Учебный проект: "Влияние деятельности человека на биосферу.Основные экологические проблемы современности."
проект

Аракелян Лиана Врежевна

Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ucebniyproect.zip94.85 КБ

Предварительный просмотр:

 Раздел №2: Экосистемы (13 час)  Тема: Влияние деятельности человека на биосферу(2)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Биосфера и человек

Заповедники и заказники России

Планируемые образовательные результаты:

Личностными результатами изучения биологии являются:

  1. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  2. реализация установок здорового образа жизни;
  3. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,  делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  2. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другу;
  3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  4. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
  • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (а при мере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
  1. В ценностно-ориентационной сфере:
  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
  1. В сфере трудовой деятельности:
  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
  1. В сфере физической деятельности:
  • Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивании и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
  1. В эстетической сфере
  • Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Список литературы

Преподавание курса «Общая биология» в 11-м классе осуществляется по примерной программе по биологии для общеобразовательных классов средней (полной) школы (базовый уровень), с использованием учебника Общая биология: Учебник 10 - 11 класс. Базовый уровень. / Авторы: Д.К.Беляев, П.М. Бородин/ под редакцией Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. М.: «Просвещение» 2011

Программно-методические материалы:

  1. Биология: Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся – М.: Просвещение, 2005
  2. Сборник нормативных документов. Биология – М.: Дрофа, 2008
  3. Иванова Т.В. Тесты. Биология. 6-11 кл. – М.: «Олимп»; «Издательство Астрель»,2009.
  4. Ишкина И.Ф. Биология. 11 класс. В помощь учителю. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004
  5. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 9-11 кл.: Метод. Пособие – М.: Дрофа, 2015

Интернет-ресурсы

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет - материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

http://www.urorao.ru/ugnc Сайт Уральского государственного научно-образовательного центра Российской академии образования (УГНОЦ РАО).

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Дата

Тема

урока

Элементы содержания

Демонстрация эксперимент

Вид деятельности обучающихся

Вид контроля

Учебно-наглядное оборудование,

Медиаре-

сурсы

Задание на дом

Раздел:  ЭКОСИСТЕМЫ (13 ч)

1

/22

19.

02

Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды

Экологические факторы. Условия среды. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических условий на организмы

Демонстрация

Экологические факторы и их влияние на организмы

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «абиотические экологические факторы»,

«биотические экологические факторы», «антропогенные экологические факторы». Дают характеристику основных экологических факторов. Устанавливают причинно-следственные связи на примере влияния экологических условий на организмы. Смысловое чтение

Таблица «Строение экосистемы»

§ 67

2

/23

26.

02

Взаимодействие популяций разных видов

Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз

Демонстрация

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «симбиоз», «конкуренция», «хищничество», «паразитизм». Решают экологические задачи на применение экологических закономерностей. Приводят примеры положительных и отрицательных взаимоотношений организмов в популяциях

Тестирование

Таблица «Биотические взаимодействия»

§ 68

3

/24

05.

03

Сообщества. Экосистемы

Сообщество или биоценоз, экосистема или биогеоценоз, продуценты, редуценты, консументы, фитопланктон.

Демонстрация Экосистема

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биотическое сообщество», «биоценоз», «экосистема», «биогеоценоз», «продуценты», «консументы», «редуценты». Описывают и сравнивают экосистемы различного уровня. Приводят примеры экосистем разного уровня. Характеризуют аквариум как искусственную экосистему

Фронтальный опрос.

Таблица «Строение экосистемы»

§ 69

4

/25

12.

03

Поток энергии и цепи питания

Биомасса, пищевая цепь, цепь выедания, цепь разложения, экологическая пирамида, биомасса

Демонстрация Пищевые цепи и сети

Экологическая пирамида

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «экологическая пирамида», биомассы», «пищевая цепь», «продукция экосистем». Дают характеристику роли автотрофных и гетеротрофных организмов в экосистеме. Решают экологические задачи на применение экологических закономерностей

Фронтальный опрос.

Таблица «Цепи питания»

§ 70

5

/26

19.

03

Свойства экосистем

Устойчивость, саморегуляция, прямые и обратные связи

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: устойчивость, саморегуляция, прямые и обратные связи

§ 71

6

/27

02.

04

Смена экосистем

Саморазвитие, смена экосистем под влиянием антропогенного фактора, абиотических факторов

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «сукцессия», «саморазвитие». Характеризуют процессы саморазвития экосистемы.

Тест «Пищевые цепи».

Таблица «Сукцессия – саморазвитие природного сообщества»

§ 72

7

/28

09.

04

Агроценозы

Агроценоз, структура его, отличия от биогеоценоза

Демонстрация Агроэкосистема

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: агроценоз, структура его, отличия от биогеоценоза

Открытая биология

§ 73

8

/29

16.

04

Применение экологических знаний в практической деятельности человека

Биологические методы

борьбы с вредителями, применение экологических знаний в лесоводстве, рыболовстве, рыбоводстве

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: биологические методы борьбы с вредителями, применение экологических знаний в лесоводстве, рыболовстве, рыбоводстве

§ 74

9

/30

23.

04

Контрольное тестирование по теме: «Экосистемы и присущие им закономерности»

Контрольное тестирование

Биосфера. Охрана биосферы.  (2ч)

1

/31

30.

04

Состав и функции биосферы

Учение Вернадского о биосфере. Биосфера. Живое вещество биосферы. Функции живого вещества: газовая, концентрационная, окислительно–восстановительная, биохимическая

Демонстрация

Биосфера

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: биосфера, живое вещество. Характеризуют функции живого вещества

модель – аппликация «Биосфера и человек»

§ 75

2

/32

07.

05

Круговорот веществ и его значение для биосферы

Хемосинтезирующие, бактерии – сапрофиты, бактерии – паразиты, круговорот углерода, азота.

Демонстрация Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме Круговорот углерода в биосфере

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: хемосинтезирующие, бактерии – сапрофиты, бактерии – паразиты, круговорот углерода, азота

Комплект карточек «Круговорот биогенных элементов»

§ 76

Влияние деятельности человека на биосферу (2ч)

3

/33

14.

05

Основные экологические проблемы современности.

«Парниковый эффект», озоновые «дыры»; опустынивание, снижение биоразнообразия; истощение природных ресурсов; загрязнение речных и морских акваторий.

Демонстрация Биоразно-образие

Глобальные экологические проблемы

Последствия деятельности человека в окружающей среде

Определяют понятия «антропогенное воздействие на биосферу», «природные ресурсы», «опустынивание»,

«экологический след»,

«глобальный гектар», «биологическая продуктивность»  

§ 78

4

/34

Биосфера и человек

Биосфера и человек

Заповедники и заказники России

  Характеризуют человека как биосоциальное существо. Описывают экологическую ситуацию в своей местности. Устанавливают причинно-следственные связи между деятельностью человека и экологическими кризисами

§ 79

5

/35

21.

05

Экскурсия

Природные биогеоценозы, сезонные изменения в них, изучение последствий деятельности человека.

. Биология (Общая биология)  1 курс (1класс)

Тема урока: Основные экологические проблемы современности.

Тип урока:  комбинированный

ЦЕЛИ:  Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования. Возможность участия каждого человека в комплексе мероприятий по охране природы.

Оборудование: учебник, доска, компьютер, проектор,  экран для демонстрации презентации,  географическая карта мира, калькулятор,

 раздаточный материал: анкеты для определения индивидуального

экологического следа.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Приветствие.

 Слово учителя.

2. Изучение основного материала.

Заключение

Закрепление

 « Сегодня у на  урок -дискуссия. Он состоит из 2частей. В первой части мы будем смотреть и обсуждать презентацию. А во второй части мы с вами с помощью теста определим какое воздействие оказывает каждый из нас, оставляя свой экологический след».

   Основная задача системы экологического образования состоит в том, чтобы создать условия для

становления у людей (будь то школьники, их родители)

 осознания личной ответственности

за состояние окружающей среды.

На сегодняшний день экологическое образование и просвещение, как за

рубежом, так и в России, развивается по трем направлениям.

Во-первых, происходит переход от «экологического» образования

и просвещения, направленного на передачу знаний о живой природе и об

отдельных экологических проблемах, вызванных человеческой деятельностью,

к «образованию для устойчивого развития».

Во-вторых, экологическое образование выходит за пределы школьных

классов: всё более распространёнными становятся различные экологические центры.

В-третьих, в экологическом, как и в других видах образования, всё большую

популярность завоевывают активные методы обучения, в которых ученик не является

просто пассивной, “принимающей” информацию стороной, но, взаимодействуя с

преподавателями, соучениками, становится активным исследователем изучаемой

проблемы, может посмотреть на неё “изнутри”. Кроме того, eго неотъемлемой частью

стали интерактивные мультимедийные образовательные продукты, в том числе,

находящиеся  в сети Интернет.

 Мы познакомимся с понятием

“экологический след” и возможностями методики расчёта экологического

следа для оценки антропогенного воздействия на природную среду планеты.

У вас будет возможность оценить антропогенное

воздействие на различных уровнях: от конкретного человека до человечества

в целом.

Я вам предлагаю посмотреть презентацию.

Демонстрация презентации: «Что такое экологический след»

Демонстрация презентации: «Мой личный экологический след»

Дорогие друзья! Как часто в повседневной жизни, во время учебы или отдыха с друзьями, мы задумываемся о том, какое влияние оказываем на природу

нашего двора, города, планеты в целом? Брошенный фантик, пакет, поездка на

автомобиле – разве я могу этим повлиять на планету? Каждый из нас считает,что выброшенный им фантик или бутылка никак не смогут серьёзно повлиять

на окружающую среду. Но ведь нас много, и потому растут свалки из бутылок и пакетов по окраинам городов, городской воздух насыщается выхлопными газами,

и уже для того, чтобы в квартире был чистый воздух, мы закрываем форточку, а не открываем её. Выезжая за город на пикник, мы видим  следы тех, кто уже

приезжал  сюда подышать чистым воздухом. И тогда  мы стремимся найти новое,

чистое  место...

Что же каждый  из нас может сделать? Для начала можно узнать, какой след

мы оставляем на планете, насколько каждый из нас “наследил” в этом мире? Для

этого мы можем воспользоваться анкетой “Экологического следа” – она позволяет

узнать, сколько планет понадобилось бы человечеству, если бы все люди жили,

так, как живёте вы. Перед вами анкета, с помощью которой вы сможете рассчитать свой экологический след. Анкета позволяет узнать, сколько  планет

понадобилось  бы человечеству, если бы все люди жили, так, как живёте вы. Для того чтобы вычислить экологический след, необходимо выбрать соответствующее

вашему образу  жизни утверждение и провести сложение/вычитание количества баллов, указанных справа.

Анкета состоит из шести  разделов. В каждом разделе несколько  вопросов.

Баллы,  полученные в каждом разделе, складываются в общую сумму. Внимательно прочитайте инструкцию к каждому разделу и лишь, затем описывает вашу повседневную жизнь, выберите  тот, который ближе всего. Суммируя баллы, вы получите величину вашего индивидуального экологического  следа.

Рефлексия.

Домашнее задание: Посмотреть

Документальный фильм "Дом"

2009 года,  всемирно известного фотографа дикой природы Яна Артюса-Бертрана и режиссёра Люка Бессона.

  Слушают учителя

 Запись в тетради новых понятий: «экологический след», «глобальный гектар», «биологическая продуктивность»  

Заполняют анкету и суммируют полученные баллы

Обмен  мнениями о полученных результатах индивидуального экологического следа.

Запись домашнего задания в дневник.

   

 

Мой личный экологический след

(анкета)

Жильё: 

Использование Энергии:

Транспорт:

Питание:

Использование воды и бумаги:

Бытовые отходы:

Суммируем баллы:

C:\Users\User\Desktop\index.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект:Влияние экологических факторов на иммунный статус и систему дыхания.

Влияние экологических факторов на организм человека разнообразно. Существуют общие закономерности их действия на здоровье человека. Экологические факторы могут оказывать благотворное влияние, улучшать...

Учебно-исследовательская работа на тему: «Экологическая чистота современных продуктов питания»

laquo;Экологическая чистота современных  продуктов питания»Всё, кроме кислорода, человек для своей жизнедеятельности получает из пищи и воды. При этом, пища имеет одно принципиальное отлич...

Статья Экологические проблемы современной России и авиации

Краткое освещение проблематики нарушения экологического равновесия авиационными предприятиями....

2017 Республиканская научно-практическая конференция статья Проблема современного учебно-воспитательного процесса Роль классного руководителя в современном образовании

2017 Республиканкая научная-практическая конференция статья Проблема современного учебно-воспитательного процесса . Роль  классного руководителя в современном образовании...

Методическая разработка открытого учебного занятия по учебной дисциплине ОДБ.03 «Иностранный язык (английский)» на тему: «Экологические проблемы. Порядковые имена числительные.»

     В своей разработке я показала различные виды работы в условиях современного занятия с использованием и развитием УУД (универсальных учебных действий) -рифмованное начало зан...

Презентация для изучения темы “Городская среда. Экологические проблемы урбанизированных территорий” по дисциплине «Экологические основы архитектурного проектирования». Указанная дисциплина изучается на первых и четвертых курсах отделениях ко

Презентация предназначена для изучения темы “Городская среда. Экологические проблемы урбанизированных территорий” по дисциплине «Экологические основы архитектурного проектирования&ra...