Бинарный урок: " Физики и лирики"
план-конспект урока на тему
"Сколько лирики в физике, сколько физики в лирике?" Бинарный урок русской литературы и физики. Урок закрепления полученных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок физики и лирики | 30.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: « Физики и лирики».
«Сколько лирики в физике?.. Сколько физики в лирике?..»
Цель: показать взаимосвязь природных явлений с духовным миром людей, их неразрывное единство и взаимообогащение.
Тип урока: бинарный урок физики и русской литературы; урок закрепления полученных знаний.
Задачи:
формулировать понятия целостности мироздания, выражать значимость жизнедеятельности каждого человека;
объяснять причины природных явлений, знать возможные позитивные и негативные воздействия, уметь от них защищаться;
прогнозировать и учитывать сложные ситуации, знать различные пути решения проблем;
формировать позитивное отношение к жизни, умение видеть прекрасное вокруг, стремление хранить и приумножать эту красоту;
Материально – техническое оснащение урока: презентация со слайдами о рассматриваемых явлениях, карточки со стихами, видео система.
План:
1.Музыкальное вступление. Организационный момент.
2.Стихи поэтов о природных явлениях ( Песня «Зима»)
3.Стихи учёных (М. В. Ломоносов, Тит Лукреций Кар)
4.Астрономические явления в литературе (Солнечное затмение в произведении «Слово о полку Игореве», метеориты)
5.Песня «Гой ты Русь моя родная…»
6.Заключение.
Ход урока:
1.Музыкальное вступление.
2.Стихи о природных явлениях.
Учитель физики.
Физика наука о природе, всё что окружает человека: леса, поля, реки, море, горы, небо, звёзды, далёкие миры. И сам человек со сложным миром мыслей, переживаний, ощущений.
Учитель литературы.
В природе русских поэтов любовь к родному краю, родной земле. В их стихотворениях описано столько физических явлений – агрегатных состояний вещества?
Метель. И. А. Бунин
Мертвое поле, дорога степная!
Вьюга тебя заметает ночная
Спят твои сёла под песни метели,
Дремлют в снегу одинокие ели …
К. Д. Бальмонт
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!..
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.
Снежный дворец. «Свадьба шутов» С. Г. Островой
А я всё гладил снег рукой,
А он всё звёздами отсвечивал…
На свете нет тоски такой,
Которой снег бы не излечивал.
Он весь как музыка. Он - весть.
Его безудержность бескрайна.
Ах, этот снег… Не зря в нём есть
Всегда какая-нибудь тайна
С. А. Есенин
Подойду, взгляну поближе;
Хрупнет снег, изломан весь.
Здесь вот когти, дальше лыжи,
Кто-то странный бегал здесь.
1.Вопрос: «Почему скрипит снег под ногами?»
А. А. Фет
Чудная картина, как ты мне родна
Белая равнина, полная луна,
Свет небес высоких, и блестящий снег,
И саней далёких, одинокий бег.
Снега России. Цюй Цюбо( китайский поэт)
О, необъятная страна,
Необозримая страна.
И для тебя нашлась одежда,
Никем не сшитая она,
Как бы безбрежный дивный сон
Вдруг успокоенной земли-
Вокруг на десять тысяч ли
Невиданная белизна.
Снег и лёд. А. С. Пушкин
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
2.Вопрос: «Почему блестит снег и лёд?»
Ответ: согласно закону отражения и преломления света .
( Песня «Зима»)
3.Стихи учёных (М. В. Ломоносов, Тит Лукреций Кар)
Учитель физики.
Л. Д. Ландау: «Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное: шорох леса, краски заката, звон рифмы, искусства».
Учитель литературы.
«Между наукой и художественной литературой есть много общего: и там и тут основную роль играет наблюдение, сравнение, изучение»
М. В. Ломоносов выдающийся учёный естествоиспытатель написал замечательные стихи.
Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния.
