Разработка урока "Пластический обмен" в 9 и 10 классах.
презентация к уроку по теме
Разработка урока по теме "Пластический обмен". Можно использовать в 9 и 10 классах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Планируемый результат: учащиеся дают определения терминам (ассимиляция, ген). Анализируют содержание определений: комплементарность, триплет, кодон, генетический код, транскрипция, трансляция. описывают два этапа биосинтеза белка в клетке по схеме. называют основные свойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка.
Взаимосвязь ДНК и особенностей каждого организма
ДНК РНК БЕЛОК ХРАНИТ И ПЕРЕДАЕТ НАСЛЕДСТВЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ ОПРЕДЕЛЯЕТ ОСОБЕННОСТИ И СВОЙСТВА ОРГАНИЗМА КОПИРУЕТ ИНФРМАЦИЮ
ГЕН УЧАСТОК МОЛЕКУЛЫ ДНК, СОДЕРЖАЩИЙ ИНФОРМАЦИЮ О СТРУКТУРЕ ОДНОГО БЕЛКА
Генетический код ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ НУКЛЕОТИДОВ В ДНК ИЛИ РНК, КОДИРУЮЩИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ АМИНОКИСЛОТ В БЕЛКЕ
Свойства генетического кода Триплетность: каждая аминокислота кодируется триплетом нуклеотидов. Однозначность: кодовый триплет (кодон) соответствует только одной аминокислоте. Избыточность: одну аминокислоту могут кодировать несколько кодонов
Свойства генетического кода Универсальность: генетический код одинаков у всех организмов на Земле. Неперекрываемость: (рамка считывания по 3 нуклеотида): жил был кот тих был сер мил мне тот кот
Принцип комплементарности Принцип соответствия: А – Т (У) В РНК вместо азотистого основания тимина стоит урацил
Транскрипция ПРОЦЕСС ПЕРЕПИСЫВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ С ДНК НА РНК
Трансляция ПРОЦЕСС ПЕРЕНОСА ИНФОРМАЦИИ С и-РНК НА БЕЛОК
Антикодон т-РНК ТРИПЛЕТ, КОМПЛИМЕНТАРНЫЙ КОДОВОМУ ТРИПЛЕТУ В и-РНК
полисома Это комплекс одной и-РНК и нескольких рибосом
Упражнение ДНК Г Т Г - Г Г А - Т Т Т - Ц Г Т (фрагмент) и- РНК Ц А Ц - Ц Ц У - А А А - Г Ц А (фрагмент) т- РНК Г У Г Г Г А У У У Ц Г У Полипептид Валин - Глицин - Фенилаланин - Аргинин (фрагмент)
Тест Синтез белков в клетке осуществляют: А – лизосомы Б - хлоропласты В – митохондрии Г – рибосомы Каждая аминокислота кодируется: А – 4 нуклеотидами Б - 1 нуклеотидом В – 3 нуклеотидами Г – 2 нуклеотидами
Тест Последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК, определяющих последовательность аминокислот в молекуле белка, называется: А – генетическим кодом Б – геном В – триплетом Г – транскрипцией. Участок ДНК, содержащий информацию об одном белке, называется: А – триплетом Б – хромосомой В – геном Г – генетическим кодом
Тест Информация из ядра к рибосомам доставляется молекулами: А – ДНК Б – и-РНК В – т-РНК Г – углеводов Аминокислоты к месту сборки белка доставляются молекулами: А –ДНК Б – углеводов В – т-РНК Г – и-РНК
Тест Процесс переписывания информации с молекулы ДНК на молекулу и-РНК называется: А – биосинтезом Б – редупликацией В – трансляцией Г – транскрипцией Процесс переноса информации с последовательности нуклеотидов на молекулу белка называется: А – трансляция Б – транскрипция В – биосинтез Г - редупликация
Тест Определите правильный участок молекулы ДНК в соответствии с принципом комплементарности: А – А Т Ц Г Б – А Т Г Ц Т А Г Ц А Т Ц Г В – Г Ц Ц А Г – Г Ц А Г Ц Г Г Г Ц А Г Г В состав молекулы РНК в отличие от молекулы ДНК входит азотистое основание: А – аденин Б – тимин В – гуанин Г - урацил
Домашнее задание: Стр.113, § 23 Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Данная разработка может быть использована на уроках общей биологии в 9-х и 10-х классах базового уровня при объяснении темы « Пластический обмен», презентация может быть использована при подготовке к ЕГЭ при повторении терминологии для решения вопросов блока А.
