Доклад «Организация аудиторной самостоятельной работы студентов»
статья

Яхина Людмила

Самостоятельная работа связана с самостоятельным добыванием знаний и самостоятельным получением продукта учебно-познавательной деятельности с использованием:

-         аудиторной работы (в виде фрагмента, основной части урока, практического занятия);

-         внеаудиторной работы (выполнение домашнего задания, кружки, творчество);

-         производственной практики;

-         заочного обучения/

Описаны виды организации аудиторной самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных данных, банк расчетных, моделирующих, тренажерных программ и программ для самоконтроля, автоматизированные обучающие и контролирующие системы, информационные базы дисциплины или группы родственных дисциплин и другое. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Организация аудиторной самостоятельной работы студентов

                                                                          Автор: Л.П.Яхина-

                                                                           преподаватель профессионального модуля

                                                                          ФГБОУ МГТУ им. Н.И.Носова

 

             Реализация ФГОС требует от педагогического коллектива профессиональных колледжей больших усилий по разработке комплексного методического обеспечения программ, освоению инновационных форм и методов организации образовательного процесса и формированию практикоориентированной образовательной среды. При переходе на ФГОС СПО существенно увеличивается количество часов, отводимых на самостоятельную работу, что требует от преподавателя усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, новейших технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений

             С введением ФГОС нового поколения значение самостоятельной работы студентов существенно возрастает. Необходимость ее в обучении обусловлена тем, что развитие субъекта профессиональной деятельности невозможно вне деятельности, в которой самостоятельно ставится ее цель, планируются и реализуются действия и операции, полученный результат соотносится с поставленной целью, способы деятельности корректируются и т.д.. Одна из важнейших задач, стоящих перед преподавателем при переходе на обучение по ФГОС СПО, - научить студента самостоятельно учиться в дальнейшем всю жизнь. Во время учебы в колледже закладывается лишь фундамент знаний, умений, владений по избранной специальности (направлению подготовки).

Студент в процессе обучения должен не только освоить основную профессиональную образовательную программу (ОПОП), но и приобрести навыки самостоятельной работы.

Самостоятельная работа связана с самостоятельным добыванием знаний и самостоятельным получением продукта учебно-познавательной деятельности с использованием:

-         аудиторной работы (в виде фрагмента, основной части урока, практического занятия);

-         внеаудиторной работы (выполнение домашнего задания, кружки, творчество);

-         производственной практики;

-         заочного обучения

        Остановимся на способах организации аудиторной самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных данных, банк расчетных, моделирующих, тренажерных программ и программ для самоконтроля, автоматизированные обучающие и контролирующие системы, информационные базы дисциплины или группы родственных дисциплин и другое. Это позволит организовать проблемное обучение, в котором студент является равноправным участником учебного процесса. Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:

 - входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;

 - текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;

 - промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;

 - самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

 - итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;

 - контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

             Так ,например, для выполнения поставленных задач была разработана рабочая тетрадь по дисциплине «Электротехника и электроника», в которой даны задания для аудиторной самостоятельной работы студентов на уроках. Материалы рабочей тетради позволяют углубить знания, проверить их качество. Включенные в рабочую тетрадь задания разнообразны по степени сложности: имеются как сравнительно простые задания, так и достаточно сложные, рассчитанные на более высокий уровень подготовки студентов. Тетрадь предполагает ведение записей и содержит таблицы для заполнения, место для ответов. Давайте рассмотрим отрывок из рабочей тетради

Глава 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ

1.1. ЗАКОН КУЛОНА Запишите формулу закона Кулона:

Ответьте на вопросы:

1.        Что можно определить с помощью закона Кулона?

Ответ:

2.Что произойдет с силой взаимодействия между двумя зарядами, если их из воздуха перенести в воду?

Ответ:

3.        Что произойдет с силой взаимодействия между двумя зарядами, если расстояние между ними увеличить в пять раз?

Ответ:

                                               Выберите правильный ответ:

7. Два заряда на расстоянии 10 см друг от друга помещены в керосин ( = 2).

Как изменится сила взаимодействия этих зарядов в вакууме? (Взаимное расположение зарядов сохраняется).

