Практическая работа по химии № 10
опыты и эксперименты
Пояснительная записка
Большое значение в усилении теоретического направления в преподавании химии играет химический эксперимент. Он выявляет свойства веществ, раскрывает генетические связи между ними, характеризует возможные способы их получения, позволяет установить химическое строение веществ, поставляет факты, требующие проникновения умственным взором в тонкое строение молекул и обсуждение электронной сущности химических связей. Химический эксперимент выполняет много других дидактических функций - он позволяет проверить знания и исправить неточности восприятий и представлений, выступает как средство обучения применению знаний, как способ формирования практических умений и навыков, позволяет закреплять полученные знания и умения.
Данное руководство по проведению практической работы по химии предназначено для обучающихся «Рузаевского техникума железнодорожного и городского транспорта им. А.П.Байкузова», изучающих общеобразовательные дисциплины.
Прежде чем приступить к выполнению практической работы, необходимо повторить соответствующие разделы учебника, познакомиться с содержанием практической работы, правилами техники безопасности и правилами оказания первой помощи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_rabota_10.docx | 31.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное
Образовательное учреждение Республики Мордовия
«Рузаевский техникум железнодорожного и городского транспорта имени А.П. Байкузова»
Согласовано На заседании цикловой комиссии Протокол № ____от «__»________20 г. Председатель ЦК Качкалова С.С..__________________ | Утверждено зам. директора по УР __________Ломонова О.В. «___»_______________20 г.
|
Методическое указание
к практической работе № 10 по дисциплине «Химия»
Специальность 23.02.01 «Организация перевозок и управления на транспорте (по видам)»
23.02.06«Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»
23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и автомобилей»
Курс/ семестр 1/1
Пояснительная записка
Большое значение в усилении теоретического направления в преподавании химии играет химический эксперимент. Он выявляет свойства веществ, раскрывает генетические связи между ними, характеризует возможные способы их получения, позволяет установить химическое строение веществ, поставляет факты, требующие проникновения умственным взором в тонкое строение молекул и обсуждение электронной сущности химических связей. Химический эксперимент выполняет много других дидактических функций - он позволяет проверить знания и исправить неточности восприятий и представлений, выступает как средство обучения применению знаний, как способ формирования практических умений и навыков, позволяет закреплять полученные знания и умения.
Данное руководство по проведению практической работы по химии предназначено для обучающихся «Рузаевского техникума железнодорожного и городского транспорта им. А.П.Байкузова», изучающих общеобразовательные дисциплины.
Прежде чем приступить к выполнению практической работы, необходимо повторить соответствующие разделы учебника, познакомиться с содержанием практической работы, правилами техники безопасности и правилами оказания первой помощи
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ХИМИИ.
Работа с небольшим количеством веществ снижает возможность несчастных случаев до минимума, но не исключает их полностью. Поэтому каждому работающему в химической лаборатории нужно знать и строго выполнять все правила техники безопасности.
- Работая в химической лаборатории, необходимо соблюдать большую осторожность. Помнить, что неаккуратность, невнимательность, недостаточное знакомство с приборами и свойствами химических веществ могут повлечь за собой несчастный случай.
- Приступать к выполнению задания можно только после разрешения преподавателя.
- Химические реакции выполнять с такими количествами и концентрациями веществ, в такой посуде и приборах, как это указано.
- Производить опыты в чистой посуде.
- Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.
- Все опыты, сопровождающиеся выделением ядовитых, летучих и неприятно пахнущих веществ (например, выпаривание, кипячение растворов кислот, а также растворов, содержащих галогены, аммиак, сероводород и т.д.), проводить в вытяжном шкафу.
- Выполняя опыты с взрывчатыми, легко воспламеняющимися веществами или кислотами и щелочами, помимо соблюдения всех других мер предосторожности, работать стоя. Поджигать выделяющиеся газы и пары можно только после предварительной проверки их на чистоту, так как смесь горючего газа с воздухом взрывается.
- Наливая или нагревая реактивы, не наклоняться над сосудом, так как возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, колбы, стаканы, не держать их отверстием к себе или в сторону находящихся рядом товарищей.
- Нюхать выделяющиеся газы издали, помахивая рукой от сосуда к себе.
- Реактивы не пробовать на вкус, так как большинство из них ядовиты.
- При работе с газоотводной трубкой убирать горелку из-под пробирки с реакционной смесью можно лишь тогда, когда конец газоотводной трубки, опущенный в жидкость, удалён из неё. Если убрать горелку преждевременно, то жидкость засосёт в реакционную пробирку и может произойти разбрызгивание её.
- Держать дальше от огня легковоспламеняющиеся вещества: эфир, бензин, спирт, бензол и др. Если воспламеняется бензин, спирт или эфир, надо немедленно накрыть пламя асбестом или засыпать песком.
- Осторожно пользоваться газовыми горелками или спиртовками. Спиртовку не зажигать, наклоняя её к другой горящей спиртовке. Гасить спиртовку необходимо, накрывая её сверху колпачком.
- В лаборатории находятся огнетушители, ящик с песком, аптечка с медикаментами.
- В случае возникновения пожара в лаборатории немедленно позвонить в пожарную охрану по телефону 01 (по мобильному- 112).
- В случае ожога лица, рук кислотой или щелочью необходимо оказать пострадавшему первую помощь.
После ознакомления с правилами техники безопасности каждый обучающийся должен расписаться в специальном журнале.
ПЕРВАЯ ПОМОШЬ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ
НА УРОКАХ ХИМИИ
- При ранении стеклом убедиться, что в ранке не осталось стекла, быстро протереть ранку ваткой, смоченной спиртом, смазать йодом и забинтовать.
- При горячих (термических) ожогах на обожённое место наложить повязку из марли, смоченной концентрированным раствором перманганата калия, или смазать это место мазью от ожогов. Если нет перманганата калия и мази, рекомендуется присыпать обожённое место гидрокарбонатом натрия (питьевой содой) и приложить бинт, смоченный холодной водой.
- В случае ожога лица, рук кислотой или щелочью немедленно обмыть поражённое место большим количеством воды (мыть под краном минут пять), а затем:
- при ожоге кислотами обмыть 2%-ным раствором питьевой соды или слабым раствором нашатырного спирта,
- при ожоге щелочами обмыть 1%-ным раствором уксусной или лимонной кислоты. В обоих случаях после этого наложить повязку из бинта, смоченного спиртом,
- при попадании кислоты или щелочи в глаза необходимо промыть их большим количеством воды, а затем:
- при попадании кислоты промыть разбавленным раствором питьевой соды,
- при попадании щелочи -1%-ным раствором борной кислоты.
- Если необходимо, то пострадавшего, после оказания первой помощи, немедленно доставить в медпункт или в поликлинику.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1. Отчеты по лабораторным и практическим работам оформляются в тетрадь.
2. Описание работы должно проводиться в следующей последовательности:
- тема;
- цель занятия;
- приборы и реактивы;
- ход выполнения работы.
5. Ход выполнения оформляется в виде таблицы (если к работе нет дополнительных указаний)
Выполняли | Наблюдали |
В графе « Выполняли» описывается последовательность действий при выполнении работы, зарисовываются приборы, составляются уравнения реакций.
В графе «Наблюдали» описываются результаты проведенных опытов.
Государственное бюджетное профессиональное
Образовательное учреждение Республики Мордовия
«Рузаевский техникум железнодорожного и городского транспорта имени А.П. Байкузова»
Согласовано На заседании цикловой комиссии Протокол № ____от «__»________20 г. Председатель ЦК Качкалова С.С..__________________ | Утверждено зам. директора по УР __________Ломонова О.В. «___»_______________20 г.
|
Специальность 23.02.01 «Организация перевозок и управления на транспорте (по видам)»
23.02.06«Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»
23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и автомобилей»
Курс/ семестр 1/1
Практическая работа №10
«Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений»
Цель: обобщить знания о свойствах органических веществ, научиться распознавать органические вещества, на основе знаний о качественных реакциях для каждого класса веществ
Оборудование: пробирки, спиртовка, пробиркодержатель, пипетка, стеклянная палочка*
Реактивы: раствор белка, раствор глюкозы, пентен – 1, глицерин, фенол, хлорид железа (III), раствор гидроксида меди, аммиачный раствор оксида серебра, раствор брома в воде, нитрат свинца
Методические рекомендации.
1. Идентификация органических соединений.
Проведите эксперименты, на основе анализа которых определите в какой из пробирок находится каждое из указанных веществ: 1- раствор белка, 2- раствор глюкозы, 3 -пентен – 1, 4 - глицерин, 5 - фенол.
2. Зафиксируйте полученные результаты в виде отчетной таблицы.
раствор белка | раствор глюкозы | пентен - 1 | глицерин | фенол | |
хлорид железа (III) | |||||
гидроксид меди | |||||
аммиачный раствор оксида серебра | |||||
раствор брома в воде | |||||
нитрат свинца |
В каждой ячейке нарисуйте полученный результат, отметьте реакции – идентифицирующие каждое из веществ. Сформулируйте и запишите вывод о способах идентификации органических веществ.
Природные волокна- растительного(лен, хлопок) и животного (шерсть, шелк) происхождения.
-Химические волокна- искусственные (вискоза, ацетатное и медноаммиачное волокно)
-Синтетические (нейлон, капрон, лавсан).
Ход работы:
Задание 1
Ознакомьтесь с физическими свойствами трех пластмасс: на ощупь, относительную плотность (опустите в стакан с водой).
Задание 2
Возьмите тигельными щипцами образец пластмассы и нагрейте в пламени до температуры воспламенения. Посмотрите, горит ли пластмасс вне пламени. Каков характер пламени пластмассы? Ощущается ли запах? Пластмассы – полиэтилен, полистирол, капрон.
Задание 3
Выданы образцы волокон: вискоза, хлопок, шерсть. Пользуясь таблицей «Распознавание волокон» изучите свойства волокон.
Задание 4
Определите по характеру горения каждое волокно.
Задание 5
Подтвердите различными способами, что выданные вам образцы волокон – это: а) вискоза, б) хлопок, в) шерсть.
-Сжигание
-Действие щелочей
По итогам проведенных опытов заполните таблицу.
Опыт | Что делали | Что наблюдали. Выводы. |
Уравнения реакций |
Вопросы:
- Какие пластмассы используются для изготовления теплиц?
- Какие пластмассы применяются как диэлектрики?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект практической работы по химии на тему "Скорость химических реакций"
Знание скоростей химических реакций имеет большое значение,как практическое так и научное.Например в химической промышленности от скорости химический реакции зависит качество продукта.Поэтому давайте ...
Практические работы по химии
Практические работы по химии для специальностей СПО 1 курса...
Методические рекомендации практических работ по химии
Методические рекомендации практических работ по химии...
Практические работы по химии
Практические работы по химии...
Методические рекомендации к выполнению практических работ по химии
по профессиям:23.01.07 Машинист крана (крановщик)23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей...
Практическая работа по химии
Определение положения элемента в Периодической системе . Составление схем строения атомов по предложенному образцу....
Практическая работа по химии
Практическая работа по химии...