Практическая работа № 9 Тема: ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ.МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ
учебно-методический материал на тему
Работа даёт возможность обобщить знания об основных закономерностях наследственности и изменчивости как фундаментальных свойствах живых организмов; ознакомиться с наследованием признаков при моногибридных скрещиваниях, содержит примеры решения генетических задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr._rab._no_9_monogibr.docx | 36.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 9
Тема: ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ.МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ
Общая цель: Обобщить знания об основных закономерностях наследственности и изменчивости как фундаментальных свойствах живых организмов; ознакомиться с наследованием признаков при моногибридных скрещиваниях
Материал и оборудование: таблицы по моногибридному скрещиванию; сборник задач по генетике.
Генетическая символика:
Для записи результатов скрещиваний в генетике используются специальная символика, предложенная Г.Менделем:
Р — родители;
F — потомство, (F1 — гибриды первого поколения, F2 — гибриды второго поколения);
х — значок скрещивания; ♂ — мужская особь; ♀ — женская особь
A, a, B, b, C, c — буквами латинского алфавита обозначаются отдельно взятые наследственные признаки.
Работа 9.1. Дайте определения следующим терминам:
Ген___________________________________________________________________________________________ Аллельные гены_____________________________________________________________________________
Генотип______________________________________________________________________________________
Фенотип_____________________________________________________________________________________
Гомозигота___________________________________________________________________________________
Гетерозигота_________________________________________________________________________________
Моногибридное скрещивание__________________________________________________________________________________
Анализирующее
скрещивание__________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________
Сформулируйте первый закон Г.Менделя_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опишите характер расщепления по второму закону Г.Менделя_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа 9.2. Изучите алгоритм решения прямых задач.
Под прямой подразумевается задача, в которой известны генотипы родителей, необходимо определить возможные генотипы и фенотипы потомства в первом и втором поколениях.
Для решения задачи следует составить схему, аналогичную той, что использовалась для записи результатов моногибридного скрещивания.
Алгоритм решения обратных задач.
Под обратной задачей имеется в виду такая задача, в которой даны результаты скрещивания, фенотипы родителей и полученного потомства; необходимо определить генотипы родителей и потомства.
1. Читаем условие задачи. | Задача 2. При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями у 32 потомков были укороченные крылья, а у 88 потомков – нормальные крылья. Определите доминантный и рецессивный признаки. Каковы генотипы родителей и потомства? | |||||||||
2. По результатам скрещивания F1 или F2 определяем доминантный и рецессивный признаки и вводим обозначение. | 2. Решение. Скрещивались мухи с нормальными крыльями, а в потомстве оказались мухи с редуцированными крыльями. Следовательно, нормальные крылья – доминантный признак (А), а редуцированные крылья – рецессивный признак (а). | |||||||||
3. Составляем схему скрещивания и записываем генотип особи с рецессивными признаком или особи с известным по условию задачи генотипом. | 3. Р фенотип ♀ норм. х ♂ норм. крылья крылья Р генотип ♂ А_ х ♀ А_ F1 фенотип 88 норм. крылья 32 редуц. крылья генотип А_ аа | |||||||||
4. Определяем типы гамет, которые может образовать каждая родительская особь. | 4. Родительские особи обязательно образуют гаметы с доминантным геном. Так как в потомстве появляются особи с рецессивным признаком, значит у каждого из родителей есть один ген с рецессивным признаком. Отсюда: Р фенотип норм. крылья х норм. крылья Р генотип Аа х Аа ↓ ↓ ↓ ↓ А а А а
| |||||||||
5. Определяем генотип и фенотип потомства, полученного в результате оплодотворения, записываем схему. | 5. F1 генотип АА Аа Аа аа фенотип 88 норм. норм. норм. 32 редуц. | |||||||||
6.Записываем ответ задачи. | Ответ: доминантный признак – нормальные крылья; родители Аа и Аа; потомки АА, 2Аа, аа. |
Работа 9.3.
Задача №1 1) Какая окраска шерсти у кроликов доминирует? 2) Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти? 3) Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?
Задача №2 1) Какая окраска шерсти у кроликов доминирует? 2) Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти? 3) Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?
Задача №3
У человека карий цвет глаз доминирует над голубым. Голубоглазая женщина входит замуж за кареглазого гетерозиготного мужчину. Какой цвет глаз может быть у их детей?
Сделайте вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания для студентов по выполнению практических работ. Тема "Microsoft Word"
Методические указания предназначены для студентов , изучающих дисциплину «Информатика». Целью методических указаний является обучение студентов работе в Microsoft Word. Методические указания...
Основные закономерности наследования. Первый и второй законы Г. Менделя
Методическая разработка лекционного занятия по биологии для 10-11 классов или студентов СПО 1 курса...
Практическая работа Тема: Ознакомление с горными выработками учебного полигона.
После ознакомительного инструктажа студенты в сопровождении зав.учебным полигоном и преподавателя спускаются в шахту. Во время нахождения в полигоне нужно запоминать все о чем рассказывает...
Исследовательская работа Тема: «Основные древесные породы и их характеристика, используемые на предприятии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия».
Одним из важнейших природных материалов, широко использующихся человеком в различных отраслях хозяйственной деятельности является древесина. Свойства древесины той или иной породы определяют возможнос...
Инструкционно-технологическая карта Практическая работа Тема: «Проверка структуры диска»
Инструкционно-технологическая картаПрактическая работа № 9 Тема: «Проверка структуры диска» Цель работы: ознакомиться с технологией проверки структуры диска.Оборудование: ПЭВМ, О...
МУ к выполнению практических работ. Тема 3.8 Системы водяного отопления. Для специальности 08.07.02
Методические указания по теме 3.8 «Системы водяного отопления» составлены на основе программы ПМ 03 «Участие в проектировании систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиля...
Методические указания к выполнению практических работ Тема 2.7 Организация производства работ по ремонту системы отопления и вентиляции
Методические указания в помощь студентов...