Практическая работа № 9 Тема: ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ.МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ
учебно-методический материал на тему

Дмитриева Ольга Михайловна

Работа даёт возможность обобщить знания об основных закономерностях наследственности и изменчивости как фундаментальных свойствах живых организмов; ознакомиться с наследованием признаков при моногибридных скрещиваниях, содержит примеры решения генетических задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr._rab._no_9_monogibr.docx36.08 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 9

Тема: ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ.МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ

Общая цель: Обобщить знания об основных закономерностях наследственности и изменчивости как фундаментальных свойствах живых организмов; ознакомиться с наследованием признаков при моногибридных скрещиваниях

Материал и оборудование: таблицы по моногибридному скрещиванию; сборник задач по генетике.

Генетическая символика:

Для записи результатов скрещиваний в генетике используются специальная символика, предложенная Г.Менделем:

Р — родители;

F — потомство, (F1 — гибриды первого поколения, F2 — гибриды второго поколения);

х — значок скрещивания; ♂ — мужская особь; ♀ — женская особь

A, a, B, b, C, c — буквами латинского алфавита обозначаются отдельно взятые наследственные признаки.

Работа 9.1. Дайте определения следующим терминам:

Ген___________________________________________________________________________________________ Аллельные гены_____________________________________________________________________________

Генотип______________________________________________________________________________________

Фенотип_____________________________________________________________________________________

Гомозигота___________________________________________________________________________________

Гетерозигота_________________________________________________________________________________ 

Моногибридное скрещивание__________________________________________________________________________________

 Анализирующее

скрещивание__________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________                                

Сформулируйте первый закон Г.Менделя_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опишите характер расщепления по второму закону Г.Менделя_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Работа 9.2.             Изучите  алгоритм решения прямых задач.

Под прямой подразумевается задача, в которой известны генотипы родителей, необходимо определить возможные генотипы и фенотипы потомства в первом и втором поколениях.

Для решения задачи следует составить схему, аналогичную той, что использовалась для записи результатов моногибридного скрещивания.

Алгоритм действий

Задача 1.         Пример решения задачи.

1. Чтение условия задачи.

1. Задача. При скрещивании двух сортов томатов с гладкой и опушенной кожицей в первом поколении все плоды оказались с гладкой кожицей. Определите генотипы исходных родительских форм и гибридов первого поколения. Какова вероятность получения в  потомстве F2 плодов с гладкой кожицей? Плодов с опушенной кожицей?

2. Введение буквенного обозначения доминантного и рецессивного признаков.

2. Решение. Если в результате скрещивания все потомство имело гладкую кожицу, то этот признак  - доминантный (А), а опушенная кожица – рецессивный признак (а).

3. Составление схемы 1-го скрещивания, запись фенотипов, а затем генотипов родительских особей.

3. Так как скрещивались чистые линии томатов, родительские особи были гомозиготными.

Р   фенотип          гладкая                х           опушенная  

                                кожица                                кожица

Р    генотип               АА                  х              аа

4. Запись типов гамет, которые могут образовываться во время мейоза.

4.                                     ↓                                       ↓

G                                     А                                       а

(Гомозиготные особи дают только один тип гамет.)

5. Определение генотипов и фенотипов потомков, образующихся в результате оплодотворения.

5.

F1   генотип                                          Аа

      фенотип                                 гладкая кожица  100%

6. Составляем схему второго скрещивания.

6.

Р  фенотип               гладкая            х            гладкая

                                    кожица                              кожица    

Р  генотип                      Аа                х                  Аа  

7. Определяем гаметы, которые дает каждая особь.

7.                                   ↓         ↓                             ↓         ↓

G                                   А         а                            А         а

(Гетерозиготные особи дают два типа гамет).

8. Составляем решетку Пеннета и определяем генотипы и фенотипы потомков.

8.              

F2                                            Генотип

                       

А

а

А

АА

Аа

а

Аа

Аа

             

                            АА      Аа      Аа       аа

                            гл.       гл.      гл.      опуш.

9. Отвечаем на вопросы задачи полными предложениями, записывая все вычисления.

Вероятность появления в F2 плодов с гладкой кожицей:

4  -  100%

3  -   х                х = (3х100):4 =75%

Вероятность появления в F2 плодов с опушенной кожицей:

100%-75% =25%.

