Программа «Совершенствование методов обучения и воспитания на уроках биологии».
материал
Описаны методы и технологии обучения,которые применяю при проведениии уроков биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа совершенствования методов обучения на уроках биологии | 28.75 КБ |
Предварительный просмотр:
смоленское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Рославльский многопрофильный колледж»
Программа
«Совершенствование методов обучения и воспитания на уроках биологии»
Подготовила:
преподаватель биологии
Савина С.А.
2017 год
Введение
В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей учащихся. Сегодня обучающийся должен получить возможность выбора индивидуальной образовательной траектории. Другими словами, приоритетной задачей образования становится развитие личности учащихся, воспитания у них умений анализировать и принимать ответственные решения. Только в этом случае современное образование становится качественным. Конечно, биологическое образование не является исключением и должно соответствовать ожиданиям общества, развиваться в свете современных тенденций.. Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения. Добиться результата в преподавании биологии можно через современные педагогические технологии.
Понятие образовательной технологии включает в себя систему деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, направленную на достижение образовательного результата, в соответствии с педагогическими принципами и взаимосвязью цель – содержание – методы.
В деятельности педагога по использованию современных образовательных технологий в образовательном процессе выделяются следующие направления:
- создание и совершенствование условий для эффективной образовательной деятельности;
- изучение и апробация современных образовательных технологий;
- разработка и апробация авторских образовательных технологий;
- внедрение и распространение эффективных образовательных технологий;
- разработка и внедрение системы оценки эффективности используемых образовательных технологий.
Передо мной возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности обучающихся.
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровье-сбережения.
обучающихся.
Рассмотрим основные методы обучения, которые применяются в процессе преподавания.
Выделяют следующие методы:
- Методы организации деятельности обучающихся (оценка деятельности педагога через деятельность обучающихся на уроке/занятии).
- Методы контроля и самоконтроля.
- Методы формирования личностных результатов (методы воспитания).
Первая группа методов показывает умение педагога излагать учебный материал и знакомить обучающихся со способами действий.
Методы формирования новых знаний и способов действий:
1)Объяснительно-иллюстративный метод:
рассказ, лекция, изучение литературы, объяснение,
демонстрация, выполнение задания по алгоритму.
Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы тренируют память и дают знания, но еще не позволяют в полном объеме развить творческое мышление обучающихся.
2)Проблемный и частично-поисковый:
проблемная или эвристическая беседа, создание ситуации затруднения, постановка проблемы и поиск её решения и т.д.
Благодаря проблемному и частично-поисковому методу обучающиеся приобретают навыки логического, критического мышления, умения формулировать проблему и находить способы ее решения.
3)Исследовательский метод:
решение творческих задач, самостоятельное решение проблем, проведение опытов и наблюдений за природой, классификация, моделирование, проектирование, конструирование, постановка эксперимента и т.д.
При исследовательском методе обучающийся познает принципы и этапы научного исследования. Он не только изучает литературу по теме исследования, но также разрабатывает его план, проверяет собственные гипотезы по решению проблемы и оценивает полученные результаты.
Методы организации деятельности обучающихся:
1)Методы,предполагающие взаимные действия учителя и учащихся:
мозговой штурм, дискуссия, диспут, ролевые игры, метод кейсов, практикум, тренинг, выступление с докладами и т.д.
2)Методы самостоятельной деятельности учащихся:
Выполнение упражнений, сопровождающихся самопроверкой, изучение материалов учебника, действия с моделями, схемами, таблицами, приборами, лабораторная работа и т.д.
Методы контроля и самоконтроля.
К методам контроля и самоконтроля относятся:
- тестирование,
- анкетирование,
- викторина,
- письменные работы,
- устные и письменные опросы,
- зачет, экзамен и др.
К методам формирования личностных результатов можно отнести
- беседу,
- убеждение,
- внушение,
- поручение,
- соревнование,
- пример,
- аналогию,
- рефлексивные методы,
- воспитывающие ситуации и др.
Цель моей педагогической деятельности – совершенствование методов обучения и воспитания обучающихся, направленных на достижение современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных образовательных технологий, на которые акцентирует внимание новый стандарт образования.
На протяжении межаттестационного периода (2017-2019гг.) изучены и реализованы следующие инновационные технологии:
1. Структурно-логические технологии.
Использование современных структурно-логических технологий является одним из важнейших ресурсов повышения качества урока как базовой единицы деятельности учителя. Современные структурно-логические технологии основываются на лучших традициях российского образования, системном подходе и принципах “от простого к сложному”, “от теоретического к практическому”.
Системный подход.
В качестве основной структурно-логической технологии я использую системный подход как эффективную технологию развивающего обучения. Системный подход к обучению позволяет развить у учащихся системное мышление, навыки логического познания, стимулировать деятельностную активность учащихся. Кроме того, системный подход обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала.
В соответствии с технологией системного подхода любой изучаемый биологический объект рассматривается через понятие “системы”. При этом каждая система имеет свою структуру, которая не сводится к сумме частей, а состоит из взаимосвязанных элементов. Понятие “биологическая система” – основа биологического образования, которая дает возможность обеспечить преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях обучения. Уже при изучении биологии в среднем звене частные понятия могут быть сконцентрированы вокруг общих биологических закономерностей, отражающих суть жизни в целом.
Особенность системного подхода в школьном курсе биологии состоит в том, что материал 6-11-х классов рассматривается как единый образовательный курс, что накладывает определенные требования и на содержание учебного материала, и его методическое сопровождение.
Учащимся среднего звена я объясняю понятие “система”. Система (греч. – составленное из частей, соединенное) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Затем учащиеся знакомятся с классификацией систем. Они выделяют живые и неживые системы, естественные (природные) и искусственные (созданные человеком).
Элемент системы – это часть или структурная единица, из множества которых построен изучаемый объект и которая выполняют в данной системе определенную функцию. При этом каждый элемент системы является подсистемой. Биологическая система любого уровня организации – это целое, состоящее из взаимосвязанных частей.
2. Здоровьесберегающие технологии.
Цель: способствование формированию психически устойчивой, физически развитой, нравственной личности обучающегося.
Чтобы предотвратить перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: поддерживаю в кабинете обоснованные санитарно-гигиенические условия. Чистота, освещенность, дизайн; физиологически грамотное построение занятий, строгая дозировка учебной нагрузки; смена видов деятельности, создание эмоционального климата на уроке.
3.Информационно-коммуникационные технологии.
Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения; внеурочных мероприятиях; обогащение содержания изучаемых предметов.
Постоянно применяю информационные компьютерные технологии на уроках биологии, которые не только облегчают усвоение учебного материала, но и открывают новые возможности для развития творческих способностей обучающихся:
– повышают мотивацию учащихся к учению;
– активизируют познавательную деятельность;
– развивают мышление и творческие способности;
– формируют активную жизненную позицию в современном обществе.
В преподавании биологии можно выделить следующие направления использования новых информационных технологий:
– демонстрация учебных материалов;
– использование ИКТ во внеурочной деятельности;
– интернет ресурсы;
– обобщение и систематизация знаний обучающихся с помощью ИКТ;
– самостоятельная работа обучающихся по созданию проектов-презентаций; проверка знаний обучаемых с использованием ИКТ.
Активная деятельность приводит его к значительному повышению мотивации, стимулирует активную поисковую познавательную деятельность. Поэтому обучение биологии с использованием ИКТ следует рассматривать как новую форму организации самостоятельного освоения учащимися содержания учебного предмета и их развития.
- Проектные технологии.
Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);развивают системное мышление.
В основе методов проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развития критического мышления. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия проекта, его прагматичная направленность на результаты, который получается при решении той или иной значимой проблемы. Это результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Проектный метод – это путь, на котором обучающиеся сами создают действительность. Они сами формируют и развивают обучающую ситуацию. Они пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы. Они обретают самостоятельность, работая не под присмотром учителя. Они сознательно выбирают и применяют различные методы обучения. Они принимают на себя ответственность за свое обучение.
5.Технология развития критического мышления.
Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в процесс обучения.
Эта технология способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивном взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет воспитанникам использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности. Выделяют три этапа (стадий).
Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая стадия — «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия — «рефлексия» — размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Основные методические приемы развития критического мышления, которые использую на уроках:
1.Прием «Кластер». Обучающимся предлагается в течение 2-3 минут выписать ключевые слова по изучаемой теме и в ходе обдумывания графически изобразить логические связи между этими понятиями. Обучающийся записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.
2. Прием «Чтение с пометками INSERT (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления)»
3. Прием «Концептуальная таблица». Этот приём помогает учащимся систематизировать информацию, выявлять черты сходства и отличия между различными организмами или процессами.
4. Методический прием «Верите ли вы, что …»
Учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Обучающиеся, работая индивидуально, в парах, в группе, выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
В своей работе применяю также педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся:
- Игровые технологии;
- Проблемное обучение;
- Технология коммуникативного обучения.
Игровые технологии.
Игровые образовательные технологии включают в себя любое взаимодействие педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета. Основная особенность игры как образовательной технологии заключается в том, что в образовательной игре дидактическая цель трансформируется в игровую задачу. Основным преимуществом игровых технологий является возможность применения предметных знаний в практической деятельности посредством создания соответствующей сюжетной ситуации. Игровые технологии весьма сложны в реализации и эффективны только при условии грамотной реализации.
На уроках биологии я чаще использую игровые технологии не как самодостаточную форму работы, а в качестве элемента более обширной технологии. Например, на этапе закрепления материала предлагаю учащимся выполнить имитационное упражнение, позволяющее закрепить полученные знания и навыки в непринужденной творческой обстановке.
Технология проблемного обучения.
Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения. При этом структура обучения следующая:
- создание проблемной ситуации и постановка проблемы;
- выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование их и выбор одной или нескольких;
- опытная проверка принятых гипотез ;
- обобщение результатов: включение новых знаний и умений в уже освоенную учениками систему, закрепление и применение их в теории и практике.
Использование проблемного подхода в обучении биологии, позволяет мне достигать определенных результатов:
- проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предмета, познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к биологии;
- возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.
Вывод: основное отличие инновационных технологий: практическая направленность, проблемный характер, использование активных методов обучения. Разнообразие современных педагогических технологий позволяет учитывать индивидуальные способности обучающихся, раскрывать их творческий потенциал, обеспечить всестороннее развитие личности обучающихся.
Результаты использования инновационных технологий:
- повышение уровня мотивации учащихся, они эмоционально вовлечены в процесс обучения, заинтересованы в его результатах;
- у обучающихся постепенно формируется осознание успешности его деятельности;
- учащиеся стимулируются к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, что способствует их саморазвитию;
- учит мыслить логически, нестандартно, творчески;
- возможность учета индивидуальных особенностей познавательных интересов учащихся;
- возможность рассматривать и изучать биологические объекты, наблюдать за живыми существами в их естественной среде с помощью виртуальных экскурсий, имеется возможность представить в учебном для изучения масштабе различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.
- возможность организации работы учащихся с различными источниками информации;
- возможность организации коллективной, парной и индивидуальной, самостоятельной деятельности на уроке.
- использование современных педтехнологий в курсе биологии будет способствовать повышению успешности обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером
Заключение
Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.
Таким образом, современные образовательные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса – подготовку высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов, способных успешно осваивать новые профессиональные области, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия, обладающих высокими нравственными качествами в условиях инновационного образовательного пространства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение откры-тых уроков/занятий на МО муниципаль-ного уровня (экспертный лист оценива-ния, протокол посещения третьего от-крытого урока от МО муниципального уровня)
3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения третьего открытого ур...
4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)
4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого ...
5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого урока от МО муниципального уровня)
5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытог...
1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого от-крытого урока от МО муниципального уровня)
1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открыто...
2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого уро...
3.1 - 3.4. .Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
3.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования3.1. - 3.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на ...
3.1.-3.5. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения открытого урока от МО муниципального уровня).
3.1.-3.5. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого...