Интегрированный урок: Антропогенное воздействие на окружающую среду.
план-конспект занятия

Ямщикова Татьяна Сергеевна

В данном уроке прослеживается связь с профессией профессия: Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки). Разработку можно использовать при проведении уроков по Биологии среди первых курсов СПО технических специальностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ponostyu_razrabotannyy.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

Учебный предмет: ОУД.08 Биология / СГ.05 Основы бережливого производства

Группа: СВК-11 (профессия: Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

Тема урока: антропогенное воздействие на окружающую среду.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Деятельностная цель: осознание последствий человеческой деятельности на экологическую систему.

Содержательная цель: изучение специфики воздействия сварочных работ на природу.

Планируемые результаты:

  • студенты научатся понимать основные принципы экологии и экологического баланса, осознавая, как действия человека влияют на природные экосистемы;
  • студенты сформируют экологическую грамотность у будущих специалистов в области сварочных технологий.
  • студенты получат навыки оценки экологической ситуации и смогут выявлять пути минимизации негативного воздействия своей профессиональной деятельности на окружающую среду.

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

Ресурсы: видеоматериалы о загрязнении воздуха и воды, раздаточный материал, мультимедиа, презентация.

Этап

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД, ОК

1 этап. Мотивация

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Применяет приём «Пробуждение»

Просмотр фрагмента видео (2 мин)

Вопросы после просмотра видео:

1. Какая наука изучает взаимоотношение организмов в природе между собой?

#1054; каком факторе воздействия на окружающую среду говориться в видео?

#1050;то стоит в основе такого воздействия и почему?

4. Какие последствия антропогенного воздействия Вы можете наблюдать в своем регионе?

Смотрят фрагмент видео.

Отвечают на вопрос преподавателя.
Делают вывод о необходимости дальнейшего изучения данной темы, формулируют тему урока.

ОК 05, ОК 07

Личностные:
- готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных, познавательных и исследовательских задач, уважительного отношения к мнению оппонентов при обсуждении спорных вопросов биологического содержания.

Коммуникативные:
- умение слушать,
- учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные:
- умение строить речевое высказывание.

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

2 этап. Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Используем приём «Придумай название».

Необходимо придумать название к тексту.

Это термин включает в себя контроль за состоянием окружающей среды, разработку и осуществление мер, исключающих возникновение экологических кризисов и катастроф. Данный термин являются неотъемлемыми составляющими устойчивого развития промышленных процессов.

Сварка, как один из ключевых методов соединения материалов, влечет за собой ряд экологических последствий, которые необходимо учитывать для минимизации вредных воздействий на окружающую среду.

Высказывают свои варианты ответов. Приходят к выводу, что это «Экологическая безопасность», обсуждают термин.

ОК 04 ОК 05

Коммуникативные:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы.

3 этап. Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Применяет приём "Практичность теории"

Практическая задача: АО «РМ Рейл Абаканвагонмаш» производит до 8 тысяч универсальных и специальных контейнеров в год. Зная общие принципы работы сварки, Ваша задача сегодня на занятии определить, какие экологические последствия возможны при несоблюдении норм охраны окружающей среды в процессе работы «Абаканвагонмаш», а также, какие существуют пути минимизации негативного воздействия своей профессиональной деятельности на окружающую среду, которые Вы можете предложить предприятию.

Слушают преподавателя и высказывают свои предположения по данной практической задаче и её решению.

ОК 01 ОК 05 ОК 07

Коммуникативные:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы.

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Предложить сформулировать цель урока.

Цель: осознание последствий человеческой деятельности на природу, а также о воздействии сварочных работ на окружающую среду.

ОК 05

5 этап. Реализация построенного проекта

Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Работа в группах

Приём "Проблемный поиск",

Приём "Упрости"

Учитель дает задание, найти информацию по проблемному вопросу из раздаточного материала.

Упростить предложения без потери смысла.

Оформить работу.

Работают в группах.

#1054;сновные антропогенные факторы, отрицательно влияющие на окружающую среду;

#1042;лияние сварочных работ на окружающую среду;

#1055;ути и способы решения экологической безопасности в профессиональной деятельности сварщика.

Ищут необходимую информацию по проблемному вопросу.

Оформляют материал.

ОК 01 ОК 04

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

- готовность к совместной творческой деятельности при создании учебных проектов, решении учебных и познавательных задач.

Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

Регулятивные:
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи,
- структурирование знания.

6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Учитель предлагает каждой группе презентовать свой материал по заданной теме.

Выступление групп.

ОК 05 ОК 07

Личностные:
- формирование мотивов достижения целей,

- способность определять собственную позицию по отношению к изученным явлениям и объяснять её.

Коммуникативные:
- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- ориентировка на позицию партнёра,
- умение договариваться, приходить к общему решению,
- контроль действий партнёра,
- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,
- использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- установление причинно-следственных связей,
- доказательство.

7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Приём «Творческий тест».

впиши пропущенное слово

Атропогенное воздействие на окружающую среду сварочными работами представляет собой важную экологическую проблему, с которой сталкивается современное общество. В процессе сварки выделяются _ (пропущенное слово: газы), которые могут негативно сказываться на качестве воздуха. Сварочные процессы сопровождаются образованием_ (пропущенное слово: токсичных) соединений, что приводит к _ (пропущенное слово: увеличению) уровня загрязнения, а в также влияет на здоровье работников.

закончи предложение

При выполнении сварочных работ необходимо учитывать влияние на______ ресурсы. Отходы и осадки могут загрязнять реки и озера, что приводит к_____биоразнообразия. Чтобы предотвратить такие последствия, следует проводить работы в закрытых, защищенных зонах и использовать _____ ________. Также стоит отметить, что энергетические ресурсы, используемые в процессе сварки, могут способствовать______углеродного следа.

Творчески строят ответ на поставленные задания.

- впиши пропущенное слово;
- закончи предложение.

ОК 01 ОК 07

Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование адекватной позитивной самооценки.
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- учёт правил в контроле способа решения,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

8 этап. Включение в систему знаний и повторения

Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Приём «Починить цепочку»

#1042;едение мониторинга состояния рабочей среды на протяжении всего процесса сварки, фиксируя возможные изменения и отклонения от норм.

2. Оценка используемых материалов и их воздействие на экологию.

3. Уборка рабочего места, утилизируя отходы в соответствии с экологическими стандартами, таким образом, способствуя минимизации негативного влияния на природу.

4. Анализ рабочей зоны, идентифицируя потенциальные источники загрязнения: выбросы газов, пыль, шум и радиоактивные материалы, если таковые имеются.

Выполняют задание на определения правильной последовательности алгоритма работы сварщика при оценке экологической ситуации на работе.

ОК 05 ОК 07

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

9 этап. Рефлексия учебной деятельности

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Приём «Толстый и тонкий вопрос»

Обучающиеся составляют по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

ОК 05 ОК 07

Личностные:
- формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя.

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Урок открытия новых знаний

Этапы

Приемы

1 этап. Мотивация

Пробуждение

Удивляй

Проблемная ситуация

2 этап. Актуализация и пробное учебное действие

Придумай название

Лови ловушку

Мозговой штурм

3 этап. Выявление места и причины затруднения

Практичность теории

Слепая таблица

Кластер

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения

Работа над понятиями

Проблемная ситуация

5 этап. Реализация построенного проекта

Проблемный поиск

Упрости

Облака мыслей

6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Реклама

7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Творческий тест

Тренировочная к/р

Диктант (химический и т.д.)

8 этап. Включение в систему знаний и повторения

Починить цепочку

Восстанови текст

9 этап. Рефлексия учебной деятельности

Толстый и тонкий вопрос

Телеграмма

Синквейн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия "Техногенное воздействие на окружающую среду"

Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы.Соблюдение предельно допустимых уровней воздействия – один из ос...

Методическая разработка открытого урока "Влияние человека на окружающую среду"

Методическая разработка открытого урока "Влияние человека на окружающую среду"...

Урок "Воздействие на окружающую среду автомобильного транспорта" (охрана труда)

Урок,посвященный влиянию автотранспорта  на загрязнение окружающей среды. Предмет: "Охрана труда", профессия "слесарь по ремонту автомобилей"....

Интегрированный урок английский язык и окружающий мир по теме: "Части тела и органы чувств"

план-конспект открытого интегрированного урока по данной теме и презентация о часиях тела и об органах чувств...

Конспект интегрированного урока русского языка и литературы на тему: «Культура речи среди студентов и окружающих их лиц»

Культура речи - неотъемлемая часть общей культуры человека. Это литературная речь, построенная по установленным нормам русского языка....

Основные требования ТБ при производстве двигателей внутреннего сгорания и охрана окружающей среды. Интегрированный урок охраны труда и английского языка.

В настоящее время самым распространенным видом тепловых двигателей является двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Урок  проходит в виде деловой ролевой игры....

Практическая работа № 1 «Антропогенное воздействие на окружающую среду»

Данная разработка может быть использована на занятиях Биологии в разделе "Экология" среди студентов 1 курсов для проведения практических работ....