10. Записываем ответ по образцу:

Ответ: АА, аа, Аа / 75%, 25%.

Алгоритм решения обратных задач.

Под обратной задачей имеется в виду такая задача, в которой даны результаты скрещивания, фенотипы родителей и полученного потомства; необходимо определить генотипы родителей и потомства.

1. Читаем условие задачи.

Задача 2.          При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями у 32 потомков были укороченные крылья, а у 88 потомков – нормальные крылья. Определите доминантный и рецессивный признаки. Каковы генотипы родителей и потомства?

2. По результатам скрещивания F1 или F2 определяем доминантный и рецессивный признаки и вводим обозначение.

2. Решение. Скрещивались мухи с нормальными крыльями, а в потомстве оказались мухи с редуцированными крыльями. Следовательно, нормальные крылья – доминантный признак (А), а редуцированные крылья – рецессивный признак (а).

3. Составляем схему скрещивания и записываем генотип особи с рецессивными признаком или особи с известным по условию задачи генотипом.

3.

Р   фенотип      ♀  норм.                х                  ♂  норм.

                             крылья                                    крылья

Р    генотип           ♂  А_                х                  А_

F1   фенотип        88 норм. крылья           32 редуц. крылья

      генотип                  А_                                       аа                          

4. Определяем типы гамет, которые может образовать каждая родительская особь.

4. Родительские особи обязательно образуют гаметы с доминантным геном. Так как в потомстве появляются особи с рецессивным признаком, значит у каждого из родителей есть один ген с рецессивным признаком. Отсюда:

Р   фенотип           норм. крылья        х   норм. крылья

Р   генотип                   Аа                   х              Аа

                                 ↓          ↓                         ↓           ↓

                                   А          а                            А           а  

А

а

А

АА

Аа

а

Аа

Аа

5. Определяем генотип и фенотип потомства, полученного в результате оплодотворения, записываем схему.

5.

F1  генотип               АА           Аа            Аа            аа        

    фенотип         88 норм.       норм.       норм.      32 редуц.

6.Записываем ответ задачи.

Ответ: доминантный признак – нормальные крылья; родители Аа и Аа; потомки АА, 2Аа, аа.

Работа 9.3.            

Задача №1     1) Какая окраска шерсти у кроликов доминирует?   2) Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти?  3) Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?http://ok-t.ru/img/baza6/Genetika-2010-1383127200.files/image005.jpg

 Задача №2     1) Какая окраска шерсти у кроликов доминирует? 2) Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти? 3) Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?http://ok-t.ru/img/baza6/Genetika-2010-1383127200.files/image007.jpg

Задача №3

     У человека карий цвет глаз доминирует над голубым. Голубоглазая женщина входит замуж за кареглазого гетерозиготного мужчину. Какой цвет глаз может быть у их детей?

Сделайте вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для студентов по выполнению практических работ. Тема "Microsoft Word"

Методические указания предназначены для студентов , изучающих дисциплину «Информатика». Целью методических указаний является обучение студентов работе в Microsoft Word. Методические указания...

Основные закономерности наследования. Первый и второй законы Г. Менделя

Методическая разработка лекционного занятия по биологии для 10-11 классов или студентов СПО 1 курса...

Практическая работа Тема: Ознакомление с горными выработками учебного полигона.

После ознакомительного инструктажа студенты в сопровождении зав.учебным полигоном и преподавателя спускаются в шахту. Во время нахождения в полигоне  нужно запоминать  все о чем рассказывает...

Исследовательская работа Тема: «Основные древесные породы и их характеристика, используемые на предприятии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия».

Одним из важнейших природных материалов, широко использующихся человеком в различных отраслях хозяйственной деятельности является древесина. Свойства древесины той или иной породы определяют возможнос...

Инструкционно-технологическая карта Практическая работа Тема: «Проверка структуры диска»

Инструкционно-технологическая картаПрактическая работа № 9 Тема: «Проверка структуры диска» Цель работы: ознакомиться с технологией проверки структуры диска.Оборудование: ПЭВМ, О...

МУ к выполнению практических работ. Тема 3.8 Системы водяного отопления. Для специальности 08.07.02

Методические указания по теме 3.8 «Системы водяного отопления» составлены на основе программы ПМ 03 «Участие в проектировании систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиля...