Программа МДК0105 2020
рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МДК 01. 05.Естествознание с методикой преподавания
ПМ01 Преподавание по программам начального общего образования»
для специальности 440202 Преподавание в начальных классах
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ………………… ………………………………………………. ..с.3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………………….с.10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………………………………………… с.17
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК0105 …………………… с.20
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mdk0105_2020.doc | 384.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Саратовской области
«Вольский педагогический колледж им.Ф.И.Панферова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МДК 01. 05.Естествознание с методикой преподавания
ПМ01 Преподавание по программам начального общего образования»
для специальности 440202 Преподавание в начальных классах
2020
УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебной работе ГАПОУ СО «ВПК им. Ф.И.Панферова _______________/Чубарых Т.Е. «_______»_____________2020г. ОДОБРЕНО на заседании предметно-цикловой комиссии естественнонаучных дисциплин Протокол №__, дата « » 2020 г. Председатель комиссии____/Аллакина Е.В./ | Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от:29. 06. 2017г., на основании рабочей программы разработанной в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, утвержденным приказом Министерством образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. №1353 |
Составитель : Кривущенко И.А., преподаватель ГАПОУ СО «ВПК им.ФИ.Панферова высшей квалификационной категории, Почетный работник СПО |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ………………… ………………………………………………. ..с.3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………………….с.10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………………………………………… с.17
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК0105 …………………… с.20
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ МДК0105 «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ» ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ01
Преподавание по программам начального общего образования
- Область применения программы:
Рабочая программа МДК 0105 «Естествознание с методикой преподавания» является частью профессионального модуля ПМ01 Преподавание по программам начального общего образования и разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.02 Преподавание в начальных классах, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.октября 2014 года №1353
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована: в профессиональной подготовке по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», в дополнительной подготовке как программа повышения квалификации и переподготовки по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- анализа учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам начальной школы, разработки предложений по его совершенствованию;
- определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным предметам начальной школы;
- проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся;
- составления педагогической характеристики обучающегося;
- применения приемов страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений;
- наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
- ведения учебной документации;
уметь:
- находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
- определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
- использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
- планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;
- планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;
- использовать технические средства обучения (далее ТСО) в образовательном процессе;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
- проводить педагогический контроль на уроках по всем учебным предметам, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;
- интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся;
- оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, выставлять отметки;
- осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по всем учебным предметам;
- анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по всем учебным предметам, корректировать и совершенствовать их;
- анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;
- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков;
знать:
- особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности обучающихся;
- требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерные основные образовательные программы начального общего образования;
- программы и учебно-методические комплекты, необходимые для осуществления образовательного процесса по основным образовательным программам начального общего образования;
- вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- воспитательные возможности урока в начальной школе;
- методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по всем предметам;
- особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении;
- основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
- основы обучения и воспитания одаренных детей;
- основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
- содержание основных учебных предметов начального общего образования в объеме, достаточном для осуществления профессиональной деятельности, и методику их преподавания в области естествознания;
- требования к содержанию и уровню подготовки обучающихся;
- методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников (по всем учебным предметам);
- методику составления педагогической характеристики ребенка;
- основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся;
- педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках;
- логику анализа уроков;
- виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению;
- систем.
