ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ВОЙДИ В ЛЕС ДРУГОМ»
методическая разработка по теме

Данное мероприятие раскрывает особенности природы родного края,значение леса в нашей жизни,закладывает основы природоохранного поведения,учит работать в группе,слушать своих товарищей,отстаивать свою точку зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

внеклассное мероприятие по природоведению

в 5 классе на тему

 «Войди в лес другом»

составитель:  учитель природоведения

 МБОУ «Караванненская СОШ» Анцупова Т.В.

Цель: активизировать познавательную деятельность детей, способствовать сплочению классного коллектива, снятию комплекса кожного контакта; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, окружающему миру.

Планируемые результаты: знать особенности природы родного края, значение леса в нашей жизни, заложить  основы природоохранного поведения; уметь работать в группе, слушать своих товарищей, отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: таблицы по природоведению (растительный и животный мир лесов), иллюстрации с изображением лекарственных растений, маски зверей, аудиокассета с записью голосов лесных птиц.

Форма проведения занятия: КВН; объединение класса в команды позволяет почувствовать дух соревнований, способствует сплочению участников команды, их более тесному общению в неформальной обстановке.

Возраст учащихся: 5 класс; в этом возрасте у детей начинает формироваться  познавательный интерес к изучению наук, тяга к познанию окружающего мира, детям дана возможность почувствовать себя малой частью природы (на примере показанной сказки в роли зверей, пропуская через себя проблемы защиты окружающей среды).

Время проведения: 1 час.

Ход проведения:

Звучит кассета с записью голосов лесных птиц. На этом фоне ведущий зачитывает слова Р. Гамзатова (эпиграф на классной доске).

И ещё боготворю деревья,

Их доверьем детским дорожу,

В лес вхожу, как будто к другу в дверь я,

Как по царству, по лесу брожу…

                                                                                                 Р. Гамзатов

 1. Конкурс «Визитка». Каждая команда представляет эмблему, говорит название команды и зачитывает приветствие соперникам (5 баллов).

 2. Конкурс «Разминка».

Вопросы 1 команде:      1) Назовите три съедобных гриба.

                                         2) Назовите перелётных птиц.

                                         3) Что вы знаете о шиповнике?

Вопросы 2 команде:      1) Назовите три ядовитых гриба.

                                         2) Назовите зимующих птиц.

                                         3) Что вы знаете о подорожнике?

Игра с болельщиками.

  1. Какую птицу в народе называют «воровкой» ?
  2. Какая птица зимой высиживает птенцов и почему?
  3. Какую птицу называют лесным доктором?

 3. Конкурс ботаников. Каждой команде показывают по 6 иллюстраций с изображением растений, названия которых закрыты. Каждое правильно названное растение приносит команде 1 балл. Что объединяет все эти растения?

 4. Конкурс «Найди ошибку». Какие правила поведения в лесу были нарушены?

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не затоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И  ожил потухающий костёр…

И сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты  спалил, в зеленый лес вошёл,

Как вспугнутая стая белок рыжих

Он заметался от ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

                                                                                            В. Шефнер.

Сейчас вы услышите разговор двух туристов. Ваша задача – определить, какие правила поведения в лесу были ими нарушены (ребята показывают сценку).

1 турист: «Давай здесь устроим привал. Ты наломай веток для костра, а я вот здесь у старого пня, под елью, разведу костёр».

2 турист: «Там, среди кустов, я обнаружил гнездо птицы, а в нем – крохотных птенцов. Я люблю птиц, возьму их домой и выкормлю».

1 турист: «Предлагаю подкрепиться».

2 турист: «А куда же мы денем весь этот мусор: консервные банки, бутылки, целлофановые пакеты?»

1 турист: «Ну не тащить же всё это с собой домой! Оставим здесь».

2 турист: «Ай, ноги щиплет! Да это же муравьи! А вот и муравейник за деревом. Вот вам! Сейчас я раскидаю их жилище, чтобы в следующий раз не мешали отдыхать».

1 турист: «А я у старого пня нашел несколько съедобных грибов, выдернул их за ножки. А грибы мухоморы сшиб ногой, - они ядовитые».

Каждый правильный ответ – 1 балл.

Игра с болельщиками. Разгадайте загадку.

Кормушки повесили дети для птиц.

Туда прилетели: десять синиц,

Четыре вороны, шесть снегирей,

Сорока-воровка и с ней воробей.

Кто из вас быстрей ответит:

Сколько птиц увидят дети?

 5. Конкурс «Домашнее задание». Расскажите о деревьях и травах, растущих в лесу и приносящих пользу человеку. За каждый полный  ответ – 5 баллов.

 6. Конкурс «Разбор жалоб». Назовите имя жалобщика и ответьте, обоснована его жалоба или нет.

Жалоба 1. «Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, им мой не нравится! И глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы порой некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или уважать меня надо.»

(Это сова, она находится под охраной закона. Одна серая сова убивает за лето тысячи полевых мышей, которые способны уничтожить за лето тонну зерна.)

Жалоба 2. «Мерзкой, ползущей тварью называют меня. А если увидят на дороге, стараются раздавить, убить и не дать уползти. А ведь я приношу пользу: уничтожаю грызунов – вредителей полей и огородов, даю людям лекарства. Подумайте, обижать или уважать меня надо?»

(Это змеи. Они и сами не любят встречаться с людьми, стараются уползти, спрятаться. Питаются змеи мышами, а яд в небольших дозах лечебен и очень полезен для человека.)

Жалоба 3. «Сама знаю, что не красавица. Окажись я рядом, многие отходят в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? А польза от меня большая: одна я могу сохранить от гусениц и слизней целый огород. Подумайте теперь, обижать или уважать меня надо?»

(Это жаба. Она поедает вредителей огородов. Старинные книги также советуют: если дома завелись тараканы, принесите жабу, и тараканы исчезнут.)

Игра с болельщиками. Какие лекарственные растения были перечислены в стихотворении?

ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА

В роще вырос можжевельник, и в тени его ветвей

Поселился муравейник, поселился муравей.

Он из дома спозаранку выбегает с веником,

Подметает он полянку перед муравейником.

Замечает все соринки на спине у ёжика,

Начищает все травинки, листья подорожника,

Каждый куст, каждый пень,

Каждый месяц, каждый день.

А однажды муравьишка подметал дорожку

Вдруг упала с елки шишка, отдавила ножку!

От волнения сова перепутала слова:

«Где же скорощь помая? Спасите насекомое!»

Звери бросились гурьбой  за лекарственной травой.

Рвут АПТЕЧНУЮ РОМАШКУ, собирают ЗВЕРОБОЙ…

Вот из чащи на опушку пробирается медведь -

Он решил МЕДВЕЖЬЕ УШКО на опушке посмотреть.

Он больному обещает: «От компресса полегчает!»

И другое средство тоже предлагают муравью:

«Вдруг укол тебе поможет? Я иголку дам свою!»

Все больного навещают все  больного угощают:

Кто МОРОШКОЙ, кто ЧЕРНИКОЙ.

Кто сушеной ЗЕМЛЯНИКОЙ.

Даже волк помочь не прочь, думал-думал, как помочь,

К муравейнику подвез ВОЛЧЬИХ ЯГОД целый воз.

Но заметила сорока, что от волка мало прока

И спешит по просеке с новостью на хвостике:

«Я, друзья, не ябеда, только  волчья ягода…»

Муравья приводят в чувство зайцы ЗАЯЧЬЕЙ КАПУСТОЙ.

Если б жил в той чаще лев, предложил бы ЛЬВИНЫЙ ЗЕВ.

Пока жюри подводит итоги, болельщики показывают сказку.

ГДЕ ЛУЧШЕ ЖИТЬ?

Ведущий: 

Не верю, что звери не говорят,

Что думать не могут певчие птицы,

Что только инстинкты у хитрой лисицы

И пчелы не знают, чего говорят.

Встретились в лесу звери.

Олень: 

Начинаем наш совет. Все довольны или нет?

По порядку расскажите, как живете, что едите.

Никуда спешить не будем и подробно всё обсудим.

Рысь:

         Всем зверям большой привет! Что шумите, не секрет?

         Что у вас здесь за собрание? Сессия иль совещание?

Олень:     

Не секрет – звериный сбор, приглашается весь бор.

Рассказать, кто как живет, как он спит и ест, и пьет.

Не обидел кто кого ли, может, кто-то недоволен.

Медведь: 

Все мы сыты и довольны.

Бобр:       

Дружно мы живем и вольно.

Лиса:     

                  Все у нас в лесу чудесно, жить нам вместе интересно.

                  Все мы веселы и сыты, нет ни грубых, ни сердитых.

Белка:   

                   Мы наделали запасы, и грибы, и ананасы.

                   Собирали апе5льсины, груши, сливы, мандарины.

Мышка:   

Зернышки и семена.

Все звери:         

Золотые времена!

Ведущий: Недалеко от леса, где живут звери, находится, с одной стороны, деревня, а с другой стороны наступает город. А всем хорошо известно, что города загрязняются вредными веществами. Повышенная экологическая опасность загрязнения атмосферного воздуха городов обусловлена поступлением вместе с выбросами предприятий множества специфических веществ, которые вызывают различные болезни, в том числе и рак.

Встревожились звери. Почувствовали нарастающий экологический кризис. И решили отправить хитрую лису в город, разузнать о жизни городской, а зайца – в деревню.

Прошло время. Возвратилась лица из города.

Лиса:   

                  У людей жила я с лета и узнала все секреты.

                  Люди очень много знают, книжки пишут и читают.

                  Все леса они спилили, землю взрыли, горы срыли,

                  Осушили все болота – очень трудная работа.

                  Вспять текут ручьи и воды. Человек наш – царь природы!

Мышка: 

                  Что за глупые мыслишки! Даже я с моим умишком

                   Научилась понимать, что природа – царь и мать!

Лиса:    

        Закусить пора мне мышкой!

Белка: 

Как не стыдно!

Все звери: 

Это слишком!!!

Олень:     

                   Звери, хватит вам ругаться, будем дальше разбираться.

                   Нужно нам теперь решить: в городе или в деревне жить?

Ведущий: Услышали деревья, что в лесу совет «Где лучше жить?» и прислали телеграмму.

Деревья: 

                     На чуткой их листве мутнеют росы,

                   Деревья о себе расскажут быль.

                     Всю жизнь они – живые пылесосы,

 На воздухе отсасывают пыль.

                     А в детстве их не баловали лаской.

 Теперь деревьям выпала судьба

 Дежурить в зной над детскою коляской.

 Их доля – молчаливая  борьба.

                     Они давно оставили бы город,

 Да только понимают не шутя –

                     Лишь отойди, и кислородный голод

 Возьмёт за горло спящее дитя.

Ведущий: 

                    Испугались звери жизни городской,

                     Решили послушать, что скажет косой.

Заяц:          Алкоголь стал могучим негативным экологическим фактором для населения многих деревень. Алкоголь лишает человека самого главного достоинства – разума. Такой человек совершает различные преступления. Потребление алкоголя становится причиной преждевременной смерти. Алкоголь, кроме того, как ведет за собой наркоманию и токсикоманию. А это очень страшно.

Ведущий: 

Насторожились звери, призадумались…

Все звери: 

Где лучше жить зверям? Плохо здесь и плохо там.

                    А ведь люди же живут? Создают себе уют.

                    Строят школы и дворцы. В общем, люди молодцы!

Бобр:         

Нужно всем беречь природу – и животным, и народу!

Ведущий:  Посоветовались звери. И решили, что людям нужно жить в городах и деревнях, а животным – там, где они будут приносить пользу людям. И составили звери призыв  - обращение к современникам.

Олень:      Дорогие современники! Не загрязняйте окружающую среду, потому что вы губите себя. Помните, что один гектар леса поглощает в час около 8 литров СО  . столько его выделяется при дыхании 200 человек. Подумайте о своей жизни. Будьте экологически культурными людьми!

Все звери:    Давайте вместе сохраним мир для того, чтобы нам было лучше жить!

После просмотра сказки жюри объявляют итоги игры, называют команду победителей.

Литература:

  1. Журнал «География в школе», 1999, № 8.
  2. Мясникова С.Л., Юстус Н.О. Внеклассные мероприятия по биологии (Серия «Внимание: опыт»). – Чебоксары: «Клио», 1998.
  3. Шмаков С.А. Каникулы: Прикладная энциклопедия: Учителю, Воспитателю, вожатому. – М: Новая школа, 1997.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия литературно-музыкальной композиции по теме «Английская поэзия в русских переводах.»

Методическая разработка внеклассного мероприятия литературно-музыкальной композиции по теме «Английская поэзия в русских переводах.» В соавторстве с Рубцовой Т.А. Основные цели данного вечера:1. Актив...

Внеклассное мероприятие по английскому языку по теме "Хэллоуин"

Документ включает в себя конспект внеклассного мероприятия. Аудитория - 5-6 классы...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого внеклассного мероприятия комплексного применения знаний по теме: «Полноценное питание в условиях крайнего севера»

Данный материал предполагается для использования во внеклассной работе или  для кружковой работы по экологии. Материал содержит данные пропагандирующие здоровый образжизни....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "АВТОВАЗ - это класс!"

Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия на тему «АвтоВАЗ – это класс!» среди студентов I курса специальности 23.02.03 Техническое обслужи...

Разработка внеклассного мероприятия для 11 класса с филологическим уклоном по роману Ф. М. Достоевского «Бесы»

Разработка внеклассного мероприятия для 11 класса с филологическим уклоном по роману Ф. М. Достоевского «Бесы»...

Сценарий внеклассного мероприятия для 1 класса "Математический КВН"

Состязаются 2 команды из разных первых классов в весёлых конкурсах: частушки, ребусы, скороговорки, конкурс капитанов,геометрический друг и другие....