Электротехнические основы источников питания
рабочая программа на тему
Рабочая программа для специальности 230111 «Компьютерные сети»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 209.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электротехнические основы источников питания
2014
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 230111 Компьютерные сети
Организация-разработчик: Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Хабаровский машиностроительный техникум»
Разработчики:
Адливанкина А.М. – преподаватель физики, математики, информатики и ИТ первой квалификационной категории КГБОУ СПО « Хабаровский машиностроительный техникум».
«Рассмотрена»
ПЦК «Естественнонаучных дисциплин»
Председатель ПЦК________Т.А. Новикова
Протокол № ____от «______»______2012г.
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №___ от «__»_____20__г.
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электротехнические основы источников питания
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230111 «Компьютерные сети».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО и при повышении квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки по профессиям: 14995 наладчик технологического оборудования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Электротехнические основы источников питания» относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- выбирать блоки питания в зависимости от поставленной задачи и конфигурации компьютерной системы;
- использовать бесперебойные источники питания для обеспечения надежности хранения информации;
- управлять режимами энергопотребления для переносного и мобильного оборудования;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные определения и законы электрических цепей;
- организацию электропитания средств вычислительной техники;
- средства улучшения качества электропитания;
- меры защиты от воздействия возмущения в сети;
- источники бесперебойного питания;
- электромагнитные поля и методы борьбы с ними;
-энергопотребление компьютеров, управление режимами энергопотребления;
- энергосберегающие технологии.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузки обучающихся - 81 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся 54 часа;
самостоятельная работа обучающихся - 27 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 81 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 54 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 38 |
лабораторные работы | 8 |
практические работы | 8 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 27 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Электротехнические основы источников питания»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Основные определения и законы электрических цепей. | 20 | |||||||
Тема 1.1. Основные понятия и термины электротехники. | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |||||
Понятие об электрическом токе и электрическом сопротивлении. Измерительные приборы: амперметры, вольтметры и омметры. Мостовая схема. | ||||||||
Электрическая мощность, источники и приёмники электрической энергии. Ваттметр и счётчик электрической энергии. | ||||||||
Практическая работа 1. Расчет суммарной мощности блока питания | 2 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовить сообщения на темы «электрический ток» и «электрическое сопротивление» | 2 | |||||||
Тема 1.2 Законы Ома и Кирхгофа. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||
1. | Понятие об электрической цепи, закон Ома для участка цепи. | |||||||
2. | 1-й и 2-й законы Кирхгофа. | |||||||
Лабораторная работа № 1 Исследование закона Ома для электрической цепи. | 2 | |||||||
Лабораторная работа № 2 Исследование законов Кирхгофа для электрической цепи. | 2 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя; решение задач по темам: «Закон Ома», «Законы Кирхгофа выполнение электрических расчётов; оформление отчётов по лабораторным работам и подготовка их к защите. | 3 | |||||||
Тема 1.3. Последовательное и параллельное соединение элементов электрической цепи. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||
1. | Последовательное соединение элементов цепи. Расчет токов и напряжений при последовательном соединении элементов. Расчет напряжений при последовательном соединении элементов. | |||||||
2. | Параллельное соединение элементов цепи. Электрические расчеты в цепи. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение электрических расчётов; решение задач по теме: Законы соединения элементов цепи. | 1 | |||||||
Раздел 2. | Источники вторичного электропитания электронных устройств | 2 | ||||||
Тема 2.1. Полупроводниковые приборы. | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |||||
1. | Физические свойства электронно-дырочного перехода. Прямое и обратное включение р - n перехода. Вольтамперная характеристика р -n перехода. | |||||||
2. | Полупроводниковые диоды: выпрямительные, стабилитроны, светодиоды. | |||||||
3. | Биполярные транзисторы: устройство, принцип действия, характеристики, параметры, условные обозначения и схемы включения. Ключевой режим работы. | |||||||
Лабораторная работа № 3 Снятие вольтамперных характеристик полупроводниковых диодов. | 2 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы; оформление отчёта по лабораторной работе и подготовка к защите. | 3 | |||||||
Тема 2.2. Выпрямители источников питания. | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |||||
1. | Принцип действия однофазных выпрямителей, временные диаграммы токов и напряжений. | |||||||
2. | Упрощенные расчёты выпрямителей с различными сопротивлениями нагрузки. | |||||||
3. | Сглаживающие фильтры назначение, классификация, принцип работы. Схемы: Г- образные; П - образные. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Самостоятельное изучение источников питания по справочной литературе и электронным ресурсам, сети Интернет. | 3 | |||||||
Тема 2.3. Стабилизаторы напряжения и тока | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |||||
1. | Принцип работы параметрического и компенсационного стабилизатора напряжения. Основные параметры, схемы, достоинства и недостатки, область применения. | |||||||
2. | Принципиальная схемы релейного импульсного стабилизатора постоянного напряжения. Назначение, принцип действия. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы, справочной литературы, электронных ресурсов, сети Интернет. | 2 | |||||||
Раздел 3. | Организация электропитания средств вычислительной техники: классификация, параметры, принцип действия | 41 | ||||||
Тема 3.1. Блоки питания с понижающим трансформатором. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||
1. | Классические блоки питания с понижающим трансформатором: схема и принцип действия, параметры. | |||||||
2. | Элементная база и параметры блоков питания. | |||||||
Практическая работа 2 Блок питания персонального компьютера | 2 | |||||||
Практическая работа 3. Конструктивное решение блоков питания, подключение и настройка. | 2 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. | 2 | |||||||
Тема3.2. Импульсные блоки питания. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||
1. | Преимущества импульсных источников питания. Электрическая схема, принцип действия, параметры импульсного блока питания. | |||||||
Практическая работа 4. Импульсные источники питания: назначение, принцип действия. Контрольное занятие | 1 | |||||||
Практическая работа 5. Импульсные источники питания сравнительная характеристика с блоками питания непрерывного действия | 1 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы, справочной литературы, электронных ресурсов, сети Интернет. | 1 | |||||||
Тема 3.3. Блоки питания ПК: классификация, назначение, параметры. | Содержание учебного материала. | 6 | 2 | |||||
1. | Блоки питания ATX, NLX, SFX; главные и дополнительные разъемы. | |||||||
2. | Стандартный блок питания ATX12V. | |||||||
3. | Охлаждение блока питания, расчет потребляемой мощности. | |||||||
Лабораторная работа № 4 Исследование электрической схемы, оценка работоспособности и исследование параметров блока питания АТХ. Поиск неисправностей в блоке питания. | 2 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя; оформление отчёта по лабораторной работе и подготовка к защите; работа со справочной литературой, электронными ресурсами, сетью Интернет. | 6 | |||||||
Тема 3.4. Меры зашиты от воздействия возмущений в сети, средства улучшения качества электропитания. | Содержание учебного материала | 8 |
| |||||
1. | Бесперебойные источники питания: назначение, принцип действия, характеристики. | |||||||
2. | Блоки питания переносного и мобильного оборудования. | |||||||
3. | Электропотребление компьютеров, управление режимами энергопотребления, энергосберегающие технологии. | |||||||
4. | Электромагнитные поля и методы борьбы с ними. | |||||||
5. | Практическая работа 6 Источники бесперебойного питания: режимы работы, параметры, блок-схемы. | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы; работа со справочной литературой, электронными ресурсами, сетью Интернет. Подготовка специального проекта; самостоятельное изучение конструктивных особенностей, характеристик и параметров бесперебойных источников питания по справочной литературе и электронным ресурсам, сети Интернет. | 4 | |||||||
Всего: | 81 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИЛНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия лаборатории « Электрических основ источников питания»
Оборудование лаборатории:
- комплект учебного оборудования по электротехнике (производства
National Instruments):
- учебная лабораторная станции NI ELVIS II;
- макетная плата с наборным полем для станции NI ELVIS II;
- набор учебных модулей для установки на учебную плату;
- программное обеспечение с инструкциями для студентов и преподавателей
по выполнению упражнений и подключению оборудования;
- учебно-методические материалы для студентов и преподавателей
- рабочие места с контрольно-измерительной аппаратурой общего
назначения;
- образцы блоков питания;
- автоматизированные рабочие места для обучающихся студентов;
- автоматизированное рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения: мультимедийный компьютер с лицензионным программным обеспечением; видеопропроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники информации:
- Быстров Ю.А. Электронные цепи: Учебник – М. Высшая школа, 2007. – 384 стр.
- Гальперин М.В. Электронная техника: Учебник для студ. образовательных учреждений среднего профессионального образования. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2007. – 304 стр.
- Евдокимов Ф.Е. Теоретические основы электротехники: Учебник для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования. 9 – е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 560 стр.
- Кауфман В.Я., П.Н.Новиков. Задачник по электротехнике и электронике: Учебное пособие для студ. образовательных учреждений сред. Проф. образования – М.: Издательский центр «Академия»,2007.–335 стр.
- Мюллер Скотт Модернизация и ремонт ПК.16-е издание: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. – 1328 стр.
- Немцов М.В. Электротехника и электроника: Учебник для студ. образовательных учреждений сред. профессионального образования. – М: Издательский центр «Академия», 2008г. – 432 стр.
- Панфилов В.А. Электрические измерения: Учебник для студ. образовательных учреждений среднего профессионального образования. – М: Издательский центр «Академия», 2007г. – 287 стр.
- Петленко Б.И. Электротехника и Электроника: Учебник для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования. 2 – е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 320 стр.
- Хрусталева З.А. Источники питания радиоаппаратуры: Учеб. Для студ. образоват. учреждений сред. Проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 240 стр.
- Шишмарёв В.Ю. Измерительная техника: Учебник для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования. 3 – е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2011г. – 288 стр.
Дополнительные источники:
- Гейтенко Е.Н. Источники вторичного электропитания. Схемотехника и расчет. – М.: «СОЛОН-ПРЕСС», 2008. – 448 стр.
- Казначеев В.А. Микросхемы для импульсных источников питания и их применение. 2-е изд., испр. и доп. М.: «Додэка ΧΧΙ», 2007. – 608 стр.
- Степаненко О.С. Сборка компьютера. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2009. – 544 стр.
Интернет – ресурсы:
- http://ru.wikipedia.org/wiki/ Источник_бесперебойного_питания video ttp://.yandex.ru/search.xml?where=all&te технология ремонта блока питания АХТ
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Блок_питания - Компьютерный блок питания.
- http://ydoma.info/computer_repair.html - Ремонт компьютера своими руками
- http://com-p.ru/remont-bloka-pitaniya-kompyutera - Ремонт блока питания компьютера.
- http://www.shemotehnik.ru/ispit/145-remont-kompyuternogo-bloka-pitaniya-atx.html - Ремонт компьютерного блока питания ATX
- http://materinki.narod.ru/bpower.htm Ремонт блока питания компьютера в домашних условиях.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умение
|
|
Знание
|
|
Разработчик:
Адливанкина А.М. – преподаватель физики, математики, информатики и ИТ первой квалификационной категории КГБОУ СПО « Хабаровский машиностроительный техникум».
Эксперты:
________________ ________________ ____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
_________________ _______________ ____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
_________________ _______________ ____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/19/picture-116409-1350639735.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/19/picture-116409-1350639735.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/14/picture-564387-1421239371.jpg)
Самостоятельная расчетная работа. Тема: Источники питания для блоков питания автоматизированных систем. Схемы блоков питания автоматического управления.
Классная самостоятельная работа, выполняется под руководством преподавателя в аудитории. После освоения материала преподаватель проводит контрольный опрос и выставляет оценку за работу студента. В про...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/06/picture-209954-1365234415.jpg)
ТЕСТ «Источники питания сварочной дуги»
ТЕСТ«Источники питания сварочной дуги»МДК 02.01. Оборудование, техника и технология электросварки ПМ.02. Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов ...
Источники питания сварочной дуги
Вводная тема по источникам питания дуги...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/14/picture-725273-1450094948.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению лабораторных и практических работ по теме «Методы настройки и регулировки источников питания»
Методические указания предназначены для студентов 3 курса специальности 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям). Пособие рассчитано на 38 часов лаб...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/20/picture-783968-1461155707.jpg)
Материалы текущего контроля по теме "Источники питания"; "Генераторы синусоидальных колебаний"
Соствлено 8 вариантов заданий для текущего контроля знаний по темам "Выпрямители" и "Сглаживающие фильтры"; "Генераторы синусоидальных колебаний"В каждом задании 8 вопросов.В качестве примера приведен...