Пояснительная записка
Курс общей биологии в 9 классе дает знание основных законов жизни на всех уровнях её организации, в том числе на молекулярном и клеточном уровнях. Одним из самых сложных разделов является «Обмен веществ и преобразование энергии», тема « Пластический обмен. Биосинтез белков».
Актуальность предлагаемой работы: изучение процесса пластического обмена на примере биосинтеза белков позволяет объяснить индивидуальные особенности каждого организма и раскрыть единство протекания процесса у всех организмов.
Цели урока:
Образовательные: способствовать формированию понятий – ассимиляция, ген, триплет, комплементарность, кодон, генетический код, антикодон, транскрипция, трансляция;
- способствовать восприятию, осмыслению и первичному закреплению знаний о механизмах транскрипции и трансляции, закономерностях – принципе комплементарности и реализации наследственной информации в клетке.
Развивающие: содействовать развитию у школьников таких мыслительных операций как анализ, сопоставление, сравнение, обобщение; умение работать с терминами, совершенствовать коммуникативные способности.
Воспитывающие: формировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем, связанных с законами реализации наследственной информации, понимания уникальности каждого организма.
Тип урока: изучения и первичного закрепления знаний (1 час).
Оборудование: моноблок или мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран, презентация к уроку, выполненная в программе Microsoft Power Point (Приложение 1).
Методы обучения: по характеру познавательной деятельности школьников – объяснительно – иллюстративный, проблемное изложение, по источникам знаний – словесный, наглядный, практический.
Форма организации учебной деятельности: – индивидуальная, фронтальная.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка знаний: виды нуклеиновых кислот и их значение, метаболизм,
общая характеристика процессов ассимиляции и диссимиляции.
Актуализация знаний: как связаны молекулы ДНК и особенности каждого организма?(3-й слайд). Каждый организм является уникальным по своему набору признаков. Каждый из вас индивидуален и неповторим.
- Новый материал. Есть общая догма в общей (молекулярной) биологии
(4-й слайд). Молекула РНК копирует часть информации с гигантской молекулы ДНК. Информация переносится на молекулу белка. Таким образом, происходит реализация наследственной информации. Как называется участок ДНК, с которого копируется РНК? (5-й слайд). Ген может содержать информацию об одном белке, о т-РНК, р-РНК. Одна молекула ДНК содержит сотни генов.
Каким образом молекула ДНК кодирует информацию о белках? (6-й слайд). Генетический код – последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК или и-РНК. Генетический код имеет следующие свойства – триплетность, однозначность, избыточность, универсальность, неперекрываемость (7-й и 8-й слайды). Три последовательно расположенных нуклеотида содержат информацию об одной определённой аминокислоте. Это свойство одинаково у всех организмов на Земле от вирусов до человека. При считывании информации рамка считывания берет три последовательных нуклеотида. Если происходит сбой, то меняется информация и белок будет совсем иным.
Как происходит синтез молекулы и-РНК на молекуле ДНК? Существует принцип комплементарности (соответствия) (9-й слайд). В строящейся цепи и-РНК напротив нуклеотида А (адениловый) в ДНК может встать только нуклеотид У(уридиловый). Напротив нуклеотида Ц (цитидилового) может встать только гуаниловый). (Ученики записывают правило комплементарности в тетрадь). Это напоминает сбор картин из пазлов (мозаики) – для каждого пазла есть своё место. Итак, с участка ДНК (гена) копируется молекула и-РНК. Этот процесс называется транскрипция (переписывание) (10 слайд). Идет транскрипция в ядре (учащиеся вспоминают такое свойство ДНК, как не мобильность и свойство РНК мобильность). Синтезированная молекула и-РНК из ядра направляется в цитоплазму к рибосомам. Это органоиды клетки, которые отвечают за синтез белка (11-й слайд). Рибосома садится на и-РНК. На рибосомах идет трансляция, т.е. сборка молекулы белка. К месту сборки необходимо подвозить строительный материал.
Вопросы учащимся:- Что является мономерами белка? (аминокислоты). Какой вид молекул РНК транспортирует аминокислоты? (т-РНК). Каждый вид аминокислоты транспортируется своей т-РНК. Т-РНК находят аминокислоты в цитоплазме и присоединяют их к концевой части молекулы.
Молекулы т-РНК должны распознать определенный триплет на и-РНК. Как это происходит? (12-й слайд). Три нуклеотида на верхней петле молекулы т-РНК называются антикодоном. Механизм узнавания кодона (триплета и-РНК) антикодоном идет по принципу комплементарности. Соответствующая аминокислота отсоединяется от т-РНК и остается в рибосоме. К ней присоединяется следующая аминокислота, информация о которой содержится в следующем триплете. Так постепенно синтезируется вся молекула белка. Вопрос учащимся: -Что произойдет, если на одну молекулу и-РНК сядет несколько рибосом? (будут синтезироваться несколько молекул одного и того же белка)(13-й слайд).
- Закрепление. Итак, вы сегодня познакомились с процессами ассимиляции, протекающими в клетках живых организмов. Выполняем упражнение (14-й слайд). Вам нужно составить цепь и-РНК с предложенной цепи ДНК, используя принцип комплементарности; определить, какие антикодоны будут у т-РНК. (Учащиеся в тетрадях и на доске выполняют данное упражнение). Выполняем тест (слайды 15- 19).
- Домашнее задание. Слайд 20.
Список использованной литературы:
- С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006.
- Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Методическое пособия к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс». –М.: Дрофа, 2006.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2010
- Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 11 классе гуманитарного профиля. Тема: "П.А.Столыпин. 150 лет спустя."
Методическая разработка предназначена для использования учителем истории при подготовке урока на тему "П.А.Столыпин. 150 лет спустя". К методической разработке прилагается презентация, раздаточны...

Разработка урока во 2 классе по теме"Закрепление материала по теми части тела"
Рразработка урока во 2 классе по теме"Закрепление материала по теми части тела" Материал к учебнику Вербицкой. Урок-игра....
Особенности разработки рабочей программы 8 класс по ОБЖ
рабочая программа для 8 класса по ОБЖ...
Методическая разработка урока для 8 класса по теме "Санкт – Петербург – промышленный центр России и Европы". (включает краеведческий компонент)
Методическая разработка урока для 8 класса, включающая краеведческий компонент по по теме "промышленность Выборгского райна"...
Методическая разработка урока для 8 класса по теме "Санкт – Петербург – промышленный центр России и Европы". (включает краеведческий компонент)
Методическая разработка урока для 8 класса, включающая краеведческий компонент по по теме "промышленность Выборгского райна"...

методическая разработка бинарного урока (мастер класс) по дисциплинам обществознание, биология на тему"Происхождение человека"
Данная методическая разработка подготовлена преподавателями ГАПОУ СО "Балашовский техникум механизации сельского хозяйства" С.Н Курсаковой, С.В. Лабодиной в соответствии с новыми требованиями ФГ...

Разработка внеаудиторного мероприятия "Мастер-класс по изготовлению цветов из фоамирана"
В данной разработке представлена структура и ход и этапы мастер-класса по декоративно-прикладному творчеству в рамках профессионального модуля 03.01 Выполнение оформительских работ по специально...