В результате освоения профессиональноо модуля ПМ 01 обучающийся должен уметь выполнять следующие трудовые действия
Профессиональный стандарт − Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) | А/01.6-1 Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы |
А/01.6-2 Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования | |
А/01.6-4 Планирование и проведение учебных занятий | |
А/01.6-5 Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению | |
А/01.6 - 6 Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающихся | |
А/01.6-7Формирование универсальных учебных действий | |
А/01.6-9 Формирование мотивации к обучению | |
А/01.6-10 Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей | |
А/02.6-1 Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды | |
А/02.6-2 Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности | |
А/02.6-4 Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации | |
А/02.6-6 Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.) | |
А/02.6-9 Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации | |
А/02.6-10 Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни | |
А/03.6-2 Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе | |
А/03.6-6 Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума | |
А/03.6-7 Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка | |
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ | В/02.6-1 Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной |
В/02.6-3 Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования | |
В/02.6-5 Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассников | |
В/02.6-7 Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе | |
В/03.6-3 Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся | |
В/03.6-4 Методика обучения продуктивным видам деятельности | |
В/03.6- Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др. |
С целью овладения практическим опытом студент должен овладеть профессиональными действиями WorldSkills:
- демонстрация умения подготовить и провести урок определенного типа;
- демонстрация умения подготовить и провести занятие по внеурочной деятельности по определенному направлению;
- демонстрация умения организовать продуктивное взаимодействие с учащимися (родителями, сотрудниками образовательной организации) в короткий промежуток времени.
1.3. Количество часов на освоение программы :
всего – 204 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 204час, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 136 час;
самостоятельной работы обучающегося – 68 часов;
практических и лабораторных занятий -36 часов
МДК 01.05. «Естествознание с методикой преподавания» | 204 | ||||||||
Тема 5.1. Теоретические вопросы методики обучения естествознанию в начальных классах | Содержание | 17 | |||||||
1. | Предмет и задачи методики преподавания естествознания. | 3 | |||||||
2. | История развития методики преподавания естествознания. | 2 | |||||||
3. | Основные требования образовательного стандарта НОО к предмету «Окружающий мир» | ||||||||
4. | Характеристика программ по естествознанию. Знакомство с построением программ курса «Окружающий мир в начальной школе. | 3 | |||||||
5. | Содержание и отбор материала к урокам «Окружающий мир. Преемственность в обучении между дошкольным и школьным образованием. | 2 | |||||||
6. | Экологическое образование и воспитание в начальной школе. Вопросы экологии в программах по естествознанию. Изучение экологических взаимосвязей в начальных классах. | 3 | |||||||
7. | Методическое обеспечение процесса обучения естествознанию. Учебники и учебно-методические комплекты по предмету «Окружающий мир» | 3 | |||||||
8. | Планирование уроков естествознания .Особенности годового и тематического планирования | 3 | |||||||
9. | Развитие естественнонаучных представлений и понятии. Ощущения как основа восприятия младших школьников. Представления памяти и воображения. Особенности формирования географических и биологических понятий. | 2 | |||||||
Практические занятия | 5 | ||||||||
1. | Анализ программ по предмету «Окружающий мир» по заданной схеме. | ||||||||
2. | Анализ учебников и печатных тетрадей. | ||||||||
3. | Определение воспитательных возможностей и экологической направленности предмета. | ||||||||
4. | Анализ программ ДО и НОО. Определение преемственности изучения материала предмета «Окружающий мир между дошкольным и школьным образованием. | ||||||||
5. | Составление мини-проекта календарно-тематического плана. | ||||||||
