Теория и практика научных исследований. 10, 11 класс.
календарно-тематическое планирование на тему

Максимова Людмила Игоревна

Программа для дополнительных занятий по физике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_i_praktika_nauchnyh_issledovaniy_10_11_fizika.docx88.82 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры

общеобразовательное учреждение «Гимназия «Арт-Этюд»

СОГЛАСОВАНО    

Методическим объединением

учителей естественного цикла

Протокол № 1  от 27.08.2014.

Зав.МО ____________Е.В.Барышникова

                УТВЕРЖДАЮ

                Директор Гимназии

                Приказ №  74-уч от 28.08.2014

                  ____________ А.А. Семенова

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по специальному курсу

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Составитель:

                                                                           Максимова Л.И.,

учитель физики

высшей категории

Екатеринбург

2014

1. Пояснительная записка

             Теоретическую основу  курса составляют сведения об особенностях теории и практики научных исследований в области физики.

          Методы познания предполагается рассматривать на материале научных достижений и конкретных познавательных задач, с которыми встречаются физики в различных областях промышленности и сельского хозяйства.

          Методологические основы учебного исследования рассматриваются при написании реферативных и исследовательских работ школьников.

          Экскурсия проводится за счет учебного времени и во внеурочное время. Проведение экспериментальной части учебных исследований предусматривает ознакомление учащихся с правилами техники безопасности.

         Курс рассчитан на обучащихся 10 и 11 классов общеобразовательных учреждений и предполагает совершенствование знаний по физике не входящих в основной курс  физики.

          Итогом изучения курса может стать проведение научно-практической конференции с презентацией лучших исследовательских работ гимназистов, а также выпуск в условиях школы тезисов учебных исследований.

          1.1.  Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

  • Федеральная целевая программа развития образования
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993)
  • Положением о рабочей программе, разработанным гимназией
  • Учебным планом МАОУК ОУ Гимназия «Арт-Этюд» на 2014 – 2015 учебный год;
  • Образовательная программа «Гимназии «Арт-Этюд» на 2014 – 2015 учебный год
  • годовым учебным календарным графиком МАОУК ОУ Гимназия «Арт-Этюд» на 2014 – 2015 учебный год.

            1.2.  Цели и задачи обучения: 

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических проблем и самостоятельного приобретения новых знаний;
  • создание положительной мотивации обучения на материале физики;
  • воспитания духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;
  • развитие умений работать с приборами в ходе учебного исследования, соблюдая правила безопасности;
  • формирование знаний о методах и технологиях научного познания;
  • овладение умениями строить модели, устанавливать границы их применимости;
  • развитие гуманистических черт личности;
  • формирование представлений о постановке, классификации, приемах и научных методах решения физических задач в теории и практики исследований.

            1.3.  Основные требования  к учебному курсу:

  • проблема профессионального выбора ученика может быть решена на основе его деятельностного знакомства со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит соответствующий выбор;
  • знание методов познания и технологий их использования дает возможность самореализации в любом виде интеллектуальной деятельности;
  • развитие физической науки служит интересам общества и призвано способствовать решению проблем, стоящих перед человечеством;
  • современная физика самыми разнообразными путями входит в наше повседневное существование.

           1.4.  Место дисциплины в учебном плане 

     Образовательная программа основного (общего) и среднего (полного) образования Гимназии «Арт-Этюд» обеспечивает углубленную подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля. Изучение предложенного курса предполагает создание условий для профориентации обучающихся, успешного обучения их в гимназии и сдачи экзаменов на основе формирования их учебно-исследовательской культуры. 

     70 часов в год, из расчёта 2 учебных часа в неделю

           1.5.  Требования к уровню подготовки обучающихся

     У обучающихся формируются исследовательские умения: выделение проблемы; постановка целей; планирование; коммуникативные умения; презентационные умения; рефлексивные умения.

      Исследовательская деятельность способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

2. Учебно-тематическое планирование курса

урока

Название темы

Учебная неделя

1, 2

Что такое физическое исследование явления. Состав физического метода исследования.

1

3, 4

Физическая теория и решение задач. Значение физики в обучении и жизни.

2

5, 6

Классификация физических методов по требованию, содержанию, способу задания и решения.

3

7, 8

Основные требования к составлению физических задач. Способы и техника составления.

4

9, 10

Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи.

5

11,12

Анализ физического явления; формулировка идеи решения.

6

13,14

Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет.

7

15,16

Анализ решения и его значение. Оформление решения.

8

 17,18

Типичные недостатки при решении и оформлении физической задачи.

9

19,20

Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии.

10

21,22

Метод размерностей.

11

23,24

Графические решения физических задач

12

25,26

Геометрические приемы решения физических задач

13

27,28

Метод графов

14

29,30

Координатный метод решения задач по механике

15

31,32

Решение задач на основные законы динамики

16

33,34

Движение материальной точки, системы точек

17

35,36

Движение твердого тела под действием многих сил

18

37,38

Определение характеристик равновесия физических систем

19

39,40

Кинематические величины в разных инерциальных системах отсчета

20

41,42

Динамические величины в разных инерциальных системах отсчета

21

43,44

Подбор, составление и решение различных сюжетных задач

22

45,46

Занимательные задачи

23

47,48

Экспериментальные задачи с бытовым содержанием

24

49,50

Экспериментальные задачи с техническим содержанием

25

51,52

Экспериментальные задачи с краеведческим содержанием

26

53,54

Экспериментальные задачи с военно-техническим содержанием

27

55,56

Решение задач средствами кинематики и динамики

28

57,58

Решение задач с помощью законов сохранения

29

59,60

Решение задач несколькими способами

30

61,62

Составление задач на заданные объекты и явления

31

63,64

Взаимопроверка решаемых задач

32

65,66

Знакомство с примерами решения задач районных и городских олимпиад

33

67,68

Знакомство с примерами решения задач республиканских и международных олимпиад

34

69,70

Экскурсия с целью отбора данных для составления задач

35

Итого

35

     Учебно-тематическое планирование составлено на основе программы элективного курса  "Методы решения физических задач", авторы: В.А.Орлов, Ю.А.Сауров

     Элективный курс рассчитан на учащихся 10,11 классов общеобразовательных учреждений и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.

   Основные цели курса:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитания духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;
  • овладение умениями строить модели, устанавливать границы их применимости;
  • формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и практика исследования интеллекта.

аскрываются основные теоретические подходы к исследованию интеллекта. Представлены методы исследования. Предложен алгоритм выполнения практического исследования....

Теория и практика санитарно-гигиенического исследования

Контрольно-измерительные материалы  для текущего конроля знаний студентов для теоритических зантий .Специальность 31.02.03 Лабораторная диагностикаРазработчик: Маятникова Н.И...

Методическая разработка практического занятия МДК 01.01. Теория и практика лабораторных общеклинических исследований, специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика

Методическая разработка практического занятия МДК 01.01. Теория и практика лабораторных общеклинических исследований, специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика...

Методическая разработка теоретического занятия МДК 01.01. Теория и практика лабораторных общеклинических исследований, специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика

Методическая разработка теоретического занятия МДК 01.01. Теория и практика лабораторных общеклинических исследований, специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика...

Технологическая карта практического занятия № 4 по МДК 05.01 Теория и практика лабораторных гистологических исследований

Технологическая карта практического занятия № 4 по МДК 05.01 Теория и практика лабораторных гистологических исследований...

Технологическая карта практического занятия № 2 по МДК 05.01 Теория и практика лабораторных гистологических исследований

Технологическая карта практического занятия № 2 по МДК 05.01 Теория и практика лабораторных гистологических исследований...

Актуальные научные исследования: от теории к практике. Материалы Международной научно-практической конференции. 26 ноября 2019 года. г. Кишинев, Молдавия.

Статья. Завьялова С.В., Завьялова А.А. Урок по теме: "Территориально-административное устройство и население Нижегородской губернии на рубеже XIX - начале XX веков". Материалы Международной ...


 

Комментарии

Кузнецова Алина Валентиновна

Уважаемая Людмила Игоревна, меня очень заинтересовала Ваша работа. Я оставила сообщение в Вашей гостевой.