"Путешествие в мир химии для младших школьников"
план-конспект занятия
Все, что мы видим вокруг в повседневной жизни: одежда, еда, предметы быта – все это состоит из химических элементов. Предмет «химия» младшие школьники еще не начинали изучать, но им очень интересно немного узнать об основных химических веществах, которые окружают их. Эта тема является достаточно актуальной, так как многие свойства элементов можно изучить с помощью подручных средств, которые найдутся в каждом доме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korotoyakskaya_a._s.docx | 28.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Название работы: Методическая разработка занятия естественнонаучной направленности «Путешествие в мир химии» для младших школьников.
Автор: Коротоякская Анастасия Сергеевна, педагог дополнительного образования
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей города Иркутска «Станция юных натуралистов» (МАУДО г. Иркутска СЮН)
Введение
Снижение мотивации к изучению отдельных естественных дисциплин в средней школе, в частности химии, предопределило включение в систему дополнительного образования со школьниками занимательных и познавательных опытов и экспериментов.
Являясь педагогом дополнительного образования, я пытаюсь проявить интерес к познанию у школьников начальных классов через любознательность и любопытство. Получая новую информацию, они стремятся узнать как можно больше, задавая много вопросов. И совсем не обязательно им давать решать сложные головоломки и задачи, говорить о научных теориях, гипотезах и экспериментах ученых. Окружающий мир так интересен, что малышам хочется знать «отчего и почему».
На станции юных натуралистов, педагогом на которой я работаю, есть все необходимые условия для развития естественнонаучного потенциала ребенка. В нашем учреждении педагоги самостоятельно создают авторские программы, направленные непосредственно на интересы ребенка. В основном, учащимся предоставляется больше практических занятий, что для них наиболее интересно. Родители нередко приводят своего ребенка со словами «Ему нравится все, что нас окружает, растения, животные, хотели бы у вас заниматься».
Мной была разработана дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие в мир экологии». Она разделена на различные блоки, включая начальные ступени биологии, экологии, зоологии, химии. В каждом блоке программы предусмотрена большая практическая часть, где ребята могут изучать естественнонаучные дисциплины посредством экспериментов и опытов.
Есть такая пословица «В неведомом таится великая сила». Так вот это неведомое нужно раскрыть малышам ещё в начальной школе. Не нужно бояться экспериментировать, чтобы подтолкнуть детскую любознательность.
Наши занятия длятся достаточное время, в связи с этим ребята успевают прослушать теорию и приступить к практике.
При проведении интересных опытов с различными веществами у детей развивается познавательный интерес к изучению окружающего мира, мотивация к обучению, начинают формироваться экспериментальные умения. Всегда помните китайскую мудрость: «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю».
На занятиях мы даем возможность ребенку самому провести опыт, объяснить причину того или иного явления, «подогреть» интерес в познании явлений окружающего мира, у них развивается воображение и желание экспериментировать. И в итоге, наши учащиеся с желанием занимаются в объединениях станции юных натуралистов и впоследствии участвуют в научно-практических конференциях.
Актуальность: Все, что мы видим вокруг в повседневной жизни: одежда, еда, предметы быта – все это состоит из химических элементов. Предмет «химия» младшие школьники еще не начинали изучать, но им очень интересно немного узнать об основных химических веществах, которые окружают их. Эта тема является достаточно актуальной, так как многие свойства элементов можно изучить с помощью подручных средств, которые найдутся в каждом доме. Я надеюсь, что смогу вдохновить еще совсем юных ученых на познание мира вокруг нас.
Цель: формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.
Задачи:
- познакомить учащихся, как можно использовать опыт в экспериментальной деятельности;
- вовлечь детей в совместное проведение опытов, знакомящих их с разными свойствами предметов;
- воспитать у детей интерес к экспериментально-исследовательской деятельности.
- развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом в повседневной жизни.
Основная часть
Итак, от теории к практике: хотелось бы представить свой опыт, как я провожу занятия на одном излюбленном учащимися тематическом блоке, который называется «Химическая лаборатория».
Давайте немного окунемся с вами в детство. Так как ребятам немного скучно слушать теоретическую часть, я предлагаю им представить себя учеными.
И начинаю рассказ: «Я очень рада видеть вас на базе интеллектуального центра «Юный ученый» в Исследовательской лаборатории «Чудеса химии» здесь изучают основы химии, проводят интересные опыты и эксперименты.
В восьмом классе вы будете изучать новый для вас предмет – химию. Наверно, вы слышали и раньше слова «химия», «химик», «химический». Очень часто употребляя слово «химическое вещество», понимают при этом что-то не очень хорошее, полученное искусственным путем, небезопасное для здоровья человека. Но это не так. Человек сам состоит из этих химических веществ, некоторыми мы дышим, их едим и пьем»”
Давайте немного окунемся с вами в детство и вспомним:
- Кто из вас помнит, что такое вещество? (то, из чего состоят тела, предметы)
- Приведите примеры тел и веществ, из которых они состоят (деревянная линейка– из дерева, ластик –из резины и т.д.)
- Какими веществами вы пользуетесь дома? (вода, соль, сахар)
- Вещество нужное вам для дыхания? (кислород)
- Вещество, которое мы выдыхаем? (углекислый газ)
- А воздух это вещество? (нет, это смесь газов)
Молодцы! Вы много знаете о веществах. И еще много узнаете на уроках химии.
- Что же такое химия?
Химия – наука интересная, но она требует серьезного отношения к себе. Тот, кто изучит основы химии, получит возможность добывать нужные людям вещества.
Химия – это наука, которая творит чудеса. Сейчас мы в этом убедимся. Но запомните: в химии есть законы, которые необходимо соблюдать и в жизни. Нельзя пробовать незнакомые вещества, нюхать, трогать руками.
- Как вы думает почему? (так как вещества бывают разные, ядовитые, едкие, могут вызвать ожоги, испортить одежду)
В средние века жили люди, которые много времени проводили в небольших лабораториях, получая различные вещества. Это были алхимики. Алхимики пытались превратить металлы в золото. Цари и короли держали их при своих дворах. Но им не повезло – они не научились превращать металлы в золото и алхимию запретили, а алхимиков обвиняли в колдовстве и сжигали на кострах.
Науку запретить нельзя, поэтому ученые отбросили от слова «алхимия» – «ал» и получили новое название «химия». Так называется наука, изучающая окружающие нас вещества, а также их свойства и превращения.
Я предлагаю вам самим провести интересные опыты:
Опыт №1
Опыт по обесцвечиванию (раствор марганцовки, уксус, перекись водорода)
Ход работы:
Наливаем в пустой стакан 50 г раствора марганцовки (ярко-малиновый цвет).
Добавляем в него 1 ч.л. уксуса (прозрачный цвет). Жидкость окраски не поменяла - все такая же ярко-малиновая.
А теперь добавьте в нее пол чайной ложки перекиси. Прямо у вас на глазах жидкость начнет светлеть! И уже буквально через минуту в стакане будет кристально-прозрачная вода!
Опыт №2 «Многослойная жидкость»
Вам понадобится: Растительное масло, фруктовый сок, спирт, высокая стеклянная посуда.
Ход работы: смешиваем жидкости между собой и наблюдаем.
Опыт №3 «Самонадувающийся шарик»
Вам понадобится:
воздушные шарики
пластиковая бутылка
бытовая воронка
уксус
пищевая сода
Ход работы: чтобы показать ребенку этот забавный эксперимент, заполните бутылку уксусом на 1/3. Поставьте воронку и засыпьте в бутылку 3-4 ч. л пищевой соды. Теперь быстро натяните воздушный шарик на горлышко и наблюдайте, как он надувается без чьей-либо помощи!
Опыт № 4 «Молочные чернила»
Если писать на обычной бумаге с помощью кисточки или ватной палочки, смоченной в молоке, то после высыхания надпись становится бесцветной. Проявляется под воздействием высокой температуры – для этого бумагу нужно прогладить утюгом.
Думаю, старшее поколение хорошо знает этот способ по школьным рассказам о том, как дедушка-Ленин в тюрьме делал чернильницу из хлебного мякиша и писал на волю свои послания молоком. И это не легенда – действительно, в среде революционеров этот способ писать секретные послания был в ходу!
Итак, мы убедились в том, что химия – наука, которая творит чудеса. И как любая наука, химия требует к себе ответственного отношения. И только непосвященным чудеса химии кажутся чудесами.
Выводы
Эксперименты довольно простые, но доставляют массу положительных эмоций. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
Наши занятия на этом не заканчиваются, мы изучаем свойства воздуха, воды и почвы, проводим эксперименты и с этими объектами.
Таким образом, я считаю целесообразным заинтересовать детей химией как можно раньше. Для этого можно использовать простые химические опыты и эксперименты. Химия – это основополагающая наука естественного цикла. Человек живет в мире веществ, ему просто необходимо знать вещества, их свойства, явления, происходящие при взаимодействии веществ, чтобы не навредить ни себе, ни окружающим его людям, ни природе.
Будущие маленькие исследователи и фантазёры – это будущее нашей науки!
Список литературы:
- Сухова Т.С., Строганов В.И. Природа: Введение в биологию и экологию. 5 класс – М.: Вентана-Граф, 2004.
- Рютин В. В., Азбука науки для юных гениев – М.: Центрполиграф, 2016.
- http://www.alto-lab.ru/knigi-po-himii/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства логопедической ритмики для снятия умственного напряжения в процессе обучения младших школьников
Упражнения на развитие общей моторики. Детям младшего школьного возраста в силу психофизиологических особенностей с трудом удается удерживать достаточно высокий уровень умственного напряжен...
«Использование ИКТ в обучении младших школьников»
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требует от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жи...
Проект «Коррекция агрессивного поведения младших школьников»
Данный проект предназначен для работы учителей начальных классов, психологов и социальных педагогов с агрессивными младшими школьниками....
сценарий театрализованного новогоднего представления для младших школьников "Волшебное зеркало Дракона"
Увлекательное приключение новогоднего Шарика,Снеговика, Мороженого, Валенков, Деда Мороза и Снегурочки. С интересными игровыми моментами и весёлыми танцами....
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников
В сборнике представлены материалы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников в свете введения стандартов второго поколения.Пособие печатается по итогам проведения районн...
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников
В сборнике представлены материалы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников в свете введения стандартов второго поколения.Пособие печатается по итогам проведения районн...
Анализ объёма письменных работ младших школьников
Предлагаю диагностики для анализа письменных работ детей, имеющих недостатки чтения и письма...