КТП
календарно-тематическое планирование
КТП для СПО ,специальность 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КТП | 59.39 КБ |
КТП,08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ | 66.4 КБ |
КТП, Специальность: 08.02.08. «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» | 52.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
УТВЕРЖДАЮ Руководитель ОСП № 6 Гаврилов С.В. «31» августа 2020г. |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Щелковский колледж» (ГБПОУ МО «Щелковский колледж»)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине, ПМ Химия | ||
МДК | ||
на 2020- 2021 г. | ||
Составлен в соответствии с рабочей программой, утвержденной зам.директора по учебной работе | ||
Специальность: 35.02.12 | ||
Курс ____1____ Группа__6024/1 | ||
Преподаватель: Юдина Татьяна Александровна | ||
(фамилия, имя, отчество) |
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Семестр | Максимальная учебная нагрузка (в час) | Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся (в час) | Обязательная аудиторная нагрузка ( в часах), в том числе: | |||||||||
Теоретическое обучение | Лабораторные работы | Практические занятия | Курсовая работа (проект) | Контрольные работы | ||||||||
1.68 | 216 | 72 | 104 | 40 | ||||||||
2.76 | ||||||||||||
Председатель предметной (цикловой) комиссии | / |
| ||||||||||
подпись | (Имя, Отчество, Фамилия)) | |||||||||||
Протокол заседания ПЦК № ___1______ от «___31__» _________августа___________ 2020 года |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Химия
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Общая и неорганическая химия | Содержание учебного материала | 75 | |||
Введение. Основные понятия и законы химии | Содержание учебного материала: | 10 | |||
1. | 1-2.Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. | 2 | 1 | ||
2. | 3-4.Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. | 2 | 1 | ||
3. | 5-6.Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него. | 2 | 1 | ||
Практическая работа | 4 | 1 | |||
4. | 7-8-9-10.Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе | ||||
Тема 1 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома | Содержание учебного материала: | 8 | |||
1. | 11-12.Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). | 2 | 1 | ||
2. | 13-14-15-16.Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов) | 4 | 1 | ||
Практическая работа | 2 | 1 | |||
1. | 17-18.Строение электронных оболочек атомов элементов малых и больших периодов. Электронные конфигурации атомов | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. Выполнение индивидуального домашнего задания – нахождение атомной и молекулярной формул по данным элементарного анализа вещества | 3 | ||||
Тема 2 Строение вещества | Содержание учебного материала: | 14 | |||
1. | 19-20-21-22. Виды химической связи. Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. | 4 | 1 | ||
2. | 23.Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. | 1 | 1 | ||
3. | 24. Водородная связь Твердое, жидкое и газообразное. состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь. | 1 | 1 | ||
4. | 25-26.Чистые вещества и смеси. Агрегатные состояния веществ.Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей. 27-28. Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах. | 2 2 | 1 | ||
Практическая работа | 4 | ||||
5. | 29-30.Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей. | 2 | 1 | ||
6. | 31-32. Решение задач о коллоидных системах. | 2 | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся -составление структурных формул веществ с разными видами химической связи. | 4 | ||||
Тема 3 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация | Содержание учебного материала: | 8 | |||
1. | 33-34.Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества. | 2 | 1 | ||
2. | 35-36.Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. | 2 | 1 | ||
3. | 37-38.Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты. | 2 | 1 | ||
Практическое занятие | 2 | 1 | |||
4. | 39-40.Решение задач на массовую долю растворенного вещества. Приготовление раствора заданной концентрации. | ||||
Тема 4 Классификация неорганических соединений и их свойства | Содержание учебного материала: | 12 | |||
1. | 41-42.Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты. | 2 | 1 | ||
2. | 43-44.Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований. | 2 | 1 | ||
3. | 45-46.Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей. | 2 | 1 | ||
4. | 47-48.Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов. | 2 | 1 | ||
Практическое занятие | 2 | 1 | |||
5. | 49-50.Решение задач на гидролиз солей | ||||
Лабораторная работа | 2 | 1 | |||
6. | 51-52.Свойства основных классов неорганических соединений. Гидролиз солей | ||||
Самостоятельная работа обучающихся - Правила разбавления серной кислоты. Использование серной кислоты в промышленности. Едкие щелочи, их использование в промышленности. Понятие о рН раствора. Кислотная, щелочная, нейтральная среды растворов. | 4 | ||||
Тема 5 Химические реакции | Содержание учебного материала: | 10 | |||
1. | 53-54.Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. 55-56.Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. | 2 2 | 1 | ||
2. | 57-58.Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов. | 2 | 1 | ||
3. | 59-60.Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. | 2 | 1 | ||
Практические занятия | 2 | ||||
4. | 61-62.Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся - Понятие об электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов. Электролитическое получение алюминия. Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование цветных металлов. Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы. | 4 | ||||
Тема 6 Металлы и неметаллы | Содержание учебного материала: | 13 | |||
1. | 63-64-65.Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. | 3 | 1 | ||
2. | 66.Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. | 1 | 1 | ||
3. | 67-68-69.Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. | 3 | |||
Практические занятия | 2 | 1 | |||
