Страны Латинской Америки
план-конспект занятия на тему
Страны Латинской Америки рассматриваются с применением технологии развития критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
latinskaya_amerika.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Страны Латинской Америки.
Региональный обзор.
Цель:
Образовательная: формирование у студентов общих представлений об основных особенностях стран региона;
Развивающая: совершенствование навыков анализа и обобщения изученного материала, используя технологию критического мышления, а также использование знаний предшествующих уроков и компьютерных технологий;
Воспитательная: формирование практических навыков работы студентов с тематическими картами атласа, компьютерной техникой.
Методическая: популяризация использования технологии критического мышления ( ЗХУ, синквенов, кластеров) при закреплении полученных знаний на занятии и достижения образовательных результатов.
Оборудование: политическая карта мира, политическая карта
Латинской Америки, атласы, компьютерная техника
Тип урока: урок изучения нового материала.
Структура урока:
I. Организационный момент
П. Актуализация опорных знаний
III.Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
IV. Изучение нового материала
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
Ход урока
Современные экспортные комплексы всех стран региона весьма зависимы от конъюнктуры мировых рынков, а также экономической политики лидеров мирового хозяйства.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа по вопросам.
1) Какие субрегионы выделяют в пределах региона Америка?
2) Какие страны входят в состав региона Англо-Америка?
3) Какое место в мировой экономике принадлежит США? Канаде?
4) Какие отношения связывают США и Канаду?
5) Какие территории входят в состав субрегиона Латинская Америка?
6)Каковы природные ресурсы региона?
7) Что характерно для государств с президентской формой правления?
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Поговорка «Когда в США сквозняк, латиноамериканские страны заболевают гриппом» демонстрирует, что Латинская Америка является еще одним регионом, где влияние США — как экономическое, так политическое и культурное, весьма существенно. США передают своим соседям, так называемые обслуживающие функции:
переработка привозной нефти, реэкспорт нефтепродуктов, производство алюминия, предоставление «удобных флагов» для торговых операций и пр. Однако зависимость от США — это далеко не все, что объединяет страны субрегиона. Практически все эти страны входят в группу развивающихся, их связывает общность исторической судьбы — европейская колонизация, громадный поток переселенцев из Испании и Португалии — стран, на языках которых разговаривает подавляющее большинство современных латиноамериканцов. Конечно, каждая страна неповторима и индивидуальна, и о том общем и различном, что есть у стран региона, мы узнаем на сегодняшнем уроке.
Предлагается составить таблицу, что мы знаем и хотим узнать интересное на занятии по странам Лат. Америки, по мере изложения материала, необходимо её заполнить, а в конце занятия мы эту таблицу проверим.
«З» знаем | «Х» хотим узнать | «У» узнали |
Самая большая и многоводная река мира с самым большим речным бассейном на Земле – Амазонка. | Почему она так называется? Кто и когда её открыл? | |
Материк называется Южная Америка | Почему регион называется Латинская Америка? Какие страны входят в Латинскую Америку? | |
Высокая плотность населения (по картам) на плоскогорьях Анд. | Почему в Боливии большая часть жителей проживает на высоте 3300- 3800м над ур. Моря? |
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА .
В курсе географии материков и океанов вы изучали Южную
Америку как один из шести материков Земли. В экономической и
социальной географии объектом изучения обычно служит регион Латинская Америка. В отличие от большинства других крупных регионов основой для его выделения послужили в первую очередь особенности колонизации и распространение языков романской (на основе латыни) группы.
Народы Латинской Америки , в большинстве своем были завоеваны Испанией и Португалией еще в XVI — XVII вв., а освободились в начале XIX в. Ныне , в пределах региона расположено 46 стран и территорий. Все 33 суверенных государства относятся к числу развивающихся. Регион занимает 21 млн. км2 с населением 490 млн. человек (1995 г.).
В составе Латинской Америки выделяют несколько субрегионов.
Это Средняя Америка (Мексика, страны Центральной Америки и Вест-Индии).
Это Андские страны (Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили).
Это страны бассейна Ла-Платы (Парагвай, Уругвай, Аргентина). На правах субрегиона рассматривается и Бразилия.
1. Территория, границы, положение: большие внутренние различия. Государственный строй. Территория Латинской Америки протягивается с севера на юг на 13 тыс. км, а с запада на восток максимально на 5 тыс. км. По площади, все страны региона можно подразделить: на очень большие (Бразилия), крупные и средние (Мексика и большинство стран Южной Америки), сравнительно небольшие (страны Центральной Америки и Куба) и совсем маленькие (острова Вест-Индии). Границы между материковыми странами большей частью проходят по горным хребтам и крупным рекам.
Задание.
Проанализируйте необходимые карты атласа и дайте оценку ЭГП Латинской Америки.
Э Г П Латинской Америки определяется тем, что она находится в сравнительной близости от США, но на большом удалении от других крупных регионов. [I]. Однако это неблагоприятное обстоятельство отчасти преодолевается благодаря «притяжению» многих
важных морских трасс Панамским каналом. К тому же все страны региона, за исключением Боливии и Парагвая, либо имеют широкий выход к океанам и морям, либо являются островными.
Пример
Куба — самое большое островное государство региона, протягивающееся на 1250 км. Оно расположено на стыке Карибского моря и Мексиканского залива, образующих «американское Средиземноморье». Изображенный на гербе страны ключ — символ того, что открытый Колумбом в 1492 г. остров на протяжении столетий был своего рода ключом к Новому Свету.
По государственному строю все независимые страны Латинской
Америки либо республики, либо государства в составе
Содружества, возглавляемого Великобританией.
2. Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие. Богатство и разнообразие полезных ископаемых Латинской Америки объясняется особенностями геологического и тектонического строения её обширной территории. С кристаллическим фундаментом Южно-Американской платформы и складчатым поясом Кордильер и Анд связаны бассейны и месторождения руд черных и цветных металлов, а также золота и серебра, которые в первую очередь привлекали испанских конкистадоров. А в краевых и межгорных прогибах этого пояса образовались крупные залежи нефти и природного газа.
Крупнейшие в регионе нефтегазоносные бассейны находятся в Венесуэле и Мексике. В Венесуэле это бассейн Маракайбо, расположенный в межгорной впадине, выходящей к Карибскому морю. Нефть здесь залегает как на суше, так и в пределах акватории озера Маракайбо. В Мексике она также залегает и на суше и на шельфе.
Латинская Америка богата и бокситами, образование которых связано с латеритной корой выветривания.
Задание
Используя карту минеральных ресурсов мира (стр. 4 и экономическую карту Латинской Америки стр. 49) в атласе, дайте характеристику состава полезных ископаемых в отдельных её субрегионах. Попытайтесь объяснить черты сходства и различия.
Богатство и разнообразие возобновляемых природных ресурсов региона связано в первую очередь с положением его преимущественно в экваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах.
Однако рельеф, океанические течения и другие факторы накладывают свой отпечаток:
наряду с «тьерра кальенте» (жаркой землей) и «тьерра темплада» (умеренной землей) здесь можно встретить и «тьерра фриа» (холодную землю). В отдельные годы губительное влияние на сельское хозяйство оказывает проникновение
холодных воздушных масс с юга. [2].
По обеспеченности водными ресурсами Латинская Америка занимает
среди крупных регионов мира первое место, а по величине
экономического гидроэнергетического потенциала она уступает
только зарубежной Азии.
Огромное богатство Латинской Америки – её леса, которые занимают
более ½ всей территории
3. Население: воспроизводство, этнический состав, размещение, урбанизация. Как вы уже знаете, для Латинской Америки характерен второй тип воспроизводства населения. И хотя пик демографического взрыва здесь был пройден еще в 50 — 60-е гг., во многих странах прирост населения превышает 2%, а то и 3% в год. Это влияет не только на численность, но и на возрастную структуру, увеличивая «нагрузку» детей на занятое население. (Задание в компьютерах).
Современный этнический состав населения Латинской Америки сложился под воздействием трех компонентов.
- Первый компонент составили индейские племена и народности, населявшие территорию региона до прихода европейцев. Среди них были такие создатели высоких земледельческих цивилизаций, как ацтеки и майя в Мексике, инки в Центральных Андах. В наши дни коренное индейское население в регионе составляет примерно 15%. Очень многие географические названия в Латинской Америке, как и в Северной, имеют индейское происхождение.
- Второй компонент сформировали европейские переселенцы, прежде всего из Испании и Португалии (их называют креолами). До начала XIX в. европейская иммиграция была сравнительно невелика, но затем она приобрела большие масштабы.
- Третий компонент образовали африканцы, которых, начиная с XVI в., колонизаторы ввозили в Бразилию, Вест-Индию и некоторые другие страны для работы на плантациях. Три века работорговли привели к тому, что ныне в Латинской Америке негры составляют 1/10 всех жителей.
Более половины населения региона — это потомки смешанных браков:
- Метисы – индейцы + белые
- Мулаты – негры + белые
- Самбо - индейцы + негры.
Поэтому почти все латиноамериканские нации имеют сложную этническую основу. В Мексике и странах Центральной Америки в основном преобладают метисы, на Гаити, Ямайке, Малых Антильских островах — негры. В большинстве Андских стран преобладают индейцы или метисы, в Аргентине, Уругвае и Коста-Рике — испаноязычные креолы, а в Бразилии мулатов и негров лишь немногим меньше, чем «белых».
История колонизации Латинской Америки оказала решающее влияние также на языковой состав населения региона и на его религиозный состав.
Задание
По картам народов мира и религий в атласе (с. 10—11) конкретизируйте основные черты распределения народов Латинской Америки по языковым семьям и группам, религиям.
Подавляющее большинство латиноамериканцев исповедует католицизм, который насаждался в качестве единственной, официальной религии; другие вероисповедания преследовались инквизицией.
Для размещения населения Латинской Америки характерны три главные черты.
- Во-первых, это один из наименее заселенных регионов мира со средней плотностью всего 23 человека на 1 км2.
- Во-вторых, неравномерность его размещения выражена сильнее; чем в большинстве других крупных регионов.
- В-третьих, ни в одном другом регионе мира население не освоило в такой мере обширные плоскогорья и не поднимается так высоко в горы. [4].
Задание.
Используя карту плотности населения мира в атласе (с. 10), конкретизируйте основные черты расселения населения Латинской Америки.
По показателям урбанизации Латинская Америка скорее напоминает экономически развитые, чем развивающиеся страны:
средний уровень ее в регионе очень высокий (72%), а темпы теперь уже замедленные. При этом происходит все большая концентрация населения в больших городах, число которых перевалило за 200, и в городах-«миллионерах» (их около 30). В регионе сложился особый латиноамериканский тип города.
Колониальные города создавались по единому плану, который Испания и Португалия разработали для своих владений. Ядром города обычно служила центральная площадь («пласа майор»), на которой располагались ратуша, собор, административные здания. От этой площади улицы расходились под прямыми углами, образуя четкую «шахматную» сетку. На нее в последние десятилетия наложилась современная застройка.
В Латинской Америке происходит активный процесс формирования городских агломераций. Четыре из них принадлежат к числу крупнейших в мире.
- Мехико- 31 млн.человек- 0,5%S,1/4 –всего населения Мексики
- Сан-Паулу- 26 млн.человек.
- Рио-де-Жанецро- 14,2 млн.человек
- Буэнос-Айрес – 13 млн.человек
Первое место в этом ряду принадлежит Большому Мехико. Занимая 0,5% территории страны, он концентрирует более 1/4 ее населения. Быстрый рост этой гигантской агломерации происходит в значительной мере благодаря притоку мигрантов: ежегодно сюда приезжают 400 — 500 тысяч человек!
Пример
Большой Мехико , расположен в межгорной Новая Испания — по всем правилам своего котловине на высоте 2200 м над уровнем моря. Ныне это самая древняя из существующих столиц Америки. Город Теночтитлан был основан в 1176 г. индейцами на острове посреди небольшого озера. Испанцы построили на его месте фактически новый город- столицу колонии Новая Испания – по всем правилам своего урбанистического стиля. Ныне в центральных районах Мехико преобладают представители богатого и среднего классов, а на окраинах, в «поясах нищеты» живёт беднота.
В южной части континента самая крупная агломерация- Большой Буэнос-Айрес. [5]. В ней сосредоточена 1/3 населения страны. По мнению некоторых ученых, в Мексике, Бразилии и Аргентине началось формирование первых мегалополисов.
Задание
Используя карту урбанизации в атласе (с. 15) для конкретизации характеристики процесса урбанизации в Латинской Америке. Определите наиболее и наименее урбанизированные страны.
В Латинской Америке особенно ярко выражена одна особенность, характерная также для других регионов развивающегося мира и называемая обычно «ложной урбанизацией».
«Ложная урбанизация» — это такой тип урбанизации, при котором доля городского населения намного превышает долю экономически активного городского населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах.
Главная причина «ложной урбанизации» — постоянный приток в города неимущего сельского населения, который они не в состоянии обеспечить жильем, работой. Именно с этой урбанизацией связано формирование трущоб, «поясов нищеты», в которых живет 30 — 50% населения многих крупных городов.
4. Хозяйство: противоречия развития. Уступая Азии и Африке по размерам территории и населения, Латинская Америка стоит впереди по уровню индустриализации, давая половину всей промышленной продукции развивающегося мира. Она играет значительную роль в мировой горнодобывающей промышленности.
Задание
Используя экономическую карту Латинской Америки в атласе (с. 49), нанесите на контурную карту региона главные страны, специализирующиеся на добыче и экспорте:
нефти, железной руды, медной руды, бокситов, оловянных руд, серы, селитры.
Однако в последнее время, в отличие от Африки, ведущая роль перешла к обрабатывающей промышленности. В регионе действуют 25 металлургических комбинатов полного цикла, алюминиевые, нефтехимические предприятия. Но особенно выросло машиностроение.
Бразилии получили развитие микроэлектроника, аэрокосмическая промышленность, автомобиле-, судо-, самолетостроение,
в Мексике — электротехника и электроника, приборостроение,
в Аргентине — производство автомобилей.
И тем не менее 4/5 всей обрабатывающей промышленности региона приходится на «большую тройку» стран — Бразилию, Мексику и Аргентину.
Чтение рефератов «Промышленность Бразилии»
«Промышленность Мексики»
«Промышленность Аргентины»
Задание.
С помощью карт атласа и картосхемы учебника (§ 57 [17]) проанализируйте отраслевую структуру промышленности Латинской Америки на примере Мексики и Аргентины. Заполните таблицу.
Ведущие отрасли промышленности Мексики
Ведущие отрасли промышленности Аргентины
1.
2.
3.
Вывод.
Назовите черты сходства и различия хозяйства рассматриваемых стран.
Особенно резкие противоречия развития характерны для сельского хозяйства региона, которое представлено двумя совершенно разными секторами.
Первый сектор — это высокотоварное, преимущественно плантационное хозяйство, которое во многих странах и тем более районах приобрело характер монокультуры.
Крупнейшие в мире производители бананов — Коста-Рика, Колумбия, Эквадор, Гондурас, Панама. На судах-рефрижераторах почти весь сбор бананов вывозится отсюда в Европу, США, причем по дороге они дозревают. Большинство банановых плантаций Центральной Америки принадлежит американской «Юнайтед фрут компани»
Пример.
На Кубе до революции 1959 г. производство и экспорт сахара фактически были монокультурой. И ныне плантации сахарного тростника занимают 1/7 территории страны. Более 150 сахарных заводов производят 7—8 млн. т сахара-сырца в год. Выращивание сахарного тростника и сахарная промышленность — отрасль международной специализации Кубы, основа ее жизни.
В зоне умеренного климата Латинской Америки в аргентинской
Пампе сформировался крупнейший агропромышленный
комплекс по производству, переработке и экспорту
продовольствия и сырья.
Второй сектор — это потребительское малотоварное сельское хозяйство, совсем не затронутое «зеленой революцией». Крестьяне, занятые в нем, выращивают кукурузу, маниоку, фасоль, овощи, картофель, [б].
Задание
Используя физическую и экономическую карты Латинской Америки в атласе (с. 48, 49), нанесите на контурную карту региона главные страны, специализирующиеся на производстве: кофе, какао-бобов, сахара, бананов, пшеницы, кукурузы, мяса. Укажите причины такой специализации.
Одна из главных причин отсталости сельского хозяйства региона заключается в сохранении старых форм землевладения и землепользования. Крупное помещичье землевладение сложилось здесь еще в колониальный период, когда
- в Мексике возникли гасиенды,
- в Бразилии — фазенды,
- в Аргентине — эстансии.
Подобные крупные поместья принято называть латифундиями. Земля в них используется крайне неэффективно, обрабатывается лишь небольшая ее часть. На другом полюсе — мелкое крестьянское землевладение (минифундии), миллионы вообще безземельных крестьян.
Большими противоречиями отличается и транспорт Латинской Америки. Несмотря на большую протяженность железных дорог, техническая оснащенность их низкая. Недостаточно развиты внутренний водный, трубопроводный транспорт, лучше — воздушный и автомобильный. [7]. Большую роль играют морские порты, через которые осуществляются внешние экономические связи. В экономике Мексики, ряда стран Вест-Индии значительное место занимает туризм.
5. Территориальная структура хозяйства: «две страны в одной стране». Вы уже знаете, что это выражение характеризует основную особенность географического рисунка хозяйства и расселения большинства развивающихся стран, в которых еще сохраняется колониальный тип территориальной структуры хозяйства. И в странах Латинской Америки столица или «экономическая столица», как правило, образует главный фокус всей территории.
В Мехико, Лиме, Сан-Паулу, Буэнос-Айресе производится более 1/2, а в Монтевидео даже 3/4 всей промышленной продукции соответствующих стран.
И в этих странах многие районы со специализацией на добыче минерального сырья и топлива или возделывании плантационных культур расположены в глубинных частях. Поэтому сеть железных дорог, созданная еще в конце XIX — начале XX в., нередко имеет очень характерную древовидную (веерообразную) структуру, «точкой роста» для которой служит морской порт.
Во многих странах региона осуществляется региональная политика, направленная на смягчение территориальных диспропорций.
- В Мексике происходит или намечается сдвиг производительных сил на север, к границе с США,
- в Венесуэле — на восток, в богатый ресурсный район Гуаяны,
- в Бразилии — на запад, в Амазонию,
- в Аргентине — на юг, в Патагонию.
Для ускорения таких сдвигов в Бразилии был осуществлен перенос столицы из Рио-де-Жанейро в новый город Бразилиа. Намечается такой перенос и в Аргентине.
6. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. До недавнего времени этим проблемам в регионе уделялось сравнительно мало внимания. Это привело к неконтролируемому сведению лесов, сокращению генофонда животных, ускорению процессов почвенной эрозии, появлению кислотных осадков и др. Особенно опасная экологическая ситуация сложилась в главных промышленно-городских агломерациях.
Мехико, как и Лос-Анджелес, называют «смогополисом»: загрязнение воздуха (в городе более 3 млн. автомобилей) во много раз превосходит допустимые нормы. Кроме того, Мехико с такой интенсивностью выкачивает «из-под себя» грунтовые воды, что его территория уже опустилась на несколько метров.
Только в последнее время природоохранным и экологическим проблемам в регионе стало уделяться больше внимания.
Творческое задание
(Работа в тетради.) Используя текст учебника, а также карты атласа, установите черты сходства и различия между Мексикой, Бразилией и Аргентиной.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Проверка заполнения таблицы.
«З» знаем | «Х» хотим узнать | «У»узнали |
Самая большая и многоводная река мира с самым большим речным бассейном на Земле – Амазонка. | Почему она так называется? Кто и когда её открыл? | В 1524 году конкистадоры вступили в бой с индейскими племенами, предводителями, которых были амазонки, поэтому переводится как «река амазонок». Первый увидел и открыл Амазонку Америго Веспуччи |
Материк Южная Америка | Почему регион называется Латинская Америка? Какие страны входят в Латинскую Америку? | Т.к конкистадоры были выходцами из Европы, То и свои «языки» они перевезли: испанский, португальский, французский ( в основе которых лежит язык древних римлян- латинский, это и стало основанием для появления термина Лат. Америка. Латинская Америка включает: часть материка Се. Америка ( Мексика), страны Центральной Америки ( включая острова Вест- Индии) и страны материка Ю. Америки. |
Высокая плотность населения ( по картам) на плоскогорьях Анд. | Почему в Боливии большая часть жителей проживает на высоте 3300- 3800м над ур. Моря? | Это объясняется тем, что индейские племена предпочитали более благоприятные условия- жаркому климату. |
Составление СИНКВЕЙНОВ
- Страна.
- Большая, португальский.
- Добывают, производят, выращивают.
- Основа энергетики – ГЭС.
- Бразилия
1.Регион.
2. Банановые, сельскохозяйственные.
3. Выращивают, кормят, одевают.
4. Преобладает плантационное сельское хозяйство.
5. Страны Центральной Америки и Вест- Индии.
Составление КЛАСТЕРА.
Беседа по вопросам.
1) Почему Латинскую Америку называют «кладовой мира»?
2) Какие отрасли промышленности региона являются отраслями его международной специализации?
3) Какие страны определяют индустриальный облик Латинской Америки?
4) Какие факторы определяют быстрый рост городов Латинской Америки?
5) Какова экономическая и политическая роль США в развитии стран региона?
6) С какими субрегионами Азии можно сравнить Латинскую Америку по уровню развития?
VI. ИТОГ УРОКА
Заключительное слово преподавателя:
— Латинская Америка — один из крупнейших регионов мира, в состав которого входят как независимые государства, так и колонии;
- Латинская Америка обладает огромным природно-ресурсным потенциалом, который во многом определяет направление ее развития
- население региона сформировалось в результате слияния коренного индейского населения, выходцев из Европы и Африки. Население региона высокоурбанизировано, в нем высока доля младшей возрастной группы;
- большинство латиноамериканских стран поставляют на мировой рынок продукцию добывающей промышленности и сельского хозяйства;
- по уровню экономического развития страны Латинской Америки относятся к развивающимся странам, однако Бразилия Аргентина и Мексика являются странами новой индустриализации,
II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1) Учебник, § 56 [17].
2) Обозначить на контурной карте страны Латинской Америки, надписать названия их столиц.
Открытый урок по предмету: «Экономическая и социальная география мира»
На тему : Страны Латинской Америки.
Региональный обзор.
Подготовлено преподавателем Шарой Т.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Латинский алфавит", дисциплина "Основы латинского языка с медицинской терминологией"
В презентации представлены особенности написания и произношения букв и буквосочетаний в латинском языке....
Урок по теме: "Страны Латинской Америки"
План урока "Страны Латинской Америки."...
тест Латинская Америка
тест по контролю знаний по теме Латинская Америка...
План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика Латинской Америки. Население. Хозяйство.»
План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика Латинской Америки. Население. Хозяйство.»...
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 8. Латинская Америка»
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 8. Латинская Америка»...
Латинская Америка
Презентация к уроку по теме "Латинская Америка"...
География на английском. Страны Северной Америки
материал со словарем...