В помощь студенту 1 курса. Практикум по биологии «Составление пищевых цепей. Решение экологических задач»
методическая разработка на тему
Данный практикум рассчитан на студентов 1-2-х курсов системы СПО или учеников 10-11 класса, изучающих предмет биология, как общеобразовательный
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Составление пищевых цепей. Решение экологических задач» | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа №11
«Составление пищевых цепей. Решение экологических задач»
1 вариант
Цель работы: продолжить формирование навыков решения экологических задач и составления цепей питания
Ход работы:
Задание №1. Составление цепей питания с указанием компонентов экосистемы, трофических уровней
1). Составьте пищевую цепь из предложенных организмов и укажите консумент второго порядка: гусеницы, синицы, сосны, коршуны
2). Составьте схему цепи питания, характерной для болот, зная, что ее компонентами могут являться какие-либо их предложенных организмов: ястреб, бабочка, лягушка, стрекоза, уж, растение, муха.
Укажите, какой компонент данной цепи может наиболее часто включаться в другие цепи питания.
3). Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам:
бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.
4). Составьте цепь питания в водоеме (на примере озера, пруда, моря).
5). Приведите пример пищевой цепи детритного типа (не менее 3-х звеньев)
6) К каким трофическим уровням относятся следующие организмы: заяц-беляк, лисица обыкновенная, лось, лесные травы?
Задание №2. Решение экологических задач
На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков -> мышь -> полевка -> хорек -> филин
Задание №3. Решение экологических ситуаций
1. В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Удалось ли таким образом достичь цели? Ответ объясните.
2. Отсутствие какой группы организмов в пищеварительной системе жвачных животных приведет к их неспособности переварить поедаемую траву?
3*. Приведенные в беспорядке факты изложите в логически правильной последовательности (в виде цифр).
1. Нильский окунь стал поедать много растительноядных рыб.
2. Сильно размножившись, растения стали загнивать, отравляя воду.
3. Для копчения нильского окуня требовалось много дров.
4. В 1960 г. британские колонисты запустили в воды озера Виктория нильского окуня, который быстро размножался и рос, достигая веса 40 кг и длины 1,5 м.
5. Леса на берегах озера интенсивно вырубались – поэтому началась водная эрозия почв.
6. В озере появились мертвые зоны с отравленной водой.
7. Численность растительноядных рыб сократилась, и озеро стало зарастать водными растениями.
8. Эрозия почв привела к снижению плодородия полей.
9. Скудные почвы не давали урожая, и крестьяне разорялись.
Задание №4. Дайте развернутый ответ на вопросы:
1. Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трех примеров.
2. Почему растения (продуценты) считаются начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?
3. Какой способ питания типичен для продуцентов любой системы?
Практическая работа №11
по биологии
для студентов 1 курса
1 вариант
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Практикум по решению математических задач»
Аннотация рабочей программы «Практикум по решению математических задач» Программа «Практикум по решению математических задач» имеет естественнонау...
Решение экологических задач
В материале представлена практическая работа, выполняемая при изучении дисциплины "Экология"...
Методическая разработка урока биологии "Решение генетических задач"
Методическая разработка содержит полностью разработанный урок по теме: "Решение генетических задач" с методическими и раздаточными материалами....
Решение экологических задач
Пример решения экологических задач к теме "Вода"...
Элективный курс «Практикум по решению физических задач» предназначен для учащихся 10-11 классов.
Программа элективного курса отличается от общеобразовательной программы по физике тем, что дает возможность учащимся, обучающимся в образовательных классах хорошо овладеть навыками решения задач...
экологические задачи на уроках биологии
Экологические задачи для студентов СПО и школьников для закрепленгия экологических представлений о процессах в экологических системах с применением арифметических действий , также материал может быть ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа" Практикум решения олимпиадных задач"
Рабочая программа курса «Решение олимпиадных задач» предназначена для учащихся, занимавшихся в 10 классе физико-математического профиля. В программу включены вопросы, позволяющие заложить ...