РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОП. 02 Основы электротехники по профессии СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
рабочая программа

Юденич Лариса Михайловна

Программа дисциплины ОП.02 Основы электротехники разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2016 года № 50 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 февраля 2016 г., регистрационный N 41197), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 сентября 2016 г. N 1193 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 октября 2016 г., регистрационный номер N 43932) (далее ФГОС СПО).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_15.docx44.12 КБ

Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Рославльский многопрофильный колледж»

РАССМОТРЕНО

На заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 31.08.2021 года                                            

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

№126/1-о от 31.08.2021 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОП. 02 Основы электротехники

по профессии СПО

15.01.05 Сварщик

(ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

РАССМОТРЕНО

на заседании ПЦК по укрупненным группам профессий (УГП) и укрупненным группам (УГС) специальностей:

- 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта

(специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта)

- 15.00.00 Машиностроение

 (профессия 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

протокол № 1 от 31.08.2021 г.  

Председатель ПЦК_________Морщакина Т.Н.

2021 г.

Программа дисциплины ОП.02 Основы электротехники разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2016 года № 50 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 февраля 2016 г., регистрационный N 41197), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 сентября 2016 г. N 1193 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 октября 2016 г., регистрационный номер N 43932) (далее ФГОС СПО).

Организация – разработчик: СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

Разработчик: Юденич Л.М. – преподаватель СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР

___________________ Рослякова О.Н.

СОГЛАСОВАНО

АО «Рославльский ВРЗ»

Начальник сектора сварки металла

технического отдела

 ________________Филиппов А.В.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии 15.01.05 Сварщик(ручной и частично механизированной сварки (наплавки).

Программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии рабочих: 15.01.05 Сварщик(ручной и частично механизированной сварки (наплавки).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Изучение данной дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

Общие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,

клиентами.

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен: уметь:

  • читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;
  • рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;
  • использовать в работе электроизмерительные приборы;

знать:

  • единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;
  • методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;
  • свойства постоянного и переменного электрического тока;
  • принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;
  • электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;
  • свойства магнитного поля;
  • двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;
  • правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;
  • аппаратуру защиты электродвигателей; методы защиты от короткого замыкания; заземление, зануление.                                

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:максимальной учебной нагрузки обучающегося 70 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 22 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

70

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

лабораторныеработы

-

практические занятия

24

контрольные работы

-

Самостоятельная работа студента (всего)

22

в том числе:

индивидуальное проектное задание

-

тематика внеаудиторной самостоятельной работы

22

Итоговая аттестация в форме комплексного дифференциального зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электротехники»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала:

Электрическая энергия, ее свойства и область применения.

Краткий исторический обзор развития электротехники. Роль электрификации в деле автоматизации производственных процессов, автоматизации машин и оборудования.

1

1

Раздел 1. Основы электротехники

21

1

Тема 1.1.

Электрическое поле

Содержание учебного материала:

Электрическое поле и его параметры. Закон Кулона. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсаторы. Соединение конденсаторов.

1

2

Практическое занятие №1

Расчет электрических цепей при последовательном, параллельном и смешанном соединении конденсаторов.

2

Тема 1.2.

Электрические цепи постоянного тока

Содержание учебного материала:

Элементы электрической цепи. Основные электрические величины.

Электрическое сопротивление, его зависимость от размеров проводников и температуры.

Законы Ома, электродвижущая сила. Режимы работы источников питания.

Работа, мощность и тепловое действие тока.  Закон Джоуля – Ленца.

Параллельное, последовательное и смешанное соединение потребителей.

Законы Кирхгофа. Понятие о расчете сложных электрических цепей. Метод уравнений Кирхгофа.Метод узловых потенциалов.

4

2

Практическое занятие №2

Расчет электрической цепи постоянного тока при смешанном соединении резисторов.

Практическое занятие №3

Расчет сложных электрических цепей методом уравнений Кирхгофа.

Практическое занятие №4

Изучение метода узлового потенциала.

6

Тема 1.3.

Электромагнетизм

Содержание учебного материала:

Элементы магнитной цепи, их характеристика. Проводник с током в магнитном поле, закон Ампера.

Магнитные свойства веществ. Намагничивание ферромагнитных материалов, их применение.

Явление электромагнитной индукции, ее практическое применение. Понятие о вихревых токах. Индуктивность и явление самоиндукции. Взаимоиндукция и ее использование в трансформаторах.

2

1

Практическое занятие №5

Расчет неразветвленной магнитной цепи

2

Тема 1.4.

Однофазные электрические цепи переменного тока

Содержание учебного материала:

Основные величины и способы изображения переменного тока.