а)        увеличится в 2 раза;

б)        не изменится;

г) уменьшится в 2 раза

.9.        Электрическое поле каких зарядов изображено на рис. 2

     Рис.2                                      Ответ:

           

         В настоящее время в корне меняется отношение к результатам обучения и, соответственно, к формам и методам их оценки. Если прежде оценка результатов обучения сводилась к оценке уровня знаний, умений и навыков, то в соответствии с новыми образовательными стандартами оценка результатов носит комплексный, интегративный характер: оценивается сформированность как профессиональных, так и общих компетенций. Общие компетенции носят надпрофессиональный характер и выражаются через такие качества личности, как самостоятельность, умение принимать ответственные решения, постоянно учиться и обновлять знания, гибко и системно мыслить, осуществлять коммуникативные действия, вести диалог, получать и передавать информацию различными способами.

         Роль студента заключается в том, чтобы в процессе самостоятельной работы под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения.

       Самостоятельная работа - это планируемая в рамках учебного плана деятельность обучающихся по освоению содержания профессионального модуля СПО, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа студентов как управляемый процесс служит главным образом целям обучения (усвоения, закрепления, совершенствования знаний в объёме колледжныхпрограмм) и приобретения соответствующих умений и навыков, составляющих содержание подготовки специалиста»

        Аудиторная самостоятельная работа организуется во время проведения учебных занятий: на лекции, на практическом и лабораторном занятии, на консультации, при выполнении инициативных, учебно-исследовательских, научно- методических, научно-практических и научно-исследовательских работ и т.д. Рассмотрим значимость различных аудиторных самостоятельных работ:

     1.Лекция является основой самостоятельной учебной работы студента и получения им знаний. Следовательно, студенту необходимо в совершенстве овладеть умениями и навыками самостоятельной работы над лекцией, которая включает в себя: подготовку к слушанию и восприятию её содержания, непосредственное восприятие и осмысливание знаний, записывание их, последующую работу над материалом лекций. И немаловажную роль играет психологический настрой на работу на лекции, готовность слушать, воспринимать, «пропускать через себя», анализировать, записывать и воспринимать информацию. . При записывании материала работает визуальная память, что ведёт к лучшему запоминанию.

    Только при выполнении этих пунктов студента ждёт высокий уровень усвоения знаний и успех в его учебной деятельности. Так, например, во время лекционных занятий по дисциплине «Электрические машины”по специальности 140448”Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования” на тему» Потери и к.п.д. асинхронного двигателя»часть времени отводится на практическое применение лекционного материала, решение задачи, взятой из учебника Кацман М.М.»Электрические машины”. Рассмотрим пример задачи

Задачи для самостоятельного решения

Задача 3.3. Трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором, работающий от сети частотой 50 Гц и напряжением U1 (фазное), имеет параметры, приведенные в табл. 3.3: номинальная мощность Рном, коэффициент мощности соs φ1ном, магнитные потери Рм механические потери Рмх, активное сопротивление фазы обмотки статора r1 при рабочей температуре, активное приведенное сопротивление обмотки ротора r/2 . Рассчитать данные и построить график зависимости КПД от относительного значения полезной мощности η = f 2/ Рном). При этом принять добавочные потери равными Рдоб = 0,005 Р2, а коэффициент мощности считать изменяющимся в функции Р2/ Рном в соответствии с графиком 2 на рис. 13.9.

Таблица  3.3

Величины

1

2

3

4

Рном, кВт

4,0

15

45

5,5

cos φ 1ном

0,89

0,91

0,90

0,86

U1

220

220

220

220

r1, 0м

1,62

0,40

0,083

1,5

r2' , Ом

1,4

0,2

0,043

1,2

Pм, Вт

129

270

730

145

Рмех, Вт

80

250

370

40

         Причем студенты решающие самостоятельно, не опираясь на помощь преподавателя, имеют возможность получить дополнительную задачу, уже более сложную, что дает им ощущение успеха.

     Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов. Кроме того,  во время лекции можно задать вопрос,  на который студенты ,самостоятельно  из учебника найдут ответ, записав его в конспект.

    2.  На практических и семинарских занятиях различные виды самостоятельной работы студентов ( СРС) позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.

 На практических занятиях по техническим дисциплинам нужно не менее 1 часа из двух (50% времени) отводить на самостоятельное решение задач.  . Оценка предварительной подготовки студента к практическому занятию может быть сделана путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5, максимум - 10 минут. Таким образом, при интенсивной работе можно на каждом занятии каждому студенту поставить по крайней мере две оценки.

При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять СРС как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль СРС и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.

 Активность работы студентов на обычных практических занятиях может быть усилена введением новой формы СРС, сущность которой состоит в том, что на каждую задачу студент получает свое индивидуальное задание (вариант), при этом условие задачи для всех студентов одинаковое, а исходные данные различны. Посмотрим пример практической работы по дисциплине «Электрические машины”

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА   №

             

 “Построение круговой диаграммы асинхронного двигателя ”

ЦЕЛЬ: Закрепить  знания   построения  круговой диаграммы

ЗАДАНИЕ: Согласно своему варианту( см. таблицу ) по данным опытов Х.Х и К.З в масштабе построить круговую диаграмму

№ варианта

1

2

3

4

P1, кВт

100

80

75

90

f1, Гц

50

50

50

50

U1н, В

220

230

220

230

I1н, А

150

120

115

120

4

6

4

6

R1, ом

0.05

0.06

0.07

0.05

I0 , А

60

50

45

50

Cos 0

0.2

0.23

0.24

0.25

I 1к, А

300

280

230

240

Cos к

0.3

0.32

0.35

0.3

R к ,Ом

0.08

00.9

0.1

0.08

                              Методические указания

1.определить с помощью калькулятора углы через функцию

                      arccos  :                    углы     0  =        ,                 к =

    2.    Выбираем  масштаб по току  mi =        А/см

   3. Определяем длины векторов

    4. Строим  К.Д. согласно шаблону построения , изученному в лекции

            Перед началом выполнения задачи преподаватель дает лишь общие методические указания (общий порядок решения, точность и единицы измерения определенных величин, имеющиеся справочные материалы и т.п. ). Выполнение СРС на занятиях с проверкой результатов преподавателем приучает студентов грамотно и правильно выполнять технические расчеты, пользоваться вычислительными средствами и справочными данными. Изучаемый материал усваивается более глубоко, у студентов меняется отношение к лекциям, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в решении задачи. Это улучшает посещаемость как практических, так и лекционных занятий.

       Другая форма СРС на практических занятиях может заключаться в самостоятельном изучении каких-либо тем , принципиальных схем, макетов  и т.п., которые преподаватель раздает студентам вместе с контрольными вопросами, на которые студент должен ответить в течение занятия. Например

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА   №

“ИЗУЧЕНИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ( И М) РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ ПРИБОРОВ”

ЦЕЛЬ: Изучить устройство, принцип действия , достоинства и недостатки ,

                                                                                         применение  И.М

ЗАДАНИЕ:    1.  Согласно учебнику Попов”Общая электротехника” стр.204-209    систематизировать  материал в соответствии с таблицей

                     

                       2.Подготовиться к защите практической работ

Название И М

устройство

Принцип действия

достоинства

и недостатки

Применение

3. Лабораторные занятия организуются по принципу модульности. Построение обучения с учетом уровневой дифференциации задач значительно повышает его эффективность, создает для студентов благоприятную среду, ситуацию “успеха”. Использование заданий разного уровня сложности позволяет формировать у студентов реальную самооценку своих знаний, способствует самоорганизации студента, так как при выполнении задания нужно рассчитывать только на свои силы.

       Анализируя  выше сказанное, можно с уверенностью сделать вывод, что только умение и способность  студента самостоятельно выполнять работу может привести к хорошим результатам в учёбе. А хорошие результаты, в свою очередь, непременно идут к отличной защите дипломной работы, получению квалификации и, конечно же, твёрдых знаний во всех областях науки. А приобретённое в колледже умение останется с человеком на всю жизнь и будет сопутствовать ему повсеместно.

Список использованных источников

1.       Ловкова П. П., Суркова А. В. Самостоятельная работа студентов как путь к профессиональной карьере//СПО – 2002 – № 5 – с. 37– 39.    

2.       Новикова Т. В. Самостоятельная работа студентов//СПО – 2003 – № 7 – с. 43 – 44.

3.       Сюзяева Е. Н. Инновационный формы и методы аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов//СПО – 2003 – № 7 – с. 33 – 35.

4.Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./Под ред. С. Я. Батышева. – М., АПО, 1999. – 448 с., ил Т. 3 – Р – Я – 1999.