Учебный проект: "Влияние деятельности человека на биосферу.Основные экологические проблемы современности."
проект
Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ucebniyproect.zip | 94.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел №2: Экосистемы (13 час) Тема: Влияние деятельности человека на биосферу(2)
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Биосфера и человек
Заповедники и заказники России
Планируемые образовательные результаты:
Личностными результатами изучения биологии являются:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другу;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (а при мере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
- В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
- В сфере физической деятельности:
- Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивании и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
- В эстетической сфере
- Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Список литературы
Преподавание курса «Общая биология» в 11-м классе осуществляется по примерной программе по биологии для общеобразовательных классов средней (полной) школы (базовый уровень), с использованием учебника Общая биология: Учебник 10 - 11 класс. Базовый уровень. / Авторы: Д.К.Беляев, П.М. Бородин/ под редакцией Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. М.: «Просвещение» 2011
Программно-методические материалы:
- Биология: Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся – М.: Просвещение, 2005
- Сборник нормативных документов. Биология – М.: Дрофа, 2008
- Иванова Т.В. Тесты. Биология. 6-11 кл. – М.: «Олимп»; «Издательство Астрель»,2009.
- Ишкина И.Ф. Биология. 11 класс. В помощь учителю. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004
- Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 9-11 кл.: Метод. Пособие – М.: Дрофа, 2015
Интернет-ресурсы
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет - материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.urorao.ru/ugnc Сайт Уральского государственного научно-образовательного центра Российской академии образования (УГНОЦ РАО).
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
. Биология (Общая биология) 1 курс (1класс)
Тема урока: Основные экологические проблемы современности.
Тип урока: комбинированный
ЦЕЛИ: Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования. Возможность участия каждого человека в комплексе мероприятий по охране природы.
Оборудование: учебник, доска, компьютер, проектор, экран для демонстрации презентации, географическая карта мира, калькулятор,
раздаточный материал: анкеты для определения индивидуального
экологического следа.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Приветствие. Слово учителя. 2. Изучение основного материала. Заключение Закрепление | « Сегодня у на урок -дискуссия. Он состоит из 2частей. В первой части мы будем смотреть и обсуждать презентацию. А во второй части мы с вами с помощью теста определим какое воздействие оказывает каждый из нас, оставляя свой экологический след». Основная задача системы экологического образования состоит в том, чтобы создать условия для становления у людей (будь то школьники, их родители) осознания личной ответственности за состояние окружающей среды. На сегодняшний день экологическое образование и просвещение, как за рубежом, так и в России, развивается по трем направлениям. Во-первых, происходит переход от «экологического» образования и просвещения, направленного на передачу знаний о живой природе и об отдельных экологических проблемах, вызванных человеческой деятельностью, к «образованию для устойчивого развития». Во-вторых, экологическое образование выходит за пределы школьных классов: всё более распространёнными становятся различные экологические центры. В-третьих, в экологическом, как и в других видах образования, всё большую популярность завоевывают активные методы обучения, в которых ученик не является просто пассивной, “принимающей” информацию стороной, но, взаимодействуя с преподавателями, соучениками, становится активным исследователем изучаемой проблемы, может посмотреть на неё “изнутри”. Кроме того, eго неотъемлемой частью стали интерактивные мультимедийные образовательные продукты, в том числе, находящиеся в сети Интернет. Мы познакомимся с понятием “экологический след” и возможностями методики расчёта экологического следа для оценки антропогенного воздействия на природную среду планеты. У вас будет возможность оценить антропогенное воздействие на различных уровнях: от конкретного человека до человечества в целом. Я вам предлагаю посмотреть презентацию. Демонстрация презентации: «Что такое экологический след» Демонстрация презентации: «Мой личный экологический след» Дорогие друзья! Как часто в повседневной жизни, во время учебы или отдыха с друзьями, мы задумываемся о том, какое влияние оказываем на природу нашего двора, города, планеты в целом? Брошенный фантик, пакет, поездка на автомобиле – разве я могу этим повлиять на планету? Каждый из нас считает,что выброшенный им фантик или бутылка никак не смогут серьёзно повлиять на окружающую среду. Но ведь нас много, и потому растут свалки из бутылок и пакетов по окраинам городов, городской воздух насыщается выхлопными газами, и уже для того, чтобы в квартире был чистый воздух, мы закрываем форточку, а не открываем её. Выезжая за город на пикник, мы видим следы тех, кто уже приезжал сюда подышать чистым воздухом. И тогда мы стремимся найти новое, чистое место... Что же каждый из нас может сделать? Для начала можно узнать, какой след мы оставляем на планете, насколько каждый из нас “наследил” в этом мире? Для этого мы можем воспользоваться анкетой “Экологического следа” – она позволяет узнать, сколько планет понадобилось бы человечеству, если бы все люди жили, так, как живёте вы. Перед вами анкета, с помощью которой вы сможете рассчитать свой экологический след. Анкета позволяет узнать, сколько планет понадобилось бы человечеству, если бы все люди жили, так, как живёте вы. Для того чтобы вычислить экологический след, необходимо выбрать соответствующее вашему образу жизни утверждение и провести сложение/вычитание количества баллов, указанных справа. Анкета состоит из шести разделов. В каждом разделе несколько вопросов. Баллы, полученные в каждом разделе, складываются в общую сумму. Внимательно прочитайте инструкцию к каждому разделу и лишь, затем описывает вашу повседневную жизнь, выберите тот, который ближе всего. Суммируя баллы, вы получите величину вашего индивидуального экологического следа. Рефлексия. Домашнее задание: Посмотреть 2009 года, всемирно известного фотографа дикой природы Яна Артюса-Бертрана и режиссёра Люка Бессона. | Слушают учителя Запись в тетради новых понятий: «экологический след», «глобальный гектар», «биологическая продуктивность» Заполняют анкету и суммируют полученные баллы Обмен мнениями о полученных результатах индивидуального экологического следа. Запись домашнего задания в дневник. |
Мой личный экологический след
(анкета)
Жильё:
Использование Энергии:
Транспорт:
Питание:
Использование воды и бумаги:
Бытовые отходы:
Суммируем баллы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект:Влияние экологических факторов на иммунный статус и систему дыхания.
Влияние экологических факторов на организм человека разнообразно. Существуют общие закономерности их действия на здоровье человека. Экологические факторы могут оказывать благотворное влияние, улучшать...
Учебно-исследовательская работа на тему: «Экологическая чистота современных продуктов питания»
laquo;Экологическая чистота современных продуктов питания»Всё, кроме кислорода, человек для своей жизнедеятельности получает из пищи и воды. При этом, пища имеет одно принципиальное отлич...
Методическая разработка проекта "Влияние пищевых добавок на организм человека"
Для спецдисциплин...
Статья Экологические проблемы современной России и авиации
Краткое освещение проблематики нарушения экологического равновесия авиационными предприятиями....
2017 Республиканская научно-практическая конференция статья Проблема современного учебно-воспитательного процесса Роль классного руководителя в современном образовании
2017 Республиканкая научная-практическая конференция статья Проблема современного учебно-воспитательного процесса . Роль классного руководителя в современном образовании...
Методическая разработка открытого учебного занятия по учебной дисциплине ОДБ.03 «Иностранный язык (английский)» на тему: «Экологические проблемы. Порядковые имена числительные.»
В своей разработке я показала различные виды работы в условиях современного занятия с использованием и развитием УУД (универсальных учебных действий) -рифмованное начало зан...
Презентация для изучения темы “Городская среда. Экологические проблемы урбанизированных территорий” по дисциплине «Экологические основы архитектурного проектирования». Указанная дисциплина изучается на первых и четвертых курсах отделениях ко
Презентация предназначена для изучения темы “Городская среда. Экологические проблемы урбанизированных территорий” по дисциплине «Экологические основы архитектурного проектирования&ra...