Теория и практика научных исследований. 10, 11 класс.
календарно-тематическое планирование на тему
Программа для дополнительных занятий по физике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_i_praktika_nauchnyh_issledovaniy_10_11_fizika.docx | 88.82 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры
общеобразовательное учреждение «Гимназия «Арт-Этюд»
СОГЛАСОВАНО Методическим объединением учителей естественного цикла Протокол № 1 от 27.08.2014. Зав.МО ____________Е.В.Барышникова | УТВЕРЖДАЮ Директор Гимназии Приказ № 74-уч от 28.08.2014 ____________ А.А. Семенова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по специальному курсу
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Составитель:
Максимова Л.И.,
учитель физики
высшей категории
Екатеринбург
2014
1. Пояснительная записка
Теоретическую основу курса составляют сведения об особенностях теории и практики научных исследований в области физики.
Методы познания предполагается рассматривать на материале научных достижений и конкретных познавательных задач, с которыми встречаются физики в различных областях промышленности и сельского хозяйства.
Методологические основы учебного исследования рассматриваются при написании реферативных и исследовательских работ школьников.
Экскурсия проводится за счет учебного времени и во внеурочное время. Проведение экспериментальной части учебных исследований предусматривает ознакомление учащихся с правилами техники безопасности.
Курс рассчитан на обучащихся 10 и 11 классов общеобразовательных учреждений и предполагает совершенствование знаний по физике не входящих в основной курс физики.
Итогом изучения курса может стать проведение научно-практической конференции с презентацией лучших исследовательских работ гимназистов, а также выпуск в условиях школы тезисов учебных исследований.
1.1. Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- Федеральная целевая программа развития образования
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993)
- Положением о рабочей программе, разработанным гимназией
- Учебным планом МАОУК ОУ Гимназия «Арт-Этюд» на 2014 – 2015 учебный год;
- Образовательная программа «Гимназии «Арт-Этюд» на 2014 – 2015 учебный год
- годовым учебным календарным графиком МАОУК ОУ Гимназия «Арт-Этюд» на 2014 – 2015 учебный год.
1.2. Цели и задачи обучения:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических проблем и самостоятельного приобретения новых знаний;
- создание положительной мотивации обучения на материале физики;
- воспитания духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;
- развитие умений работать с приборами в ходе учебного исследования, соблюдая правила безопасности;
- формирование знаний о методах и технологиях научного познания;
- овладение умениями строить модели, устанавливать границы их применимости;
- развитие гуманистических черт личности;
- формирование представлений о постановке, классификации, приемах и научных методах решения физических задач в теории и практики исследований.
1.3. Основные требования к учебному курсу:
- проблема профессионального выбора ученика может быть решена на основе его деятельностного знакомства со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит соответствующий выбор;
- знание методов познания и технологий их использования дает возможность самореализации в любом виде интеллектуальной деятельности;
- развитие физической науки служит интересам общества и призвано способствовать решению проблем, стоящих перед человечеством;
- современная физика самыми разнообразными путями входит в наше повседневное существование.
1.4. Место дисциплины в учебном плане
Образовательная программа основного (общего) и среднего (полного) образования Гимназии «Арт-Этюд» обеспечивает углубленную подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля. Изучение предложенного курса предполагает создание условий для профориентации обучающихся, успешного обучения их в гимназии и сдачи экзаменов на основе формирования их учебно-исследовательской культуры.
70 часов в год, из расчёта 2 учебных часа в неделю
1.5. Требования к уровню подготовки обучающихся
У обучающихся формируются исследовательские умения: выделение проблемы; постановка целей; планирование; коммуникативные умения; презентационные умения; рефлексивные умения.
Исследовательская деятельность способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
2. Учебно-тематическое планирование курса
№ урока | Название темы | Учебная неделя |
1, 2 | Что такое физическое исследование явления. Состав физического метода исследования. | 1 |
3, 4 | Физическая теория и решение задач. Значение физики в обучении и жизни. | 2 |
5, 6 | Классификация физических методов по требованию, содержанию, способу задания и решения. | 3 |
7, 8 | Основные требования к составлению физических задач. Способы и техника составления. | 4 |
9, 10 | Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. | 5 |
11,12 | Анализ физического явления; формулировка идеи решения. | 6 |
13,14 | Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. | 7 |
15,16 | Анализ решения и его значение. Оформление решения. | 8 |
17,18 | Типичные недостатки при решении и оформлении физической задачи. | 9 |
19,20 | Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии. | 10 |
21,22 | Метод размерностей. | 11 |
23,24 | Графические решения физических задач | 12 |
25,26 | Геометрические приемы решения физических задач | 13 |
27,28 | Метод графов | 14 |
29,30 | Координатный метод решения задач по механике | 15 |
31,32 | Решение задач на основные законы динамики | 16 |
33,34 | Движение материальной точки, системы точек | 17 |
35,36 | Движение твердого тела под действием многих сил | 18 |
37,38 | Определение характеристик равновесия физических систем | 19 |
39,40 | Кинематические величины в разных инерциальных системах отсчета | 20 |
41,42 | Динамические величины в разных инерциальных системах отсчета | 21 |
43,44 | Подбор, составление и решение различных сюжетных задач | 22 |
45,46 | Занимательные задачи | 23 |
47,48 | Экспериментальные задачи с бытовым содержанием | 24 |
49,50 | Экспериментальные задачи с техническим содержанием | 25 |
51,52 | Экспериментальные задачи с краеведческим содержанием | 26 |
53,54 | Экспериментальные задачи с военно-техническим содержанием | 27 |
55,56 | Решение задач средствами кинематики и динамики | 28 |
57,58 | Решение задач с помощью законов сохранения | 29 |
59,60 | Решение задач несколькими способами | 30 |
61,62 | Составление задач на заданные объекты и явления | 31 |
63,64 | Взаимопроверка решаемых задач | 32 |
65,66 | Знакомство с примерами решения задач районных и городских олимпиад | 33 |
67,68 | Знакомство с примерами решения задач республиканских и международных олимпиад | 34 |
69,70 | Экскурсия с целью отбора данных для составления задач | 35 |
Итого | 35 |
Учебно-тематическое планирование составлено на основе программы элективного курса "Методы решения физических задач", авторы: В.А.Орлов, Ю.А.Сауров
Элективный курс рассчитан на учащихся 10,11 классов общеобразовательных учреждений и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.
Основные цели курса:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитания духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;
- овладение умениями строить модели, устанавливать границы их применимости;
- формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теория и практика исследования интеллекта.
аскрываются основные теоретические подходы к исследованию интеллекта. Представлены методы исследования. Предложен алгоритм выполнения практического исследования....
Теория и практика санитарно-гигиенического исследования
Контрольно-измерительные материалы для текущего конроля знаний студентов для теоритических зантий .Специальность 31.02.03 Лабораторная диагностикаРазработчик: Маятникова Н.И...
Методическая разработка практического занятия МДК 01.01. Теория и практика лабораторных общеклинических исследований, специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика
Методическая разработка практического занятия МДК 01.01. Теория и практика лабораторных общеклинических исследований, специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика...
Методическая разработка теоретического занятия МДК 01.01. Теория и практика лабораторных общеклинических исследований, специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика
Методическая разработка теоретического занятия МДК 01.01. Теория и практика лабораторных общеклинических исследований, специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика...
Технологическая карта практического занятия № 4 по МДК 05.01 Теория и практика лабораторных гистологических исследований
Технологическая карта практического занятия № 4 по МДК 05.01 Теория и практика лабораторных гистологических исследований...
Технологическая карта практического занятия № 2 по МДК 05.01 Теория и практика лабораторных гистологических исследований
Технологическая карта практического занятия № 2 по МДК 05.01 Теория и практика лабораторных гистологических исследований...
Актуальные научные исследования: от теории к практике. Материалы Международной научно-практической конференции. 26 ноября 2019 года. г. Кишинев, Молдавия.
Статья. Завьялова С.В., Завьялова А.А. Урок по теме: "Территориально-административное устройство и население Нижегородской губернии на рубеже XIX - начале XX веков". Материалы Международной ...
Комментарии
Уважаемая Людмила Игоревна,
Уважаемая Людмила Игоревна, меня очень заинтересовала Ваша работа. Я оставила сообщение в Вашей гостевой.