Материалы лекций по Биосфере Земли
материал на тему
Представляю матариалы лекции и задания для студентов- заочников для самостоятельной подготовки. При подготовке материалов использованы материалы интернет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материалы лекции | 1.68 МБ |
Задания | 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Уважаемые студенты
Дисциплина «Экология» идет в течении 1 семестра и заканчивается дифференцированным зачетом.
Для подготовки и сдачи зачета по дисциплине вам предлагается выполнить следующие виды работ:
- Подготовить и сдать реферат на следующие темы по выбору:
Тематика рефератов |
Тема 1 Понятие экологии. Особенности взаимодействия природы и общества. Преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования. Тема 2. Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу. Тема 3. Биосферные заповедники России и мира. Тема 4. Вторая жизнь мусора. Утилизация бытовых и промышленных отходов. Тема 5. Новые источники энергии. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств. Тема 6. Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, “парниковый” эффект и др. Пути их решения. Тема 7 Природные ресурсы и их классификация. Характеристика видов природопользования. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства. Тема 8 Голодные войны и пути их решения. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Проблемы сохранения человеческих ресурсов. Тема 9 Особо охраняемые природные территории Москвы и Московской области. Тема 10 Влияние окружающей среды на демографическую ситуация в стране. Тема 11. Источники и виды загрязнения различных сфер. Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы. Тема 12. Основные загрязнители, их классификация. Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. Пути снижения последствий загрязнения окружающей среды. Тема 13. “Зеленая” революция и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска. Тема 14 Виды мониторинга. Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды. Тема 15. «Этапы формирования российского экологического законодательства». История Российского природоохранного законодательства. Природоохранные постановления 1970-1990 годов, принятые законодательными органами СССР. Закон «Об охране окружающей природной среды» 1991 года. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды. Тема 16 Роль России в Международном экологическом сотрудничестве. Создание в рамках ООН в 1983 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды. Тема 17 Структура и содержание Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01. 2002»г. Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности. Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи. Природоохранное просвещение. Тема 18 Возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде. Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды. Понятие об экологической оценке производств и предприятий. |
Требование для написания рефератов:
Материалы должны быть оформлены в MSWord. Формат страницы – А4, ориентация книдная. Шрифт TimesNewRoman, 14 размер, международный интервал – полуторный, поля по 20 мм со всех сторон, отступы красной строки – 1 см, выравнивание текста по ширине, выравнивание по ширине.
Работа сопровождается оформлением рисунками, таблицами и графиками, либо презентацией (от 4 до 10 слайдов). Объем статьи - 3-5 печатных листов.
Обязательно вписать: Фамилию, имя, отчество (полностью), e-mail.ru.
При работе вы можете воспользоваться следующей литературой:
- Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2008.
- Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. Экологические основы природопользования.- М.: Дашков и К, 2006.
- Андреева А. Е., Тюрюканов А. Н., Гурова Т. Ф. Беседы по экологии. - М.:2007.
- Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Экология России. - М.: АО “МДС”, 2008.
- Поменский Ю. И. Общая биология. - М.: Просвещение, 2007..
- Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. – М.; Академия, 2002
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕСТИРОВАНИЮ
1. Что означает слово «экология»? Кто впервые предложил использовать понятие «экология»?
2. Что составляет предмет изучения биологической, глобальной, социальной
экологии?
3. Почему принято говорить о единстве организма и среды?
4. Укажите формы приспособления растений к условиям освещения.
5. Какую важную роль играет вода в биосфере?
6. Как происходит круговорот воды в природе? Какую роль в круговороте воды в природе играет транспирация?
7. На какие виды хозяйственной деятельности человеку необходимо вода?
8. Каковы основные источники загрязнения воды?
9. Что такое почва?
10. Какие виды загрязнения почв вам известны?
11. Что такое эрозия почвы? Каковы её последствия?
12. Что такое паразитизм? Расскажите о разных формах паразитизма.
13. Какую роль играют домашние животные в распространении паразитов чело-
века? Приведите примеры.
14. В чем сходство и различие паразитизма и хищничества? Приведите примеры.
15. Что такое биогеоценозы, каковы его показатели?
16. Что такое «экологическая сукцессия»?
17. Какие изменения происходят в популяциях разных видов в ответ на увеличение плотности?
18. Стоит ли разрешать охоту на диких животных? Если да, то можно ли сделать так, чтобы охота не наносила урона популяции этих животных?
19. Каковы границы биосферы?
20. Почему биосферу часто называют глобальной экосистемой?
21. Каковы плюсы и минусы промышленной революции?
22. Почему идет процесс урбанизации, несмотря на ухудшение жизни в больших городах?
