ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА)
статья по теме

Яценко Татьяна Сергеевна

 

информационные технологии в образовательном процессе (на примере краснодарского гуманитарно-технологического колледжа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestacionnaya_rabota_t.s._yacenko_.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Аттестационная работа

информационные технологии в образовательном процессе (на примере краснодарского гуманитарно-технологического колледжа)

дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации  «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности преподавателя учреждений СПО, НПО.»

(Приказ № 1760 от 14.12.2010 г.)

Автор работы:

Яценко Татьяна Сергеевна

ФГОУ СПО

«Краснодарский гуманитарно-технологический колледж»

___________________________

Краснодар 2011

СОДЕРЖАНИЕ                                                  

 Введение………………………………………………………………………….3                                                                                                  

1. Дидактическая концепция обучения на основе компьютерных технологий и принципы создания электронных учебных средств…………………………….6

   1.1. Классификация электронных средств учебного назначения        7

1.2. Структура мультмимедиа курса        10

2. Технология создания мультимедиа        13

2.1. Проектирование мультимедиа        13

2.2. Подготовка материалов для мультимедиа        14

2.2.1.Подготовка текстов        14

2.2.2.Подготовка статических иллюстраций        15

2.2.3. Создание мультимедиа        16

2.3. Компоновка материалов в единый программный комплекс        17

2.3.1.Пользовательский интерфейс электронного учебника        18

2.3.2. Создание локальных компонентов мультимедиа курса        18

2.3.3. Создание сетевых компонентов        18

2.3.4. Реализация технологии клиент-сервер        19

3. Использование мультимедиа курсов в учебном процессе        20

3.1. Особенности мультимедиа курсов по видам учебной деятельности        22

3.2. Перечень информационных объектов ЭУСН        25

4. Анализ эффективности использования мультимедиа в учебном процессе.        27

4.1. Контроль знаний и мониторинг        28

Заключение        29

Список литературы.........................................................................................31

Введение

        Внедрение электронных средств учебного назначения (ЭСУН) в учебный процесс не только освобождает преподавателя от рутинной работы, но и дает возможность создать справочный и иллюстративный материал, представленный в разнообразном виде: текст, графика, анимация, звуковые и видеоэлементы.         Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, перцептивную. Компьютерные тренажеры способствуют приобретению практических навыков. Интерактивные тестирующие системы анализируют качество знаний. Следовательно, применение мультимедиа средств и технологий позволяет построить такую схему обучения, в которой разумное сочетание обычных и компьютерных форм организации учебного процесса дает новое качество в усвоении системы знаний.

        Однако создание эффективных компьютерных средств обучения - достаточно сложная и трудоемкая работа.

        В основе формы обучения с применением компьютерных средств обучения лежит определенная концепция, основные предметы которой следующие.

1. Процесс обучения строится в основном на самостоятельной познавательной деятельности студента.

И здесь, прежде всего, необходимо обеспечить максимальный доступ студента к учебной информации. Современные средства и технологии позволяют это сделать. При этом роль преподавателя сводится к руководству учебным процессом (консультирование на всех этапах учебной программы и контроль качества знаний студентов). Для организации их общения возможно применение сетевых технологий (электронная почта, видео и звуковая конференция и др.).

2. Познавательная деятельность студента должна  носить активный характер.

Инициативный характер обучения, основанного на компьютерных технологиях, тесно связан с принципом самообразования. Самообразование невозможно без активного участия студента в учебном процессе, которое определяется его внутренней мотивацией, выраженной как желание учиться. Активные методы обучения между преподавателем и студентом подразделяется на ролевые игры, дискуссионные группы, форум, проектные группы и т.п.

3. Обучение должно быть личностно-ориентированным.

Это понятие предполагает дифференциацию и индивидуализацию обучения в зависимости от психолого-педагогических свойств обучаемого. Такое персонифицированное обучение в условиях массового спроса возможно только на основе высоких технологий обучения, построенных на компьютерных средствах и технологиях. В этом отношении понятие расстояния и времени теряет первичный смысл: становится не важным, где находится источник информации - в соседней комнате или за океаном.

        Возможны различные применения мультимедиа технологий в учебном процессе.

Во-первых, для поддержки первого этапа образовательного процесса - передачи, трансляции знаний преподавателем  - имеется возможность демонстрации содержания экрана монитора с помощью медиапроектора на большой экран (или на рабочие места учащихся, объединенных в сеть).

Во-вторых, режим тренинга группы учащихся с помощью интерактивных моделей или выполнение компьютерного тестирования возможен лишь при обеспечении каждого участника компьютером.

В-третьих, возможно использование локальной сети. В этом случае преподаватель может сочетать групповой и индивидуальный кадры рассылки. Возможно предоставление доступа ученикам к файлам презентации, объектам по изучаемой теме, для работы их  в проекте преподавателя по собственным сценариям.  

В-четвертых, ЭСУН могут быть использованы при индивидуальной работе учащихся на персональном компьютере дома, в учебном заведении или компьютерном зале.

Учитывая актуальность вопроса и недостаточный уровень его изученности, целью работы является исследование технологий мультимедиа в процессе обучения.

Отталкиваясь от поставленной цели, можно определить задачи нашей работы:

1) изучение дидактической концепции обучения на основе компьютерных технологий и принципов создания электронных учебных средств.

2) описание технологий мультимедиа в образовательном процессе

3) анализ эффективности использования технологии мультимедиа в преподавании дисциплин гуманитарного цикла КГТК.

 

Актуальность темы исследования объясняется в первую очередь тем, что пришло время учить по-новому, учитывая требования жизни, а сделать переход от уже сложившейся системы, отточенной десятилетиями - сложно.

1. Дидактическая концепция обучения на основе компьютерных технологий и принципы создания электронных учебных средств.

В профессиональной подготовке студентов и повышения квалификации в средних специальных учебных заведениях в области новейших педагогических технологий, совершенствования педагогического мастерства, обновления и углубления научно-профессиональных и психологических знаний (абзац в ред. Приказа Минобразования РФ от 23.08.2000 N 2483) осуществляется применение современных технологий обучения и развивающих методов в образовательном процессе.

        Важной является дидактическая концепция обучения на основе компьютерных технологий и принципы создания электронных учебных средств.

Основными принципами данной технологии являются:

1. Принцип распределенности учебного материала. Информационные ресурсы могут быть разделены на две группы: находящиеся непосредственно у обучаемого (локальные компоненты) и размещаемые на компьютерах учебного центра (сетевые компоненты). Локальные компоненты включают в себя печатную продукцию, аудио- и видеозаписи на магнитной ленте и информацию на цифровых носителях (дискетах, жестких и компакт-дисках).

2. Принцип интерактивности учебного материала. Это другой важный принцип, который следует учитывать при разработке учебно-методического обеспечения дистанционного образования.

3. Принцип мультимедийного представления учебной информации. Интерактивный мультимедиа курс дает возможность интегрировать различные среды представления информации (текст, графика, видео и аудио записи) в единый комплекс. Большой объем информации требует использования соответствующего носителя. Отработанная и широко распространенная технология CD-ROM вполне подходит для мультимедиа курсов.

4. Принцип адаптивности к личностным особенностям обучаемого. Этот принцип связан с основной проблемой оценки и коррекции состояния человека в процессе получения новых знаний.

Дидактика как наука имеет одной из своих функций познание процесса обучения. Результатом этого познания является выявление объективно существующих законов и закономерностей процесса обучения. Это положение наглядно подтверждается тем, что в дидактических работах последних лет сформулировано значительное количество педагогических законов и закономерностей.

Какие же законы и закономерности педагогической науки служат основанием тому, чтобы отнести то или иное положение дидактики к принципам обучения? Мы ограничимся тем, что обратимся к содержанию лишь тех законов, которые выделяют многие исследователи (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов М.Н. Скаткин и др.).

1.1. Классификация электронных средств учебного назначения

Учебный материал должен быть структурирован таким образом, чтобы сформировать у обучаемого личный тезаурус научно-предметных знаний, развить навыки владения профессиональными приемами, методами и способами их применения.

Электронные средства учебного назначения имеют многослойный характер. С одной стороны, по выполняемым функциям, их можно отнести к учебным публикациям. С другой стороны, они принадлежат к категории электронных изданий. С третьей стороны, по технологии создания, они являются программным продуктом. Поэтому ЭСУН можно различать, в частности, по следующим основаниям:

1. По функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе:

а) программно-методические (учебные планы и учебные программы);

б) учебно-методические (методические указания, руководства, материалы по методике преподавания дисциплины, выполнению курсовых и дипломных работ);

в) обучающие (учебники, учебные пособия, конспекты лекций);

г) вспомогательные (практикумы, сборники задач и упражнений, книги для чтения). Информационные технологии позволяют выделить по этому критерию пятую группу: контролирующие (тестирующие программы, базы данных)

2. По структуре различают однотомное (выпущенное на одном машиночитаемом носителе)  или многотомное электронное издание.

3. По организации текста ЭСУН подразделяются на моноиздания и сборники. Моноиздание включает одно произведение, а сборник - несколько произведений учебной литературы.

4. По характеру представляемой информации можно выделить: учебный план, учебная программа, методические указания, методические руководства, программы практик, задания для практических занятий, учебник, учебное пособие, конспект лекций, курс лекций, практикум, книга для чтения и др.

5. По форме изложения материала возможны:  конвекционные учебные издания, которые реализует информационную функцию обучения; программированные учебные издания, которые, по существу, и представляют собой в этой классификации электронные издания и др.

6. По целевому назначению ЭСУН могут быть выделены группы: для школьников, для бакалавров, для специалистов; для магистров. Различия по данному основанию вызваны различными дидактическими задачами, которые решаются при подготовке специалистов различного уровня.

7. По наличию печатного эквивалента различают: электронный аналог печатного учебного издания; самостоятельное ЭСУН, не имеющее печатных аналогов.

8. По природе основной информации выделяют такие виды электронных изданий, как:

а) текстовое;

б) графическое;

в) звуковое;

 г) программный продукт;

д) мультимедийное;

В мультимедийном издании информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных разработчиком задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами.

9. По технологии распространения можно выделить: локальное ЭСУН, выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях; сетевое издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети; электронное издание комбинированного распространения.

Можно использовать и другие критерии классификации, однако, вне зависимости от назначения, методики использования или технологии реализации, основой любого дидактического средства является учебный материал изучаемой предметной области. Отбор этого материала никто, кроме преподавателя, провести не может. По этой причине компьютерный курс должен быть не конгломератом разнородных модулей, а цельной многокомпонентной системой, отражающей научные и методические взгляды автора.

1.2. Структура мультимедийного курса

В ряду электронных средств учебного назначения особое значение имеют учебно-методические комплекты (УМК). Каждый УМК содержит не только теоретический материал, но и практические задания, дающие возможность осуществления самоконтроля, и т.п. Создание УМК позволяет комплексно подходить к решению основных дидактических задач. Учебно-методические комплекты могут быть представлены и как мультимедиа курсы.

Современный учебный мультимедиа курс - это не просто интерактивный текстовый материал, дополненный видео- и аудиоматериалами и представленный в электронном виде. Для того чтобы обеспечить максимальный эффект обучения, необходимо, чтобы учебная информация была представлена в различных формах и на различных носителях. В комплект курса рекомендуется включать видео- и аудиокассеты, а также печатные материалы.

Мультимедиа курс является средством комплексного воздействия на обучающегося путем сочетания различных составляющих. В его интерактивную часть входят: электронный учебник, электронный справочник, тренажерный комплекс (компьютерные модели, конструкторы и тренажеры), задачник, электронный лабораторный практикум, компьютерная тестирующая система. Данная структура может быть скорректирована с учетом специфики изучаемых дисциплин.

Электронный учебник предназначен для самостоятельного изучения теоретического материала курса и построен на гипертекстовой основе, позволяющей работать по индивидуальной образовательной траектории. Он содержит тщательно структурированный учебный материал в виде последовательности интерактивных кадров, содержащих не только текст, но и мультимедийные приложения. В таком учебнике может быть предусмотрена возможность протоколирования действий обучаемого для их дальнейшего анализа преподавателем.

Электронный справочник позволяет обучаемому в любое время оперативно получить необходимую справочную информацию в компактной форме. В него включаются данные как дублирующие, так и дополняющие материал учебника. Справочник представляет собой электронный список терминов, или используемых в курсе слов изучаемого иностранного языка, или имен цитируемых авторов и т.д. Каждая единица списка активна и позволяет обратиться к гиперссылке, содержащей толкование термина, энциклопедическое описание и т.д. В электронный справочник обычно можно войти из любого раздела курса с помощью специальной кнопки в главном меню или автономно.

Компьютерные модели, конструкторы и тренажеры позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения. Компьютерные модели могут быть использованы не только для демонстрации трудно воспроизводимых в учебной обстановке явлений, но и для выяснения (в диалоговом режиме) влияния тех или иных параметров на изучаемые процессы и явления. Это позволяет использовать их в качестве имитаторов лабораторных установок, а также для отработки навыков управления моделируемыми процессами. Компьютерные технологии позволяют не только работать с готовыми моделями объектов, но и производить их конструирование из отдельных элементов. К тренажерам могут быть отнесены также и компьютерные задачники. Такой задачник позволяет отработать приемы решения типовых задач, позволяющих наглядно связать теоретические знания с конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.

Электронный лабораторный практикум позволяет имитировать процессы, протекающие в изучаемых реальных объектах, или смоделировать эксперимент, не осуществимый в реальных условиях. При этом тренажер имитирует не только реальную установку, но и объекты исследования и условия проведения эксперимента. В качестве тренажера может использоваться и компьютерная тестирующая система, которая обеспечивает, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучаемого, а с другой - принимает на себя рутинную часть текущего или итогового контроля.

Компьютерная тестирующая система может представлять собой как отдельную программу, не допускающую модификации, так и универсальную программную оболочку, наполнение которой возлагается на преподавателя. В последнем случае в нее включается система подготовки тестов, облегчающая процесс их создания и модификацию (в простейшем случае это может быть текстовый редактор). Тестирующая система может быть встроена в оболочку электронного учебника, но может существовать и как самостоятельный элемент УМК.

Представленные компоненты мультимедиа курса сами по себе не решают педагогических задач. Обучающая функция реализуется в мультимедиа курсе через педагогический сценарий, с помощью которого преподаватель выстраивает образовательные траектории.

2. Технология создания мультимедиа

Процесс создания ЭСУН можно разделить на следующие этапы:

1) проектирование;

2) подготовка материалов;

3) компоновка материалов в единый программный комплекс.

2.1. Проектирование мультимедиа

Педагогический сценарий  - это начальный этап проектирования мультимедиа курса; определяется как целенаправленная, личностно-ориентированная, методически выстроенная последовательность методов и технологий для достижения педагогических целей и приемов. Сценарий дает представление о содержании и структуре учебного материала, о педагогических и информационных технологиях, используемых для организации учебного диалога, о методических принципах и приемах, на которых построен как учебный материал, так и система его сопровождения. Он отражает авторское представление о содержательной стороне курса, о структуре мультимедиа курса, необходимого для его изучения.

На этапе проектирования преподаватель должен подготовить развернутую программу учебной дисциплины, подобрать учебный материал, составить электронный текст, который станет основой построения мультимедиа курса, и разработать методическое пособие по изучению курса. Педагогический сценарий может быть представлен графически.

При разработке сценария для консультаций привлекаются специалисты: методисты, системотехники, программисты. После разработки сценария определяются типы носителей, на которых будет размещаться курс: компакт-диски, видео- и аудиокассеты, книги. При этом следует учитывать и возможности потенциальных потребителей, а именно: каким техническим и программным обеспечением они располагают. Затем определяется набор необходимых технологий и инструментальных средств.

 Технологический сценарий - это описание информационных технологий, используемых для реализации педагогического сценария. В нем также реализуется авторский взгляд на содержание и структуру курса, его методические принципы и приемы его организации. В сценарии необходимо выстроить материал по уровням, указав: какие компоненты мультимедиа курса будут разработаны; характер доступа к ним; авторские пожелания по дизайну; ключевые слова и средства навигации по материалу; необходимые мультимедиа приложения.

В соответствии со сценарием технологических решений определяется фирма-разработчик и непосредственные исполнители (в том числе специалисты по звуко- и видеозаписи, дизайнеры, программисты): выясняется трудоемкость и стоимость проекта. После оценки затрат и принятия положительного решения о реализации проекта необходимо составить перечень задач и подробный график выполнения работ.

2.2. Подготовка материалов для мультимедиа

В отличие от традиционного учебного курса, исходный материал для которого находится в рукописном, машинописном или полиграфическом виде, материал для мультимедиа должен быть представлен в форме, которая делает возможной его обработку с помощью компьютера.

2.2.1.Подготовка текстов

Подобранная автором первичная учебная информация (лучше в электронном виде) должна быть скомпонована в соответствии с идеями автора в интерактивные учебные кадры. Это необходимо, чтобы обучаемый имел возможность сам выбирать темп и последовательность изучения материала, а также, чтобы процесс обучения был управляемым. Кадр, который может содержать несколько гиперссылок, может быть дополнен графикой, анимацией и другими мультимедиа приложениями. Несколько кадров, составляющих 1 модуль (раздел) курса, организуются по принципу линейного текста с помощью специальных навигационных кнопок. Такой материал можно листать, подобно страницам книги. Созданию покадровой структуры способствует реорганизация линейного текста в схемы, таблицы, графики, диаграммы, состоящие из гиперактивных элементов.

В мультимедиа курсе вся информация, благодаря гипертекстам, распределяется на нескольких содержательных уровнях, а смысловые отношения между уровнями могут быть выстроены различными способами. Наиболее распространенный способ структурирования линейного учебного текста предполагает размещение на 1-ом уровне - основной информации, на 2-ом - дополнительной информации (разъяснения и дополнения), на 3-ем - иллюстративного материала, на 4-ом - справочного материала. Перспективен способ структурирования, который ориентирован на различные способы учебно-познавательной деятельности. В этом случае 1-ый уровень можно определить как иллюстративно-описательный, 2-ой - репродуктивный, 3-ий - творческий.

2.2.2.Подготовка статических иллюстраций

Статические иллюстрации - рисунки, схемы, карты, репродукции, фотографии и т.п., сопровождающие текстовый материал, даже в их "классическом" понимании могут существенно облегчить восприятие учебной информации. Компьютерные технологии позволяют усилить эффекты использования наглядных материалов в учебном процессе. Так, в отличие от книги, где иллюстрации должны присутствовать всегда одновременно с текстом, в компьютерной версии они могут вызываться по мере необходимости с помощью соответствующих элементов пользовательского интерфейса.

При подборе иллюстративного материала важно соблюдать стилевое единство видеоряда и избегать раздражающей пестроты. Не менее важно обеспечить и высокое качество иллюстраций. Компьютерные технологии обработки изображений позволяют существенно улучшить качество исходного материала.

2.2.3. Создание мультимедиа

Мультимедиа - это объединение нескольких средств представления информации в одной системе. Обычно под мультимедиа подразумевается объединение в компьютерной системе таких средств представления информации, как текст, звук, графика, мультипликация, видеоизображения и пространственное моделирование.

Содержание мультимедиа приложений продумывается автором еще на этапе создания педагогического сценария и конкретизируется при разработке технологического сценария. При подготовке мультимедиа могут быть использованы следующие типы мультимедиа приложений.

Анимация - динамичная графика, основанная на применении различных динамических визуальных эффектов (движущиеся картинки, выделение цветом, шрифтом отдельных элементов схем/таблиц и т.п.). Анимацию удобно использовать для моделирования опытов,  для иллюстрации движения финансовых потоков на предприятии, при изучении различных динамических процессов.

Аудиоприложение - аудиозапись, чаще всего представляющая собой небольшие монологические комментарии преподавателя к некоторым схемам, таблицам, иллюстрациям и т.д. При этом схемы и таблицы могут быть снабжены эффектом анимации (элемент схемы/таблицы, о котором говорит преподаватель, выделяется во время прослушивания текста). Эффективным средством представления учебной информации может служить и слайд-шоу - видеоряд с синхронным звуковым сопровождением.

Видеолекция - видеозапись лекции, читаемой автором курса. Методически целесообразным считается запись небольшой по объему лекции (не более 20 минут), тематика которой позволяет обучающимся познакомиться с курсом и его автором (вводная видеолекция), с наиболее сложными проблемами курса (тематическая видеолекция). Видеолекция активизирует "личностный" фактор в обучении, вводя образ преподавателя в арсенал учебных средств. Возможна презентация лекции с помощью, например MS PowerPoint.

Двухмерное и трехмерное моделирование – графическое изображение, построенное в двухмерном, либо в трехмерном пространстве. Такой тип представления данных, зачастую, оказывается наиболее удобным и простым к восприятию. С помощью моделирования могут быть построены различные наглядные элементы курса, начиная от графиков и диаграмм и заканчивая моделированием сложных технических и природных явлений.

2.3. Компоновка материалов в единый программный комплекс

Подобранная и переведенная в электронную форму первичная информация (текст, графика и мультимедиа) должна быть скомпонована в соответствии с идеями автора в интерактивные учебные кадры. Этот этап - построение технологического сценария курса - является наиболее ответственным.

Компьютерный учебник можно рассматривать как сложный граф, узлами которого являются отдельные блоки учебной информации, а связи между блоками определяют возможные учебные траектории. Схематическое представление курса в виде графа может облегчить его кодирование и впоследствии изучение курса студентом.

В результате объединения предметного материала и пользовательского интерфейса с помощью соответствующего инструментального средства программирования, порождаются соответствующие программные модули, с которыми и предстоит работать учащемуся. В зависимости от педагогических задач эти модули могут быть размещены либо непосредственно на компьютере ученика или сервере локальной сети периферийного центра (локальные компоненты), либо на сервере вычислительного центра (удаленные компоненты).

2.3.1.Пользовательский интерфейс электронного учебника

Современные программы для компьютеров, имеющих в основе наиболее распространенную архитектуру процессоров семейства x86, используют, как правило, интерфейсные решения операционной системы Windows. Использование стандарта при построении пользовательского интерфейса гарантирует, что его основные элементы не изменятся кардинальным образом при переходе от программы к программе и пользователю не придется осваивать интерфейс нового приложения "с нуля".

В общем случае необходимо, чтобы пользовательский интерфейс был интуитивно понятен студенту и не требовал специальных инструкций по работе.

2.3.2. Создание локальных компонентов мультимедиа курса

Имеются мощные авторские средства мультимедиа. Все они позволяют создавать интерактивные приложения в среде Windows, не прибегая к использованию традиционного программирования, выбирая необходимые объекты из набора инструментов, размещая их на рабочей поверхности и указывая реакцию этих объектов на те или иные действия пользователя. В качестве авторского средства можно рассматривать и входящую в Microsoft Office программу для подготовки презентаций PowerPoint.

Следует заметить, что последние версии языков высокого уровня, так же, как и авторские инструменты, включают в себя поддержку работы в Internet.

2.3.3. Создание сетевых компонентов

Для представления информации в Internet предложен язык гипертекстовой разметки HTML. Учет специфики при этом возлагается на специальную программу Web-браузер, управляющую визуализацией документа на экране. Язык HTML достаточно динамично развивается, так что документы, удовлетворяющие последнему стандарту языка, могут некорректно воспроизводится старыми версиями браузеров.

Web-технология предполагает, что информация в форме HTML-документов и связанных с ними мультимедиа файлов находится на сервере; по запросу соответствующие файлы передаются на машину-клиент, где с помощью браузера происходит их интерпретация. Передача информации от клиента на сервер (для обеспечения интерактивности) обеспечивается скриптами.

2.3.4. Реализация технологии клиент-сервер

Для обеспечения множественного доступа к базам данных БД предложена технология клиент-сервер. Использование этой технологии перспективно для организации управления учебным процессом в системе дистанционного обучения.

Технология клиент-сервер может быть применена и для предоставления учебного материала. При этом, в отличие от авторского мультимедиа курса, где учебная информация структурирована и выстроена преподавателем, обучаемому предоставляется хранилище данных и средства поиска в нем. Реализацией технологий клиент-сервер можно считать и поисковые машины Интернет.

3. Использование мультимедиа в учебном процессе

Учебно-познавательная деятельность осуществляется посредством: педагогического общения преподавателя со студентом в аудитории или с использованием электронных средств связи; самостоятельной работы студента с учебными материалами. При обучении на основе мультимедиа используются различные организационные формы и технологии, для осуществления которых необходимо организовать работу студентов (включая самостоятельную работу) в учебных аудиториях, в компьютерном классе, в библиотеке, в методическом кабинете и др.

Одной из важнейших задач современной средней профессиональной школы является необходимость предоставления каждому обучаемому, идущему по пути самоактуализации, возможности для развития и саморазвития, для проявления его индивидуальности.

        Соглашаясь с мнением И.Ф.Исаева [Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие. – М.: Академия, 2002. – С. 11-23] отмечу, что профессионально-педагогическая культура преподавателя – это мера и способ творческой самореализации его личности в разнообразных видах педагогической деятельности, направленной на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий.

        Анализ опыта работы показывает, что принципиальное решение проблемы формирования личности будущего специалиста невозможно за пределами специально организованного основного учебного процесса, т.е. только за счет различных просветительных форм приобщения к культурным ценностям.

        Так как труд педагога требует постоянного творческого поиска, в процессе формирования профессиональной культуры, мы отдаем предпочтение творческому компоненту.

        Главным источником развития творчества педагога является противоречие между необходимостью в овладении действиями-стандартами и потребностью находить постоянно новые варианты использования методов и приёмов, новые способы развития старых и добрых традиций [Маркова А.К. Психологическая концепция учебной деятельности: Сборник научных трудов МГПИИЯ им. М. Тореза. – 1980. – Bып. 162. – C. 3-9].

Организационная основа формирования профессиональной культуры будущего специалиста предполагает, что в ходе учебного процесса учащиеся не только приобретают учебные и профессионально значимые знания и умения, но и «изменяются сами в результате выполнения ими предметных действий» [Рыбаков М.Д. Гуманитаризация высшего профессионального образования: изучение иностранного языка / М.Д. Рыбаков, О.В. Немирович. – М.: Наука, 1999. – С. 18-69].

В КГТК преподаватели гуманитарных дисциплин используют мультимедийные технологии в образовательном процессе, которые адаптированы к основному профилю специальности.

Специфика мультимедиа по естественнонаучным дисциплинам определяется особенностями изучения этих дисциплин, требующих наличия большого количества наглядного материала. Поэтому при разработке мультимедиа особое значение приобретает решение одной из основных задач в этой предметной области - обучение моделированию и наиболее общим методам воздействия на объект познания. Модели позволяют продемонстрировать и исследовать основные свойства объектов, выяснить границы применимости той или иной теории.

Основным учебно-методического обеспечения при изучении гуманитарных и социально-экономических дисциплин становится мультимедийный учебник, основанный на использовании гипертекста, видео- и аудиоприложений, анимации, большого количества иллюстративного материала. Такие мультимедиа являются полифункциональными, ибо  ориентированы на различные категории обучающихся. Этим определяется многоуровневый модульный характер их структуры. Гипертекстовая структура электронных изданий позволяет дополнить базовый инвариантный учебный материал специализированными учебными блоками, связанными с различными предметными областями.

        При создании мультимедиа по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам широкие возможности открывает сеть Интернет. Специфика электронных изданий позволяет делать прямые ссылки на размещенные во всемирной сети ресурсы, расширяя тем самым доступ учащихся к информации и формируя основания поисковой учебной деятельности. Искомые мультимедиа курсы в обязательном порядке должны создаваться как учебно-методические комплексы, включающие не только учебник, но и хрестоматию, практикум, словарь, тестирующую программу или банк контрольных вопросов и заданий. При этом важно, чтобы такие комплексы создавались одним коллективом авторов, так как разрозненность изданий, противоречивость их содержания затрудняют процесс овладения гуманитарными знаниями.

3.1. Особенности мультимедиа по видам учебной деятельности

Основным видом учебной деятельности, направленным на первичное овладение знаниями, является лекция (вводная, информационная, обзорная). Также могут быть использованы: проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, лекция с заранее запланированными ошибками и др.

Для организации изучения теоретического материала могут быть использованы следующие виды мультимедиа:

Видеолекция. Записывается на видеопленку. Методом нелинейного монтажа она может быть дополнена мультимедиа приложениями, иллюстрирующими изложение лекции. Достоинство такого способа - возможность прослушать лекцию в любое удобное время.

Мультимедиа лекция. Предназначена для самостоятельной работы студентов. В подобной лекции теоретический материал благодаря использованию мультимедиа средств структурирован так, что каждый может выбрать для себя лучшую траекторию изучения материала, удобный темп работы над курсом и способ изучения, соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия. Обучающий эффект в таких программах достигается не только за счет содержательной части и дружеского интерфейса, но и за счет использования, например, тестирующих программ, позволяющих студенту оценить степень усвоения учебного материала.

Традиционные аналоговые обучающие издания: электронные тексты лекций, опорные конспекты, методические пособия для изучения теоретического материала и т.д.

Практические занятия - форма организации учебного процесса, направленная на закрепление теоретических знаний путем обсуждения первоисточников и решения конкретных задач, проходящее под руководством преподавателя.

Практические занятия по решению задач могут быть проведены с помощью электронного задачника или базы данных, в которых собраны типовые и уникальные задачи по всем основным темам учебного курса. При этом электронный задачник может одновременно выполнять функции тренажера, и с его помощью можно сформировать навыки решения типовых задач, осознать связь между полученными теоретическими знаниями и конкретными практическими проблемами.

Лабораторные работы позволяют объединить теоретико-методологические знания и практические навыки учащихся в процессе научно-исследовательской деятельности.  Здесь мультимедиа курсы позволяют организовать работу с тренажерами, имитирующими реальные установки, объекты исследования, условия проведения эксперимента. Работа с тренажерами позволяет получить навыки в составлении эскизов, схем организации лабораторного эксперимента. При этом значительно увеличивается доля самостоятельной работы студентов с учебно-методическими материалами.

Семинарские занятия формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Теоретический характер семинарских занятий определяет специфику применяемых мультимедиа курсов, которые должны быть представлены, главным образов, в текстовом виде. К числу электронных дидактических средств, применяемых на семинарских занятиях, можно отнести следующие: хрестоматия, сборник документов и материалов, опорные конспекты лекций, электронный учебник, учебное пособие и т.д.

Самостоятельная работа студентов требует увеличения объемов информационных технологий, а также организации постоянной поддержки учебного процесса со стороны преподавателей. При этом важное место занимает проведение консультаций, поскольку они сохраняются как самостоятельные формы организации учебного процесса, и, вместе с тем, оказываются включенными в другие формы учебной деятельности (лекции, практика, семинары и др.). А это требует разработки специальных мультимедийных изданий: энциклопедии, словари, хрестоматии, справочники и т. п.

Следует отметить, что все известные виды электронных изданий могут служить основой для организации самостоятельной работы студентов, но наиболее эффективными являются мультимедийные издания. Ибо они расширяют информативное поле, в котором работает студент. Это особенно важно для организации их НИРС, которая сводится к проведению научных студенческих семинаров, конференций, к выполнению учебно-исследовательских заданий, написанию курсовых и дипломных сочинений и проектов.

Педагогический контроль - одна из основных форм организации учебного процесса, поскольку позволяет осуществить проверку результатов учебно-познавательной деятельности студентов, педагогического мастерства преподавателя и качества созданной обучающей системы.

Практически все возможные виды контроля могут быть реализованы с помощью электронных изданий, на основе специально разработанных компьютерных программ, позволяющих снять часть нагрузки с преподавателя и усилить эффективность и своевременность контроля. Особенно эффективно использование компьютерных программ в системе текущего и промежуточного контроля. Специально разработанные тестирующие программы или базы данных, содержащие тестовые задания, обеспечивают, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучаемого, а с другой - принимают на себя рутинную часть текущего или итогового контроля.

3.2. Перечень информационных объектов ЭУСН

Текстовые объекты. Это энциклопедическая статья, справочник, контрольные и тестовые задания. Текст снабжен большим количеством иллюстративного материала, гиперссылками на иные компоненты электронного издания, а также на словарь. Справочник включает материалы разнообразных типов (ГОСТ, нормативы, нормы). Учащийся самостоятельно выбирает образовательную траекторию и сравнивает ее прохождение с контрольными точками заданий (практикум, тесты, аттестация).

Ссылки на ресурсы Интернета. Ссылки и возможность подключения к ним обеспечивает расширение информационной составляющей самим пользователем через web-ресурсы.

Библиография и ссылки на полиграфические издания. Этот информационный объект позволяет реализовать возможность самообразования, развития учебы по выбранной траектории. Дает возможность реализации профильного обучения.

Мультимедиа-компоненты. Позволяют сформировать наиболее полное информационное пространство в ходе получения и закрепления знаний. К ним относятся: видеофрагменты; видеофильмы; натурные видеосъемки; видеоэкскурсии; лабораторные видеосъемки.

        Подобные объекты применяют при освоении новых знаний, в самостоятельной работе учащихся, в проектной деятельности. Могут быть использованы возможности выбора нужного кадра, замедленного режима просмотра, повторный просмотр. Результатом обучения могут стать: построение таблиц, схем, моделей и т. д.

Анимации. Это динамические иллюстрации, имеющие или не имеющие звуковое сопровождение. В составе ЭСУН они, в основном, показывают схемы процессов и явлений в соответствии с содержанием конкретной предметной области.

Фонохрестоматии. К ним относятся: музыка, чтение актерами, фрагменты спектаклей, звуковые обзоры новостей.

Интерактивная среда моделирования. Эта среда аналогичная виртуальному конструктору, элементы которого определяются содержанием конкретного предмета (дисциплины). Исходные параметры моделей задаются пользователем, протекание процесса происходит на основании разработанного алгоритма. Модели могут содержать схемы, графики, таблицы, обобщающие визуальную демонстрацию.

Фотографии. Призваны, например, проиллюстрировать понятийный аппарат предметной области, расширить знания учащихся и т. д.

Рисунки. Это статические иллюстрации к текстам в виде изображений, модельных представлений, графиков, диаграмм.        

4. Анализ эффективности использования мультимедиа в учебном процессе

Изменение форм учебной и педагогической деятельности обусловлено применением мультимедиа средств и приводит к перераспределению нагрузки преподавателей и студентов.

Применение в учебном процессе мультимедиа приводит к сокращению объемов и одновременному усложнению деятельности преподавателя по сопровождению учебного процесса. Общее сокращение нагрузки преподавателя при дистанционном обучении происходит, главным образом, за счет сокращения лекционных и частично практических занятий. Здесь наблюдаются наиболее высокие коэффициенты эффективности работы: 66-81% по лекциям и 28 - 59% по семинарским и практическим занятиям. Коэффициент эффективности при проведении практических занятий по решению задач, например, при дистанционном обучении составляет от 28 до 56% по отношению к очным практическим занятиям. Более низок коэффициент эффективности при проведении лабораторных работ (11%).  Эффективность текущего и промежуточного контроля измеряется 11 - 50%, что зависит от характера дисциплины и степени разработанности учебно-методических материалов.

Объем самостоятельной работы студентов при дистанционном обучении составляет от 177 до 249% по отношению к очному обучению. При этом доля СРС по отношению к организованным формам учебной деятельности увеличивается, превышая их объем в 1,25 - 2 раза. Если при очном обучении доля СРС в общем объеме дисциплины составляет примерно 30 - 33%, то при дистанционном обучении эта доля в общем объеме дисциплины составляет примерно 55 - 68%. При этом наиболее существенно увеличение объемов самостоятельной работы студентов при изучении гуманитарных дисциплин, что объясняется, в частности, более широкими возможностями их формализации.

4.1.Контроль знаний и мониторинг

Позволяет вовремя выявить ошибки и «пробелы» в изучаемом материале и направить студента на самостоятельную внеаудиторную работу по неусвоенным разделам дисциплины.

Современные компьютерные технологии обучения позволяют организовать учебный процесс  так, чтобы не просто знакомить студента с помощью курса с еще одним средством обучения, а построить педагогическую систему усвоения знаний слушателями.  При этом значительное внимание уделяется контролю знаний. Основное отличие современного мультимедиа курса – системный характер контроля знаний, постоянный контроль и самоконтроль последовательного усвоения учебного материала.

Организация обратной связи преподавателя со студентом является важной компонентой учебного процесса. Это особенно важно при внедрении новых форм обучения. В качестве основного инструментария для мониторинга используется анкета-опросник, которая состоит из серии вопросов, отражающих наиболее важные особенности восприятия человека: структурность, целостность, осмысленность, апперцепцию, а также личные характеристики, такие как пол, возраст, мотивация, физиологические особенности.

В анкетировании участвовали студенты КГТК всех специальностей, обучающиеся на базе.

Анализ полученных данных позволяет сделать соответствующие выводы по развитию и совершенствованию мультимедийных технологий в учебном процессе.        

Представляю тест, проведенный в КГТК для выявления потребности студента в мультимедийных технологиях (см. приложение 2)

Заключение

Данное исследование предпринято мной с целью изучения информационных технологий и их применения в общеобразовательном процессе и анализа эффективности использования технологии мультимедиа в преподавании дисциплин гуманитарного цикла КГТК.

        Применение в учебном процессе  мультимедиа приводит к сокращению объемов деятельности и времени преподавателя, увеличивая объем самостоятельной работы студентов при изучении гуманитарных дисциплин (презентации, проекты, тест-контроль).

        При проектировании и создании мультимедиа курсов (библиотека КГТК), определяется целевая группа, для которой данное дидактическое средство создается.

Контроль знаний и мониторинг позволяет вовремя выявить ошибки и «пробелы» в изучаемом материале и направить студента на самостоятельную внеаудиторную работу по неусвоенным разделам дисциплины.

        Современные компьютерные технологии обучения позволяют организовать учебный процесс  так, чтобы не просто знакомить студента с помощью курса с еще одним средством обучения, а построить педагогическую систему усвоения знаний слушателями.  При этом значительное внимание уделяется контролю знаний. Основное отличие современного мультимедиа курса – системный характер контроля знаний, постоянный контроль и самоконтроль последовательного усвоения учебного материала.

В качестве основного инструментария для мониторинга использовалась анкета-опросник, которая состояла из вопросов, отражающих наиболее важные особенности восприятия человека технологий мультимедиа.

Анализ полученных данных позволяет сделать соответствующие выводы по развитию и совершенствованию мультимедийных технологий в учебном процессе. (см. приложение 2)        

В процессе изучения учебной и педагогической деятельности определено, что мультимедиа – перспективное средство, которое при определенных условиях может значительно повышать эффективность учебного процесса. Такими условиями являются индивидуальные особенности обучающихся, их уровни компетенции и мотивации в обучении.

        Процессы информатизации образования, внедрения мультимедиа в обучение и интеграции в мировое образовательное пространство уже необратимы.

Список использованной литературы:

1) Алексеева М.Б., Балан С.Н. Технология использования систем мультимедиа: Учеб.пособие. – М., 2002

2) Бент Б. Андерсен, Катя ванн де Бринк. Мультимедиа в образовании. Специализированный учебник, 2-е изд., исп.  доп. – М.: Дрофа, 2007. – С. 224

3) Вуль В.А. Электронные издания. _ СПб.: Изд-во С.-Петербургского института печати, 2001

4) Демкин В.П., Можаева Г.В. Технологии дистанционного обучения. – Томск, 2003

5) Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие. – М.: Академия, 2002. – С. 11-23

6) Каптеров А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен: Учеб. пособие. (Современная библиотека). – М., 2001

7) http://www.icttest.edu.ru/ 

8) Марысаев В. Интернет и мультимедиа.– М.:Изд-во«Тера–Книжный клуб»,

2001

9) Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2001

10) http://school-collection.edu.ru/

11) http://www.mediaeducation.ru.

12) Шлыкова О.В. Культура мультимедиа: Учеб. пособие для студентов. – М.: Изд-во «Ганд», 2004

13) http://class-fizika.narod.ru/10_13.htm

14) http://physics.kgsu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=213 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие информационных технологий в образовательном процессе.

Развитие информационных технологий в образовательном процессе....

Развитие информационных технологий в образовательном процессе.

Развитие информационных технологий в образовательном процессе....

Информационные технологии в образовательном процессе

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. В данный период развития общества производство информации становится основным видом деятельности, и компьюте...

«Внедрения информационных технологий в образовательный процесс на примере урока физической культуры»

Необходимость использование электронных технологий в физическом воспитании....

Использование информационных технологий в образовательном процесса СПО

В работе анализируется опыт использования информационно-коммуникационных технологий в ГБПОУ СО «Сызранском колледже искусств и культуры им. О.Н. Носцовой»  г.о. Сызрань, который позво...

Методическая разработка. На тему: «Внедрение информационных технологий в образовательный процесс»

Методическая разработка «Внедрение информационных технологий в образовательный процесс» предназначена для преподавателей, в частности, преподавателей профессиональных образовательных орган...