Строение клетки
план-конспект урока на тему

Рекута Екатерина Федоровна

Конспект урока по биологии на тему "Строение клетки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx178.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Амурской области «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания»

Конспект урока по биологии

«Цитология-наука о клетке. Строение клетки»

Подготовила: Е.Ф. Рахуба

                                                                                    учитель биологии и химии

с. Среднебелая, 2017 г.

Класс: 11

Тема: Цитология-наука о клетке. Строение клетки

Цель:Закрепить и актуализировать ранее изученный материал о строении клетки.

Задачи:

1. Образовательные: рассмотреть понятия: клетка, клеточная теория, цитология, микроскопия; сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на земле; показать единство всего живого на земле на основе знаний о клеточной теории; продолжить формирование знаний о методах в биологии (на примере методов изучения клетки).

2. Развивающие: продолжить формирование общеучебных умений и навыков, умения пользоваться научной терминологией; развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление, речь – словарный запас биологических знаний, развивать образное мышление, умение отстаивать свою точку зрения; а также выделять главное, формулировать ответ и публично выступать.

3. Воспитательные: сформировать навыки самостоятельной работы; продолжить демонстрировать необходимость биологических знаний.

Ход урока

Эпиграф урока:

«Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять».Джордано Бруно.

Учитель: В 1665 году английский физик Р.Гук, рассматривая под уже усовершенствованным им микроскопом срез пробки дерева, обнаружил, что она состоит из ячеек, напоминающих пчелиные соты. Описывая увиденное в своей книге «Микрография, или некоторые физиологические описания мельчайших тел, сделанные посредством увеличительных стекол», Гук использовал слово «cell», что по-английски означает «ячейка», «камера», «келья». Этот термин закрепился в науке, а на русский язык был переведен как «клетка».

Учитель: Во все времена люди пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы. Но в тайны клеточного строения человек смог проникнуть только в 17 веке. Как вы думаете, какое основное открытие века позволило впервые увидеть клетку?

Ученик: Изобретение микроскопа

Учитель: Как называется наука о клетке?

Ученик: Цитология

Учитель: Давайте попробуем сформулировать тему урока?

Ученик: Сообщение темы и формулирование цели урока.

Цитология – наука о клетке. Строение клетки.

Учитель:Сегодня вы будете работать индивидуально и в парах, в течение урока вы будете оценивать друг друга, а также оценивать и свои знания. А для этого у каждого из вас на парте «Лист достижений ученика», в нем вы видите задания, указаны формы и методы выполнения заданий. После выполнения какого-либо элемента, вы сможете оценить себя сами, выставить определенное кол-во баллов. В конце урока, каждый из вас себе выставит оценку.

С открытием растительной клетки и начала зарождаться цитология.Чуть позже были обнаружены клетки и других организмов. Клетка – это элементарная единица жизни на земле.

Цитология – наука о клетке, изучающая строение, химический состав, функции, индивидуальное развитие и эволюцию клеток живого.

I. Мы с вами изучили признаки живых организмов. На доске записано всего несколько, только вот буквы все перепутались. Найдите и запишите в тетради эти признаки.

жидрастьмораз– раздражимость;

таниепи – питание;

гуциясаремоля – саморегуляция;

сорт – рост;

витиераз – развитие;

леднасвенстность – наследственность;

ханеиды – дыхание;

мноразниеже – размножение.

II. (Стадия вызова. Класс делится на пары. Каждой паре задается вводный вопрос, на который необходимо дать полный ответ. Максимальное количество баллов за задание 5 баллов. Задание выполняется устно).

Что такое клетка?

Какие типы классификаций клеток вы знаете?

Кто из ученых впервые открыл клетку?

Кто сформулировал основные положения клеточной теории?

III. Каждая пара получает также конверт с карточками, которые содержат отрывочные сведения обо всех составляющих клетки. Задача учащихся: собрать сведения о структурных элементах клетки, которыйуказан у нее на плакате. Далее необходимо расположить эти фрагменты на плакате в логической последовательности, которая может быть различна. Фрагменты можно соединить стрелками, указав последовательность рассуждений. Можно дополнять полученную схему данными, которых нет на карточках, но известны учащимся.

Максимальное количество баллов за данную работу: по 1 баллу за каждый элемент кластера

IV. Ответить на творческие вопросы. Назовите части клетки и органоиды, которые, по вашему мнению, аналогичны следующим структурам: «Клетка – фабрика».

Если сравнить клетку с заводом, то каким органоидам можно присвоить следующие названия:

- Энергетическая станция (Митохондрии, там идёт синтез АТФ – основного источника энергии).

- Склад готовой продукции (Комплекс Гольджи, синтезируемые вещества клеткой по каналам ЭПС поступают в цистерны Комплекса Гольджи. Здесь они упаковываются в мембранные пузырьки и разносятся по цитоплазме).

- Цех переработки отходов (Лизосомы, ферменты расщепляют вещества, ненужные клетке, отмершие части клетки).

- Сборочный конвейер (Рибосомы, сборка белка из аминокислот).

- Информационный центр (Ядро, хранитель наследственной информации).

- Фотохимическая лаборатория (Хлоропласты, происходит фотосинтез).

V. Метод «Корзина идей» (5 баллов)

Каждой паре дается один вопрос «В чем особенность определенного вида клетки?», необходимо работать в парах, обсудить данный вопрос и доказать, почему именно этот вид клетки наиболее высокоорганизован и мобилен в условиях развития органического мира? Если нет аргументов «за», доказать почему данная клетка является менее организована по сравнению с другими клетками. Для работы учащимся понадобятся иллюстрации «Растительная, животная и прокариотическая клетка». Указать составные части клетки.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/525106/img1.jpghttp://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/525106/img2.jpghttp://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/525106/img3.jpg

Вопрос учителя: «В чем сходство всех клеток?» (в строении).

VI.Стадия рефлексии.

Метод «Синквейн»

Каждому учащему необходимо составить «Синквейн», по теме «Клетка». Каждая пара представляет один синквейн.

VII. ИТОГ УРОКА:

Слово учителя:  Итак, подведём итог урока? Все ли мы цели и задачи выполнили? Вам был предложен «Лист достижений ученика», вы оценивали свою работу на каждом этапе урока. У вас есть график ваших достижений, внесите свои баллы в график и постройте на  свой график знаний. Соответствует ли ваш график с тем, который выдала вам? Сложите набранное количество баллов, выставите каждый оценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по биологии на тему "Строение клетки"

В презентации содержится наглядный материал к занятию по биологии на тему "Строение клетки"....

Мастер-класс на тему: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК английский язык и биология. «Строение клетки растений и животных» Biology. Cell of plants and animals. Преподаватель английского языка: Курилова Тамара Валерьевна

Мастер-класс на тему: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК  английский язык и биология.  «Строение клетки растений и животных» Biology. Cell of plants and animals. Преподаватель английск...

Проверочный тест по теме:"Строение клетки"

Данный тест составлен  в двух вариантах с использованием иллюстраций, элементов дифферинцирования и предназначен для студентов 1 курса СПО.Он помогает проверить знания о строении клетки и функция...

Методические указания по Биологии. Тема "Строение клетки"

Методические указания к практическим занятиям по теме Строение клетки"". Три варианта...

Дидактический материал по теме "Строение клетки".

Тестовые задания по теме "Строение клетки" с целью контроля знаний....

Разработка открытого урока по биологии на тему Строение клетки

Тема урока: Строение клетки. Задачи урока:- продолжить изучение строения клетки, изучить строение ядра клетки, показать связь строения ядра с его функцией, выявить ведущую роль ядра в наследствен...

Методические рекомендации к проведению лабораторной работы № 1 Тема:Изучение строения животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом; работа с моделью (аппликацией) строения клетки.

Цели работы:ознакомление с многообразием и особенностями строения клеток разных представителей живых организмов (в том числе по готовым микропрепаратам) в связи с выполняемыми функциями, способом пита...