4. | 70-71.Решение расчетных задач. | ||||
Лабораторная работа | 2 2 | 1 | |||
5. | 72-73.Решение экспериментальных задач. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии. 74-75.Обобщающее занятие по неорганической химии. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся - решение экспериментальных задач. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии | 4 | ||||
Органическая химия | Содержание учебного материала | 125 | |||
Тема 1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | Содержание учебного материала: | 17 | |||
1. | 76-77-78-Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности. | 3 | 1 | ||
2. | 79-80-81-82-83. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии. | 5 | 1 | ||
3. | 84-85-86-87. Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. | 4 | 1 | ||
Практическая работа |
| ||||
4. | 88-89. Изготовление моделей молекул органических веществ. | 2 | 1 | ||
5. | 90-91-92-. Решение расчетных задач. | 3 | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся - выполнение домашнего задания из учебника; - работа над индивидуальным учебным проектом | 4 | ||||
Тема 2 Углеводороды и их природные источники | Содержание учебного материала: | 38 | |||
1. | 93 - 94-95-96-97-98-99-100. Алканы. Свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. | 8 | 1 | ||
2. | 101-102-103-104-105-106-107-108. . Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. | 8 | 1 | ||
3. | 109-110-111-112. Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина. | 4 | 1 | ||
4. | 113-114-115-116. Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. | 4 | 1 | ||
5. | 117-118-119-120. Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. | 4 | 1 | ||
6. | 121-122-123- 124. Природный газ. Нефть. состав, применение в качестве топлива. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. | 4 | 1 | ||
Практическая работа |
| ||||
8. | 125-126. Изготовление моделей молекул органических веществ. 127-128-. Составление изомеров и гомологов. | 4 | 1 | ||
9. | 129-130. Практическая работа. Природные источники углеводородов | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся - Правило В.В. Марковникова. Классификация и назначение каучуков. Классификация и назначение резин. Вулканизация каучука. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Тримеризация ацетилена в бензол. Понятие об экстракции. Восстановление нитробензола в анилин. Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола. Тротил. Основные направления промышленной переработки природного газа. Попутный нефтяной газ, его переработка; работа над индивидуальным учебным проектом | 4 | ||||
Тема 3 Кислородсодержащие органические соединения | Содержание учебного материала: | 38 | |||
1. | 131-132-133-134-135-136. Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. | 6 | 1 | ||
2. | 137-138. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств. | 2 | 1 | ||
3. | 139-140-141-142-. Альдегиды и кетоны. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. Понятие о кетонах. Кетонная группа как функциональная. Ацетон и его свойства. Получение кетонов. Применение ацетона на основе его свойств. | 4 | 1 | ||
4. | 143-144-145-146-147-148. Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. | 6 | 1 | ||
5. | 149-150-151-152. Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла. | 4 | 1 | ||
6. | 153-154-155-156-157-158-159-160.Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. | 8 | 1 | ||
Практическая работа | 2 | 1 | |||
7. | 161- 162.Решение расчетных задач. | ||||
Лабораторная работа | 2 2 | 1 | |||
8. | 163-164. Свойства карбоновых кислот на примере уксусной кислоты 165-166. Свойства моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов. 167-168.Качественные реакции органических веществ | ||||
Самостоятельная работа обучающихся - Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним. Получение фенола из продуктов коксохимического производства и из бензола. Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолоформальдегидную смолу. Ацетальдегид. Понятие о кетонах на примере ацетона. Применение ацетона в технике и промышленности. Многообразие карбоновых кислот (щавелевая кислота как двухосновная, акриловая кислота как непредельная, бензойная кислота как ароматическая). Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Синтетические моющие средства. Молочнокислое брожение глюкозы. Кисломолочные продукты. Силосование кормов. Нитрование целлюлозы. Пироксилин; - работа над индивидуальным учебным проектом | 4 | ||||
Тема 4 Азотсодержащие органические соединения. Полимеры | Содержание учебного материала: | 32 | |||
1. | 169-170-171-172. Азотсодержащие органические соединения. Номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств | 4 | 2 | ||
2. | 173-174-175-176. Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. | 4 | 2 | ||
3. | 177-178-179-180. Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков. Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры. | 4 | 2 | ||
4. | 181-182-183-184-185-186. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. | 6 | 2 | ||
5. | 187-188-189-190. Волокна. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. | 4 | 2 | ||
Практическая работа |
| ||||
6. | 191-192.Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. | 2 | 2 | ||
7. | 193-194..Распознавание пластмасс и волокон. | 2 | 2 | ||
Лабораторная работа | 2 | 1 | |||
8. | 195-196.Свойства белков. Качественные реакции белков. Свойства и распознавание натуральных и синтетических волокон | ||||
Самостоятельная работа обучающихся - Аминокапроновая кислота. Капрон как представитель полиамидных волокон. Использование гидролиза белков в промышленности. Поливинилхлорид, политетрафторэтилен (тефлон). Фенолоформальдегидные пластмассы. Целлулоид. Промышленное производство химических волокон; - работа над индивидуальным учебным проектом | 4 | ||||
Зачетное занятие | Содержание учебного материала: | ||||
1. | 197-198. Обобщающее занятие по органической химии. 199-200. Обобщающее занятие по курсу химии. | 2 2 | |||
Всего: | 200 |
Примерные темы курсовой работы
- Биотехнология и генная инженерия – технологии XXI века.
