РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 ОХРАНА ТРУДА профессия СПО 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), входящей в состав укрупненной группы профессий 13.00.00 Электро – и теплоэнергетика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op.05_ohrana_truda.doc | 235 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«ИРКУТСКИЙ ТЕХНИКУМ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА» В Г. ШЕЛЕХОВЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 ОХРАНА ТРУДА
профессия СПО 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
(на базе основного общего образования)
группа ЭО – 22 – 310
2022 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 802, от 02.08.2013 г. (ред. от 13.07.2021), учебного плана ГБПОУ ИО ИТАС среднего профессионального образования по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), входящей в укрупнённую группу профессий СПО 13.00.00 Электро – и теплоэнергетика
.
Организация: Филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Иркутский техникум архитектуры и строительства» в г. Шелехове
Разработчик:
1. Мальцева С.В., преподаватель филиала ГБПОУ ИО ИТАС
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании предметно – цикловой комиссии техники и технологии материалов Протокол № 10 от «15» июня 2022 г. Председатель ПЦК ____________ /Утешева Л.Ф./ |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 10 |
| 11 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Охрана труда
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), входящей в состав укрупненной группы профессий 13.00.00 Электро – и теплоэнергетика
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл.
Учебная дисциплина имеет практическую направленность и осуществляет межпредметные связи с общеобразовательными и общепрофессиональными дисциплинами: ОУД.11 Физика; ОП.04 Материаловедение; ОП.05 Охрана труда; ОП.07 Электроматериаловедение; ПМ.01 Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций; ПМ.02 Проверка и наладка электрооборудования; ПМ.03 Устранение и предупреждение аварий и неполадок электрооборудования.
1.3. Цели и планируемые результаты освоения учебной дисциплины
Целью освоения дисциплины является приобретение обучающимися теоретических знаний и профессиональных навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности квалифицированных рабочих.
ПК, ОК | Умения | Знания |
ПК 1.1. Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов различной сложности в процессе сборки. ПК 1.2. Изготовлять приспособления для сборки и ремонта. ПК 1.3. Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта. ПК 1.4. Составлять дефектные ведомости на ремонт электрооборудования. ПК 2.1. Принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и включать его в работу. ПК 2.2. Производить испытания и пробный пуск машин под наблюдением инженерно-технического персонала. ПК 2.3. Настраивать и регулировать контрольно-измерительные приборы и инструменты. ПК 3.1. Проводить плановые и внеочередные осмотры электрооборудования. ПК 3.2. Производить техническое обслуживание электрооборудования согласно технологическим картам. ПК 3.3. Выполнять замену электрооборудования, не подлежащего ремонту, в случае обнаружения его неисправностей. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | - оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте; - пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты; - применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях; - использовать экобиозащитную и противопожарную технику; - определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; - соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности. | - виды и правила проведения инструктажей по охране труда; - возможные опасные и вредные факторы и средства защиты; - действие токсичных веществ на организм человека; - законодательство в области охраны труда; - меры предупреждения пожаров и взрывов; - нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности; - общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях; - основные источники воздействия на окружающую среду; - основные причины возникновения пожаров и взрывов; - особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве; - правовые и организационные основы охраны труда на предприятии, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии; - права и обязанности работников в области охраны труда; - правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов; - правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты; - предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты; - принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях; - средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов. - виды и правила проведения инструктажей по охране труда; - возможные опасные и вредные факторы и средства защиты; - действие токсичных веществ на организм человека; - законодательство в области охраны труда; - меры предупреждения пожаров и взрывов; - нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности; - общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях; - основные источники воздействия на окружающую среду; - основные причины возникновения пожаров и взрывов; - особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве; - правовые и организационные основы охраны труда на предприятии, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии; - права и обязанности работников в области охраны труда; - правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов; - правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты; - предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты; - принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях; - средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов. |
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Всего учебной нагрузки обучающихся (час.) - 48 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часа;
- практических занятий 16 часов, из них в форме практической подготовки– 16 часов
самостоятельной работы обучающегося – 16 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов по УП | Из них по курсам и семестрам |
3 курс | ||
5 семестр | ||
Суммарная учебная нагрузка обучающегося (всего) | 48 | 48 |
в том числе | ||
в форме практической подготовки | 16 | 16 |
Учебные занятия по взаимодействии (всего) | 32 | 32 |
в том числе: | ||
теоретические занятия (лекции, семинары, уроки и др.) | 16 | 16 |
лабораторные работы | 2 | 2 |
практические занятия | 14 | 14 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 | 16 |
в том числе: | 8 3 5 | 8 3 5 |
выполнение реферата (презентация) | ||
подготовка сообщения | ||
разработка опорного конспекта | ||
Промежуточная аттестация в форме экзамена (5 семестр) |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Охрана труда
Наименование разделов и тем дисциплины | № занятия | Тема занятия, содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Формируемые компетенции | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
Раздел 1. Общие вопросы охраны труда | 27 | ||||||
Тема 1.1. Введение. | Содержание учебного материала | 2 1 1 | |||||
1 – 2 | Охрана труда как изучаемый предмет. Основные термины охраны труда. Основные положения и задачи охраны труда. Нормы, правила и инструктивные указания по охране труда. | ОК.01 – 06 ПК.1.1 – 1.4 | |||||
Производственная санитария и гигиена труда. Профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии Общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях. Функции и обязанности органов контроля по охране труда и безопасному ведению работ. Управление охраной труда. | ОК.01 – 06 ПК.1.1 – 1.4 ПК.2.1 – 2.3 | ||||||
Практические занятия (в форме практической подготовки): | 2 1 1 | ОК.01 – 06 ПК.1.1 – 1.4 ПК.2.1 – 2.3 | |||||
3 - 4 | №1 Оценивание состояния техники безопасности на производственном объекте | ||||||
№2 Определение требований к спецодежде согласно виду профессиональной деятельности и условиям труда. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 2 | ||||||
Тема 1.2. Воздействие негативных производственных факторов на человека и способы защиты от них. | Содержание учебного материала | 2 1 1 | |||||
5 – 6 | Виды вредных и опасных производственных факторов. Действие токсичных веществ на организм человека. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны. | ОК.01 – 06 ПК.1.1 – 1.4 ПК.2.1 – 2.3 | |||||
Обеспечение оптимальных параметров микроклимата, освещённости. Средства и способы защиты от электромагнитных излучений. Методы защиты от производственного шума. Виды производственной вибрации и методы борьбы с ней. Работа на высоте. Принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях. Средства индивидуальной и коллективной защиты. | |||||||
ОК.01 – 06 ПК.1.1 – 1.4 ПК.2.1 – 2.3 | |||||||
Лабораторные работы (в форме практической подготовки): | 2 | ОК.01 – 06 ПК.1.1 – 1.4 ПК.2.1 – 2.3 ПК.3.1 – 3.2 | |||||
7-8 | №1 Использование средств индивидуальной и коллективной защиты при воздействии вредных и опасных производственных факторов. | ||||||
Практические занятия (в форме практической подготовки): | 2 1 1 | ||||||
9 – 10 | №3Определение предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в рабочей зоне. | ||||||
№4 Использование экобиозащитной техники и средств . | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 3 | ||||||
Тема 1.3. Производственный травматизм и профессиональные заболевания. | Содержание учебного материала | 2 1 1 | |||||
11 – 12 | Анализ условий труда, причин травматизма и профессиональные заболевания. | ОК.01 – 06 ПК.1.1 – 1.4 ПК.2.1 – 2.3 | |||||
Основные виды травматизма и общие требования при производстве электромонтажных работ. | |||||||
Расследование несчастных случаев, учет и отчетность. Мероприятия по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний. | ОК.01 – 06 ПК.1.1 – 1.4 | ||||||
Практические занятия (в форме практической подготовки): | 4 2 2 | ОК.01 – 06 ПК.1.1 – 1.4 ПК.2.1 – 2.3 | |||||
13-14 | №5 Расследование несчастного случая на производстве. Заполнение акта формы Н - 1 | ||||||
15-16 | №6 Определение и проведение анализа травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 3 | ||||||
Тема 1.4. Инструктаж, обучение и пропаганда правил техники безопасности. | Содержание учебного материала | 2 1 1 | |||||
17 – 18 | Виды инструктажей: вводный, инструктаж на рабочем месте, повторный инструктаж. Правила проведения инструктажей. Законодательство в области охраны труда. Нормативные документы по охране труда и здоровья | ОК.01 – 06 ПК.1.1 – 1.4 ПК.2.1 – 2.3 | |||||
Ответственность за состояние техники безопасности и производственной санитарии. Ответственность за нарушения. Виды ответственности. Пропаганда мероприятий по охране труда. Система мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. | ОК.01 – 06 ПК.1.1 – 1.4 ПК.2.1 – 2.3 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 1 | ||||||
Раздел 2. Электробезопасность. Пожарная безопасность | 17 | ||||||
Тема 2.1. Электробезопасность | Содержание учебного материала | 4 1 1 1 1 | |||||
19 – 20 | Действия электрического тока на организм человека. Виды поражений электрическим током. | ОК.01 – 06 ПК.1.1 – 1.4 ПК.2.1 – 2.3 ПК.3.1 – 3.3 | |||||
Правила безопасности при работе с электроинструментом, электроустановками. Правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов | |||||||
21 – 22 | Индивидуальные средства защиты от поражения электрическим током. | ||||||
Первая помощь при поражении электрическим током. | |||||||
Практические занятия (в форме практической подготовки): | 5 1 2 2 | ОК.01 – 06 ПК.1.1 – 1.4 ПК.2.1 – 2.3 ПК.3.1 – 3.3 | |||||
23 | № 7 Анализ факторов, влияющих на поражение человека электрическим током | ||||||
24,25 | № 8 Расчёт контура заземления | ||||||
26,27 | № 9 Оказание первой медицинской помощи при поражении электрическим током | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 3 | ||||||
Тема 2.2. Пожарная безопасность | Содержание учебного материала | 2 1 1 | ОК.01 – 06 ПК.1.1 – 1.4 | ||||
28 | Причины пожаров и взрывов на предприятиях. Правила пожарной безопасности на территории предприятия. Пожарная профилактика и организация противопожарной дисциплины. Пожарная охрана, добровольные пожарные дружины, средства сигнализации и связи. Технические средства тушения. | ||||||
29 | Эвакуация людей при пожаре. Действие пожарного расчета по ликвидации очага возгорания Пожарная безопасность при электросварочных и газосварочных работах.. | ОК.01 – 06 ПК.1.1 – 1.4 | |||||
Практические занятия (в форме практической подготовки): | 1 | ОК.01 – 06 ПК.1.1 – 1.4 | |||||
30 | №10 Использование огнетушителя при тушении пожара. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 2 | ||||||
Раздел 3. Охрана окружающей среды | 4 | ||||||
Тема 3.1. Обеспечение контроля за состоянием окружающей среды | Содержание учебного материала | 2 2 | |||||
31-32 | Организации, обеспечивающие контроль за состоянием окружающей среды. Вредное воздействие машин и механизмов на окружающую среду. Средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов. Отработанные газы, задымленность, попадания горючесмазочных материалов в почву и водоемы. Цели и задачи лабораторий по охране труда и окружающей среды. Ответственность за загрязнение окружающей среды. | ОК.01 – 06 ПК.1.1 – 1.4 ПК.2.1 – 2.3 ПК.3.1 – 3.3 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 2 | ||||||
Всего: | 48 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально - техническое обеспечение
Для реализации учебной дисциплины имеется учебный кабинет Охрана труда
Оборудование учебного кабинета:
- комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, сборники задач и упражнений, карточки-задания, комплекты тестовых заданий);
- комплекты карточек заданий и бланков технологической документации;
-наглядные пособия (плакаты, демонстрационные и электрифицированные стенды, макеты и действующие устройства);
- комплект деталей, узлов, инструментов и приспособлений.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиопроектор (интерактивная доска);
- коллекция цифровых образовательных ресурсов (электронные учебники, электронные справочники, плакаты, модели), видеоматериалы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основной источник:
Сибикин Ю.Д., Охрана труда и электробезопасность. – М.: ИП Радио Софт,2007. – 408 с.: ил.
Дополнительные источники:
- Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю., Электробезопасность при эксплуатации электроустановок промышленных предприятий. – М.: Академия, 2003.-258с.
- Трудовой кодекс РФ;
- Недоступов.Ю. Н., Охрана труда в образовательных учреждениях. –Мытищи, 2002-167с.
- Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок. – М.: Омега – Л, 2007-152 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте | Оценка за выполнение практических занятий № 1 |
пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты | Оценка результатов выполнения лабораторной работы №1, практического занятия №2 |
применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях | Наблюдения за безопасными приёмами труда на территории организации и в производственных помещениях |
использовать экобиозащитную и противопожарную технику | Оценка за выполнение практического занятия № 4 |
определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности | Оценка за выполнение практических занятий № 3,5,6,7 |
соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности | Наблюдения за соблюдением правил безопасности труда, оценка за выполнение практических занятий № 8,9,10 |
Знания: | |
виды и правила проведения инструктажей по охране труда | Тестирование, оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (составление опорного конспекта, защита реферата, сообщения, презентации) |
возможные опасные и вредные факторы и средства защиты | Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (составление опорного конспекта, защита реферата, сообщения, презентации) |
действие токсичных веществ на организм человека | Тестирование, оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (составление опорного конспекта, защита реферата, сообщения, презентации) |
законодательство в области охраны труда | Выполнение задания в тестовой форме |
меры предупреждения пожаров и взрывов | Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (составление опорного конспекта, защита реферата, сообщения, презентации) |
нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности; общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях | Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (составление опорного конспекта, защита реферата, сообщения) |
основные источники воздействия на окружающую среду | Тестирование, оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (составление опорного конспекта, защита реферата, выполнение презентации) |
основные причины возникновения пожаров и взрывов | Тестирование, оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (защита реферата, сообщения, выполнение презентации) |
особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве | Выполнение заданий в тестовой форме, оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (составление опорного конспекта, защита реферата, сообщения) |
правовые и организационные основы охраны труда на предприятии, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии | Тестирование, оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (составление опорного конспекта) |
права и обязанности работников в области охраны труда | Тестирование, оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (составление опорного конспекта, защита реферата, сообщения) |
правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов | Устный опрос, тестирование |
правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты | Контрольная работа |
предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты; | Выполнение задания в тестовой форме, оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (составление опорного конспекта, защита реферата, сообщения) |
принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях; | Выполнение задания в тестовой форме |
средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов | Тестирование, оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (составление опорного конспекта, защита реферата, презентации) |