Рабочая тетрадь по биологии с основами экологии за 1 семестр 1 курса медицинского колледжа
учебно-методическое пособие

Рабочая тетрадь представляет собой задания по каждому разделу программы за 1 семестр для студентов 1 курса Акушерского колледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_tetrad_biologiya_1_semestr_sayt.docx473.96 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Акушерский колледж»

Рабочая тетрадь

по биологии с основами экологии

за 1 семестр

31.02.02. "Акушерское дело"

34.02.01 "Сестринское дело"

Составитель преподаватель биологии с основами экологии, 1 квалификационная категория                Зыкова А.О.

2019

Уважаемые студенты!

В современном мире медицинский работник должен знать и понимать общие механизмы функционирования живых систем, в том числе и биологию человека. Необходимо знать, как шла эволюция на Земле, какие факторы способствовали появлению человека. В повседневной жизни люди могут подвергаться воздействию различных инфекционных и инвазивных агентов. В результате воздействия на организм различных паразитов развиваются тяжелые заболевания. Знания строения, циклов развития, а также способов профилактики позволит избежать многих заболеваний.

Рабочая тетрадь поможет Вам усвоить учебный материал, систематизировать и закрепить полученные знания. Разнообразные вопросы и задания: использование таблиц, схем и рисунков, задач, сделают изучение биологии интересным и творческим.

Прежде чем приступать к работе, прочитайте внимательно соответствующий параграф учебника («Биология» под редакцией академика РАО Н.В. Чебышева, 12-е издание, 2017г)  и лекционные материалы. Затем просмотрите и выполните вопросы и задания, предложенные в рабочей тетради.

Работа с рабочей тетрадью поможет Вам понять, что же делает окружающий мир единым целым, каковы механизмы и пути происходящих в нем явлений, как природе удается сочетать простоту и сложность, изменчивость и стабильность. Это необходимо каждому жителю нашей планеты, для того чтобы почувствовать себя неотъемлемой частью единой биосферы и научиться жить и действовать в соответствии с ее законами.

Желаем успеха!

Оглавление

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания.

Тема 1.1. Введение. Основные свойства живых организмов. Уровни организации жизни.

4

Раздел 2. Учение о клетке

Тема 2.1. Неклеточные формы жизни. Прокариоты.

5

Тема 2.2. Цитология. Клетка - элементарная биологическая единица.

5

Тема 2.3. Химический состав живых клеток

6

Тема 2.4. Нуклеиновые кислоты

7

Тема 2.5. Органические и неорганические вещества клетки

8

Тема 2.6 Строение и функции клетки

9

Тема 2.7 Основные правила работы с микроскопом. Основные структуры клетки - ядро, оболочка, цитоплазма

11

Тема 2.8 Изучение органоидов клетки, их строение и функции

12

Раздел 3. Учение об организме

Тема 3.1. Самовоспроизведение клеток. Митоз. Амитоз

12

Тема 3.2 Общая характеристика обмена веществ и энергии.

13

Тема 3.3 Фотосинтез. Фазы фотосинтеза.

14

Тема 3.4  Биосинтез белка. Генетический код.

17

Тема 3.5 Размножение организмов. Оплодотворение.

18

Тема 3.6 Мейоз. Гаметогенез

20

Тема 3.7 Предмет и главные понятия генетики. Моногибридное скрещивание.

22

Тема 3.8 Дигибридное скрещивание.

24

Тема 3.9 Анализирующее скрещивание. Взаимодействие генов. Хромосомная теория.

25

Тема 3.10 Основные закономерности изменчивости.

26

Тема 3.11 Генетическое определение пола. Сцепленное с полом наследования.

28

Тема 3.12 Селекция растений, животных и микроорганизмов. Применение селекции в медицине

28

Тема 3.13 Наследственность человека. Понятие о наследственных болезнях человека.

29

Приложение

Раздел 1.

Биология как наука. Методы научного познания.

Тема 1.1. Введение. Основные свойства живых организмов. Уровни организации жизни.

Задание 1.

Заполните таблицу «Биологические науки»

наука

Предмет науки

Наука

Предмет науки

Ботаника

Гистология

Зоология

Анатомия

Микология

Морфология

Лихенология

Физиология

Микробиология

Эмбриология

Палеонтология

Экология

Систематика

Эволюционное учение

Биохимия

Генетика

Биотехнология

цитология

селекция

Задание 2.

Заполните таблицу «Методы биологии»

Метод

Сущность

Наука, использующая метод

Научный

Исторический

Сравнительно-описательный

Мониторинг

Микроскопия

Центрифугирование

Радиоавтография

Задание 3.

Заполните таблицу «Уровни организации живой природы»

Уровень

Проявление свойств живого

Элементарная единица

Элементарное явление

Науки, использующие данный уровень

Клеточный

Организменный

Популяционно-видовой

Биогеоценотический

биосферный

Раздел 2

Учение о клетке

Тема 2.1. Неклеточные формы жизни. Прокариоты.

Задание 1. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика вирусов и бактерий»

Признак

Вирусы

Бактерии

Форма жизни

Проявляемые свойства живого

Наследственный аппарат

Строение

Примеры

Задание 2. Заполните таблицу, используя приведенный ниже перечень понятий

Прокариоты

Эукариоты

Растения, грибы, животные, простейшие, цианобактерии (сине-зеленые), бактерии

Тема 2.2.

Цитология. Клетка - элементарная биологическая единица.

Задание 1. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Клетка:

  1. Видна только в электронный микроскоп.
  2. Ее можно видеть невооруженным взглядом.
  3. Ни при каких условиях не может существовать вне организма.
  4. Может существовать самостоятельно.
  5. Образуется в результате деления уже существующих клеток.
  6. Самая малая часть организма, которой присущи все свойства живого.
  7. Может образовываться из неклеточного вещества.

Задание 2. Кому из ученых принадлежат следующие утверждения? В конце каждого утверждения поставьте соответствующие номера.

Клетка происходит только от клетки ________________________

Некоторые тела живой природы состоят из клеток ______________________

Все растения состоят из клеток ___________________________

Все животные состоят из клеток _________________________--

1.Р.Гук         2. М. Шлейден       3. М. Шванн          4. Р.Вирхов

Тема 2.3

Химический состав живых клеток

Задание 1. Среди приведенных ответов на поставленный вопрос подчеркните правильные.

Почему основой жизни является углерод?

1.Это очень распространённый элемент. 2. Он окисляется, выделяя много энергии. 3.Его атомы способны соединяться друг с другом и с разными элементами, образуя длинные линейные, разветвленные или кольцевые молекулы. 4. Его соединения не обладают выраженными кислотными или основными свойствами. 5.Он плохо вступает во взаимодействия с другими веществами.

Задание 2. Исправь ошибки в тексте. Для этого выбери номер неверного предложения и напиши его правильно.

1. Клетки всех организмов состоят из одних и тех же химических элементов.

2. Только в живой клетке встречаются углерод, кислород, азот, водород.

3. Все вещества, образующие клетки живых организмов, делятся на две группы – горючие и негорючие.

4. К горючим веществам клетки относятся вода и минеральные соли, а к негорючим – органические вещества.

Задание 3. Прочитай текст и определи о каком веществе идёт речь.

Самое распространённое вещество в живом организме. Его содержание в среднем составляет до 80% массы тела. Оно определяет физические свойства клетки (объём, упругость), помогает удалению ненужных веществ из организма, способствует перемещению веществ в организме.

Задание 4. Выбери номера фраз, в которых говорится об углеводах.

1) основные вещества клетки, 2) запасаются в виде крахмала и гликогена, 3) участвуют в сокращении мышц, 4) основная функция – энергетическая, 5) хитин образует скелет членистоногих, 6) предохраняют организм от потери тепла.

Задание 5.

Поставьте номера перечисленных ниже химических элементов рядом с соответствующими утверждениями.

1.Фосфор. 2.Сера. 3. Железо. 4. Кальций. 5. Марганец. 6.Магний. 7. Кобальт. 8.Йод. 9.Калий. 10.Хлор.

Необходим в следовых количествах - ________. Входит в состав гемоглобина - ________. Преобладающий положительный ион в организме - __________. Входит в состав гормона щитовидной железы - _________. Входит в состав костной ткани - _________. Входит в состава многих белков (волос, ногтей, перьев, копыт) - _________________. Входит в состав нуклеиновых кислот - _________. Преобладающий отрицательный ион в клетке - ________________. Входит в состав витаминов - _______________. Входит в состав хлорофилла.

Тема 2.4.

Нуклеиновые кислоты

Задание 1. Заполните таблицу.

«Сравнительная характеристика белков и нуклеиновых кислот»

Признак

Белки

Нуклеиновые кислоты

Химическое строение мономера

Химическая связь между мономерами

Пространственные структуры

Классификация

Свойства

Функции

Задание 2. Заполните таблицу

«Сравнительная характеристика видов РНК»

Вид РНК

Размер молекулы

разнообразие

функция

иРНК

тРНК

рРНК

Задание 3. Заполните таблицу.

«Сравнительная характеристика ДНК и РНК»

Признак

ДНК

РНК

Количество цепей

Нуклеотиды:

-азотистые основания

-пентоза

-фосфат

Длина макромалекулы

Форма макромалекулы

Локализация в клетке

функция

Задание 4. Решите задачу.

  1. Фрагмент одной  из цепей ДНК имеет следующую последовательность – АТГТТЦГАГТАЦЦАТГТААЦГ….. Какова последовательность нуклеотидов во второй цепи этой молекулы ДНК?
  2. Запишите последовательность оснований в иРНК, синтезированной на цепи ДНК с такой последовательностью – ТААЦГАТГАЦЦЦТЦТ….
  3. Сколько аминокислот будет содержать белок, синтезированный на иРНК со следующей последовательностью – УАЦААГУАЦУУГУУУЦУУ…..
  4. Участок молекулы иРНК имеет следующее строение – АУГУУУГААААУАГАЦГАГГГУ…. Определите первичную структуру белка, который закодирован в данном гене.
  5. В молекуле ДНК содержится 15 % нуклеотидов с аденином. Определите процентное содержание остальных нуклеотидов в этой молекуле ДНК.
  6. Цепь иРНК содержит: А – 12%, Г – 16 %, У – 28 %, Ц – 44%. Определите содержание нуклеотидов в молекуле ДНК, которая служила матрицей для этой иРНК.

Тема 2.5.

Органические и неорганические вещества клетки

Задание 1. Заполните таблицу

«Роль неорганических веществ в клетке и организме человека».

Вещества

Примеры

Биологическая роль

Вода

Нерастворимые оксиды

Нерастворимые соли

Растворимые соли

кислоты

Задание 2. Заполните таблицу

«Биологическое значение химических элементов»

Элемент

В состав каких соединений входит

Биологическая роль

Проявление избытка и недостатка

Макроэлементы

Кислород

Углерод

Водород

Азот

Фосфор

Сера

Калий

Кальций

Хлор

Магний

Натрий

Железо

Микроэлементы

Цинк

Медь

Кобальт

Йод

Задание 3. Заполните таблицу.

«Сравнительная характеристика углеводов и липидов»

Признак

Углеводы

Липиды

Принцип объединения в класс

Классификация и примеры

Свойства

Функции

Задание 4.  Заполните таблицу.

«Сравнительная характеристика структур белка»

структура

Химические связи

Форма молекулы

примеры

Первичная

Вторичная

Третичная

четвертичная

Тема 2.6

Строение и функции клетки

Задание 1.  Заполните таблицу «Строение и функции структур клетки»

Органелла

Локализация

Строение

Функция

Плазматическая мембрана

Двумембранные органоиды

Ядро

Митохондрия

Пластиды:

-хлоропласты

-хромопласты

-лейкопласты

Одномембранные органоиды

ЭПС

Аппарат Гольджи

Лизосомы

Вакуоли

Немембранные органоиды

Рибосомы

Микронити

Микротрубочки

Клеточный центр

Органеллы движения

Жгутики и реснички

Задание 2. Поставьте рядом с названиями органоидов номера соответствующих утверждений.

Митохондрия ______. Микротрубочка ______. Хлоропласт ______. Лизосома _______.  Рибосома ______. Хромосома _______. Хромопласт _______. Центриоль _______. Эндоплазматическая сеть ______. Комплекс Гольджи _______. Плазматическая мембрана ______.

  1. Обеспечивает яркую окраску цветов и плодов.
  2. Осуществляет активный транспорт веществ с помощью белков-переносчиков.
  3. Осуществляет синтез белков.
  4. Улавливает энергию солнечного света.
  5. Является системой синтеза и транспорта органических веществ.
  6. Участвует в транспорте веществ к поверхности клетки и выведении их из клетки.
  7. Осуществляет преобразование энергии пищевых веществ в энергию АТФ.
  8. Содержит набор ферментов, разрушающих биополимеры.
  9. Участвует в делении клетки.
  10. Содержит генетическую информацию в виде молекул ДНК.
  11. Входит в состав цитоскелета.

Задание 3. На рисунке изображено строение растительной и животной клеток. Подпишите обозначенные цифрами органоиды.

Картинки по запросу строение клетки

А - _____________________________________________________________________

Б - _____________________________________________________________________

  1. __________________________________________________________________
  2. __________________________________________________________________
  3. ___________________________________________________________________
  4. ___________________________________________________________________
  5. ___________________________________________________________________
  6. ___________________________________________________________________
  7. ___________________________________________________________________
  8. ___________________________________________________________________
  9. ___________________________________________________________________
  10. ___________________________________________________________________
  11. ___________________________________________________________________
  12. ___________________________________________________________________
  13. ___________________________________________________________________
  14. ___________________________________________________________________
  15. ___________________________________________________________________

Тема 2.7

Основные правила работы с микроскопом. Основные структуры клетки - ядро, оболочка, цитоплазма

Задание 1. Используя учебник нарисуйте схему ядра, обозначьте основные компоненты и заполните следующую таблицу.

Основные компоненты ядра

Строение

Выполняемые функции

Ядерная оболочка

Ядерный сок (кариоплазма)

ядрышко

хроматин

Задание 2. Сравните строение растительной и животной клеток под световым микроскопом. Зарисуйте основные части клеток и заполните таблицу:

Клетка

Ткань

Особенности строения

Выполняемые функции

Задание 3. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика видов мембранного транспорта»

Вид транспорта

Определение

Переносимые частицы

Активный транспорт

Пассивный транспорт

Эндоцитоз

Фагоцитоз

Пиноцитоз

Экзоцитоз

Задание 4. Среди приведенных утверждений подчеркните правильные.

Плазматическая мембрана:

  1. Сохраняет форму клетки
  2. Осуществляет транспорт веществ внутрь клетки
  3. Вырабатывает энергию для существования клетки
  4. Защищает клетку от внешних воздействий.
  5. Осуществляет взаимодействие клеток
  6. Осуществляет транспорт веществ из клетки
  7. Осуществляет перенос генетической информации между клетками
  8. Катализирует химические реакции биосинтеза.

Тема 2.8

Изучение органоидов клетки, их строение и функции

Задание 1. Заполните таблицу, поставив знак «+» или «-» в зависимости от наличия этого органоида у данной группы организмов:

Прокариоты

Животные

Растения

Грибы

Плазматическая мембрана

Клеточная стенка

Ядерная мемебрана

Хромосомы

Рибосомы

Митохондрии

Пластиды

Центральная вакуоль

Центриоль

жгутики

Задание 2. Сделайте ментальную карту эукариотической клетки.

Раздел 3. Учение об организме

Тема 3.1.

Самовоспроизведение клеток. Митоз. Амитоз

Задание 1. Заполните таблицу

«Сравнение митоза и амитоза»

Признак

Митоз

Амитоз

Какие клетки вступают в деление?

Фазы:

Интерфаза:

-пресинтетический п-д

-синтетический п-д

-постсинтетический период

Профаза

Метафаза

Анафаза

Телофаза

значение

Задание 2. Заполните таблицу.

«Сравнительная характеристика способов размножения»

Признак

Бесполое размножение

Половое размножение

Собственно бесполое

вегетативное

Количество родительских организмов

Количество используемых клеток

Какие клетки принимали участие

Преимущества

недостатки

Разновидности

Примеры организмов

Тема 3.2

Общая характеристика обмена веществ и энергии.

Задание 1.Заполните таблицу.

«Сравнительная характеристика процессов метаболизма»

Признак

Энергетический обмен

Пластический обмен

Определение

Исходные вещества

Продукты реакций

Энергия выделяется или поглощается?

Выделяемые этапы

Примеры реакций

Задание 2. Заполните таблицу.

«Сравнительная характеристика основных процессов метаболизма»

Признак

Дыхание

брожение

хемосинтез

К какому типу обмена веществ относится?

Источник энергии

Исходные вещества

Конечные продукты

Стадии, химические уравнения

Локализация

Значение

Тема 3.3

Фотосинтез. Фазы фотосинтеза.

Задание 1.

В таблицу «Сравнительная характеристика основных процессов метаболизма»  допишите еще 1 столбец «Фотосинтез».  Новая таблица должна выглядеть следующим образом:

 

Признак

Дыхание

брожение

хемосинтез

фотосинтез

К какому типу обмена веществ относится?

Источник энергии

Исходные вещества

Конечные продукты

Стадии, химические уравнения

Локализация

Значение

Заполните новый столбец.

Задание 2.  Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.

  1. Дать определение процесса фотосинтеза.
  2. Дать определение процесса хемосинтеза.
  3. Заполнить таблицу.

Сравнение процессов

Признаки

Фотосинтез

Хемосинтез

Организмы

Используемые продукты

Этапы процесса

Необходимые в-ва

Условия

Место протекания процессов

Конечные продукты

Химические реакции

Кол-во затраченной энергии

Вывод: при каких условиях на Земле может хемосинтез полностью замениться фотосинтезом?

Задание № 3. Установите соответствие между рисунком или описанием опыта и тем,

                                    что этот опыт доказывает.

1

прст2           прст3

А

Органические вещества образуются только при наличии хлорофилла.

2

Марина 21

Б

Необходимость углекислого газа для фотосинтеза.

3

Марина11

В

Образование крахмала в листьях на свету.

4

Марина 1

Г

Выделение растениями кислорода, необходимого для дыхания живых организмов.

5

Опыт с комнатным растением

геранью окаймлённой

     Своё название это растение получило из-за белых, лишённых хлорофилла участков хлорофилла по краю листа.

     Поставили растение на яркий свет. Через несколько часов срезали один из листьев и проанализировали его на содержание крахмала. Оказалось, что в белой каёмке листа крахмала нет.

Д

Зелёные растения выделяют кислород только на свету.

1

2

3

4

5

        

Задание № 4. Закончите фразы:

во время световой фазы фотосинтеза происходит:

  • процесс разложения воды под действием энергии солнечного света, т.е. ___________________________;
  • выделение в окружающую среду побочного продукта фотосинтеза - ________________________;
  • преобразование энергии света в ____________________________________________________ .

        Задание № 3. Запишите итоговое уравнение фотосинтеза:

_____________________________________________

        Задание № 4. Заполните схему:

Задание № 5. Выполните тест. Как называются организмы, потребляющие готовые органические вещества и использующие заключенную в них энергию?

        а) автотрофы

        б) гетеротрофы

        в) прокариоты

  1. Какова роль электронов в световых реакциях фотосинтеза?

        а) Ускоряют химические реакции

        б) Запасают и отдают энергию для синтеза

          АТФ

        в) Обеспечивают фотолиз воды

  1. Хлорофилл – это …

        а) пигмент, участвующий в фотосинтезе

        б) витамин

        в) гормон, участвующий в обмене веществ

  1. Какова роль молекул хлорофилла в фотосинтезе?

        а) Разлагают молекулы воды.

        б) Поглощают солнечную энергию.

        в) Участвуют в темновых реакциях.

  1. Как называется процесс создания автотрофами органических веществ из СО2 и Н2О с использованием солнечной энергии?

        а) хемосинтез

        б) биосинтез

        в) фотосинтез

  1. Из какого вещества состоит цепь переносчиков электронов в хлоропластах?

        а) из углеводов

        б) из белков

        в) из нуклеиновых кислот

  1. Какие организмы являются автотрофами?

        а) грибы и вирусы

        б) животные и бактерии

        в) растения и некоторые бактерии

  1. Какие вещества образуются в результате световой фазы фотосинтеза?

        а) НАДФ•Н

        б) АТФ

        в) С6Н12О6 

        г) СО2 и Н2О

        д) О2

  1. Сопоставьте вещество и функцию, которую оно выполняет в световой фазе фотосинтеза.
  1. НАДФ       А. Поставщик протонов и электронов.
  2. Вода          Б. Ускорение химических реакций.
  3. Фермент   В. Перенос протонов и электронов.

1

2

3

        Задание № 6. Решите биологические задачи.

  1. В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг углекислого газа при образовании 7 кг плодов. Сколько кг углекислого газа потребуется, чтобы получить 300 кг огурцов?  Как можно увеличить содержание углекислого газа в воздухе теплиц?  
  2. Известно, что 50 м2 зеленого леса поглощает за 1 ч углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 ч один человек, т.е. 40 г. Сколько углекислого газа поглощает 1 га зеленого леса за 1 ч? Сколько человек смогут выдыхать этот углекислый газ за тот же час?    

Тема 3.4

Биосинтез белка. Генетический код.

Задание 1.

Заполните таблицу «Сравнительная характеристика процессов синтеза нуклеиновых кислот и белка».

Матрица

репликация

транскрипция

трансляция

Синтезируемая молекула

Ключевой фермент или структура

Используемые мономеры

Принцип подбора мономеров

Локализация процесса

Задание 2.

Решите задачи (Используйте Приложение 1 «Таблица генетического кода»).

  1. Запишите последовательность нуклеотидов в комплементарной цепи ДНК, если известно, что в имеющейся она будет следующей: ЦГАТГТТЦГААТТТААА….
  2. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на котором синтезируется участок тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов АТА-ГЦТ-ГАА-ЦГГ-АЦТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК который синтезируется на данном фрагменте. Какой кодон иРНК будет соответствовать антикодону этой, тРНК, если она переносит к месту синтеза белка аминокислоту ГЛУ. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
  3. Последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка следующая: ФЕН-ГЛУ-МЕТ. Определите, пользуясь таблицей генетического кода, возможные триплеты ДНК, которые кодируют этот фрагмент белка.
  4. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на котором синтезируется участок тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов ТТГ-ГАА-ААА-ЦГГ-АЦТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК который синтезируется на данном фрагменте. Какой кодон иРНК будет соответствовать центральному антикодону этой тРНК? Какая аминокислота будет транспортироваться этой тРНК? Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
  5. В процессе трансляции участвовало 30 молекул т-РНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.

Тема 3.5

Размножение организмов. Оплодотворение.

Задание 1. Тема. Сравнение процессов митоза и мейоза.

  1. Дать определение процесса митоз.
  2. Дать определение процесса мейоз.
  3. Заполнить таблицу.

Сравнение процессов деления клеток.

Признаки

Митоз

Мейоз

Клетки, приступающие к делению (кол-во хромосом)

Фазы деления

Дочерние клетки (кол-во хромосом)

Биологический смысл

Вывод: как вы считаете, любая клетка может делиться и митозом и мейозом?

Задание 2. Решите тестовые задания.

  1. Сколько хромосом в половых клетках шимпанзе, если в его соматических клетках содержится 48 хромосом:

1) 48

2) 36

3) 24

4) 23

2. Вовремя какой из следующих стадий клеточного цикла диплоидная клетка будет содержать удвоенное количество ДНК по сравнению с обнаруживаемым в гамете?

1) профазы

2) всего s-периода

3) всего G1-периода

4) всего G2 - периода

3. Обмен участками гомологичных хромосом происходит в

1) профазе митоза

2) профазе I мейоза

3) профазе II мейоза

4) S периоде интерфазы

4. Дочерние хроматиды в процессе митоза расходятся к противоположным полюсам клетки в

1) профазе

2) метафазе

3) анафазе

4) телофазе

5. Появление хромосом в профазе митоза обусловлено их упаковкой  с

1) белками

2) другими нуклеиновыми кислотами

3) АТФ

4) липидами

6. Какие клетки организма человека наиболее сильно отличаются по набору хромосом:

1) соматические и половые

2) нервные и эпителиальные

3) эпителиальные и мышечные

4) нервные и половые

7. Вторичная перетяжка отделяет в хромосоме

1) теломеру

2) центромеру

3) спутник

4) плечи

8. Образование ооцита второго порядка при гаметогенезе у человека происходит:

1) в результате митоза

2) при первом делении мейоза

3) при втором делении мейоза

4) в период роста

9. проникновение сперматозоида в яйцеклетку начинается

1) со слияния плазмолемм сперматозоида и яйцеклетки

2) со слияния ядер сперматозоида и яйцеклетки

3) с механического нарушения целостности оболочек яйцеклетки

4) с химического  расщепления оболочек яйцеклетки ферментами акросомы

10. Оогенез отличается от сперматогенеза наличием

1) митоза и последующего мейоза

2) двух мейотических делений клеток-предшественников сперматозоидов

3) генетического разнообразия у формирующихся данным способом половых клеток

4) только трех периодов развития половых клеток

11. Мейоз у растений происходит в процессе

1) микроспорогенеза и микрогаметогенеза

2) микроспорогенеза  мегагаметогенеза

3) мегаспорогенеза и мегагаметогенеза

4) микрогаметогенеза и мегагаметогенеза

Задание 3. Сравнение процессов бесполого и полового размножения.

  1. Дать определение процесса бесполого размножения.
  2. Дать определение процесса полового размножения.
  3. Заполнить таблицу.

Сравнение процессов размножения

Признаки

Бесполое

Половое

Родители

Клетки, участвующие в процессе

Гибриды

Кол-во гибридов

Время получения поколения

Биологический смысл

Примеры в растительном мире

Примеры в животном мире

Вывод: почему в процессе эволюции не исчез один из видов размножения?

Тема 3.6

Мейоз. Гаметогенез

Задание 1.

Заполните таблицу «Сравнительная характеристика митоза и мейоза»

Признак

Митоз

Мейоз

Какие клетки вступают в деление?

Число делений

Сколько клеток образуется в процессе деления и каких?

Фазы:

Мейоз I

Мейоз II

Интерфаза

Профаза

Метафаза

телофаза

Биологическое значение

Задание 2.

Заполните таблицу «Сравнительная характеристика оогенеза и сперматогенеза»

Признак

Оогенез

Сперматогенез

Материнские клетки

Периоды:

-размножения

-роста

-созревания

-формирования

Способы деления клеток

Дочерние клетки

Локализация

продолжительность

Задание 3. Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных.

  1. Дать определение процесса оплодотворение.
  2. Дать определение двойного оплодотворения.
  3. Заполнить таблицу.

Сравнение процессов

Признаки

Цветковые

растения

Позвоночные животные

Название и строение женской гаметы

Расположение женской гаметы

Название и строение мужской гаметы

Расположение мужской гаметы

Место процесса

Результат процесса

Биологический смысл

Вывод: Как вы считаете, у кого и почему процесс оплодотворения протекает сложнее?

Тема 3.7

Предмет и главные понятия генетики. Моногибридное скрещивание.

Задание 1.  Составление схем скрещивания.

Задача 1. Черная краска шерсти крупного рогатого скота определяется доминантным геном В, а красная – рецессивным – в. Каким будет потомство от скрещивания гомозиготной красной коровы с гомозиготным черным быком?

Составьте схему скрещивания.

Задача 2. Плоды томата бывают круглыми и грушевидными. Ген круглой формы доминирует. Каков будет внешний вид первого и второго поколений при скрещивании растения, гомозиготного по гену, определяющему круглую форму плодов, с растением, имеющие грушевидные плоды? Составьте схему скрещивания.

Задача 3. Плоды томата бывают круглыми и грушевидными. Ген круглой формы доминирует. Каков будет внешний вид первого и второго поколений при скрещивании растения, гомозиготного по гену, определяющему круглую форму плодов, с растением, имеющие грушевидные плоды? Составьте схему скрещивания.

Задача 4. От серой крольчихи и серых кроликов было получено потомство: 503 серых и 137 белых крольчат. Какой цвет шерсти доминирует? Опишите генотипы родителей и потомков. Составьте схему скрещивания.

Задание 2. Решите тест – установите соответствие

Тест по теме «Основные понятия генетики»

Установите соответствие, занесите ответ в таблицу:

Понятия –

1. Ген   2. Аллельный ген     3. Неаллельный ген      4. Гомозиготный организм

5. Гетерозиготный организм         6. Доминантный признак  7. Рецессивный признак

8. Генотип               9. Фенотип                10. Генетика     11. Наследственность

12. Наследование                   13. Изменчивость               14. Гибридизация     15. Гибрид

О п р е д е л е н и я..

1. Состояние признака, который проявляется в первом поколении (господствующий).

2. Совокупность генов и их проявление в среде обитания.

3. Гены, расположенные в одних и тех же местах гомологичных хромосом и определяющие развитие одного и того же признака.

4. Признак, не проявляющийся в первом поколении от гомозиготных родителей.

5. Гены, расположенные в одних и тех же местах гомологичных хромосом, но определяющие развитие разных признаков.

6. Название организма, если в гомологичных хромосомах аллельные гены кодируют одинаковое состояние того или иного признака.

7. Название организма, если в гомологичных хромосомах аллельные гены кодируют различное состояние признака и по нему идет расщепление.

8. Способ передачи наследственной информации от родительских организмов в ряду последующих поколений.

9. Совокупность генов и их проявление в среде обитания.

10. Способность организма претерпевать изменения, вызываемые мутациями или внешней средой обитания.

11. Совокупность всех наследственных факторов организма (генов) в диплоидном наборе хромосом.

12. Участок ДНК (или хромосомы), определяющий развитие отдельного элементарного признака.

13. Наука о наследственности и изменчивости организмов.

14. Скрещивание организмов, отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам.

15. Потомки от скрещивания.

Термин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Определение

Тема 3.8

Дигибридное скрещивание.

Задание 1. Решение генетических задач на моногибридное и дигибридное скрещивание.

Задача 1. Скрещивались высокорослые красноплодные (доминантные признаки) томаты, гетерозиготные по обоим признакам, с низкорослыми красноплодными томатами, гетерозиготными по второму признаку. В результате этого скрещивания получено 620 потомков. Сколько среди них будет гетерозигот по обоим признакам и сколько гомозигот по обоим признакам?

Задача 2. При скрещивании черных мышей с длинными ушами и коричневых мышей с короткими ушами все потомство оказалось черным с длинными ушами. В результате скрещивания этого потомства между собой получили 144 мышонка. Определить генотипы потомства и количество мышат каждого полученного фенотипа.

Задача 3. При скрещивании чистопородных безухих овец белой масти с чистопородными черными овцами, имеющими длинные уши, в первом поколении получили белых овец с длинными ушами. Во втором поколении получили 768 ягнят. Сколько ягнят в F2 будут белыми и какая часть среди них окажется безухими?

Задача 4. У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым, а короткая шерсть - над длинной. Какой процент короткошерстных коричневых щенков можно ожидать от скрещивания двух гетерозиготных по обоим признакам собак?

Задание 2. Решение генетических задач на неполное доминирование.

Задача 1. Потомство лошадей белой и гнедой мастей всегда имеет золотисто-желтую окраску. У двух золотисто-желтых лошадей появляются жеребята: белый и гнедой. Какова вероятность появления таких жеребят, если известно, что белая масть доминирует над гнедой?

Задача 2. При скрещивании красноплодной и белоплодной земляники получены только розовые ягоды. Каковы генотипы исходных и гибридных форм, если известно, что ген красной окраски не полностью доминирует над геном белой окраски?

Задача 3. Голубые андалузские куры – это гетерозиготы, появляющиеся обычно при скрещивании белых и черных кур. Какое оперение будут иметь цыплята, полученные от скрещивания белых и андалузских кур?

Задача 4. Известно, что морские свинки могут быть белыми, темными и полутемными. Какое потомство появится от скрещивания двух полутемных свинок, если известно, что ген темной окраски – ген неполного доминирования?

Тема 3.9

Анализирующее скрещивание. Взаимодействие генов. Хромосомная теория.

Задание 1. Решение генетических задач на сцепленное наследование.

Задача 1. Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями с самками с чёрным телом и укороченными крыльями. Все гибриды первого поколения были с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридов между собой появилось 75 % особей с серым телом и нормальными крыльями и 25 % с чёрным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1 и F2. Объясните характер наследования признака и полученные результаты.

 Задача 2. При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зелёные плоды, в потомстве получили растения с длинными зелёными и круглыми зелёными плодами. При скрещивании такого же арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые полосатые плоды, всё потомство имело круглые полосатые плоды. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Как называется такое скрещивание и для чего оно проводится?

Задача 3. При скрещивании белых кроликов с мохнатой шерстью и чёрных кроликов с гладкой шерстью получено потомство: 50% чёрных мохнатых и 50% чёрных гладких. При скрещивании других пар белых кроликов с мохнатой шерстью и чёрных кроликов с гладкой шерстью 50% потомства оказалось чёрными мохнатыми и 50% — белыми мохнатыми. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните, какой закон проявляется в данном случае.

Задача 4. Гомозиготную по обоим признакам серую (А) муху дрозофилу с нормальными крыльями (В) скрестили с чёрным (а) с зачаточными крыльями (в) самцом. От скрещивания было получено многочисленное потомство. Гены указанных признаков сцеплены и наследуются вместе. Определите генотипы и фенотипы F1 и F2. Как произошло бы расщепление, если бы признаки не были сцеплены? Объясните ответ.

Задание 2. Решение генетических задач на взаимодействие генов.

Задача 1.

Резус-отрицательная женщина со II группой крови имеет трех детей:

1-й - резус-положительный с IV группой крови;

2-й - резус-отрицательный с III группой крови;

3-й - резус-положительный с I группой крови. Определить генотипы матери и отца этих детей.

Задача 2. Гетерозиготный резус-положительный мужчина с IV группой крови женится на резус-отрицательной женщине, имеющей II группу крови. Мать женщины имела I группу крови. Какое потомство можно ожидать от этого брака?

Задача 3. Круглолицая женщина со II группой крови выходит замуж за круглолицего мужчину с III группой крови. Известно, что мать женщины имела овальное лицо и I группу крови, отец мужчины - овальное лицо и IV группу крови, а мать мужчины - круглое лицо и I группу крови. Какое потомство можно ожидать от этого брака, если круглая форма лица доминирует над овальной?

Задача 4. У светловолосой женщины со II группой крови и темноволосого мужчины со II группой крови родился светловолосый сын с I группой крови. Определить генотипы родителей, если темные волосы - доминантный аутосомный признак.

Тема 3.10

Основные закономерности изменчивости.

Задание 1. Построение вариационного ряда и вариационной кривой.

  1. Рассмотрите полученное растение, напишите его название.
  2. Заполните таблицу

Последовательность изменения значения признака (длинна листьев)

Менее

3 см

3-4 см

4-5 см

5-6 см

6-7

см

Более

7 см

Количество листьев

  1. Отобразите на графике зависимость между значением признака и частотой его встречаемости.

Вывод: от чего зависит разнообразие одного признака? Какие факторы влияют на модификационную изменчивость?

Задание 2. Выявление источников мутагенов в окружающей среде.

Цель: научиться определять источники мутагенов в быту.

Оборудование: карта вводной теории, упаковки (пакет из-под молока, сухариков, сока по вариантам), таблица кодов пищевых добавок.

  1. Напишите название продукта.
  2. Рассмотреть внимательно этикетку продовольственного товара.
  3. Определить какие вещества входят в состав продукта.
  4. Выписать вещества, занесённые в список пищевых добавок.

Вывод: Сделайте вывод о качестве продукта и степени опасности для человека.

Приложение (к Заданию 2 темы 3.10)

В 60-е и 70-е годы в нашей стране были созданы методические руководства по оценке потенциальной мутагенной опасности промышленных загрязнителей, пестицидов, правда, большая часть их получила правовую основу позже. Ясно, что в организм человека мутагены могут поступать не только с питьевой водой, но и с пищевыми продуктами. Тестирование продуктов питания на мутагенность привело к выявлению многих мутагенов: природных ингредиентов (флавоноиды, фураны, гидразины), пищевых контаминантов (пестициды, микотоксины) и мутагенных соединений, образующихся в процессе приготовления пищи. Этот список можно продолжить. Стало очевидным, что нельзя ограничиваться изучением мутагенных свойств отдельных веществ. Необходимо оценивать суммарное загрязнение всех компонентов окружающей среды.

Опасные и запрещённые пищевые добавки!!! (по сведениям министерства здравоохранения Российской Федерации):

Е 102; Е 104; Е 110; Е 120; Е 121; Е 122; Е 123; Е 124; Е 127; Е 128; Е 129; Е 131; Е 132; Е 133; Е 142; Е 151; Е 153; Е 154; Е 155; Е 173; Е 174; Е 175; Е 180;
Е 214; Е 215; Е 216; Е 217; Е 219; Е 226; Е 227; Е 230; Е 231; Е 233; Е 236; Е 237; Е 238; Е 239; Е 240; Е 249 ... Е 252; Е 296; Е 320; Е 321; Е 620; Е 621; Е 627; Е 631; Е 635; Е 924 а-b; Е 926; Е 951; Е 952; Е 954; Е 957.


Специалисты Роспотребнадзора так же считают опасными ещё группу добавок:

Е102, Е110, Е120, Е124, Е127, Е129, Е155, Е180, Е201, Е220, Е222, Е223, Е224, Е228, Е233, Е242, Е270, Е400, Е401, Е402, Е403, Е404, Е405, Е501, Е502, Е503, Е620, Е636 и Е637. В список очень опасных занесены Е123, Е510, Е513 и Е527.

Подозрительными названы добавки Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е241 и Е477.

Задание 3. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика типа изменчивости»

Признак

Ненаследственная (фенотипическая)

наследственная

мутационная

комбинативная

Причины возникновения

Изменение фенотипа особи

Изменение генотипа особи

Наследование

Значение для организма

Эволюционное значение

Тема 3.11

Генетическое определение пола. Сцепленное с полом наследования.

Задание 1. Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом

Задача1. Кошка с черепаховой окраской шерсти принесла котят серой, рыжей, и черепаховой окрасок. Определите, мог ли быть их отцом рыжий кот?

Задача 2. Мужчина, больной гемофилией, женился на здоровой женщине, отец которой страдал гемофилией. Определите вероятность рождения в этой семье здоровых детей. Рецессивный ген гемофилии находится в Х хромосоме.

Задача 3. От родителей с нормальным цветовым зрением родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик – дальтоник. Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и всех детей? Рецессивный ген дальтонизма находится в Х хромосоме.

Задача 4. Рецессивный ген дальтонизма находится в Х хромосоме. Отец девушки страдает дальтонизмом, а мать, как и все ее предки, различает цвета нормально. Девушка выходит замуж за здорового юношу. Что можно сказать об их будущих сыновьях и дочках?

Тема 3.12

Селекция растений, животных и микроорганизмов.

Применение селекции в медицине

Задание 1. Заполните таблицу «Этапы селекции»

Этап

Характеристика

Результат

Одомашнивание

Гибридизация

Искусственный отбор

Искусственный мутагенез

Задание 2. Сравнительная характеристика пород (сортов).

  1. Рассмотреть материал (фотографии животных).
  2. Выявите черты сходства у особей разных сортов (пород) во внешнем строении:

1.

2.

3.

  1. Выявите черты различий у особей разных сортов (пород) во внешнем строении:

1.

2.

3.

Вывод: Как вы считаете, различия у организмов только внешние или генетические тоже? Докажите свою точку зрения.

Задание 3. Заполните таблицу «Характеристика методов биотехнологии»

Метод

Объект

Сущность метода

Клеточная инженерия

Генная инженерия

Искусственный мутагенез

Клонирование

Тема 3.13

Наследственность человека. Понятие о наследственных болезнях человека.

Задание 1. Заполните таблицу «Характеристика классов наследственных болезней человека»

Класс

Причина

пример

Генные

Хромосомные

Несовместимость матери и плода

С наследственной предрасположенностью

Задание 2. Расписать 10 наследственных заболеваний человека разных классов (гемофилия, синдром Кляйнфелтера, синдром Шерешевского-Тернера, болезнь Дауна, синдром кошачьего крика, прогерия и 4 на Ваш выбор) по схеме:

  1. Изменение генетического аппарата – причины возникновения болезни
  2. Симптомы
  3. Лечение заболевания

Используемые интернет источники:

  1. https://bio-ege.sdamgia.ru
  2. https://открытыйурок.рф
  3. https://kopilkaurokov.ru/biologiya/prochee/sbornik_laboratornykh_i_praktichieskikh_rabot_po_biologhii_dlia_10_klassa_profil
  4. https://compedu.ru

Используемая литература:

  1. Биология. под ред академика РАО Н.В. Чебышева, 12-е изд. М., Изд.центр «Академия», 2017
  2. О.В. Саблина, Г.М. Дымшиц. Общая биология. Рабочая тетрадь 10-11 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. 5-е изд. М., Просвещение, 2010 г
  3. Ю.А. Садовниченко. ЕГЭ. Биология. Пошаговая подготовка. М, 2016 г.


Приложение 1. Таблица генетического кода.

Генетический код (иРНК)

 

Первое

основание

Второе основание

Третье

основание

У

Ц

А

Г

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование к рабочей программе по дисциплине «Химия» для 1 курса медицинского колледжа

Данное планирование соответствует рабочей программе учебной дисциплины «Химия» составленной на основе примерной программы (авторы: Габриелян О.С., Остроумов И.Г) и предназначенной для изучения химии в...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ I курс (Медицинский колледж)

Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартовпо специальности среднего профессионального образования 060501 «С...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Внеаудиторного мероприятия в форме устного журнала по дисциплинам «История», «Биология с основами экологии» на тему: «Это нужно не мертвым - это нужно живым»

Методическая разработка в форме устного журнала посвящена изучению событий Великой Отечественной войны, опираясь на две дисциплины история и биология.Авторы преподаватели ГАПОУ СО"Балашовский техникум...

Рабочая тетрадь по дисциплине "Биология" (раздел: «Основы экологии», тема: «Биосфера и человек»).

Рабочая тетрадь разработана для профессий среднего профессионального образования:15.01.05  Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки));23.01.09 Машинист локомотива.В методическ...

Рабочая тетрадь по ПМ 04. "Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными" для студентов 1 курса обучения.

Данную рабочую тетрадь рекомендуется использовать для контроля усвоения учебного материала по ПМ 04. МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг студентами 1 курса обучения для специальностей &qu...