- Современные методы обеззараживания воды.
- Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
- «Периодическому закону будущее не грозит разрушением…».
- Синтез 114-го элемента – триумф российских физиков-ядерщиков.
- Использование радиоактивных изотопов в технических целях.
- Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.
- Охрана окружающей среды от химического загрязнения.
- Защита озонового экрана от химического загрязнения.
- Растворы вокруг нас.
- Вода как реагент и как среда для химического процесса.
- История гипса.
- Поваренная соль как химическое сырье.
- Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.
- История получения и производства алюминия.
- Роль металлов в истории человеческой цивилизации.
- Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.
- Инертные или благородные газы.
- Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.
- Углеводы и их роль в живой природе.
- Строение глюкозы: история развития представлений и современные воззрения.
- Развитие сахарной промышленности в России.
- Этанол: величайшее благо и страшное зло. Алкоголизм и его профилактика.
- История уксуса.
- Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения.
- Мыла: прошлое, настоящее, будущее.
- Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений.
- Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки.
- СПИД и его профилактика.
Литература
- Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2013. Дрофа 191 стр.
- Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. —М., 2013. —//— 223 стр.
- Габриелян О.С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей тех. профиля – М. Академия, 2012г., 256 стр.
- Габриелян О.С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей (НПО;СПО) М. Академия, 2012г., 208стр.
- Габриелян О.С., Г. Г. Лысова химия в тестах, задачах и упражнениях. СПО— м. Академия 2012г.,224 стр.
- Ерохин Ю.М. задачи и упражнения, учебное пособие, НПО и СПО— М.,2012. Академия 228 стр.
- Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. Пособия для НПО и СПО под редакцией Габриеляна—М., 2012. Академия 304 стр.
Перечень практических работ
Практическая работа№ 1 «Составление электронных и графических формул».
Практическая работа№ 2 «Характеристика элемента по его положению в периодической системе» .
Практическая работа №3 «Вычисления по химическим формулам».
Практическая работа № 4 «Вычисления по уравнениям химических реакций».
Практическая работа № 5«Приготовление растворов различных видов концентрации».
Практическая работа№ 6 Расчеты по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке.
Практическая работа №7 Взаимодействие металлов с неметаллами, с растворами солей и кислот.
Практическая работа №8 Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
Практическая работа № 9 Получение гидроксидов алюминия и цинка; исследование их свойств.
Практическая работа №10 Ознакомление с коллекцией удобрений и пестицидов.
Практическая работа № 11«Нахождение молекулярной формулы органического вещества
по массовой доле элементов (в %).
Практическая работа №12 Получение этилена и опыты с ним.
Практическая работа № 13 «Определение молекулярной формулы вещества по его относительной
плотности и массе продуктов сгорания».
Практическая работа № 14 «Изучение восстановительных свойств альдегидов: реакция «серебряного зеркала».
Практическая работа № 15 «Растворимость различных карбоновых кислот в воде. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.»
Практическая работа № 16 Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при различных температурах. Действие аммиачного раствора оксида серебра на сахарозу. Обнаружение лактозы в молоке. Действие йода на крахмал.
Практическая работа № 17 Денатурация белка. Цветные реакции белков.
Практическая работа№ 18 Ознакомление с образцами пластмасс, волокон, каучуков, минералов и горных пород. Сравнение свойств термореактивных и термопластичных пластмасс.