3.Вопрос: «О каких природных явлениях идёт речь, в выделенных фрагментах?»
Лице свое скрывает день; Поля покрыла мрачна ночь; Взошла на горы чёрна тень; Лучи от нас склонились прочь; Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна. Песчинка как в морских волнах, Как мала искра в вечном льде, Как в сильном вихре тонкий прах, В свирепом как перо огне, Так я, в сей бездне углублен Теряюсь, мысльми утомлен! Уста премудрых нам гласят: Там разных множество светов; Несчетны солнца там горят, Народы там и круг веков: Для общей славы божества Там равна сила естества. Но где ж, натура, твой закон? С полночных стран встает заря! Не солнце ль ставит там свой трон? Не льдисты ль плещут огнь моря? Се хладный пламень нас покрыл! Се в ночь на землю день вступил! О вы, которых быстрый зрак Пронзает в книгу вечных прав, Которым малый вещи знак Являет естества устав, | Вам путь известен всех планет, Скажите, что нас так мятёт? Что зыблет ясный ночью луч? Что тонкий пламень в твердь разит? Как молния без грозных туч Стремится от земли зенит? Как может быть, чтоб мерзлый пар Среди зимы рождал пожар? Там спорит жирна мгла с водой; Иль солнечны лучи блестят, Склоняясь сквозь воздух к нам густой; Иль тучных гор верхи горят; Иль в море дуть престал зефир, И гладки волны бьют в эфир. Сомнений полон ваш ответ О том, что окрест ближних мест. Скажите ж, коль пространен свет? И что малейших дале звезд? Неведом тварей вам конец? Скажите ж, коль велик творец? |
Ответ: вселенная, звёзды, полярные сияния, законы мироздания.
Учитель физики.
Тит Лукреций Кар. Поэма о природе вещей. 1век до нашей эры.
Учитель литературы.
(Научный трактат в стихах. Написана дактилическим гекзаметром.)
Ибо раз я доказал, что нет конца у пространства
И распростёрто оно повсюду, во всех направленьях,
То неизбежно признать, что материи также предела
Нет нигде, и она должна притекать отовсюду>,
Чтобы, подобно летучим огням, мироздания стены
Врозь не распалися вдруг, в пустоте необъятной рассеясь,
И чтобы прочее всё не пошло точно так же за ними;
Чтобы не рухнули вниз громоносные области неба;
Чтобы внезапно земле из-под ног целиком не исчезнуть
Вместе с распадом вещей, в смешеньи с обломками неба,
При разложении тел не пропасть в пустоте необъятной
Так, что в какой-нибудь миг исчезло бы всё, и остались
Только пустыни пространств и незримые первоначала.
Ибо, раз где-нибудь ты предположишь в телах недостаток,
Здесь распахнутся вещам широкие смерти ворота,
И через них, уносясь, толпою материя хлынет.
Так без большого труда ты всё это можешь постигнуть,
Ибо одно за другим выясняется всё. Не сбиваясь
Тёмною ночью с пути, ты узнаешь все тайны природы,
И постоянно одно зажигать будет светоч другому.
Учитель физики.
4. Вопрос: «О каких природных явлениях идёт речь, в выделенных фрагментах?»
Ответ: бесконечность материи, познаваемость мира.
4.Астрономические явления в литературе.
Учитель литературы.
В слове о полку Игореве идёт речь о астрономических явлениях .
Учитель физики.
5.Вопрос: «О каких астрономических явлениях идёт речь?»
Ответ: (Солнечное затмение в произведении «Слово о полку Игореве»)
Плач Ярославны.
Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землёй
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:
«Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь».
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займётся поутру,
Ярославна , полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью сеешь с высоты.
Ах, зачем, зачем моё веселье
В ковылях навек развеял ты?
На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской:
«Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил,
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!»
Далеко в Путивле, на забрале,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
«Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?»
И взыграло море. Сквозь туман
Вихрь промчался к северу родному -
Сам Господь из половецких стран
Князю путь указывает к дому.
6.Вопрос: 1) « Какое природное явление помешало князю Игорю выиграть сражение? » 2) «Каким образом, оно же помогло нашим современникам установить точную дату написания данного произведения? »
Метеорит. Автор Александр Стовба.
Метеорит живет мгновенье,
Сгорая в дымной синеве
Его отвесное паденье
Сквозь смерть направлено к Земле.
И я готов, летя сквозь годы,
Метеоритом в синей мгле
Сгореть, сжигая все невзгоды,
Во имя жизни на Земле.
Учитель физики.
6.Вопрос: «Может ли падение метеорита быть угрозой всей планете?»
Ответ: может, но вероятность мала, хотя падение метеоритов в прошлом превращало большие области плодородной земли в пустыню.
5.Песня «Гой ты Русь моя родная…»
6.Заключение. Подведём итог нашей работы тоже стихами.
Человек.
Простор полей, окутанный снегами,
Возносит к небу ширь и чистоту…
Кто вымерил Вселенную шагами,
Тот сбережет земную красоту!
Жизнь.
О, трепет жизни в каждой грани,
В штрихе, в движении теней,
В палящем зное летних дней
И в беге легконогой лани…
Как жаль, что быта суетливость
Порой и мной руководит,
Но знаю – сердце победит,
Как побеждает справедливость.
Учитель физики.
7.Вопрос: что отметим главное в уроке?
Ответ: познакомились понятием целостности мироздания, жизнь каждого человека важна и уникальна, природа планеты разнообразна и восхитительна, стихи наполняют досуг духовностью, помогают художественно и точно выразить сокровенные чувства.
Учитель литературы.
Спасибо. Оцените нашу совместную работу по 5 бальной шкале в листе самооценки.
Информационные ресурсы:
1.http//:www.edu.delfa.net:8101/ - Кабинет физики Санкт – Петербургского Университета педагогического мастерства. Материалы для изучения физики.
2. http//:www.omskne.ru/ elect.htm –Электронный учебник по физике.
3. http//:www.mediaeducation.ru/111/ - Физика в русских сказках, на основе литературных произведений.
4.Бахарев В. «Природа о себе или разум о природе».
5. http//philosophy.aiiru.net:347 – Физика и философия – что общего. Общая тенденция человеческого мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация внеклассного мероприятия по физике "Физика и лирика"
Викторина "Физика и Лирика"...
бинарный урок физика+ тракторы
бинарный урок . Грамотно оформлен.Урок проводится двумя педагогами....
Методическая разработка бинарного урока систематизации знаний по дисциплинам «ФИЗИКА» и «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» "Волшебный мир атомов"
Методическая разработка бинарного урока предназначена в помощь преподавателям физики и иностранного языка среднего профессионального образования. По типу урок – урок систематизации, обобщения и закреп...
Методическая разработка бинарного урока физики и материаловедения по теме «Физические свойства металлов»
Бинарный урок это – учебное занятие, объединяющее содержание двух предметов в одном уроке. Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный ви...
Бинарный урок по информатике и физике «Построение информационной модели колебаний пружинного маятника»
Интеграция ставит цель - дать ребенку целостное представление об окружающем мире, а средством этого является комплексное изучение школьных дисциплин, раскрытие связей между ними.Интегрированное обучен...
Внеклассное мероприятие по физике Аукцион знаний " Физики и Лирики"
внеклассное мероприятие Аукцион знаний " Физики и Лирики" предназначено для студентов 1 курса СПО. Данное мероприятие направлено на развитие познавательного интереса к физике и литературе; ф...
Материалы к бинарному уроку (физика, английский язык)
В группе 113/114 Профессия "Повар, кондитер" состоялся бинарный урок (физика, английский) по теме "Физика на кухне" в рамках профнапрвления. Н ауроке была отработана лексика профес...