План-урока тема:Жиры и смс
план-конспект урока по теме
Урок формирования новых знаний. Методы: обучения – объяснительно – иллюстративный, проблемный; учения – репродуктивный, частично – поисковый.
Домашнее задание к данному уроку: кроме параграфа индивидуальные задания: доклад на тему «Моющее действие мыла», доклад на тему «Биологическая роль жиров».
Домашняя практическая работа: «Определить среду растворов моющих средств применяемых в быту»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по химии (базовый уровень) для ПУ | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ,НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ПЕРВОМАЙСКОЕ МНОГОПРОФИЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ»
Конспект урока по химии
Жиры
преподаватель первой категории
Сидорова Надежда Михайловна
Тема Жиры и смс
Цель урока: ознакомить со строением, свойствами, применением и биологической ролью жиров.
Задачи:
образовательная - закрепить знания о сложных эфирах, сформировать представление о жирах как химических веществах, способах их переработки и применении;
развивающая – формировать умение сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, делать аргументированные выводы, осуществлять перенос знаний в новую ситуацию;
воспитательная – формировать интерес к приобретению теоретических знаний по химии.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Методы: обучения – объяснительно – иллюстративный, проблемный; учения – репродуктивный, частично – поисковый.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация урока на диске;
образцы жидких и твердых жиров, спирт, бензин.
Межпредметные связи: биология – превращения жиров в организме.
Домашнее задание к данному уроку: параграф13, упр.1-3, индивидуальные задания: доклад на тему «Моющее действие мыла», доклад на тему «Биологическая роль жиров».
Домашняя практическая работа: «Определить среду растворов моющих средств применяемых в быту»
Ход урока:
1. Организация начала урока.
2.Актуализация опорных знаний: индивидуальный опрос и фронтальная беседа по теме «Сложные эфиры».
3.Сообщение темы урока, цели, задач и мотивации учебной деятельности учащихся.
4. Формирование новых знаний.
а) жиры в природе, физические свойства, растворимости жиров в воде и органических растворителях,
б) строение и состав жиров,
в) химические свойства(реакция гидролиза),
г)гидролиз жиров в технике,
е) гидрирование жира,
ж) возможность замены жиров в технике непищевым сырьем, преимущества и недостатки СМС, ДО, показывающий свойства мыла и СМС в жесткой воде.
и систематизация знаний.
з) превращение жиров в организме, биологическая роль жиров,
5.Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний.
а) тест по теме «Жиры», взаимоконтроль..
6. Анализ и оценка итогов работы.
7.Определение и разъяснение домашнего задания.
8.Рефлексия
Развернутый план – конспект урока
1.Организация начала урока.
2. Вопросы для обсуждения:
1) Какие вещества называют сложными эфирами?
2) Как называется реакция получения сложных эфиров?
3) Как называется реакция обратная данной?
4) Где применяются сложные эфиры?
3. Сообщение темы урока, цели, задачи и мотивации учебной деятельности учащихся.
П: -Сегодня мы познакомимся с вами с важнейшими представителями сложных эфиров, без которых невозможно существование ни одного живого организма! Речь пойдет о жирах. Тема урока: Жиры (слайд)
Как вы думаете, какова же цель нашего урока? (уч-ся высказывают свои предложения)
Цель урока: познакомить со строением, свойствами, применением и биологической ролью жиров.
Эпиграф урока: «Настоящий ученик учится открывать неизвестное с помощью известного и тем самым приближается к учителю.» Гете. (слайд)
Среди сложных эфиров особое место занимают природные соединения – жиры. (слайд)
4. Формирование новых знаний.
а) в ходе обсуждения выясняем нахождение жиров в природе, классификацию, виды жиров, состав жиров (слайды 4-11), записать в тетради классификацию и состав жиров.
История изучения жиров ( сообщение уч-ся, слайды 12-18)
П: -Строение и состав жиров в 19 в. установили французские ученые Бертло (реакция этерификации) и Шеврель (гидролиз в присутствии щелочи).
У: записывают определение: жиры – это сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот, записывают реакцию образования жира в общем виде: (слайд19)
Физические свойства, растворимости жиров в воде и органических растворителях
Цель работы: Выяснить физические свойства жиров через эксперимент и сделать вывод
Уч-ся делают лабораторную работу по группам. Делают выводы и записи в тетрадях. (слайд 20-21)
б) Химические свойства. (слайд22)
П: -Предлагаю сделать прогноз химических свойств. Как вы думаете, какие химические свойства характерны для жиров? Зная о том, что они относятся к классу сложных эфиров?
У:делают вывод, что для них должна быть характерна реакция гидролиза, т.к. они являются сложными эфирами.
У: записывают реакцию гидролиза, отвечают на вопрос, какие условия будут способствовать данной реакции.
в) Гидролиз жиров в технике.(слайд 23)
П: информирует о практическом значении реакции гидролиза, о солях высших жирных карбоновых кислот – мылах.
У: делают записи в тетради: реакция гидролиза используется в технике для получения из жиров глицерина, карбоновых кислот. мыла. Реакцию гидролиза проводят в щелочной среде ( в присутствии щелочей или карбонатов щелочных металлов), ее называют омылением жира.
2C17H35COOH + Na2CO3 → 2C17H35COONa + H2O + CO2
Мыла - это соли высших жирных карбоновых кислот. Твердые мыла – это натриевые соли, жидкие – калиевые. (видиокадры)
г) Гидрирование жира.(слайд24-25)
В ходе беседы выясняем, какие жиры можно гидрировать? Для чего?
У: делают записи в тетради: гидрирование – это превращение жидких жиров в твердые путем насыщения их водородом.
Гидрированный жир – саломас – полноценный продукт для производства мыла и маргарина.
д) У: отвечают на вопросы: можно ли заменить жиры в производстве мыла непищевым сырьем? Как получить синтетические карбоновые кислоты?
У: записывают вывод в тетради: мыло можно производить из синтетических карбоновых кислот, которые получаются окислением углеводородов парафина.
П: - Такие мыла обладают теми же недостатками, что и обычное мыло (плохо моют в жесткой воде). Современные СМС имеют такой же принцип действия, что и обычное мыло, однако имеют ряд преимуществ: их растворы имеют нейтральную, а не щелочную среду, сохраняют свое действие в жесткой и даже морской воде, поскольку их кальциевые и магниевые соли растворимы. Главный недостаток стиральных порошков в том, что в сточных водах они медленно разлагаются биологическим путем и вызывают загрязнение окружающей среды.
ВИДИО: Отношение мыла и СМС к жесткой воде.
Кальциевые и магниевые соли высших карбоновых кислот нерастворимы в воде:
2С17Н35СОО-+ Са2+ → (С17Н35СОО)2Са
Современные СМС представляют собой соли кислых сложных эфиров высших спиртов и серной кислоты.
Обобщение о свойствах жиров
Жиры - питательные вещества (слайд 25, сообщение уч-ся)
Биологическое значение жиров (слайд 26 сообщение уч-ся)
5.Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний.
а) вопросы:
Какие вещества называются жирами?
Как отличаются по составу твердые и жидкие жиры?
Что такое маргарин? Как его получают?
Что такое мыла? Как их получают?
Что является сырьем для производства СМС? В чем преимущества и недостатки стиральных порошков перед мылами?
б) Тест.
Вариант 1.
1.Общая формула, соответствующая сложным эфирам:
1. R - COH 2.R-O-R1
3. R - OH 4. R – COOR1
2. Название процесса получения сложных эфиров:
1.Гидрогенизация. 2.Гидратация.
3.Ароматизация. 4.Этерификация.
3.Реакция, лежащая в основе переработки растительных масел в маргарин:
1.Гидратация. 2.Полимеризация.
3.Гидрирование. 4.Дегидрирование.
4.Какой из перечисленных ученых синтезировал жиры из глицерина и карбоновых кислот:
1.Бертло. 2.Бутлеров. 3.Шеврель.
Вариант 2.
1.Исходные вещества для получения сложных эфиров:
1.Карбоновые кислоты и основания. 2.Карбоновые кислоты и альдегиды.
3.Карбоновые кислоты и спирты. 4.Карбоновые кислоты и кетоны.
2.Для получения маргарина («мягкого масла») не используют:
1.Подсолнечное масло. 2.Свиной жир.
3.Рапсовое масло. 4.Кукурузное масло.
3.Тип химической реакции, характерной для жиров всех видов:
1.Гидратация. 2.Гидролиз.
3.Гидрирование. 4.Этерификация.
4.Вещество, которое нельзя получить путем переработки жиров:
1.Глицерин. 2.Глюкоза.
3.Стеариновая кислота. 4.Мыло.
Ответы:
Вариант 1. Вариант 2.
1.4 1.3
2.4 2.2
3.3 3.2
4.1 4.2
6.Анализ и оценка итогов работы.
7. Домашнее задание: : параграф 13, упр.1-3, индивидуальные задания: доклад на тему «Моющее действие мыла», доклад на тему «Биологическая роль жиров».
Домашняя практическая работа: «Определить среду растворов моющих средств применяемых в быту»
8. Рефлексия.
Задание для практической работы
(студентам для работы выданы лакмусовые бумажки)
1.При помощи лакмусовой бумажки определите, какую среду раствора имеют все моющие средства, которые имеются в вашем доме.(все виды мыла, шампунь, средства для мытья посуды и т.д.)
2. Определите , какую среду раствора имеет столовый уксус, питьевая сода.
3.Оформить работу в виде таблицы:
Название исследуемого раствора | Окраска лакмуса | Реакция среды |
4. Сделать вывод о проделанной работе (какие моющие средства применяемые вами в быту более высококачественные)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока 1. Вождение трактора - Т-150 К. (Урок 1).
Материал предназначен для подготовки трактористов машинистов широкого профиля. Рекомендую примерный план урока для проведения занятий по вождению трактора Т-150-К. Данный материал полезно для ма...
План урока. Тема урока: "Назначение и устройство токарно-винторезного станка"
Тема урока: Назначение и устройство токарно-винторезного станка....
План урока по дисциплине «Электропривод» Тема урока: Регулирование скорости электропривода с помощью системы УВ-Д «Управляемый выпрямитель-двигатель»
Урок по дисциплине «Электропривод», тема: Регулирование скорости электропривода с помощью системы УВ-Д «Управляемый выпрямитель...
План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1
План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1...
План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2
План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2...
План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3
План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3...
План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 4
План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 4...