Статья Обучающегося на тему: Проблема курения и ее влияние на здоровье подростка
статья по теме

В данной статье приведен краткий исторический обзор возникновения табакокурения и методы борьбы с ним в историческом прошлом. Также я рассмотрела биохимическое влияние никотина на человеческий организм. Приведены результаты исследования о вреде курения среди подростков и предложены необходимые меры по уменьшению курящих молодых людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurbatova_nastya.docx41.18 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема курения и его влияние на здоровье подростка

(руководитель: Брязгунова Е.Н.)

Курбатова Анастасия, студентка группы ОБ-1501

ГБПОУ «СПЭТ»

Табак приносит вред телу, разрушает разум,

отупевают целые нации.

О. де Бальзак

Аннотация: в данной статье приведен краткий исторический обзор возникновения табакокурения и методы борьбы с ним в историческом прошлом. Также я рассмотрела биохимическое влияние никотина на человеческий организм. Приведены результаты исследования о вреде курения среди подростков и предложены необходимые меры по уменьшению курящих молодых людей.

Ключевые слова: курение и его влияние на организм подростка.

Так случилось, что многие годы отдавали мы предпочтение обучению «предметам», а не воспитанию нравственного гражданского сознания человека в семье, детском саду, школе. В результате начала создаваться атмосфера бездушия и бескультурья, моральной распущенности, распространения среди подростков курения, пьянства, наркомании и близкой к ней токсикомании.

С вредными привычками и социально опасными отклонениями поведения борется медицина, государство, полиция, однако корни зла прорастают из почвы, которую обрабатывают семья и школа.

Не зря я выбрала для своего исследования именно эту тему. Курение в современном обществе очень распространено. Много парней и девушек поддались этой вредной привычке. Эти люди и не задумываются о возможных последствиях, о своём здоровье. Поэтому эта тема сейчас является актуальной.

Целью своей работы я поставила:

  • Изучение истории возникновения табакокурения.
  • Ознакомление с биохимическими свойствами табака и воздействие его на организм человека.
  • С помощью слайд шоу донести до людей знания о вреде курения.
  • С помощью тестирования и анкетирования сверстников выяснить их знания о вреде курения, ведь именно в это время многие впервые пробуют курить.
  • В итоге, анализируя ответы у подростков на поставленные вопросы , мы сделаем представление о том как можно предотвратить появление этой привычки у многих детей.

Задача моей работы лежит в том, чтобы как можно больше людей осознало вред табачного дыма и отказалось от сигарет, изучив мою работу.

В своей работе я как можно ярко постаралась показать негативные стороны сигарет, задавала сверстникам самые актуальные вопросы. Ясно одно, чем больше людей откажутся от курения, да и вообще от вредных привычек, тем меньше будет смертность в нашей огромной стране.

Табак родом из Америки. И хотя на старинных китайских вазах встречаются рисунки с изображениями курящих людей, всё же до открытия Колумба табака в Старом Свете не знали.

История приобщения европейцев к курению началась так.

12 октября 1492 года матрос с корабля «Пинта» знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба закричал: «Впереди земля!»

Грянул пушечный салют. На кораблях убрали паруса, и они медленно двигались к неведомой земле. Колумб полагал, что перед ним восточный берег сказочной Индии. Местные жители называли свою землю, оказавшуюся островом, Гуанахани. Колумб дал ей новое имя – Сан-Сальвадор. Это название с тех пор носит один из Багамских островов.

В числе подарков местные жители поднесли Колумбу сушёные листья растения «петум». Они курили эти подсушенные на солнце листья, свёрнутые в трубочки. При курении «каждый делал из неё три-четыре затяжки, выпуская дым через ноздри». И хотя в представлении набожных испанцев пускать дым из ноздрей могли лишь черти, многие матросы и сам адмирал втянулись в это занятие.