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
УТВЕРЖДАЮ Руководитель ОСП № 6 Гаврилов С.В. «31» августа 2020г. |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Щелковский колледж» (ГБПОУ МО «Щелковский колледж»)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине, ПМ Химия | ||
МДК | ||
на 2020- 2021 г. | ||
Составлен в соответствии с рабочей программой, утвержденной зам.директора по учебной работе | ||
Специальность: 08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ | ||
Курс ____1____ Группа__ 6030 | ||
Преподаватель: Юдина Татьяна Александровна | ||
(фамилия, имя, отчество) |
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Семестр | Максимальная учебная нагрузка (в час) | Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся (в час) | Обязательная аудиторная нагрузка ( в часах), в том числе: | |||||||||
Теоретическое обучение | Лабораторные работы | Практические занятия | Курсовая работа (проект) | Контрольные работы | ||||||||
1.68 | 174 | 58 | 94 | 22 | 1 | |||||||
2.48 | ||||||||||||
Председатель предметной (цикловой) комиссии | / | . | ||||||||||
подпись | (Имя, Отчество, Фамилия)) | |||||||||||
Протокол заседания ПЦК № ___1______ от «___31___» _________августа___________ 2020 года |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Химия
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Общая и неорганическая химия | Содержание учебного материала | 66 | |||
Введение. Основные понятия и законы химии | Содержание учебного материала: | 5 | |||
1. | Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. | 1 | 1 | ||
2. | Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. | 1 | 1 | ||
3. | Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него. | 1 | 1 | ||
Практическая работа | 2 | 1 | |||
4. | 4-5.Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе | ||||
Тема 1 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома | Содержание учебного материала: | 7. | |||
1. | 6.Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). | 1 | 1 | ||
2. | 7. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов) | 1 | 1 | ||
Практическая работа | 2 | 1 | |||
1. | 8.-.Строение электронных оболочек атомов элементов малых и больших периодов. Электронные конфигурации атомов | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. Выполнение индивидуального домашнего задания – нахождение атомной и молекулярной формул по данным элементарного анализа вещества | 3 | ||||
Тема 2 Строение вещества | Содержание учебного материала: | 12 13 | |||
1. | 9-10. Виды химической связи. Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. | 1 | 1 | ||
2. | .Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. | 1 | 1 | ||
3. | Водородная связь Твердое, жидкое и газообразное. состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь. | 1 | 1 | ||
4. | 11..Чистые вещества и смеси. Агрегатные состояния веществ.Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей. 12.Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах. | 1 | 1 | ||
Практическая работа | 4 | ||||
5. | 13-14.Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей. | 2 | 1 | ||
6. | 15.Решение задач о коллоидных системах. | 2 | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся -составление структурных формул веществ с разными видами химической связи. | 4 | ||||
Тема 3 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация | Содержание учебного материала: | 5 6 | |||
1. | 16.Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества. | 1 | 1 | ||
2. | 17.Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. | 1 | 1 | ||
3. | Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты. | 1 | 1 | ||
Практическое занятие | 2 | 1 | |||
4. | 18-19.-Решение задач на массовую долю растворенного вещества. Приготовление раствора заданной концентрации. | ||||
Тема 4 Классификация неорганических соединений и их свойства | Содержание учебного материала: | 14 12 | |||
1. | 20.Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты. | 1 | 1 | ||
2. | Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований. | 1 | 1 | ||
3. | 21-22.Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей. | 1 | 1 | ||
4. | 23.Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов. | 1 | 1 | ||
Практическое занятие | 2 | 1 | |||
5. | 24-25.Решение задач на гидролиз солей | ||||
Лабораторная работа | 2 | 1 | |||
6. | 26-27.Свойства основных классов неорганических соединений. Гидролиз солей | ||||
Самостоятельная работа обучающихся - Правила разбавления серной кислоты. Использование серной кислоты в промышленности. Едкие щелочи, их использование в промышленности. Понятие о рН раствора. Кислотная, щелочная, нейтральная среды растворов. | 4 | ||||
Тема 5 Химические реакции | Содержание учебного материала: | 10 | |||
1. | 28.Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. .Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. | 1 | 1 | ||
2. | 29.Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов. | 1 | 1 | ||
3. | Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. | 1 | 1 | ||
Практические занятия | 2 | ||||
4. | 30-31.Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся - Понятие об электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов. Электролитическое получение алюминия. Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование цветных металлов. Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы. | 4 | ||||
Тема 6 Металлы и неметаллы | Содержание учебного материала: | 13 | |||
1. | 32-33.34.Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. | 2 | 1 | ||
2. | 35.Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. | 1 | 1 | ||
3. | 36-37.Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. | 2 | |||
Практические занятия | 2 | 1 | |||
4. | 38-39.Решение расчетных задач. | ||||
Лабораторная работа | 2 2 | 1 | |||
5. | 40-41.Решение экспериментальных задач. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии. 42-43. Обобщающее занятие по неорганической химии. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся - решение экспериментальных задач. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии | 4 | ||||
Органическая химия | Содержание учебного материала | 78 | |||
Тема 1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | Содержание учебного материала: | 11 17 | |||
1. | 44.Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности. | 2 | 1 | ||
2. | 45.Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии. | 3 | 1 | ||
3. | 46. Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. | 2 | 1 | ||
Практическая работа | 4 | ||||
4. | 47-48. Изготовление моделей молекул органических веществ. | 2 | 1 | ||
5. | 49-50. Решение расчетных задач. | 2 | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся - выполнение домашнего задания из учебника; - работа над индивидуальным учебным проектом | 4 | ||||
Тема 2 Углеводороды и их природные источники | Содержание учебного материала: | 14 19 | |||
1. | 51-52-53-54.Алканы. Свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. | 2 | 1 | ||
2. | 55-56-57-58. Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. | 2 | 1 | ||
3. | 59-60. Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина. | 1 | 1 | ||
4. | 61-62. Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. | 1 | 1 | ||
5. | 63. Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. | 1 | 1 | ||
6. | 64-65. Природный газ. Нефть. состав, применение в качестве топлива. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. | 1 | 1 | ||
Практическая работа | 6 | ||||
8. | 66-67.Изготовление моделей молекул органических веществ. Составление изомеров и гомологов. | 2 | 1 | ||
9. | 68-69.Практическая работа Природные источники углеводородов. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся - Правило В.В. Марковникова. Классификация и назначение каучуков. Классификация и назначение резин. Вулканизация каучука. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Тримеризация ацетилена в бензол. Понятие об экстракции. Восстановление нитробензола в анилин. Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола. Тротил. Основные направления промышленной переработки природного газа. Попутный нефтяной газ, его переработка; работа над индивидуальным учебным проектом | 4 | ||||
Тема 3 Кислородсодержащие органические соединения | Содержание учебного материала: | 14 20 | |||
1. | 70-71.Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. | 1 | 1 | ||
2. | 72-73. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств. | 1 | |||
3. | 74-75.Альдегиды и кетоны. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. Понятие о кетонах. Кетонная группа как функциональная. Ацетон и его свойства. Получение кетонов. Применение ацетона на основе его свойств. | 1 | 1 | ||
4. | 76-77-78-.Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. | 2 | 1 | ||
5. | 79-80. Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла. | 1 | 1 | ||
6. | 81-82-83-.Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. | 1 | 1 | ||
Практическая работа | 8 | 1 | |||
7. | 84-85-86-87-88-89-90-91. Решение расчетных задач. 91 | ||||
92-93.Лабораторная работа | 2 | 1 | |||
8. | Свойства карбоновых кислот на примере уксусной кислоты Свойства моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов. .Качественные реакции органических веществ | ||||
Самостоятельная работа обучающихся - Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним. Получение фенола из продуктов коксохимического производства и из бензола. Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолоформальдегидную смолу. Ацетальдегид. Понятие о кетонах на примере ацетона. Применение ацетона в технике и промышленности. Многообразие карбоновых кислот (щавелевая кислота как двухосновная, акриловая кислота как непредельная, бензойная кислота как ароматическая). Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Синтетические моющие средства. Молочнокислое брожение глюкозы. Кисломолочные продукты. Силосование кормов. Нитрование целлюлозы. Пироксилин; - работа над индивидуальным учебным проектом | 4 | ||||
Тема 4 Азотсодержащие органические соединения. Полимеры | Содержание учебного материала: | 15 20 | |||
1. | 94-95.Азотсодержащие органические соединения. Номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств | 2 | 2 | ||
2. | 96-97.Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. | 2 | 2 | ||
3. | 98-99-100.Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков. Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры. | 2 | 2 | ||
4. | 101-102-103.Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. | 2 | 2 | ||
5. | 104-105-106.Волокна. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. | 1 | 2 | ||
Практическая работа | 6 | ||||
6. | 107-108-109..Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. | 2 | 2 | ||
7. | 110-111.Распознавание пластмасс и волокон.ещё раз | 2 | 2 | ||
Лабораторная работа | 2 | 1 | |||
8. | 112-113-114.Свойства белков. Качественные реакции белков. Свойства и распознавание натуральных и синтетических волокон | ||||
Самостоятельная работа обучающихся - Аминокапроновая кислота. Капрон как представитель полиамидных волокон. Использование гидролиза белков в промышленности. Поливинилхлорид, политетрафторэтилен (тефлон). Фенолоформальдегидные пластмассы. Целлулоид. Промышленное производство химических волокон; - работа над индивидуальным учебным проектом | 4 | ||||
Зачетное занятие | Содержание учебного материала: | ||||
1. | 115-116. Дифференцированный зачет | 2 | |||
Всего: | 116 |
Примерные темы курсовой работы
- Биотехнология и генная инженерия – технологии XXI века.
- Современные методы обеззараживания воды.
- Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
- «Периодическому закону будущее не грозит разрушением…».
- Синтез 114-го элемента – триумф российских физиков-ядерщиков.
- Использование радиоактивных изотопов в технических целях.
- Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.
- Охрана окружающей среды от химического загрязнения.
- Защита озонового экрана от химического загрязнения.
- Растворы вокруг нас.
- Вода как реагент и как среда для химического процесса.
- История гипса.
- Поваренная соль как химическое сырье.
- Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.
- История получения и производства алюминия.
- Роль металлов в истории человеческой цивилизации.
- Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.
- Инертные или благородные газы.
- Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.
- Углеводы и их роль в живой природе.
- Строение глюкозы: история развития представлений и современные воззрения.
- Развитие сахарной промышленности в России.
- Этанол: величайшее благо и страшное зло. Алкоголизм и его профилактика.
- История уксуса.
- Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения.
- Мыла: прошлое, настоящее, будущее.
- Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений.
- Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки.
- СПИД и его профилактика.
Литература
- Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2013. Дрофа 191 стр.
- Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. —М., 2013. —//— 223 стр.
- Габриелян О.С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей тех. профиля – М. Академия, 2012г., 256 стр.
- Габриелян О.С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей (НПО;СПО) М. Академия, 2012г., 208стр.
- Габриелян О.С., Г. Г. Лысова химия в тестах, задачах и упражнениях. СПО— м. Академия 2012г.,224 стр.
- Ерохин Ю.М. задачи и упражнения, учебное пособие, НПО и СПО— М.,2012. Академия 228 стр.
- Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. Пособия для НПО и СПО под редакцией Габриеляна—М., 2012. Академия 304 стр.
Перечень практических работ
Практическая работа№ 1 «Составление электронных и графических формул».
Практическая работа№ 2 «Характеристика элемента по его положению в периодической системе» .
Практическая работа №3 «Вычисления по химическим формулам».
Практическая работа № 4 «Вычисления по уравнениям химических реакций».
Практическая работа № 5«Приготовление растворов различных видов концентрации».
Практическая работа№ 6 Расчеты по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке.
Практическая работа №7 Взаимодействие металлов с неметаллами, с растворами солей и кислот.
Практическая работа №8 Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
Практическая работа № 9 Получение гидроксидов алюминия и цинка; исследование их свойств.
Практическая работа №10 Ознакомление с коллекцией удобрений и пестицидов.
Практическая работа № 11«Нахождение молекулярной формулы органического вещества
по массовой доле элементов (в %).
Практическая работа №12 Получение этилена и опыты с ним.
Практическая работа № 13 «Определение молекулярной формулы вещества по его относительной
плотности и массе продуктов сгорания».
Практическая работа № 14 «Изучение восстановительных свойств альдегидов: реакция «серебряного зеркала».
Практическая работа № 15 «Растворимость различных карбоновых кислот в воде. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.»
Практическая работа № 16 Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при различных температурах. Действие аммиачного раствора оксида серебра на сахарозу. Обнаружение лактозы в молоке. Действие йода на крахмал.
Практическая работа № 17 Денатурация белка. Цветные реакции белков.
Практическая работа№ 18 Ознакомление с образцами пластмасс, волокон, каучуков, минералов и горных пород. Сравнение свойств термореактивных и термопластичных пластмасс.
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
УТВЕРЖДАЮ Руководитель ОСП № 6 Гаврилов С.В. «31» августа 2020г. |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Щелковский колледж» (ГБПОУ МО «Щелковский колледж»)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине, ПМ Химия | ||
МДК | ||
на 2020- 2021 г. | ||
Составлен в соответствии с рабочей программой, утвержденной зам.директора по учебной работе | ||
Специальность: 08.02.08. «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» | ||
Курс ____1____ Группа__6029 | ||
Преподаватель: Юдина Татьяна Александровна | ||
(фамилия, имя, отчество) |
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Семестр | Максимальная учебная нагрузка (в час) | Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся (в час) | Обязательная аудиторная нагрузка ( в часах), в том числе: | |||||||||
Теоретическое обучение | Лабораторные работы | Практические занятия | Курсовая работа (проект) | Контрольные работы | ||||||||
1.68 | 216 | 72 | 104 | 40 | ||||||||
2.76 | ||||||||||||
Председатель предметной (цикловой) комиссии | / |
| ||||||||||
подпись | (Имя, Отчество, Фамилия)) | |||||||||||
Протокол заседания ПЦК № ___1______ от «___31__» _________августа___________ 2020 года |
№ недели | Наименование разделов, тем и краткое содержание занятий | Количество часов на занятие | Учебники, учебные пособия, другая литература | Задания студентам | Примечание | ||
Всего | Теоретич. | Практич. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 СЕМЕСТР | |||||||
Введение. Научные методы познания веществ и химических явлений. | 2 | 2 | лекции | конспект | |||
I. Общая и неорганическая химия. | |||||||
Тема 1.1 Основные понятия и законы химии. | |||||||
Основные понятия химии | 2 | 2 | Лекции, 3,4 | Конспект 3, § 1.1 | |||
Основные законы химии | 2 | 2 | Лекции, 3,4 | 3, § 1.3 1, § 2 | |||
Практическое занятие №1 «Решение задач на вычисления по химическим формулам и уравнениям реакций» | 2 | 2 | Методические указания Раздаточный материал, 6 | ||||
Тема 1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома | |||||||
Периодический закон Д.И. Менделеева | 2 | 2 | 3,4 | 3, § 2.1 | |||
Строение атома, периодичность свойств элементов | 2 | 2 | Лекции, 3,4 | Конспект 3, § 2.2 | |||
Тема 1.3. Строение вещества | |||||||
Виды химической связи (ионная и ковалентная) | 2 | 2 | 3,2 | 3, § 3.1; 3.2 2, § 3,4 | |||
Химическая связь между молекулами (водородная); металлическая связь. Агрегатное состояние веществ. Валентность и степень окисления | 2 | 2 | 2, 3 | 3, § 3.3; 3.4 2, § 5,6,8,9,10 | |||
Чистые вещества, смеси. Дисперсные системы. | 2 | 2 | 2,3 | 2, § 12; | |||
Практическое занятие №2 «Определение состава смеси» | 2 | 2 | Методические указания Рабочая тетрадь | Повторить | |||
Тема 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация | |||||||
Вода. Растворы. Растворение. | 2 | 2 | 3,2 | 2, § 17; | |||
Теория электролитической диссоциации | 2 | 2 | 2,3 | 2, § 17 3, § 4.2 | |||
Практическое занятие №3 «Способы выражения состава раствора. Приготовление раствора заданной концентрации» | 2 | 2 | Методические указания Рабочая тетрадь 7, § 10.3; 10.4 | 2, § 17 | |||
Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства | |||||||
Классы неорганических соединений. Химические свойства оксидов. | 2 | 2 | 3,2 | 3, § 5.5 | |||
Кислоты и их свойства, основания и их свойства. | 2 | 2 | 3,2 | 2, § 22, 23; 3, § 5.1; 5.2 | |||
Соли их свойства. | 2 | 2 | 2,3 | 2, § 24; 3, §5.3 | |||
Лабораторная работа №1 «Химические свойства кислот, оснований, солей. | 2 | 2 | 7, § 23.3; 24.3; 25.3; 26.1; 26.2 | 7, §37.1 – 37.3 |
| ||
Всего в 1 семестре | 34 | 26 | 8 |
2 СЕМЕСТР
Тема 1.6. Химические реакции | |||||||
Классификация химических реакций. Скорость реакции. Химическое равновесие. | 2 | 2 | 2,3 | 2, §13,14,15,16 3, § 6.1 – 6.4 | |||
Окислительно-восстановительные реакции | 2 | 2 | 2, §19 | ||||
Лабораторная работа №2. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры. | 2 | 2 | Методические указания Раздаточный материал | Повторить 7, §39.1 – 39.3 §40.1 – 40.5 | |||
Тема 1.7. Металлы и неметаллы | |||||||
Металлы, особенности строения, химические свойства. Понятие о металлургии, пирометаллургии, гидрометаллургии, электрометаллургии. | 2 | 2 | 2,3 | 2, §20 3, §7.1 – 7.3 | |||
Неметаллы, особенности строения, свойства. | 2 | 2 | 2,3 | 2, §21; 3, §7.4 | |||
Практическое занятие №4 «Обобщение знаний по общей и неорганической химии. Решение задач» Контрольная работа №1. | 2 | 2 | Методические указания Раздаточный материал | Повторить | |||
II. Органическая химия. | |||||||
Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | |||||||
Предмет органической химии. Теория строения органических соединений. | 2 | 2 | 1,3 | 1, § 1, 2 | |||
Классификация органических веществ. Классификация реакций. | 2 | 2 | 1,3 | 3, §8.2; 8.3 | |||
Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники | |||||||
Алканы. Строение. Свойства. Получение. Алкены. Диеновые углеводороды. Каучук. | 2 | 2 | 1,3 | 1, § 3;4;5 3, §9.1; 9.2; 9.3 | |||
Алкины. Строение. Свойства. Получение. | 2 | 2 | 1,3 | 1, §6 3, §9.4 | |||
Арены. Строение. Свойства. Получение. Природные источники углеводородов. | 2 | 2 | 1,3 | 1, § 7,8 3, §9.5; 9.6 | |||
Практическое занятие №5 «Составление структурных формул», «Углеводороды. Решение практических задач» | 2 | 2 | Лекции, 1 | конспект | |||
Тема 2.3 Кислородсодержащие органические соединения | |||||||
Спирты. Фенолы. Основные свойства и применение. | 2 | 2 | 1,3 | 1, § 9,10 3, §10.1;10.2 | |||
Альдегиды, карбоновые кислоты Химические свойства, получение. Высшие карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры. | 2 | 2 | 1,3 | 1, § 11, 12,13 3, §10.3;10.4;10.5 | |||
Углеводы. Классификация. Химические свойства глюкозы. | 2 | 2 | 1,3 | 1, § 14;15; 3, §10.6 | |||
Лабораторная работа №3. «Изучение свойств кислородсодержащих органических соединений» | 2 | 2 | |||||
Тема 2.4. «Азотсодержащие органические соединения. Полимеры» | |||||||
Амины. Классификация, основные химические свойства. Аминокислоты. | 2 | 2 | 1,3 | 1, § 16, 17 3, §11.1;11.2 | |||
Белки. Химические свойства. | 2 | 2 | 1,3 | 1, § 17;18;19;20; 3, §11.3 | |||
Белки и полисахариды как биополимеры. Пластмассы. Волокна. | 2 | 2 | 1 | 1, § 21;22 | |||
Практическое занятие №6 «Решение экспериментальных задач по идентификации органических соединений» | 2 | 2 | Методические указания Раздаточный материал | Повторить | |||
Представление рефератов | 2 | 2 | |||||
Дифференцированный зачет | 2 | 2 | |||||
Всего во 2 семестре | 44 | 34 | 10 | ||||
Итого: | 78 | 60 | 18 |
Примерные темы рефератов
- Биотехнология и генная инженерия – технологии XXI века.
- Современные методы обеззараживания воды.
- Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
- «Периодическому закону будущее не грозит разрушением…».
- Синтез 114-го элемента – триумф российских физиков-ядерщиков.
- Использование радиоактивных изотопов в технических целях.
- Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.
- Охрана окружающей среды от химического загрязнения.
- Защита озонового экрана от химического загрязнения.
- Растворы вокруг нас.
- Вода как реагент и как среда для химического процесса.
- История гипса.
- Поваренная соль как химическое сырье.
- Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.
- История получения и производства алюминия.
- Роль металлов в истории человеческой цивилизации.
- Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.
- Инертные или благородные газы.
- Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.
- Углеводы и их роль в живой природе.
- Строение глюкозы: история развития представлений и современные воззрения.
- Развитие сахарной промышленности в России.
- Этанол: величайшее благо и страшное зло. Алкоголизм и его профилактика.
- История уксуса.
- Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения.
- Мыла: прошлое, настоящее, будущее.
- Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений.
- Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки.
- СПИД и его профилактика.
Литература
- Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2013. Дрофа 191 стр.
- Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. —М., 2013. —//— 223 стр.
- Габриелян О.С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей тех. профиля – М. Академия, 2012г., 256 стр.
- Габриелян О.С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей (НПО;СПО) М. Академия, 2012г., 208стр.
- Габриелян О.С., Г. Г. Лысова химия в тестах, задачах и упражнениях. СПО— м. Академия 2012г.,224 стр.
- Ерохин Ю.М. задачи и упражнения, учебное пособие, НПО и СПО— М.,2012. Академия 228 стр.
- Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. Пособия для НПО и СПО под редакцией Габриеляна—М., 2012. Академия 304 стр.
Перечень практических работ
Практическое занятие №1 «Решение задач на определение массовой доли элемента в сложном веществе»
Практическое занятие №2 «Определение состава смеси»
Практическое занятие №3 «Способы выражения состава раствора. Массовая доля растворенного вещества. Приготовление раствора заданной концентрации»
Лабораторная работа №1 «Химические свойства кислот, оснований, солей.
- Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.
- Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований.
- Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа.
Лабораторная работа №2. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры.
Практическое занятие №4 «Обобщение знаний по общей и неорганической химии. Решение задач»
Контрольная работа №1.
Практическое занятие №5 «Составление структурных формул», «Углеводороды. Решение практических задач»
Лабораторная работа №3. «Изучение свойств кислородсодержащих органических соединений», Качественное обнаружение углерода, водорода и хлора в молекулах органических соединений. Изготовление моделей молекул органических веществ
Практическое занятие №6 «Решение экспериментальных задач по идентификации органических соединений», Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании.