойчивость дороги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/06/picture-377453-1670324525.jpg)
Конспект занятия по теме "Прибытие на картодром, знакомство с трассой. На соревновании"
В конспекте описывается насколько важно заранее познакомиться спортсмену с условиями намечающихся соревнований (регламентов), подготовить технику и документы для участия. Узнать о процедурах контролей...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/04/picture-476705-1409856567.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО МДК 01,01 "ИЗЫСКАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОДОРОГ" ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Данное методическое пособие, выполненное преподавателем1 категории Подгурской Е.Ю., является разработкой для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения.В результате выполнения контр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/04/picture-476705-1409856567.jpg)
Тест по дисциплине МДК 01.01 «Изыскания и проектирование автомобильных дорог и аэродромов» Специальности 08.02.05
Тест по дисциплинеМДК 01.01 «Изыскания и проектирование автомобильных дорог и аэродромов»Специальности 08.02.05...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/27/picture-460394-1417100439.jpg)
Внеклассное мероприятие по физике для 1-2 курсов "Изысканная кухня. Как ее видят физики?"
Изысканная кухня:Как её видят физики?1-2 курс Цели:развивающая: умение видеть мир в многообразии; умение находить решение проблемы, творчески применять знания в различных областях; зна...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/15/picture-383145-1389780747.jpg)
Конспект занятия по теме "Картодромы, временные трассы"
Конспект занятия по теме "Картодромы, временные трассы" используется для знакомства обучающих с видами картодромов и строительства временных трасс, их оснащения и конфигураций....