Рабочая программа по ПМ.02 Проверка и наладка электрооборудования
рабочая программа

Рабочая программа профессионального модуля  ПМ.02 Проверка и наладка электрооборудования по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pm.02.doc345 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ТЕХНИКУМ»

                                                                                             

                                                                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.02 ПРОВЕРКА И НАЛАДКА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

по профессии среднего профессионального образования

13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

г. Павловский Посад, 20___г.

Рабочая программа профессионального модуля  ПМ.02 Проверка и наладка электрооборудования разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «02» августа 2013г., № 802.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Павлово-Посадский техникум».

Разработчик:  

Антонов Г.Е., мастер производственного обучения ГБПОУ МО «Павлово-Посадский техникум»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.02 ПРОВЕРКА И НАЛАДКА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

1.1.  Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля

В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить вид деятельности Проверка и наладка электрооборудования и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции:

1.1.1. Перечень общих компетенций

Код

Наименование общих компетенций

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.

Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ЛР 1

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны

ЛР 2

Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций

ЛР 3

Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих

ЛР 4

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»

ЛР 5

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России

ЛР 6

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях

ЛР 7

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 8

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства

ЛР 9

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях

ЛР 10

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой

ЛР 11

Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры

ЛР 12

Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания

1.1.2. Перечень профессиональных компетенций

Код

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций

ВД.02

Проверка и наладка электрооборудования

ПК 2.1.

Принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и включать его в работу.

ПК 2.2.

Производить испытания и пробный пуск машин под наблюдением инженерно-технического персонала.

ПК 2.3.

Настраивать и регулировать контрольно-измерительные приборы и инструменты.

1.1.3. В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен

иметь практический опыт

  • заполнения технологической документации;
  • работы с измерительными электрическими приборами, средствами измерений, стендами;

уметь

  • выполнять испытания и наладку осветительных электроустановок;
  • проводить электрические измерения;
  • снимать показания приборов;
  • проверять электрооборудование на соответствие чертежам, электрическим схемам, техническим условиям.

знать

  • общую классификацию измерительных приборов;
  • схемы включения приборов в электрическую цепь;
  • документацию на техническое обслуживание приборов;
  • систему эксплуатации и поверки приборов; общие правила технического обслуживания измерительных приборов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

2.1. Структура профессионального модуля ПМ.02 Проверка и наладка электрооборудования

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательные аудиторные  учебные занятия

внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа

учебная,

часов

производственная

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов

в т.ч., курсовая проект (работа)*,

часов

всего,

часов

в т.ч., курсовой проект (работа)*,

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОК 1-7

ПК 2.1-2.3

МДК.02.01 Организация и технология проверки электрооборудования

102

68

22

-

34

-

-

-

ОК 1-7

ПК 2.1-2.3

МДК.02.02 Контрольно-измерительные приборы

72

48

12

24

-

-

ПК 2.1-2.3

Учебная практика

186

186

Производственная практика

180

180

Всего:

540

116

34

-

58

-

186

180

 2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля ПМ.02 Проверка и наладка электрооборудования

Наименование разделов, дисциплинарных курсов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия

Объем часов

Уровни усвоения

ПМ.02 Проверка и наладка электрооборудования

540

МДК 02.01 Организация и технология проверки электрооборудования

102

Тема 1.1

Организация пусконаладочных работ

Содержание

1

1

Общие вопросы испытания и наладки электрооборудования.

Тема 1.2  

Наладка аппаратов напряжением до 1000 В

Содержание

14

2

Подготовка к включению электрооборудования в работу.

Проверка состояния механической части и магнитной системы электрооборудования.

Измерение и испытания, определяющие состояние токоведущих частей и контактных соединений электрооборудования

Проверка автоматических выключателей.

Наладка контакторов и пускателей.

Наладка конденсаторных установок.

Проверка рубильников, переключателей, командоаппаратов, предохранителей, блоков рубильник – предохранитель.

Наладка контролеров.

Сдача в эксплуатацию аппаратов напряжением до 1000 В после наладки.

Тема 1.3

Испытание и наладка электрооборудования подстанций

Содержание

15

2

Проверка и испытание силовых трансформаторов напряжением до 10 кв.

Измерение сопротивления обмоток постоянному току и сопротивления изоляции.

Определение коэффициента трансформации. Проверка группы соединения обмоток.

Пусковое опробование.

Наладка вентильных и трубчатых разрядников.

Наладка сухих реакторов.

Наладка опорных изоляторов и разъединителей

Наладка выключателей нагрузки и высоковольтных предохранителей.

Наладка измерительных трансформаторов тока и напряжения.

Наладка комплектных распределительных устройств внутренней установ-ки.

Практические занятия

6

Выполнить проверку сопротивления изоляции обмоток трансформатора. Выполнить маркировку трансформатора.

Выполнить проверку давления между контактами переключающего устройства РПН.

Тема 1.4

Испытание и наладка  электрических сетей и кабельных линий

Содержание

6

3

Испытание и наладка  осветительных электроустановок.

Испытание и наладка  кабельных линий

Импульсный и индукционный метод.

Практические занятия

6

Определить целостность кабеля и провести фазировку.

Выполнить измерение сопротивления заземлений у концевых муфт.

Определить активное сопротивление жил кабеля и рабочих емкостей (для кабелей напряжением 20 кВ и выше).

Выполнить измерение сопротивления изоляции мегомметром с пределом измерения 2500 В и испытание повышенным напряжением выпрямленного тока

Тема 1.5

Наладка устройств релейной защиты и электроприводов

Содержание

6

2

Испытание и наладка вторичных цепей.

Испытание и наладка электромагнитных реле тока и напряжения.

Испытание и наладка промежуточных реле, реле времени.

Испытание электрических машин.

Практические занятия

6

Выполнить регулировку электроизмерительных приборов.

Выполнить наладку реле после ремонта.

Выполнить проверку источников оперативного тока.

Тема 1.6

Испытание заземляющих устройств

Содержание

4

2

Порядок и методы испытаний заземляющих устройств.

Измерение сопротивления цепи фаза – нуль.

Проверка пробивных предохранителей.

Практические занятия

3

Выполнить проверку надежности заземляющих устройств.

Выполнить проверку устройств блокировки

Промежуточная аттестация (в форме дифференцированного зачета)

1

3

МДК 02.02 Контрольно-измерительные приборы

 

72

Раздел 1. Основы метрологии и измерительной техники

6

Тема 1.1.

Измерение

Содержание

2

2

Введение в метрологию.

Физическая величина. Системы единиц физических величин.

Виды средств измерений. Виды и методы измерений.

Тема 1.2.

Единство измерений

Содержание

2

2

Единицы физических величин. Стандартизация.

Эталоны физических величин.

Тема 1.3.

Точность измерений

Содержание

2

2

Погрешность результата измерения.

Погрешность и точность результата измерения.

Классы точности средств измерений. Основная и дополнительная погрешности.

Раздел 2. Аналоговые электроизмерительные приборы

42

Тема 2.1

Общие сведения

Содержание

1

2

Общие сведения аналоговых электроизмерительных приборов

Практические занятия

2

Определение погрешности измерения (оценка достоверности результата измерений).

Тема 2.2

Электромеханические измерительные приборы

Содержание

1

2

Приборы магнитоэлектрической системы

Приборы выпрямительной системы

Приборы термоэлектрической и  электромагнитной систем

Приборы электродинамической системы

Электростатические вольтметры. Приборы индукционной системы.

Практические занятия

1

Определение видов отказов изделий.

Тема 2.3

Электронные измерительные приборы

Содержание

1

2

Электронные вольтметры. Выпрямители (детекторы).

Особенности электронных измерительных приборов

Практические занятия

1

Выполнить принципиальную электрическую схему приборов.

Тема 2.4  

Техническое обслуживание и  эксплуатация  электроизмерительных приборов

Содержание

1

2

Условные обозначения систем и надписей на шкалах приборов.

Техническое обслуживание и эксплуатация электроизмерительных приборов.

Неисправности электроизмерительных приборов. Методы устранения неисправностей.

Поверка приборов. Методы поверки.

Тема 2.5

Схемы включения электроизмерительных приборов

Содержание

1

2

Схемы включения различных видов электроизмерительных приборов для различных измерений.

Тема 2.6

Средства и системы для производства наладочных работ.

Содержание

1

2

Общие вопросы, связанные со средствами и системами для производства наладочных работ.

Тема 2.7

Измерение сопротивлений резисторов

Содержание

3

2

Основные сведения измерения сопротивления резисторов.

Метод амперметра – вольтметра.

Метод электрического моста.

Измерение сопротивления резисторов с использованием микроомметра.

Практические занятия

1

Измерение сопротивлений резисторов.

Тема 2.8

Измерение сопротивления изоляции электрических цепей.

Практические занятия

2

2

Измерение сопротивления изоляции электрических цепей с использованием мегомметров

Измерение сопротивления изоляции электрических цепей методом абсорбции.

Тема 2.9

Измерение сопротивления изоляции электрических цепей машин.

Содержание

2

2

Измерение сопротивления изоляции электрических цепей  машин с использованием мегомметров

Измерение сопротивления изоляции электрических цепей  машин методом абсорбции.

Практические занятия

1

Измерение сопротивления изоляции электрических цепей машин.

Тема 2.10

Измерение сопротивления изоляции электрических цепей аппаратов.

Содержание

2

2

Измерение сопротивления изоляции электрических цепей аппаратов с использованием мегомметров

Измерение сопротивления изоляции электрических цепей аппаратов методом абсорбции.

Тема 2.11

Измерение тока в электрических цепях.

Содержание

6

2

Выбор приборов для измерения тока и включение их в проверяемую цепь

Характеристика электроизмерительных приборов для измерения тока

Измерение тока в высокоомных цепях.

Измерение тока  в низкоомных цепях

Измерение тока без разрыва проверяемой цепи

Измерение тока, кратковременно проходящего по электрической цепи.

Практические занятия

1

Измерение тока в электрических цепях.

Тема 2.12

Измерение напряжения в электрических цепях.

Содержание

4

2

Выбор и приборов для измерения напряжения и включение их в проверяемую цепь

Характеристика электроизмерительных приборов для измерения напряжения.

Измерение напряжения  в высокоомных цепях.

Измерение напряжения в низкоомных цепях.

Измерение напряжения переменного тока.

Практические занятия

1

Измерение напряжения в электрических цепях.

Тема 2.13

Измерение мощности в электрических цепях.

Содержание

2

2

Выбор приборов для измерения мощности и включение их в проверяемую цепь.

Характеристика электроизмерительных приборов для измерения мощности.

Измерение мощности в высокоомных цепях.

Измерение мощности в низкоомных цепях.

Измерение мощности переменного тока.

Практические занятия

1

Измерение мощности в электрических цепях.

Тема 2.14

Учет электроэнергии

Содержание

2

2

Учет вырабатываемой и потребляемой электроэнергии однофазными счетчиками.

Учет вырабатываемой и потребляемой электроэнергии трехфазными счетчиками.

Тема 2.15

Измерение частоты, индуктивности и емкости.

Содержание

3

2

Измерение частоты, индуктивности и емкости в электрических цепях приборами.

Испытание изоляции повышенным напряжением цепей вторичной коммутации.

Испытание изоляции силовых кабелей выпрямленным напряжением.

Практические занятия

1

Измерение частоты, индуктивности и емкости.

Промежуточная аттестация (в форме экзамена)

Тематика домашних заданий

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем)

Выполнение типовых контрольно-оценочных заданий к процедурам текущего, тематического и рубежного контроля (в форме тестов, контрольных работ, карточек-заданий, технических диктантов и др.)

Работа с базами данных, библиотечным фондом (учебной литературой, официальными, справочно-библиографическими и периодическими изданиями), информационными ресурсами сети «Интернет».

Самостоятельное изучение правил выполнения чертежей и технологической документации по ЕСКД и ЕСТП.

Подготовка выступлений, творческих заданий, учебных проектов и др. (в рамках участия в кружках технического творчества)

Работа по написанию выпускной письменной экзаменационной работы.

 Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа при изучении ПМ.02

- В каком порядке проводят комплексное опробование электрооборудования?

- Когда производят наладочные работы с подачей напряжения по временной схеме?

- Перечислите основные дефекты электрического оборудования, чаще всего встречающиеся при наладочных работах.

- Начертить электрическую схему пробника.

- Начертить и описать работу электрической схемы по определению полярности обмоток трехфазного электродвигателя.

- Начертить  и рассчитать схему подключения конденсаторов  к двигателю.

- Опишите основные неисправности электрических машин постоянного тока и способы их устранения.

- Опишите основные неисправности электрических машин переменного тока и способы их устранения.

-  Рассчитать коэффициент трансформации трехфазного трансформатора при подаче на обмотку высшего напряжения питания от трехфазной сети.

- Какие приемо-сдаточные испытания проводят при наладке силовых трансформаторов напряжением до 10 кВ?

- Какими параметрами характеризуется сопротивление изоляции обмоток трансформаторов при определении степени их увлажнения?

- Как проверяют группу соединения обмоток силовых трансформаторов?

- Сформулируйте основные показатели качества контактных соединений и на что следует обращать внимание при внешнем осмотре контактов.

- Опишите механические и электрические методы испытания контактных соединений.

- Найти в технической литературе или в сети Internet схемы  реле всех типов.

- Каковы основные виды проверок блоков и шкафов бесконтактных систем управления?

-  Составить перечень образующих элементов электрических сетей и кабельных линий напряжением до 1000 В.

- Рассчитать расстояние до места повреждения кабельной линии импульсным методом.

- Как испытывают после прокладки силовые кабели на напряжение от1 до 10 кВ?

-  Найти в технической литературе или в сети Internet схемы включения амперметров и вольтметров при использовании измерительных трансформаторов.

- Какие методы и устройства применяют для измерения тока в контролируемой цепи, находящейся в работе, без ее разрыва?

- На что следует обратить внимание при включении ваттметра для измерения мощности в цепи однофазного тока?

- Как включают мегомметр при измерении сопротивления изоляции с использованием зажима «экран»?

- Начертите схему измерения электросекундомером времени замыкания, размыкания и переключения контактов любого электрического аппарата.

- Какими приборами проверяют схемы соединений?

- . Начертить  и описать работу схемы непосредственного включения  счетчика активной энергии типа СА4У

- Как проверяют состояние элементов заземляющих устройств перед их испытанием?

- Как измеряют сопротивление цепи фаза-нуль?

- Какие объемы и нормы испытаний установлены для комплектных распределительных устройств напряжением до 1 кВ?

- Основные меры, обеспечивающие безопасность труда при выполнении пусконаладочных работ.

58

Учебная практика

186

Виды работ.

Наладка  устройств учета электроэнергии:

 Монтаж  и наладка электросчетчиков.

Подключение однофазных электросчетчиков. Прозвонка и маркировка.

Сборка  и наладка простейших схем учета электроэнергии.

Сборка схемы этажных щитков на 2-3 квартиры. Ревизия с последующим включением.

Наладка трехфазных электросчетчиков активной мощности без трансформатора тока.

Наладка  трехфазных электросчетчиков активной мощности.

Прозвонка и маркировка проводов.

Наладка счетчиков реактивной мощности без трансформаторов тока и с трансформаторами тока.

Прозвонка и маркировка проводов при монтаже щитка учета.

 Наладка  пускорегулирующей аппаратуры:

Наладка пусковых кнопок и реверсивных магнитных пускателей.

 Наладка современных типов пускорегулирующей аппаратуры.

Монтаж и наладка схемы запуска АД при помощи реверсивного магнитного пускателя.

Маркировка, крепление и прозвонка проводов, входящих в схему пускателя.

Прозвонка контактов реле: замыкающих, размыкающих, переключающих. Прозвонка катушки реле.

Сборка схемы с последующей наладкой и маркировкой.

Наладка и испытания переключателей типа ГОТ 3, УП 5300.

Сборка  и наладка схемы при помощи переключателей ГШ 3, УП 5300, реле МКУ 48, ПР, магнитных пускателей ПМЕ, ПМП; автоматических выключателей АЛ 50, А 3100, трансформаторов тока, пусковых кнопок, измерительных приборов, счетчиков.

 Наладка схем управления:

Монтаж  и наладка светильников с двумя люминесцентными лампами.

Монтаж и наладка осветительных щитков: ЩК, ОП, ОЩВ и т.д.

Монтаж и наладка щита ЩО-70 уличного освещения.

Монтаж и наладка схемы управления освещения с 2-х мест.

Монтаж и наладка кодового устройства включения питания электрооборудования.

Монтаж  и наладка схемы управления асинхронного двигателя с короткозамкнутым  ротором при помощи реверсивного магнитного пускателя.

 Монтаж и наладка силовых сетей:

Сборка и наладка силовых ящиков и вводно-распределительных устройств.

Порядок ошиновки сборок алюминиевыми шинами.

Установка и наладка  рубильников с боковыми и центральными приводами.

Регулировка включения подвижных ножей переключателей типа ПУ.

Разборка, сборка, наладка  контактных стоек на изоляторах А 632, А 645м, А 6456.

Зачистка и смазка контактных соединений под болтовые зажимы.

Установка, снятие и наладка предохранителей до 600 А.

Монтаж и наладка магнитных пускателей и кнопочных станций к ним, автоматических выключателей, контроллеров, трансформаторов тока.

Наладка АД трехфазного переменного тока.

Монтаж и наладка усложненных схем пускорегулирующей аппаратуры:

Наладка схем управления промышленного электрооборудования.

Монтаж и наладка кодового устройства включения питания электрооборудования.

Монтаж и наладка схемы управления двумя откачивающими насосами.

Наладка  схемы АВР.

Наладка схемы учета электрической энергии с помощью трехфазного счетчика электрической энергии с трансформаторами тока.

Наладка схемы управления АД с двух рабочих мест.

Наладка схемы включения освещения с двух мест переключателем.

Монтаж и техническое обслуживание   электроизмерительных приборов:

Отработка навыков крепления радиодеталей на монтажных платах:

- инструменты, приборы Ц-20;

- подготовка радиодеталей к монтажу;

- крепление радиоэлементов;

-  сборка простых устройств, используя монтажные и принципиальные схемы.

Работа с электроизмерительными приборами:

- измерение переменного и постоянного напряжения на всех пределах шкалы прибора;

- измерение сопротивления резисторов;

- прозвонка монтажных жгутов и соединительных кабелей.

Монтаж и техническое обслуживание сетевого стабилизированного блока питания транзисторных конструкций:

- принципиальная и монтажная схемы;

- компоновка деталей;

- настройка узлов блока питания;

- определение основных параметров;

- нахождение и устранение неисправностей.

Монтаж и техническое обслуживание усилителей звуковой частоты повышенной мощности:

- разборка принципиальной схемы;

- измерение параметров;

- монтаж усилителей звуковой частоты;

- настройка.

Монтаж и техническое обслуживание транзисторных регуляторов напряжения:

- разборка схемы;

- проверка элементов схемы;

- монтаж схемы;

- проверка правильности сборки;

- настройка.

Монтаж и техническое обслуживание генератора фиксированной частоты на 1000 Гц:

- разборка схемы;

- замер параметров цепи;

- замер частоты осциллографическим методом, используя фигуры Лисажжу;

- ревизия генератора с помощью измерительных приборов.

Монтаж и техническое обслуживание симметричного мультивибратора:

- изучение схемы;

- проверка элементов схемы;

- монтаж схемы;

- настройка;

- регулировка схемы.

Промежуточная аттестация (в форме дифференцированного зачета)

Производственная практика

Виды работ

180

Трудоустройство на рабочем месте. Ознакомление с предприятием, инструктаж по О Т и противопожарной безопасности.

Наладка и испытания  трансформаторов. Прозвонка, дефектовка отдельных узлов трансформаторов.

Наладка и ремонт сварочных трансформаторов. Прозвонка, дефектовка обмоток, устранение неисправности, ремонт подгоревших изоляционных устройств. Испытание изоляции обмоток. Заливка масла. Испытание трансформатора после ремонта.

Разборка, дефектовка,  осмотр, чистка, замена неисправного оборудования, ремонт масляных выключателей, разъединителей.

Ремонт, техническое обслуживание распределительных шин и  заземляющих устройств. Проверка сопротивления, проверка мест соединения, прозвонка цепей.

Ремонт элементов автоматики: реле максимального тока, времени, напряжения, датчиков, конечных выключателей.

Измерение сопротивления катушек и сопротивления изоляции элементов. Проверка механической части, чистка, замена контактов реле, датчиков, конечных выключателей.

Ремонт радиоэлектронных схем промышленного электрооборудования. Регулировка электрооборудования промышленных предприятий. Испытание.

Монтаж, подключение  и наладка однофазных и трехфазных электросчетчиков прямого включения и через трансформаторы тока. Разметка и крепление одно и трехфазных электросчетчиков. Прозвонка и маркировка проводов, крепление в жгуты и крепление их на монтажных конструкциях. Прозвонка и маркировка проводов при монтаже щитка учета.

Наладка и ремонт щитков ОЩВ. Сборка силовых ящиков и вводно-распределительных устройств, оцинковка сборок алюминиевыми шинами, установка рубильников с боковыми центральными приводами и их ремонт. Регулировка включения подвижных ножей, зачистка и смазка контактных соединений. Установка, снятие предохранителей и их проверка.

Наладка предохранителей, контакторов, контроллеров, магнитных пускателей, ключей управления. Контроль состояния и устранение мелких дефектов магнитных пускателей, кнопок управления, пакетных выключателей и других пускорегулирующих устройств.

Измерение сопротивления изоляции обмоток электродвигателя, обнаружение и устранение неисправности в обмотках, проверка заземления, замена и притирка щеток, проверка состояния выводов и их ремонт, подключение трех и однофазных электродвигателей. Установка, центровка и проверка на холостом ходу.

Разметка трассы наружного контура заземления. Заготовка полосы 4х40 из стальной ленты и электродов из угловой стали 50х50. Заглубление электродов на глубину 3м. Рытье траншеи глубиной 70 см по периметру наружного контура.  Монтаж стальной полосы в траншее. Подключение контура заземления к водно-распределительному устройству. Прозвонка. Сдача наружного контура заземления.

Разметка трассы внутреннего контура заземления. Заготовка полосы 4х40 из стальной ленты. Монтаж стальной полосы на стене. Подключение электрооборудования к контуру заземления через гибкий проводник. Прозвонка. Сдача и испытание  контура заземления.

Ревизия и дефектовка элементов систем автоматики (реле, датчики, конечные выключатели и т.д.)

Проверка механической части, чистка, замена контактов реле, датчиков, конечных выключателей. Проверка параметров срабатывания. Измерение сопротивления катушек и сопротивления изоляции элементов. Методика определения неисправностей систем по принципиальным и электрическим схемам. Способы проверки элементов бесконтактных систем автоматики.

Промежуточная аттестация (в форме дифференцированного зачета)

Промежуточная аттестация (экзамен по модулю).

Всего часов

540

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация профессионального модуля требует наличия учебных кабинетов и лабораторий.

Мастерская «Электромонтажная»

  • рабочее место слесаря (верстак, тиски)
  • электрофицированные стенды
  • электротельфер г/п 2 тн
  • рабочие места для пайки
  • инверторный сварочный аппарат
  • станок сверлильный
  • станок наждачный
  • электрогенератор
  • приточно-вытяжная вентиляция
  • коммутационные аппараты до 1000В (предохранители, рубильники,
  • пакетные переключатели, кнопочные станции, контакторы и магнитные
  • пускатели, автоматические выключатели)
  • стенды-тренажеры для выполнения электромонтажных работ
  • образцы проводов и кабелей
  • осветительные установки различного вида
  • сварочная установка
  • распределительные щиты
  • электромонтажный инструмент и приспособления
  • средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током,
  • документация по технике безопасности

Слесарно-механическая Мастерская

  • комплекты технологической оснастки, режущего, мерительного инструмента
  • оборудование для настройки инструмента вне станка
  • стеллажи и шкафы металлические для хранения приспособлений, инструмента и расходных материалов
  • верстаки слесарные с комплектами инструмента Слесарный инструмент по количеству обучающихся
  • разметочная плита
  • кернер, чертилка
  • призма для закрепления цилиндрических деталей Угольники
  • угломеры
  • молотки
  • зубила
  • комплекты напильников
  • сверлильные станки
  • токарные станки
  • фрезерные станки
  • правильная плита
  • ножницы по металлу
  • ножовка по металлу
  • наборы метчиков и плашек, степлер для вытяжных заклёпок
  • набор зенковок
  • средства индивидуального освещения рабочих мест

Лаборатория электротехники и электроники

  • стенд ''Электротехника и основы электроники''
  • моноблок ''Электрические цепи''
  • моноблок ''Основы электроники''
  • моноблок ''Электромеханика''
  • модуль ''ввода/вывода''
  • цифровой фототахометр
  • электромашинный агрегат
  • персональный компьютер
  • лабораторные столы
  • комплект соединительных проводов и кабелей питания
  • комплект учебно-наглядных пособий по электротехнике и электронике
  • рабочее место для преподавателя с персональным компьютером

Лаборатория информационных технологий

  • автоматизированные рабочие места на 12-15 обучающихся (процессор не ниже Core i3, оперативная память объемом не менее 4 Гб;) или аналоги
  • автоматизированное рабочее место преподавателя (процессор не ниже Core i3, оперативная память объемом не менее 4 Гб;) или аналоги
  • 12-15 комплектов компьютерных комплектующих для произведения сборки, разборки и сервисного обслуживания ПК и оргтехники
  • специализированная мебель для сервисного обслуживания ПК с заземлением и защитой от статического напряжения
  • проектор и экран
  • маркерная доска
  • программное обеспечение общего и профессионального назначения

Лаборатория технического обслуживания электрооборудования

  • комплект учебно-методической документации
  • лабораторные стенды для проведения исследований генераторов постоянного тока параллельного и смешанного возбуждения, двигателей постоянного тока параллельного и смешанного возбуждения, трехфазного синхронного генератора и синхронного двигателя, асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором
  • лабораторный стенд для определения коэффициента трансформации и групп соединения обмоток трансформатора
  • макеты, каталоги и промышленные образцы электрооборудования
  • плакаты, планшеты и нормативная документация
  • средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током
  • документация по технике безопасности
  • рабочие места по количеству обучающихся.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Костенко Е.М. «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного и бытового электрооборудования» Практическое пособие (PDF-книга)
  2. Макиенко Н.И. «Общий курс слесарного дела».- М.:В/Ш  2016 г.  (переиздание)
  3. Сибикин Ю.Д. « Справочник электромонтёра по ремонту электрооборудования промышленных предприятий».-  М.: Академия, 2016

Дополнительные источники:

  1. Нестеренко В.Н., Мысьянов А.М. «Технология электромонтажных работ». - М.: Академия, 2014
  2. Покровский Б.С., Скакун В.В. «Слесарное дело».- М.: Академия, 2015
  3. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю. «Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий». - М.: Академия, 2014 
  4. Сибикин Ю.Д. «Монтаж, эксплуатация и ремонт электрооборудования промышленных предприятий и установок».- М.: Академия, 2013

Методические пособия:

  1. Методические указания по выполнению практических работ;
  2. Методические указания по выполнению лабораторных работ.

Интернет-ресурсов:

- http://www.electrolibrary.info/books/20lessons.htm"20 Уроков по Электромонтажу Иллюстрированное практическое руководство для начинающих электромонтажников"

- http://yanviktor.narod.ru/ - Электролаборатория

- http://energo-argo.narod.ru - "Всё для электрика" Законы, Правила, Журналы, Паспорта, Стандарты, Инструкции, Программы, Справочники и т.д.

http://almih.narod.ru/lib-en.htm - Всё для электрика. ПУЭ,ПТЭ И ПТБ, ГОСТЫ, ЕСКД, Справочники, книги серии «Библиотека Электромонтёра» и т.д.
- http://stavatv.narod.ru 
-
http://www.elecab.ru/ - Справочник электрика. Справочники, Нормативы, Форум, Статьи, Новости, Объявления, Поставщики и т.д.
- http://www.butusovnf.ru/archive.html - Электрика для новичков. Сайт Бутузова А.Р.
-
http://electricalschool.info/ - Школа для электрика. Электричество для новичков,   Электробезопасность, Справочник электрика, Эл.снабжение, Эл.схемы,  Светотехника, Инструмент электрика, Электромонтаж, Ремонт электрооборудования, Полезные советы. http://www.v-bazis.ru - Всё от электрике и электромонтаже. Общие сведения, розетки, Электропроводки, Заземление и электробезовасность, Полезные советы и т.д.
- http://gearplier.com - Электричество в быту. Инструменты, Приспособления и приборы, Эл. проводки, Освещение, Установочные устройства, Бытовые эл. приборы, Источники питания, Материалы и т.д.
- http://protok.ru/ 
Электрик. Продукция, Статьи, Справочники, Каталоги товаров, Ссылки, Полезные сайты,Каталог сайтов и т.д.
-
http://www.electrinpho.ru/ 
"
ЭЛЕКТР-ИНФО" Документация, ГОСТЫ, СНиП, Оборудование, ТБ и т.д.
-
http://www.electro-sila.com/ 
ЭЛЕКТРОМОНТАЖ Электромонтажные работы, Все виды работ и т.д.
- http://elektro.narod.ru 
"Практическое руководство для электриков и домашних мастеров" Инструкции, Информация, Таблицы, Безопасность, Заземления, УЗО, Стандарты, Сайты, Форум и т.д.
http://www.elektromontagnik.ru 
ЭЛЕКТРОМОНТАЖНИК. Электромонтаж квартир, коттеджей, офисов,
жилых домов, производственных зданий и т.д.

- http://www.butusovnf.ru/archive.html - Электрика для новичков. Сайт Бутузова А.Р.
-
http://electricalschool.info/ - Школа для электрика. Электричество для новичков,   Электробезопасность, Справочник электрика, Эл.снабжение, Эл.схемы,  Светотехника, Инструмент электрика, Электромонтаж, Ремонт электрооборудования, Полезные советы, и т.д.
-
http://www.220-380.ru -Библиотека «Мечта электрика» Розетки и выключатели, Низковольтное оборудование, Кабели и провода, Тёплые полы, кабельные панели, Светильники, Монтажные материалы, лампы и т.д.
- http://www.v-bazis.ru - Всё от электрике и электромонтаже. Общие сведения, розетки, Электропроводки, Заземление и электробезопасность, Полезные советы и т.д.
- http://gearplier.com - Электричество в быту. Инструменты, Приспособления и приборы, Эл. проводки, Освещение, Установочные устройства, Бытовые эл. приборы, Источники питания, Материалы и т.д.

3.3.Требования к педагогическим кадрам по реализации рабочей программы профессионального модуля по специальности должны обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профессиональных организациях не реже 1 раза в 3 лет.

3.4. Требования к учебно-методической документации профессионального модуля Учебно-методическая документация по профессиональному модулю включает: лекции; практические работы, разработку тестовых заданий, перечень вопросов к текущей и промежуточной аттестации.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты (освоенные профессиональные  компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1 Принимать   в    эксплуатацию    отремонтирован-

ное электрооборудование и включать его в работу

- демонстрация точности и скорости   чтения технических чертежей;

-демонстрация скорости и качества анализа технологической документации;

- демонстрация способности проверять электрооборудование на соответствие  чертежам, электрическим схемам, техническим   условиям;                                    

-демонстрация качественного выполнения   приемосдаточных работ;

- владение технологией запуска электрооборудования в работу после ремонта;

 -  - обоснованный выбор технологического оборудования, инструментов, приспособлений, мерительного и вспомогательного инструмента в условиях приемосдаточных работ;

- соответствие выполненных работ требованиям ПУЭ, техническим условиям, технике безопасности.

- наблюдение за деятельностью учащегося в процессе работы;

- экспертное заключение на выполненную практическую работу;

- презентация выполненной работы

ПК 2.2 Производить  испытания  и  пробный  пуск  машин  под наблюдением инженерно-технического персонала

- демонстрация точности и скорости   чтения технических чертежей;

-демонстрация скорости и качества анализа технологической документации;

-демонстрация качественного выполнения  испытаний  и пробного пуска электрических машин;

- владение технологией выполнения испытаний и пробного пуска электрических машин;

 -обоснованный выбор технологического оборудования, инструментов, приспособлений, мерительного и вспомогательного инструмента при выполнении испытаний и пробного пуска электрических машин;

- соответствие выполненных работ требованиям ПУЭ, техническим условиям, технике безопасности.

- наблюдение за деятельностью учащегося в процессе работы;

- экспертное заключение на выполненную практическую работу;

- презентация выполненной работы

ПК 2.3 Настраивать  и регулировать  контрольно- измерительные приборы и инструменты

-демонстрация скорости и качества  определения необходимости в настройке и регулировке контрольно- измерительных приборов и инструментов;

- демонстрация точности и скорости  настройки и регулировки контрольно- измерительных приборов и инструментов;

- владение технологией настройки,  регулировки и технического обслуживания контрольно- измерительных приборов и инструментов;

 --- обоснованный выбор технологического оборудования, инструментов, приспособлений, мерительного и вспомогательного инструмента при выполнении настройки и регулировки контрольно- измерительных приборов и инструментов;  

- соответствие выполненных работ требованиям ПУЭ, техническим условиям, технике безопасности.

- наблюдение за деятельностью учащегося в процессе работы;

- экспертное заключение на выполненную практическую работу;

- презентация выполненной работы.

Контроль и оценка результатов развития общих компетенций

 

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

- демонстрация интереса к избранной профессии;

- участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах

- экспертное наблюдение и оценка на практических  занятиях,  при выполнении работ по  производственному обучению и производственной практике, при подведении итогов  профессиональных конкурсов, олимпиад, викторин и т.п.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

- обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов;

- демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач.

- экспертное наблюдение и оценка на практических  занятиях,  при выполнении работ по производственному обучению и производственной практике

ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий  и итоговый контроль,  оценку и  коррекцию собственной деятельности,

нести ответственность за результаты своей работы

- демонстрация способности анализировать рабочую ситуацию и принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

-демонстрация способности осуществлять текущий и итоговый контроль собственной деятельности

- экспертное наблюдение и оценка на практических  занятиях,  при выполнении работ по производственному обучению и производственной практике

ОК 4 Осуществлять   поиск  информации,   необходимой   для эффективного выполнения профессиональных задач

- нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

- экспертное наблюдение и оценка на практических  занятиях,  при выполнении работ по производственному обучению и производственной практике;

- экспертное наблюдение и оценка внеаудиторной самостоятельной работы учащихся

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные  технологии в профессиональной деятельности

- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологий

в профессиональной деятельности.

- экспертное наблюдение и оценка на практических  занятиях, при выполнении работ по производственному обучению и производственной практике;

- экспертное наблюдение и оценка внеаудиторной самостоятельной работы учащихся.

ОК 6 Работать  в команде, эффективно  общаться с  коллегами, руководством, клиентами

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями, мастерами в ходе обучения и на производственной практике

- экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по производственному обучению и производственной практике

ОК 7 Исполнять   воинскую  обязанность,  в   том  числе   с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

- демонстрация готовности  к исполнению воинской обязанности

- экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях,  при выполнении работ по производственному обучению и производственной практике


[1]* Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций