Лекция по теме: " Уровни организации жизни".
план-конспект урока
Изучи лекционый материал и на основании теории сделай практические задания, относящиеся к данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya.urovni_organizatsii_zhizni.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Уровни организации жизни.
Студент после изучения лекции должен знать: формы существования живой материи; основные свойства живого, уровни организации жизни.
Студент должен уметь: объяснить основные свойства живой материи как результат эволюции.
План лекции:
1. Понятие «жизнь» и свойства живого.
2. Уровни организации живого.
3. Практическое значение биологии.
Понятие «жизни» и свойства живого.
БИОЛОГИЯ – наука о жизни во всех её проявлениях и закономерностях, управляющих живой природой. Название ее возникло из сочетания двух греческих слов: БИОС – жизнь, ЛОГОС – учение. (Эта наука изучает все живые организмы.)
Термин «биология» ввёл в научный оборот французский учёный Ж. Б. Ламарк в 1802 году. Предмет изучения биологии – живые организмы (растения, животные, грибы, бактерии), их строение, функции, развитие, происхождение, взаимоотношения со средой.
Таким образом, современная биология – комплекс наук, изучающих живое.
Но эта дифференцировка привела бы науку к тупику, если бы не было интегрирующей науки – общей биологии. Она объединяет все биологические науки на теоретическом и практическом уровнях.
Что такое жизнь?
Одно из определений более 100 лет назад дал Ф. Энгельс: "Жизнь есть способ существования белковых тел, непременное условие жизни - постоянный обмен веществ, с прекращением которого прекращается и жизнь.»
По современным представлениям, жизнь - это способ существования открытых коллоидных систем, обладающих свойствами саморегуляции, воспроизведения и развития на основе геохимического взаимодействия белков, нуклеиновых кислот других соединений вследствие преобразования веществ и энергии из внешней среды.
Уровни организации живой материи.
Во всём многообразии живой природы можно выделить несколько уровней организации живого.
1. Молекулярный. Любая живая система, как бы сложно она ни была организована, состоит из биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов, а также других важных органических веществ. С этого уровня начинаются разнообразные процессы жизнедеятельности организма: обмен веществ и превращение энергии, передача наследственной информации и др.
2. Клеточный. Клетка — структурная и функциональная единица, а также единица развития всех живых организмов, обитающих на Земле. На клеточном уровне сопрягаются передача информации и превращение веществ и энергии.
3. Организменный. Элементарной единицей организменного уровня служит особь, которая рассматривается в развитии — от момента зарождения до прекращения существования — как живая система. На этом уровне возникают системы органов, специализированных для выполнения различных функций.
4. Популяционно-видовой. Совокупность организмов одного и того же вида, объединенная общим местом обитания, в которой создается популяция — надорганизменная система. В этой системе осуществляются элементарные эволюционные преобразования — процесс микроэволюции.
5. Биогеоценотический. Биогеоценоз — совокупность организмов разных видов 'и различной сложности организации с факторами среды их обитания. В процессе совместного исторического развития организмов разных систематических групп образуются динамичные, устойчивые сообщества.
6. Биосферный. Биосфера — совокупность всех биогеоценозов, система, охватывающая все явления жизни на нашей планете. На этом уровне происходит круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов.
Практическое значение естественнонаучной дисциплины.
В МЕДИЦИНЕ – изучение и борьба с инфекциями, паразитическими заболеваниями.
В БИОТЕХНОЛОГИИ – биосинтез белков, синтез антибиотиков, витаминов, гормонов.
В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ – селекция высокопродуктивных пород животных и сортов растений.
В СЕЛЕКЦИИ МИКРОООРГАНИЗМОВ. В ОХРАНЕ ПРИРОДЫ – разработка и внедрение методов рационального и рачительного природопользования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект лекции по теме: Основы организации поточного производства
Конспект лекции по теме: Основы организации поточного производства...
Практикум по теме: " Уровни организации жизни".
Изучите теоретический материал и на основании этого материала выполните предложенные задания:...
Лекции по теме кадры организации для групп Юс22, ЮС23
Ознакомится с материалами лекции и выполнить самостоятельную работу до 30.03.2020...
Таблица "Уровни организации жизни".Биология. 10 класс.
Информативная таблица по теме "Уровни организации жизни" может служить основой для выполнения самостоятельных работ на анализ, сопоставление, сравнение....
Тема 3 Биология "Введение. Уровни организации живой природы"
Для живых систем характерно иерархическое усложнение организации. Выделяют несколько уровней организации живой материи.Вообще понятие жизни нельзя назвать простым. Биологические открытия постоянн...
лекция по теме 2 "Цели, функции, виды и уровни общения"
Лекция по теме 2 "Цели, функции, виды и уровни общения" учебной дисциплины "Психология общения". В лекции рассматриваются вопросы: 1. Цели и основные подходы к классификации функци...
Практическое занятие 1. Сущность и уровни организации жизни
Работа для учащихся 10-11 классов...