Проектная деятельность как способ повышения мотивации к изучению дисциплины «Математика»
статья
Трефилова Елена Геннадьевна, преподаватель бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Глазовский политехнический колледж».
Об опыте организации проектной деятельности студентов СПО по дисциплине "Математика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_kak_sposob_povysheniya_motivatsii_k_izucheniyu_distsipliny.docx | 16.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как способ повышения мотивации к изучению дисциплины «Математика»
Трефилова Елена Геннадьевна, преподаватель бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Глазовский политехнический колледж».
Всякое знание остается мертвым,
если в учащихся не развивается
инициатива и самодеятельность
Н.А. Умов
Проектная деятельность – это метод обучения, который может быть использован с целью мотивации изучения учебных дисциплин. Проект формирует большое количество умений, формирование в получении которых, в том числе, зависит от умелого руководства педагогом деятельностью студентов. Одним из способов формирования мотивации к изучению дисциплины «Математика» является написание индивидуальных и групповых проектов.
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы – исследовательской, информационной, практической. Наиболее важной частью планирования действий по разрешению проблемы является ступенчатая разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Включает поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы. Результатом работы над проектом является его продукт, который создается участниками проектной группы. Важно научить студентов защищать готовый проект.
Наиболее интересным является практико-ориентированный проект, так как он нацелен на решение конкретных задач, отражающих интересы участников проекта, может быть в реальности использован на практике, способен решить заданную проблему. По учебной дисциплине «Математика» проекты выполняются на 1 курсе, но студентам предлагаются темы, интегрированные с будущей специальностью, профессией. То есть, нацеленность на конечный продукт является хорошим мотивом для изучения математики.
Приведем примеры практико-ориентированных проектов, разработанных совместно со студентами по учебной дисциплине «Математика».
При выполнении проекта «Сахарный диабет в моей семье» обучающаяся специальности «Технология продукции общественного питания» исходила из того, что в ее семье есть родственник, больной сахарным диабетом. Поэтому таблицы расчета хлебных единиц, меню с учетом пожеланий родственника и возможностей семьи актуальны для нее. Цель проекта, разработанного студентом 1 курса специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» «Проект моей мечты», состоял в создании расчёта кирпича для постройки дома. Выполнены расчёты: площадей фундаментов построек, количества кирпича на дом, гараж, веранду. Результатом проекта «Расчет потребления электроэнергии моей квартиры», выполненный группой студентов этой же специальности, стал расчет потребления электроэнергии электроприборами, находящимися в квартире. Практико-ориентированные проекты позволяют заинтересовать студентов не только изучением учебной дисциплины, но и специальности, профессии.
Следующий вид проекта, который актуален при изучении дисциплины «Математика» - исследовательский. По структуре он напоминает научное исследование. Включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др. Хорошим толчком для выполнения таких проектов является анализ практического применения в различных областях жизнедеятельности человека. Так, при выполнении проекта «Великолепный лист Мебиуса» студент выяснил, что лист Мебиуса применяется в следующих отраслях:
1) в технике: например, полоса ленточного конвейера, матричные принтеры, детские заводные игрушки, в метро ручка эскалатора;
2) в литературе: чудесные свойства ленты породили множество фантастических рассказов, в одном из них описывался случай в Нью-Йоркском метро, когда потерялся во времени поезд, отправившийся по пути, замкнутом в ленту Мебиуса;
3) в графическом искусстве: Морис Эшер посвятил несколько своих литографий этому математическому объекту, одна из известных показывает муравьёв, ползающих по поверхности ленты Мёбиуса;
4) в скульптуре: в московской станции метро «Фрунзенская» напротив кинотеатра «Горизонт», есть памятник «Ленте Мёбиуса».
5) в архитектуре: архитектурная кампания DWP Architects специально для вьетнамского города Хошимин разработала проект многофункционального жилого комплекса, в основе лежит лента Мебиуса; построенный в Лондоне Олимпийский велодром имеет контуры, которые можно назвать вариацией на тему листа Мёбиуса и т.д.
Таким образом, интересные факты позволяют привлечь студентов к занятию наукой.
Наиболее распространённый в среде первокурсников - информационный проект. Он направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. По дисциплине «Математика» выполнены проекты: «Призма в нашей жизни», «Виды пирамид», «Производная функции», «История возникновения геометрии», «Шар и сфера», «Старинные меры длины» и т.д.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть викторины, математические игры, квесты, видеофильмы, и др. Примером такого проекта может быть математический вечер.
Итак, привлечение студентов 1 курса к проектной деятельности ценно тем, что в ходе выполнения проектов студенты самостоятельно учатся добывать знания, получают опыт познавательной, практической и учебной деятельности. Если обучающийся получит в колледже исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то ему легче будет адаптироваться в современном обществе, к меняющимся условиям жизни, правильно будет ориентироваться в выбранной специальности и будет жить активной жизнью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Методическая разработка для преподавателей иностранных языковДанная методическая разработка содержит материал для проведения внеклассного мероприятия, олимпиады, ви...
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Методическая разработка для преподавателей иностранных языковДанная методическая разработка содержит материал для проведения внеклассного мероприятия, олимпиады, ви...
Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка
Повышение мотивации...
Работа в школьном музее как способ повышения мотивации изучения английского языка.
Данная работа посвящена роли школьного музея в изучении иностранного языка и его использования для повышения интереса школьника к изучаемым предметам. Так же рассматриваются межпредметные связи в рабо...
ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПУТЕМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Проектная методика вызывает большой интерес у обучающихся нашего техникума, способствует развитию творческой активности и самостоятельности. Использование метода проектов в процессе обучения позволяет...
«Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности учебного процесса. Приемы, формы и методы повышения мотивации студентов на уроках математики».
Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет заду...
Способы повышения мотивации к изучению иностранного языка у студентов СПО.
В презентации выявлены причины невысокого уровня мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей СПО, и предложены формы и методы повышения качества знаний....