Такой притягательной оказалась сила табака. И растение, получившее название от имени провинции Табаго острова Гаити, начало своё победоносное шествие по странам и континентам. После второго похода Христофора Колумба (1493-1496) семена табака были завезены в Испанию. Затем они попали в соседние европейские страны и в период великих открытий морскими и караванными путями были доставлены практически во все уголки земного шара. [8, с.3]

Быстрому распространению табака способствовало, конечно, удивительное его свойство - привычная тяга к курению, с которой было очень трудно совладать человеку. Теперь-то мы знаем о наркотических качествах никотина, но в те далёкие времена табаку приписывали необыкновенные действия. Например, считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов и т.п. Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством. Табачные листья использовали как лечебное вещество.

Жан Нико, французский посланник в Португалии, в 1559 году преподнёс французской королеве Екатерине Медичи сухие листья табака с рекомендацией нюхать их при головной боли, приступы которой часто беспокоили королеву. Аромат табачных листьев облегчал такие приступы. Нико узнал об этом от испанского ботаника и врача Николая Менардеса, опубликовавшего книгу, в которой он представлял табак, чуть ли не лекарством от всех болезней. Нюхание табака нашло подражателей в среде придворной знати, а при Франциске II, сыне Екатерины, также страдавшем мигренью, стало своеобразной модой. Ко времени Людовика XIV нюхание табака было введено в круг придворного этикета. [5, с.33]

Итак, к концу XVI века курение проникло в Испанию, Португалию, Францию, Англию и Голландию. Тридцатилетняя война способствовала распространению курения в Германии и Швеции. В Россию табак был завезён английскими купцами в 1585 году через Архангельск, а затем начал широко культивироваться на российской земле. [7, с.6]

Нельзя сказать, что табак беспрепятственно проникал всюду. По религиозным (и экономическим!) мотивам в ряде стран, например в Италии, табак был объявлен «забавой дьявола». Римские папы предлагали даже отлучать от церкви курящих и нюхающих табак. А в Англии по указу Елизаветы I (1585 г.) курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с верёвкой на шее. После смерти Елизаветы правление перешло к Якову Стюарту, который объявил курение вредным, неблагочестивым и неподходящим для цивилизованного человека занятием. Свой знаменитый труд «О вреде табака», опубликованный в 1604 году, Яков I закончил словами: «…привычка, противная зрению, невыносимая для обоняния, вредная для мозга, опасная для лёгких...» Это была первая популярная книга о вреде курения. [5, с.35]

Пока Яков I негодовал, некоторые врачи прописывали курение как противоядие от насморка и лихорадки, а кое-кто считал даже, что вдыхание табачного дыма может застраховать от чумы.

Курение табака, а также применение его в качестве лекарства (в виде настоев, экстрактов, пилюль и др.) часто вызывало тяжёлые отравления, нередко кончавшиеся смертью. Это заставляло правительства разных стран вести борьбу с курением. Применялись различные наказания, в ряде стран весьма жестокие. [8, с.5]

В России в царствование царя Михаила Федоровича уличённых в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй – отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни. [5, с.37]

Но в этой борьбе табак все, же оказался победителем. Вернее, победили плантаторы, фабриканты и купцы, получавшие баснословные прибыли от торговли сигарами и папиросами. Создавалась настоящая индустрия табачных изделий. А вредные свойства табака до XIX века практически не были изучены, и врачи ничего не могли противопоставить привычке курения. Привычка же эта подкреплялась мощной рекламой различного рода курительных трубок и других принадлежностей курильщика.

Торговля табаком не сокращалась, доходы казны значительно росли. Этот факт заставил многие правительства изменить своё отношение к табаку и использовать его как источник прибылей.

В России торговля табаком и курение были разрешены в 1697 году в царствование Петра I, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии. Более того, он всячески склонял к курению своих приближенных и разрешил свободный ввоз табака из-за границы, наложив, правда, на него высокую пошлину. [8, с.6]

Быстро и широко распространившись по планете, табак стал одним из наиболее известных созданий рук человеческих в современной истории.

