Паспорт на учебный стенд "Имитатор неисправностей трехфазного асинхронного электродвигателя"
творческая работа учащихся на тему
Имитатор неисправностей трехфазного асинхронного электродвигателя можно использовать в учебном процессе для освоения обучающимися профессиональных компетенций и получения практического опыта при подготовке специалистов среднего звена по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования. Стенд позволяет смоделировать до 12 неисправностей электродвигателя: обрыв обмотки, межвитковое замыкание, замыкание витков обмотки на корпус и другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_na_imitator_neispravnostey.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Юргинский техникум машиностроения и информационных технологий»
Учебный стенд
Имитатор неисправностей трехфазного асинхронного электродвигателя
ПАСПОРТ
Выполнили:
Студенты 3-го курса специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» Гричишкин Д., Дюпин Д..
Руководитель – преподаватель дисциплин технического профиля Сабиров Ильдар Рашитович.
г.Юрга
1. Назначение и область применения.
Современные трёхфазные асинхронные двигатели являются преобразователями электрической энергии в механическую. Благодаря своей простоте, низкой стоимости и высокой надёжности асинхронные двигатели получили широкое применение. Они присутствуют повсюду, это самый распространённый тип двигателей, их выпускается 90% от общего числа двигателей в мире.
При эксплуатации электродвигателей в них по разным причинам возникают неисправности, которые могут привести к перерывам в работе станков и других производственных механизмов. Для того чтобы такие перерывы возможно меньше сказывались на выполнении предприятием производственных планов, необходимо уметь быстро найти причину неисправности и устранить ее.
Имитатор неисправностей трехфазного асинхронного электродвигателя можно использовать в учебном процессе для освоения обучающимися профессиональных компетенций и получения практического опыта при подготовке специалистов среднего звена по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования. Стенд позволяет смоделировать до 12 неисправностей электродвигателя: обрыв обмотки, межвитковое замыкание, замыкание витков обмотки на корпус и другие.
2. Описание повреждений электродвигателя.
К электрическим повреждениям электродвигателей относятся:
- межвитковые замыкания;
- обрывы в обмотках;
- пробой изоляции на корпус;
- старение изоляции;
- распайка соединений обмотки с коллектором;
- неправильная полярность полюсов;
- неправильные соединения в катушках и др.
Ниже приведено краткое описание некоторых неисправностей в электродвигателях, возможные причины их возникновения.
К электрическим неполадкам относятся: внутренние обрывы в обмотке статора или ротора, обрыв в питающей сети, нарушения нормальных соединений в пусковой аппаратуре. При обрыве обмотки статора в нем не будет создаваться вращающееся магнитное поле, а при обрыве в двух фазах ротора в обмотке последнего не будет тока, взаимодействующего с вращающимся полем статора, и двигатель не сможет работать. Если обрыв обмотки произошел во время работы двигателя, он может продолжать работать с номинальным вращающим моментом, но скорость вращения сильно понизится, а сила тока настолько увеличится, что при отсутствии максимальной защиты может перегореть обмотка статора или ротора.
Местный нагрев обмотки статора, который обычно сопровождается сильным гудением, уменьшением скорости вращения двигателя и неравномерными токами в его фазах, а также запахом перегретой изоляции. Эта неисправность может возникнуть в результате неправильного соединения между собой катушек в одной из фаз, замыкания обмотки на корпус в двух местах, замыкания между двумя фазами, короткого замыкания между витками в одной из фаз обмотки статора.
Местный нагрев активной стали статора происходит из-за выгорания и оплавления стали при коротких замыканиях в обмотке статора.
Повреждения изоляции обмоток могут произойти от длительного перегрева двигателя, увлажнения и загрязнения обмоток, попадания на них металлической пыли, стружек, а также в результате естественного старения изоляции. Повреждения изоляции могут вызвать замыкания между фазами и витками отдельных катушек обмоток, а также замыкание обмоток на корпус двигателя.
3. Работа с имитатором неисправностей трехфазного асинхронного электродвигателя.
Подключите все шесть выходных клемм исправного двигателя к клеммам стенда, которые расположены в верхней части стенда. К клемме со значком подключите корпус двигателя. Клеммы в коробке двигателя не должны быть соединены между собой.
В нижней части стенда имеются также семь клемм, которые служат для поиска неисправностей электродвигателя.
В нормальном положении переключателей клеммы поиска неисправностей дублируют клеммы для подключения электродвигателей.
Нормальным положением переключателей считается следующая комбинация: переключатели SA1, SA2, SA3 находятся в положении «I», остальные переключатели находятся в положении «0».
В нормальном положении сопротивление на парах клемм U1-U2, V1-V2, W1-W2 должно быть около 150 Ом. Сопротивление между любым концом обмотки и корпусом, а также сопротивление между разноименными обмотками должно стремиться к ∞.
Соответствие положений переключателей и типов неисправностей приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Соответствия положения переключателей SA и типа неисправности
Наименование переключателя | Положение | Тип неисправности |
SA1 | I | Нормальное положение |
0 | Обрыв обмотки U | |
II | Замыкание витков обмотки U | |
SA2 | I | Нормальное положение |
0 | Обрыв обмотки V | |
II | Замыкание витков обмотки V | |
SA3 | I | Нормальное положение |
0 | Обрыв обмотки W | |
II | Замыкание витков обмотки W | |
SA4 | I | Замыкание между обмотками U и V |
0 | Нормальное положение | |
SA5 | I | Замыкание между обмотками V и W |
0 | Нормальное положение | |
SA6 | I | Замыкание между обмотками U и W |
0 | Нормальное положение | |
SA7 | I | Замыкание обмотки U на корпус |
0 | Нормальное положение | |
SA8 | I | Замыкание обмотки V на корпус |
0 | Нормальное положение | |
SA9 | I | Замыкание обмотки W на корпус |
0 | Нормальное положение |
4. Моделирование и поиск неисправностей.
4.1 Обрыв обмотки
Этот вид неисправности определяется замером сопротивления обмотки мультиметром. Прибор покажет сопротивление, стремящееся к ∞, которое учитывает образованный разрывом участок воздушного пространства.
Для моделирования неисправности обмотки U, переведите переключатель SA1 в положение «0».
Поиск неисправности: настройте мультиметр на определение сопротивления и подключите его к концам обмотки U1 и U2. Сопротивление должно стремиться к ∞.
Аналогично проводится моделирование и поиск неисправностей в обмотках V и W.
4.2 Замыкание витков обмотки.
Междувитковое замыкание определяется проверкой сопротивления. У трехфазного двигателя на статоре используются обмотки с одинаковыми электрическими характеристиками, обладающими равными сопротивлениями. Данная величина измеряется с помощью мультиметра. Полученные показания сравниваются с сопротивлением, присутствующим в исправной обмотке. Если в проверяемой обмотке сопротивление ниже, чем в образцовой, то это свидетельствует о наличии в ней межвиткового замыкания.
Для моделирования неисправности обмотки U, переведите переключатель SA1 в положение «II».
Поиск неисправности: настройте мультиметр на определение сопротивления и подключите его к концам обмотки U1 и U2, замерьте сопротивление. Аналогично проверьте сопротивление на обмотках V и W. Сопротивление обмотки U окажется ниже, чем сопротивление других обмоток, значит в обмотке присутствует межвитковое замыкание.
Аналогично проводится моделирование и поиск неисправностей в обмотках V и W.
4.3 Замыкание между обмотками
Этот вид неисправности определяется замером сопротивления между обмотками. В исправном состоянии двигателя, обмотки изолированы друг от друга. Поэтому сопротивление между обмотками стремится к ∞.
Для моделирования замыкания между обмотками U и V, переведите переключатель SA4 в положение «I».
Поиск неисправности: настройте мультиметр на определение сопротивления и замерьте сопротивление, между концами обмоток U и V. На экране мультиметра отображается значение сопротивления в Омах, отличное от ∞, значит между обмотками образовалась электрическая связь, т.е. замыкание.
Аналогично проводится моделирование и поиск замыкания между другими обмотками.
4.4 Замыкание обмотки на корпус
Этот вид неисправности определяется замером сопротивления между обмоткой и корпусом двигателя. В исправном состоянии двигателя, обмотки изолированы от статора двигателя. Поэтому сопротивление между ними стремится к ∞.
Для моделирования замыкания между обмоткой U корпусом двигателя, переведите переключатель SA7 в положение «I».
Поиск неисправности: настройте мультиметр на определение сопротивления и замерьте сопротивление, между концами обмоток U1 и корпусом двигателя, обозначенного значком . На экране мультиметра отображается значение сопротивления в Омах, отличное от ∞, значит между обмоткой U и корпусом двигателя образовалась электрическая связь, т.е. замыкание.
Аналогично проводится моделирование и поиск замыкания между другими обмотками.