Практическая работа по химии № 10
опыты и эксперименты

Лапштаева Надежда Алексеевна

Пояснительная записка

Большое значение в усилении теоретического направления в преподавании химии играет химический эксперимент. Он выявляет свойства веществ, раскрывает генетические связи между ними, характеризует возможные способы их получения, позволяет установить химическое строение веществ, поставляет факты, требующие проникновения умственным взором в тонкое строение молекул и обсуждение электронной сущности химических связей. Химический эксперимент выполняет много других дидактических функций - он позволяет проверить знания и исправить неточности восприятий и представлений, выступает как средство обучения применению знаний, как способ формирования практических умений и навыков, позволяет закреплять полученные знания и умения.

 Данное руководство по проведению практической работы по химии предназначено для обучающихся «Рузаевского техникума  железнодорожного и городского транспорта им. А.П.Байкузова», изучающих общеобразовательные дисциплины.

 Прежде чем приступить к выполнению практической работы, необходимо повторить соответствующие разделы учебника, познакомиться с содержанием практической работы, правилами техники безопасности и правилами оказания первой помощи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_rabota_10.docx31.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

Образовательное учреждение  Республики Мордовия

«Рузаевский техникум железнодорожного и городского транспорта имени А.П. Байкузова»

Согласовано

На заседании цикловой комиссии

Протокол №  ____от «__»________20    г.

Председатель ЦК

Качкалова С.С..__________________

Утверждено

зам. директора по УР

__________Ломонова О.В.

        «___»_______________20      г.

 

Методическое указание

к  практической  работе № 10 по дисциплине «Химия»

Специальность  23.02.01 «Организация перевозок и  управления на     транспорте  (по видам)»

23.02.06«Техническая эксплуатация подвижного  состава  железных дорог»

23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и автомобилей»

Курс/ семестр    1/1

Пояснительная записка

Большое значение в усилении теоретического направления в преподавании химии играет химический эксперимент. Он выявляет свойства веществ, раскрывает генетические связи между ними, характеризует возможные способы их получения, позволяет установить химическое строение веществ, поставляет факты, требующие проникновения умственным взором в тонкое строение молекул и обсуждение электронной сущности химических связей. Химический эксперимент выполняет много других дидактических функций - он позволяет проверить знания и исправить неточности восприятий и представлений, выступает как средство обучения применению знаний, как способ формирования практических умений и навыков, позволяет закреплять полученные знания и умения.

 Данное руководство по проведению практической работы по химии предназначено для обучающихся «Рузаевского техникума  железнодорожного и городского транспорта им. А.П.Байкузова», изучающих общеобразовательные дисциплины.

 Прежде чем приступить к выполнению практической работы, необходимо повторить соответствующие разделы учебника, познакомиться с содержанием практической работы, правилами техники безопасности и правилами оказания первой помощи

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ХИМИИ.

 Работа с небольшим количеством веществ снижает возможность несчастных случаев до минимума, но не исключает их полностью. Поэтому каждому работающему в химической лаборатории нужно знать и строго выполнять все правила техники безопасности.

  1. Работая в химической  лаборатории, необходимо соблюдать большую осторожность. Помнить, что неаккуратность, невнимательность, недостаточное знакомство с приборами и свойствами химических веществ могут повлечь за собой несчастный случай.
  2. Приступать к выполнению задания можно только после разрешения преподавателя.
  3. Химические реакции выполнять с такими количествами  и   концентрациями веществ, в такой посуде и приборах, как это указано.
  4. Производить опыты в чистой посуде.
  5. Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.
  6. Все опыты, сопровождающиеся выделением ядовитых, летучих и неприятно пахнущих веществ (например, выпаривание, кипячение растворов кислот, а также растворов, содержащих галогены, аммиак, сероводород и т.д.), проводить в вытяжном шкафу.
  7. Выполняя опыты с взрывчатыми, легко воспламеняющимися веществами или кислотами  и щелочами, помимо соблюдения всех других мер предосторожности, работать стоя. Поджигать выделяющиеся газы и пары можно только после предварительной проверки их на чистоту, так как смесь горючего газа с воздухом взрывается.
  8. Наливая или нагревая реактивы, не наклоняться над сосудом, так как возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, колбы, стаканы, не держать их отверстием к себе или в сторону находящихся рядом товарищей.
  9. Нюхать выделяющиеся газы издали, помахивая рукой от сосуда к себе.
  10. Реактивы не пробовать на вкус, так как большинство из них ядовиты.
  11. При работе с газоотводной трубкой убирать горелку из-под пробирки с реакционной смесью можно лишь тогда, когда конец газоотводной трубки, опущенный в жидкость, удалён из неё. Если убрать горелку преждевременно, то жидкость засосёт в реакционную пробирку и может произойти разбрызгивание её.
  12.  Держать дальше от огня легковоспламеняющиеся вещества: эфир, бензин, спирт, бензол и др. Если воспламеняется бензин, спирт или эфир, надо немедленно накрыть пламя асбестом или засыпать песком.
  13. Осторожно пользоваться газовыми горелками или спиртовками. Спиртовку не зажигать, наклоняя её к другой горящей спиртовке. Гасить спиртовку необходимо, накрывая её сверху колпачком.
  14. В лаборатории находятся огнетушители, ящик с песком, аптечка с медикаментами.
  15. В случае возникновения пожара в лаборатории немедленно позвонить в пожарную охрану по телефону 01 (по мобильному- 112).
  16. В случае ожога лица, рук кислотой или щелочью необходимо оказать пострадавшему первую помощь.

После ознакомления с правилами техники безопасности каждый обучающийся должен расписаться  в специальном журнале.

ПЕРВАЯ ПОМОШЬ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ

НА УРОКАХ ХИМИИ

  1. При ранении стеклом убедиться, что в ранке не осталось стекла, быстро протереть ранку ваткой, смоченной спиртом, смазать йодом и забинтовать.
  2. При горячих (термических) ожогах на обожённое место наложить повязку из марли, смоченной концентрированным раствором перманганата калия, или смазать это место мазью от ожогов. Если нет перманганата калия и мази, рекомендуется присыпать обожённое место гидрокарбонатом натрия (питьевой содой) и приложить бинт, смоченный холодной водой.
  3. В случае ожога лица, рук кислотой или щелочью немедленно обмыть поражённое место большим количеством воды (мыть под краном минут пять), а затем:
  • при ожоге кислотами обмыть 2%-ным раствором питьевой соды или слабым раствором нашатырного спирта,
  • при ожоге щелочами обмыть 1%-ным раствором уксусной или лимонной кислоты. В обоих случаях после этого наложить повязку из бинта, смоченного спиртом,
  • при попадании кислоты или щелочи в глаза необходимо промыть их большим количеством воды, а затем:
  • при попадании кислоты промыть разбавленным раствором питьевой соды,
  • при попадании щелочи -1%-ным раствором борной кислоты.
  1. Если необходимо, то пострадавшего, после оказания первой помощи, немедленно доставить в медпункт или в поликлинику.

ПРАВИЛА    ОФОРМЛЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

1. Отчеты по лабораторным  и практическим работам оформляются в тетрадь.

 2. Описание работы должно проводиться в следующей последовательности:

- тема;

- цель занятия;

- приборы и реактивы;

- ход выполнения работы.

5. Ход выполнения оформляется в виде таблицы (если к работе нет дополнительных указаний)

                   Выполняли    

Наблюдали

В графе « Выполняли» описывается последовательность действий при выполнении работы, зарисовываются приборы, составляются уравнения реакций.

В графе «Наблюдали» описываются результаты проведенных опытов.

Государственное бюджетное профессиональное

Образовательное учреждение  Республики Мордовия

«Рузаевский техникум железнодорожного и городского транспорта имени А.П. Байкузова»

Согласовано

На заседании цикловой комиссии

Протокол №  ____от «__»________20    г.

Председатель ЦК

Качкалова С.С..__________________

Утверждено

зам. директора по УР

__________Ломонова О.В.

        «___»_______________20      г.

 

Специальность  23.02.01 «Организация перевозок и  управления на     транспорте  (по видам)»

23.02.06«Техническая эксплуатация подвижного  состава  железных дорог»

23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и автомобилей»

Курс/ семестр    1/1

Практическая работа №10

«Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений»

Цель: обобщить знания о свойствах органических веществ, научиться распознавать органические вещества, на основе знаний о качественных реакциях для каждого класса веществ

Оборудование: пробирки, спиртовка, пробиркодержатель, пипетка, стеклянная палочка*

Реактивы: раствор белка, раствор глюкозы, пентен – 1, глицерин, фенол, хлорид железа (III), раствор гидроксида меди, аммиачный раствор оксида серебра, раствор брома в воде, нитрат свинца

Методические рекомендации.

1. Идентификация органических соединений.

Проведите эксперименты, на основе анализа которых определите в какой из пробирок находится каждое из указанных веществ: 1- раствор белка, 2- раствор глюкозы, 3 -пентен – 1, 4 - глицерин, 5 - фенол.

2. Зафиксируйте полученные результаты в виде отчетной таблицы.

раствор белка

раствор глюкозы

пентен - 1

глицерин

фенол

хлорид железа (III)

гидроксид меди

аммиачный раствор оксида серебра

раствор брома в воде

нитрат свинца

В каждой ячейке нарисуйте полученный результат, отметьте реакции – идентифицирующие каждое из веществ. Сформулируйте и запишите вывод о способах идентификации органических веществ.

Природные волокна- растительного(лен, хлопок) и животного (шерсть, шелк) происхождения.

-Химические волокна- искусственные (вискоза, ацетатное и медноаммиачное волокно)

-Синтетические (нейлон, капрон, лавсан).

Ход работы:

Задание 1

Ознакомьтесь с физическими свойствами трех пластмасс: на ощупь, относительную плотность (опустите в стакан с водой).

Задание 2

Возьмите тигельными щипцами образец пластмассы и нагрейте в пламени до температуры воспламенения. Посмотрите, горит ли пластмасс вне пламени. Каков характер пламени пластмассы? Ощущается ли запах? Пластмассы  полиэтилен, полистирол, капрон.

Задание 3

Выданы образцы волокон: вискоза, хлопок, шерсть. Пользуясь таблицей  «Распознавание волокон» изучите свойства волокон.

Задание 4

Определите по характеру горения каждое волокно.

Задание 5

Подтвердите различными способами, что выданные вам образцы волокон – это: а) вискоза, б) хлопок, в) шерсть.

-Сжигание

-Действие щелочей

По итогам проведенных опытов заполните таблицу.

Опыт

Что делали

Что  наблюдали.  Выводы.

Уравнения реакций

Вопросы:

  1. Какие пластмассы используются для изготовления теплиц?
  2. Какие пластмассы применяются как диэлектрики?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект практической работы по химии на тему "Скорость химических реакций"

Знание скоростей химических реакций имеет большое значение,как практическое так и научное.Например в химической промышленности от скорости химический реакции зависит качество продукта.Поэтому давайте ...

Практические работы по химии

Практические работы по химии  для специальностей СПО 1 курса...

Методические рекомендации практических работ по химии

Методические рекомендации практических работ по химии...

Практические работы по химии

Практические работы по химии...

Методические рекомендации к выполнению практических работ по химии

по профессиям:23.01.07 Машинист крана (крановщик)23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей...

Практическая работа по химии

Определение положения элемента в Периодической системе . Составление схем строения атомов по предложенному образцу....

Практическая работа по химии

Практическая работа по химии...