В настоящее время наука располагает тысячами доказательств, подтверждающих тот факт, что табак содержит губительные для организма человека вещества. Общее количество их около 400, а самым вредным из них является никотин.

Установлено, что при курении происходит сухая дистилляция и неполное сгорание высушенных табачных листьев вне зависимости от того, используются ли они в натуральном виде (свитые в трубочку), в сигаре или в сигарете и в трубке. При медленном сгорании выделяется дым, представляющий собой неоднородную (гетерогенную) смесь, состоящую в среднем из 60% различных газов и 40% микроскопических дегтярных капель (аэрозоли). В газовой фракции дыма содержатся, кроме азота (59%), кислорода (13,4%), ещё и оксид углерода (IV) (13,6%), оксид углерода (II) (около 4%), водяной пар (1,2%), цианистый водород (0,1%), оксиды азота, акролеин и другие вещества. Аэрозольная фракция дыма включает воду (0,4%), глицерин и спирты (0,1%), альдегиды и кетоны (0,1%), углеводороды (0,1%), фенолы (0,003%), никотин (0,02%) и др. [2, с.43]

В табачном дыму содержится в 10000 раз больше частиц, чем в самом загрязнённом воздухе на промышленных предприятиях. Не случайно сигарету сравнивают с фабричной дымовой трубой, выбросы дыма которой в непроветриваемую комнату содержат в 10–30 раз больше бензпирена, чем выделяется в индустриальных центрах и в больших городах. А канцерогенное действие бензпирена было доказано еще в 1875 г. английским врачом Поттом, который описал заболевание раком кожи как профессиональное заболевание у трубочистов. [2, с.44]

Крайне вредно и неэтично курить в присутствии некурящих людей, прежде всего детей, которые невольно при этом становятся «пассивными курильщиками».

При выкуривании одной сигареты выделяется около 2 л дыма, содержащего много опасных для живой клетки ядов. Около 79% дыма попадает в окружающую среду и вдыхается некурящими людьми. В соответствии с основным действием, оказываемым ими на организм, вредные вещества, содержащиеся в табачном дыму, могут быть объединены в следующие четыре группы: 1) канцерогенные вещества; 2) раздражающие вещества; 3) ядовитые газы; 4) ядовитые алкалоиды. [6, с.10]

 О вреде курения для подростков написано и снято немало. Приняты законы, которые не работают или работают неэффективно. Но количество курящих меньше не становится, несмотря на принимаемые меры. Курение в глазах окружающих - вполне безобидная привычка. Подскажите, кто видел хотя бы одного больного, который сказал, что причиной его недугов - табак? В определённом возрасте у каждого человека начинаются проблемы со здоровьем. И для школьника неважно, от чего наступила болезнь - от вредной привычки или от плохой экологии? Для них нет весомых доказательств, которые свидетельствую, что курение вредно. Если это вред, тогда почему так много взрослых людей курит в общественных местах, в подъездах, домах, на кухне? Курение подростков опасно, так как это будущее поколение, которое уже испорчено пагубным воздействием. По статистике, половина из курящих переходит на приём наркотиков. И если курение среди подростков норма, то это проблема вырождения народа. [1, с.5]

Почему подростки курят?

  • Чаще всего из мнимого чувства взрослости. Если в компании подростков курит хотя бы один, согласно статистике, постепенно закурят и все остальные.
  • Подростки собираются в группы, где им комфортно. Курящему во время курения легче общаться с курящими, а пьющим - с пьющими. Совершение подобных действий, которые особенно характерны для подростков, даёт ощущение своеобразного взаимопонимания и принятия.
  • Сигарету часто применяют в качестве средства для похудения, так как курение подавляет аппетит. Это очень привлекательный фактор для тех, кто страдает избыточным весом.
  • После курения возникает кратковременное удовольствие, причиной тому выработка допамина, который отвечает за поощрение и возникновение зависимости.

Таковы основные факторы, которые привлекают подростков. [4, с.2]

Сначала учащается пульс, из-за никотина повышается уровень сахара в крови, кора головного мозга становится более возбудимой. Никотин препятствует обновлению нейронов головного мозга. Оксид углерода, который содержится в сигаретном дыме, обладает высокой способностью соединяться с гемоглобином и замещать кислород. Так как уровень кислорода в крови снижается, это сказывается на общей работоспособности организма. Стенки артерий утолщаются и покрываются рубцами, что сужает, а затем и перекрывает кровоток. Больше всего страдают органы, которые взаимодействуют с веществами, содержащимися в сигаретах. Прежде всего, это гортань, бронхи, лёгкие, сердце и кровеносные сосуды. По мере формирования вредной привычки, организм стремится поддерживать уровень никотина в крови, именно это заставляет выкуривать сигарету за сигаретой. Многочисленные исследования установили, что так формируется никотиновая зависимость, которая 98% курильщиков приводит к наркотикам. Как убедить подростка расстаться с пагубной привычкой? Силой личного примера, визуальными способами. Показывайте яркие моменты жизни, чтобы ребенку не хотелось тратить время на пагубное безделье. [3, с.60]

Особо опасно курение подростков потому, что полное формирование организма заканчивается к 20 годам. Установлено, что в подростковом возрасте никотиновая зависимость развивается очень быстро, через один-два месяца. Кроме физиологических нарушений, происходит гормональный сбой, который ведёт к недоразвитию всего организма и нарушению репродуктивных возможностей человечества. В итоге, курящее подрастающее поколение превращается в полуфабрикат, неспособный к размножению. К тридцати годам, как свидетельствует видео о вреде курения, бывшие юные курильщики становятся инвалидами с больным сердцем, избыточным весом и хроническими болезнями лёгких. Курить вредно? Да, курить вредно, так как это трата времени, денег и нервов. Курение вызывает зависимость, которая по силе сопоставима с героиновой. Больше всего хочется курить, когда в крови понижается концентрация никотина. [1, с.35]

Почему от курения лучше отказаться? Потому что на это тратится много времени: покупка сигарет, поиски места, собственно выкуривание сигареты. Прибавьте к этому страх постоянно быть застигнутым взрослыми. Нужно найти взрослого, который продаст или купит для них сигаретную пачку. При этом как бы подросток ни скрывал свою пагубную привычку, она всё равно проявляется. Это запах, который остаётся на одежде, руках и исходит от тела. Это изменение поведения в сторону шпионского. С течением времени человек забывает, что было по-другому. Постоянными спутниками становятся хроническая усталость, жёлтые зубы, серый оттенок кожи, головная боль. Никто не связывает это с курением, объясняя какими угодно причинами, при этом надеясь, что всё постепенно пройдёт. Однако постепенно всё будет усугубляться, потому что главный признак любого наркотического вещества - постепенность. Сознание изменяется, и человек не замечает разницы между собой прежним и собой настоящим. Иногда помочь в этом могут только видео и фотографии, при этом взгляд зрителя должен быть заинтересованным, чтобы найти разительные отличия.

Исследование проходило на базе Сахалинского Промышленно-Экономического техникума. Изначально было предложено заполнить анкету. (Приложение 1). Результаты анкетирования представлены в таблице и их анализ показал следующее:

Таблица 1

Результаты анкетирования

Приняло участие

Муж. - 27

Жен. - 23

Отношение к курению

Осуждают - 8

Безразлично - 14

С тревогой - 2

Это их дело - 26

Курение распространено

Да - 38

Нет - 5

Не знаю - 7

Опасна 1 сигарета

Да - 18

Нет - 12

Не знаю - 20

Курят ли родные

Да - 34

Нет - 10

Не знаю - 6

Причины курения

Модно - 8

По примеру - 12

От нечего делать - 15

Другое - 15

Пробовали

Да - 18

Нет - 32

Понравилось - 15

Не понравилось - 3

Знаете ли болезни от курения

Да - 33

Нет - 17

Знаете средства бросить курить

Да -27

Нет - 23

По результатам анкетирования видно, что из 50 человек опрошенных, к курению относятся больше безразлично или пассивно. Подростки видят отношение к курению их родных и близких, что скорее всего и является для них примером, подталкивающим их самих пристраститься к этой пагубной «привычке».

В дальнейшем учащимся было предложено пройти тест под названием « Что мы знаем о курении». (Приложение 2).

Таблица 2

Правильные варианты ответа на тест «что мы знаем о курении»

  • Подростки курят, чтобы «быть как все».

1.Верно.

  • Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.

2. Верно.

  • Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.

3. Неверно.

  • В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.

4. Верно.

  • Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.

5. Неверно.

  • Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушились нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.

6. Неверно.

  • Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.

7. Неверно.

  • Табакокурение   является одной из основных причин заболеваний сердца.

8. Верно.

  • Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.

9. Неверно.

  • Нет ничего страшного в том, что подростки «балуются» сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратится в привычку.

10. Неверно.

        

Результаты тестирования показали следующее:

Таблица 3

Результаты тестирования

Кол-во правильных ответов

Число ответивших

Кол-во правильных ответов

Число ответивших

0

2

5

10

1

2

6

13

2

1

7

10

3

4

8

4

4

4

9

0

Из данной таблицы видно, что мои сверстники знают о вреде курения только поверхностно. Но больше всего поражает, что почти все знают о том, что курение является основной причиной заболевания сердца и все равно, не видят ничего страшного в курении подростков. Исходя из этого, становится ясно, что мало и не вполне доходчиво идет пропаганда здорового образа жизни. Жизни без курения.

Внимательно изучив исторические и биохимические аспекты курения, можно сделать вывод, что большое разнообразие воздействия на организм человека вредных веществ, содержащихся в табачном дыму, его массовое повсеместное распространение в окружающей среде, в быту, в служебных помещениях, в общественных местах ставят перед курильщиками и некурящими людьми ряд острых, важных проблем, в частности социальных, а также связанных с вопросами здоровья и этики. От своевременного осознания всей серьёзности этих проблем, правильного их разрешения будет зависеть здоровье и благополучие не только настоящего, но и будущего поколений.

По итогам моих исследований, а также проанализировав результаты анкетирования, видно, что учащиеся техникума знакомы с таким понятием как «курение». Большинство сверстников получили первую информацию об этой вредной привычке от своих родителей. Многие ученики осознают, что курение - это страшное явление, и оно имеет свои последствия, хотя некоторые подростки считают что курить – круто и заблуждаются, что смогут быстро и без последствий бросить.

Проблема курения требует к себе постоянного внимания, заключается в пропаганде знаний, проведении индивидуальных бесед с родителями и подростками.

 «Курение или здоровье - выбирайте сами» - этот призыв Всемирная организация здравоохранения выдвинула в противовес тяжёлым последствиям и печальным результатам, связанным с господством табака в современном цивилизованном обществе.

Литература:

  1. Александров А., Александрова В.Ю. «Курение и его профилактика в школе» М. Интерполиграф, 1996г. - С.22-35.
  2. Генкова, Л.Л. Почему это опасно: пер. с болг. / Л.Л. Генкова, Н.Б. Славков. - М.: Просвещение, 1989. - С. 43-52.
  3. Касаткин В. «Принципы создания программы профилактики курения в школе» Вестник образования России - 2001 №13, - С.57 -71
  4. Мамович Н. Урок - конференция «О вреде курения» Биология (еженедельное приложение к газете) 01.09.2001. -№5, С. 2 -3
  5. Матвеев, В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников: кн. для учителя / В.Ф. Матвеев, А.Л. Гройсман. - М.: Просвещение, 1987. - С. 33-41.
  6. Панков, Д.Д. Медицинские и психологические проблемы школьников - подростков: разговор учителя с врачом / Д.Д. Панков, А.Г. Рушенцев. - М.: АПК и ПРО Москва, 2002. - С. 10-12.
  7. Ягодинский, В.Н. Уберечь от Дурмана: кн. для учащихся / В.Н. Ягодинский. - М.: Просвещение, 1989. - С. 6-7.
  8. Ягодинский, В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: кн. для учащихся / В.Н. Ягодинский. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1986. – С. 3-6

Приложение 1

Ответьте на вопросы анкеты

(нужное подчеркнуть).

  • Пол:

а) женский;                                    б) мужской.

  • Как вы относитесь к тому, что есть люди, увлекающиеся табакокурением?

а) осуждающе;                              б) с тревогой;

в) безразлично;                              г) это их дело.

  • Как вы считаете, является ли курение распространённым явлением?

а) да;                                  б) нет;                               в) не знаю.

  • Как вы думаете, является ли опасной 1 выкуренная сигарета?

а) да;                                  б) нет;                               в) не знаю.

  • Есть ли среди ваших родных и близких людей курящие?

а) да;                                  б) нет;                               в) не знаю.

  • В чём, по-вашему, причины распространения курения?

а) модно;                            б) по примеру старших;

в) от нечего делать;            г) другое

  • Вы пробовали курить?

а) да                                   б) нет

  • Понравилось?

а) да                                   б) нет

  • Вы знаете, какие болезни бывают от курения?

а) да                                    б) нет

  • Знаете ли вы средства, которые помогают бросить курить?

а) да                                    б) нет

 


Приложение 2

Тест: «Что мы знаем о курении?»

(нужное подчеркнуть).

  • Подростки курят, чтобы «быть как все».

«верно»                                                                «неверно».

  • Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.

«верно»                                                                «неверно».

  • Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.

«верно»                                                              «неверно».

  • В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.

«верно»                                                              «неверно».

  • Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.

«верно»                                                              «неверно».

  • Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушились нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.

«верно»                                                              «неверно».

  • Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.

«верно»                                                              «неверно».

  • Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.

«верно»                                                               «неверно».

  • Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.

«верно»                                                                «неверно».

  • Нет ничего страшного в том, что подростки «балуются» сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратится в привычку.

«верно»                                                                 «неверно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья обучающегося на тему: "Состав жевательных резинок и их влияние на организм человека"

Жевательные резинки действительно дезодорируют и освежают полость рта, но этот эффект сохраняется ненадолго - в среднем на 10-15 минут в зависимости от содержания в продукте ментола и других освежающи...

Статья обучающегося на тему: Особенности жизни и быта коренных жителей Сахалина

В данной статье приведен краткий обзор особенности жизни и быта коренных жителей Сахалина....

Статья обучающегося на тему: Влияние наркотиков на здоровье и психологию человека

В условиях сформировавшейся в последнее десятилетие негативной динамики показателей общественного здоровья населения именно дети и подростки становятся одной из наиболее социально уязвимых групп насел...

Статья обучающегося на тему: Влияние этилового спирта на развитие и жизнедеятельность живых организмов

Алкоголизм сегодня - острейшая социальная и медицинская проблема международного масштаба. В настоящее время во многих странах мира потребление алкоголя становится серьезным препятствием для их социаль...

Статья обучающегося на тему: Вредная еда

Питание играет огромную роль в жизни человека. Можно без преувеличения сказать, что правильное, научно обоснованное питание – это важнейшее и непременное условие нашего здоровья, работоспособности и д...

"Вредные привычки и их влияние на здоровье подростков". Классный час для школьников 5-х классов

Классные часы для подростков.Цели: дать понятие устойчивого здорового развития личности; объяснить, почему говорят, что из любой ситуации есть выход; объяснить, чтотабак, алкоголь и наркотики &ndash...