Методические рекомендации к самостоятельной работе. Сравнительная характеристика сред обитания организмов.
учебно-методический материал на тему
Теоретическая часть
Экология изучает закономерности взаимодействия организмов между собой и с условиями окружающей среды. Все разнообразие природных условий, которое встречается на Земле, называют средой обитания.
В среду обитания входят не только различные физические и химические компоненты, но и живые организмы своего или другого вида. Из среды живые существа получают всё необходимое для жизни (вещество и энергию) и в неё же выделяют продукты своего метаболизма. В настоящее время среда обитания каждого организма в той или иной степени формируется человеком и его производственной деятельностью. При этом одни компоненты окружающей среды жизненно необходимы организму, другие оказывают на него отрицательное воздействие, третьи – совершенно безразличны.
По особенностям условий существования различают три основных типа среды обитания, в каждой из которых есть свои ключевые компоненты. К ним относят водную, наземно-воздушную и почвенную среду обитания. Иногда в эту классификацию включают живые организмы как среду обитания.
Организмы могут существовать в одной или нескольких средах жизни. Например, рыбы обитают только в воде. Человек, большинство видов птиц, млекопитающих, голосеменные и покрытосеменные растения обитают в наземно-воздушной среде. Многие насекомые и земноводные начинают свой жизненный путь в одной среде, а продолжают в другой (личинки комаров развиваются в воде, взрослые насекомые обитают в наземно-воздушной среде; тритоны, преимущественно водные животные, зимуют на суше). Некоторые насекомые для продолжения рода нуждаются в почвенной и наземно-воздушной средах (майский жук, бронзовка).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sr1_sravnitelnaya_harakteristika_sred_obitaniya_organizmov.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к самостоятельной работе №1
Тема Сравнительная характеристика сред обитания организмов.
Вопросы для изучения
1. Характеристика водной среды обитания.
2. Наземно-воздушная среда обитания.
3. Почва как среда обитания.
Инструкция к выполнению: проработать теоретическую часть рекомендаций и указанную учебную литературу, составить сравнительную таблицу.
Теоретическая часть
Экология изучает закономерности взаимодействия организмов между собой и с условиями окружающей среды. Все разнообразие природных условий, которое встречается на Земле, называют средой обитания.
В среду обитания входят не только различные физические и химические компоненты, но и живые организмы своего или другого вида. Из среды живые существа получают всё необходимое для жизни (вещество и энергию) и в неё же выделяют продукты своего метаболизма. В настоящее время среда обитания каждого организма в той или иной степени формируется человеком и его производственной деятельностью. При этом одни компоненты окружающей среды жизненно необходимы организму, другие оказывают на него отрицательное воздействие, третьи – совершенно безразличны.
По особенностям условий существования различают три основных типа среды обитания, в каждой из которых есть свои ключевые компоненты. К ним относят водную, наземно-воздушную и почвенную среду обитания. Иногда в эту классификацию включают живые организмы как среду обитания.
Организмы могут существовать в одной или нескольких средах жизни. Например, рыбы обитают только в воде. Человек, большинство видов птиц, млекопитающих, голосеменные и покрытосеменные растения обитают в наземно-воздушной среде. Многие насекомые и земноводные начинают свой жизненный путь в одной среде, а продолжают в другой (личинки комаров развиваются в воде, взрослые насекомые обитают в наземно-воздушной среде; тритоны, преимущественно водные животные, зимуют на суше). Некоторые насекомые для продолжения рода нуждаются в почвенной и наземно-воздушной средах (майский жук, бронзовка).
? Вопросы для самоконтроля
1. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика сред обитания организмов»
Среда обитания | Характеристика | Обитатели | Адаптации организмов к среде |
Водная | |||
Наземно-воздушная | |||
Почвенная |
§ Литература
1. Саенко, О.Е. Экологические основы природопользования [Электронный ресурс]: учебник (Среднее профессиональное образование)/ О.Е.Саенко, Т.П. Трушина. – М.: КНОРУС, 2017. - 214 с. (с.10-30)
Форма контроля: проверка сравнительной таблицы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по МДК 05.01. «Технология малярных работ»
Самостоятельная работа студентов предназначена для углубления сформированных знаний, умений, навыков. Самостоятельная работа развивает мышление, позволяет выявить причинно-следственные связи в изученн...
Методические рекомендации к самостоятельной работе обучающихся по работе с программой MyTestX
С помощью программы MyTestX возможна организация и проведение тестирования, экзаменов в любых образовательных учреждениях (вузы, колледжи, школы) как с целью выявить уровень знаний по любым учебным ди...
Учебно-методические рекомендации по самостоятельной работе для студентов по профессии "Мастер отделочных строительных работ"
Основы материаловедения Учебно-методические рекомендации по самостоятельной работе для студентов по профессии "Мастер отделочных строительных работ"...
Методические рекомендации к самостоятельным работам по дисциплинам ОУД.12, ОП. 18, ОП. 5, методическая разработка к внеурочной деятельности студентов
Методические рекомендации играют важную роль в процессе обучения и воспитательной работы. Методические рекомендации - это разновидность учебно-методического издания, в котором отсутствует описательный...
Методические рекомендации к самостоятельным работам по дисциплинам ОУД.12, ОП. 18, ОП. 5, методическая разработка к внеурочной деятельности студентов
С 1 сентября 2011 года образовательные учреждения среднего и начального профессионального образования приступили к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов...
Методические рекомендации к самостоятельным работам по дисциплинам ОУД.12, ОП. 18, ОП. 5, методическая разработка к внеурочной деятельности студентов
С 1 сентября 2011 года образовательные учреждения среднего и начального профессионального образования приступили к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов...
Методические рекомендации к самостоятельным работам по дисциплинам ОУД.12, ОП. 18, ОП. 5, ОП. 09, методическая разработка к внеурочной деятельности студентов
С 1 сентября 2011 года образовательные учреждения среднего и начального профессионального образования приступили к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов...