Урбанист-эколог
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
Сценарий проведения открытого урока
по предметной области «Технология»
1. Тема урока: Урбанист-эколог «Города будущего»
2. Возрастной диапазон обучающихся (класс): 6 класс
3. Время, отводимое на проведение урока: 45 мин.
4. Место проведения урока Департамент образования и науки города Москвы Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно» ул. Генерала Белова д.4
5. Элементы содержания урока: биотехнологии как элементы повседневной жизни, их сфера применения в жизнедеятельности человека, измерение уровня безопасности продуктов, создание проекта биотехнологического города
6. Этапы урока: 6 класс (45 мин).
Картинка | Слова учителя |
1 этап. Ознакомление с Городами будущего (10 мин.) | |
Слайд 1-5 Виды городов будущего | Видеоролик вступление Ученику А вы бы хотели жить в таком городе? Вопросы: Назовите проблемы, которые существуют сейчас в крупных городах (мегаполисах)? Как вы представляете себе Город-будущего? Как вы думаете, когда наступит время строительства таких городов? Учителю Учитель объясняет материал по теме урока. Работа с обучающимися построена по принципу выполнения заданий, направленных на создание собственной модели города-будущего. Что такое город будущего, и каким он должен быть? Над этими вопросами задумываются и писатели-фантасты, и дизайнеры, и инженеры. При этом нередко ответы на эти вопросы они ищут в тесном взаимодействии друг с другом. Как результат их деятельности, это намеченные принципиальные моменты, которые становятся неотъемлемой частью любого современного проекта города будущего. Это забота об экологии и простоте передвижения, экономия пространства и стремление к вертикальной застройке. Построить город, в котором можно будет обходиться без автомобилей, взялось правительство Китая, одобрив проект населенного пункта Great City. «Великий город» строится с нуля невдалеке от Чэнду. Город будет рассчитан на 80 тысяч жителей, и любые передвижения по нему можно будет совершать пешком или на велосипеде без каких-либо сложностей. Быстро добираться в любую точку города поможет его уникальная проектировка — жилой центр будет расположен в самом центре Great City, а дороги, офисные и административные здания — вокруг него. Таким образом, чтобы добраться пешком от центра до внешнего кольца из парков, необходимо будет потратить не более 10 минут. Согласно проекту, китайский город будущего будет потреблять на 58% меньше воды и на 48% меньше электроэнергии. При этом количество отходов в нем будет ниже на 89%, чем в городах схожего размера. Город без выбросов углерода. Если китайский Great City — это город без машин, то Масдар в ОАЭ — город без машин и без небоскребов. Масдар уже сегодня строится с нуля в центре пустыни недалеко от Абу-Даби. Главной особенностью города станет его полная независимость от традиционных источников энергии. Вместо нефти, газа и угля Масдар будет получать энергию от солнца, ветра и геотермальных источников. Таким образом, он станет первым городом с нулевыми выбросами углерода. В бюро Kjellgren Kaminsky Architecture считают, что сверхплотная застройка — одна из визитных карточек города будущего. Специалисты бюро предлагают превратить в город будущего второй по величине шведский город Гетеборг. Согласно их планам, сверхплотная застройка и использование крыш для размещения на них огородов, солнечных батарей и ветряных мельниц полностью удовлетворит все потребности жителей в пище и энергии. Кроме того, такая застройка существенно ослабит трафик и поможет сделать городскую реку главной транспортной артерией. Ученику Заполнить таблицу «Особенности городов будущего» |
2 этап. Систематизация биотехнологий городов (10 мин.) | |
Слайд 6 Схема биотехнологий Слайд 7 Применение технологий в жизни | Видеоролик о биотехнологиях Ученику Вопрос: 1. Что в вашем представлении - такое биотехнология? За какие ресурсы сейчас борется человечество? 2. Для чего необходимо развивать биотехнологии? 3. Как вы думаете, какие биотехнологии существуют? Учителю Учитель выдает обучающимся карточки с биотехнологиями. Биотехнология - это новая, сравнительно недавно получившая широкое развития наука о практическом использование различных биологических объектов (генов, клеток, тканей, микроорганизмов, растений и животных) с целью получения антибиотиков, ферментов, кормовых белков, биоудобрений, безвирусных растений, новых сортов растений и животных, переработки сырья, промышленных и сельскохозяйственных отходов, очистки сточных вод и газовоздушных выбросов и так далее. Иммунобиотехнология объединяет производство вакцин, иммуноглобулинов крови, иммуномодуляторов, моноклональных антител и др. Методы биогеотехнологии также широко используют для повышения нефтеотдачи нефтяных пластов, для окисления метана в угольных шахтах. Биоэнерготехнология включает биотехнологические процессы, связанные с получением источников энергии - углеводов и биогаза. Биогаз, образующийся в процессе метанового брожения биомассы (навоз, солома, водоросли и т.п.) представляет собой смесь, главные компоненты которой метан (65%), углекислый газ (30%) и сероводород (1%). Другим энергоносителем является этанол, используемый в последнее время в двигателях внутреннего сгорания. Для его производства наиболее пригодны злаки (особенно кукуруза), картофель, сахарная свекла, используемые для сбраживания с помощью дрожжей. Экологическая биотехнология связана с использованием биологических методов борьбы с загрязнением окружающей среды (биологическая очистка сточных вод, загрязненного воздуха, твердых отходов). Наиболее развитым направлением экологической биотехнологии в настоящее время является биологическая очистка сточных вод, как промышленных, так и бытовых. Ученику 1. Изучите предложенные карточки. 2. Сгруппируйте карточки по сферам применения биотехнологий. 3. Выберите группу карточек, относящуюся к биотехнологиям в пищевой промышленности. |
3 этап. Измерение уровня загрязнения продуктов питания (10 мин.) | |
Слайд 8 Инструменты и приспособления для контроля загрязнений | Учителю Как и почему влияет загрязненность атмосферы на продукты питания и их производство сегодня??? Учитель: ВЫЗОВЫ СЕГОДНЯШЕНГО ДНЯ: загрязненность атмосферы, гонка за урожаем, внесение удобрений сверх нормы, обработка антибиотиками .. Сто лет были полезными, были микроэлементы и витамины, на сегодня они уменьшились. А некоторые продукты могут быть и опасными. Какими средствами, инструментами мы можем исследовать сегодня? Учитель объясняет материал и проводит измерение дозиметром загрязнения продуктов. Ученику
|
4 этап. Создание проекта города биотехнологий (10 мин. )работа в группах. (Сформировать группы по названиям (Хранители, Дарители, Строители) В каждой выбрать капитана команды и вручить ему лист оценки(активности). В процессе работы он оценит степень участия каждого). | |
Слайд 9 Техника безопасности при работе с ножницами и клеем | Учителю Учитель выдает материал для создания проекта. Требования безопасности: Техника безопасности при работе с ножницами 1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении. 2. При работе внимательно следите за направлением резания. 3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением. 4. Не держите ножницы лезвием вверх. 5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями. 6. Не режьте ножницами на ходу. 7. Не подходите к товарищу во время работы. 8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд. 9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с клеем 1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит! 2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью. 3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза. 4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды. 5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть. 6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой. Ученику. 1. Создайте проект города с биотехнологиями из предложенных материалов. Придумайте название города. |
Представление результатов работы в группах. 2. Какие биотехнологии выбрали к Городу будущего? 2. Какие проблемы эти технологии позволяют решить? 1мин-на выступление каждой команды | |
5 этап. Подведение итогов (5 мин.) | |
Фото – проект Города будущего | Учителю / Ученику Каждая группа называет новые слова, которые они узнали Рефлексия Какие новые понятия, технологии вы сегодня узнали (биотехнология, дозиметр) Какую главную мысль вы унесете собою в жизнь из этого урока? С каждым годом нехватка ресурсов на планете становится все более заметной, и человечеству становится понятно, как важно заботиться об окружающей среде. Спасение планеты состоит из тысяч маленьких поступков миллионов обычных людей. В том числе людей будущего - детей. Мы хотим, чтобы самые маленькие жители нашей страны не только понимали важность этого вопроса, но и знали, как они могут повлиять на ситуацию в своей ежедневной жизни. Но какие бы технологии, вы не применяли, главное каким человеком ВЫ БУДЕТЕ!! Лелеять или загрязнять Планету- вот выбор каждого! Выбираем активную жизненную позицию. СБЕРЕЖЕМ ПЛАНЕТУ ВМЕСТЕ!! |