Бинарный урок: " Физики и лирики"
план-конспект урока на тему

Порядина Галина Алексеевна

"Сколько лирики в физике, сколько физики в лирике?" Бинарный урок русской литературы и физики. Урок закрепления  полученных знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок физики и лирики30.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: « Физики и лирики».

«Сколько лирики в физике?.. Сколько физики в лирике?..»

Цель: показать взаимосвязь природных явлений с духовным миром людей, их неразрывное единство и взаимообогащение.

Тип урока: бинарный урок физики и русской литературы; урок закрепления полученных знаний.

Задачи:

формулировать понятия целостности мироздания, выражать значимость жизнедеятельности каждого человека;

объяснять причины природных явлений, знать возможные позитивные и негативные воздействия, уметь от них защищаться;

прогнозировать и учитывать сложные ситуации, знать различные пути решения проблем;

формировать позитивное отношение к жизни, умение видеть прекрасное вокруг, стремление хранить и приумножать эту красоту;

Материально – техническое оснащение урока: презентация со слайдами о рассматриваемых явлениях, карточки со стихами, видео система.

План:

1.Музыкальное вступление. Организационный момент.

2.Стихи поэтов о природных явлениях ( Песня «Зима»)

3.Стихи учёных (М. В. Ломоносов, Тит Лукреций Кар)

4.Астрономические явления в литературе  (Солнечное затмение в произведении «Слово о полку Игореве», метеориты)

5.Песня  «Гой ты Русь моя родная…»

6.Заключение.

Ход урока:

1.Музыкальное вступление.

2.Стихи о природных явлениях.

Учитель физики.

Физика наука о природе, всё что окружает человека: леса, поля, реки, море, горы, небо, звёзды, далёкие миры. И сам человек со сложным миром мыслей, переживаний, ощущений.

Учитель литературы.

В природе русских поэтов любовь к родному краю, родной земле. В их стихотворениях описано  столько физических явлений – агрегатных состояний вещества?

Метель.      И. А.  Бунин

Мертвое поле, дорога степная!

Вьюга тебя заметает ночная

Спят твои сёла под песни метели,

Дремлют в снегу одинокие ели …

К. Д. Бальмонт

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!..

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нём, лелеющем,

Светло качается.

Снежный дворец. «Свадьба шутов» С. Г. Островой

А я всё гладил снег рукой,

А он всё звёздами отсвечивал…

На свете нет тоски такой,

Которой снег бы не излечивал.

Он весь как музыка. Он - весть.

Его безудержность бескрайна.

Ах, этот снег… Не зря в нём есть

Всегда какая-нибудь тайна

С. А. Есенин

Подойду, взгляну поближе;

Хрупнет снег, изломан весь.

Здесь вот когти, дальше лыжи,

Кто-то странный бегал здесь.

1.Вопрос: «Почему скрипит снег под ногами?»

А. А. Фет

Чудная картина, как ты мне родна

Белая равнина, полная луна,

Свет небес высоких, и блестящий снег,

И саней далёких, одинокий бег.

Снега России.      Цюй Цюбо( китайский поэт)

О, необъятная страна,

Необозримая страна.

И для тебя нашлась одежда,

Никем не сшитая она,

Как бы безбрежный дивный сон

Вдруг успокоенной земли-

Вокруг на десять тысяч ли

Невиданная белизна.

Снег и лёд.       А. С. Пушкин

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

2.Вопрос: «Почему блестит снег и лёд?»

Ответ: согласно закону отражения и преломления света .

( Песня «Зима»)

3.Стихи учёных (М. В. Ломоносов, Тит Лукреций Кар)

Учитель физики.

Л. Д. Ландау: «Грош цена вашей физике,  если она застилает для вас всё остальное: шорох леса, краски заката, звон рифмы, искусства».

Учитель литературы.

«Между наукой и художественной литературой есть много общего: и там и тут основную роль играет наблюдение, сравнение, изучение»

М. В. Ломоносов выдающийся учёный естествоиспытатель написал замечательные стихи.

Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния.

3.Вопрос: «О каких природных явлениях идёт речь, в выделенных фрагментах?»

Лице свое скрывает день;

Поля покрыла мрачна ночь;

Взошла на горы чёрна тень;

Лучи от нас склонились прочь;

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как перо огне,

Так я, в сей бездне углублен

Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят:

Там разных множество светов;

Несчетны солнца там горят,

Народы там и круг веков:

Для общей славы божества

Там равна сила естества.

Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встает заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль плещут огнь моря?

Се хладный пламень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!

О вы, которых быстрый зрак

Пронзает в книгу вечных прав,

Которым малый вещи знак

Являет естества устав,

Вам путь известен всех планет,

Скажите, что нас так мятёт?

Что зыблет ясный ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния без грозных туч

Стремится от земли зенит?

Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рождал пожар?

Там спорит жирна мгла с водой;

Иль солнечны лучи блестят,

Склоняясь сквозь воздух к нам густой;

Иль тучных гор верхи горят;

Иль в море дуть престал зефир,

И гладки волны бьют в эфир.

Сомнений полон ваш ответ

О том, что окрест ближних мест.

Скажите ж, коль пространен свет?

И что малейших дале звезд?

Неведом тварей вам конец?

Скажите ж, коль велик творец?

Ответ: вселенная, звёзды, полярные сияния, законы мироздания.

Учитель физики.

Тит Лукреций Кар. Поэма о природе вещей. 1век до нашей эры. 

Учитель литературы.

(Научный трактат в стихах. Написана дактилическим гекзаметром.)

Ибо раз я доказал, что нет конца у пространства
И распростёрто оно повсюду, во всех направленьях,
То неизбежно признать, что материи также предела
Нет нигде, и она должна притекать отовсюду>,
Чтобы, подобно летучим огням, мироздания стены
Врозь не распалися вдруг, в пустоте необъятной рассеясь,
И чтобы прочее всё не пошло точно так же за ними;
Чтобы не рухнули вниз громоносные области неба
;
Чтобы внезапно земле из-под ног целиком не исчезнуть
Вместе с распадом вещей, в смешеньи с обломками неба,
При разложении тел не пропасть в пустоте необъятной
Так, что в какой-нибудь миг исчезло бы всё, и остались
Только пустыни пространств и незримые первоначала.
Ибо, раз где-нибудь ты предположишь в телах недостаток,
Здесь распахнутся вещам широкие смерти ворота,
И через них, уносясь, толпою материя хлынет.

[Заключение: Стихи 1114-1117] 

Так без большого труда ты всё это можешь постигнуть,
Ибо одно за другим выясняется всё. Не сбиваясь
Тёмною ночью с пути, ты узнаешь все тайны природы,
И постоянно одно зажигать будет светоч другому.

Учитель физики.

4. Вопрос: «О каких природных явлениях идёт речь, в выделенных фрагментах?»

Ответ: бесконечность материи, познаваемость мира.

4.Астрономические явления в литературе.

Учитель литературы.

В слове о полку Игореве идёт речь о астрономических явлениях .

Учитель физики.

5.Вопрос: «О каких астрономических явлениях идёт речь?»

Ответ: (Солнечное затмение в произведении «Слово о полку Игореве»)

Плач Ярославны.

Над широким берегом Дуная,

Над великой Галицкой землёй

Плачет, из Путивля долетая,

Голос Ярославны молодой:
«Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь».
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займётся поутру,
Ярославна , полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:

«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,

За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,

Только смертью сеешь с высоты.

Ах, зачем, зачем моё веселье

В ковылях навек развеял ты?
На заре в Путивле причитая,

Как кукушка раннею весной,

Ярославна кличет молодая,

На стене рыдая городской:
«Днепр мой славный! Каменные горы

В землях половецких ты пробил,

Святослава в дальние просторы

До полков Кобяковых носил,

Возлелей же князя, господине,

Сохрани на дальней стороне,

Чтоб забыла слезы я отныне,

Чтобы жив вернулся он ко мне!»

Далеко в Путивле, на забрале,

Ярославна, полная печали,

Как кукушка, кличет на юру:

«Солнце трижды светлое! С тобою

Каждому  приветно и тепло.

Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?»

И взыграло море. Сквозь туман
Вихрь промчался к северу родному -
Сам Господь из половецких стран
Князю путь указывает к дому.

6.Вопрос: 1) « Какое природное явление помешало князю Игорю выиграть сражение? » 2) «Каким образом,  оно же помогло нашим современникам установить точную дату написания данного произведения? »

Метеорит. Автор Александр Стовба.

Метеорит живет мгновенье,

Сгорая в дымной синеве

Его отвесное паденье

Сквозь смерть направлено к Земле.

И я готов, летя сквозь годы,

Метеоритом в синей мгле

Сгореть, сжигая все невзгоды,

Во имя жизни на Земле.

Учитель физики.

6.Вопрос:  «Может ли падение метеорита быть угрозой всей планете?»

Ответ: может, но вероятность мала, хотя падение метеоритов в прошлом превращало большие области  плодородной земли в пустыню.

5.Песня  «Гой ты Русь моя родная…»

6.Заключение. Подведём итог нашей работы тоже стихами.

Человек.

Простор полей, окутанный снегами,

Возносит к небу ширь и чистоту…

Кто вымерил Вселенную шагами,

Тот сбережет земную красоту!

Жизнь.

О, трепет жизни в каждой грани,

В штрихе, в движении теней,

В палящем зное летних дней

И в беге легконогой лани…

Как жаль, что быта суетливость

Порой и мной руководит,

Но знаю – сердце победит,

Как побеждает справедливость.

Учитель физики.

7.Вопрос: что отметим главное в уроке?

Ответ: познакомились  понятием целостности мироздания,  жизнь каждого человека важна и уникальна, природа планеты разнообразна и восхитительна, стихи наполняют  досуг духовностью, помогают художественно и точно выразить сокровенные чувства.

Учитель литературы.

Спасибо. Оцените нашу совместную работу по 5 бальной шкале в листе самооценки.

Информационные ресурсы:

1.http//:www.edu.delfa.net:8101/ - Кабинет  физики  Санкт – Петербургского Университета педагогического мастерства. Материалы для изучения физики.

2. http//:www.omskne.ru/ elect.htm –Электронный учебник по физике.

3. http//:www.mediaeducation.ru/111/ - Физика в русских сказках, на основе литературных произведений.

4.Бахарев В. «Природа о себе или разум о природе».

5. http//philosophy.aiiru.net:347 – Физика и философия – что общего. Общая тенденция человеческого мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

бинарный урок физика+ тракторы

бинарный урок . Грамотно оформлен.Урок проводится двумя педагогами....

Методическая разработка бинарного урока систематизации знаний по дисциплинам «ФИЗИКА» и «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» "Волшебный мир атомов"

Методическая разработка бинарного урока предназначена в помощь преподавателям физики и иностранного языка среднего профессионального образования. По типу урок – урок систематизации, обобщения и закреп...

Методическая разработка бинарного урока физики и материаловедения по теме «Физические свойства металлов»

Бинарный урок это – учебное занятие, объединяющее содержание двух предметов в одном уроке. Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный ви...

Бинарный урок по информатике и физике «Построение информационной модели колебаний пружинного маятника»

Интеграция ставит цель - дать ребенку целостное представление об окружающем мире, а средством этого является комплексное изучение школьных дисциплин, раскрытие связей между ними.Интегрированное обучен...

Внеклассное мероприятие по физике Аукцион знаний " Физики и Лирики"

внеклассное мероприятие Аукцион знаний " Физики и Лирики" предназначено для студентов 1 курса СПО. Данное мероприятие направлено на развитие познавательного интереса к физике и литературе; ф...

Материалы к бинарному уроку (физика, английский язык)

В группе 113/114 Профессия "Повар, кондитер" состоялся бинарный урок (физика, английский) по теме "Физика на кухне" в рамках профнапрвления. Н ауроке была отработана лексика профес...