23. Назовите основные причины ускоренного роста численности населения Земли?
24. Какое влияние на здоровье человека может оказать повышенный уровень
шума?
25. Каковы основные источники радиационного загрязнения?
26. Каковы меры личной профилактики для предотвращения тяжких заболеваний и преждевременной смерти?
27. Почему большинство биологических процессов имеет циклический харак-
тер, то есть чередование периодов покоя и активности?
28. Поясните, какой смысл вкладывается в понятие природопользование.
29. Проанализируйте, почему природопользование должно быть рациональным.
30. Приведите примеры антропогенных воздействий на ресурсы атмосферы,
водную среду, земельные ресурсы.
31. Поясните, каким образом можно использовать энергию волн, ветра, солнца;
приведите примеры.
32. Обоснуйте необходимость создания Красной книги, приведите примеры.
33. Дайте определение основных видов охраняемых территорий.
34. Охарактеризуйте причины исчезновения отдельных видов растений и животных
35. Сформулируйте понятие Мировой океан, предложенное Ю.М. Шокальским.
36. Проанализируйте роль Мирового океана в мировом хозяйстве
37. Охарактеризуйте значение лесов в природе и в жизни людей.
38. Объясните, что включает в себя понятие экологический мониторинг.
39. Назовите виды мониторинга.
40. Охарактеризуйте методы мониторинга.
41. Поясните, что такое биоиндикация.
42. Дайте определение экологического права.
43. Какой основной документ регулирует правоотношения в экологической
сфере в настоящее время в РФ?
44. Назовите федеральные целевые программы по охране окружающей среды,
которые вам известны.
45. Какие организации осуществляют международное сотрудничество в области охраны окружающей среды?
Сроки сдачи работ:
- Рефераты Вы можете сдавать на протяжении ноября-декабря месяца в любое время на заочное отделение, преподавателю Ковалевой С.В.
Для допуска к зачету вы должны сдать 1реферат
- Во время зачетной недели, в соответствии с графиком зачетов вы должны явиться на занятие и ответить на вопросы теста по выше перечисленным темам.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ
Оценка 5 «отлично» ставится в случае если студент:
-верно ответил на вопросы;
-верно ответил на 90% вопросов тестового задания;
- использует знания из смежных учебных дисциплин; демонстрирует умение мыслить аналитически.
Оценка 4 «хорошо» ставится в случае если студент:
-верно ответил на вопросы;
-верно ответил на 76-90% вопросов тестового задания;
- использует знания из смежных учебных дисциплин.
Оценка 3 «удовлетворительно» ставится в случае если студент:
- допустил ошибки в ответах на вопросы.
-верно ответил на 55-75% вопросов тестового задания;
- студент усвоил материал, предусмотренный учебной программой дисциплины не полностью.
Оценка 2 «неудовлетворительно» ставится в случае если студент:
- не ответил на вопросы.
- материал, предусмотренный учебной программой дисциплины, усвоил поверхностно не ответил на 50 и более % теста.
Совокупная оценка за рефераты и тестовое задание и будет являться итоговой и выставляться в зачетную книжку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биосфера и свойства биомассы планеты Земли
В век научно-технического прогресса особое значение приобретают знания о жизненных процессах в целом, происходящих на всей планете. Исследования космоса позволили рассматривать Землю извне и изучать о...
Презентация лекций: «Геодезия как наука», «Форма и размеры земли», «Системы координат, применяемые в геодезии», «Ориентирование линий. Прямая и обратная геодезические задачи»
Представлен демонстрационный материал по темам лекций: Предмет инженерной геодезии. Форма и размеры Земли. Системы координат, применяемые в геодезии. Системы высот. Углы орие...
Материалы лекций по литературе
Учебный материал, позволяющий ребятам самостоятельно освоить тему по литературе....
Лекция Биосфера
В лекции рассматриваются взгляды на понятие биосферы, указываются её компоненты и виды круговорота веществ....
Тема 6.9. Раздел 7 "Биосфера и человек". Тема урока "Биосфера. Учение В.И. Вернадского".
Биосфера – (от др.-греч. βιος — жизнь и σφαῖρα — сфера, шар) — оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизне...
Материалы дистанционного урока «Биосфера – глобальная экосистема». Общая биология
Материалы дистанционного урока «Биосфера – глобальная экосистема». Общая биология...
Презентации лекций. Геодезия как наука. Форма и размеры земли. Системы координат, применяемые в геодезии. Ориентирование линий. Прямая и обратная геодезические задачи
Представлен демонстрационный материал по темам лекций: Предмет инженерной геодезии. Форма и размеры Земли. Системы координат, применяемые в геодезии. Системы высот. Углы орие...