Критерии отбора прикладных задач физического содержания для достижения метапредметных результатов освоения образовательной программы
методическая разработка
Настоящая методическая разработка написана в качестве рекомендательного пособия для преподавателей, с целью обмена опытом, оказания методической помощи преподавателям в проведении уроков по дисциплине «Физика».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_2_semestr_21-22.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования науки и молодежной политики Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«Борисоглебский сельскохозяйственный техникум»
«Критерии отбора прикладных задач физического содержания для достижения метапредметных результатов освоения образовательной программы »
Методическая разработка
2022г
ОДОБРЕНА УТВЕРЖДАЮ
на заседании цикловой комиссии Зам. директора по УР
председатель ________ _________
Протокол №___ от _________2022 г. «__»_______2022
Методист: _______
Автор: Сторублевцева Г.Н., преподаватель высшей категории ГБПОУ ВО «БСХТ»
Настоящая методическая разработка написана в качестве рекомендательного пособия для преподавателей, с целью обмена опытом, оказания методической помощи преподавателям в проведении уроков по дисциплине «Физика».
Содержание
Введение 4
Активизация познавательной деятельности через профессиональную направленность учебного материала 5
Задачи изучения курса физики обучающимися 7
Практическая направленность самостоятельных видов деятельности обучающихся 12
Заключение 15
Список используемых источников 16
- Введение
В условиях современных тенденций экономического развития и стремительно развивающихся требований к специалистам, выпускающимся из
учебных заведений страны, уровень сформированности компетенций, выражающиеся в способности осваивать новые области знаний быстро и эффективно. Поэтому в процессе внедрения ФГОС на всех уровнях образования
необходимо создавать для обучающихся условия для освоения базовых знаний на основе развития способности быстро осваивать образовательные технологии. Для решения этой задачи большой потенциал имеет курс физики, содержащий большой объем практико-ориентированных задач и заданий .
Основные положения концепции теории практико-ориентированного обучения могут быть использованы как основа для создания методики, реализация которой должна обеспечить взаимосвязь и взаимообусловленность процессов формирования знаний и развития умений с целью приобретения обучающимися опыта практической деятельности. Однако возникает важный вопрос, какие дидактические средства должны быть использованы для эффективной реализации практико-ориентированного обучения физике.
Современные исследования демонстрируют, что решение проблемы подготовки обучающихся к деятельности по решению прикладных физических задач требует применения новейших подходов. Реализация принципов, изложенных во ФГОС, в частности, усиление практического направления подготовки обучающихся за счет вертикальной интеграции процессов формирования теоретических знаний и развития практических умений в ходе решения прикладных задач, что, разумеется, должно повысить эффективность приобретаемых обучающимися знаний. Эта концепция нашла применение в теории практико-ориентированного обучения, сущность которого заключается в обеспечении единства овладения знаниями и формирования практического опыта их применения при
решении важных задач в жизненных ситуациях. Основная цель практико-ориентированного обучения — подготовка обучающихся к решению задач, встречающихся в практической деятельности, и формирование у обучающихся способности и готовности к использованию знаний и умений в процессе своей жизнедеятельности. Принципиальные положения теории практико-ориентированного обучения могут быть использованы при разработке методики, реализация которой должна помочь обеспечить взаимосвязь и взаимозависимость процессов формирования знаний и совершенствования умений с целью приобретения обучающимися опыта практической деятельности.
При этом возникает вопрос о том, какие дидактические средства необходимо использовать для эффективного перевода знаний и умений во владения в рамках реализации практико-ориентированного обучения физике
Критерии отбора прикладных задач физического содержания способствующих достижению метапредметных и предметных результатов освоения основной учебной программы
Для составления различных методических пособий и контрольноизмерительных материалов необходимо определиться с требованиями предъявляемыми к содержанию заданий в данных пособиях. Содержание заданий определяет формируемые/диагностируемые предметные и метапредметные знания и умения обучающихся. В соответствии с ФГОС ООО метапредметными результатами освоения основной учебной программы по физике в СПО являются:
∙ Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.
∙ Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение УУД на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений.
∙ Формирование умений, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать их.
∙ Приобретение опыта самостоятельного опыта, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
∙ Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
∙ Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.
∙ Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, предъявлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в СПО являются:
∙ Знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений.
∙ Умение пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков, формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений.
∙ Умение применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний.
∙ Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
∙ Формирование убеждения в закономерности связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей.
∙ Развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать принципы и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы.
∙ Коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
∙ Предметные результаты определяются содержанием предмета и подробно описываются в авторских программах и в фундаментальном ядре содержания среднего образования
∙ Переходя к принципам и критериям отбора прикладных задач, можно сразу указать один из важнейших – наличие развивающего потенциала, который этот материал содержит.
При отборе содержания признавалось необходимым: учитывать возрастные возможности обучающихся и логику их развития; обеспечить социальную и личностно-ориентированную направленность изучаемого материала.
Вся номенклатура принципов полностью отражается в трех основных
принципах:
1) принцип соответствия содержания образования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося демократического общества;
2) принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения, который предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех предметах учебного плана;
3) принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школьника, предполагающий взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармоничность компонентов образования.
Применяя все перечисленные принципы и требования к содержанию можно выделить основные критерии содержания для отбора прикладных физических задач:
1. Соответствие возрастным возможностям учеников;
2. Соответствие выделенному на изучение данного предмета времени;
3.Соответствие содержания учебно-материальному и методическому оснащению школы с учетом реальных перспектив ее развития;
4. Наличие технического содержания задачи, т.е. непосредственная связь физической задачи с реальным промышленным вопросом;
5. Выделение главного и существенного в содержании образования,высокой значимости изучаемого, т.е. отбора наиболее универсальных, необходимых элементов.
6. Содействие формированию научной картины мира и всестороннего развития личности;
7. Содействие углублению знаний о природе, обществе, технике, культуре, человеке, овладению способами деятельности по образцам;
8. Содействие усвоению опыта творческой деятельности и формирование эмоционально-ценностных отношений, имеющих решающее значение для перехода знаний в убеждения.
Как видно, указанные принципы и критерии носят достаточно общий характер, и в их использовании возникает много трудностей. Как учесть особенности возраста, не разрушив систему той науки (или вида деятельности, сферы опыта), которая лежит в основе учебного предмета? Как вывести обучающихся на интегрированные межпредметные представления о мире, способы его практического преобразования? Как выявить и оценить развивающие возможности тех или иных тем? Чем определяется особая значимость
тех или иных тем, разделов, методик, подходов? Здесь помогут анализ исторического опыта, экспертные оценки, отчасти экспериментальная проверка.
Результаты обучения зависят как от правильного определения целей и содержания образования, так и от способов достижения целей, иначе говоря,
методов.
Сущность практико-ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания; приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования ими при решении конкретных жизненно важных задач и проблем; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска.
Процесс обучения нацелен на формирование не только теоретических знаний, но и опыта применения их на практике, который выражается в: сопоставлении, оценке явлений, процессов, выявлении причинно-следственных связей, постановке задач, формулировке проблем, выявлении противоречий, потребности в самостоятельном пополнении предметных и метапредметных знаний и т.д. Создание такого опыта возможно, если учебный процесс организован как система с обратной связью, с циклическим переходом от теории к решению прикладных задач и обратно. Реализация практико- ориентированного обучения предполагает использование задач прикладного характера как источника познания, как предмета познания при комплексном подходе к анализу реальных явлений, процессов, технических установок и конструкций, как средства познания.
Практико-ориентированное обучение организованное средствами прикладных задач, в отличие от задач, не содержащих конкретные технические параметры или реальные данные о физических явлениях формирует у обучающихся перцептивный образ «присутствия» учебного предмета в жизни человека, и когнитивный (словесно-информационный), и практический (с функциональным применением)
Практико-ориентированное обучение выполняет в педагогическом процессе следующие функции:
- методической цели, понимаемой учителем как главное направление при отборе и проектировании содержания урока;
- критерия педагогической ценности при проектировании содержания учебного материала урока;
- мотивации учения обучающихся;
- критерия уровня обученности обучающихся.
Реализация практико-ориентированного подхода в обучении физике средствами задач прикладного характера имеет свои правила.
Выделим главные из них:
1. Рассматривать прикладные задачи на учебном занятии в единстве с физической теорией, практической жизнедеятельностью обучающихся данного класса в условиях города, района, дома, описанием различных промышленных ситуаций, базирующихся на физических явлениях или законах.
2. Создавать условия для формирования владения обучающимися умением переносить теоретические знания на выполнение задания прикладного характера.
3. Включать в материал учебного занятия, домашнего задания различных проектов задания прикладного характера, связанные с изучением свойств веществ, используемых в быту.
4. Привлекать обучающихся к анализу решения прикладных задач, оценке объективности полученных результатов.
5. Предлагать обучающимся самостоятельно составлять и подбирать прикладные задачи на основе типовых задач из сборников, инструкций к различным техническим приборам, по условиями результатам наблюдаемых явлений и проводимых экспериментов, по описанию реальных производственных или бытовых ситуаций.
6. Привлекать обучающихся к научно-исследовательской деятельности,
направленной на поиск связей между физическими постулатами и окружающей научно-технической средой.
Таким образом, реализация практико-ориентированного образования – задача, решение которой требует комплексного подхода на всех уровнях образования. Подход к подбору заданий должен учитывать многофакторность овладения обучающимися УУД, а также возможность интерпретировать сложные промышленные процессы к уровню подготовки обучающихся.
Заключение
Современные исследования показывают, что для решения проблемы подготовки обучающихся к деятельности по решению прикладных задач по физике следует использовать новые подходы. Реализация идей, заложенных во ФГОС, в частности усиление практического аспекта подготовки обучающихся за счет интеграции процессов формирования теоретических знаний и развития практических умений в процессе решения прикладных задач, что, безусловно, должно повысить действенность приобретаемых обучающимися знаний. Эта концепция нашла отражение в теории практико - ориентированного обучения, сущность которого заключается в обеспечении единства приобретения знаний и
формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач. Основной целью практико-ориентированного обучения является подготовка обучающихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, и формирование у них способности и готовности к применению знаний и умений в процессе своей жизнедеятельности.
Литература
1. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. – [Электронный ресурс]: минобрнауки.рф/документы/3409/
2. Дементьев А.П. Анализ результатов педагогического эксперимента по формированию у обучающихся универсальных учебных действий средствами прикладных физических задач // Наука, образование, общество. – 2016. – №3(9). – С. 34-37.
3. Дементьев А.П. Концепция практико-ориентированного образования, как способ актуализации знаний и формирования функциональной грамотности при обучении физике // Проблемы современного физического образования: Материалы III Всероссийской научно-методической конференции /отв. ред. М.Х. Балапанов. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. – С. 65-66.
4. Дементьев А.П. Педагогические установки необходимые и достаточные для реализации практико-ориентированного обучения физике // Актуальные проблемы вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы IV Международной научно-практической конференции, г. Воронеж 22-23 октября
2015 г. – Воронеж: Воронежский центр научно-технической информации. 2015. – С. 40-43.
5. Дементьев А.П.Формирование межпредметных связей средствами прикладных физических задач // Актуальные проблемы развития среднего
и высшего образования: ХII межвузовский сборник научных трудов. – Челябинск: Край Ра, 2016. – С. 98-101.
6. Егунова М.В. Методическая система подготовки учителя к практико-ориентированному обучению математике в школе: монография. – М.: МПГУ. 2014. – 220 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект экзаменационных материалов в виде набора контрольных заданий для проведения письменного экзамена по русскому языку по результатам освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования, реализуемой в пределах основной професс
Комплект экзаменационных материалов в виде набора контрольных заданийдля проведения письменного экзамена по русскому языку по результатам освоения образовательной программы среднего (полного) общего о...
Достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ
Содержит данные по результатам промежуточных и итоговых аттестаций...
Достижение обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ
Достижение обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по результатам аттестации...
Б) Стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и динамика результатов освоения образовательных программ в межаттестационный период
В этом разделе представлен мониторинг динамики достигаемых результатов освония образовательной программы...
2.1.-2.2. Достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по результатам аттестации (итоговой и/или промежуточной)
2.1.-2.2. Достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по результатам аттестации (итоговой и/или промежуточной)...
Достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией
Папка профессиональных достижений: Ефановой Нины Леонидовны...
Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования
Мониторинг результатов административных контрольных работ код специальности 23.02.07; 23.01.03; 23.01.17; 23.02.03 стр. 18-30Итоги ГИА стр.31-33Производственная практика стр.33-36Гос...