Игровые методы адаптивного физического воспитания для детей младшего школьного возраста
статья на тему
Статья посвящается влиянию игровых методов адаптивного физического воспитания для детй младшего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_oblova.docx | 69.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж г. Тамбова»
Облова Елена Николаевна
студентка группы АФК-31
Игровые методы адаптивного физического воспитания для детей младшего школьного возраста
Специальность 49.02.02 Адаптивная физическая культура |
Тамбов
2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… | 3 |
ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕТЕЙ…………………....... | 5 |
1.1. Характеристика и значение подвижных игр…………………….. | 5 |
1.2. Классификация подвижных игр………………………………….. | 7 |
1.3. Задачи подвижных игр………………………………………….… | 9 |
1.4. Методика организации подвижных игр……..…………………… | 13 |
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ НОЗООЛОГИЧЕСКИМИ ГРУППАМИ.......................................................... | 18 |
2.1. Методика проведения подвижных игр со слабовидящими и слепыми детьми…………………………………………………..…………... | 18 |
2.2. Методика проведения подвижных игр со слабослышащими и глухими детьми……………………………………………………...……….. | 21 |
2.3. Методика проведения подвижных игр для детей с умственной отсталостью…………………………………………………….……………… | 23 |
2.4. Методика проведения подвижных игр с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата…………………...……………. | 24 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………...………… | 27 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...……… | 29 |
ВВЕДЕНИЕ
Проблема здоровья подрастающего поколения в настоящее время является одной из самых сложных и актуальных, и требуют внимание со стороны государства и общества. Особое внимание со стороны государства требуют дети с ограниченными возможностями. Поэтому необходимо, с самого раннего возраста, обеспечить у детей устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями и сформировать мотивацию к здоровому образу жизни.
Эффективным методом комплексного развития физических качеств, координационных способностей, эмоционально-волевой и психической сферы лиц с ограниченными возможностями является игровой метод. Игра как забава, развлечение свойственна людям во все возрастные периоды жизни, она удовлетворяет естественные потребности человека в эмоциональном досуге, движении, общении и является способом самовыражения.
Естественно, что в группах с разными видами нарушений содержание игровой деятельности неодинаково и лимитируется моторной мобильностью, двигательным опытом, физическими возможностями, возрастом.
Классификация подвижных игр, отражающая общие тенденции специалистов, заключающиеся в том, что игровая деятельность для детей с нарушениями в развитии не только развлечение, но и способ увеличения двигательной активности, стимулятор развития телесных, психических, интеллектуальных возможностей.
Многолетняя практика работы отечественных и зарубежных специалистов с аномальными детьми показывает, что активная деятельность является наиболее действенным средством коррекции и компенсации их первичного и вторичного дефектов.
Систематически организуемые игры детей способствуют повышению адаптация детей к изменившимся условиям, расширяют их функциональные возможности, помогают оздоровлению организма, способствуют коррекции и координации деятельности двигательной, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем, благоприятно влияет на психику, мобилизуя морально-волевые качества, тем самым создают условия для их социальной реабилитации и интеграции.
В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Объект: учебно-воспитательный процесс с детьми с разными нозологическими группами.
Предмет: организация и проведение подвижных игр на уроках физической культуры у детей младшего школьного с разными нозологическими группами.
Цель: изучить особенности организация подвижных игр с детьми младшего школьного возраста, имеющих нарушения в состоянии здоровья.
Задачи:
- изучить научно - методическую литературу по данной теме;
- изучить классификацию подвижных игр для детей младшего школьного возраста;
- раскрыть значение подвижных игр для детей с разными нозологическими группами;
- раскрыть особенности проведения подвижных игр у детей с разными нозологическими группами.
Метод исследования: анализ специальной научно - методической литературы.
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Характеристика и значение подвижных игр
Игра – вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющим. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые качества. В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для воспитания своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности, соответствующей его внутреннему состоянию. Поэтому, через игру можно воздействовать на детский коллектив, исключая прямое давление, наказание, излишнюю нервозность в работе с детьми.
Анализ научно-методической литературы и многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у учащихся. Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося.
Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры.
За последние годы подвижные игры все решительнее завоевывает симпатии педагогов. Творчески работающие педагоги стремятся широко и разносторонне вводить игру или ее элементы в повседневную жизнь учащихся. А ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях не только сравнительно легко перестраиваясь при последующем, более углубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами. А на этапе совершенствования двигательных действий и неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у учащихся способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде. Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.
Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.
Руководство подвижными играми с правилами заключается в следующем. Подбирая подвижную игру, учитель учитывает соответствие требуемого её характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста. Он следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их перевозбуждение и утомление.
1.2. Классификация подвижных игр
В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности.
Коллективные подвижные игры - это игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы или спортивные секции, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих.
Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий.
Игры, подводящие к спортивной деятельности, - это систематически организуемые подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успешному овладению учащимися элементами спортивной техники и простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта.
Подвижные игры являются одним из вспомогательных средствами в занятиях спортом.
Подобные игры используются также учителями, ведущими внеклассную и внешкольную работу по физической культуре и спорту с детьми и подростками для организации их досуга.
Взаимоотношения между играющими определяются прежде всего содержанием самой игры. Различие в отношениях позволяет выделить две основные группы - некомандные и командные игры. Существует еще небольшая группа промежуточных игр - переходных.
Некомандные игры могут быть подразделены на игры с водящими и без водящих. Точно так же командные игры делят на два основных вида: игры с одновременным участием всех играющих и игры с поочередным участием (эстафеты).
Командные игры различают и по признаку единоборства играющих. Существуют игры без соприкосновения с соперником и с вступлением с ним в борьбу.
Еще более детальная классификация игр основывается на их делении по двигательным действиям. Различают игры:
- имитационные (с подражательными движениями),
- с перебежками,
- с преодолением препятствий,
- с мячом,
- с палками и другими предметами,
- с сопротивлением,
- с ориентировкой (по слуховым и зрительным сигналам).
Особую группу составляют музыкальные игры, использующие действия под музыку (танцы, пение).
1.3. Задачи подвижных игр
Оздоровительные задачи подвижных игр. При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей и подростков, а также повышают функциональную деятельность организма. В связи с этим большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела; игры, увеличивающие подвижность в суставах.
Под воздействием физических упражнений, применяемых в играх, активизируются все виды обмена веществ (углеводный, белковый, жировой и минеральный). Мышечные нагрузки стимулируют работу желез внутренней секреции.
При занятиях играми необходимо следить за тем, чтобы физические нагрузки были оптимальными. При систематических занятиях играми можно допускать интенсивные нагрузки, чтобы организм постепенно приспосабливался к ним. Это имеет огромное значение в жизни и труде.
Однако недопустимо доводить участников игры до переутомления. Игры с активными, энергичными, многократно повторяющимися двигательными действиями, но не связанные с длительным односторонним силовым напряжением (особенно статическим), благотворно воздействуют на организм детей и подростков. Именно поэтому в играх не должно быть чрезмерных мышечных напряжений и продолжительных задержек дыхания.
Подвижные игры должны положительно влиять на нервную систему занимающихся. Для этого руководитель обязан оптимально дозировать нагрузку на память и внимание играющих, строить игру так, чтобы она вызывала у занимающихся положительные эмоции. Плохая организация игры ведет к появлению отрицательных эмоций, нарушает нормальное течение нервных процессов, у учащихся могут возникнуть стрессы.
Подвижные игры должны иметь строгие и четкие правила, что способствует упорядочиванию взаимодействия участников и устраняет излишнее возбуждение. Особенно ценно в оздоровительном отношении круглогодичное проведение подвижных игр на свежем воздухе: занимающиеся становятся более закаленными, усиливается приток кислорода в их организм. Подвижные игры - хороший активный отдых после длительной умственной деятельности, поэтому они уместны на школьных переменах, по окончании уроков в группах продленного дня или дома, после прихода из школы. Подвижные игры применяются и в специальных лечебных целях при восстановлении здоровья больных детей, поскольку функциональный и эмоциональный подъем, возникающий у детей в процессе игры, оказывает на них оздоравливающее воздействие.
Образовательные задачи подвижных игр. Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, спорте и туризме.
Правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми. Подвижные игры, таким образом, могут положительно влиять на умственное развитие. Однако нельзя переоценивать подобное влияние, поскольку при проведении подвижных игр в силу их специфики прежде всего решаются задачи собственно физического воспитания.
Образовательное значение имеют игры, по структуре и характеру движений подобные двигательным действиям, которые изучаются во время занятий гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, лыжной подготовкой, плаванием и другими видами спорта. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые в играх, легко перестраиваются при последующем, более углубленном, изучении техники движений и облегчают овладение ею. Игровой метод особенно рекомендуется использовать на этапе начального освоения движений. Многократное повторение двигательных действий во время игры помогает формировать у занимающихся умение экономно и целесообразно выполнять их в законченном виде. Надо приучать играющих использовать приобретенные навыки в нестандартных условиях.
Подвижные игры развивают способность адекватно оценивать пространственные и временные отношения, одновременно воспринимать многое и реагировать на воспринятое. Не менее важны игры с различными мелкими предметами. Упражнения с мячами, мешочками и др., повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, совершенствуют двигательную функцию рук и пальцев, что имеет особое значение для школьников младших классов.
При проведении подвижных игр на уроках физкультуры руководитель в зависимости от ситуации должен сочетать фронтальный и групповой методы (делить классный коллектив на несколько групп), показывать ученикам игры с небольшим составом участников, которые они могут организовать в часы досуга, во дворах и на школьных площадках. В подвижных играх участникам приходится исполнять различные роли (водящего, судьи, помощника судьи, организатора игры и т.д.), что развивает у них организаторские навыки.
Воспитательные задачи подвижных игр. Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время. Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости. Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно - силовых напряжений. Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений. Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели - характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой.
Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для ее участников. Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели.
Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не должна разъединять играющих. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Добровольное принятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует учащихся. Руководитель должен уметь правильно распределять игровые роли в коллективе, чтобы приучать играющих к взаимоуважению во время совместного выполнения игровых действий, к ответственности за свои поступки. Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе. Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды - другой, когда перед играющими возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его.
Таким образом, подвижные игры способствуют самопознанию. Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни. Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей и подростков.
1.4. Методика организации подвижных игр
Подготовительный этап. Перед тем как проводить игру, руководитель должен продумать процесс игры и предусмотреть все возможные ситуации, возникающие по ходу игры. Особенно необходимо предусмотреть и предотвратить возможные нежелательные явления. Руководитель, хорошо знающий данный коллектив играющих, предварительно намечает роли игроков, продумывает, как вовлечь в игру слабых и пассивных игроков. Для проведения некоторых игр он заранее выбирает себе помощников, определяет их функции и, если это необходимо, дает им возможность подготовиться (например, в играх на местности). Помощники первыми знакомятся с правилами игры и местом ее проведения.
При проведении игры руководителю рекомендуется продумать и учесть следующие аспекты:
1. Познакомиться с требованиями и правилами игры, в которую дети будут играть. Приготовить все необходимое оборудование и материалы перед ее началом.
2. Учесть уровень развития детей, их таланты, умения и неумения.
3. Предлагать только те игры, которые доступны данной возрастной группе, соответствующие росту детей, их силе, жизненному опыту. Умело выводить участников из игры, которая для них сложна.
4. Избегать сверх энтузиазма (перевозбуждения) у играющих.
5. Быть готовым к участию в игре в качестве обычного игрока, подчиняться всем правилам, включая и те, которые вроде бы умаляют достоинство взрослого.
6. Помогать детям, которые не совсем компетентны и не столь координированы, как их сверстники, поручая им задания или предоставляя возможность выполнять упражнения с учетом сноровки, которой они обладают. Ребенок с каким-либо недостатком может получать удовольствие, если будет судьей-хронометристом, счетчиком очков или главным судьей в игре, в которой он не сможет принять участие. Не обращать внимания на ошибки некоторых детей или осторожно поправлять их, не прерывая игры. Не отчитывать детей перед другими, если они нарушили правила или ошиблись в игре.
7. Объяснять правила каждой игры вовремя и разрешить детям один или большее количество раз потренироваться, перед тем как начнется активная игра. Иметь в запасе ряд альтернативных игр и необходимое оборудование, приготовленное заранее, если дети не одобрят первую предложенную руководителем игру.
8. Давать детям отдых между играми в соответствии с их возрастом и возможностями.
9. Выбирать игры с учетом возможности их усложнения: начинать с простейших, тренируя, постепенно усложнять их по мере улучшения ловкости детей.
Организация играющих - важная предпосылка для дальнейшего успешного хода игры. Разместить играющих и правильно выбрать место для объяснения игры - первое важное условие.
Объясняя игру, преподаватель должен стремиться занять такое место, с которого бы все могли его видеть и слышать. Если игра проходит в кругах, то он встает в 1-2 м от середины круга, при построении в шеренги он занимает место перед строем и т. д. Определение водящих и капитанов осуществляется различными способами: по назначению руководителя, по выбору занимающихся, по результатам предыдущих игр, по жребию. Выбор того или иного способа определяется конкретной обстановкой.
Весьма важно правильно распределить силы играющих по командам. Для этого можно воспользоваться расчетом, фигурной маршировкой, выбором капитанов, назначением руководителя. Помощники могут оказать большую помощь преподавателю. Особенно важно иметь помощников в играх, требующих сложного судейства. В этой роли дети могут быть судьями, счетчиками очков или времени, наблюдателями за порядком и состоянием мест для игры. Помощниками часто назначают освобожденных детей (с ослабленным здоровьем) и наиболее авторитетных среди ребят учеников. В этом случае надо иметь в виду специальную подготовку организаторов игр - ее необходимо осуществлять с первых лет обучения в школе.
Объяснение. Объяснять игру лучше в том построении, из которого она будет начинаться. Не следует затягивать объяснения. Дети с нетерпением ожидают начала игры и с трудом выслушивают преподавателя. Рассказывать нужно живо, образно. Это особенно важно в имитационных играх с детьми младшего возраста. Дополняемый в необходимых случаях показом, рассказ должен не только создать полное представление об игре, но и заинтересовать, вызвать стремление к активному действию.
Руководство игрой, бесспорно, самый трудный и вместе с тем решающий момент работы преподавателя. Только правильное управление ходом игры обеспечивает достижение планируемого педагогического результата.
В руководство игрой входит несколько элементов: наблюдение за действиями участников и коллективов, исправление ошибок, указание правильного способа индивидуальных и коллективных действий, пресечение проявлений индивидуализма, грубости и прочего неправильного отношения к товарищам, регулирование нагрузки, стимулирование необходимого уровня соревнования на протяжении всех игр.
Именно в руководстве игрой проявляется мастерство педагога. Оно целиком основывается на его умении видеть и понимать ход игры.
Руководителю важно следить за психологической атмосферой подвижной игры. Нельзя допускать пререканий, грубости, следует спрашивать помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах. Воспитание выдержки, справедливости, взаимовыручки, настойчивости в достижении цели - важная задача руководителя.
Не менее важно следить за выполнением основного приема игры, на закрепление которого она в основном направлена. Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить. Неожиданное для учеников окончание игры может вызвать отрицательную реакцию.
Подведение итогов игры, определение ее результатов, выявление ошибок, неверных действий имеют большое воспитательное значение. После игры полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке. Наблюдая за игрой и подводя ее итоги, учитель может оценить: знание правил и умение их соблюдать, умение целесообразно и согласованно действовать в игре; умение использовать в определенных игровых ситуациях знакомые двигательные действия.
Объективный обзор игры со стороны учителя приучает школьников к правильной самооценке. К разбору полезно привлекать помощников из числа занимающихся. Это приучает критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, интерес к дальнейшему участию в играх.
Педагогические наблюдения в процессе игры, которыми учитель может не делиться с детьми, также имеют большое значение для работы с детским коллективом и каждым учеником в отдельности. Наблюдения в процессе игры - один из источников совершенствования педагогического мастерства, связанный с познанием своих учеников.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ НОЗООЛОГИЧЕСКИМИ ГРУППАМИ
2.1. Методика проведения подвижных игр со слабовидящими и слепыми детьми
Для проведения подвижной игры с детьми, имеющими нарушения зрения, следует продумать цель и задачи, которые будут решаться в игре. Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания незрячих и слабовидящих детей. Ребенок с нарушением зрения любит играть и совершенно так же, как нормально видящий, может играть почти в любую игру, только слабовидящего ребенка надо научить этому, помочь ему овладеть игрой. Игры подбираются с учетом двигательных заданий, которые должны соответствовать возрасту и базовым умениям играющих, а также медицинским рекомендациям к организации двигательной активности детей. Подобранная игра должна влиять на развитие творческих способностей детей. Для этого необходимо опираться на следующие требования:
- творчество детей стимулировать в процессе разучивания подготовительных игровых упражнений, вносить новое в содержание подвижной игры;
- систематически и последовательно обогащать знания детей об окружающем мире, используя сохранные анализаторы, развивать воображение детей, оказывать прямую и косвенную помощь;
- использовать эмоционально насыщенные народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры, подводящие к спортивным; игры спортивные, то есть все те игры, которые развивают у детей интерес к игровой двигательной деятельности и двигательное творчество;
- использовать варианты одной и той же игры, а также вводить свои элементы в содержание игры.
Выбор игры следует осуществлять, опираясь на классификацию игр с учетом степени воздействия на физическое и нравственное развитие детей, имеющих нарушения зрения.
Инвентарь и место для игры следует подбирать с учетом видов нарушения зрения у детей. Для полностью слепых детей следует использовать озвученный инвентарь, а для слепых с остаточным зрением и слабовидящих детей следует использовать яркий по цвету инвентарь и пособия. Весь инвентарь для проведения игр должен быть безопасным.
Для проведения игры нужно организовать игровое пространство в зале, на природе, на спортивной площадке. Все места для проведения игр тоже должны быть безопасными. На месте проведения игры педагогу следует продумать меры страховки детей. Размеры игровой площадки определяют в зависимости от двигательных заданий игры, от количества и возраста играющих, от их возрастных и типологических особенностей, от их двигательной подготовленности. Все линии, ограничивающие площадку для игры, должны быть рельефными, осязаемыми для ребенка. В спортивном зале для ограничения площадки используют сетки, шнуры, резиновые коврики и другие приспособления. Для слабовидящих детей ограничителями могут быть яркие линии.
Подготовка к проведению игры требует тщательной подготовки к ней педагога. Он должен изучить содержание и правила игры, продумать возможные нарушения правил и меры по их предупреждению. Заранее следует разучить с детьми интересные считалки, подобрать музыкальное сопровождение, если это требуется содержанием игры. Перед началом игры детям в форме эмоционально-образного рассказа сообщается содержание и правила игры.
На игровых занятиях, уроках вначале следует провести игры малой подвижности, чтобы дети адаптировались к игровому пространству, только затем предложить игры большей подвижности и с более сложными правилами. При такой организации игр у детей будет формироваться воля, настойчивость, самостоятельность в принятии решений по ходу игры, желание преодолевать трудности. В командных играх, играх-эстафетах команды следует формировать с равным количеством незрячих и слабовидящих детей, а в играх-единоборствах нужно, чтобы слепые состязались со слепыми, а слабовидящие со слабовидящими. Требуют осторожности и игры, связанные с метанием и бросками предметов. Необходимо напоминать детям, чтобы они бросали мяч товарищу не выше пояса, чтобы не попасть в лицо. Также необходимо, чтобы в игре игровая инициатива находилась в равной степени у детей слабовидящих и незрячих.
Самыми сложными для организации и проведения являются игры с бегом, поэтому педагогу следует предусматривать интервалы во времени или требовать соблюдения дистанции, чтобы дети не столкнулись друг с другом. При систематическом использовании игр с бегом, дети успешно их осваивают.
Для проведения игр с сопротивлением и преодолением препятствий необходимо заранее дать каждому ребенку возможность прочувствовать двигательное игровое задание. При этом игры с сопротивлением не должны быть продолжительными.
В играх с преодолением препятствий педагог заранее продумывает расстановку и чередование препятствий, а также обеспечение мер безопасности.
Игры, включающие задания для развития слуха и ориентировки вначале следует проводить в полной тишине, а затем по мере развития компенсаторных механизмов у ребенка, следует учить различать игровой сигнал среди других.
При проведении игр на природе учитывают особенности природного окружения, очищают игровую площадку от различных предметов: камней, мусора, веток, заравнивают мелкие ямки, бугорки. Играют на природе при благоприятных метеорологических условиях.
При организации и проведении подвижных игр с детьми, имеющими нарушения зрения, следует помнить, что им противопоказаны все двигательные задания с резкими наклонами, прыжками, упражнения с отягощениями, с сотрясением тела, с наклонным положением головы, должны быть исключены все движения, которые могут повлечь за собой глазной травматизм.
2.2. Методика проведения подвижных игр со слабослышащими и глухими детьми
Отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарат, недостаточное речевое развитие затрудняют восприятие мира для глухого или слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения с окружающими, что отражается на ее здоровье, психомоторном и физическом развитии. Дети с нарушениями слуха часто имеют сопутствующие заболевания и вторичные отклонения. Это может проявляться и частых простудных заболеваниях, общей ослабленности организма, низкой работоспособности, быстрой утомляемости, нарушении осанки, отставании развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости. В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие из-за недостаточности развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий, сохранении статического и динамического равновесия, воспроизведении заданного ритма движений. Кроме того, они хуже ориентируются в пространстве. Неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый запас слов, неспособность к адекватному восприятию и воображению, свойственные этим детям, требую особого подхода при подборе, организации и проведении подвижных игр для них.
При организации и проведении игр со слабослышащими и глухими детьми необходимо учитывать, что компенсация слуховых нарушений осуществляется в основном за счет зрения. Объясняя игру, следует показать детям те движения, которые им предстоит выполнять в игре. Этот показ должен точно воспроизвести направление движений, их темп и скорость, последовательность игровых двигательных действий. Следует обращать внимание на два важных момента:
- дети хорошо должны видеть движения губ говорящего педагога, а педагогу следует произносить слова с правильной артикуляцией;
- при показе, пробном выполнении движений дети должны повторять двигательное задание вслух.
Обязательно следует уяснить, все ли дети правильно поняли задание игры и ее правила. Игру следует начать по зрительному сигналу. В процессе игры педагог должен обязательно дозировать нагрузку в игре, должен помнить, что у детей большая нагрузка приходится на зрительный анализатор, так как компенсация слуховых нарушений осуществляется за счет зрения.
Окончание игры следует производить по зрительному сигналу, оговоренному заранее.
Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевою общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей, обогащает словарный запас, развивает психические качества, приучает ребенка к осознанному поведению, стимулирует инициативу и самостоятельность, корректирует нарушения психомоторики.
2.3. Методика проведения подвижных игр для детей с умственной отсталостью
К этой категории относятся дети с умственной отсталостью, проявляющейся в стойких нарушениях познавательной деятельности, возникающих вследствие органического поражения коры головного мозга. Это такое нарушение развития, при котором страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Следствием заболевания являются:
- нарушение ощущений, восприятий, представлений, а так же памяти, мышления, внимания и т.д.;
- общее недоразвитие речи, бедный словарный запас, ограничивающий возможности общения;
- низкий уровень элементарных знаний и представлений об окружающем мире, узкий кругозор;
- отставание физического развития диспропорции частей тела, отставание в длине и массе тела, нарушение осанки, плоскостопие и т.д.;
- сопутствующие заболевания аномалии слуха, зрения и т.д.; низкая сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям;
- нарушения в формировании основных движений, характеризующиеся излишней напряженностью, скованностью, угловатостью;
- нарушения в развитии физических качеств силы, быстроты, выносливости. Наибольшие отставания отмечаются в координационных способностях: точности, способности ориентироваться в пространстве, ритмичности движений, сохранении равновесия и т.д.;
- быстрая утомляемость из-за несовершенства нервной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем.
Подвижные игры для умственно отсталых детей должны быть доступными по сложности, эмоционально разнообразными. Они должны учитывать личные интересы детей, должны нести исцеляющую радость каждому ребенку. По сложности содержания наиболее доступными для детей с умственной отсталостью являются сюжетные подвижные игры, при их подборе необходимо учитывать содержание (сюжет и правила), которые должны соответствовать уровню интеллектуального и двигательного развития, эмоционального состояния. Допускается усложнение вариантов двигательных заданий, но делать это следует только по мере овладения простыми формами движений. Содержание игр должно предусматривать комплексный характер воздействия, развивая координацию, осуществляя коррекцию телосложения и двигательных нарушений, развивая физические качества, укрепляя и оздоровляя весь организм в целом. В процессе игры необходимо стимулировать психические процессы, развивать творчество и фантазию ребенка.
Подвижные игры с умственно отсталыми детьми могут проводиться: в спортивном зале, на игровой площадке на воздухе, во время прогулок в лесу и в парке, на местности при проведении походов.
Выбор коррекционно-развивающих игр для детей с интеллектуальными нарушениями требует особого внимания педагога.
2.4. Методика проведения подвижных игр с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата
Подвижные игры для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата выступают альтернативой занятиям разными видами спорта и как дополнение к психомоторной деятельности. Они соответствуют особенностям гетерогенных групп и обладают следующими характеристиками:
- разнообразием (подвижные игры имеют разнообразные двигательные задания, в них используются самые различные материалы, можно решать основные задачи развития детей);
- доступностью, что выражается в подвижных играх с помощью модификаций, направленных на создание большого их количества, в которых могут принимать участие дети со значительными ограничениями жизнедеятельности;
- вариативностью, эта характеристика игр выражается в том, что изменение правил и создание различных вариантов игр и даже одной игры, изменение правил возможно и не вызывает больших затруднений;
- простотой правил, что заключается в их доступности, игры могут быть понятны и для детей с умственными отклонениями, можно опираться на основной свод правил игры, который бы дополнялся специальными указаниями;
- особыми требованиями к двигательной основе игры, эта характеристика выражается в том, что в подвижных играх используют либо общие, либо самые элементарные двигательные действия;
- коммуникативным характером подвижных игр, что позволяет реализовывать потребность детей в совместных играх и действиях.
Методика проведения подвижных игр с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, имеет следующие особенности:
- можно вводить специальные правила, которые облегчают задания для детей с тяжелыми нарушениями в развитии или несколько усложнять их для более подвижных детей;
- можно вводить специальные функции – дети с тяжелыми двигательными нарушениями получают задание, не предъявляющее высоких требований к моторике, но имеющее для детей особое значение;
- можно ставить альтернативные задачи – для детей с тяжелыми нарушениями даются специальные задания (попасть в специальную мишень), это сравнивается с попаданием в нормальную мишень;
- следует учитывать конфронтацию – совместная игра самостоятельно передвигающихся игроков и игроков на колясках, при этом они получают различные задания, связанные с движением, но в игре они равноправные соперники.
Правильно подобранные подвижные игры способствуют оздоровлению и укреплению организма детей. Дети стараются достичь поставленной в игре цели, проявляя инициативу, смекалку, волю.
Объясняя игру, следует убедиться, что дети поняли ее содержание и правила. Необходимо показать двигательные задания. Игру следует начать организованно, а в процессе игры необходимо следить за выполнением правил и двигательных заданий, осуществлять судейство. При проведении игры педагогу всегда нужно быть готовым оказать детям помощь и страховку. Нельзя позволять детям унижать или оскорблять друг друга за неудачно выполненные задания. Всячески следует поощрять взаимопомощь и взаимовыручку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В физическом воспитании детей игровому методу принадлежит самое почетное место. Именно подвижные игры представляют собой наиболее подходящий вид физических упражнений, отличающихся привлекательностью, доступностью, глубиной и разносторонностью воздействия.
При организации подвижных игр различной направленности у детей следует руководствоваться основными требованиями, предъявляемыми к комплексному развитию двигательных качеств. При положительном их развитии у детей выявляются психофизиологические и физические качества, которые следует совершенствовать в наибольшей степени, так как они являются основополагающими в достижении необходимого уровня физической подготовленности.
Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу личности занимающихся. Ответный характер двигательных реакций и выбора правильного поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессе контроля и регуляции. В результате совершенствуется процесс протекания нервных процессов, увеличивается их сила и подвижность, возрастает тонкость дифференцировок и пластичность регуляций функциональной деятельности.
Игра представляет собой целостное, многоуровневое, полифункциональное, жизненно необходимое средство коррекции, которое обеспечивается различными мыслительными и двигательными процессами.
Подвижные оказывают благоприятное действие на организм не только потому, что во время игры напрягаются различные группы мышц, развивается ловкость, умение сохранять равновесие, быстро бегать, прыгать, ловить мяч и т.п. Большое значение имеет и то, что игра всегда сопровождается эмоциональным подъемом, а он вызывает возбуждение симпатического отдела нервной системы; в результате увеличивается количество находящейся в движении крови, повышается содержание гемоглобина и сахара в крови, учащается ритм сокращений сердца и дыхания, выделяется много пота и т.д. В подвижных играх совершенствуется зрение и умение ориентироваться в пространстве, укрепляется воля. Эти игры отлично помогают переключаться с умственной деятельности на разнообразные и, в целом, не утомляющие организм физические упражнения; удовольствие, получаемое от занимательного и веселого процесса игры, способствует лучшему отдыху.
Подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности. Подвижные игры способствуют воспитанию физических качеств.
Таким образом, подвижные игры рассматриваются как важнейшие средства всестороннего развития ребёнка. Они – незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развитие мышления, смекалки, ловкости, сноровки. В ней не только развиваются физические и умственные способности, но и ценные морально-волевые качества изучаются и основываются общие правила поведения в коллективе, усваиваются этические ценности в обществе.
Подвижная игра развивает фантазию, воображение, самостоятельность, творчество, инициативу, активность, формирует духовное богатство человека. В процессе игры происходит не только упражнение в имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребёнка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Аксенова О.Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре / О.Э.Аксенова, С.П.Евсеев. – М., 2013. – 375 с.
- Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом / Е.Ф.Архипова. – М.: Прогресс, 2016. – 176 с.
- Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебн: для студ. фак. физ. культуры пед. ин-тов / Б.А.Ашмарин. - М.: Инфра-М, 2014. – 269 с.
- Байкина Н.Г. ФВ в школе глухих и слабослышащих: учебное издание / Н.Г.Байкина, Б.В.Сермеев – М.: Советский спорт, 2015. – 159 с.
- Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н.П.Вайзман. – М.: Аграф, 2015. – 128 с.
- Гербова Г.И. Азбука здоровья: Программа специальной (коррекционной) школы по лечебной физической культуре для детей с нарушением интеллекта 1—4 классов / Г.И.Гербова. — СПб.: Образование, 2017. – 328 с.
- Горская И.Ю. Базовые координационные способности школьников с различными уровнями способностей: Монография / И.Ю.Горская, Л.А.Сунягулова. – Омск: Изд-во СибГАФК, 2016 – 212 с.
- Григоренко В.Г. Теория и методика ФВ инвалидов / В.Г.Григоренко, Б.В.Сермеев. – Одесса, 2015. – 481 с.
- Гриженя В.Е. Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в вузе и в школе: учебно-методическое пособие / В.Е.Гриженя. - М.: Советский спорт, 2012. – 342 с.
- Гросс Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / Н.А.Гросс. - М., 2016. - 224 с.
- Дмитриев А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей / А.А.Дмитриев. – М.: Сов.спорт, 2013. – 105 с.
- Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А.А.Дитриев. — М.: Академия, 2014, - 372 с.
- Евсеев С.П. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / С.П.Евсеев.— М.: Советский спорт, 2015, — 212 с.
- Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: учеб. пособие для студентов ВУЗов / Ю.А.Ермолаев. - М., 2016, - 238 с.
- Козленко Н. А. Физическое воспитание в системе коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы / Н.А.Козленко. – М., 2017, - 382 с.
- Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии / Н.Л.Литош. – М., 2015, - 376 с.
- Луговая В.А. Народные подвижные игры, развлечения и забавы: методология, теория и практика / В.А.Луговая. - СПб., 2011, - 294 с.
- Лях В.И. Мой друг- физкультура. 1 – 4 классы / В.И.Лях. – М., 2016, - 369 с.
- Маллаев Д.М. Воспитатель как организатор игровой деятельности слепых и слабовидящих детей / Д.М.Маллаев. - Махачкала, 2014, - 193 с.
- Минаев Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников / Б.Н.Минаев, Б.М.Шиян. - М., 2017, - 185 с.
- Морозова О.В. Адаптационно-компенсаторные реакции кардио-респираторной системы у детей-инвалидов при занятиях физической культурой / О.В.Морозова. - СПб., 2012, - 123 с.
- Новичихина Е.В. «Особенности методики обучения подвижным играм не слышащих детей младшего школьного возраста» / Е.В.Новичихина, Л.Д.Хоад. – М., 2014, - 428 с.
- Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие / Л.В.Шапкова. - М.- Советский спорт, 2015.- 464с.
- http://megaobuchalka.ru/2/16987.html
- http://pandia.ru/text/77/423/6875.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении
В данном материале изложены принцы, система и цель коррекционных занятий с детьми, имеющими трудности в обучении....
Л Е К Ц И О Н Н Ы Й М А Т Е Р И А Л по МДК 06.02 «Теория и методика музыкального воспитания детей младшего школьного возраста с практикумом» для специальности 44.02.02
Л Е К Ц И О Н Н Ы Й М А Т Е Р И А Лпо МДК 06.02 «Теория и методика музыкального воспитания детей младшего школьного возраста с практикумом»для специально...
Особеннсоти проведения инклюзивных уроков по физической культуре у слабовидящих детей младшего школьного возраста
Инклюзивный урок физической культуры обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решения педагогических задач...
Рабочая программа по предмету "Теория и методика физического воспитания и развития детей младшего школьного возраста с практикумом"
Рабочая программа по предмету...
Формирование интереса к урокам физической культуры детей младшего школьного возраста
Проблема формирования и развития интереса школьника к урокам физкультуры в настоящее время в науке становится всё более обсуждаемой. Это, прежде всего, связано с потребностями общества в здоровом моло...
Исследовательская работа по теме "развитие вестибулярной устойчивости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры"
Представляю вашему вниманию исследовательскую работу на тему "развитие вестибулярно устойчивость у детей младшего школьного возраста посредственно подвижных игр на уроке физической культуры"...
Исследовательская работа по теме "развитие вестибулярной устойчивости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры"
Представляю вашему вниманию исследовательскую работу на тему "развитие вестибулярно устойчивость у детей младшего школьного возраста посредственно подвижных игр на уроке физической культуры". Разрабо...