Программа «Совершенствование методов обучения и воспитания на уроках биологии».
материал

Савина Светлана Александровна

Описаны методы и технологии обучения,которые применяю при проведениии уроков биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Рославльский многопрофильный колледж»

Программа

 «Совершенствование методов обучения и воспитания на уроках биологии»

                                                            Подготовила:

преподаватель биологии

Савина С.А.

2017 год

Введение

В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей учащихся. Сегодня обучающийся должен получить возможность выбора индивидуальной образовательной траектории. Другими словами, приоритетной задачей образования становится развитие личности учащихся, воспитания у них умений анализировать и принимать ответственные решения. Только в этом случае современное образование становится качественным. Конечно, биологическое образование не является исключением и должно соответствовать ожиданиям общества, развиваться в свете современных тенденций.. Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения. Добиться результата в преподавании биологии можно через современные педагогические технологии.

Понятие образовательной технологии включает в себя систему деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, направленную на достижение образовательного результата, в соответствии с педагогическими принципами и взаимосвязью цель – содержание – методы.

В деятельности педагога по использованию современных образовательных технологий в образовательном процессе выделяются следующие направления:

  • создание и совершенствование условий для эффективной образовательной деятельности;
  • изучение и апробация современных образовательных технологий;
  • разработка и апробация авторских образовательных технологий;
  • внедрение и распространение эффективных образовательных технологий;
  • разработка и внедрение системы оценки эффективности используемых образовательных технологий.

Передо мной  возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности обучающихся.   

Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровье-сбережения.

обучающихся. 

Рассмотрим основные методы обучения, которые применяются в процессе преподавания.

Выделяют следующие методы:

  1. Методы организации деятельности обучающихся (оценка деятельности педагога через деятельность обучающихся на уроке/занятии).
  2.  Методы контроля и самоконтроля.
  3. Методы формирования личностных результатов (методы воспитания).

Первая группа методов показывает умение педагога излагать учебный материал и знакомить обучающихся со способами действий.

 Методы формирования новых знаний и способов действий:

1)Объяснительно-иллюстративный метод: 

рассказ, лекция, изучение литературы, объяснение,

демонстрация, выполнение задания по алгоритму.

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы тренируют память и дают знания, но еще не позволяют в полном объеме развить творческое мышление обучающихся.

2)Проблемный и частично-поисковый:

проблемная или эвристическая беседа, создание ситуации затруднения, постановка проблемы и поиск её решения и т.д.

Благодаря проблемному и частично-поисковому методу обучающиеся приобретают навыки логического, критического мышления, умения формулировать проблему и находить способы ее решения.

3)Исследовательский метод:

решение творческих задач, самостоятельное решение проблем, проведение опытов и наблюдений за природой, классификация, моделирование, проектирование, конструирование, постановка эксперимента и т.д.

При исследовательском методе обучающийся познает принципы и этапы научного исследования. Он не только изучает литературу по теме исследования, но также разрабатывает его план, проверяет собственные гипотезы по решению проблемы и оценивает полученные результаты.

Методы организации деятельности обучающихся:

1)Методы,предполагающие взаимные действия учителя и учащихся:

мозговой штурм, дискуссия, диспут, ролевые игры, метод кейсов, практикум, тренинг, выступление с докладами и т.д.

2)Методы самостоятельной деятельности учащихся:

Выполнение упражнений, сопровождающихся самопроверкой, изучение материалов учебника, действия с моделями, схемами, таблицами, приборами,  лабораторная работа и т.д.

 

Методы контроля и самоконтроля.

К методам контроля и самоконтроля относятся: 

  • тестирование,
  • анкетирование, 
  • викторина,
  • письменные работы, 
  • устные и письменные опросы, 
  • зачет, экзамен и др.  

К методам формирования личностных результатов можно отнести

  • беседу, 
  • убеждение, 
  • внушение, 
  • поручение, 
  • соревнование, 
  • пример, 
  • аналогию, 
  • рефлексивные методы, 
  • воспитывающие ситуации и др.

 Цель моей педагогической деятельности – совершенствование методов обучения и воспитания обучающихся, направленных на достижение современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных образовательных технологий, на которые акцентирует внимание новый стандарт образования.  

На протяжении межаттестационного периода (2017-2019гг.) изучены и реализованы следующие инновационные технологии:

1. Структурно-логические технологии.

Использование современных структурно-логических технологий является одним из важнейших ресурсов повышения качества урока как базовой единицы деятельности учителя. Современные структурно-логические технологии основываются на лучших традициях российского образования, системном подходе и принципах “от простого к сложному”, “от теоретического к практическому”.

Системный подход.

В качестве основной структурно-логической технологии я использую системный подход как эффективную технологию развивающего обучения. Системный подход к обучению позволяет развить у учащихся системное мышление, навыки логического познания, стимулировать деятельностную активность учащихся. Кроме того, системный подход обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала.

В соответствии с технологией системного подхода любой изучаемый биологический объект рассматривается через понятие “системы”. При этом каждая система имеет свою структуру, которая не сводится к сумме частей, а состоит из взаимосвязанных элементов. Понятие “биологическая система” – основа биологического образования, которая дает возможность обеспечить преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях обучения. Уже при изучении биологии в среднем звене частные понятия могут быть сконцентрированы вокруг общих биологических закономерностей, отражающих суть жизни в целом.
Особенность системного подхода в школьном курсе биологии состоит в том, что материал 6-11-х классов рассматривается как единый образовательный курс, что накладывает определенные требования и на содержание учебного материала, и его методическое сопровождение.

Учащимся среднего звена я объясняю понятие “система”. Система (греч. – составленное из частей, соединенное) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Затем учащиеся знакомятся с классификацией систем. Они выделяют живые и неживые системы, естественные (природные) и искусственные (созданные человеком).
Элемент системы – это часть или структурная единица, из множества которых построен изучаемый объект и которая выполняют в данной системе определенную функцию. При этом каждый элемент системы является подсистемой. Биологическая система любого уровня организации – это целое, состоящее из взаимосвязанных частей.

2. Здоровьесберегающие технологии.

Цель: способствование формированию психически устойчивой,  физически развитой,  нравственной личности обучающегося.

Чтобы предотвратить перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: поддерживаю в кабинете обоснованные санитарно-гигиенические условия. Чистота, освещенность, дизайн; физиологически грамотное построение занятий, строгая дозировка учебной нагрузки; смена видов деятельности, создание эмоционального климата на уроке.

3.Информационно-коммуникационные технологии.

Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического  обучения; внеурочных мероприятиях; обогащение содержания изучаемых предметов.

Постоянно применяю информационные компьютерные технологии на уроках  биологии, которые не только облегчают усвоение учебного материала, но и открывают новые возможности для развития творческих способностей обучающихся:

– повышают мотивацию учащихся к учению;

– активизируют познавательную деятельность;

– развивают мышление и творческие способности;

– формируют активную жизненную позицию в современном обществе.

           В преподавании  биологии  можно выделить следующие направления использования новых информационных технологий:

– демонстрация учебных материалов;

– использование ИКТ во внеурочной деятельности;

– интернет ресурсы;

– обобщение и систематизация знаний обучающихся с помощью ИКТ;

– самостоятельная работа обучающихся по созданию проектов-презентаций; проверка знаний обучаемых с использованием ИКТ.

Активная деятельность приводит его к значительному повышению мотивации, стимулирует активную поисковую познавательную деятельность. Поэтому обучение биологии с использованием ИКТ следует рассматривать как новую форму организации самостоятельного освоения учащимися содержания учебного предмета и их развития.

  1. Проектные технологии.

Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);развивают системное мышление.

 В основе методов проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развития критического мышления. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия проекта, его прагматичная направленность на результаты, который получается при решении той или иной значимой проблемы. Это результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Проектный метод – это путь, на котором обучающиеся сами создают действительность. Они сами формируют и развивают обучающую ситуацию. Они пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы. Они обретают самостоятельность, работая не под присмотром учителя. Они сознательно выбирают и применяют различные методы обучения. Они принимают на себя ответственность за свое обучение.

5.Технология развития критического мышления.

Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в процесс обучения.

Эта технология способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивном взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет воспитанникам использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности. Выделяют три этапа (стадий).

      Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия — «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия — «рефлексия» — размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Основные методические приемы развития критического мышления, которые использую на уроках:

1.Прием «Кластер». Обучающимся предлагается в течение 2-3 минут выписать ключевые слова по изучаемой теме и в ходе обдумывания графически изобразить логические связи между этими понятиями. Обучающийся записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.

2.    Прием «Чтение с пометками INSERT (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления)»

3.     Прием «Концептуальная таблица». Этот приём помогает учащимся систематизировать информацию, выявлять черты сходства и отличия между различными организмами или процессами.

4.    Методический прием «Верите ли вы, что …»

Учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Обучающиеся, работая индивидуально, в парах, в группе, выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

В своей работе применяю также педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся:

  • Игровые технологии;
  • Проблемное обучение;
  • Технология коммуникативного обучения.

Игровые технологии.

Игровые образовательные технологии включают в себя любое взаимодействие педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета. Основная особенность игры как образовательной технологии заключается в том, что в образовательной игре дидактическая цель трансформируется в игровую задачу. Основным преимуществом игровых технологий является возможность применения предметных знаний в практической деятельности посредством создания соответствующей сюжетной ситуации. Игровые технологии весьма сложны в реализации и эффективны только при условии грамотной реализации.

 На уроках биологии я чаще использую игровые технологии не как самодостаточную форму работы, а в качестве элемента более обширной технологии. Например, на этапе закрепления материала предлагаю учащимся выполнить имитационное упражнение, позволяющее закрепить полученные знания и навыки в непринужденной творческой обстановке.

Технология проблемного обучения.

Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения. При этом структура обучения следующая:

- создание проблемной ситуации и постановка проблемы;

- выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование их и выбор одной или нескольких;

- опытная проверка принятых гипотез ;

- обобщение результатов: включение новых знаний и умений в уже освоенную учениками систему, закрепление и применение их в теории и практике.

Использование проблемного подхода в обучении биологии, позволяет мне достигать определенных результатов:

- проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предмета, познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к биологии;

- возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.

Вывод: основное отличие инновационных технологий: практическая направленность, проблемный характер, использование активных методов обучения. Разнообразие современных педагогических технологий позволяет учитывать индивидуальные способности обучающихся, раскрывать их творческий потенциал, обеспечить всестороннее развитие личности обучающихся.


Результаты использования инновационных технологий:

  • повышение уровня мотивации учащихся, они эмоционально вовлечены в процесс обучения, заинтересованы в его результатах;
  • у обучающихся постепенно формируется осознание успешности его деятельности;
  • учащиеся стимулируются к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, что способствует их саморазвитию;
  • учит мыслить логически, нестандартно, творчески;
  • возможность учета индивидуальных особенностей познавательных интересов учащихся;
  • возможность рассматривать и изучать биологические объекты, наблюдать за живыми существами в их естественной среде с помощью виртуальных экскурсий, имеется возможность представить в учебном для изучения масштабе различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.
  • возможность организации работы учащихся с различными источниками информации;
  • возможность организации коллективной, парной и индивидуальной, самостоятельной деятельности на уроке.
  • использование современных педтехнологий в курсе биологии будет способствовать повышению успешности обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером

Заключение

Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.

Таким образом, современные образовательные технологии связаны с повышением эффективности  обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса – подготовку высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов, способных успешно осваивать новые профессиональные области, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия, обладающих высокими нравственными качествами в условиях инновационного образовательного пространства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение откры-тых уроков/занятий на МО муниципаль-ного уровня (экспертный лист оценива-ния, протокол посещения третьего от-крытого урока от МО муниципального уровня)

3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения третьего открытого ур...

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения четвертого открытого ...

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого урока от МО муниципального уровня)

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения  пятого открытог...

1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого от-крытого урока от МО муниципального уровня)

1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения первого  открыто...

2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого уро...

3.1 - 3.4. .Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)

3.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования3.1. - 3.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на ...

3.1.-3.5. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения открытого урока от МО муниципального уровня).

3.1.-3.5. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО    муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого...