программа для кружка "Экология человека"
рабочая программа

Веретехина Анна Михайловна

 

 

Программа экологического кружка составлена в соответствии с общим планом

 учебно  – воспитательной работы колледжа, а также рекомендациями городской предметной цикловой комиссии преподавателей гигиены и экологии человека.

Деятельность, запланированная на занятиях экологического кружка, выполняет функцию углубленного изучения экологии человека и профориентации обучающихся 2 курса. Курс рассчитан на 36 часов. Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями, опытами. Основное время работы кружка отведено темам, связанные с изучением санитарно-гигиенической оценкой факторов окружающей среды, что позволяет рассматривать курс в качестве вводной, пропедевтической дисциплины в общей системе подготовки медицинских сестер. В разделе особое место отведено изучению эндемических заболеваний, знания которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности человека, сохранения и укрепления здоровья населения, обеспечения высокой степени санитарного благоустройства населенных пунктов, создания санитарных условий для проживания и удовлетворения народнохозяйственных нужд общества. Расширяются представления обучающихся о шумовых загрязнениях, воздуха, воды, почвы.  В рабочей программе наряду с практическими занятиями планируется самостоятельная работа обучающихся (10 часов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_veretehina_a.m._2020_-_2021_uch.god_.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №2»

Программа кружка

 Экология человека

Руководитель

преподаватель

Веретехина А. М.

Специальность

34.02.01 Сестринское дело

2020

Одобрено

 Рассмотрено и утверждено

ЦМК № __1_

«Дисциплин общеобразовательного цикла»

Методическим советом

ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»

Протокол № _______

от « ____»___________ 2020 г.

Протокол № _______

от «   »г.

Председатель

Якунина Н. Н. /_______________

Согласовано

Заместитель директора по учебной работе

Воронова Е.В./______________

УСТАВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА

  • Экологический кружок организован с целью интеграции основ экологических знаний с медицинским профилем обучения.
  • Органом управления является руководитель (преподаватель гигиены и экологии человека) экологического кружка и совет актива.
  • Членами экологического кружка могут стать обучающие 2 курса, желающие больше знать об экологии человека и медицине.
  • Работа кружка организуется во внеурочное  время удобное для обучающихся.
  • Работа в кружке проводится как групповая, так и индивидуальная.
  • На занятиях кружка организуется теоретическая, исследовательская, экскурсионная или лабораторная работа.
  • С учетом выполнения задания, на занятиях кружка, обучающие обязаны соблюдать  правила поведения и безопасности жизнедеятельности, правила пожарной безопасности (не пользоваться воспламеняющими предметами и веществами).
  • При работе с лабораторными предметами необходимо содержать рабочее место в чистоте и исправности. По окончании работы все предметы убрать на места хранения.
  • Члены экологического кружка принимают участие в акциях по охране здорового образа жизни.
  • По желанию студенты могут защищать исследовательские темы          на конференциях.
  • Все коллективные мероприятия, с выходом за пределы колледжа, осуществляются только с руководителем экологического кружка.
  • Члены экологического кружка могут выйти из его состава по собственному желанию

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа экологического кружка составлена в соответствии с общим планом

 учебно  – воспитательной работы колледжа, а также рекомендациями городской предметной цикловой комиссии преподавателей гигиены и экологии человека.

Деятельность, запланированная на занятиях экологического кружка, выполняет функцию углубленного изучения экологии человека и профориентации обучающихся 2 курса. Курс рассчитан на 36 часов. Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями, опытами. Основное время работы кружка отведено темам, связанные с изучением санитарно-гигиенической оценкой факторов окружающей среды, что позволяет рассматривать курс в качестве вводной, пропедевтической дисциплины в общей системе подготовки медицинских сестер. В разделе особое место отведено изучению эндемических заболеваний, знания которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности человека, сохранения и укрепления здоровья населения, обеспечения высокой степени санитарного благоустройства населенных пунктов, создания санитарных условий для проживания и удовлетворения народнохозяйственных нужд общества. Расширяются представления обучающихся о шумовых загрязнениях, воздуха, воды, почвы.  В рабочей программе наряду с практическими занятиями планируется самостоятельная работа обучающихся (10 часов).

ЦЕЛЬ РАБОТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА:

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ  ИЗУЧЕНИЯ  ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА С МЕДИЦИНСКИМ  ПРОФИЛЕМ ОБУЧЕНИЯ.

ПРИОРЕТЕТНЫМИ ЗАДАЧАМИ ПРОГРАММЫ ЯВЛЯЮТСЯ:

  • Осуществление практического изучения влияния окружающей среды на здоровье человека
  • Выработка у обучающихся навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

При составлении программы использованы ПРИНЦИПЫ:

  1. Доступность материала, углубление материала «от  известного к неизвестному»
  2. Принцип связи теории с практикой (отработка навыков и умений  наблюдения, описания, анализа исследовательской работы, умение  работать с микроскопом и препаратами).
  3. Принцип систематичности и последовательности, (преемственности).
  4. Использовать индивидуальный, групповой подход в условиях коллективной работы, в виде докладов, рефератов, индивидуальных   проектов, презентаций.
  5. Принцип научности: обучающиеся включаются в процесс самостоятельного исследования, наблюдения, работа с литературой.
  6. Принцип сознательности и активности приобретения знаний опирается на интерес обучающихся к дополнительному материалу.

ФОРМЫ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА:

- Сообщения обучающихся о результатах своих наблюдений.

- Презентации.

- Индивидуальные   проекты.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Реализация программы способствует развитию и накоплению конкретных знаний по гигиене и экологии человека. Кроме того, поможет формировать такие качества, как дружба, коллективизм, через групповые формы работы, участие в «днях Здоровья», агитационной работе по соблюдению личной гигиены, участие в научно-практических конференциях.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Курса осуществляется  через

  • Библиотека (биологическая, экологическая, методическая литература)
  • Коллекция видеофильмов по темам курса, презентации
  •  Препараты, микроскопы

ЛИТЕРАТУРА:

Для преподавателя

  1. Гигиена и экология человека. Учебник Крымская И. Г. Ростов на Дону: Феникс, 2019;
  2. Гигиена и экология человека. Учебник Пивоваров Ю. П., Королик В. В., Подунова Л. Г.
  3. Журнал «Медицина» http://medicine.belmapo.by

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ  КРУЖКА

Окружающая среда и здоровье человека

Наименование тем

максимальная

нагрузка

количество аудиторных часов

самостоя

тельная

работа

1

Вводное занятие

1

1 (теоретическое занятие)

2

Гомеостаз и адаптации человека

6

2 (теоретическое занятие)

2 (практическое занятие)

3

Экология звука и его влияние на здоровье человека

1

1 (теоретическое занятие)

4

Состояние окружающей среды и здоровье человека

6

2 (теоретическое занятие)

2 (практическое занятие)

2

5

Экологические проблемы атмосферы

2

2 (теоретическое занятие)

6

Экологическое качество воды

8

2 (теоретическое занятие)

4 (лабораторная работа)

2

7

Значение питательных веществ для жизни человека

6

2 (теоретическое занятие)

2 (практическое занятие)

2

8

Эндемические заболевания

6

2 (теоретическое занятие)

2 (практическое занятие)

2

9

Факторы риска и экологическая безопасность

6

2 (теоретическое занятие)

2 (практическое занятие)

2

10

Защита учебной исследовательской работы, участие в научно – практической конференции  

8

2 (теоретическое занятие)

4 (практическое занятие)

2

Всего:                                             50                          18  (теоретических)                           14

                                                                                        18 (практических)

Теоретическое занятие №1   Тема. Вводное занятие - сентябрь

Цель: Ознакомление обучающихся  с особенностями кружковой работы, овладение знаниями по основным экологическим понятиям.

Содержание: Объект изучения экологии человека живая природа. Признаки живых организмов.

Многообразие живых организмов. Общие закономерности биологии. Вклад биологии в медицину. Демонстрация основных царств органического мира, методах научного познания в ходе экологической игры. Выбор актива биологического кружка, распределение обязанностей. Замечание и пожелания по работе кружка.

Теоретическое занятие №2 Тема. Гомеостаз и адаптации человека – октябрь.

Цель: Определить основные механизмы внутренней среды организма.

Содержание: Обеспечение гомеостаза функциональными системами. Организм человека как саморегулирующая система.

Теоретическое занятие №3. Тема. Экология звука и его влияние на здоровье человека». Цель: Выяснить вредное воздействия шума на организм человека – октябрь.

Содержание: Акустическое загрязнение. Негативное влияние шума на здоровье человека. Меры по борьбе с шумовым загрязнением.

Теоретическое занятие №4. Тема. Состояние окружающей среды и здоровье человека – ноябрь.

Цель: изучить влияние окружающей среды на здоровье человека.

Содержание: Экологические заболевания. Экологическая эпидемиология.

Теоретическое занятие №5. Тема. Экологические проблемы атмосферы – декабрь.

Цель: формирование представления о «парниковом эффекте», кислотных дождях, озоновых «дырах», причинах их возникновения и пути решения.

Содержание: Экологические проблемы атмосферы. Основные загрязнители воздуха и воздействие на людей, растения и материалы. Загрязняющие вещества. Установление стандартов. Основные источники загрязнения и меры борьбы с ними. Проблемы «парникового» эффекта. Озоновые дыры. Проблема кислых осадков. Смог. Загрязнение воздуха в помещениях. Радон -222. Болезни человека, вызванные загрязнением атмосферы.

 

Теоретическое занятие №6. Тема. Экологическое качество воды – январь.

Цель: Выяснить методы определения качества воды и  значение воды для здоровья человека.

Содержание: Представление о методах определения качества воды и мониторинга водных объектов. Вода и здоровье человека. Качество питьевой воды. ПДК загрязняющих веществ. Способы очистки питьевой воды. Использование воды человеком. Промышленное загрязнение природных вод. Очистка и обеззараживание сточных вод.

Теоретическое занятие №7 Тема. Значение питательных веществ для жизни человека - февраль

Цель: изучить основные принципы рационального питания.

Содержание: Здоровое питание. Влияние пищи на организм. Сбалансированное питание.

Теоретическое занятие №8 Тема. Эндемические заболевания - март

Цель: Овладение обучающимися знаний об эндемичных заболеваний

Содержание: Эндемические заболевания. Примеры эндемических заболеваний

Теоретическое занятие № 9  Факторы риска и экологическая безопасность – апрель.

Цель:  Определить факторы риска и познакомить учащихся с правилами защиты организма от вредных веществ.

Содержание: Экологический риск. Классификация факторов риска. Влияние факторов риска на иммуно-биохимические реакции организма человека.

Теоретическое занятие №10 Защита учебной исследовательской работы – май.

Цель: Решение обучающимися творческой, исследовательской задачи

Содержание: Фазы проектирования (подготовка исследования),  проведение исследования. Работа с различными источниками, анализ, систематизация, логическая структура теоретической части исследования. Оформление результатов.

Содержание практического занятия №1

Современные концепции оптимального функционирования системы «окружающая среда – здоровье человека». Презентация. Сентябрь.

Содержание практического занятия №2

Сбор информации по теме «Экологические проблемы атмосферы», подготовка к проектной работе «Изучение микрофлоры воздуха в колледже». Октябрь.

Содержание практического занятия №3

Методы оценки воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Биомониторинг. Презентация. Октябрь.

Содержание практической работы №4

Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции. Презентация. Ноябрь.

Содержание практического занятия №5

Защита проектной работы «Изучение микрофлоры воздуха в колледже». Декабрь.

Содержание практического занятия №6

Экскурсия в музей воды. Отчет по экскурсии. Январь.

Содержание практического занятия №7

Изучение бактериального состава кисломолочных продуктов. Февраль.

Содержание практического занятия №8

Встреча с врачом:  «Эндемические заболевания». Отзыв о встрече. Март.

Содержание практического занятия №9

Доклады, сообщения, презентации «Экологическая безопасность и здоровье человека». Апрель.

Содержание практического занятия №10

Участие в итоговой научно – практической конференции «Студент – исследователь».

Защита учебной исследовательской работы. Май.

Виды самостоятельных работ обучающихся:

  • Доклад «Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Закаливание»
  • Заполнение таблицы «Этапы антропогенеза»
  • Презентация «Внешнее воздействия на слух и орган равновесия»
  • Реферат «Влияние климатических факторов на здоровье»
  • Сообщение «Правильное дыхание»
  • Реферат «Различия  между людьми, проживающими в разных природных условиях»
  • Доклад «Иммунитет и здоровье»
  • Презентация «Рациональное питание и культура здоровья»
  • Отчеты о экскурсии в музей воды.
  • Отчет о встречи с врачом – инфекционистом
  • Защита проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Анатомия и физиология человека"

Рабочая  ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА» Специальность 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО...

Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060501 "Сестринское дело" за 2012-2013г.

Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060501 "Сестринское дело" Федерального Государственного Обраовательного Станда...

Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060101 "Лечебное дело" за 2012-2013г.

Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060101 "Лечебное дело" Федерального Государтсвенного Образовательного Стандарт...

Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060501 "Сестринское дело" за 2013-2014г.

Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060501 "Сестринское дело" Федерального Государственного Образовательного Станд...

Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060101 "Лечебное дело" за 2013-2014г.

Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060101 "Лечебное дело" Федерального Государственного Образовательного Стандарт...

Методическая разработка интегрированного занятия по программе «Профитроль» Тема: «Человек-техника»

Познакомить и заинтересовать учащихся в предложенном профессиональном направлении.  Развитие у обучающихся мотивации к изучению и выполнению правил дорожного движения, норм безопасного повед...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...