Тема 5.2. Формы организации учебного процесса по естествознанию | Содержание | 10 | |||||||
1. | Формы организации учебного процесса. Урок. Подготовка к уроку. Требования к проведению уроков естествознания. Особенности проведения уроков «Окружающий мир» в 1- 4 классах. | 3 | |||||||
2. | Типы уроков естествознания и их структура. Особенности структуры комбинированного урока, обобщающего урока, урока-практикума. Нестандартные уроки по естествознанию. | 3 | |||||||
3. | Экскурсии. Структура и особенности проведения экскурсий в начальной школе. | 3 | |||||||
4. | Игровая деятельность детей на уроках «Окружающий мир». Использование игрового и занимательного материала при проведении уроков «Окружающий мир» | ||||||||
5. | Внеурочная и внеклассная работа по естествознанию. Виды внеклассной работы. | 3 | |||||||
Практические занятия | 5 | ||||||||
1 | Знакомство с конспектами и технологическими картами уроков «Окружающий мир». | ||||||||
2 | Составление плана урока различного типа по заданию. | ||||||||
3. | Составление плана-конспекта экскурсии. | ||||||||
4. | Моделирование фрагментов уроков с проведением игр различных видов по заданной тематике и их представление. | ||||||||
Тема 5.3. Методы, приемы и средства обучения естествознанию | Содержание | 14 | |||||||
1. | Понятие о методах и приемах обучения. Классификация методов по источнику познания. Классификация приемов обучения. | 3 | |||||||
2. | Словесные методы обучения. Рассказ, требования к рассказу. Беседа как метод обучения. Работа с текстовыми источниками информации | 3 | |||||||
3. | Наглядные методы обучения. Особенности работы с наглядно-образными, схематическими и техническими средствами обучения. | 3 | |||||||
4. | Практические методы обучения. Особенности проведения наблюдений, опытов, практических работ в начальных классах. | 2 | |||||||
5. | Повторение и проверка знаний на уроках естествознания. Домашние задания. Организация мониторинга усвоения знаний. Особенности оценивания деятельности детей. Особенности работы с одаренными детьми и детьми, отстающими в развитии. | 2 | |||||||
6. | Формирование УУД в процессе обучения естествознанию. Сочетание методов и приемов обучения на уроке. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках естествознания. | 2 | |||||||
7. | Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения естествознанию. Создание предметно- развивающей среды кабинета. | 3 | |||||||
Практические занятия | 6 | ||||||||
1. | Составление рассказа и беседы по заданной тематике . | ||||||||
2. | Составление инструктивной карточки для проведения наблюдений. | ||||||||
3. | Составления мини-проектов фрагментов уроков с использованием практических методов обучения. | ||||||||
4. | Подбор и составление проверочных заданий разноуровнего характера. | ||||||||
5. | Моделирование фрагментов урока с применением различных методов обучения. | ||||||||
6. | Демонстрация применения изготовленного наглядного пособия | ||||||||
Тема 5.4. Методика проведения уроков истории | Содержание | 4 | |||||||
1. | Особенности проведения уроков с элементами истории и обществознания. | 2 | |||||||
2. | Хронометраж событий. Работа с лентой времени. | ||||||||
3. | Проведение проблемно-диалогического урока истории. | 2 | |||||||
4. | Использование игрового и литературного материала на уроках истории | 3 | |||||||
Практические занятия | 2 | ||||||||
1. | Определение цели и задач, планирование урока истории. | ||||||||
2. | Моделирование урока истории с использованием ролевых и дидактических игр. | ||||||||
Тема 5.5. Земля – планета Солнечной системы | Содержание | 7 | |||||||
1. | Строение и эволюция Вселенной. Галактика. Звезды и созвездия. Небесные тела. Строение Солнечной системы. Планеты Солнечной системы. | 2 | |||||||
2. | Земля – планета. Форма и размеры Земли. Вращения Земли вокруг оси и Солнца. | 2 | |||||||
3. | Глобус – модель Земли. Понятия: экватор, земная ось, полюса, тропики, параллели, меридианы, особенности их формирования у младших школьников. Географические координаты. | 3 | |||||||
4. | Часовые пояса. Измерение времени. Календарь. | 2 | |||||||
Практические занятия | 2 | ||||||||
1. | Построение модели Солнечной системы. Построение схемы вращения Земли вокруг Солнца. | ||||||||
2. | Определение времени. | ||||||||
Тема 5.6. План и карта. | Содержание | 4 | |||||||
1. | Ориентирование. Способы ориентирования. | 3 | |||||||
