Методическая разработка урока по теме: «Воздушные линии (ВЛ): общие сведения и техническое обслуживание».
план-конспект урока

Методическая разработка урока по теме: «Воздушные линии (ВЛ): общие сведения и техническое обслуживание».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vozdushnye_linii_vl.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Воздушные линии (ВЛ): общие сведения и техническое обслуживание».

Цели урока:

Образовательная: Изучение основных составляющих ВЛ и виды обслуживания.

Развивающая: Применение знаний на практике, развитие мышления, умение делать выводы, анализировать.

Воспитательная: Развитие познавательного интереса к предмету, расширение кругозора студентов, показать возможность использования полученных на занятиях знаний в жизненных ситуациях.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Оборудование:

ТСО - компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация «Опоры ВЛ и их обслуживание»;

Раздаточный материал – карточные задания.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент: (3 мин.) Взаимное приветствие преподавателя и учащихся, определение отсутствующих, подготовка учащихся к работе на уроке: сообщение темы и цели урока.

Слайд 3. Эпиграфом к нашему уроку я взял слова Адольфа Дистервега 

Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».

Сайд 4. Актуализация знаний. Перед началом новой темы давайте вспомним определения с прошлых тем и заполним квадрат терминами. 

1

П

Р

О

В

О

Д

2

П

Р

О

Л

Е

Т

3

В

О

З

Д

У

Х

4

П

Р

О

В

Е

С

5

С

Т

О

Й

К

А

6

Б

А

Н

Д

А

Ж

1. Один из основных составляющих линии

2. Расстояние между соседними опорами.

3. Диэлектрик изолирующий провода ВЛ друг от друга.

4. Ослабление провода в пролете и его оттяжка называется.

5. Укос по другому.

6. При помощи его соединяют опору с пасынком.  Слайд 5-10

  1. Объяснение нового материала.

Слайд 11. Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим состав воздушной линии напряжением с выше 1000 В.

Слайд 12.Воздушная линия состоит из:

Провода

Траверсы

Изоляторы

Арматура

Опоры

Грозозащитные тросы

Разрядники

Заземление

Начнем по порядку и первое у нас ПРОВОДА. Слайд 13.

        Число проводов на опорах может быть разным. Обычно воздушная линия (ВЛ) рассчитана на передачу трёхфазного тока, поэтому опоры одноцепных ВЛ напряжением свыше 1 кВ рассчитаны на подвеску трёх фазных проводов, то есть одной цепи. На опорах двухцепных ВЛ подвешивают две параллельно идущие цепи, то есть 6 проводов.

Также бывают ВЛ с расщеплёнными фазами, когда вместо одного фазного провода большого сечения подвешивается несколько скреплённых между собой проводов меньшего сечения. Расщепление проводов применяется для устранения появления протяжённого коронного разряда (на жаргоне электриков — «короны») на проводах. Появление «короны» не только вызывает дополнительные потери в проводах, но и создаёт дополнительные искажения первоначально синусоидальной формы тока, на работу с которыми сети переменного тока не рассчитаны.

Слайд 14. Марки проводов :

  • М — провод, состоящий из одной или скрученный из нескольких медных проволок.
  • А — провод, состоящий из одной или скрученный из нескольких алюминиевых проволок
  • АС — провод, состоящий из сердечника, сплетенного из оцинкованных стальных проволок, и намотки алюминиевых проволок
  • АСУ — сталеалюминиевые провода с усиленным стальным сердечником
  • АСО — сталеалюминиевые провода с облегчённым стальным сердечником

Сейчас широко стал применятся провод марки СИП - самонесущий изолированный провод.  Возможность применения в ЛЭП классов напряжения 0,6/1 кВ и 20 кВ при температуре от -50° С до +50° С..

Слайд 15. Следующая составляющая ВЛ – траверса.

Траверса — конструкция, расположенная на опоре воздушной линии электропередачи, к которой крепят изоляторы для проводов и др. арматуру. Служит для создания требуемого изолирующего воздушного промежутка и поддержки проводов (Крепление только через изолятор).

Слайд 16. Траверсы бывают под разные изоляторы: под штыревые и подвесные.

Слайд 17. Изоляторы.

        Изолятор электрический, устройство для электрической изоляции и механической связи частей электрического устройства, находящихся под различными электрическими потенциалами. И. состоит из диэлектрика (собственно И.) и деталей для его крепления (арматуры).

Слайд 18.Наиболее часто И. изготовляют из фарфора и стекла. В радиотехнических устройствах и других высокочастотных установках И. выполняют из стеатита, ультрафарфора и других материалов с малыми диэлектрическими потерями (см. Электроизоляционные материалы).

        В обозначение изоляторов входят:

буквы, которые указывают на их конструкцию: Ш — штыревой, П — подвесной

материал: Ф — фарфор, С — стекло

назначение: Т — телеграфный, Н — низковольтный, Г — грязестойкий (для подвесных)

типоразмер: А, Б, В, Г (для штыревых)

цифры, которые у штыревых изоляторов указывают на номинальное напряжение (10, 20, 35) или диаметр внутренней резьбы (для низковольтных), а у подвесных — на гарантированную механическую прочность в килоньютонах.

Слайд 19. Полимерный изолятор — это устройство, предназначенное для изоляции и крепления проводов воздушных линий электропередачи (ВЛ) и распределительных устройств электростанций и подстанций, а также токоведущих частей в электрических аппаратах, выполненные с применением композитных материалов.

Слайд 20. Арматура ВЛ

Армату́ра — специальные типовые детали, предназначенные для соединения проводов, соединения изоляторов в гирлянды, крепления к ним проводов, подвески гирлянд на опорах линий электропередачи и других функций.

Слайд 21. Арматура бывает разная под подвесную изоляцию, натяжную, соединительная и т.д.

Слайд 22. Это арматура под провод СИП: клиновые, контактная, соединительные плашки и т.д.

        Слайд 23. Опоры воздушных линий.

Опоры ВЛ предназначены  для подвески проводов на необходимой высоте над поверхностью земли или над пересекаемыми линиями, технических сооружениями (шоссе ).

Опоры классифицируются:

         По материалу;

         По назначению;

         По конструктивному исполнению.

По материалу бывают деревянные, железобетонные и железные.

По назначению различают:

Слайд 24.

1)     Анкерные опоры – устанавлемые для ограничения анкерного пролета, а также в местах изменения количества, марок и сечения проводов. Предназначены для закрепления на них проводов и тросов ч/з натяжные гирлянды изоляторов. Должны воспринимать усилия от разности натяжения  проводов с опорою пролета и направлены вдоль л-и.

Слайд 25.

2)     Угловые опоры – установлены в местах изменения направления трасы л-и.  Должны воспринимать сумм. Нагрузку от тяжения проводов смежных пролетов.

Слайд 26.

3)     Промежуточные опоры- устанавливаемые на прямых участках трасы и предназначенные для свободной подвески проводов на штыревых изоляторах или подвесных гирляндах изоляторов.  

4)     Концевые опоры – уст-ся в нач. или конце линии, а также в местах кабельных вставок. Это анкерные опоры рассчитанные на одностороннее тяжение проводов и тросов.

Слайд 27. Грозозащитные тросы.

Грозозащи́тный трос — заземлённый протяжённый молниеотвод, натянутый вдоль воздушной линии электропередачи над проводами. Т.е. при попадании прямого удара молнии  трос выполняет роль молнеотвода. Он устанавливается выше проводов на самом верху линии.

        Слайд 28.  Разрядник — электрический аппарат, предназначенный для ограничения перенапряжений в электротехнических установках и электрических сетях. Самые распространенные это трубчатые разрядники. Искровой разрядник.

Слайд 29. Заземлитель (металлический стержень) с присоединенным заземляющим проводником.

Слайд 30. Для защиты от грозовых перенапряжений

заземлению подлежат: железобетноое опоры

 воздушных линий напряжением до 10 кВ в населенной

 и в ненаселенной местности, железобетнонные

 и деревянные опоры всех типов линий всех напряжений,

 на которых установлены устройства грозозащиты,

 все виды опор, на которых установлены силовые и

 измерительные трансформаторы, разъединители,

 предохранители и другое оборудование.

Заземляющее устройства воздушных линий выполняют

 из вертикальных стержневых заземлителей

 из угловой стали. Заземлители бывают горизонтального и вертикального исполнения.

Слайд 31-34. Опоры будущего. Архитекторы Исландии предлагают такой тип опор. Которые будут выполнены в виде человеческих фигур. Эти опоры будут не однотипные.

Слайд 35. Обслуживание ВЛ. Работа будет продолжаться в программе «Электрик»

При обслуживании ВЛ проверяют регулировку провода, состояние опор, провода, изоляторов. В случаи отклонения от нормы эти дефекты устраняют т. е. если опора имеет отклонение от своей оси необходимо выполнить выправку опоры. Выправку производят при помощи техники. Если поврежден провод то его  меняют на новый. Поврежденный кусок провода вырезают, а на его место вставляют провод такого же сечения и длины. Провода стягивают полиспастом при этом необходимо  сперва отключить линию на ктп, установить ПЗ на все фазные провода, снять вязки с изоляторов двух соседних пролетов и только потом приступать к замене провода.

Закрепление материала будет проводится по индивидуальным карточкам, на компьютерах по программе «Электрик»

Слайд 36. Выдача домашнего задания.

Выучить данную тему по памяткам

Составить кроссворд используя

ключевое слово «ЛИНИЯ»  

Слайд 37. Рефлексия.

Слайд 38. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.

Методическая разработка  по теме «Урок письма» предназначена  для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи».  Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...

Методическая разработка урока по теме "Назначение, устройство и принцип работы аппаратов токовой защиты.Техническое обслуживание и ремонт предохранителей. Монтаж, сборка предохранительных групп в РУ".

Данная разработка учебного занятия была представлена на Пятый Всероссийский конкурс "Конкурс педагогических достижений", проводимый на портале профессионального сообщества педагогов "Методисты.ру" тво...

Методическая разработка урока по теме: «Устройство и техническое обслуживание основных систем автомобиля»

Данное учебное занятие разработано для обучающихся 3 курса специальности 23.02.04 "Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)...

Методическая разработка урока на тему: "Работа с интервалами на уроках сольфеджио".

Методическая разработка открытого урока по сольфеджио 3 год обучения....

Методическая разработка урока на тему: «Резьба. Основные сведения о резьбе. Классификация резьбы. Условное изображение и обозначение на чертежах»

Методические указания к проведению урока по учебной дисциплине «Инженерная графика» предназначены для преподавателей специальности  23.02.04. Техническая эксплуатация подъемно-транспо...

Методическая разработка урока по теме: «Типичные неисправности водоотведения (канализации), внутренних водостоков, санитарно-технических приборов объектов жилищно-коммунального хозяйства; технология и техника устранения протечек системы водоотведения».

Методическая разработка урока по теме: «Типичные неисправности  водоотведения (канализации), внутренних водостоков, санитарно-технических приборов объектов жилищно-коммунального хозяйства; ...