Понятие о фазе, частоте. Электрические цепи переменного тока с активным, индуктивным и емкостным сопротивлением. Закон Ома для этих цепей. Векторные диаграммы. Неразветвленные цепи переменного тока.

Расчет, векторные диаграммы. Резонанс напряжений: учет, использование Активная, реактивная и полная мощности в цепи переменного тока. Коэффициент мощности. Основные элементы трехфазной системы.

Соединение обмоток генератора и потребителя «звездой» и «треугольником». Соотношения между линейными и фазными величинами. Векторная диаграмма. Понятие о симметричной и несимметричной нагрузке.

Мощность трехфазного тока.  

6

2

Практическое занятие №6

Расчёт неразветвленных электрических цепей.

Практическое занятие №7

Расчет трехфазных цепей при соединении потребителей "звездой" и "треугольником"

4

Тема 1.5.

Электрические измерения

Содержание учебного материала:

Основные понятия измерения.

Погрешности измерений. Классификация электроизмерительных приборов. Измерение электрического тока и напряжения, мощности и энергии, сопротивления

Измерения основных электрических величин.

Измерение электрического тока и напряжения, мощности и энергии, сопротивления

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 1, работа с конспектом, изучение пройденного материала, оформление отчетов по результатам лабораторно-практических работ и подготовка к защите.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка рефератов, докладов, творческих работ.

Электрический ток в различных средах.

Проводники в электрическом поле.

Источники ЭДС и источники тока.

Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля – Ленца.

Расчёт сечения проводов.

Роль закона электромагнитной индукции при отключении электромагнитов, других электротехнических устройств, содержащих магнитные сердечники.

Сопротивления и проводимости в цепях переменного тока.

Способы повышения коэффициента мощности симметричных трёхфазных приёмников.

Аналоговые электронные приборы: устройство, принцип действия, основные характеристики.

12

Раздел 2 Основы электроники

8

Тема 2.1

Электронные приборы

Содержание учебного материала:

Общие сведения о полупроводниках.

Полупроводниковые диоды, стабилитроны, транзисторы, тиристоры. Фотоэлектронные приборы. Электронные устройства.Усилители, выпрямители, генераторы. Логические элементы.

2

2

Практическое занятие №8

Ознакомление с паспортными данными транзисторов.

Практическое занятие №9

Ознакомление с паспортными данными фотоэлектронных устройств.

Практическое занятие №10

Расчет однофазного выпрямителя с активным сопротивлением нагрузки.

6

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 2, работа с конспектом, изучение пройденного материала.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка рефератов, докладов, творческих работ.

Полевые транзисторы.

Стабилизаторы напряжения

4

Раздел 3 Электрические машины и трансформаторы

10

Тема 3.1 Трансформаторыи электрические машины постоян-ного и переменного тока

Содержание учебного материала:

Устройство и принцип действия трансформатора.

Трехфазный трансформатор, сварочный трансформатор, измерительные трансформаторы, автотрансформаторы.

Устройство трехфазного асинхронного двигателя.

Принцип действия трехфазного асинхронного двигателя. Пуск в ход асинхронных двигателей. Синхронные машины. Устройство электрических машин постоянного тока. Принцип работы генератора и электродвигателя. Область применения электрических машин.

2

1

Практическое занятие №11

Определение параметров трансформатора по паспортным данным.

Практическое занятие №12

Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором.

4

Тема 3.2 Основы электропривода и электробезопасность в сварочном производстве

Содержание учебного материала:

Аппаратура защиты и управления.Их назначение, виды, устройство, классификации. Защитное заземление, защитное зануление. Заземлители естественные и искусственные, нормы сопротивления, правила заземления. Действие электрического тока на человека. Опасные значения тока и напряжения. Оказание первой помощи при поражении электрическим током.

Комплексный дифференцированный зачет.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 3, работа с конспектом, изучение пройденного материала.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка рефератов, докладов, творческих работ.

Измерительные трансформаторы.

Средства личной защиты сварщиков, соответствующие правилам по электробезопасности и охране труда.

6

Итого

70

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3.  – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому   обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Электротехники», электромонтажной мастерской.

  Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

-  автоматизированное рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий, кодотранспоранты;

- комплект учебно-дидактического материала;

- типовые комплекты учебного оборудования «Электротехника с основами электроники» (www.labstend.ru.)

- стенд для изучения правил ТБ

Технические средства обучения:

  - компьютер с лицензионным программным обеспечением и   мультимедиапроектор, электронная информационная база «Лектор».

    Оборудование мастерской:

- технологическая оснастка;

- наборы инструментов;

- заготовки

Для проведения лабораторных работ необходима специализированная лаборатория, оборудованная стендами типа ЭВ4 и измерительной аппаратурой, обеспечивающими проведение всех предусмотренных в программе лабораторных работ.  

 Для моделирования и исследования электрических схем и устройств при проведении лабораторного практикума, выполнении индивидуальных заданий на практических занятиях, а также текущего и рубежного контроля уровня усвоения знаний необходим специализированный компьютерный класс на 12 – 15 рабочих мест, на базе процессоров Pentium и программ ElectronicsWorkbench, PSpice или LabView и WEWB” (Электронная скамья).

Практические занятия рекомендуется проводить в компьютерном классе (на 12 ...15 рабочих мест) с выдачей индивидуальных заданий после изучения решения типовой задачи. Настоятельно рекомендуется на практических занятиях осуществлять деление группы на подгруппы не более 15 человек, так чтобы за компьютером работал только один обучающийся. Работа бригадой в два человека допускается лишь временно и в качестве исключения.

Проведение контроля подготовленности обучающихся к выполнению лабораторных и практических занятий, рубежного и промежуточного контроля уровня усвоения знаний по разделам дисциплины, а также предварительного итогового контроля уровня усвоения знаний за семестр рекомендуется проводить в компьютерном классе с использованием сертифицированных тестов и автоматизированной обработки результатов тестирования (АОС-КТ).

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе

3.2.1. Печатные издания

  1. Иванов И. И. Электротехника и основы электроники: учебник для СПО / И. И. Иванов, Г. И. Соловьев, В. Я. Фролов. – Санкт-Петербург: Лань, 2021. – 736 с.
  2. Немцов М. В. Электротехника и электроника: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / М.В. Немцов, М.Л. Немцова – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 480 с.
  3. Прошин В.М. Электротехника: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/В.М.Прошин. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 288 с.
  4. Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники: учебное пособие / Ю.Г.Синдеев. – Изд. 11-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 407 с.

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

1.        Электронный ресурс: «Электротехника». Форма доступа: http://electrolibrary.info/bestbooks/b_uch.htm.

2.        http://ftemk.mpei.ac.ru/elpro/(Сайт содержит электронный справочник по направлению «Электротехника, электромеханика и электротехнологии»).

3.        http://www.experiment.edu.ru.

4.          КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

             Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;

Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;

Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

использовать в работе электроизмерительные приборы;

Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;

Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

Знания:

единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;

Дифференцированный зачет, внеаудиторная самостоятельная работа

методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;

Дифференцированный зачет, внеаудиторная самостоятельная работа

свойства постоянного и переменного электрического тока;

Дифференцированный зачет, внеаудиторная самостоятельная работа

принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;

Дифференцированный зачет, внеаудиторная самостоятельная работа

электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;

Дифференцированный зачет, внеаудиторная самостоятельная работа

свойства магнитного поля; двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;

Дифференцированный зачет, внеаудиторная самостоятельная работа

правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании; аппаратуру защиты электродвигателей;

Дифференцированный зачет, внеаудиторная самостоятельная работа

методы защиты от короткого замыкания; заземление, зануление.

Дифференцированный зачет, внеаудиторная самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока производственного обучения по профессии СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

Методическая разработка урока производственного обучения по профессии СПО 15.01.05  Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))...

Рабочая программа "Основы инженерной графики" для 15.01.05 СВАРЩИК (РУЧНОЙ И ЧАСТИЧНО механизированной сварки (наплавки)

Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки). Разработана на основе п...

Комплект инструкционно -технологических карт по профессии СПО 15.01.05 «Сварщик ручной и частично механизированной сварки(наплавки)»

Комплект инструкционно -технологических карт  по профессии СПО 15.01.05 «Сварщик ручной и частично механизированной  сварки(наплавки)»...

КОСы по профессиональному модулю ПМ 01 «Подготовительные сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки» по профессии СПО 15.01.05 «Сварщик ручной и частично механизированной сварки(наплавки)»по учебной и производственной практике

КОСы по профессиональному модулю  ПМ 01 «Подготовительные сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки» по профессии СПО 15.01.05 «Сварщик ручной и частично ме...

Доклад .«Использование инструкционно-технологических карт на уроках производственного обучения по профессии СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) »

Для практики производственного обучения, прежде всего в учебных мастерскиххарактерны следующие основные виды документов письменного инструктирования:инструкционные карты - применяются при освоении и о...

Методическая разработка урока – конкурса профессионального мастерства «Лучший сварщик» По профессии СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

Методическая разработка урока-конкурса профессионального мастерства по профессииСПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)предназначена для мастеров производственного о...