Синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла
план-конспект урока
Тригонометрия - раздел математической науки, в котором изучаются тригонометрические функции и их использование в геометрии. Развитие тригонометрии началось еще во времена античной Греции. Во времена средневековья важный вклад в развитие этой нужной науки внесли ученые Ближнего Востока и Индии, которые придумали наиболее важные понятия, объяснили многие свойства, предложили варианты измерения и др.
Что такое синус?
Синус угла (sin α) - это отношение противолежащего этому углу катета к гипотенузе.
Что такое косинус?
Косинус угла (cosα) - это отношение прилежащего катета к гипотенузе.
Что такое тангенс?
Тангенс угла (tg α) - это отношение противолежащего катета к прилежащему.
Котангенс угла (ctg α) - отношение прилежащего катета к противолежащему.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Дата урока: 24.11.22
Предмет: геометрия
Тема: «Синус, косинус, тангенс и котангенс произвольного угла. Значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса углов».
Учитель : Филипова Е. К.
Цели урока:
- систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Синус, косинус, тангенс и котангенс произвольного угла. Значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса углов».
- способствовать формированию умений и навыков использования основных формул тригонометрии для выполнения преобразований тригонометрических выражений;
- содействовать воспитанию интереса к математике, активности, мобильности, умения общаться
Задачи урока:
- Выявить уровень подготовки учащихся по геометрии по данной теме, систематизировать полученные знания с помощью приема «Кластер»
- Помочь в развитии и самореализации творческих способностей личности; обучить приемам организации интеллектуального труда
- Продолжить воспитание у учащихся уважительного отношения друг к другу, чувства товарищества, культуры общения, чувства ответственности.
План урока
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами обобщим и систематизируем наши знания по теме: «Синус, косинус, тангенс и котангенс произвольного угла. Значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса углов». Повторим основные тригонометрические тождества. Работать мы будем в группах. Откройте тетради и запишите сегодняшние число, и мы продолжаем наш урок.
- Обобщение и коррекция опорных знаний по теме: «Синус, косинус, тангенс и котангенс произвольного угла. Значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса углов». Фронтальная работа с классом.
2 | |||||||
Стадия вызова.
1. Проверка учащихся на знания формул тригонометрических тождеств. Для каждой группы начало формулы, а окончание лежат у них на партах. Задача сопоставить начало и окончание формул, чтобы было все правильно.
Начало формулы | Окончание формулы |
1 | |
1 | |
1+ctg2⍺ | |
- Обобщение и коррекция опорных знаний по теме: «Значения тригонометрических функций» (индивидуально)
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЕР
1 задание: дописать формулы.
Ι вариант | ΙΙвариант | ||
1 | 1 | ||
1500 | 2 чет | -500 | 4 чет |
-201 | 2 чет | ||
2200 | 3 чет | ||
tga | |||
ctg 300 | tg 450 | ||
Sin600 | Cos600 |
2 задание группе: вычислить.
Ι вариант | ΙΙвариант | ||
0+1=1 | 0 – 1 = – 1 |
Стадия осмысления
4.Нахождениеошибок допущенных в решенных заданиях. Упрощение тригонометрических выражений.
1. Учащимся нужно проверить правильность решения, найти ошибку, исправить и доказать свое решение.
2. Выписать формулы, использованные в данном решении. (ниже приведены все задания верно решенные)
Задание 1 группе.
Найдите cos α, если известно следующее:
Решение
Итак, нам известен синус, а надо найти косинус. Обе эти функции есть в основном тригонометрическом тождестве. Подставляем:
sin2 α + cos2 α = 1; 3/4 + cos2 α = 1; cos2 α = 1/4; cos α = ±1/2 = ±0,5.
Осталось разобраться со знаком перед дробью. Что выбрать: плюс или минус? По условию, угол α принадлежит промежутку (π 3π/2). Переведем, углы из радианной меры в градусную — получим: α (180°; 270°).
Очевидно, это III координатная четверть, где все косинусы отрицательны. Поэтому cos α = −0,5.
Ответ: −0,5
Задание 2 группе.
Найдите sin α, если известно следующее:
Решение
Запишем формулу, которая следует из основного тригонометрического тождества и напрямую связывает синус и котангенс:
Отсюда получаем, что sin2 α = 1/25, т.е. sin α = ±1/5 = ±0,2. Известно, что угол α (0; π/2). В градусной мере это записывается так: α (0°; 90°) — I координатная четверть.
Итак, угол находится в I координатной четверти — все тригонометрические функции там положительны, поэтому sin α = 0,2.
Ответ: 0,2
Задание 3 группе.
Найдите tg α, если известно следующее:
Решение
Тангенс и косинус связаны уравнением, следующим из основного тригонометрического тождества:
Получаем: tg α = ±3. Знак тангенса определяем по углу α. Известно, что α (3π/2; 2π). Переведем углы из радианной меры в градусную — получим α (270°; 360°).
Очевидно, это IV координатная четверть, где все тангенсы отрицательны. Поэтому tg α = −3.
Ответ: −3
Задание 4 группе.
Найдите sin α, если известно следующее:
Решение
Нам известен косинус, но неизвестен синус. Основное тригонометрическое тождество (в «чистом» виде) связывает как раз эти функции, поэтому будем работать с ним. Имеем:
sin2 α + cos2 α = 1; sin2 α + 99/100 = 1; sin2 α = 1/100; sin α = ±1/10 ±0,1. Для решения задачи осталось найти знак синуса. Поскольку уголα (π/2; π), то в градусной мере это записывается так: α (90°; 180°).
Следовательно, угол α лежит во II координатной четверти — все синусы там положительны. Поэтому sin α = 0,1.
Ответ: 0,1
5 .Работа по учебнику.
6.Решение задач на упрощение тригонометрических выражений, и выявление алгоритма решения данного задания.
Каждая группа получает определенное задание, у каждой группы свое задание. Задача группы решить данное задание, выписать формулы, применяемые при решении данного задания и составить алгоритм решения данного задания.
- (sin2 +tg2 (ответ:1)
- (ответ: 1)
- Упростить: (1)
- Дано:. Найти:, .( косинус равен -12/13, тангенс равен 5/12)
6. Из каждой группы вызывается по одному учащемуся для объяснения задания у доски.
1. Решение каждого задания группами по очереди, с комментариями к решению.
2. Ответы на вопросы по решению заданий.
( командир группы при этом контролирует и оценивает отвечающего ученика)
7. Составления кластера по теме «Тригонометрические функции и наши знания о них».
1.Составление кластера каждая группа получает свое задание. (На выполнения данного задания ученикам дается 5 минут)
2.Выступление каждой группы.
Стадия рефлексии
Выполнения теста
8. Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении теста.
Тест.
Вариант 1
Вопрос 1. Упростите выражение
A. | |
B. | |
C. | |
D. |
Вопрос 2. Упростите выражение
A. | |
B. | |
C. | |
D. |
Вопрос 3. Упростите выражение
A. | |
B. | |
C. | |
D. |
Вопрос 4. Упростите выражение
A. | |
B. | |
C. | |
D. |
Вопрос 5. Упростите выражение
A. | |
B. | |
C. | |
D. |
Вопрос 6. Упростите выражение
A. | |
B. | |
C. | |
D. |
Вопрос 7. Упростите выражение
A. | |
B. | |
C. | |
D. |
Вопрос 8. Упростите выражение
A. | |
B. | |
C. | |
D. |
Вопрос 9. Упростите выражение
A. | |
B. | |
C. | |
D. |
Вопрос 10. Упростите выражение
A. | |
B. | |
C. | |
D. |
Вариант 2
Вопрос 1. Упростите выражение
A. | |
B. | |
C. | |
D. |
Вопрос 2. Упростите выражение
A. | |
B. | |
C. | |
D. |
Вопрос 3. Упростите выражение
A. | |
B. | |
C. | |
D. |
Вопрос 4. Упростите выражение
A. | |
B. | |
C. | |
D. |
Вопрос 5. Упростите выражение
A. | |
B. | |
C. | |
D. |
Вопрос 6. Упростите выражение
A. | |
B. | |
C. | |
D. |
Вопрос 7. Упростите выражение
A. | |
B. | |
C. | |
D. |
Вопрос 8. Упростите выражение
A. | |
B. | |
C. | |
D. |
Вопрос 9. Упростите выражение
A. | |
B. | |
C. | |
D. |
Вопрос 10. Упростите выражение
A. | |
B. | |
C. | |
D. |
9. Подведение итогов урока.
- Выступление учащихся – командиров групп по листу оценивания своей группы.
- Выставление оценок
- Домашнее задание: с.157, №593(а,г)
- Заполнение листов рефлексии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация - тренажер к практическому занятию по теме "Сестринская помощь при заболевании системы пищеварения(острый аппендицит, острый холецистит, острый панкреатит)"
Данная презентация составлена для всего практического занятия и является иллюстрацией к каждому этапу, включая все виды контроля....
Методическая разработка "Углы и их измерения.Определение синуса,косинуса, тангенса и котангенса
Углы и их измерения. Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса...
ПМ.02 МДК.02.01. Сестринская помощь при остром аппендиците, остром холецистите, остром панкреатите
Разработала мультимедийные презентации по ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состоянияхтема: Сестринская помощ...
Тригонометрия. Синус и косинус числового аргумента
Презентация по теме для дистанционного урока...
Презентация по теме "Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла"
Презентация по теме "Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла"...
Синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла
Тригонометрия - раздел математической науки, в котором изучаются тригонометрические функции и их использование в геометрии. Развитие тригонометрии началось еще во времена античной Греции. Во врем...
Синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла
Тригонометрия - раздел математической науки, в котором изучаются тригонометрические функции и их использование в геометрии. Развитие тригонометрии началось еще во времена античной Греции. Во врем...