Система оценочных и контрольных работ для студентов второго курса СПО
учебно-методический материал на тему

Фонд оценочных средств предусмотрен для итогового контроля, текущей и промежуточной аттестации студентов, обучающихся на втором курсе СПО (технический профиль). Для текущего контроля успеваемости предполагается использование бально-рейтинговой системы, которая позволяет активизировать работу студентов в течение семестра, а не только перед сдачей экзаменов и зачетов. По результатам выполнения текущих контрольных работ и индивидуальной работы , студент набирает определенное количество баллов, которые позволяют ему либо не сдавать итоговый зачет, либо сдавать в минимальном обьеме. В работе представлены контрольные работы, которые проводятся в семестрах, темы индивидуальных проектов по графам, а также итоговые зачетная работа и экзамен.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kr_2_kurs_rombah.docx105.55 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИКА

Составитель: Ромбах О.Б.

ПАСПОРТ

ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ  СРЕДСТВ

по учебной дисциплине

МАТЕМАТИКА

Результаты обучения

(освоенные умения,

 усвоенные знания)[1]

ПК, ОК

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа

Уровень освоения

Наименование

 контрольно-оценочного средства[2]

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

1

2

4

Раздел 1.

Дифференциальное исчисление

Умения:

вычислять производные  элементарных функций, используя справочные материалы, находить производную композиции нескольких функций, вычислять производные, применяя правилам дифференцирования;

применять правило Лопиталя для вычисления пределов;

вычислять приближенные значения функций с помощью  дифференциала;

применять дифференциальное исчисление при решении прикладных задач профессионального цикла;

Знания:

основные понятия и методы дифференциального исчисления: определение производной, ее физический смысл, таблицу производной, правила дифференцирования, определение дифференциала, использование его при  решении прикладных задач;

понятие предела функции в точке и на бесконечности, правило Лопиталя;

Производная, таблица производной. Производная сложной функции, правила дифференцирования. Логарифмическое дифференцирование, нахождение производной неявно заданной функции

1

опорные конспекты, контрольная работа, самостоятельная работа в интернете

Предел функции в точке и в бесконечности. Вычисление пределов по правилу Лопиталя

2

Внеаудиторная самостоятельная работа

I и II замечательные пределы. Число «е».

2

Дифференциал функции, его геометрический смысл. Применение дифференциала к решению практических задач и вычислению приближенных значений функции

2

решение тренажеров на вычисление производных, решение задач на применение дифференциалов в профессиональной деятельности

Раздел 2.

Интегральное исчисление

Умения:

вычислять неопределенные  и определенные интегралы с помощью справочного материала;

вычислять в простейших случаях площади плоских фигур с использованием определенного         интеграла;

решать определенные интегралы приближенными методами;

Знания:основные понятия и методы интегрального исчисления: определения, свойства и методы решения определенных и неопределенных интегралов, формулы для вычисления интегралов методом прямоугольников и трапеций, применение интегралов для решения практических задач на нахождение площади фигуры;

Понятие первообразной. Неопределенный интеграл и его свойства. Метод непосредственного интегрирования

1

опорные конспекты, контрольная работа, самостоятельная работа в интернете

Метод замены переменной при решении неопределенных интегралов

2

Определенный интеграл, формула Ньютона-Лейбница. Применение определенного интеграла к решению геометрических задач.

1

Приближенные методы вычисления определенных интегралов: метод прямоугольников и трапеций

2

Раздел 3.

Комплексные числа

Умения:

Выполнять преобразования к.ч.,, записанных в различной форме, решение квадратных уравнений с D<0

Знания:

Определение к.ч.

Перевод к.ч. из одной формы представления в другую, действия с к.ч., записанными в различной форме

Основные понятия и определения. Алгебраическая форма комплексных чисел.

1,2

Контрольная работа, сообщения и презентации «Комплексные числа в физике и технике.»

Геометрическая интерпретация комплексных чисел.

1

Тригонометрическая и показательная форма комплексных чисел

1

Действия с комплексными числами, записанными в разной форме.

2

Раздел 4.

Дифференциальные уравнения

Знания:определение, виды и методы решения дифференциальных уравнений.

Умения: решать обыкновенные дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными, линейные однородные дифференциальные уравнения первого порядка;

Дифференциальные уравнения первого порядка с разделяющимися переменными

2

Контрольная работа

Линейные дифференциальные уравнения первого порядка

2

Неполные дифференциальные уравнения второго порядка

            2

Дифференциальные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами

3

Контрольная работа

Раздел 5.

Ряды

Умения: определять сходимость числовых и функциональных рядов ;применять признак Лейбница для знакопеременных рядов; разлагать элементарные функции в ряд Маклорена; вычислять определенные интегралы с помощью разложения функций в степенной ряд. Знания: основные определения и понятия по теме

Определение числовых и функциональных рядов..

1

Контрольная работа

Необходимый и достаточный признаки сходимости рядом, признак Даламбера.

1,2

Знакопеременные и знакочередующиеся ряды, признаки сходимости знакопеременных рядов, признак Лейбница. Абсолютная и условная сходимость

!,2

Степенные ряды.

2

Разложение элементарных функций в ряд Маклорена (Тейлора).

2

Вычисление определенных интегралов с помощью степенных рядов.

2

Раздел 6

Дискретная математика

определения: множества, отношения; операции над множествами и их свойства;

определение графов и их элементов; виды графов и операции над ними.

Элементы и множества. Задание множеств. Операции над множествами. Свойства операций над множествами

1

создание презентаций на решение задач с помощью кругов Эйлера профессиональной тематики

Задачи, приводящие к графам. Основные понятия теории графов.

1

Представления о плоском графе. Формула Эйлера. Задача о мостах. Рисование одним росчерком. Деревья. Изображения графов

1

Сообщения

Раздел 7

Теория вероятностей и математическая статистика

Элементы комбинаторики. Бином Ньютона. Треугольник Паскаля.

1

Работа в группе по индивидуальным заданиям,

создание интерактивных плакатов по данной теме, составление задач с практическим содержанием,  работа в exel со статистическими данными

Знания:

событие, частота и вероятность появления события, полная вероятность, теорема сложения и умножения вероятностей, способы задания случайной величины; определения непрерывной и дискретной случайной величины; закон распределения случайной величины; определение математического ожидания, дисперсии дискретной случайной величины; среднее квадратичное отклонение случайной величины.

Умения: решать простейшие комбинаторные задачи;

решать практические задачи с применением вероятностных методов;

представлять данные в различных видах (таблица, график, диаграмма), строить ряд распределения случайной величины, находить функцию распределения случайной величины, оперировать с основными понятиями математической статистики, вычислять числовые характеристики случайной величины.

Случайные события. Вероятность, частота.

1

Теорема сложения и умножения вероятностей.

1

Формула полной вероятности, формула Байеса..

2

Повторение испытаний. Формула Бернулли. Наивероятнейшее число наступления событий

Вариационные ряды распределения. Числовые характеристики вариационных рядов.

2

Математическое ожидание, дисперсия, мода и медиана

Равномерное распределение. Биномиальный закон распределения. Закон Пуассона.

Нормальный закон распределения . Функция Лапласса


  1. Общие положения

        Фонд оценочных средств (ФОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Математика»

ФОС содержит контрольно-оценочные средства  для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

ФОС разработан на основе ФГОС СПО по специальности ,  рабочей программы учебной дисциплины «Математика»                                                                                

Результатом освоения учебной дисциплины являются освоенные умения и усвоенные знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.                

Оценка результатов освоения  учебной дисциплины предусматривает использование бально- рейтинговой системы оценивания.

Формой аттестации по учебной дисциплине является экзамен в зимнюю сессию и зачет в летнюю сессию. Итогом экзамена является качественная оценка в баллах от 5 до 20. Итоговая оценка по предмету выставляется с учетом экзаменационных баллов, накопленных в течение периода изучения дисциплины и баллов , полученных на зачете.

81 балл    -    «5»

66 баллов-    «4»

51 балл -       «3»

 50 и меньше-«2»

п/п

Контрольно-оценочное средство

Максимальное количество баллов

Дифференциальное исчисление: зачетная работа

15

Интегральное исчисление:  зачетная работа,

15

Комплексные числа

10

Дифференциальные уравнения

15

Индивидуальная работа в интернете

5

Конспект: тетрадь 96 листов, лекция~домашнее задание, аккуратность, наличие всех(!) тем, наличие справочного материала.

5

Посещаемость

10

Аттестация

5

Экзамен

20

п/п

Контрольно-оценочное средство

Максимальное количество баллов

Ряды: зачетная работа

15

Дискретная математика:   создание презентаций на решение задач с помощью кругов Эйлера профессиональной тематики, рефераты

15

Теория вероятностей и мат. статистика

10

Индивидуальная работа в интернете

5

Конспект: тетрадь 96 листов, лекция~домашнее задание, аккуратность, наличие всех(!) тем, наличие справочного материала.

5

Посещаемость

10

Аттестация

5

Дифференцированный зачет

35

2 семестр


Раздел 2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

2.1. Освоенные умения, усвоенные знания, компетенции

       В результате контроля и оценки по учебной дисциплине осуществляется проверка следующих умений, знаний, компетенций:

уметь:

У1. вычислять производные  элементарных функций, находить производную композиции нескольких функций, вычислять производные, применяя правилам дифференцирования; применять правило Лопиталя для вычисления пределов; вычислять приближенные значения функций с помощью  дифференциала; применять дифференциальное исчисление при решении прикладных задач профессионального цикла.

У2. вычислять неопределенные  и определенные интегралы с помощью справочного материала; вычислять в простейших случаях площади плоских фигур с использованием определенного         интеграла; решать определенные интегралы приближенными методами;

У3. Выполнять преобразования к.ч., записанных в различной форме, решение квадратных уравнений с D<0

У4. решать обыкновенные дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными, линейные однородные дифференциальные уравнения первого порядка; неполные дифференциальные уравнения 2-го порядка

У5. определять сходимость числовых и функциональных рядов ;применять признак Лейбница для знакопеременных рядов; разлагать элементарные функции в ряд Маклорена; вычислять определенные интегралы с помощью разложения функций в степенной ряд

У6. решать практические задачи с применением вероятностных методов; представлять данные в различных видах (таблица, график, диаграмма), строить ряд распределения случайной величины, находить функцию распределения случайной величины, оперировать с основными понятиями математической статистики, вычислять числовые характеристики случайной величины.

знать:

З 1. основные понятия и методы дифференциального исчисления: определение производной, ее физический смысл, таблицу производной, правила дифференцирования, определение дифференциала, использование его при  решении прикладных задач;

понятие предела функции в точке и на бесконечности, правило Лопиталя;

З 2. основные понятия и методы интегрального исчисления: определения, свойства и методы решения определенных и неопределенных интегралов, формулы для вычисления интегралов методом прямоугольников и трапеций, применение интегралов для решения практических задач на нахождение площади фигуры;

З 3. Определение к.ч. алгоритм перевода к.ч. из одной формы представления в другую, действия с к.ч., записанных в различной форме

З 4. определение, виды и методы решения дифференциальных уравнений.

З 5. основные определения и понятия числовых рядов, знакопеременных рядов, степенных рядов, признаки сходимости рядов

З 6. событие, частота и вероятность появления события, полная вероятность, теорема сложения и умножения вероятностей, способы задания случайной величины; определения непрерывной и дискретной случайной величины; закон распределения случайной величины; определение математического ожидания, дисперсии дискретной случайной величины; среднее квадратичное отклонение случайной величины.

компетенции:

Самоорганизация:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ПК 3.1. Участвовать в планировании и анализе основных показателей производства продукции и оказания услуг в области профессиональной деятельности в структурном подразделении организации.
  • ПК 3.2. Планировать и организовывать выполнение работ и оказание услуг исполнителями.
  • ПК 3.3. Контролировать ход и оценивать результат выполнения работ и оказания услуг исполнителями.
  • ПК 3.4. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию структурного подразделения организации.

Самообучение:

  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
  • ПК 1.1. Составлять технические задания на изготовление полиграфической продукции.
  • ПК 1.2. Составлять схемы технологических процессов изготовления полиграфической продукции.
  • ПК 1.3. Выбирать полиграфическое оборудование в соответствии сего техническими характеристиками и требованиями технологического процесса.
  • ПК 1.4. Выбирать полиграфические материалы в соответствии с техническим заданием на изготовление полиграфической продукции.
  • ПК 1.5. Проводить технико-экономический анализ разработанной технологии.
  • ПК 1.6. Читать, разрабатывать и оформлять нормативно-техническую документацию.
  • ПК 2.1. Осуществлять технические измерения и метрологическое обеспечение технологического процесса.
  • ПК 2.2. Определять соответствие полиграфических материалов, полуфабрикатов и готовой продукции отраслевым стандартам.
  • ПК 2.3. Выявлять брак полиграфической продукции на каждой стадии технологического процесса и выяснять причины его появления.
  • ПК 2.4. Вести учетно-отчетную документацию по закрепленному виду работ.

Информационный:

  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Коммуникативный:

  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Раздел 3. Формы контроля и оценивания по учебной дисциплине

                                                                                                       Таблица 1

Раздел / тема учебной дисциплины

Форма текущего контроля и оценивания

Дифференциальное исчисление

Зачетная работа

Интегральное исчисление

Зачетная работа

Комплексные числа

Зачетная работа

Дифференциальные уравнения

Зачетная работа

Ряды

Практическое занятие – расчетно-графическая работа

Теория вероятностей и математическая статистика

Зачетная работа, защита проекта

Дискретная математика

Практическое занятие – решение ситуационных задач, исследовательская работа по теме Графы

УД (в целом):     1 семестр-    экзамен  , 2 семестр- дифференцированный зачет

Раздел 4. Оценка освоения  учебной дисциплины

4.1. Комплект оценочных средств для текущего контроля

  1. Дифференциальное исчисление
  1. Найти производные функции:  (0,5 балла за каждый пример)

+3x-6

  1. Вычислить производные:  (2 балла за каждый пример)

1)  ;      2) ;       3)   ;                               4) ;    5)                                                   

   

  1. Найти скорость изменения функции в точке:     (1 балл за каждый пример)
  •    
  •  

Критерии оценки:         «5»: 14-15 баллов

«4»: 10-13 баллов

«3»: 7-9 баллов

  • 2 балла – задание решено правильно, дано пояснение к решению со ссылками на соответствующие определения, теоремы, правила
  • 1 балл – правильный ход решения, вычисления не доведены до конца или допущена одна вычислительная ошибка (если стоимость задания один балл  или 0,5 балла оценивается правильно/неправильно решено задание)

  1. Интегральное исчисление

Вычислить интегралы:

  1.                     (2балла)
  2.                                (2балла)
  3.                                    (1балл)
  4.                           (2балла)

Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями:   .  (2 балла)

Тело брошено вертикально вверх. Найти наибольшую высоту подъема, если его скорость  м\с.    (2 балла)

Вычислить интеграл  методом прямоугольников при n=6       (2 балла)

Вычислить работу, необходимую для сжатия пружины на 0,04 м, если для сжатия ее на 0,02 м была затрачена работа в 40Дж.   (2 балла)

Критерии оценки:          «5»: 14-15 баллов

«4»: 10-13 баллов

«3»: 7-9 баллов

  • 2 балла – задание решено правильно, дано пояснение к решению со ссылками на соответствующие определения, теоремы, правила
  • 1балл – обучающийся продемонстрировал знание материала по данной теме, ход решения правильный, пояснение к решению не дано или оно неполное, вычисления не доведены до конца или допущена одна вычислительная ошибка (Кроме задания 3, правильное решение которого оценивается одним баллом)

  1. Комплексные числа

Вычислить:

  • i 51+i 520+i 431+i 8+i 49                 (1 балл)
  • (-7+3i)(5+i)                            (1 балл)
  • (-1+2i)4                                  (1 балл)

  Дано:      Найти z16, приведя это число в тригонометрическую форму. (3 балла)

Вычислить, записав в показательной форме,    (3 балла)

Решить уравнение:    (1 балл)

Критерии оценки:        «5»: 9-10 баллов,

«4»: 7-8 баллов,

«3»: 5-6 баллов

  • 3 балла – задание решено правильно, дано пояснение к решению со ссылками на соответствующие определения, теоремы, правила
  • 2 балла – задание решено правильно, пояснение к решению не дано или оно неполное
  • 1 балл – правильный ход решения, вычисления не доведены до конца или допущена одна вычислительная ошибка (если стоимость задания один балл оценивается правильно/неправильно решено задание)

  1. Дифференциальные уравнения

Решить уравнения:

  1. Найти частное решение дифференциального уравнения первого порядка:  

      

  1. Найти общее решение дифференциального уравнения второго порядка.

         

           

           

Критерии оценки:         «5»: 14-15 баллов

«4»: 10-13 баллов

«3»: 7-9 баллов

  • 3 балла – задание решено правильно, дано пояснение к решению со ссылками на соответствующие определения, теоремы, правила
  • 2 балла – задание решено правильно, пояснение к решению не дано или оно неполное
  • 1 балл – правильный ход решения, вычисления не доведены до конца или допущена одна вычислительная ошибка (если стоимость задания один балл оценивается правильно/неправильно решено задание)
  1. Ряды
  1. Проверить, выполняется ли необходимый признак сходимости ряда.

                                  2 балла

  1. Исследовать сходимость числового ряда

                                       8 баллов

  1. Разложить в ряд Маклорена заданную функцию и указать область сходимости полученного ряда:1 балл

     

  1.  Найти интервал сходимости степенного ряда  3 балла
  2. Вычислить интеграл с помощью разложения функции в ряд Маклорена      2 балла

Критерии оценки:         «5»: 14-15 баллов

«4»: 10-13 баллов

«3»: 7-9 баллов

  • 2 балла – задание решено правильно, дано пояснение к решению со ссылками на соответствующие определения, теоремы, правила
  • 1 балл – правильный ход решения, вычисления не доведены до конца или допущена одна вычислительная ошибка (если стоимость задания один балл оценивается правильно/неправильно решено задание)

  1. Дискретная математика

Эйлеровы графы


Впервые графы были рассмотрены Л. Эйлером в связи с известной задачей о кенигсбергских мостах, которая оказалась связанной с возможностью прохождения вершин графа только по одному разу с возвращением в исходную вершину, т.е. одним росчерком пера. В последствии такие графы стали называться эйлеровыми. Цель работы – изучить некоторые свойства эйлеровых графов. Рекомендуется следующий план изложения материала:

1 Определить понятие графа в виде представления некоторого бинарного отношения и связанные с графом основные понятия, а также привести простейшие примеры
2 Дать определение эйлерова и полуэйлерова графа, привести примеры. Установить необходимые и достаточные условия для эйлеровых и полуэйлеровых графов. Описать алгоритм построения эйлеровой цепи в эйлеровом графе

3 Рассмотреть примеры эйлеровых и неэйлеровых графов.
4 Исторические сведения о графах: решение Эйлера задачи о семи кенигсбергских мостах

Литература, рекомендуемая для изучения темы

1 Уилсон Р. Дж. Введение в теорию графов. – М.: 1977.

2 Березина Л.Ю. Графы и их применения. – М.: Просвещение, 1979.

3 Емеличев В.А. Лекции по теории графов. – М.: Наука, 1990.

4 Оре О. Теория графов. – М.: Наука, 1968.

5 Саркисян А.А., Колягин Ю.М. Познакомьтесь с топологией. – М.: 1976.

Гамильтоновы графы


Гамильтоновы графы можно рассматривать как многоугольники, некоторые вершины которых соединены диагоналями, так, что из любой вершины графа, пройдя по каждому ребру этого графа ровно один раз, можно вернуться в исходную точку. Цель работы – изучить свойства таких графов. Предлагается следующий план изложения материала:

1 Определить основные понятия теории графов (граф, связность, маршруты, цикл, обхват и т.п.), проиллюстрировать их на примерах и привести образцы задач, сводящихся к выяснению тех или иных свойств графов (/1/, с. 9 – 24; /2/, с. 6 – 16).

2 Дать определение гамильтонова и полугамильтонова графов, привести примеры (/1/, с. 48 – 50; /2/, с. 44 – 48). Решить ряд упражнений из литературы /1/, /2/.


Литература, рекомендуемая для изучения темы

1 Уилсон Р. Дж. Введение в теорию графов. – М.: 1977.

2 Березина Л.Ю. Графы и их применения. – М.: Просвещение, 1979.

3 Оре О. Теория графов. – М.: Наука, 1968.

Связность графа


Понятие связности играет принципиально важную роль в теории графов и ее разнообразных приложениях. В курсовой работе необходимо изучить основные свойства связных графов и проанализировать известную классификацию таких графов. Рекомендуется следующий план работы.

1 Изучить такие основополагающие понятия теории графов, как граф, маршрут, цикл и связность, проиллюстрировать их на примерах и прикладных задачах (/1/, с. 9-43; /2/, с. 5-22).

2 Рассмотреть деревья, эйлеровы и гамильтоновы графы, доказать теоремы об их основных свойствах (/1/, с. 43-62; /2/, с. 22-24).

Литература, рекомендуемая для изучения темы

1 Уилсон Р. Введение в теорию графов. – М.: Мир, 1977.

2 Белов В.В., Воробьев Е.М., Шаталов В.Е. Теория графов. – М.: ВШ, 1976.

3 Березина Л.Ю. Графы и их применения: Пособие для учителей. – М., 1979.

Циклы в графах


Во многих прикладных задачах важную роль играют свойства графов, связанные с существованием в графе замкнутых маршрутов, называемых циклами. В работе необходимо изучить основные свойства циклов в графах и проанализировать известную взаимосвязь пространства циклов графа с группами его цепей. Рекомендуется следующий план работы.

1 Изучить такие основополагающие понятия теории графов, как граф, маршрут и цикл (/1/, с. 9-43; /2/, с. 5-22).

Литература, рекомендуемая для изучения темы

1 Уилсон Р. Введение в теорию графов. – М.: Мир, 1977.

2 Белов В.В., Воробьев Е.М., Шаталов В.Е. Теория графов. – М.: ВШ, 1976.

3 Березина Л.Ю. Графы и их применения: Пособие для учителей. – М., 1979.

Деревья


Деревьями называются связные графы без циклов. Такие графы играют принципиально важную роль как в самой теории графов, так и в ее разнообразных приложениях. В работе необходимо изучить основные свойства деревьев, рассмотреть задачу перечисления деревьев и проанализировать взаимосвязь деревьев с пространствами циклов графов. Рекомендуется следующий план работы.

1 Изучить такие основополагающие понятия теории графов, как граф, маршрут и цикл (/1/, с. 9-43; /2/, с. 5-22).

2 Рассмотреть определение дерева и доказать теорему о его характеристических свойствах (/1/, с. 56-59; /2/, с.45-46).

3 Ввести понятие остовного леса графа и проанализировать его взаимосвязь с фундаментальной системой циклов исходного графа (/1/, с. 59-61).

4 Разобрать задачу о перечислении деревьев и доказать известную теорему Кэли о числе помеченных деревьев (/1/, с. 62-66).

Разобрать алгоритм построения остовного дерева графа на стр. 55-56 в /2/ и решить задачи 9a, 9c, 9e, 9i из /1/.

Литература, рекомендуемая для изучения темы

1 Уилсон Р. Введение в теорию графов. – М.: Мир, 1977.

2 Белов В.В., Воробьев Е.М., Шаталов В.Е. Теория графов. – М.: ВШ, 1976.

3 Березина Л.Ю. Графы и их применения: Пособие для учителей. – М., 1979.

Свойства эйлеровых графов


Одной из первых задач, приведших к возникновению теории графов, является известная задача Эйлера о кенигсбергских мостах. Решение этой задачи естественно привело к определению важного класса графов, называемых эйлеровыми. Цель курсовой работы - изучить основные свойства эйлеровых графов. Рекомендуется следующий план работы.

1 Изучить такие основополагающие понятия теории графов, как граф, маршрут и цикл (/1/, с. 9-43; /2/, с. 14-18).

2 Рассмотреть задачу Эйлера о кенигсбергских мостах, ввести определение эйлерова графа и доказать критерий эйлеровости графа (/1/, с. 43-45; /2/, с. 5-22).

Литература, рекомендуемая для изучения темы

1 Уилсон Р. Введение в теорию графов. – М.: Мир, 1977.

2 Белов В.В., Воробьев Е.М., Шаталов В.Е. Теория графов. – М.: ВШ, 1976.

3 Березина Л.Ю. Графы и их применения: Пособие для учителей. – М., 1979.

Раскраски графов
Одной из первых задач, приведших к возникновению теории графов, является известная «гипотеза четырех красках». Исследование этой проблемы послужило толчком к многочисленным и чрезвычайно разнообразным исследованиям, в результате которых возник важный раздел теории графов. Цель курсовой работы - изучить основные понятия теории раскрашивания плоских графов и проанализировать известные результаты о гипотезе четырех красок. Рекомендуется следующий план работы.

1 Изучить такие основополагающие понятия теории графов, как граф, маршрут и контур, раскраска и плоский граф (/1/, с. 9-43; /2/, с. 14-18).

3 Проанализировать известные результаты о гипотезе четырех красок (/1/, с. 110-119; /2/, с. 95-99; /3/, с. 32-40).

Решить задачи 17a, 17b, 17d, 21a, 21b, 21c из /1/.

Литература, рекомендуемая для изучения темы

1 Уилсон Р. Введение в теорию графов. – М.: Мир, 1977.

2 Белов В.В., Воробьев Е.М., Шаталов В.Е. Теория графов. – М.: ВШ, 1976.

3 Проблемы современной математики. – М.: Знание, 1975.

4 Березина Л.Ю. Графы и их применения: Пособие для учителей. – М., 1979.

Ориентированные графы


Понятие ориентированного графа (орграфа) играет важную роль в теории графов и ее разнообразных приложениях. В курсовой работе необходимо изучить основные свойства орграфов и проанализировать известную классификацию таких графов. Рекомендуется следующий план работы.

1 Изучить такие основополагающие понятия теории графов, как ориентированный граф, ориентированный маршрут, орцепь, орцикл и сильная связность.

2 Рассмотреть понятие эйлерова орграфа и доказать основную теорему о таких графах (/1/, с. 131-133).


Литература, рекомендуемая для изучения темы

1 Уилсон Р. Введение в теорию графов. – М.: Мир, 1977.

2 Белов В.В., Воробьев Е.М., Шаталов В.Е. Теория графов. – М.: ВШ, 1976.

3 Березина Л.Ю. Графы и их применения: Пособие для учителей. – М., 1979.

  1. Теория вероятностей и математическая статистика

  1. В среднем из 1000 садовых насосов, поступивших в продажу, 5 подтекают. Найдите вероятность того, что один случайно выбранный для контроля насос не подтекает. (2б.)

  1. Готовясь к докладу, студент выписал из книги цитату, но, забыв номер страницы, на которой она находится, написал номер наудачу. Какова вероятность того, что студент записал нужный номер, если он помнит, что номер выражается двузначным числом с различными цифрами? (2 б.)

  1. В урне находится 7 красных и 6 синих шаров. Из урны одновременно вынимают два шара. Какова вероятность того, что оба шара красные? (2 б.)

  1. Разложите на множители по формуле бинома Ньютона (a–2)7(2 б.)

  1. Автоматическая линия изготавливает батарейки. Вероятность того, что готовая батарейка неисправна, равна 0,02. Перед упаковкой каждая батарейка проходит систему контроля. Вероятность того, что система забракует неисправную батарейку, равна 0,99. Вероятность того, что система по ошибке забракует исправную батарейку, равна 0,01. Найдите вероятность того, что случайно выбранная изготовленная батарейка будет забракована системой контроля. (2 б.)

Критерии оценки:          «5»: 9-10 баллов,

«4»: 7-8 баллов,

«3»: 5-6 баллов

  • 2 балла – задание решено правильно, дано пояснение к решению со ссылками на соответствующие определения, теоремы, правила
  • 1 балл –ход решения правильный, пояснение к решению не дано или оно неполное, допущена одна вычислительная ошибка

4.2. Комплект оценочных средств для промежуточной аттестации

Вопросы к экзаменационным билетам

  • Предел функции. Правило Лопиталя. Примеры.
  • Задачи, приводящие к понятию производной. Таблица производных.
  • Правила дифференцирования.
  • Понятие первообразной, неопределенный интеграл и его свойства.
  • Таблица интегралов. Свойства неопределенного  интеграла.
  • Метод логарифмического дифференцирования
  • Нахождение производной неявно заданной функции.
  • Вычисление интегралов от сложной функции, аргументом которой является функция вида y=kx+b.
  • Определенный интеграл и его свойства.
  • Криволинейная трапеция. Понятие определенного интеграла.Вычисление площади плоской фигуры с помощью определенного интеграла.
  • Нахождение пути, пройденного материальной точкой при неравномерном движении. Примеры.
  • Числовые ряды. Основные понятия и определения.
  • Необходимый признак сходимости. Достаточные признаки сходимости рядов с положительными членами.
  • Ряды, используемые для сравнения. Гармонический и геометрический ряд.
  • Знакопеременный и знакочередующийся ряд.  Признак Лейбница для знакочередующихся рядов. Абсолютная и условная сходимость.
  • Степенные ряды. Основные понятия и определения.
  • Применение степенных рядов к вычислению приближенных значений функции.
  • Предмет математической статистики. Основные понятия и определения.
  • Расширение понятия числа. Понятие мнимой единицы. Степени мнимой единицы.
  • Дифференциальные уравнения. Основные понятия.
  • Линейные дифференциальные уравнения. Метод Бернулли.
  • Неполные дифференциальные уравнения второго порядка.
  • Линейные однородные дифференциальные равнения второго порядка с постоянными коэффициентами.
  • Геометрическая интерпретация комплексных чисел. Понятие модуля и аргумента комплексного числа
  • Алгоритм перехода из алгебраической формы комплексного числа  в тригонометрическую форму.
  • Действия с комплексными числами, записанными в тригонометрической форме. Примеры.
  • Действия с комплексными числами, записанными в алгебраической форме. Примеры.
  • Показательная форма комплексных чисел. Действия над комплексными числами, записанными в показательной форме.

Вопросы к  зачету

  • Комбинаторика. Правила суммы и произведения. Перестановки, перестановки с повторением.
  • Размещения, сочетания. Свойства сочетаний. Треугольник Паскаля.
  • Случайные события. Основные определения. Вероятность события.
  • Теорема сложения и умножения вероятностей.
  • Формула полной вероятности. Формула Байеса.
  • Повторение испытаний. Формула Бернулли
  • Ряды с положительными членами, признаки сходимости
  • Ряды, используемые для сравнения
  • Признак Даламбера
  • Ряды со знакопеременными членами. Признак Лейбница. Абсолютная и условная сходимость
  • Степенные ряды, радиус и интервал сходимости
  • Применение рядов к приближенному вычислению значений функции и вычислению интегралов
  • Графы, основные понятия и определения

Типовые задания для оценки освоения   учебной дисциплины

Экзаменационный билет № 1

  1. Предел функции в точке.   (5 баллов)

  1. Найти производную функции:     (5 баллов)

  1. Найти общее решение дифференциального уравнения:  (5 баллов)

  1. Вычислить:     (5 баллов)

Зачетная работа

  1. Два стрелка сделали по одному выстрелу по мишени. Вероятность попадания для первого стрелка 0,7, для другого - 0,6. Какова вероятность того, что а) оба попадут; б) хотя бы один попадет. 
  2. Используя признак Даламбера, исследуйте на сходимость ряд:
  3. В таблице представлены результаты четырех стрелков, показанные ими на тренировке.

Имя стрелка

Число выстрелов

Число попаданий

Вероника

30

24

Евгений

40

34

Олег

50

39

Ирина

30

20

Тренер решил послать на соревнования того стрелка, у которого относительная частота попадания выше. Кого из стрелков выберет тренер?

1) Веронику       2) Евгения       3) Олега       4) Ирину

Критерии оценки:         «5»: 18-20 баллов

«4»: 13-17 баллов

«3»: 9-12 баллов

«2»: меньше 9 баллов

5  баллов, если студент:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые студент легко исправил по замечанию учителя.

3-4 балла , если 

  • он удовлетворяет в основном требованиям    на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

1-2 балла  ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • студент не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при ответах  теоретического материала выявлены пробелы в основных знаниях и слабо сформированы основные умения

0 баллов ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или непонимание студентом большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

5. Направленность и структура контрольно-оценочных средств (КОС) для итоговой аттестации по учебной дисциплине

5.1. Направленность контрольно-оценочных средств (КОС) для промежуточной аттестации по учебной дисциплине «Математика»

5.1.1.  Направленность освоенных умений на формирование ПК и ОК

                                                                                             Таблица 3

Коды  проверяемых умений

Коды компетенций, на формирование которых направлены умения

У1

У2

У3

У4

У5

У6

ОК4 ОК5 ОК2

ОК3 ОК8

ОК2 ОК8

ОК2 ОК5

ОК4 ОК5 ОК8 ОК2

ОК4 ОК6 ОК7 ОК8

5.1.2. Направленность усвоенных знаний на формирование ПК и ОК

                                                                                         Таблица 4

Коды  проверяемых знаний

Коды компетенций, на формирование которых направлены знания

З1

З2

З3

З4

З5

З6

ОК4 ОК5 ОК2

ОК4 ОК5 ОК8

ОК4 ОК5 ОК2

ОК4 ОК5

ОК4 ОК5 ОК6

ОК4 ОК5 ОК7


[1] столбцы 1,2 «Результаты обучения – освоенные умения, усвоенные знания»; «ПК, ОК» заполняется в соответствии с разделом 4 рабочей программы «Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины»

[2] примерный состав КОС для текущего контроля знаний, умений обучающихся по разделам  и (или) темам учебных дисциплин и промежуточной аттестации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа студентов второго курса "Интерактивная игра для закрепления навыков говорения""

Настольная игра для закрепления навыков говорения. Играют либо команды, либо личное первенство. В комплекте - кубик и фишки....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению и оформлению внеаудиторной контрольной работы для студентов 3 курса заочной формы обучения специальности

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению и оформлению внеаудиторной контрольной работы для студентов 3 курса заочной формы обучения специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (желе...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению и оформлению внеаудиторной контрольной работы для студентов 4 курса заочной формы обучения специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте )

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению и оформлению внеаудиторной контрольной работы для студентов 4 курса заочной формы обучения специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (желе...

контрольно оценочные средства по ППР для студентов з курсов отделения "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"

Контрольно оценочные средства по ППР для з курсов отделения "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"...

Контрольная работа для студентов III курса специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Обучение иностранному языку в среднепрофессиональном учебном заведении представляет собой курс, который закрепляет основы владения иностранным языком, заложенные в средней школе, и формирует основы пр...

конспект урока в группе студентов второго курса специальности "Информационные системы и программирование"

Рассматриваемое учебное занятие проходило при изучении раздела «Английскийязык в области программирования и информационных технологий» по теме «Базовые понятия компьютерной грамотнос...