Программа МДК0105 2020
рабочая программа

Кривущенко Ирина Александровна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

МДК  01. 05.Естествознание с методикой преподавания

ПМ01 Преподавание по программам начального общего образования»

для специальности     440202 Преподавание в начальных классах

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ………………… ………………………………………………. ..с.3                              

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………………….с.10                     

 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ………………………………………………… с.17                            

 

4. КОНТРОЛЬ  И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК0105 ……………………     с.20       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_mdk0105_2020.doc384.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение Саратовской области

«Вольский педагогический колледж им.Ф.И.Панферова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

МДК  01. 05.Естествознание с методикой преподавания

ПМ01 Преподавание по программам начального общего образования»

для специальности     440202 Преподавание в начальных классах

2020

УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по учебной работе

ГАПОУ СО «ВПК им. Ф.И.Панферова

_______________/Чубарых Т.Е.

 «_______»_____________2020г.

ОДОБРЕНО на заседании  предметно-цикловой комиссии естественнонаучных  дисциплин

Протокол №__, дата «  »                     2020 г.

Председатель комиссии____/Аллакина Е.В./

Рабочая программа разработана в соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от:29. 06. 2017г., на основании рабочей программы разработанной в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, утвержденным  приказом Министерством образования и науки РФ  от 27 октября  2014 г. №1353

Составитель :   Кривущенко И.А., преподаватель ГАПОУ СО «ВПК им.ФИ.Панферова

                            высшей квалификационной категории, Почетный работник СПО

         

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ………………… ………………………………………………. ..с.3                              

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………………….с.10                      

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ………………………………………………… с.17                            

4. КОНТРОЛЬ  И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК0105 ……………………     с.20                                                              

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ МДК0105 «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ» ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ01

Преподавание по программам начального общего образования

  1. Область применения программы:

 Рабочая программа МДК 0105 «Естествознание с методикой преподавания» является частью профессионального модуля ПМ01 Преподавание по программам начального общего образования и разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.02 Преподавание в начальных классах, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.октября 2014 года №1353

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована: в профессиональной подготовке по специальности  44.02.02 «Преподавание в начальных классах», в дополнительной подготовке как программа повышения квалификации и переподготовки по специальности  44.02.02 «Преподавание в начальных классах».

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • анализа учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам начальной школы, разработки предложений по его совершенствованию;
  • определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным предметам начальной школы;
  • проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся;
  • составления педагогической характеристики обучающегося;
  • применения приемов страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений;
  • наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
  • ведения учебной документации;

уметь:

  • находить и использовать методическую литературу и другие  источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
  • определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
  • использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
  • планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;
  • планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;
  • использовать технические средства обучения (далее ТСО) в образовательном процессе;
  • устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
  • проводить педагогический контроль на уроках по всем учебным предметам, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;
  • интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся;
  • оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, выставлять отметки;
  • осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по всем учебным предметам;
  • анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по всем учебным предметам, корректировать и совершенствовать их;
  • анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;
  • осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков;

знать:

  • особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности обучающихся;
  • требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерные основные образовательные программы начального общего образования;
  • программы и учебно-методические комплекты, необходимые для осуществления образовательного процесса по основным образовательным программам начального общего образования;
  • вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • воспитательные возможности урока в начальной школе;
  • методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по всем предметам;
  • особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении;
  • основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
  • основы обучения и воспитания одаренных детей;
  • основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
  • содержание основных учебных предметов начального общего образования  в объеме,  достаточном для осуществления профессиональной деятельности,  и методику их преподавания в области естествознания;
  • требования к содержанию и уровню подготовки обучающихся;
  • методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников (по всем учебным предметам);
  • методику составления педагогической характеристики ребенка;
  • основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся;
  • педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках;
  • логику анализа уроков;
  • виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению;
  • систем.

В результате освоения профессиональноо модуля ПМ 01 обучающийся должен уметь выполнять следующие трудовые действия

Профессиональный стандарт  Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)

А/01.6-1 Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы

А/01.6-2 Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов  начального общего образования

А/01.6-4 Планирование и проведение учебных занятий

А/01.6-5 Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению

А/01.6 - 6 Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающихся

А/01.6-7Формирование универсальных учебных действий  

А/01.6-9 Формирование мотивации к обучению

А/01.6-10 Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

А/02.6-1 Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

А/02.6-2 Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной  деятельности

А/02.6-4 Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации

А/02.6-6 Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)

А/02.6-9 Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации

А/02.6-10 Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

А/03.6-2 Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе

А/03.6-6 Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума

А/03.6-7 Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации

основных общеобразовательных программ

В/02.6-1 Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной

В/02.6-3 Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования

В/02.6-5 Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассников

В/02.6-7 Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе

В/03.6-3 Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся

В/03.6-4 Методика обучения продуктивным видам деятельности

В/03.6- Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др.

С целью овладения практическим опытом студент должен овладеть профессиональными действиями WorldSkills:

- демонстрация умения подготовить и провести урок определенного типа;

- демонстрация умения подготовить и провести занятие по внеурочной деятельности по определенному направлению;

- демонстрация умения организовать продуктивное взаимодействие с учащимися (родителями, сотрудниками образовательной организации) в короткий промежуток времени.

1.3. Количество часов на освоение программы :

всего – 204 часа, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 204час, включая:

          обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 136 час;

          самостоятельной работы обучающегося – 68 часов;

          практических и лабораторных занятий -36 часов

МДК 01.05.

«Естествознание  с методикой преподавания»

204

Тема 5.1.

Теоретические вопросы

  методики обучения естествознанию  в начальных классах

Содержание

17

1.

Предмет и задачи методики преподавания естествознания.

3

2.

История развития методики преподавания естествознания.

2

3.

Основные требования образовательного стандарта НОО к предмету «Окружающий мир»

4.

Характеристика программ по естествознанию. Знакомство с построением программ курса «Окружающий мир в начальной школе.

3

5.

Содержание и отбор материала к урокам «Окружающий мир. Преемственность в обучении между дошкольным и школьным образованием.

2

6.

Экологическое образование и воспитание в начальной школе. Вопросы экологии в программах по естествознанию. Изучение экологических взаимосвязей в начальных классах.

3

7.

Методическое обеспечение процесса обучения естествознанию. Учебники и учебно-методические комплекты по предмету «Окружающий мир»

3

8.

 Планирование уроков естествознания .Особенности  годового и тематического  планирования

3

9.

Развитие естественнонаучных представлений и понятии. Ощущения как основа восприятия младших школьников. Представления памяти и воображения. Особенности формирования географических и биологических понятий.

2

Практические занятия

5

1.

Анализ программ по предмету «Окружающий мир» по заданной схеме.

2.

Анализ учебников и печатных тетрадей.

3.

Определение воспитательных возможностей и экологической направленности предмета.

4.

Анализ программ ДО и НОО. Определение преемственности изучения материала предмета  «Окружающий мир между дошкольным и школьным образованием.

5.

Составление мини-проекта календарно-тематического плана.

Тема 5.2.

Формы организации учебного процесса по естествознанию

Содержание

10

1.

Формы организации учебного процесса. Урок. Подготовка к уроку. Требования к проведению уроков  естествознания. Особенности проведения уроков «Окружающий мир» в 1- 4 классах.

3

2.

Типы уроков естествознания и их структура. Особенности структуры комбинированного урока, обобщающего урока, урока-практикума. Нестандартные уроки  по естествознанию.

3

3.

Экскурсии. Структура и особенности проведения экскурсий в начальной школе.

3

4.

Игровая деятельность детей на уроках «Окружающий мир». Использование игрового и

  занимательного материала при проведении уроков «Окружающий мир»

5.

Внеурочная и внеклассная работа по естествознанию. Виды внеклассной работы.

3

Практические занятия

5

1

Знакомство с конспектами и технологическими картами уроков «Окружающий мир».

2

Составление плана урока различного типа по заданию.

3.

Составление плана-конспекта экскурсии.

4.

Моделирование фрагментов уроков с проведением игр различных видов по заданной тематике и их представление.

Тема 5.3.

Методы,  приемы и средства обучения естествознанию

Содержание

14

1.

Понятие о методах и приемах обучения. Классификация методов по источнику познания. Классификация приемов обучения.

3

2.

Словесные методы обучения. Рассказ, требования к рассказу. Беседа как метод обучения. Работа с текстовыми источниками информации

3

3.

Наглядные методы обучения. Особенности работы с наглядно-образными, схематическими и техническими средствами обучения.

3

4.

Практические методы обучения. Особенности проведения наблюдений, опытов, практических работ в начальных классах.

2

5.

Повторение и проверка знаний на уроках естествознания. Домашние задания. Организация мониторинга  усвоения знаний. Особенности оценивания деятельности детей. Особенности работы с одаренными детьми и детьми, отстающими в развитии.

2

6.

Формирование УУД в процессе обучения естествознанию. Сочетание  методов и приемов обучения на уроке. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках естествознания.

2

7.

Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения естествознанию. Создание предметно- развивающей среды кабинета.

3

Практические занятия 

6

1.

Составление рассказа и беседы по заданной тематике .

2.

Составление инструктивной карточки для проведения наблюдений.

3.

Составления мини-проектов фрагментов уроков с использованием практических методов обучения.

4.

Подбор и составление проверочных  заданий разноуровнего характера.

 5.

Моделирование фрагментов урока с применением различных методов обучения.

6.

Демонстрация применения изготовленного наглядного пособия

Тема 5.4.

Методика проведения уроков истории

Содержание

4

1.

Особенности проведения уроков с элементами истории и обществознания.

2

2.

Хронометраж событий. Работа с лентой времени.

3.

Проведение проблемно-диалогического урока истории.

2

4.

Использование игрового и литературного  материала на уроках истории

3

Практические занятия

2

1.

Определение цели и задач, планирование урока истории.

2.

Моделирование урока истории с использованием ролевых и дидактических игр.

Тема 5.5.

Земля – планета Солнечной системы

Содержание

7

1.

Строение и эволюция Вселенной. Галактика. Звезды и созвездия. Небесные тела. Строение Солнечной системы. Планеты Солнечной системы.

2

2.

Земля – планета. Форма и размеры Земли. Вращения Земли вокруг оси и Солнца.

2

3.

Глобус – модель Земли. Понятия: экватор, земная ось, полюса, тропики, параллели, меридианы, особенности их формирования у младших школьников. Географические координаты.

3

4.

Часовые пояса. Измерение времени. Календарь.

2

Практические занятия

2

1.

Построение модели Солнечной системы. Построение схемы вращения Земли вокруг Солнца.

2.

Определение времени.

Тема 5.6.

План и карта.

Содержание

4

1.

Ориентирование. Способы ориентирования.

3

2.

План местности. Условные знаки плана. Масштаб.

3

3.

Географические карты. Виды карт. Картографические проекции. Особенности нахождения объектов на карте.

3

4.

Особенности работы с картографическими объектами в начальной школе. Знакомство с планом, картой, глобусом. Особенности работы с картографическим материалом на уроках «Окружающий мир»

2

Практические занятия

4

1

Ориентирование по компасу.

2.

Определение географических координат. Нахождение объектов на плане и карте по их координатам.

3

Нахождение и обозначение объектов на карте: материки, океаны, крупнейшие острова, полуострова, архипелаги земли.

4.

Моделирование фрагмента урока «Окружающий мир»  с применением картографического материала

Тема 5.7.

Оболочки Земли

Содержание

18

1.

Литосфера. Внутреннее строение Земли. Движения земной коры. Выветривание. Рельеф земного шара. Минералы и горные породы. Почва и её свойства. Типы почв.

2

2.

Гидросфера. Свойства воды. Мировой океан. Движения воды в мировом океане. Реки. Работа рек. Озера и болота. Подземные воды.

2

3.

Атмосфера. Состав и строение атмосферы. Нагревание атмосферы. Давление в атмосфере. Ветры.  Влажность воздуха. Облака. Осадки. Погода и её предсказание. Воздушные массы и фронты. Циклоны и антициклоны. Климат. Климатические пояса.  

2

Лабораторные работы  

2

1.

Определение свойств минералов и горных пород.

2.

Определение свойств почв.

Практические занятия

6

1.

Нахождение и обозначение на карте крупнейших объектов рельефа России и мира.

2.

Нанесение на контурную карту крупных течений, морей, крупных рек и озер мира и России.

3.

Моделирование уроков по разделам «Литосфера», «Гидросфера», «Атмосфера»

Тема 5.8.

Многообразие органического мира

Содержание

26

1.

Биосфера. Границы биосферы. Круговорот веществ и энергии в биосфере.

2

2.

Царства живой природы. Система классификации живых организмов

3

3.

Общие сведения о растениях. Вегетативные и генеративные органы растений. Систематические группы растений. Растительные сообщества. Охрана растений.

2

4.

Животные. Систематические группы животных. Охрана животных.

2

5.

Природные зоны России.

2

Практические занятия

4

1.

Характеристика  природных зон.

                                                                                                      Самостоятельная работа при изучении МДК0105

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.

Составление сообщений,  рефератов, конспектов.

 Составление технологических карт по изготовлению изделий для пробных уроков.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Результатом освоения программы является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности   Преподавание по программам начального общего образования, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.2.

Проводить уроки.

ПК 1.3.

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 1.4.

Анализировать уроки.

ПК 1.5.

Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования.

ПК 1.6 (НОР)

Изучать и методически разрабатывать проблемы современной педагогики НОО.

ПК 4.1*

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК 4.2*

Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

ПК 4.3*

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 4.4*

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 4.5*

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11.

Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм,  ее регулирующих

  • - при изучении указанные компетенции формируются частично

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета естествознания с методикой преподавания.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; УДМК: программы, календарно-тематические планы, поурочные планы, лекционный материал, задания для самостоятельной работы обучающихся, задания для практических занятий, раздаточный материал; наличие УМК по продмету «Окружающий мир»

Технические средства обучения:  диски; компьютер, с лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Приборы: для демонстрации водных свойств почвы, поглощения воды корнями, гигрометр, термометр, прибор для обнаружения дыхательного газообмена у растений.

Коллекции и муляжи: минералы и горные породы, полезные ископаемые,

образцов коры и древесины, насекомые, семян и плодов, строительные материалы.

 Демонстрационные пособия: глобус, теллурий, биоценоз водоёма , агроценоз;

« Бук», «Клён», «Лиственница», « Липа», «Вяз», «Осина», «Сосна» (на планшетах)

Гербарии « Основные группы растений», дикорастущих растений, лекарственных растений, деревьев и кустарников.

Карты: политическая карта мира, физическая карта полушарий, физическая карта для

России, природные зоны России, Саратовская область, месторождения полезных ископаемых, атлас для начальной школы.

Таблицы:  «Методы и приемы обучения», «Биосфера», «Строение растения», «Жизненные формы растений»,«Видоизменение побега», «Внутреннее строение Земли»

«Плоды и семена», «Распространение плодов и семян», «Коралловый риф»,

«Охраняемые растения», «Охраняемые растения, занесенные в Красную книгу»,

«Природные зоны», «Дикие и домашние животные»,

 «Уход за комнатными растениями», «Пересадка комнатных растений».

Электронные пособия:

  1. Земля – планета Солнечной системы
  2. Разнообразие растений
  3. Разнообразие животных
  4. Литосфера
  5. Гидросфера
  6. Экологические системы

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Смирнова О.М. Методика преподавания предмета  «Окружающий мир»  в начальной школе: учебное пособие для бакалавров. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2017. – 199 с.

Петросова Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальных классах. – М.: Академия, 2015 – 176 с.

Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс Учеб. для общеобразоват организаций. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 95 с. – (Школа России)  2я72  П38  2 экз.

Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс Учеб. для общеобразоват организаций. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 95 с. – (Школа России)  2я72  П38  2 экз.

Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс Учеб. для общеобразоват организаций. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 143 с. – (Школа России)  2я72  П38  2 экз.

Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс Учеб. для общеобразоват организаций. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 143 с. – (Школа России)  2я72  П38  2 экз.

Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс Учеб. для общеобразоват организаций. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 175 с. – (Школа России)  2я72  П38  2 экз.

Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс Учеб. для общеобразоват организаций. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 175 с. – (Школа России)  2я72  П38  2 экз.

Плешаков А. А. Окружающий мир. 4 класс Учеб. для общеобразоват организаций. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 224 с. – (Школа России)  2я72  П38  2 экз.

Плешаков А. А. Окружающий мир. 4 класс Учеб. для общеобразоват организаций. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 224 с. – (Школа России)  2я72  П38  2 экз.

  1. Ресурсы собственной электронной библиотеки http://znanium.com/catalog.php#

Дополнительные источноки:

Андриади И. П. Основы педагогического мастерства : учебник / И.П. Андриади. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 209 с. - www.dx.doi.org/10.12737/16061. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/959864

Баранов С. П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник для студ. учреждений высш. образования / С. П. Баранов, Л. И. Бурова, А. Ж. Овчинникова; под ред. С. П. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 464 с. 74.20я73

Подласый И. П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студ. педэ. Колледжей. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС. – 2015. – 400 с.

Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебное пособие. – М.: Академия, 2015 –304с.

Пашкевич А. В. Основы проектирования педагогической технологии. Взаимосвязь теории и практики: уч.-метод. пос./ А.В. Пашкевич. - 2 изд., испр. и доп. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 76 с.

Плахотникова И. В. Развитие личностной саморегуляции: Методическое пособие. – М.: Вебум-М, 2014. – 48с.

Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 4-5 изд.- Самара: Издательский дом «Федоров», 2015. – 224 с.   88.8  С12

Столяренко С.Д., Самыгин С.И., Психология и педагогика в вопросах и ответах.- Ростов на – Дону: "Феникс", 2015 – 576с. 

Шишов С. Е.,  Кальней В. А.,  Гирба Е. Ю. Мониторинг качества образовательного процесса в школе: монография / С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Е.Ю. Гирба. — М. : ИНФРА-М, 2020. - 205 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Научная мысль). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1036467 Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / М.Н. Гуслова. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «академия», 2012. – 288 с.

Периодические издания:

«Начальная школа»

«Воспитание школьников»

«Классный руководитель»

«Педагогика»

«Народное образование»

      Учебно-методические издания для школы:

Журналы: «Начальная школа», «Завуч начальной школы», «Педсовет», «Воспитание школьников», «География в школе», «Биология в школе»

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки

Планы (технологические карты)  урока составлены в соответствии с   методическими требованиями, нормативным документами и современным тенденциям в сфере начального общего образования.

ИА - экзамен (квалификационный) в форме практического задания.

ПА - ДЗ ПП.

ТА- ПП

 ПК 1.2. Проводить уроки

Последовательность реализации всех этапов урока и ее соответствие специфике его проведения и методическим особенностям программы

ТА - ПП

ПА – ДЗ ПП.

ИА - экзамен (квалификационный) в форме портфолио.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения

Объективность  выставленной оценки в соответствии с  требованиями действующих норм оценки, учетом,  специфики учебной деятельности.

ПА – ДЗ ПП.

ИА - экзамен (квалификационный) в форме портфолио.

ПК 1.4. Анализировать уроки

  Анализ урока,  выполненный  в соответствии с методикой системного анализа урока.

ТА – ПП

ПА - ПП

ИА - экзамен (квалификационный) в форме портфолио.

ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.

Документация и ее соответствие требованиям государственного стандарта начального общего образования.

ПА – ДЗ ПП.

ИА - экзамен (квалификационный) в форме портфолио.

ПК 1.6. (к вариативу МДК 01.02, 01.04)

Содержание курсовой работы соответствует предъявленным требованиям

ТА:

Защита курсового проекта

А/01.6-1 Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы*

Частичная разработка и реализация  рабочих программ учебных дисциплин начальной школы в рамках основной общеобразовательной программы осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО

ПА – ДЗ ПП.

ИА - экзамен (квалификационный) в форме портфолио.

А/01.6-2 Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов  начального общего образования

Профессиональная деятельность осуществляется  в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов  начального общего образования

ПА – ДЗ ПП.

ИА - экзамен (квалификационный) в форме портфолио.

А/01.6 Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды*

Соблюдение требований  техники безопасности  и Сан ПиН в процессе осуществления образовательной деятельности.

Изготовление средств обучения (наглядных пособий)  к уроку в соответствии с методическими требованиями

ИА - экзамен (квалификационный) в форме практического задания.

ПА - ДЗ ПП.

А/01.6-4 Планирование и проведение учебных занятий

Планы (технологические карты)  урока составленные в соответствии с   методическими требованиями, нормативным документами и современным тенденциям в сфере начального общего образования.

ИА - экзамен (квалификационный) в форме практического задания.

ПА - ДЗ ПП.

А/01.6-5 Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению

Анализ и самоанализ уроков, выполненный в соответствии с методическими требованиями.

ПА - ДЗ ПП.

А/01.6 - 6 Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образователь

ной программы обучающихся

Применение разнообразных форм и методов контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС и реальными учебными возможностями детей

ТА - ПП

ПА - ДЗ ПП.

А/01.6-7 Формирование универсальных учебных действий  

Планирование и проведение уроков с учетом формирования универсальных учебных действий  у обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС и учебными возможностями детей.

ТА - ПП

ПА - ДЗ ПП.

А/01.6-9 Формирование мотивации к обучению

Использование приемов, способствующих мотивации  к обучению при планировании  и проведении уроков и внеурочной деятельности..

ТА - ПП

ПА - ДЗ ПП.

А/01.6-10 Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

Применение тестирования и других форм и методов контроля знаний обучающихся и их оценивание в соответствии с требованиями ФГОС и реальными учебными возможностями детей

ТА - ПП

ПА - ДЗ ПП.

А/02.6-1 Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

Соблюдение требований  техники безопасности, СанПиН, применение здоровьесберегающих технологий в процессе профессиональной деятельности (инструктаж по технике безопасности, наблюдение за правильной посадкой детей, проведение физминуток, чередование видов деятельности и т.д.)

ТА - ПП

ПА - ДЗ ПП.

А/02.6-2 Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной  деятельности

Использование современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы в процессе профессиональной деятельности.

ПА - ДЗ ПП.

А/02.6-4 Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации

Соблюдение требований  техники безопасности  и правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации в процессе осуществления образовательной деятельности.

ТА - ПП

ПА - ДЗ ПП.

А/02.6-6 Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)

Использование в процессе обучения различных видов деятельности ребенка в соответствии с их воспитательными возможностями.

ТА - ПП

ПА - ДЗ ПП.

А/02.6-9 Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации

Использование ситуаций и событий, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации в процессе планирования и осуществления образовательной деятельности

ТА - ПП

ПА - ДЗ ПП.

А/02.6-10 Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

Применение в профессиональной деятельности методов и приемов, способствующих развитию у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формированию гражданской позиции, способностей  к труду и жизни в условиях современного мира, формированию  у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

ТА - ПП

ПА - ДЗ ПП.

А/03.6 -2 Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе*

Учет показателей психологически безопасной и комфортной среды развития ребенка в соответствии с нормативными документами  с учетом  возрастных и индивидуальных особенностей детей, формирование   у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни в процессе образовательной деятельности

ПА - ДЗ ПП.

А/03.6-6 Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума*

Применение в профессиональной деятельности рекомендаций и консультаций с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка в процессе образовательной деятельности

ПА - ДЗ ПП

А/03.6-7 Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка*

Разработка примерных программ индивидуального развития ребенка с учетом особенностей социальной ситуации и реальными учебными возможностями детей

ПА - ДЗ ПП

В/02 6-1 Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной*

Наблюдение и анализ образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной

В/02.6-3 Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования *

Планирование и проведение уроков с учетом формирования метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий  у обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС и учебными возможностями детей.

ПА - ДЗ УП

В/02.6-5 Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника*

Наблюдение и анализ образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника.

ПА – ДЗ УП

В/02.6-7 Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе *

Учет пропедевтического значения изучаемого материала, применение тестирования, объективное выставление оценки  с комментированием с учетом критериев оценивания, особенностей предмета, неравномерности индивидуального психического развития детей; проведение рефлексии.

ТА - ПП

ПА - ДЗ ПП.

В/03.6-3 Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся*

Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработка индивидуального образовательного маршрута и примерных программ индивидуального развития ребенка с учетом особенностей социальной ситуации и реальными учебными возможностями детей

В/03.6-4 Методика обучения продуктивным видам деятельности

Реализация форм и методов обучения продуктивным видам деятельности при осуществлении процесса обучения

ПА - ДЗ ПП.

В/03.6- Организация олимпиад, конференций, турниров*

Организация и проведение внеурочных мероприятий, олимпиад, конференций, турниров.

ПА - ДЗ ПП.

WS - демонстрация умения подготовить и провести урок определенного типа

Урок спланирован и проведен в соответствии с методическими требованиями с учетом особенностей предмета и программы обучения.

ПА - ДЗ ПП.

WS - демонстрация умения подготовить и провести занятие по внеурочной деятельности по определенному направлению

Занятие по внеурочной деятельности спланированное  и проведенное в соответствии с методическими требованиями с учетом воспитательных возможностей  данного направления деятельности,  возрастных и индивидуальных особенностей детей.

ПА - ДЗ ПП.

WS - демонстрация умения организовать продуктивное взаимодействие с учащимися (родителями, сотрудниками образовательной организации) в короткий промежуток времени

Составление педагогической характеристики ребенка и ознакомление с ней родителей ?

Организация и проведение родительского собрании по выбранной теме  с целью решения образовательных и воспитательных задач.

ПА - ДЗ ПП.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Суммирующее оценивание всех показателей деятельности студента за период обучения.

ИА - экзамен (квалификационный) в форме портфолио.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Выбор метода и способа решения профессиональных задач с согласно заданной ситуации.

Оценка эффективности и качества выполнения согласно заданной ситуации.

ПА – дифференцированный зачет в форме теоретического задания;

ИА - экзамен (квалификационный) в форме практического задания.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области начального образования.

ТА - формализованное наблюдение на УП;

ПА –  дифференцированный зачет по  УП;

ИА - экзамен (квалификационный) в форме портфолио

Осуществлять поиск, анализ  и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных  задач, профессионального и личностного развития

Информация, подобранная из разных источников в соответствии с заданной ситуацией

ПА – экзамен в форме теоретического задания;

ИА - экзамен (квалификационный) в форме портфолио.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования  профессиональной деятельности

Моделирование профессиональной деятельности с помощью прикладных программ продуктов в соответствии с заданной ситуацией

ПА – ДЗ УП.

ИА - экзамен (квалификационный) в форме портфолио.

Работать в коллективе и  команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнёрами

Демонстрация собственной деятельности в условиях коллективной и командной работы в соответствии с заданной ситуацией

ТА - формализованное наблюдение на УП;

ПА –  дифференцированный зачет по  УП;

ИА - экзамен (квалификационный) в форме портфолио

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Демонстрация собственной работы в роли организатора  деятельности  обучающихся.

ПА –  дифференцированный зачет по  УП;

ИА - экзамен (квалификационный) в форме портфолио 

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

 Оценка студентом собственного  уровня профессионального и личностного развития.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий

Анализ инноваций в области профессиональной деятельности.

ПА –  дифференцированный зачет по  УП;

ИА - экзамен (квалификационный) в форме портфолио

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

Способность осуществлять

профилактику травматизма.

Готовность обеспечить охрану жизни и здоровья детей.

ПА –  дифференцированный зачет по  УП;

ИА - экзамен (квалификационный) в форме портфолио

Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, её регулирующих

Содержание профессиональной деятельности в области

начального общего образования.

ПА –  дифференцированный зачет по  УП;

ИА - экзамен (квалификационный) в форме портфолио

В/02.6 Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

Профессиональная деятельность осуществляется с соблюдением правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

ПА –  дифференцированный зачет по  УП;

ИА - экзамен (квалификационный) в форме портфолио


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа профессионального развития педагога на 2015 -2020 г.г.

Индивидуальная  программа профессионального развития мастера производственного обучения на 2015 -2020 г.г....

Рабочая программа 2018-2020 год

Настоящая  программа курса математики для 5-6 классов продолжает соответствующую программу начальной школы и ставит перед собой главной целью формирование у школьников основ научного (математичес...

«Ступени роста:от студенческого творчества–к профессиональному мастерству–2020»:материалы заочной Всероссийской студенческой научно-практической конференции.Май 2020 г./Лискинский промышленно-транспортный техникум имениА.К.Лысенко.-Лиски, 2020

Ананин К.А., Завьялова С.В.Размышляя о войне. С. 160Веселов Д.А., Завьялова С.В. Молодежь и карьера. С. 179Ксюнов С.В., Завьялова С.В. Правильный выбор профессии - путь к успеху. С. 183Мигунова К.Р., ...

Филиал ФГБОУ ВО "Самарский государственый университет путей сообщения" в г. Казани. Сборник статей по итогам III международной научно-практической студенческой конференции "Актуальные проблемы транспортной отрасли" 25.05.2020 г.-29.05.2020 г. Казань, 2020

Мигунова К.Р., Завьялова С.В. Востребованность профессии машиниста - поезда в настоящее время. С. 77Архипова А.С., Завьялова С.В. Имена, личности судьба, которых связана с Горьковской железной дорогой...

Рабочие программы за 2020 - 2021 учебный год

Рабочие программы профессионального модуля разработанные  на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 Техни...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по платным образовательным программам 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по платным образовательным услугам2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД...