программа для кружка "Экология человека"
рабочая программа
Программа экологического кружка составлена в соответствии с общим планом
учебно – воспитательной работы колледжа, а также рекомендациями городской предметной цикловой комиссии преподавателей гигиены и экологии человека.
Деятельность, запланированная на занятиях экологического кружка, выполняет функцию углубленного изучения экологии человека и профориентации обучающихся 2 курса. Курс рассчитан на 36 часов. Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями, опытами. Основное время работы кружка отведено темам, связанные с изучением санитарно-гигиенической оценкой факторов окружающей среды, что позволяет рассматривать курс в качестве вводной, пропедевтической дисциплины в общей системе подготовки медицинских сестер. В разделе особое место отведено изучению эндемических заболеваний, знания которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности человека, сохранения и укрепления здоровья населения, обеспечения высокой степени санитарного благоустройства населенных пунктов, создания санитарных условий для проживания и удовлетворения народнохозяйственных нужд общества. Расширяются представления обучающихся о шумовых загрязнениях, воздуха, воды, почвы. В рабочей программе наряду с практическими занятиями планируется самостоятельная работа обучающихся (10 часов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_veretehina_a.m._2020_-_2021_uch.god_.docx | 34.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент здравоохранения города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж №2»
Программа кружка
Экология человека
Руководитель
преподаватель
Веретехина А. М.
Специальность
34.02.01 Сестринское дело
2020
Одобрено | Рассмотрено и утверждено |
ЦМК № __1_ «Дисциплин общеобразовательного цикла» | Методическим советом ГБПОУ ДЗМ «МК № 2» Протокол № _______ от « ____»___________ 2020 г. |
Протокол № _______ | |
от « »г. | |
Председатель | |
Якунина Н. Н. /_______________ | |
Согласовано | |
Заместитель директора по учебной работе | |
Воронова Е.В./______________ |
УСТАВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА
- Экологический кружок организован с целью интеграции основ экологических знаний с медицинским профилем обучения.
- Органом управления является руководитель (преподаватель гигиены и экологии человека) экологического кружка и совет актива.
- Членами экологического кружка могут стать обучающие 2 курса, желающие больше знать об экологии человека и медицине.
- Работа кружка организуется во внеурочное время удобное для обучающихся.
- Работа в кружке проводится как групповая, так и индивидуальная.
- На занятиях кружка организуется теоретическая, исследовательская, экскурсионная или лабораторная работа.
- С учетом выполнения задания, на занятиях кружка, обучающие обязаны соблюдать правила поведения и безопасности жизнедеятельности, правила пожарной безопасности (не пользоваться воспламеняющими предметами и веществами).
- При работе с лабораторными предметами необходимо содержать рабочее место в чистоте и исправности. По окончании работы все предметы убрать на места хранения.
- Члены экологического кружка принимают участие в акциях по охране здорового образа жизни.
- По желанию студенты могут защищать исследовательские темы на конференциях.
- Все коллективные мероприятия, с выходом за пределы колледжа, осуществляются только с руководителем экологического кружка.
- Члены экологического кружка могут выйти из его состава по собственному желанию
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа экологического кружка составлена в соответствии с общим планом
учебно – воспитательной работы колледжа, а также рекомендациями городской предметной цикловой комиссии преподавателей гигиены и экологии человека.
Деятельность, запланированная на занятиях экологического кружка, выполняет функцию углубленного изучения экологии человека и профориентации обучающихся 2 курса. Курс рассчитан на 36 часов. Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями, опытами. Основное время работы кружка отведено темам, связанные с изучением санитарно-гигиенической оценкой факторов окружающей среды, что позволяет рассматривать курс в качестве вводной, пропедевтической дисциплины в общей системе подготовки медицинских сестер. В разделе особое место отведено изучению эндемических заболеваний, знания которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности человека, сохранения и укрепления здоровья населения, обеспечения высокой степени санитарного благоустройства населенных пунктов, создания санитарных условий для проживания и удовлетворения народнохозяйственных нужд общества. Расширяются представления обучающихся о шумовых загрязнениях, воздуха, воды, почвы. В рабочей программе наряду с практическими занятиями планируется самостоятельная работа обучающихся (10 часов).
ЦЕЛЬ РАБОТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА:
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА С МЕДИЦИНСКИМ ПРОФИЛЕМ ОБУЧЕНИЯ.
ПРИОРЕТЕТНЫМИ ЗАДАЧАМИ ПРОГРАММЫ ЯВЛЯЮТСЯ:
- Осуществление практического изучения влияния окружающей среды на здоровье человека
- Выработка у обучающихся навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
При составлении программы использованы ПРИНЦИПЫ:
- Доступность материала, углубление материала «от известного к неизвестному»
- Принцип связи теории с практикой (отработка навыков и умений наблюдения, описания, анализа исследовательской работы, умение работать с микроскопом и препаратами).
- Принцип систематичности и последовательности, (преемственности).
- Использовать индивидуальный, групповой подход в условиях коллективной работы, в виде докладов, рефератов, индивидуальных проектов, презентаций.
- Принцип научности: обучающиеся включаются в процесс самостоятельного исследования, наблюдения, работа с литературой.
- Принцип сознательности и активности приобретения знаний опирается на интерес обучающихся к дополнительному материалу.
ФОРМЫ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА:
- Сообщения обучающихся о результатах своих наблюдений.
- Презентации.
- Индивидуальные проекты.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Реализация программы способствует развитию и накоплению конкретных знаний по гигиене и экологии человека. Кроме того, поможет формировать такие качества, как дружба, коллективизм, через групповые формы работы, участие в «днях Здоровья», агитационной работе по соблюдению личной гигиены, участие в научно-практических конференциях.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
Курса осуществляется через
- Библиотека (биологическая, экологическая, методическая литература)
- Коллекция видеофильмов по темам курса, презентации
- Препараты, микроскопы
ЛИТЕРАТУРА:
Для преподавателя
- Гигиена и экология человека. Учебник Крымская И. Г. Ростов на Дону: Феникс, 2019;
- Гигиена и экология человека. Учебник Пивоваров Ю. П., Королик В. В., Подунова Л. Г.
- Журнал «Медицина» http://medicine.belmapo.by
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
Окружающая среда и здоровье человека
№ | Наименование тем | максимальная нагрузка | количество аудиторных часов | самостоя тельная работа |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 (теоретическое занятие) | |
2 | Гомеостаз и адаптации человека | 6 | 2 (теоретическое занятие) 2 (практическое занятие) | |
3 | Экология звука и его влияние на здоровье человека | 1 | 1 (теоретическое занятие) | |
4 | Состояние окружающей среды и здоровье человека | 6 | 2 (теоретическое занятие) 2 (практическое занятие) | 2 |
5 | Экологические проблемы атмосферы | 2 | 2 (теоретическое занятие) | |
6 | Экологическое качество воды | 8 | 2 (теоретическое занятие) 4 (лабораторная работа) | 2 |
7 | Значение питательных веществ для жизни человека | 6 | 2 (теоретическое занятие) 2 (практическое занятие) | 2 |
8 | Эндемические заболевания | 6 | 2 (теоретическое занятие) 2 (практическое занятие) | 2 |
9 | Факторы риска и экологическая безопасность | 6 | 2 (теоретическое занятие) 2 (практическое занятие) | 2 |
10 | Защита учебной исследовательской работы, участие в научно – практической конференции | 8 | 2 (теоретическое занятие) 4 (практическое занятие) | 2 |
Всего: 50 18 (теоретических) 14
18 (практических)
Теоретическое занятие №1 Тема. Вводное занятие - сентябрь
Цель: Ознакомление обучающихся с особенностями кружковой работы, овладение знаниями по основным экологическим понятиям.
Содержание: Объект изучения экологии человека живая природа. Признаки живых организмов.
Многообразие живых организмов. Общие закономерности биологии. Вклад биологии в медицину. Демонстрация основных царств органического мира, методах научного познания в ходе экологической игры. Выбор актива биологического кружка, распределение обязанностей. Замечание и пожелания по работе кружка.
Теоретическое занятие №2 Тема. Гомеостаз и адаптации человека – октябрь.
Цель: Определить основные механизмы внутренней среды организма.
Содержание: Обеспечение гомеостаза функциональными системами. Организм человека как саморегулирующая система.
Теоретическое занятие №3. Тема. Экология звука и его влияние на здоровье человека». Цель: Выяснить вредное воздействия шума на организм человека – октябрь.
Содержание: Акустическое загрязнение. Негативное влияние шума на здоровье человека. Меры по борьбе с шумовым загрязнением.
Теоретическое занятие №4. Тема. Состояние окружающей среды и здоровье человека – ноябрь.
Цель: изучить влияние окружающей среды на здоровье человека.
Содержание: Экологические заболевания. Экологическая эпидемиология.
Теоретическое занятие №5. Тема. Экологические проблемы атмосферы – декабрь.
Цель: формирование представления о «парниковом эффекте», кислотных дождях, озоновых «дырах», причинах их возникновения и пути решения.
Содержание: Экологические проблемы атмосферы. Основные загрязнители воздуха и воздействие на людей, растения и материалы. Загрязняющие вещества. Установление стандартов. Основные источники загрязнения и меры борьбы с ними. Проблемы «парникового» эффекта. Озоновые дыры. Проблема кислых осадков. Смог. Загрязнение воздуха в помещениях. Радон -222. Болезни человека, вызванные загрязнением атмосферы.
Теоретическое занятие №6. Тема. Экологическое качество воды – январь.
Цель: Выяснить методы определения качества воды и значение воды для здоровья человека.
Содержание: Представление о методах определения качества воды и мониторинга водных объектов. Вода и здоровье человека. Качество питьевой воды. ПДК загрязняющих веществ. Способы очистки питьевой воды. Использование воды человеком. Промышленное загрязнение природных вод. Очистка и обеззараживание сточных вод.
Теоретическое занятие №7 Тема. Значение питательных веществ для жизни человека - февраль
Цель: изучить основные принципы рационального питания.
Содержание: Здоровое питание. Влияние пищи на организм. Сбалансированное питание.
Теоретическое занятие №8 Тема. Эндемические заболевания - март
Цель: Овладение обучающимися знаний об эндемичных заболеваний
Содержание: Эндемические заболевания. Примеры эндемических заболеваний
Теоретическое занятие № 9 Факторы риска и экологическая безопасность – апрель.
Цель: Определить факторы риска и познакомить учащихся с правилами защиты организма от вредных веществ.
Содержание: Экологический риск. Классификация факторов риска. Влияние факторов риска на иммуно-биохимические реакции организма человека.
Теоретическое занятие №10 Защита учебной исследовательской работы – май.
Цель: Решение обучающимися творческой, исследовательской задачи
Содержание: Фазы проектирования (подготовка исследования), проведение исследования. Работа с различными источниками, анализ, систематизация, логическая структура теоретической части исследования. Оформление результатов.
Содержание практического занятия №1
Современные концепции оптимального функционирования системы «окружающая среда – здоровье человека». Презентация. Сентябрь.
Содержание практического занятия №2
Сбор информации по теме «Экологические проблемы атмосферы», подготовка к проектной работе «Изучение микрофлоры воздуха в колледже». Октябрь.
Содержание практического занятия №3
Методы оценки воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Биомониторинг. Презентация. Октябрь.
Содержание практической работы №4
Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции. Презентация. Ноябрь.
Содержание практического занятия №5
Защита проектной работы «Изучение микрофлоры воздуха в колледже». Декабрь.
Содержание практического занятия №6
Экскурсия в музей воды. Отчет по экскурсии. Январь.
Содержание практического занятия №7
Изучение бактериального состава кисломолочных продуктов. Февраль.
Содержание практического занятия №8
Встреча с врачом: «Эндемические заболевания». Отзыв о встрече. Март.
Содержание практического занятия №9
Доклады, сообщения, презентации «Экологическая безопасность и здоровье человека». Апрель.
Содержание практического занятия №10
Участие в итоговой научно – практической конференции «Студент – исследователь».
Защита учебной исследовательской работы. Май.
Виды самостоятельных работ обучающихся:
- Доклад «Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Закаливание»
- Заполнение таблицы «Этапы антропогенеза»
- Презентация «Внешнее воздействия на слух и орган равновесия»
- Реферат «Влияние климатических факторов на здоровье»
- Сообщение «Правильное дыхание»
- Реферат «Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях»
- Доклад «Иммунитет и здоровье»
- Презентация «Рациональное питание и культура здоровья»
- Отчеты о экскурсии в музей воды.
- Отчет о встречи с врачом – инфекционистом
- Защита проектов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Анатомия и физиология человека"
Рабочая ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА» Специальность 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО...
Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060501 "Сестринское дело" за 2012-2013г.
Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060501 "Сестринское дело" Федерального Государственного Обраовательного Станда...
Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060101 "Лечебное дело" за 2012-2013г.
Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060101 "Лечебное дело" Федерального Государтсвенного Образовательного Стандарт...
Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060501 "Сестринское дело" за 2013-2014г.
Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060501 "Сестринское дело" Федерального Государственного Образовательного Станд...
Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060101 "Лечебное дело" за 2013-2014г.
Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060101 "Лечебное дело" Федерального Государственного Образовательного Стандарт...
Методическая разработка интегрированного занятия по программе «Профитроль» Тема: «Человек-техника»
Познакомить и заинтересовать учащихся в предложенном профессиональном направлении. Развитие у обучающихся мотивации к изучению и выполнению правил дорожного движения, норм безопасного повед...
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...