2. | План местности. Условные знаки плана. Масштаб. | 3 | |||||||
3. | Географические карты. Виды карт. Картографические проекции. Особенности нахождения объектов на карте. | 3 | |||||||
4. | Особенности работы с картографическими объектами в начальной школе. Знакомство с планом, картой, глобусом. Особенности работы с картографическим материалом на уроках «Окружающий мир» | 2 | |||||||
Практические занятия | 4 | ||||||||
1 | Ориентирование по компасу. | ||||||||
2. | Определение географических координат. Нахождение объектов на плане и карте по их координатам. | ||||||||
3 | Нахождение и обозначение объектов на карте: материки, океаны, крупнейшие острова, полуострова, архипелаги земли. | ||||||||
4. | Моделирование фрагмента урока «Окружающий мир» с применением картографического материала | ||||||||
Тема 5.7. Оболочки Земли | Содержание | 18 | |||||||
1. | Литосфера. Внутреннее строение Земли. Движения земной коры. Выветривание. Рельеф земного шара. Минералы и горные породы. Почва и её свойства. Типы почв. | 2 | |||||||
2. | Гидросфера. Свойства воды. Мировой океан. Движения воды в мировом океане. Реки. Работа рек. Озера и болота. Подземные воды. | 2 | |||||||
3. | Атмосфера. Состав и строение атмосферы. Нагревание атмосферы. Давление в атмосфере. Ветры. Влажность воздуха. Облака. Осадки. Погода и её предсказание. Воздушные массы и фронты. Циклоны и антициклоны. Климат. Климатические пояса. | 2 | |||||||
Лабораторные работы | 2 | ||||||||
1. | Определение свойств минералов и горных пород. | ||||||||
2. | Определение свойств почв. | ||||||||
Практические занятия | 6 | ||||||||
1. | Нахождение и обозначение на карте крупнейших объектов рельефа России и мира. | ||||||||
2. | Нанесение на контурную карту крупных течений, морей, крупных рек и озер мира и России. | ||||||||
3. | Моделирование уроков по разделам «Литосфера», «Гидросфера», «Атмосфера» | ||||||||
Тема 5.8. Многообразие органического мира | Содержание | 26 | |||||||
1. | Биосфера. Границы биосферы. Круговорот веществ и энергии в биосфере. | 2 | |||||||
2. | Царства живой природы. Система классификации живых организмов | 3 | |||||||
3. | Общие сведения о растениях. Вегетативные и генеративные органы растений. Систематические группы растений. Растительные сообщества. Охрана растений. | 2 | |||||||
4. | Животные. Систематические группы животных. Охрана животных. | 2 | |||||||
5. | Природные зоны России. | 2 | |||||||
Практические занятия | 4 | ||||||||
1. | Характеристика природных зон. |
Самостоятельная работа при изучении МДК0105
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.
Составление сообщений, рефератов, конспектов.
Составление технологических карт по изготовлению изделий для пробных уроков.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Результатом освоения программы является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Преподавание по программам начального общего образования, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Определять цели и задачи, планировать уроки. |
ПК 1.2. | Проводить уроки. |
ПК 1.3. | Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. |
ПК 1.4. | Анализировать уроки. |
ПК 1.5. | Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования. |
ПК 1.6 (НОР) | Изучать и методически разрабатывать проблемы современной педагогики НОО. |
ПК 4.1* | Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. |
ПК 4.2* | Создавать в кабинете предметно-развивающую среду. |
ПК 4.3* | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
ПК 4.4* | Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. |
ПК 4.5* | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
ОК 10. | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. |
ОК 11. | Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих |
- - при изучении указанные компетенции формируются частично
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета естествознания с методикой преподавания.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; УДМК: программы, календарно-тематические планы, поурочные планы, лекционный материал, задания для самостоятельной работы обучающихся, задания для практических занятий, раздаточный материал; наличие УМК по продмету «Окружающий мир»
Технические средства обучения: диски; компьютер, с лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Приборы: для демонстрации водных свойств почвы, поглощения воды корнями, гигрометр, термометр, прибор для обнаружения дыхательного газообмена у растений.
Коллекции и муляжи: минералы и горные породы, полезные ископаемые,
образцов коры и древесины, насекомые, семян и плодов, строительные материалы.
Демонстрационные пособия: глобус, теллурий, биоценоз водоёма , агроценоз;
« Бук», «Клён», «Лиственница», « Липа», «Вяз», «Осина», «Сосна» (на планшетах)
Гербарии « Основные группы растений», дикорастущих растений, лекарственных растений, деревьев и кустарников.
Карты: политическая карта мира, физическая карта полушарий, физическая карта для
России, природные зоны России, Саратовская область, месторождения полезных ископаемых, атлас для начальной школы.
Таблицы: «Методы и приемы обучения», «Биосфера», «Строение растения», «Жизненные формы растений»,«Видоизменение побега», «Внутреннее строение Земли»
«Плоды и семена», «Распространение плодов и семян», «Коралловый риф»,
«Охраняемые растения», «Охраняемые растения, занесенные в Красную книгу»,
«Природные зоны», «Дикие и домашние животные»,
«Уход за комнатными растениями», «Пересадка комнатных растений».
Электронные пособия:
- Земля – планета Солнечной системы
- Разнообразие растений
- Разнообразие животных
- Литосфера
- Гидросфера
- Экологические системы
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Смирнова О.М. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе: учебное пособие для бакалавров. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2017. – 199 с.
Петросова Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальных классах. – М.: Академия, 2015 – 176 с.
Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс Учеб. для общеобразоват организаций. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 95 с. – (Школа России) 2я72 П38 2 экз.
Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс Учеб. для общеобразоват организаций. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 95 с. – (Школа России) 2я72 П38 2 экз.
Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс Учеб. для общеобразоват организаций. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 143 с. – (Школа России) 2я72 П38 2 экз.
Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс Учеб. для общеобразоват организаций. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 143 с. – (Школа России) 2я72 П38 2 экз.
Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс Учеб. для общеобразоват организаций. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 175 с. – (Школа России) 2я72 П38 2 экз.
Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс Учеб. для общеобразоват организаций. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 175 с. – (Школа России) 2я72 П38 2 экз.
Плешаков А. А. Окружающий мир. 4 класс Учеб. для общеобразоват организаций. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 224 с. – (Школа России) 2я72 П38 2 экз.
Плешаков А. А. Окружающий мир. 4 класс Учеб. для общеобразоват организаций. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 224 с. – (Школа России) 2я72 П38 2 экз.
- Ресурсы собственной электронной библиотеки http://znanium.com/catalog.php#
Дополнительные источноки:
Андриади И. П. Основы педагогического мастерства : учебник / И.П. Андриади. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 209 с. - www.dx.doi.org/10.12737/16061. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/959864
Баранов С. П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник для студ. учреждений высш. образования / С. П. Баранов, Л. И. Бурова, А. Ж. Овчинникова; под ред. С. П. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 464 с. 74.20я73
Подласый И. П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студ. педэ. Колледжей. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС. – 2015. – 400 с.
Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебное пособие. – М.: Академия, 2015 –304с.
Пашкевич А. В. Основы проектирования педагогической технологии. Взаимосвязь теории и практики: уч.-метод. пос./ А.В. Пашкевич. - 2 изд., испр. и доп. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 76 с.
Плахотникова И. В. Развитие личностной саморегуляции: Методическое пособие. – М.: Вебум-М, 2014. – 48с.
Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 4-5 изд.- Самара: Издательский дом «Федоров», 2015. – 224 с. 88.8 С12
Столяренко С.Д., Самыгин С.И., Психология и педагогика в вопросах и ответах.- Ростов на – Дону: "Феникс", 2015 – 576с.
Шишов С. Е., Кальней В. А., Гирба Е. Ю. Мониторинг качества образовательного процесса в школе: монография / С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Е.Ю. Гирба. — М. : ИНФРА-М, 2020. - 205 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Научная мысль). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1036467 Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / М.Н. Гуслова. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «академия», 2012. – 288 с.
