Методические рекомендации для студентов по работе над проектом
методическая разработка на тему
В методических рекомендациях рассматриваются основные формы организации проектной деятельности студентов в профессиональном образовательном учреждении, основные понятия о принципах, методах и последовательности построения проекта, виды и правила выполнения проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_studentov_po_rabote_nad_proektom.docx | 92.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Московской области
«Люберецкий техникум имени Героя Советского Союза,
лётчика-космонавта Ю.А. Гагарина»
Гагаринский учебный корпус
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Методические рекомендации для студентов
по работе над проектом
Преподаватель химии
Береснева И.С.
г. Люберцы, 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Пояснительная записка ……………………………………………………… | 3 |
2 | Понятие и цель проектной деятельности студентов ….………………. | 4 |
3 | Типология проектов………………………………………………………. | 5 |
4 | Алгоритм проектирования и структура проектов……………………….. | 9 |
5 | Этапы работы над проектом…………………………………………… | 12 |
6. | Общие рекомендации по работе над проектом………………………. 6.1 Правила работы с литературными источниками……………………. 6.2 Требования к оформлению текстового варианта проектной работы ……………………………………………………… 6.3 Требования к презентации……………………………………… | 15 16 17 18 |
7. | Памятка для защиты проектной работы…………………………… | 20 |
8. | Критерии самооценки проектной работы…………………………….. | 21 |
9. | Список использованных источников и литературы…………………. | 24 |
10. | Приложение 1. Методические рекомендации студенту по работе над исследовательским проектом по химии…………………………. | 26 |
11. | Приложение 1. Методические рекомендации студенту по работе над информационным проектом по химии………………………….. | 29 |
- Пояснительная записка
В новых требованиях к результатам освоения профессиональной образовательной программы приоритетное внимание уделяется формированию общих и профессиональных компетенций, характеризующих будущую профессиональную деятельность выпускников техникума.
Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Именно проектная деятельность способна сделать учебный процесс для студента личностно значимым, таким, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, активность, фантазию, креативность, самостоятельность.
В методических рекомендациях рассматриваются основные формы организации проектной деятельности студентов в профессиональном образовательном учреждении, основные понятия о принципах, методах и последовательности построения проекта, виды и правила выполнения проекта.
Основная цель методических рекомендаций – совершенствование профессиональной подготовки выпускников техникума через использование проектной технологии.
Для достижения данной цели в процессе обучения должны быть решены следующие задачи:
∙ ознакомление студентов с различными методами поиска новых решений различных проблем, в том числе информационных, коммуникационных и технических, и пополнения комплекса специальных заданий для развития творческих способностей;
∙ ознакомление студентов с принципами и методами обучения проектной деятельности;
∙ формирование и развитие умений и навыков самостоятельной разработки проектной деятельности;
∙ формирование и развитие умений пользоваться методической, технической и справочной литературой.
В процессе работы над проектом у студента формируются следующие профессионально значимые умения и навыки:
∙ решать творческие задачи, используя те или иные методы решения;
∙ планировать свою деятельность;
∙ самостоятельно разрабатывать этапы проектной деятельности;
∙ анализировать свою деятельность на различных этапах проекта;
∙ грамотно составлять письменную и демонстрационную части проекта;
∙ осуществлять демонстрацию и защиту продукта своей проектной
деятельности.
Данные методические рекомендации по организации проектной деятельности студентов техникума могут быть использованы с целью приобретения и закрепления общих и профессиональных компетенций
2. Проектная деятельность студентов.
Проектная деятельность студентов - мотивированная самостоятельная деятельность студентов, ориентированная на решение определенной практически или теоретически значимой проблемы, оформленная в виде конечного продукта. Этот продукт (результат проектной деятельности) можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Основная цель проектной деятельности студентов - самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующее интеграции знаний из различных предметных областей.
3. Типологии проектов.
Типологию проектов можно построить на разных основаниях:
- По предметно-содержательной области:
∙ монопроекты - проводятся, как правило, в рамках одной дисциплины или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности;
∙ междисциплинарные проекты – содержание данных проектов характеризуется интеграцией знания нескольких дисциплин.
- По доминирующей деятельности:
• Исследовательский проект требует хорошо продуманной структуры, актуальности предмета исследования, соответствующих экспериментальных и исследовательских работ, методов обработки информации. Его структура приближена к истинному исследованию.
Структура исследовательского проекта:
Аргументация актуальности темы;
Определение проблемы, предмета, объекта;
Формулирование целей и задач исследования;
Выдвижение гипотезы исследования;
Обозначение методов исследования;
Проведение эксперимента (собственно исследования);
Оформление и обсуждение результатов;
Формулирование выводов и обозначение проблем на дальнейшую перспективу исследования.
Формы и методы: лабораторный эксперимент, социологический опрос, моделирование и т.д.
Возможный результат проекта (продукт): сравнительно-сопоставительный анализ; анализ данных социологического опроса; прогноз; пакет рекомендаций; модель; статья и т.д.
• Творческий проект имеет не столь строго проработанную структуру, однако строится в известной логике «дизайн – петли».
Структура проекта:
Определение потребности;
Исследование (дизайн-анализ существующих объектов);
Обозначение требований к объекту проектирования;
Выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной;
Планирование;
Изготовление;
Оценка (рефлексия).
Формы и методы - любые из творческих методов проектирования
Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, видеоклип, коллекция, дизайн-макет, сказка, праздник, репортаж, дневник путешествий, рекламный проспект и пр.);
• Игровой проект. В таком проекте структура только обрисовывается и остается открытой до завершения работы. Степень творчества тут очень высокая, результаты выявляются только после завершения проекта.
Структура игрового проекта:
Определение и цели проекта;
Определение ролей, требуемых содержанием проекта и распределение их между участниками (участники выполняют определенные роли, обусловленные содержанием и характером проекта, это могут быть участники производственного процесса: научные работники, технологи, инженеры по охране труда, эксперты и т. д.);
«Прикидка» результатов;
«Проигрывание» заданной ситуации;
Рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.
Формы и методы: ролевая игра
Результат открыт до самого окончания игры
• Информационный (ознакомительно-ориентировочный) проект - направлены на сбор информации об определенном объекте, явлении, их анализ и обобщение фактов.
Структура информационного проекта:
Определение потребности (объекта, явления и т.д., требующих освещения);
Сбор информации;
Анализ, обобщение информации;
Создание собственной системы хранения информации;
Оформление информации для представления широкой аудитории;
Представление информации
Формы и методы:
Работа с литературой, библиотечным фондом, СМИ, электронными базами данных, анкетирование, интервьюирование и т.д.
Анализ, обобщение, сопоставление, формулирование аргументированных выводов и т.д.
Возможный результат проекта (продукт) – доклад, публикация в СМИ, электронная газета, электронный журнал, методическое пособие и т.д.
• Практико-ориентированный (прикладной) проект. Отличается четко продуманным результатом деятельности учащихся, ориентированным на социальные интересы самих учащихся.
Структура практико-ориентированного проекта:
Определение темы, проблемы и цели проекта;
Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы;
Координация действий (работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий);
Индивидуальная или групповая работа, встречи по обсуждению промежуточных результатов;
Оценка реальности использования продукта на практике и его способности решить поставленную проблему;
Организация презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику;
Организация внешней оценки проекта
Формы и методы зависят от типа
Возможный результат проекта (продукт) – выставка, коллекция, стенд, буклет, презентация, мультимедийный продукт
- По продолжительности выполнения:
- мини-проекты - на 1 - 2 урока
- краткосрочные – 4 – 6 уроков;
- среднесрочные – до месяца;
- долгосрочные – месяцы, четверть, учебный год и т.п.
- По количеству участников:
∙ индивидуальные;
∙ групповые.
Преимущества индивидуальных (персональных) проектов: план работы составлен с одной позиции, но максимально точно; у студента формируется чувство ответственности; студент приобретает опыт на всех этапах работы; формирование у студентов важнейших умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных).
Преимущества групповых проектов: в проектной группе формируются навыки сотрудничества; развиваются коммуникативные навыки; проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; мнение каждого участника принимается и поддерживается, студенты обретают уверенность в себе; у каждого есть возможность продвигаться к результату в своем темпе; каждый имеет право на ошибку; возникает феномен группового влияния на личность; создаются условия для проявления и формирования основных черт творческой личности; деятельность носит социальную направленность.
- По характеру контактов:
∙ локальные (в одной студенческой группе, на одном курсе, в одном образовательном учреждении);
∙ региональные (в рамках города, региона);
∙ межрегиональные (участники представляют разные регионы страны);
∙ международные.
Следует отметить, что в каждом проекте могут присутствовать все описанные виды деятельности, поэтому, тип проекта определяет не единственная, а преобладающая или доминирующая деятельность.
4. Алгоритм проектирования и структура проекта.
Алгоритм проектирования можно представить в виде последовательности следующих действий:
- Определение проблемы
- Определение цели и задач
- Выдвижение гипотезы
- Обсуждение методов исследования и предстоящей деятельности
- Подведение итогов деятельности, оформление и презентация результатов
- Выводы, выдвижение новых проблем, поиск «точек развития проекта»
В разделе «Типология проектов» было показано, что структура проекта определяется его «жанром». Однако существуют общие подходы к структурированию проекта, позволяющие выделить основные составляющие его «анатомии». Рассмотрим структуру «классического проекта» из 16 составляющих с детальным их описанием.
Реальный проект может содержать не все элементы предлагаемой структуры. Например, для мини-проектов не нужно составлять бюджет, определять риски и мероприятия по их устранению; игровые и ролевые проекты не требуют определения объекта и предмета, исследования, выдвижения гипотезы и т.д.
Структура проекта
Тема проекта | Чем собираемся заниматься? Пример исследовательской работы: «Анализ средств для мытья посуды» |
Актуальность проблемы – мотивация | Почему это необходимо? - Активное развитие бытовой химии, ее рекламы формируют ошибочное представление о безопасности предметов бытовой химии, в частности моющих средств. При этом производителей умалчивают наличие вредных веществ, какие изменения могут произойти в организме человека при постоянном использовании в быту моющих средств. Как сориентироваться среди многочисленного ассортимента? Какое средство является более эффективным и менее безопасным? |
Объект исследования | Что необходимо изучить? Жидкие средства для мытья посуды |
Предмет исследования | Под каким «углом зрения» рассматривается объект Влияние средств для мытья посуды на организм человека. |
Цель (цели) проекта | Что мы получим в результате проекта? /Конечный результат/ Сравнительный анализ наиболее распространенных и используемых марок жидких средств для мытья посуды: «Fairy», «Pril», «AOS», «SORTI». |
Задачи проекта | Какие шаги необходимо сделать для реализации цели? -выявить наиболее часто используемые в домашних условиях марки моющих средств для посуды; - изучить состав моющих средств для посуды; - исследовать физико-химические свойства моющих средств; - оценить эффективность применения моющих средств. |
Гипотеза исследования | Что будет, если…? Если владеть полной информацией о составе и свойствах моющих средств для посуды, то вред от их использования можно минимизировать. |
Описание проекта | В чем заключается основная идея проекта и как она будет воплощена практически? |
Участники проекта Партнеры проекта | Кто будет реализовывать проект? Кто будет помогать и поддерживать? |
Целевая группа | Чья жизнь изменится к лучшему? Кому нужен проект? |
Этапы и календарный план реализации проекта | Кто, когда и что будет делать? |
Бюджет проекта | Какова реальная стоимость материальных средства, необходимых для реализации проекта? |
Ожидаемые результаты | Какие изменения произойдут в результате реализации проекта? |
Риски и мероприятия по их снижению | Что может помешать выполнению проекта и как можно это предотвратить? |
Перспективы развития проекта | Какие новые направления деятельности возможны? |
Авторы проекта | Кто разработал данный проект? |
- Этапы работы над проектом
Основные этапы работы над проектом можно представить в виде таблицы:
Содержание работы на этапе | Деятельность учащихся | Деятельность преподавателя |
Подготовительный этап | ||
а) выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.) б) выдвижение гипотезы в) определение количества участников проекта, состава группы | Обсуждают тему с преподавателем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели, выдвигаю гипотезу | Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей, формулировании гипотезы |
Планирование работы | ||
а) определение источников информации б) планирование способов сбора и анализа информации в) планирование итогового продукта (формы представления результата) Продукт: – отчет (устный, письменный, устный с демонстрацией материалов): – издание сборника, фильма, макета – организация конференции и т.д.; г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов. Процедур и критериев оценки процесса работы, результатов; д) распределение обязанностей среди членов команды | Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. | Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно) |
Исследовательская деятельность | ||
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, памятников. Организация экскурсий, экспериментов, экспедиций и т.д. | Проводят исследования, решая промежуточные задачи | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта. |
Результаты и выводы | ||
Результаты или выводы Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата | Анализируют информацию. Оформляют результаты. | Наблюдает, советует |
Представление готового продукта | ||
Представление готового продукта Представление разнообразных форм результата работы. | Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы. | Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. |
Оценка процесса и результатов работы | ||
Выводы. Выдвижение новых проблем, поиск «точек развития проекта» | Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. | Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета. |
- Общие рекомендации по работе над проектом
- Используйте в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.
- Старайтесь применять в работе современную технику: фототехнику, видео- и аудиотехнику, компьютер, Интернет-ресурсы.
- Думайте о том, как ваша работа пригодится вам в будущем, старайтесь связать ее с выбранной профессией.
- Учитывайте традиции и обычаи округа и города, в котором вы живете.
- Всегда помните об экологии родного города и своем здоровье.
- Используйте знания по любым дисциплинам, а также свой бытовой опыт. Проявляйте творчество, основывайтесь только на научных знаниях.
- Не стесняйтесь обращаться по всем вопросам к руководителю проекта.
6.1. Правила работы с литературными источниками
1 | Общее ознакомление | Ознакомьтесь с материалом в целом: оглавлением, аннотацией, введением и заключением путём беглого чтения-просмотра, не делая никаких записей. Этот просмотр позволит получить представление обо всём материале, который необходимо изучить. |
2 | Внимательное чтение по главным разделам | Внимательно прочитайте материал по главам, разделам, параграфам. Наиболее трудные места книги следует читать в замедленном темпе. Выделите наиболее важные тексты. При изучении книги (журнала) надо обращать внимание на схемы, чертежи, рисунки, формулы. Значения всех незнакомых слов следует найти в словаре, интернете. С первого раза можно не достигнуть полного понимания материала, следует возвратится к источнику повторно |
3 | Выборочное чтение | Перечитайте наиболее важные места, это позволит лучше понять изучаемый материал. |
4 | Выписки из прочитанного | Читая, книгу (журнал) следует делать выписки, зарисовки, составлять схемы, тезисы, выписывать цифры, цитаты. Выписывать нужно только самое главное и в кратчайшей форме. Удобно конспектировать на карточках: это позволит дополнять конспект и менять порядок расположения. |
5 | Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками | Отметьте общее и отличительное в различных источниках по данной проблеме. |
6 | Критическая оценка прочитанного и запись замечаний | Обратите внимание на объективность суждения. |
Полезные интернет-ссылки
1) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - www.school-collection.edu.ru
2) Российский портал открытого образования – http://window.edu.ru/
3) Видеоуроки по предметам - http://interneturok.ru/
4) Научно-популярный физико-математический журнал «Квант» http://www.kvant.info
5) Журнал «Наука и жизнь» http://www.nkj.ru/
6.2. Требования к оформлению текстового варианта проектной работы
Структура | Требования к содержанию |
1.Информационный раздел 1.1. Титульный лист |
|
1.2 Оглавление |
|
2. Описание работы 2.1 Введение |
|
2.2. Описание проектной работы и её результаты |
|
3.Рефлексия деятельности |
|
6.3. Требования к презентации
Очень часто при защите работы используется презентация. Не забывайте о пяти принципах эффективной презентации.
6.3.1. Рекомендации для создания презентации
- Определить тему презентации.
- В презентацию обязательно включать следующие слайды:
- Тема презентации
- Автор создания
- Содержание
- Основная часть
- Заключение
- Используемая литература
3. Презентация должна содержать не только текст, но и изображения, отредактированные в растровом графическом редакторе, схемы, созданные в векторном графическом редакторе. Так же можно включить анимацию и звуковое сопровождение.
4. Дизайн слайдов в едином стиле, заголовки и подзаголовки должны быть выделены.
5. Количество – не больше 10-12 слайдов.
6.3.2. Оформление слайдов
Стиль |
|
Фон |
|
Использование цвета |
|
Анимационные эффекты | ∙ Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде, только если это необходимо. ∙ Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. |
6.3.3. Представление информации на слайдах
Расположение информации на слайде |
|
Шрифты |
|
Способы выделения информации | Следует использовать:
|
Объем информации |
|
7. Памятка для защиты проекта
Процедура защиты проекта включает в себя:
- доклад учащегося;
- ответы на вопросы по докладу
Доклад – текст краткого выступления о выполненной работе и ее результатах, рассчитанного на 5-7 минут. Дополнительно 2-3 минуты отводится на вопросы выступающему.
Доклад лучше составить из трех частей:
1. Введение. Составьте краткую, но емкую речь: представьтесь, изложите тему проекта, проблему и актуальность темы, достаточно полно и лаконично расскажите о постановке и решении задач проекта.
2. Содержание работы. Расскажите о выбранном пути решения проблемы, продемонстрируйте найденное решение. Заранее определите ключевые моменты, на которые надо сделать упор, их последовательность.
3. Заключение. Необходимо обязательно представить конечный результат – продукт проектной деятельности, проанализировать его успешность, отразить недостатки, а также представить перспективы развития проекта. Расскажите для кого может быть полезен ваш проект
8. Критерии самооценки проектной работы
Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования.
- Актуальность выбранной темы
- Глубина раскрытия темы
- Практическая ценность проекта,
- Композиционная стройность
- Соответствие плану
- Обоснованность выводов
- Правильность и грамотность оформления
- Аккуратность и дизайн оформления
- Содержательность приложений
- Выступление на защите (умение изложить самое ценное, отвечать на вопросы, защищать свою точку зрения)
- Итоговая оценка.
Критерии оценивания проекта
Критерий 1. Постановка цели проекта (максимум 3 балла): | |
цель не сформулирована | 0 |
цель сформулирована, но не обоснована | 1 |
цель ясно сформулирована и обоснована в общих чертах | 2 |
цель определена, ясно сформулирована и четко обоснована | 3 |
Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта | |
план достижения цели отсутствует | 0 |
имеющийся план не обеспечивает достижения поставленной цели | 1 |
Краткий план состоит из основных этапов проекта | 2 |
Развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели | 3 |
Критерий 3. Глубина раскрытия темы проекта | |
тема проекта не раскрыта | 0 |
тема проекта раскрыта фрагментарно | 1 |
тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках программы | 2 |
тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки программы | 3 |
Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования | |
Использована не соответствующая теме и цели проекта информация | 0 |
Большая часть представленной информации не относится к теме работы | 1 |
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников | 2 |
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников | 3 |
Критерий 5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта | |
Заявленные в проекте цели не достигнуты | 0 |
Значительная часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта | 1 |
Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными | 2 |
Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты | 3 |
Критерий 6. Анализ хода работы, выводы и перспективы | |
Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы | 0 |
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы | 1 |
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте | 2 |
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы | 3 |
Критерий 7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе | |
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора | 0 |
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода | 1 |
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества | 2 |
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта | 3 |
Критерий 8. Соответствие требованиям оформления письменной части | |
Письменная часть проекта отсутствует | 0 |
В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении | 1 |
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру | 2 |
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами | 3 |
Критерий 9. Качество проведения презентации | |
Презентация не проведена | 0 |
Внешний вид или речь автора не соответствует требованиям проведения презентации | 1 |
Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, но автор не владеет культурой общения с аудиторией или его выступление не уложилось в рамки регламента | 2 |
Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории | 3 |
Критерий 10. Качество проектного продукта | |
Проектный продукт отсутствует | 0 |
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) | 1 |
Продукт не полностью соответствует требованиям качества | 2 |
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) | 3 |
30 баллов – 100%
Таблица перевода
Баллы | Оценки |
1 – 12 (от 1% до 40 %) | 2 |
13 – 22 (от 41% до 74%) | 3 |
23 – 28 (от 75% до 95% | 4 |
29 – 30 (от 96% до 100%) | 5 |
9. Список использованных источников и литературы
- М.А. Ступницкая Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
- Петрова В. Метод проектов. – М., 1995
- Мукаева Л.Ш. Методические рекомендации учителям и ученикам по организации проектной деятельности в школе. – Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок». Раздел История и обществознание.
- С.Л. Каганович д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики общего образования НИРО. Метод проектов. Лекция.
- Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ. НВК «Общеобразовательная школа ІІІІ ступеней №22 – многопрофильный лицей». г. Горловка.
- Как работать над проектом. Методические рекомендации для учащихся. МОУ средняя школа№4 г. Нелидово, Тверская область, 2007
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
- Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. – Л., 1925.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
Интернет источники
- http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/204619
- http://studopedia.ru/2_30955_metod-proektov.html
- http://festival.1september.ru/articles/648795/
- https://infourok.ru/metod-proektov-i-ego-ispolzovanie-v-obrazovatelnom-processe-764204.html.
Приложение 1.
Методические рекомендации студенту по работе над исследовательским проектом по учебной дисциплине «Химия».
Исследовательские проекты позволяют углубить знания студентов по химии на основе межпредметной интеграции по изучаемым профессиональным дисциплинам, полученные ими в ходе теоретических и практических занятий, привить им навыки самостоятельного изучения материала, а также обучить студентов подбору, изучению и обобщению данных, умению формулировать собственные теоретические представления.
Формы организации исследовательских проектов зависят, как правило, от целей и задач исследования. Результаты исследования оформляются в виде электронной презентации, статьи, отчета и т.п.
Задачи исследовательского проекта: − определение и анализ цели деятельности,
− формирование понятий об объектах и предметах на основе выделенных свойств,
− установление связей и закономерностей на основе полученных данных об объектах и предметах,
− установление последовательности осуществления деятельности на всех этапах создания макета проекта.
Исследовательский проект можно выполнять самостоятельно или вдвоем, разделив при этом сферу исследования и реализации проекта. Данный вид проекта обязательно должен быть письменно оформлен.
Примерные темы проектов:
1. Энергетическая ценность пищи и рациональное питание.
2. Жесткость воды: актуальные аспекты.
3. Определение аскорбиновой кислоты в плодах
4. Получение кислотно-основных индикаторов из растительного сырья
5. Определение физико-химических показателей молока
Для работы можно использовать алгоритм
Таблица. Алгоритм работы над исследовательским проектом
Этап | Рекомендации |
Постановка проблемы исследования, определение задач | Под проблемой понимается противоречивая ситуация, возникающая в результате открытия новых фактов, которые не укладываются в рамки прежних теоретических положений. Задачи исследования определяют поэтапное выполнение работы. |
Сбор информации, анализ различных источников | Изучите различные материалы: учебную литературу, художественную литературу, сетевые ресурсы, периодические издания. Выделите основные данные, которые подходят под тему вашего исследования. |
Разработка концепции и планирование исследования | Опираясь, на собранный материал, составьте план, поставив во главу всей работы ключевой проблемный вопрос. Определите последовательность описания фактов и теорий. |
Подбор методов и методик | Подберите необходимые для работы методы и методики. Методы могут быть теоретические (эмпирические) и практические. Методика представляет собой совокупность приёмов, процедур и операций по выполнению работы. |
Проведение исследования | Заключается в конкретном выполнении работы, проведении эксперимента. |
Обработка данных | Состоит в систематизации итоговых данных, обобщении и составлении выводов. |
Письменное оформление результатов | Соблюдая определенные требования, необходимо оформить письменно все обобщенные данные: и теоретические и практические |
Представление работы и защита | Готовую работу показать преподавателю для рецензирования и продумать способ защиты, отчета. |
Критерии оценки исследовательского проекта.
Оценка «отлично» выставляется, если пояснительная записка и основная часть проекта составлена в полном объеме, четко, аккуратно. Работа планировалась студентами самостоятельно, решались задачи творческого характера с элементами новизны. Работа имеет возможность широкого применения. Работу или полученные результаты исследования можно использовать как пособие на занятиях.
Оценка «хорошо» выставляется, если в пояснительной записке и основной части проекта небольшие отклонения от рекомендаций. Работа планировалась с несущественной помощью учителя, у студента наблюдается неустойчивое стремление решать задачи различного характера.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если пояснительная записка и основная часть проекта выполнена с отклонениями от требований, не очень аккуратно. Планирование работы с помощью педагога, ситуационный (неустойчивый) интерес студента.
Более низкая оценка за проект не выставляется. Он подлежит переделке или доработке.
Приложение 2
Методические рекомендации по работе над информационным проектом по учебной дисциплине «Химия».
Информационный проект – направлен на сбор информации о каком- либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.
Задачи информационного проекта:
− формирование и развитие познавательного интереса к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности,
− анализ, изменение, разработка итогового продукта,
− выбор рационального способа выполнения технологической операции, приемов в зависимости от условий.
Основные этапы работы похожи на этапы выполнения исследовательского проекта. Однако в основу информационного проекта положена не проблема, а изложение информации по определенной теме.
Информационный проект может быть выполнен индивидуально или в парах, результаты его могут быть представлены следующим образом:
− презентация,
− устный отчет,
− рассказ с использованием рисунков, схем, макетов.
Обязательно информационный проект должен быть представлен аудитории. Проект должен иметь «сопроводительный бланк», в котором отражены основные этапы работы над проектом, его значение и возможное применение.
Примерный вариант сопроводительного бланка
Тема | |
Автор | |
Группа | |
Руководитель | |
Описание | Дается основная характеристика, что собой представляет Ваш проект, что в нем отражено, описывается структура. |
Цель | Для чего был создан проект, для чего велась работа по проектированию |
Задачи | Поэтапно описать – как достигнуть цели: - изучить литературу, - определить формат проекта, - выбрать материалы для воплощения проекта, - оформить результат проектной деятельности |
Гипотезы | Ваше предположение – какие задачи решит данный проект |
Целевая аудитория | Кому может быть адресована информация данного проекта |
Мероприятия, материалы исполнения проекта | Подробное описание – где и при каких условиях демонстрировать данный проект; Четкая характеристика материалов, из которых изготовлен проект. |
Ожидаемые результаты | Что будет, если все пройдет, как Вы запланировали. Несколько вариантов результата |
Практическое применение | Где и при каких обстоятельствах возможно применить данный проект |
Темы примерных проектов:
1. Химия и здоровье человека
2. Химия и кулинария
3. Пищевые красители
4. Химия и экология
5. Биологически активные вещества
Критерии оценки презентации информационного проекта.
I. Форма презентации
1. Способ подачи информации и представление устной части: голос (громкость, произношение, интонация, темп, эмоциональность), жесты, употребление/неупотребление слов «сорняков». Свободное владение материалом (не читать, а рассказывать), умение привлечь внимание аудитории.
2. Взаимодействие с аудиторией: визуальный контакт, адекватные открытые манеры, умение представить себя.
3. Визуальное сопровождение презентации: элементы дизайна, грамотное создание и использование наглядного материала (количество слайдов 10-14). 4. Соблюдение временных рамок: не более 5 – 7 минут.
II. Форма изложения материала
1. Грамматика и структура предложений.
2. Широта диапазона языковых средств: употребление устойчивых выражений, правильность использования терминологии.
3. Связность высказываний: логичность и последовательность высказываний, употребление связующих элементов.
III. Решение коммуникативной задачи
1. Достижение целей выступления: соответствие представленной информации целям презентации.
2. Качество проведенного анализа: разнообразие материалов, актуальность, научность и новизна исследования.
3. Структура презентации: логичность представления, связность текста, наличие введения, содержания и заключения
4. Умение вести дискуссию: реакция на заданный вопрос, правильность оформления краткого высказывания, полнота ответа на вопрос, аргументация. Оценка «отлично» выставляется в случае соблюдения всех критериев, «хорошо» – в случае небольших отклонений и неточностей, слабом изложении материала; «удовлетворительно» – в случае значительных ошибок в подготовке и выступлении. Более низкая оценка за проект не выставляется, он подлежит переделке или доработке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ КПТ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ КОНТРОЛЬНОГО НОРМАТИВА “ПОДТЯГИВАНИЕ В ВИСЕ НА ВЫСОКОЙ ПЕРЕКЛАДИНЕ” Методические рекомендации для студентов
програм мы по увеличению кол-ва раз подтягиваний у юношей...
Методические указания для разработки методических рекомендаций по выполнению курсовых работ/проектов (для преподавателей)
Методические указания составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и предназначены оказать помощь преподавателям, осуществляющим руководство над вы...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ/ПРОЕКТА ПМ.05 Выполнение работ по профессии Пожарный
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы/проекта являются частью учебно-методического комплекса (УМК) по ПМ.Методические рекомендации определяют цели, задачи, порядок выполнения, а такж...
Методические рекомендации по подготовке и оформлению индивидуального проекта по дисциплине "Математика" для студентов первых курсов
для студентов 1 курсов НПО И СПО...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию...
Методические рекомендации для студентов по работе на Портале дистанционного обучения в среде Moodle
Методические рекомендации для студентов по работе на Портале дистанционного обучения в среде Moodle...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению самостоятельной работы студентов по ПМ.01 Творческая художественно-проектная деятельность в области культуры и искусства МДК 01.02. Средства исполнения дизайн-проектов
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы в рамках ПМ.01 Творческая художественно-проектная деятельность в области культуры и искусства адресованы студентам педагогического коллед...