Периодические издания:
«Начальная школа»
«Воспитание школьников»
«Классный руководитель»
«Педагогика»
«Народное образование»
Учебно-методические издания для школы:
Журналы: «Начальная школа», «Завуч начальной школы», «Педсовет», «Воспитание школьников», «География в школе», «Биология в школе»
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки | Планы (технологические карты) урока составлены в соответствии с методическими требованиями, нормативным документами и современным тенденциям в сфере начального общего образования. | ИА - экзамен (квалификационный) в форме практического задания. ПА - ДЗ ПП. ТА- ПП |
ПК 1.2. Проводить уроки | Последовательность реализации всех этапов урока и ее соответствие специфике его проведения и методическим особенностям программы | ТА - ПП ПА – ДЗ ПП. ИА - экзамен (квалификационный) в форме портфолио. |
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения | Объективность выставленной оценки в соответствии с требованиями действующих норм оценки, учетом, специфики учебной деятельности. | ПА – ДЗ ПП. ИА - экзамен (квалификационный) в форме портфолио. |
ПК 1.4. Анализировать уроки | Анализ урока, выполненный в соответствии с методикой системного анализа урока. | ТА – ПП ПА - ПП ИА - экзамен (квалификационный) в форме портфолио. |
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования. | Документация и ее соответствие требованиям государственного стандарта начального общего образования. | ПА – ДЗ ПП. ИА - экзамен (квалификационный) в форме портфолио. |
ПК 1.6. (к вариативу МДК 01.02, 01.04) | Содержание курсовой работы соответствует предъявленным требованиям | ТА: Защита курсового проекта |
А/01.6-1 Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы* | Частичная разработка и реализация рабочих программ учебных дисциплин начальной школы в рамках основной общеобразовательной программы осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО | ПА – ДЗ ПП. ИА - экзамен (квалификационный) в форме портфолио. |
А/01.6-2 Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования | Профессиональная деятельность осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования | ПА – ДЗ ПП. ИА - экзамен (квалификационный) в форме портфолио. |
А/01.6 Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды* | Соблюдение требований техники безопасности и Сан ПиН в процессе осуществления образовательной деятельности. Изготовление средств обучения (наглядных пособий) к уроку в соответствии с методическими требованиями | ИА - экзамен (квалификационный) в форме практического задания. ПА - ДЗ ПП. |
А/01.6-4 Планирование и проведение учебных занятий | Планы (технологические карты) урока составленные в соответствии с методическими требованиями, нормативным документами и современным тенденциям в сфере начального общего образования. | ИА - экзамен (квалификационный) в форме практического задания. ПА - ДЗ ПП. |
А/01.6-5 Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению | Анализ и самоанализ уроков, выполненный в соответствии с методическими требованиями. | ПА - ДЗ ПП. |
А/01.6 - 6 Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образователь ной программы обучающихся | Применение разнообразных форм и методов контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС и реальными учебными возможностями детей | ТА - ПП ПА - ДЗ ПП. |
А/01.6-7 Формирование универсальных учебных действий | Планирование и проведение уроков с учетом формирования универсальных учебных действий у обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС и учебными возможностями детей. | ТА - ПП ПА - ДЗ ПП. |
А/01.6-9 Формирование мотивации к обучению | Использование приемов, способствующих мотивации к обучению при планировании и проведении уроков и внеурочной деятельности.. | ТА - ПП ПА - ДЗ ПП. |
А/01.6-10 Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей | Применение тестирования и других форм и методов контроля знаний обучающихся и их оценивание в соответствии с требованиями ФГОС и реальными учебными возможностями детей | ТА - ПП ПА - ДЗ ПП. |
А/02.6-1 Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды | Соблюдение требований техники безопасности, СанПиН, применение здоровьесберегающих технологий в процессе профессиональной деятельности (инструктаж по технике безопасности, наблюдение за правильной посадкой детей, проведение физминуток, чередование видов деятельности и т.д.) | ТА - ПП ПА - ДЗ ПП. |
А/02.6-2 Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности | Использование современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы в процессе профессиональной деятельности. | ПА - ДЗ ПП. |
А/02.6-4 Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации | Соблюдение требований техники безопасности и правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации в процессе осуществления образовательной деятельности. | ТА - ПП ПА - ДЗ ПП. |
А/02.6-6 Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.) | Использование в процессе обучения различных видов деятельности ребенка в соответствии с их воспитательными возможностями. | ТА - ПП ПА - ДЗ ПП. |
А/02.6-9 Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации | Использование ситуаций и событий, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации в процессе планирования и осуществления образовательной деятельности | ТА - ПП ПА - ДЗ ПП. |
А/02.6-10 Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни | Применение в профессиональной деятельности методов и приемов, способствующих развитию у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формированию гражданской позиции, способностей к труду и жизни в условиях современного мира, формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни | ТА - ПП ПА - ДЗ ПП. |
А/03.6 -2 Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе* | Учет показателей психологически безопасной и комфортной среды развития ребенка в соответствии с нормативными документами с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни в процессе образовательной деятельности | ПА - ДЗ ПП. |
А/03.6-6 Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума* | Применение в профессиональной деятельности рекомендаций и консультаций с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка в процессе образовательной деятельности | ПА - ДЗ ПП |
А/03.6-7 Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка* | Разработка примерных программ индивидуального развития ребенка с учетом особенностей социальной ситуации и реальными учебными возможностями детей | ПА - ДЗ ПП |
В/02 6-1 Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной* | Наблюдение и анализ образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной | |
В/02.6-3 Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования * | Планирование и проведение уроков с учетом формирования метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий у обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС и учебными возможностями детей. | ПА - ДЗ УП |
В/02.6-5 Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника* | Наблюдение и анализ образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника. | ПА – ДЗ УП |
В/02.6-7 Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе * | Учет пропедевтического значения изучаемого материала, применение тестирования, объективное выставление оценки с комментированием с учетом критериев оценивания, особенностей предмета, неравномерности индивидуального психического развития детей; проведение рефлексии. | ТА - ПП ПА - ДЗ ПП. |
В/03.6-3 Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся* | Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработка индивидуального образовательного маршрута и примерных программ индивидуального развития ребенка с учетом особенностей социальной ситуации и реальными учебными возможностями детей | |
В/03.6-4 Методика обучения продуктивным видам деятельности | Реализация форм и методов обучения продуктивным видам деятельности при осуществлении процесса обучения | ПА - ДЗ ПП. |
В/03.6- Организация олимпиад, конференций, турниров* | Организация и проведение внеурочных мероприятий, олимпиад, конференций, турниров. | ПА - ДЗ ПП. |
WS - демонстрация умения подготовить и провести урок определенного типа | Урок спланирован и проведен в соответствии с методическими требованиями с учетом особенностей предмета и программы обучения. | ПА - ДЗ ПП. |
WS - демонстрация умения подготовить и провести занятие по внеурочной деятельности по определенному направлению | Занятие по внеурочной деятельности спланированное и проведенное в соответствии с методическими требованиями с учетом воспитательных возможностей данного направления деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей детей. | ПА - ДЗ ПП. |
WS - демонстрация умения организовать продуктивное взаимодействие с учащимися (родителями, сотрудниками образовательной организации) в короткий промежуток времени | Составление педагогической характеристики ребенка и ознакомление с ней родителей ? Организация и проведение родительского собрании по выбранной теме с целью решения образовательных и воспитательных задач. | ПА - ДЗ ПП. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Суммирующее оценивание всех показателей деятельности студента за период обучения. | ИА - экзамен (квалификационный) в форме портфолио. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | Выбор метода и способа решения профессиональных задач с согласно заданной ситуации. Оценка эффективности и качества выполнения согласно заданной ситуации. | ПА – дифференцированный зачет в форме теоретического задания; ИА - экзамен (квалификационный) в форме практического задания. |
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях | Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области начального образования. | ТА - формализованное наблюдение на УП; ПА – дифференцированный зачет по УП; ИА - экзамен (квалификационный) в форме портфолио |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Информация, подобранная из разных источников в соответствии с заданной ситуацией | ПА – экзамен в форме теоретического задания; ИА - экзамен (квалификационный) в форме портфолио. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности | Моделирование профессиональной деятельности с помощью прикладных программ продуктов в соответствии с заданной ситуацией | ПА – ДЗ УП. ИА - экзамен (квалификационный) в форме портфолио. |
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнёрами | Демонстрация собственной деятельности в условиях коллективной и командной работы в соответствии с заданной ситуацией | ТА - формализованное наблюдение на УП; ПА – дифференцированный зачет по УП; ИА - экзамен (квалификационный) в форме портфолио |
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. | Демонстрация собственной работы в роли организатора деятельности обучающихся. | ПА – дифференцированный зачет по УП; ИА - экзамен (квалификационный) в форме портфолио |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | Оценка студентом собственного уровня профессионального и личностного развития. | |
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий | Анализ инноваций в области профессиональной деятельности. | ПА – дифференцированный зачет по УП; ИА - экзамен (квалификационный) в форме портфолио |
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. | Способность осуществлять профилактику травматизма. Готовность обеспечить охрану жизни и здоровья детей. | ПА – дифференцированный зачет по УП; ИА - экзамен (квалификационный) в форме портфолио |
Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, её регулирующих | Содержание профессиональной деятельности в области начального общего образования. | ПА – дифференцированный зачет по УП; ИА - экзамен (квалификационный) в форме портфолио |
В/02.6 Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики | Профессиональная деятельность осуществляется с соблюдением правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики | ПА – дифференцированный зачет по УП; ИА - экзамен (квалификационный) в форме портфолио |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа профессионального развития педагога на 2015 -2020 г.г.
Индивидуальная программа профессионального развития мастера производственного обучения на 2015 -2020 г.г....
Рабочая программа 2018-2020 год
Настоящая программа курса математики для 5-6 классов продолжает соответствующую программу начальной школы и ставит перед собой главной целью формирование у школьников основ научного (математичес...
«Ступени роста:от студенческого творчества–к профессиональному мастерству–2020»:материалы заочной Всероссийской студенческой научно-практической конференции.Май 2020 г./Лискинский промышленно-транспортный техникум имениА.К.Лысенко.-Лиски, 2020
Ананин К.А., Завьялова С.В.Размышляя о войне. С. 160Веселов Д.А., Завьялова С.В. Молодежь и карьера. С. 179Ксюнов С.В., Завьялова С.В. Правильный выбор профессии - путь к успеху. С. 183Мигунова К.Р., ...
Филиал ФГБОУ ВО "Самарский государственый университет путей сообщения" в г. Казани. Сборник статей по итогам III международной научно-практической студенческой конференции "Актуальные проблемы транспортной отрасли" 25.05.2020 г.-29.05.2020 г. Казань, 2020
Мигунова К.Р., Завьялова С.В. Востребованность профессии машиниста - поезда в настоящее время. С. 77Архипова А.С., Завьялова С.В. Имена, личности судьба, которых связана с Горьковской железной дорогой...
Программа VI Международной научно-практической конференции "Новеллы права, экономики и управления - 2020. 25-26 ноября 2020 г. Гатчина. 2020
Программа конференции...
Рабочие программы за 2020 - 2021 учебный год
Рабочие программы профессионального модуля разработанные на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 Техни...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по платным образовательным программам 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по платным образовательным услугам2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД...